Периодический закон в свете учения о строении атома презентация

Оглавление:

Презентация «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома» 9 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Атомы элементов одного периода Периодической таблицы Д.И.Менделеева отличаются тем, что заряды их ядер возрастают на единицу (в ядре на один протон становится больше), а, следовательно, на электронной оболочке становится на один электрон больше по сравнению с атомом предыдущего элемента.

  • Атомы элементов одного периода Периодической таблицы Д.И.Менделеева отличаются тем, что заряды их ядер возрастают на единицу (в ядре на один протон становится больше), а, следовательно, на электронной оболочке становится на один электрон больше по сравнению с атомом предыдущего элемента.
  • В зависимости от того, на какую орбиталь отправился последний электрон, химические элементы можно разделить на семей­ства (блоки): s, р, d, f

к s-элементам относят элементы главных подгрупп I и II групп Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, а также гелий;

  • к s-элементам относят элементы главных подгрупп I и II групп Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, а также гелий;
  • к р-элементам — элементы главных подгрупп П1 — VIII групп;
  • к d-элементам — элементы побочных подгрупп I — VIII групп;
  • к f-элементам — лантаноиды и актиноиды.

Открытие Периодического закона Д. И. Менделеевым

  • Открытию Периодического закона предшествовало накопление знаний о веществах и их свойствах. По мере открытия новых химических элементов, изучения состава и свойств их соединений появлялись первые попытки классифицировать элементы по каким-либо признакам.
  • Выдающийся шведский химик Й.Я.Берцелиус разделил все элементы на металлы и неметаллы на основании различий в свойствах образованных ими простых веществ и соединений (металлам соответствуют основные оксиды и основания, неметаллам — кислотные оксиды и кислоты).
  • В 1816 г. немецкий химик И.В.Деберейнер обнаружил сходство в тройках элементов, которые он назвал триадами. Действительно, похожими свойствами обладают литий, натрий и калий; сера, селен и теллур; хлор, бром и йод; кальций, стронций и барий.

В 1862 г. профессор Парижской высшей школы А.Шанкуртуа попробовал расположить химические элементы в порядке возрастания их атомных масс по спирали на поверхности воображаемого цилиндра. Оказалось, что для элементов, находящихся друг под другом, характерно определенное сходство в химических свойствах.

  • В 1862 г. профессор Парижской высшей школы А.Шанкуртуа попробовал расположить химические элементы в порядке возрастания их атомных масс по спирали на поверхности воображаемого цилиндра. Оказалось, что для элементов, находящихся друг под другом, характерно определенное сходство в химических свойствах.
  • В 1865 г. английский химик Д. Ньюлендс расположил известные к тому времени элементы в порядке возрастания их атомных масс и обнаружил поразительное сходство между каждым восьмым элементом подобно строению музыкальной октавы, состоящей из восьми звуков. Свое открытие Д. Ньюлендс назвал законом октав

В отличие от работ предшественников предложенная русским химиком Д. И. Менделеевым Периодическая таблица химических элементов имела четкую структуру в виде групп и периодов, в которой нашлось место не только для всех известных в то время элементов, но и были оставлены пустые места для еще не обнаруженных.

  • В отличие от работ предшественников предложенная русским химиком Д. И. Менделеевым Периодическая таблица химических элементов имела четкую структуру в виде групп и периодов, в которой нашлось место не только для всех известных в то время элементов, но и были оставлены пустые места для еще не обнаруженных.
  • Открытие Д. И. Менделеева позволило предсказать существование неизвестных элементов, спрогнозировать их свойства, исправить неверно определенные атомные массы уже известных элементов.

В основу своей работы по классификации химических элементов Д. И. Менделеев положил два их основных и постоянных признака: атомную массу и свойства образуемых этими элементами веществ.

  • В основу своей работы по классификации химических элементов Д. И. Менделеев положил два их основных и постоянных признака: атомную массу и свойства образуемых этими элементами веществ.
  • Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Сопоставляя эти сведения, ученый составил естественные группы сходных по свойствам элементов.
  • При этом он обнаружил, что свойства элементов в некоторых пределах изменяются линейно (монотонно усиливаются или ослабевают), затем после резкого скачка периодически (т.е. через определенное число элементов) повторяются

На основании своих наблюдений 1 марта 1869 г. Д. И. Менделеев сформулировал Периодический закон:

  • На основании своих наблюдений 1 марта 1869 г. Д. И. Менделеев сформулировал Периодический закон:
  • Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов (от их относительных атомных масс).
  • На основании Периодического закона Д.И.Менделеев создал свою знаменитую таблицу химических элементов — графическое отображение Периодического закона.

