Перерасчёт пенсий по выслуге лет

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

13 июля 2016

В газете «Домовой Совет» за июнь 2016 года вышла статья, в которой написано, что тем пенсионерам, которые работали на вредном производстве, с момента вступления в силу Закона «О страховых пенсиях» положен перерасчет пенсии.

По этому поводу пресс-служба Отделения ПФР по Приморскому краю поясняет.

В первую очередь необходимо отметить, что никаких изменений в расчете размера пенсии работникам вредных производств в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона «О страховых пенсиях» не произошло.

Как и ранее, размер пенсии зависит от трудового стажа и заработной платы, учтенных до 01.01.2002, а после 01.01.2002 г. на размер пенсии влияют суммы страховых взносов.

С 01.01.2015 г. в полном объеме сохранены льготы в отношении досрочного выхода на пенсию в отношении граждан, отработавших с особо опасными, особо тяжелыми условиями, опасными и тяжелыми условиями производства.

Пенсионеры выходят на пенсию по достижении общеустановленного возраста (55 лет у женщин, 60 лет – у мужчин). А люди, долго работавшие во вредных и опасных условиях труда (они определяются Списком № 1 и № 2 и другими Списками), выходят на пенсию раньше такого возраста.

Справочно:

Основное различие между списками №1 и №2 – это степень вредного влияния производственных факторов на организм работника. В Списке № 1 фигурирует понятие «особо опасные и тяжелые условия», в то время как в Списке № 2 отражены вредные/тяжелые профессии без характеристики «особо опасные».

Для граждан, отработавших требуемый стаж по Списку №, пенсия может быть назначена при достижении возраста для мужчин -50 лет, для женщин -45 лет.

Для граждан, отработавших требуемый стаж по Списку № 2, пенсия может быть назначена при достижении возраста для мужчин -55 лет, для женщин -50 лет.

Кроме того для данной категории пенсионеров предусмотрена дополнительная льгота: размер пенсии им может быть определен с учетом отработанного стажа на соответствующих видах работ, так называемого «льготного» стажа. Как правило, такой расчет выгоден в том случае, если продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002 г. невелика.

Но если у гражданина на 1 января 2002 года нет необходимой продолжительности требуемого льготного стажа и (или) общего трудового стажа, то нет и правовых оснований для расчета размера пенсии, исходя из льготного стажа, как при назначении пенсии по старости, так и впоследствии для ее перерасчета. А продолжительность льготного стажа, выработанного после 1 января 2002 года, на размер пенсии не влияет.

Рассмотрим ситуацию, аналогичную изложенной в газете.

Мужчина на 1 января 2002 года имеет стаж 10 лет по Списку №1, по Списку №2 – 6 лет, общий трудовой стаж – 25 лет. По достижении возраста 50 лет в 2010 году ему была назначена пенсия по Списку №1.

Если суммировать стаж по двум спискам, то получается 16 лет – то есть более 12 лет и 6 месяцев, необходимых для льготной пенсии по Списку № 2. В этом случае при достижении 55-летнего возраста, когда возникнет право на досрочную пенсию по старости по Списку № 2, он может оценить свои пенсионные права с учетом выработанного стажа по Списку № 2. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда по месту получения пенсии.

Таким образом, ситуация, описанная в газете, касается небольшого количества пенсионеров, имеющих до 01.01.2002 г. стаж работы как по Списку №1, так и по Списку №2.

По экспертной оценке Отделения, такие перерасчеты в сторону увеличения в отношении указанной категории пенсионеров на территории Приморского края проведены в полном объеме, так как территориальные органы ПФР края осуществляли соответствующие перерасчеты в рамках действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основанием служили личные обращения пенсионеров, имеющих соответствующее право.

www.pfrf.ru

Пересчет пенсии по достижении 60 дет

Здравствуйте! Моему папе исполнилось 60 лет, на данный момент он получает пенсию по вредности по 1 сетке( уже 10 лет), сейчас он работает, должны ли ему пересчитать пенсию по достижении 60 лет

Ответы юристов (3)

Перерасчет пенсии работающему пенсионеру – это изменение размера пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала работника при условии, что гражданин легально трудился и работодатель перечислял за него страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФРФ).

Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности возникает у пенсионера по истечении 12 полных месяцев после назначения пенсии или последнего перерасчета (корректировки), если он в это время продолжал трудовую деятельность, за которую работодатель перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Вы не указали, с какого именно момента он работает по последнему месту работы. Если по состоянию на 1 августа он работал меньше года, то перерасчета в этом году не будет, он будет только в следующем году.

Перерасчет происходит автоматически.

Если же Вы имеете в виду просто перерасчет потому что ему исполнилось 60 лет (стандартный возраст ухода на пенсию), то такого перерасчета не будет, поскольку в стаж именно для расчета суммы пенсии идет период до 01.01.2002 года, а он и так уже включен в его пенсию.

Есть вопрос к юристу?

Соответствующий условия для перерасчета досрочной пенсии предусмотрены в федеральном законодательстве, при этом данный порядок распространяется далеко не на всех, а только при определенных условиях.

Так, согласно разъяснениям представителей Пенсионного фонда РФ:

Кому положен перерасчет льготной пенсии?
В газете «Домовой Совет» за июнь 2016 года вышла статья, в которой написано, что тем пенсионерам, которые работали на вредном производстве, с момента вступления в силу Закона «О страховых пенсиях» положен перерасчет пенсии.

В первую очередь необходимо отметить, что никаких изменений в расчете размера пенсии работникам вредных производств в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона «О страховых пенсиях» не произошло.
Как и ранее, размер пенсии зависит от трудового стажа и заработной платы, учтенных до 01.01.2002, а после 01.01.2002 г. на размер пенсии влияют суммы страховых взносов.
С 01.01.2015 г. в полном объеме сохранены льготы в отношении досрочного выхода на пенсию в отношении граждан, отработавших с особо опасными, особо тяжелыми условиями, опасными и тяжелыми условиями производства.
Пенсионеры выходят на пенсию по достижении общеустановленного возраста (55 лет у женщин, 60 лет – у мужчин).
А люди, долго работавшие во вредных и опасных условиях труда (они определяются Списком № 1 и № 2 и другими Списками), выходят на пенсию раньше такого возраста.

Справочно:

Основное различие между списками №1 и №2 – это степень вредного влияния производственных факторов на организм работника. В Списке № 1 фигурирует понятие «особо опасные и тяжелые условия», в то время как в Списке № 2 отражены вредные/тяжелые профессии без характеристики «особо опасные».
Для граждан, отработавших требуемый стаж по Списку №, пенсия может быть назначена при достижении возраста для мужчин -50 лет, для женщин -45 лет.
Для граждан, отработавших требуемый стаж по Списку № 2, пенсия может быть назначена при достижении возраста для мужчин -55 лет, для женщин -50 лет.
Кроме того для данной категории пенсионеров предусмотрена дополнительная льгота: размер пенсии им может быть определен с учетом отработанного стажа на соответствующих видах работ, так называемого «льготного» стажа. Как правило, такой расчет выгоден в том случае, если продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002 г. невелика.

Но если у гражданина на 1 января 2002 года нет необходимой продолжительности требуемого льготного стажа и (или) общего трудового стажа, то нет и правовых оснований для расчета размера пенсии, исходя из льготного стажа, как при назначении пенсии по старости, так и впоследствии для ее перерасчета.
А продолжительность льготного стажа, выработанного после 1 января 2002 года, на размер пенсии не влияет.

Рассмотрим ситуацию, аналогичную изложенной в газете.

Мужчина на 1 января 2002 года имеет стаж 10 лет по Списку №1, по Списку №2 – 6 лет, общий трудовой стаж – 25 лет. По достижении возраста 50 лет в 2010 году ему была назначена пенсия по Списку №1.
Если суммировать стаж по двум спискам, то получается 16 лет – то есть более 12 лет и 6 месяцев, необходимых для льготной пенсии по Списку № 2. В этом случае при достижении 55-летнего возраста, когда возникнет право на досрочную пенсию по старости по Списку № 2, он может оценить свои пенсионные права с учетом выработанного стажа по Списку № 2. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда по месту получения пенсии.

