Переложение налогов

Переложение налогов

ЧАСТЬ III. Государственные финансы

12.12. Переложение налогов

Переложение налогов — процесс перенесения налогового бремени с плательщика на конечного носителя налогов -население, которое принимает на себя основную тяжесть налогов. Переложение налогов связано с несовпадением по ряду налогов не только плательщика и носителя налога, но и объекта и источника обложения.

Переложение происходит в скрытой форме как в сфере производства, так и в сфере обращения.

В сфере производства налоги, выплачиваемые за счет прибыли или дохода, могут быть переложены путем интенсификации труда наемных работников, то есть относительного сокращения необходимого рабочего времени и увеличения прибавочного времени. Это наиболее скрытая форма переложения налога на наемных работников.

В сфере обращения налоги перелагаются через механизм цен.

Корпоративный подоходный налог может быть переложен на потребителей продукции предприятия за счет более высоких цен или на поставщиков ресурсов за счет заниженных цен на ресурсы. В случае налогообложения дохода хозяйствующих субъектов, организованных в форме акционерного общества, перенос может быть осуществлен на акционеров путем выплат им более низких дивидендов в части, покрывающей всю сумму уплаченного субъектами налога или его доли. Более отдаленные последствия переноса акционеры могут претерпеть в форме недополученных доходов на будущие дивиденды, когда уплачиваемый в данное время налог производится за счет уменьшения нераспределенной прибыли. На эту величину недоинвестируется производство, что отразится на будущих величинах потенциального чистого дохода и, соответственно, дивидендах акционерам.

Индивидуальный подоходный налог, выплачиваемый у источника, не переносится, так как взимается с конечного дохода налогоплательщика. Однако, если по требованиям профсоюзов работникам будет увеличена оплата труда, появляется возможность переложения части налогов от работающих к работодателям. Последние путем повышения цен перекладывают повышение текущих затрат в части оплаты труда на потребителей продукции или услуг. Что же касается индивидуального подоходного налога, уплачиваемого по декларации, то возможно его переложение через повышение цен на оказываемые услуги (врачами, адвокатами, другими лицами свободных професий).

Налоги на собственность переносятся частично. Так, при уплате налога на имущество юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, можно в случаях достаточного спроса завысить чистый доход на суммы налога и таким образом перенести его на потребителей продукции и услуг. Физические лица — мелкие собственники имущества -владельцы квартир могут переложить налог лишь в случае сдачи их в аренду, а в основном являются конечными плательщиками налога на имущество.

Аналогично переносятся другие прямые налоги, выплачиваемые за счет дохода: земельный, налог на транспортные средства. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг перекладывается на покупателей этих бумаг

Косвенные налоги обладают большей способностью к переложению.

Налог на добавленную стоимость полностью переносится на потребителей, так как охватывает значительный диапазон продукции и услуг, и у потребителей практически не остается выбора товара, не облагаемого данным налогом. В случае обложения акцизами и импортными таможенными пошлинами такой выбор имеется, так как потребители могут переориентироваться на замещающие товары и услуги, не облагаемые акцизами и пошлинами. В таком случае продавец будет вынужден снижать цены из-за падения спроса на его товары, и налоговое бремя может быть распределено — частично перенесено на потребителя, частично — на продавца.

Налогообложение в целом как при прямом, так и косвенном обложении отрицательно влияет на производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, что выражается в увеличении цен и сокращении объемов производства. Возросшая цена вызывает сокращение потребительского спроса, из-за чего уменьшается объем продаж товаров, а производители снижают выпуск таких товаров. Рыночный спрос и предложение восстановятся, но с перемением точки равновесия на новый, более высокий уровень. Это иллюстрируется приведенной схемой 12.5.