ВЫВОДЫ

  • В результате мы пришли к нескольким важным выводам.
  • Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от величины положительного заряда их атомных ядер.
  • Причина сходства в свойствах элементов одной группы заключается в периодическом повторении конфигурации валентных электронов.
  • Номер внешнего энергетического уровня атома совпадает с номером периода, в котором расположен элемент.
  • Число валентных электронов, как правило, совпадает с номером группы элемента в Периодической системе и его высшей степенью окисления в соединениях.

По горизонтали таблица Менделеева делится на семь периодов:

  • По горизонтали таблица Менделеева делится на семь периодов:
  • период I включает два элемента: водород Н и гелий Не;
  • период II начинается литием Li и оканчивается неоном Ne (8 элементов);
  • период III начинается натрием Na и оканчивается аргоном Аr (8 элементов).
  • периоды IV, V содержат по 18 элементов;
  • период VI включает 32 элемента;
  • период VII незаконченный; состоит пока из одного ряда.
  • Три первые периода, состоящие каждый из одного ряда, называют малыми периодами.
  • Периоды IV, V, VI включают по два ряда элементов; их называют большими периодами.

Период начинается активным металлом – переходит к амфотерным элементам – затем к неметаллам и заканчивается инертным газом

  • Период начинается активным металлом – переходит к амфотерным элементам – затем к неметаллам и заканчивается инертным газом

По вертикали химические элементы распределены по восьми группам.

  • По вертикали химические элементы распределены по восьми группам.
  • Каждая группа состоит из двух подгрупп — главной и побочной.
  • Подгруппа, в которую входят элементы и малых, и больших периодов, называют главной.
  • Подгруппа, в которую входят элементы только больших периодов, называют побочной.
  • Так, в главную подгруппу I группы входят литий, натрий, калий, рубидий и франций. Это подгруппа лития.
  • Побочная подгруппа I группы включает медь, серебро и золото (подгруппа меди).

uchitelya.com

Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме:
Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Закономерности изменения свойств химических элементов и строение атома.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете теории строения атома Все состоит из элементов, Все то, что окружает нас: Вода, духи, стекло, пигменты, И воздух, и угарный газ.

Физический смысл порядкового номера химического элемента Порядковый номер элемента Число п ротоновв ядре Заряд я дра атома Число электронов

Физический смысл положения химического элемента Номер периода Количество энергетических уровней Номер группы (для А подгруппы) Число электронов на внешнем электронном слое атома Номер группы (для В подгруппы) Число валентных электронов

Закономерности изменения свойств химических элементов в группе В группе А Число электронов на внешнем слое одинаково Одинаковая валентность Постепенно увеличивается количество энергетических уровней Усиливаются металлические свойства Ослабевают неметаллические свойства

Закономерности изменения свойств химических элементов в периоде В периоде (малом) Постепенно увеличивается число электронов на внешнем слое (1, 2, 3… 8) Увеличивается валентность в высшем оксиде от 1 до 7 Постепенно уменьшается радиус атома Металлические свойства постепенно ослабевают, а неметаллические — усиливаются Закономерно уменьшается валентность в летучих водородных соединениях от 4 до 0

Особенности изменения свойств химических свойств в большом периоде В большом периоде Заполняется электронами предвнешний слой d -подуровень Металлические свойства изменяются медленно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м.

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет.

Конспект открытого урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы». Программа Н. Е. Кузнецовой.

Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна.

Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п.

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов.

Конспект урока в 8 классе по химии :Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды.

nsportal.ru

«Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь» Урок химии в 8 классе. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемfestival.1september.ru

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету «Химия» на тему: ««Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь» Урок химии в 8 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атомов. Химическая связь» Урок химии в 8 классе

2 Девиз урока: Дорога к знанию? Ну, что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: Вы ошибаетесь и ошибаетесь, И ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом.