Таким образом, ситуация, описанная в газете, касается небольшого количества пенсионеров, имеющих до 01.01.2002 г. стаж работы как по Списку №1, так и по Списку №2.

Моему папе исполнилось 60 лет, на данный момент он получает пенсию по вредности по 1 сетке( уже 10 лет), сейчас он работает, должны ли ему пересчитать пенсию по достижении 60 лет
Анна

Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено оснований для перерасчета размера пенсии по достижении общего пенсионного возраста лицам получающим пенсии по льготным основаниям, которые вышли на пенсию ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Перерасчет возможен лишь в связи с тем, что пенсионер продолжает работать, но он осуществляется в беззаявительном порядке, то есть автоматически каждый год.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Всё об оформлении, выплате и доставке пенсий

Размер пенсии зависит не только от размера пенсионных накопле­ний, содержащихся на ИЛС пенсионера, его возраста и иных данных, имеющихся в распоряжении ПФР, но и от социальной обстановки в стране.

С учетом своих возможностей государство пы­тается улучшить жизнь пенсионеров путем индексации и перерасчета пенсий. Проведение индексации или перерасчета, как правило, влечет увеличение вашей пенсии.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) пересчитываются или индексируются в следующем порядке:

  • при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% — один раз в три месяца с 1 -го числа месяца, следующего за пер­вым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;
  • при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие — один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индек­сация;
  • в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% — один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация.

Коэффициент индексации или перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Пра­вительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий пе­риод.

Если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индекса­ции или перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю по­тери кормильца за этот же год, то с 1 апреля следующего года произ­водится дополнительное увеличение размера страховой части трудо­вой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в России и указанным коэффициентом.

Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Рос­сийской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера определяются Правитель­ством РФ.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости под­лежит ежегодной индексации или перерасчету с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет, с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пен­сии может индексироваться или перерасчитываться путем внесения изменений в Закон о тру­довых пенсиях. О каждом текущем повышении каждый гражданин мо­жет заблаговременно узнать из средств массовой информации.

Всего с 1 февраля 2002 г. состоялось порядка двух десятков индек­саций или перерасчета трудовой пенсии, и общий коэффициент увеличения трудовой пенсии с учетом индексаций или перерасчета составил 3,678.

Средний размер социаль­ной пенсии к концу 2009 г. достиг величины прожиточного минимума пенсионера и составил 2940 руб.

Например, для инвалидов, имеющих 1 группу, III степень ограничения способности к трудовой деятель­ности, и у лиц, достигших возраста 80 лет, с 1 декабря 2009 г. размер фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии составил 5124 руб.

Индексация или перерасчет производится в пределах средств, которые заплани­рованы на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соот­ветствующий финансовый год.

Таким образом, индексация или перерасчет, во-первых, всегда инициируется государством, а во-вторых, зависит от текущего государственного финансирования.

В частности, в рамках бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011-2012 гг. для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального положения более чем 39,5 млн пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2011 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:

  • валоризацию расчетного пенсионного капитала;
  • индексацию или перерасчет трудовых пенсий;
  • индексацию или перерасчет пенсий по государственному пенсионному обеспе­чению.

Так, с 1 апреля 2010 г. проведена индексация или перерасчет как трудовых, так и социальных пенсий, а с 1 июля 2010 г. — дополнительная индексация или перерасчет социальных пенсий.

В результате за 2010 г. трудовые пенсии увеличе­ны на 46%, и к концу 2010 г. средний размер пенсии по старости соста­вил 8408 руб.

Для инвалидов и участников ВОВ в результате прове­денных мероприятий пенсии увеличатся более чем на 4 тыс. руб. и на конец 2010 г. превысили 20 тыс. руб.

Перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии может иметь не только массовый, но и индивидуальный характер.

Например, быть обусловленным достижением пенсионером определенного возраста.