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТА ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Р – 3 период, VA группа Р · +15 ) 2 ) 8 ) 5 1S² 2S² 2p 3S² 3p 3 B = III, V, СО = -3, +3, +5 Неметалл Высший оксид – Р 2 О 5 – кислотный Гидроксид – Н 3 РО 4 – фосфорная кислота Важнейшие соли – Са 3 (РО 4 ) 2 – фосфаты Летучее водородное соединение — РН 3 — фосфин

4 Самостоятельная работа 1(7 мин) Цель: показать знания строения атома, умения характеризовать элементы по положению в ПСХЭ Дайте сравнительную характеристику элементов по положению в ПСХЭ 5, 13 3, 7 2, 9 6, 12

5 Работа с определениями (5 мин) Химический словарь «Периодическая система химических элементов» Вариант 1 И.В. Деберейнер Л. Мейер Д. Ньюлендс Определение периодического закона Сущность периодического закона Металл Неметалл Массовое число атома Принцип Паули Правило Хунда Атом

6 Словарь терминов 1.Химический элемент – это… 2.Изотоп – это разновидность атома одного химического элемента… 3.Группа – это вертикальная последовательность элементов,_______________________, в пределах которой усиливаются ________, и ________. 4.Электрон – это элементарная частица, имеющая заряд +1, которая входит в состав ядра. 5.Нейтрон – это элементарная частица, входящая в состав ядра и имеющая m=1 и заряд Протон – это…

7 Тест. Вариант Чем определяется место хим. элемента в ПСХЭ? а) числом электронов в атоме, б) числом электронов на внешнем уровне, в) числом нейтронов в атомном ядре, г) числом протонов в атомном ядре, д) правильного ответа нет. 2. Атом какого из перечисленных элементов имеет наибольший радиус? а) бериллий, б) бор, в) углерод, г) азот

8 Фронтальный опрос Определите вид химической связи в соединениях, постройте схемы образования выделенных молекул. N2, Br2, H2O, HJ, Na2O, KJ H2, O3, H2S, CO2, MgO, CaCl2 Cl2, P4, HF, NH3, K2O, FeCl3 J2, F2, PH3, N2O, CaO, Li3N Цель: уметь определять по формуле вид химической связи. Опрос по вариантам самостоятельной работы, затем самостоятельная работа 2.

9 Работа с «сорбонками» (3 мин), подведение итогов урока. ФормулаВид химической связи NH3Ковалентная полярная P2O5Ковалентная полярная KClИонная MgJ2Ионная O3Ковалентная неполярная N2Ковалентная неполярная H3PO4Ковалентная полярная

www.myshared.ru

ТЕМА УРОКА «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МОУ « СОШ 1 Г. СТРОИТЕЛЬ» МЕРЕМЬЯНИНА ТАТЬЯНА. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВадим Головин

Похожие презентации

Презентация по предмету «Химия» на тему: «ТЕМА УРОКА «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МОУ « СОШ 1 Г. СТРОИТЕЛЬ» МЕРЕМЬЯНИНА ТАТЬЯНА.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ТЕМА УРОКА «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА В СВЕТЕ УЧЕНИЯ О СТРОЕНИИ АТОМА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МОУ « СОШ 1 Г. СТРОИТЕЛЬ» МЕРЕМЬЯНИНА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА

2 ЦЕЛИ УРОКА: закрепление знаний о причинах изменения свойств элементов на основании положения в системе; закрепление знаний о причинах изменения свойств элементов на основании положения в системе; обеспечить развитие у школьников умений обоснованно объяснять и сравнивать свойства элементов, а также образованных ими простых и сложных веществ; обеспечить развитие у школьников умений обоснованно объяснять и сравнивать свойства элементов, а также образованных ими простых и сложных веществ; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала по теме: «Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки, промышленности». помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала по теме: «Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки, промышленности».

3 Проверка выполнения домашнего задания ОТВЕТЫ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 – – – – – ОЦЕНКА: ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 1 БАЛЛ 2 БАЛЛА — «2» 3 БАЛЛА – «3» 4 БАЛЛА — «4» 5 БАЛЛОВ – «5»

4 «Законы тем и могут быть важны, что они дают обладание вместо рабства, они дают возможность предугадывать то, что фактически неизвестно » Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ Первоначальные классификации химических элементов Первоначальные классификации химических элементов Классификация Берцелиуса – – все элементы были разделены по физическим и химическим свойствам простых веществ на металлы и неметаллы.

5 Закон триад Дёберейнера Элементы были поделены на триады – группы из трёх сходных в химическом отношении элементов. Расположив элементы в триадах в порядке возрастания их атомных масс, Дёберейнера обнаружил интересную математическую закономерность: атомная масса среднего элемента в каждой триаде приблизительно равна среднеарифметической величине из атомных масс двух крайних элементов Литий – Натрий — Калий =46/2=23 Классификация элементов по периодам, получила развитие дальше. Стали выявляться новые триады родственных элементов. В 1875 году господин Ленссен укладывает почти все известные к этому времени элементы в 20 триад.

6 Закон октав Ньюлендса 62 элемента были расположены в порядке возрастания их атомных масс и сгруппированы по семь элементов, как в музыкальной гамме сходные ноты повторяются через каждые семь нот. Выявил, что каждый, восьмой элемент похож по свойствам на первый элемент в предшествующей группе. Поэтому закон и был назван – законом октав. Однако, в таблице закона октав было много нарушений гармонии. Ньюлендса первый подметил явление периодичности свойств элементов, расположенных в ряд по увеличению атомных масс. Классификация де Шанкуртуа О н расположил 50 элементов по винтовой линии. В этой системе заключался зародыш периодического закона.

7 Классификация Мейера В 1852 г. английский учёный Франкленд ввёл в науку понятие «атомность» (валентность). Мейер составил таблицу, основанную на сходстве элементов по их валентности по водороду. Более чем кто другой из учёных он был близок к открытию Периодического закона. И всё же не решился на смелые выводы, уступив честь открытия величайшего из законов Дмитрию Ивановичу Менделееву

8 СОЗДАНИЕ ПСХЭ. ВАРИАНТЫ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ. Еще, будучи студентом Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ заподозрил, что между химическими элементами существует взаимосвязь. Пятнадцать лет он пытался с разных сторон изучить этот вопрос. Копил материал, считал, сопоставлял г. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВУ исполнилось 35 лет. К тому времени было известно только 63 элемента. Атомные массы трети из них были не точны. «В ту пору я был возбуждён от предчувствия близости открытия, с месяц не мог спать спокойно из-за «нервного» состояния.17 ФЕВРАЛЯ я должен был сесть в поезд и по просьбе Вольного экономического общества ехать в Тверскую губернию обследовать местные сыроварни. Но поездка не состоялась. В ночь на 17 ФЕВРАЛЯ(1 МАРТА ПО НОВОМУ СТИЛЮ) я не спал, бегал по кабинету, пил остывший чай. Наконец, схватил стопку визитных карточек и стал раскладывать их в системе возрастания атомных весов. Обессилев, я рухнул на диван прямо в кабинете и тут же заснул. Но заведённый мозг продолжал лихорадочно работать. И вдруг во сне я ясно и чётко увидел свою таблицу».

9 Сравните атомы элементов: а) 11 — Na, 15 — Р, 17 — С1, 18 — Аr; б) 3, 19, 37. Ответьте на следующие вопросы Вопрос 1: Какой заряд ядра данных атомов, что с ним происходит? Ответ: а)Na +11, Р +15, С1 +17, Аr +18; заряд ядра возрастает к концу периода постепенно; б)Li +3; К +19; Rb +37; заряд ядра возрастает быстро к концу группы, главной подгруппы. Вопрос 2:Определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне. Что наблюдается? Ответ: а)Na 1ē; Р 5ē; С1 7ē; Аr 8ē. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне возрастает постепенно к концу периода. б)Li 1ē, К 1ē, Rb 1ē. Количество электронов на внешнем энерг. уровне остается неизменным к концу группы главной подгруппы.

10 Сравните атомы элементов: а) 11 — Na, 15 — Р, 17 — С1, 18 — Аr; б) 3, 19, 37. Ответьте на следующие вопросы Вопрос 3: Сколько энергетических уровней в атомах данных элементов, что наблюдается? Ответ: а)Na три, Р три, С1 три, Аr три. Количество энергетических уровней не изменяется, одинаково. б)Li два, К четыре, Rb пять. Количество энергетических уровней возрастает к концу группы главной подгруппы. б)Li два, К четыре, Rb пять. Количество энергетических уровней возрастает к концу группы главной подгруппы. Вопрос 4: Как Вы считаете, что же происходит с атомным радиусов, вследствие данных изменений? а)к концу периода; б)к концу группы, главной подгруппы Ответ: а)к концу периода атомный радиус уменьшается вследствие усиленного взаимного притяжения ядра атома и электронов внешнего энергетического уровня а)к концу периода атомный радиус уменьшается вследствие усиленного взаимного притяжения ядра атома и электронов внешнего энергетического уровня б)к концу группы, главной подгруппы атомный радиус возраста т. к. увеличивается количество энергетических уровней в атоме. б)к концу группы, главной подгруппы атомный радиус возраста т. к. увеличивается количество энергетических уровней в атоме.