Перерасчет размера базовых частей трудовой пенсии по ста­рости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца производится в случаях:

  • достижения пенсионером возраста 80 лет;
  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи;
  • изменения категории получателя пенсии.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении государственные пенсии индексируются в следующем порядке:

  • пенсии федеральных государственных гражданских служащих — при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения;
  • пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призы­ву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по при­зыву, пенсии участников ВОВ, пенсии граждан, пострадавших в ре­зультате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан — в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий.

Даже при установлении новых правил расчета пенсий государство стремится не допустить ухудшения условий пенсионного обеспечения.

Так, с 1 января 2009 г. на основании нового порядка определения сред­немесячного заработка служащих был перерасчитан размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

В результате перерасчета общая сумма пенсии за выслугу лет и тру­довой пенсии по старости (инвалидности) для многих служащих была увеличена, а для остальных служащих осталась на прежнем уровне (но ни в коем случае пенсия не была уменьшена).

Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государ­ственных гражданских служащих может производиться в случае по­следующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения про­должительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замеще­ния должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом (ст. 12 Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении).

Ежегодный перерасчет пенсии работающим пенсионерам. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона о трудовых пенсиях выплата трудовой пенсии, в т.ч. работающим пенсионерам, произво­дится в установленном размере без каких-либо ограничений непосред­ственно органом ПФР по месту жительства, организацией почтовой связи, кредитной или иной организацией по заявлению пенсионера.

Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии имеют получа­тели трудовых пенсий по старости и по инвалидности (п. 3 ст. 17 Фе­дерального закона о трудовых пенсиях).

Если пенсионер продолжает работать, то на его ИЛС в Пенсион­ном фонде накапливаются страховые взносы.

Право на перерасчет раз­мера пенсии с учетом дополнительно поступивших взносов получают те пенсионеры, которые работают не менее чем 12 месяцев со дня уста­новления пенсии.

Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени, прошедший со дня назначения или предыдущего перерасчета по данному основанию про­должительностью не менее 12 полных месяцев.

Продолжительность работы в указанном периоде может быть и менее 12 полных месяцев.

Пример. Трудовая пенсия по старости назначена с 15 апреля 2008 г., пенсионер после назначения пенсии продолжал работать, с 4 марта 2009 г. уволился.

Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии пенсионер приоб­ретает начиная с 16 апреля 2009 г. (12 полных месяцев истекают 15 апре­ля 2009 г.), независимо от того, что после назначения трудовой пенсии проработал менее 12 месяцев.

В настоящее время существует два механизма изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности с учетом страховых взносов:

1. Заявительный — это перерасчет в связи с осуществлением рабо­ты и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Граждане могут обращаться за указанным перерас­четом в любое время после возникновения права на него без ограни­чения каким-либо сроком. Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту получения пенсии.

2. Беззаявительный — это перерасчет по данным индиви­дуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В этом случае без подачи письменного за­явления размер страховой части трудовой пенсии по старости и тру­довой пенсии по инвалидности подлежит перерасчету с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении или перерасче­те, или предыдущей корректировке.

В случае если гражданин захочет произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии не с 1 авгу­ста, а с другой даты, то ему необходимо лично обратиться в Пенсион­ный фонд РФ с письменным заявлением об отказе от перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, подлежит перерасчету по данным ин­дивидуального (персонифицированного) учета в системе обязатель­ного пенсионного страхования на основании сведений о сумме стра­ховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера тру­довой пенсии по случаю потери кормильца при ее назначении.

Справочно. По словам директора департамента развития социального страхо­вания и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, в нашей стране на сегодняшний момент проживают около 10 млн. чел. работающих пенсионеров? В 2008 г. в результате перерасчета пенсия работающих пенсионеров в среднем по России выросла на 163 руб. Но в разных регионах цифры разные. Например, на Урале и Дальнем Востоке средний размер прибавки составил 200 руб. Есть и такие пен­сионеры, которым за год удалось заработать дополнительные 500 руб. к собственной пенсии.

Работающий пенсионер получает и пенсию, и зарплату от свое­го работодателя. За работающего пенсионера по месту работы с его зарплаты удерживаются страховые пенсионные взносы.