11 Вопрос 5: Сказываются ли такие изменения атомных радиусов в периодах и группах, главных подгруппах на способность атомов отдавать электроны, или их присоединениях? Ответ: При уменьшении атомного радиуса ослабевает способность атомов отдавать электроны, усиливается способность принимать электроны. К концу периода атомы элементов легче принимают электроны, что обеспечивает проявление неметалл личности. При увеличении атомного радиуса возрастает способность атомов отдавать электроны. К концу группы, главной подгруппы атомы элементов легче отдают электроны, что обеспечивает проявление металличности. В малых периодах изменение свойств элементов происходит быстро, в больших периодах медленно, т. к. у атомов достраивается превнешний энергетический уровень. В сверхбольших периодах (VI,VII) изменения происходят еще медленнее, т. к. у лантаноидов и актиноидов достраивается не внешний или пред внешний, а третий снаружи уровень с 18ē до 32ē, вследствие чего свойства этих элементов сходны между собой, и эти элементы образуют семейства лантаноидов и актиноидов. Вопрос 6: В чем же причина периодичностного изменения свойств элементов? Сравните строение атомов элементов 3, 11, 19, 37. В чем их сходство и в чем различие? Ответ: Это элементы Li, Na, К, Rb. Они расположены в I группе главной подгруппе, имеют одинаковое строение внешнего энергетического уровня Li 2s 1, Na 3s 1, К 4s 1, Rb 5s 1. Однако у каждого из данных элементов электрон внешнего энергетического уровня расположен на разном удалении от ядра атома, вследствие чего химическая активность их разная, но свойства их сходны. Причиной периодичности и является изменение строения внешнего, а также предвнешнего энергетического уровня; повторение числа электронов внешнего (предвнешнего) энергетического уровня.

12 Сложные вещества еще одна форма существования химических элементов. Вопрос 7: как изменяются свойства высших оксидов и гидроксидов элементов в периоде? Ответ: характер высших оксидов элементов в пределах одного периода изменяется от основного через амфотерный к кислотному: Например: Na 2 О MgO А1 2 О 3 Si0 2 Р S0 3 Сl Аналогично для элементов одного периода гидроксиды основания через амфотерный гидроксид сменяются все более сильными кислотами: NaOH Mg(OH) 2 Аl (ОН) 3 H 2 Si0 3 Н 3 Р0 4 H 2 S0 4 НСl0 4. Вопрос 8: Как вы думаете, в чем причина таких изменений? Как изменяются низшие и высшие СО элементов в периоде? Ответ: Это связано с возрастанием степени окисления атома, ослаблением «металличности» соответствующего элемента.

13 Свойства химических элементов, простых веществ, форма и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от атомных весов. Первый этап познания характеризуется: Закон объясняется на основе атомно-молекулярной теории. Химический элемент понимали как вид атомов с одинаковой относительной атомной массой. Сделана перестановка элементов: Аr К, Со Ni, Те I. Причина ее не установлена. Причина периодичности свойств элементов не ясна. Значение закона на первом этапе: Исправлены атомные массы некоторых элементов. Дана научная классификация элементов на основе периодического закона с учетом их атомных масс и химических свойств. Пересказано открытие ряда элементов. Описаны подробно свойства экабора, экаалюминия, эко кремния. Открыты инертные газы.

14 Свойства химических элементов простых веществ. Форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда атомных ядер Второй этап познания характеризуется: Закон объясняется на основе теории строения атома. Химический элемент принимают как вид атома с одинаковым зарядом ядра. Объяснена причина перестановки Аr К, Со Ni, Те I. Элементы поставлены в соответствии с зарядом их атомных ядер. У впередистоящего элемента больше тяжелых изотопов, поэтому его относительная атомная масса больше. Объяснена причина периодичности свойств элементов: периодически повторяется число электронов на внешнем (предвнешнем) энергетическом уровне. Значение закона на втором этапе: Создана теория строения атома. Создана теория строения атома. Дана научная классификация химических элементов на основе периодического закона и строения атомов элементов. Дана научная классификация химических элементов на основе периодического закона и строения атомов элементов. Определена естественная граница периодической системы. Определена естественная граница периодической системы. Открыты элементы 43, 61, 72, 75, 85, 87, 91. Открыты элементы 43, 61, 72, 75, 85, 87, 91. Синтезированы элементы Синтезированы элементы Сделаны открытия в науках: физике, геологии, биологии. Сделаны открытия в науках: физике, геологии, биологии.