По общему правилу размер страховой части трудовой пенсии по старости или ин­валидности у каждого пенсионера индивидуален и зависит от объема взносов, перечисленных за него работодателем в Пенсионный фонд России.

Поэтому его пенсия должна регулярно пересчитываться в сторону увеличения с уче­том поступивших пенсионных взносов.

До 1 августа 2009 г., чтобы пересчитать себе пенсию, пенсионеру было необходимо раз в год обращаться в отделение Пенсионного фон­да по месту жительства с письменным заявлением о перерасчете пенсии.

Все это требовало затрат времени, усилий, создавало ненужную загруженность работников Пенсионного фонда РФ и, как следствие, очереди.

Справочно. Например, по статистике, в Петербурге и Ленинградской области за 2009 г. было принято 185 717 заявлений от работающих пенсионеров, из них перерасчет произвели 179 тыс. пенсионеров. Территориальными ор­ганами ПФР вынесено 2426 решений об отказе в перерасчете страховой части трудовой пенсии, в основном по причине того, что граждане обра­щаются раньше положенного срока.

Для перерасчета подать заявление было необходимо в строго определенное время: очередное заявление принималось не ранее чем через 12 месяцев после предыдущего перерасчета, а пенсия в новом по­вышенном объеме назначалась через месяц после подачи заявления.

Понятно, что многие пенсионеры или забывали о сроке подачи заявле­ния, или не имели времени подать такое заявление. В результате пен­сия рассчитывалась не в пользу пенсионера — перерасчет начинался с более позднего срока.

Кроме того, государство, само того не желая, обманывало работающих пенсионеров: один месяц каждый год «вы­падал», и пенсия увеличивалась не строго ежегодно, а в лучшем случае через каждые 13 месяцев (если заявление подавалось вовремя).

Сейчас перерасчет пенсий осуществляется автоматически по со­стоянию на 1 августа каждого года. Ведь все необходимые сведения, которые нужны для перерасчета (т.е. об общем размере пенсионных отчислений за пенсионера), имеются в Пенсионном фонде, а желание пенсионера получать пенсию в максимально высоком размере очевид­но.

Поэтому нет смысла ежегодно подтверждать это желание подачей заявления о перерасчете.

Пенсионер должен лично обращаться с заявлением в Пенсионный фонд, только если захочет произвести перерасчет не с 1 августа, а на другую, более позднюю дату (хотя на практике такое вряд ли возмож­но). Для этого нужно написать заявление об отказе от перерасчета с 1 августа каждого года.

Заявительный порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии сохранился для федеральных государственных гражданских служащих.

Автоматический перерасчет размера страховой части трудо­вой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инва­лидности производится по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т х К), где

СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по старости или страхо­вой части трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп — установленный размер страховой части трудовой пенсии по ста­рости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответству­ющая корректировка;

ПКр — сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пен­сии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоя­нию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

К — коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старо­сти, равный 1, а для исчисления, размера трудовой пенсии по инвалидности — отношению, указанному в п. 3 ст. 15 Федерального закона о трудовых пенсиях. При этом нормативная продолжи­тельность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующая кор­ректировка.

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назна­чена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, подлежит перерасчету по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании све­дений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ и не учтенных при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца при ее назначении.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по слу­чаю потери кормильца производится по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр/(Тх К)/КН, где

СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца;

СЧп — установленный размер страховой части трудовой пенсии по слу­чаю потери кормильца по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, не учтенного по состоянию на день его смерти;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по ста­рости;

К—отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 ме­сяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормиль­ца, являющихся получателями указанных пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца, по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующая корректировка.

PS. Если материал «Перерасчет пенсий и изменение их размера при индексации» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

www.ypensioner.ru

Нужно ли самим беспокоиться о перерасчете пенсии?

Уверены ли вы, что получаете свои пенсионные деньги в полном объеме? Нет, я , конечно, не ставлю под сомненье ту сумму, которую вам насчитали при первичном обращении (хотя, как знать. )Но все ли льготы, надбавки, доплаты и прочие выплаты доходят до нас, адресатов неустанной заботы государства? Повальная правовая безграмотность населения, возрастные проблемы понимания законов, которые доносятся нам витиеватым наукообразным слогом, лукавство чиновников и равнодушие просветителей от СМИ – таковы, на мой взгляд, факторы, влияющие на пенсионную жизнь.