15 Значение закона для учебных целей: а)значительно сокращено время на изучение свойств элементов, появляется возможность прогнозирования их свойства; б) формулируется убеждение, что окружающий мир един, т.к. состоит из одних и тех же химических элементов, и он познаваем.ОТВЕТЫ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 – – – – – ОЦЕНКА: ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 1 БАЛЛ 2 БАЛЛА — «2» 3 БАЛЛА – «3» 4 БАЛЛА — «4» 5 БАЛЛОВ – «5»

www.myshared.ru

Периодический закон в свете учения о строении атома презентация

Изображения

Менделеев Дмитрий Иванович

(Источник: Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян)

Рисунок 5 а). Как создавалась Периодическая система Д.И. Менделеева

(Источник: Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян)

Рисунок 5 б). Как создавалась Периодическая система Д.И. Менделеева

(Источник: Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян)

Рисунок 6. Длиннопериодный вариант Периодической системы Д.И. Менделеева

(Источник: Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян)


Таблица 1. Положение водорода в периодической системе Д.И. Менделеева

(Источник: Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян)

Презентация

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — величайшее открытие конца XIX в. в области химии, основа современной химии, динамичное и развивающееся учение. Оно отражает явления, реально существующие в природе, и поэтому никогда не потеряет своего значения.

Открытие Периодического закона и Периодической системы было подготовлено всем ходом истории развития химии, однако потребовалась гениальность Д. И. Менделеева, его дар научного предвидения, чтобы эти закономерности были сформулированы и графически представлены в виде таблицы.

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона

Д. И. Менделеев расположил все известные ко времени открытия Периодического закона химические элементы в ряд (рис. 5, а), по возрастанию их атомных масс (во времена Д. И. Менделеева эту величину называли атомным весом) и отметил в нем отрезки — периоды (рис. 5, б), в которых свойства элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом, а именно (в современных терминах):
1) металлические свойства ослабевали;
2) неметаллические свойства усиливались;
3)степень окисления элемента в высших оксидах увеличивалась с +1 до +7 (+8);
4)степень окисления элементов в гидридах (твердых солеподобных соединениях металлов с водородом) увеличивалась с +1 до +3, а затем увеличивалась в летучих водородных соединениях с -4 до -1;
5) оксиды от основных через амфотерные сменялись кислотными;
6) гидроксиды от щелочей через амфотерные гидроксиды сменялись все более сильными кислотами.

На основании этих наблюдений Д. И. Менделеев сделал вывод — сформулировал Периодический закон.

Днем рождения Периодического закона считается 1 марта 1869 г.

Периодический закон в свете учения о строении атома

Формулировка Периодического закона, данная Д. И. Менделеевым, отражала состояние науки на тот период времени, когда о сложном строении атома ученые только догадывались. Можно поражаться гениальности выдающегося русского химика, который на основании величайшей научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов. Д. И. Менделеев создал таблицу так, что она, будучи довольно простой, тем не менее максимально характеризует строение атомов химических элементов и не претерпела никаких принципиальных изменений уже на протяжении почти полутора столетий.

Последующие открытия в области физики и химии только дополняли и углубляли открытие Д. И. Менделеева. Как вы уже знаете, было доказано сложное строение атома, предложены модели, отражающие его строение, а также было открыто явление существования изотопов и закон Мозли. Суть последнего состоит в том, что заряд ядра атома каждого элемента в таблице Менделеева возрастает на единицу по сравнению с зарядом ядра атома предыдущего элемента. Следовательно, заряд атомного ядра совпадает с порядковым номером элемента в таблице Менделеева. Таким образом, закон Мозли вскрыл истинный принцип, по которому гениальный ученый интуитивно расположил элементы в предложенной им системе.

Эти открытия потребовали уточнить первую, менделеевскую, формулировку Периодического закона. В современной редакции этот закон звучит так:

Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Периодическая система Д. И. Менделеева — это графическое выражение Периодического закона.
Существует множество различных модификаций Периодической системы химических элементов, однако наиболее употребительны: в средней школе короткопериодный вариант (им мы и пользуемся в нашем учебнике), а в высшей — также и длиннопериодный (рис. 6).
 p;
Порядковый номер элемента, номер периода и номер группы в Периодической системе Д. И. Менделеева отражают какую-либо особенность или закономерность в строении атомов элементов.

Так, порядковый номер элемента, как вы знаете, указывает на заряд атомного ядра, т. е. число протонов в нем, и на число электронов в электронной оболочке атома, так как он электронейтрален. Число нейтронов для изотопов химического элемента находят по формуле: N = А — Z, где N — число нейтронов, А — массовое число атома, Z — порядковый номер элемента.

Номер периода указывает на число энергетических уровней (электронных слоев) в атоме.

Номер группы указывает на число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов для элементов главных подгрупп или на максимальное число валентных электронов для элементов обеих подгрупп.

Валентными называют электроны, которые могут принимать участие в образовании химической связи. Для элементов главных подгрупп такими электронами являются электроны внешнего энергетического уровня, и их число равно номеру группы. Для элементов побочных подгрупп валентными являются не только электроны внешнего, но также и предвнешнего энергетического уровня, однако и в этом случае максимальное их число определяется номером группы.

Особенности строения атома объясняют и закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах.

В пределах одного и того же периода металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются, так как:
а) увеличиваются заряды атомных ядер элементов;
б) увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов;
в) число энергетических уровней в атомах элементов не изменяется;
г) радиус атомов уменьшается.

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают, так как:
а) увеличиваются заряды атомных ядер элементов;
б) число электронов на внешнем энергетическом уровне не изменяется;
в) увеличивается число энергетических уровней в атомах;
г) увеличивается радиус атомов.

В больших периодах (4—6) эти изменения происходят более медленно, так как у атомов элементов побочных подгрупп строится до 18 электронов не внешний, а пред- внешний уровень, и только потом начинает достраиваться внешний уровень с 2 до 8 электронов в соответствии с номером группы.

Эти особенности в строении атомов позволяют дать ответ на вопрос, почему заряд атомного ядра элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева возрастает монотонно, а свойства изменяются периодически, — т. е. дать еще одну, причинно-следственную формулировку Периодического закона:

Положение водорода в Периодической системе Д. И. Менделеева

Каждому элементу в Периодической системе Д. И. Менделеева отведено место, строго определенное зарядом атомного ядра. Единственный элемент, которому в таблице Менделеева отведено два места, причем в резко противоположных группах (щелочных металлов и галогенов) — это водород. Причины такого особенного положения водорода отражены в таблице 1.

Значение Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева являют собой триумф российской химической науки. Подумайте сами, ведь все ученые, которые занимались поиском естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же научные предпосылки для обобщения. Почему же ни одному из них, кроме Д. И. Менделеева, не удалось открыть Периодический закон?

Очевидно, объективных предпосылок (накопленного фактологического материала, работ предшественников, участия в съезде химиков в г. Карлсруэ, на котором победили идеи атомистики) было мало. Потребовался субъективный, личностный фактор, который у каждого из ученых разный. Д. И. Менделеев имел энциклопедические знания, умел обобщать факты и выдвигать на их основе гипотезы. Очевидно, справедливы слова русского химика JI. А. Чугаева, сказанные им о Д. И. Менделееве: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти.

Он умел быть философом в химии, в физике и других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономии и социологии».

Поэтому остается только недоумевать, почему Нобелевский комитет, который в 1886 г. в Стокгольме из двух кандидатур — француза А. Муассана и русского Д. И. Менделеева — отдал предпочтение французскому химику. Очевидно, немаловажную роль в этом решении Нобелевского комитета сыграл тот факт, что кандидатуру А. Муассана выдвинула Французская академия наук, а Д. И. Менделеева — Академия наук Германии. Стыдно признать, что Д. И. Менделеев, будучи почетным членом почти всех европейских академий наук, так и не был избран членом Российской академии, хотя баллотировался в нее не раз.

Очевидно, закономерно и следующее нелогичное поведение Лондонского королевского общества, которое в 1882 г. присудило Д. И. Менделееву медаль Дэви (предшественник и аналог медали нобелевского лауреата) «За открытие периодических соотношений атомных весов», а пятью годами позже, в 1887 г., это же общество вручило такую же медаль своему соотечественнику Дж. Ньюлендсу «За открытие периодического закона химических элементов».

Как признание заслуг русского химика перед мировой наукой следует отметить следующий факт.

В 1955 г. группа американских химиков во главе с Г. Сиборгом получила новый, 101 элемент, которому «в честь величайшего русского химика Менделеева единодушно присвоила название «менделевий».