Для примера начну с себя. Я на пенсии уже 6-ой год. Когда оформляла ее, помню реплику инспектора: “Что же вы там, не могли справку подработать? Чуть-чуть среднего не хватило, чтобы вам насчитать по максимальному коэффициенту!” Я, будучи принципиально человеком честным, “подрабатывать” ничего не стала. Не стала и разбираться с коэффициентами. Раз так положено, так тому и быть. Работать начала с 17 лет. Училась на вечернем. Работала по специальности с одним перерывом на декретный отпуск, еще брала учебные отпуска. Все остальное время – более 30 лет непрерывного трудового стажа. Зарплату в советский период получала выше средней. Документов на звание “Ветеран труда” в тех организациях, где я работала, оформлять было не принято. Получив, сравнительно с моими знакомыми, минимальную пенсию, я отнеслась к этому философски: проживем! – еще могу и сама поработать! Ну нет ветеранства, нет донорства, нет инвалидности…(просто не оформляла, хотя по состоянию здоровья могла, могла и “купить” эти льготы, но не стала…). Честно работала и честно ушла на честную пенсию. Продолжаю работать и сегодня, радуюсь каждому перерасчету пенсии – денег катастрофически не хватает! Однако, как ни старалась, ни разу не могла правильно просчитать заранее сумму объявленной прибавки. Каждый раз ожидала большего. Совсем недавно на вопрос подруги: “А чего ты не оформляешь ветеранство по выслуге лет?”, – я вдруг задумалась… Что-то почитала (кстати, путного ничего на эту тему не нашла!), расспросила товарищей… Посчитала свой общий стаж… Оказалось, у меня уже 41 год и 7 месяцев! Оказалось, что уже больше полутора лет я имею право на льготы в 50% по оплате коммунальных услуг и повышение компенсации за проезд на транспорте… Но, если бы не случайный разговор, я так бы и продолжала жить в неведении!

Перерасчет пенсии:

При изменении законодательства, в результате чего возникает право на перерасчет пенсии, личное заявление пенсионера не требуется. Перерасчет происходит со дня возникновения права на него автоматически. Это относится к случаям, когда устанавливается новый минимальный размер пенсии, меняются компенсационные выплаты, надбавки и происходит общее повышение пенсии. Но это происходит только при условии, если в вашем пенсионном деле есть все необходимые документы. Если чего-то не хватает, то перерасчет произойдет только по мере обращения гражданина и предоставлении недостающих документов. Выплаты повысят с месяца, следующего за тем, в котором подано заявление. Компенсация за упущенный период не предусмотрена.

Не требуется заявления и в случае перерасчета пенсии в связи с изменением группы инвалидности. Вам достаточно предъявить справку об инвалидности. Лицу, достигшему 80 лет, для начисления надбавки за уход, достаточно имеющейся в пенсионном деле выписки из паспорта с указанием даты рождения.

Если после выхода на пенсию, вы продолжаете работать, и у вас изменился общий трудовой стаж, или вы хотите пересмотреть размер выплаты, исходя из более высокого заработка, то сделать это можно только по личному заявлению с предоставлением всех необходимых дополнительных документов. Такой же порядок перерасчета пенсий и во всех других случаях, которые произошли в ваших обстоятельствах и сказываются на размере выплат. Документы могут быть представлены в любое время без ограничения сроков. Перерасчет в сторону повышения выплаты происходит с первого числа следующего месяца после обращения заявителя и предъявления необходимых справок в полном объеме. Поэтому не откладывайте свой поход в Пенсионный фонд! Если же вы утратили какие-то льготы и право на дополнительные выплаты, или изменилась группа инвалидности, то уменьшение пенсии произойдет с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли эти изменения.