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева позволили:
1) установить взаимосвязь между элементами и объединить их по свойствам;
2) расположить элементы в естественной последовательности;
3) обнаружить периодичность, т. е. повторяемость свойств элементов и их соединений и объяснить причину этого;
4) исправить и уточнить значения относительных атомных масс некоторых элементов;
5) исправить и уточнить степени окисления (валентность) некоторых элементов;
6) предсказать существование еще неоткрытых элементов, описать их свойства, указать пути их открытия.

Триумфом Периодического закона и Периодической системы явилось открытие трех предсказанных Д. И. Менделеевым элементов — галлия, скандия и германия. Это позволило одному из известных философов назвать открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона научным подвигом, подобным подвигу астронома Леверье, предсказавшего орбиту еще неизвестной планеты Нептун. Почему так эмоционально характеризуется открытие русского химика? Это связано с открытием первого из предсказанных Д. И. Менделеевым элемента галлия, который был открыт французом де Буабодраном. Д. И. Менделеев, владевший французским языком, прочитал статью об открытии галлия, а затем написал письмо, которое адресовал первооткрывателю этого элемента, и указал не только на ошибку Буабодрана (тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки (образец галлия был недостаточно очищен).

Видный философ химии Б. М. Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика-аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире исследователем, имеющим дело с этим веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том, хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь, высказывает свои советы, как это сделать».

Д. И. Менделеев оказался прав. Буабодран внял его совету и сообщил научному миру: «Я думаю, что нет нужды настаивать на исключительной важности теоретических взглядов г. Менделеева относительно плотности нового элемента».

Шведский ученый Ф. Нильсон, открывший в 1879 г. скандий, предсказанный Д. И. Менделеевым как экабор, прислал ему в подарок немного нового металла, а немецкий ученый К. А. Винклер, открывший предсказанный Д. И. Менделеевым германий (экасилициум), восторженно писал: «. периодичность элементов тем самым уже не гипотеза, она стала фактом, и химическое исследование сделало новый, неисчислимо важный шаг в царство познания».

В заключение приведем слова Д. И. Менделеева из его статьи «Заметки по поводу открытия галлия», в которой он дает советы Буабодрану: «Эта статья показывает, как мою научную смелость, так и мою уверенность в Периодическом законе. Все оправдалось. Это мое имя».

Учебные вопросы параграфа:
1. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона и создание Периодической системы.
2. Закон Мозли.
3. Периодический закон в свете учения о строении атома.
4. Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.
5. Закономерности изменения свойств атомов в периодах и группах (главных подгруппах).
6. Положение водорода в Периодической системе Д. И. Менделеева.
7. Значение Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева.

Быть готовым отвечать на следующие вопросы
1. Какие предпосылки послужили основой открытия Периодического закона?
2. Как был открыт Периодический закон?
3. Как изменялась формулировка Периодического закона по мере развития науки?
4. В чем физический смысл: а) порядкового номера элемента; б) номера периода; в) номера группы?
5. Как на основе сведений о строении атома можно объяснить закономерности в изменении свойств элементов по периодам и группам?
6. Как соотносятся слова Д. И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только развитие и надстройки обещаются» с современным состоянием Периодического закона и Периодической системы?
7. Почему водород занимает в Периодической системе двойственное положение?
8. Названия каких из химических элементов в таблице Д. И. Менделеева связаны с Россией и русскими?
9. Этимологическими источниками названий большинства химических элементов в таблице Д. И. Менделеева послужили: свойства простых веществ, образованных элементами, герои греческих мифов, названия небесных тел, географические названия, имена великих ученых. Приведите примеры названий таких элементов.
10. Приготовьте сообщение о жизни и деятельности Д. И

Дополнительные материалы

188.254.49.110

Смотрите так же:

  • Искового заявления о снижении размера алиментов Искового заявления о снижении размера алиментов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Кас административного искового заявления Кас административного искового заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Законы др Индии Законы др Индии § 4. Законы Ману В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по […]
  • Нотариусы красноярска 2018 Зылевич Светлана Юрьевна Президент Нотариальной палаты Красноярского края Родилась в 1959 году в посёлке Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края. В 1976 году окончила с золотой медалью школу N5 Красноярска. С 1976 по 1981 […]
  • Приказ о минимальной заработной плате 2018 года Актуально на: 7 марта 2018 г. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ): регулирования оплаты труда; определения размеров пособий по временной […]
  • Правило дорожного движения для тракторов Глава 1. Общие положения Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел. 5. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную […]

Обсуждение закрыто.