Сегодня продолжаются пенсионные реформы. Меняется порядок выплат, методики расчета пенсии, источники финансирования… Все активнее обсуждается вопрос возраста выхода на пенсию по старости. Есть нюансы и по другим видам пенсий: по инвалидности, по потере кормильца, по выслуге лет. Меняется и социальная пенсия. Ясно, что никто нам не разъяснит доходчиво и просто, кому что можно и нужно улучшить в каждом конкретном случае. Мы должны сами проявить активность и позаботиться о себе. Справедливости ради, хочу отметить, что мой поход в Пенсионный фонд по вопросу перерасчета пенсии в связи с выработкой 40-летнего трудового стажа, на этот раз не был столь ужасным, как в прежние годы. Теперь там чисто и просторно, есть электронная очередь по талончикам, радио оповещение, даже телевизор в холле… Я провела там не столь уж много времени, я смогла оформить свои доплаты, но я сделала это, увы, потеряв 20 месяцев и приличную сумму!

thirdage.ru

Дело N33-4675/2017. О признании права на получение пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 8 февраля 2017 г. по делу N 33-4675/2017

Судья Белоусова И.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

в составе председательствующего Дегтеревой О.В.

и судей Зыбелевой Т.Д., Лобовой Л.В.

при секретаре В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.

дело по апелляционной жалобе Л. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Л. к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии, — отказать полностью.

Истец Л. обратилась с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 7 сентября 2011 года по п. «а» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, ссылаясь в обоснование иска на то, что была досрочно уволена в запас приказом от 15.04.2011 г. N *** по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе, приказом от 6 июня 2011 года N *** исключена из списков личного состава воинской части с 6 июня 2011 года. Согласно расчета общего трудового стажа на пенсию общая продолжительность военной службы в ВС РФ в календарном исчислении на дату исключения из списков части (06.11.2011 г.) составляет — 26 лет 02 месяца 16 дней, а общий трудовой стаж (с учетом работы в гражданских организациях) — 34 года 08 месяцев 13 дней. С 7 июня 2011 года ответчиком выплачивается пенсии за выслугу лет по линии Минобороны РФ. Исходя из имеющейся выслуги лет (26 лет 02 месяца 16 дней) и общего трудового стажа (34 года 08 месяцев 13 дней с выслугой военной службы более 12,5 лет), а также в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья истец после исключения из списков личного состава воинской части, имеет право на пенсию за выслугу лет и по п. «а» , и по п. «б» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По мнению истца, при наличии необходимой выслуги лет (20 лет) у военнослужащего — пенсия назначается в любом случае по п. «а» ст. 13 Закона, поэтому истец полагала, что с 7 июня 2011 года ей была назначена выплата пенсии за выслугу лет ответчиком именно по п. «а» ст. 13 Закона. В августе 2015 года истец обратилась в отдел Военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району за справкой о календарной выслуге лет (для оформления выплаты страховой части пенсии в Управлении Пенсионного фонда РФ по Наро-Фоминскому району в связи с достижением возраста 55 лет), где ей было разъяснено о получении пенсии за выслугу лет по п. «б» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1. При этом размер пенсии за выслугу лет, начисляемый истцу исходя из общего трудового стажа ( п. «б» ст. 13 Закона) согласно ст. 14 Закона — значительно меньше, чем если бы пенсия начислялась исходя из общей продолжительности военной службы по п. «а» ст. 13 Закона. 09 сентября 2015 года истцом было подано заявление в отдел ВК Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району о перерасчете пенсии за выслугу лет с 07 июня 2011 года по настоящее время исходя из общей продолжительности военной службы ( п. «а» ст. 13 Закона) и предоставлении справки о календарной выслуге лет в ВС РФ (для Пенсионного фонда РФ). 21 сентября 2015 года (исх. N ***) ответчиком истцу было отказано в удовлетворении заявления. Истец также полагает, что Военным комиссариатом Московской области в связи с неправильным толкованием Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 назначена выплата пенсии ошибочно по п. «б» ст. 13 Закона, а не по п. «а» ст. 13 вышеуказанного Закона.

Истец Л. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, согласно искового заявления просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ВК МО по доверенности А.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит Л., считая решение неправильным.

На заседание судебной коллегии Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была извещена судом надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд апелляционной инстанции не представила, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика А.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Порядок назначения и выплаты пенсий предусмотрен в Российской Федерации Законом РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма ( абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом . При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом .

Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. — страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. — страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 г. — Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.

В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. — страховой) пенсии по старости.

Как установлено судом, Л., досрочно уволена в отставку из рядов ВС РФ 15 апреля 2011 года приказом Командующего войсками Западного военного округа от 15.04.2011 г. N *** по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе ( п. «г» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом начальника госпиталя — структурного подразделения ФГУ «1586 ОВГК МВО» Министерства обороны от 6 июня 2011 года N *** Л. исключена из списков личного состава воинской части с 6 июня 2011 года.

Согласно расчета общего трудового стажа на пенсию заместителя начальника ФЗУ МВО общая продолжительность военной службы истца в ВС РФ в календарном исчислении на дату исключения из списков части (06.11.2011 г.) составляет — 26 лет 02 месяца 16 дней, а общий трудовой стаж (с учетом работы в гражданских организациях) — 34 года 08 месяцев 13 дней.

С 7 июня 2011 года Военным комиссариатом Московской области истцу была назначена выплата пенсии за выслугу лет по линии Минобороны РФ.

В августе 2015 года Л. обратилась в отдел Военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району для получения справки о календарной выслуге лет (для оформления выплаты страховой части пенсии в Управлении Пенсионного фонда РФ по Наро-Фоминскому району в связи с достижением возраста 55 лет), где ей разъяснили о получении ею пенсии за выслугу лет по п. «б» ст. 13 Закона, а не по п. «а» ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

09 сентября 2015 года истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о перерасчете пенсии с 07.06.2011 г., в котором также просила выделить из общего трудового стажа отдельно стаж военной службы в календарном исчислении и трудовой стаж в связи с оформлением страховой пенсии, и выдать справку о календарной выслуге лет в ВС РФ без учета трудового стажа для предоставления в пенсионный отдел для назначения страховой пенсии, получив отказ обратилась в суд с иском.

Отказывая в удовлетворении заявления истице, суд обоснованно исходил из того, что выплата пенсии истице производится по выслуге лет по п. «б» ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом выбранного истцом основания при ее назначении 07.06.2011 г., ее переназначение без учета трудового страхового стажа не допускается, в связи с чем правовые основания для перерасчета пенсии истца по п. «а» ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 у ответчика не имелись.

Также требования истца о выделении из общего трудового стажа отдельно стажа военной службы в календарном исчислении и трудового стажа для оформления страховой пенсии обоснованно отклонены судом.

Отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. — страховой) пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в выслугу лет для назначения пенсии по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. или в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. — страховой пенсии). Данная позиция подтверждена также в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права и истолковал ФЗ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на иное толкование норм закона, были предметом исследования суда, нарушений норм материального права судом, судебная коллегия не усматривает.

При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.

Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определил юридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2016 года — оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. — без удовлетворения.

advokat-malov.ru

Смотрите так же:

  • Федерального закона о страховых пенсиях в российской федерации Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018 В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона . […]
  • Повышение пенсий в апреле размер Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года будет в очередной раз проиндексирована. Выплаты получают разные группы жителей страны, включая инвалидов, пенсионеров и некоторых других жителей России. Пенсия […]
  • Пенсии госслужащих рф ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 октября 2016 С 2017 года, в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ "О […]
  • Пенсия рф динамика Пенсии в России В 2016 году средняя пенсия по старости в России составит около 13 тысяч рублей [5] — это примерно 40 % от средней зарплаты. [6] Возраст выхода на пенсию в России составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, таким […]
  • Максимальная зарплата для расчета пенсии Пенсионные выплаты: от чего зависит сумма Вашей пенсии Пенсионная реформа 2015 года За последние годы в нашей стране было совершено несколько попыток провести пенсионную реформу и обеспечить гражданам, отработавшим достаточное количество […]
  • Заявление на увольнение на пенсию по возрасту Заявление на увольнение в связи с выходом на пенсию В России довольно много граждан продолжают свою трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста. При этом они имеют право получать и заработную плату, и пенсионное обеспечение […]

Обсуждение закрыто.