Введение налога вызовет сдвиг вверх и влево линии предложения, что будет соответствовать новому равновесию или в точке В, с сокращением выпуска до уровня и увеличением цены с Р до Р как равновесной. Величина выплачиваемого налога характеризуется площадью прямоугольника РВСРс, верхняя часть которого (разделяемая линией РА) представляет вычет из доходов потребителей товара, а нижняя часть — производителей.[1]

Распределение налогового бремени между производителями и потребителями зависит от эластичности[2] спроса и предложения (на графике — угла наклона линией спроса и предложения: эластичность выражена более пологой линией, неэластичность — более восходящей по следующим правилам:

1. Чем менее эластичен спрос на товар, тем большую часть налога выплачивают потребители при условии, что предложение является постоянным и , наборот, чем болееэластичен спрос, тем больше выплат налогов со стороны производителей (см. схем 12.6-7).

12.6. Спрос эластичен, цена поднимается незначительно с Р0 до Р. Большую часть налогового времении несем производитель (предметы не первой необходимости).

12.7. Спрос неэластичен, цена резко увеличивается с Р до Р1, большая часть налогового бремени падает на потребителя (хлеб, электроэнергия).

12.8. Предложение эластично, цены повышаются, налог в большей части оплачивает потребитель.

2. Чем менее эластично предложение, тем большую часть налогов выплачивают производители при условии, что спрос является постоянным и, наоборот, чем более эластично предложение, тем большую долю налога уплачивают потребители товаров (см. 12.8-9).

12.9. Предложение неэластично. Цена повышается незначительно, и большая часть налога падает на производителей.

В приведенных схемах площадь треугольника ABC характеризует величину избыточного налогового бремени, то есть потери для общества в связи с падением производства и потребления товаров, услуг ниже оптимального уровня. Избыточное налоговое бремя равно общему бремени (площадь фигуры РВАСРс), за исключением налоговых поступлений (площадь прямоугольника РВСРс).

Помимо фактора эластичности спроса и предложения, возможность и степень переложения налогов через цены товаров и услуг зависят во многом от фаз экономического цикла: в период подъема создаются более благоприятные условия для повышения цен, и переложение налогов совершается более интенсивно и, наоборот, при кризисе переложение затрудняется в связи с падением производства, ростом безработицы, уменьшением платежеспособного спроса населения.

1 Распределение на схеме величин налогов, выплачиваемых потребителями и производителями, определяется наличием так называемого «излишка потребителей» и «излишка производителей», графически расположенных соответственно между кривыми спроса и предложения (до их пересечения с вертикальной линией цен) и разделяющей их горизонтальной линией РА первоначальной равновесной цены; данное положение рассматривается теорией полезности.

2 Эластичность спроса — отношение процентного изменения объёма продаж (спроса) к процентному изменению цены (для неэластичного спроса этот коэффициент меньше 1, для эластичного — больше 1, при единичной эластичности — равен 1).

Эластичность предложения — процентное отношение изменения объёма предлагаемой продукции к процентному изменению цены (увеличение цены вызывает превышающее увеличение предлагаемых товаров, что характеризует эластичное предложение; при неэластичности — увеличение цены оказывает гораздо меньшее влияние на предложение товаров).

kazbook.narod.ru

Переложение налогов

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем (а) отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику (б) огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снижается с введением единого социального налога) (в) отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление (г) неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками. [c.140]

Маржиналистское направление в экономической науке оказало значительное влияние на становление финансовой науки. Теория предельной полезности объединяет всех писателей субъективной школы. Выводы австрийской школы были использованы для построения общей конструкции финансовой науки и анализа сущности отдельных финансовых явлений и институтов, прежде всего явления переложения налогов с точки зрения теории предельной полезности. Один из видных представителей австрийской школы, Э. Сакс, сделал попытку разработать общую теорию финансовой науки и финансового хозяйства (1887 г.). Э. Сакс считал ошибочным мнение К. Менгера, что финансовая наука — прикладная наука. Э. Сакс пришел к выводу, что финансовая наука должна стать такой же точной наукой, как и политическая экономия. Он полагал, что у политической экономии и финансовой науки один и тот же метод, и если политическая экономия строится на законе предельной полезности, то и финансовая наука должна быть построена на том же базисе. [c.18]

Говоря о классификации налогов, мы ввели понятийный аппарат объект и субъект налога. Практика налогообложения заставила финансовую науку разработать понятие носителя налога. Субъект налогообложения и носитель налога, как выяснилось, не одно и то же. Если субъект налога сможет переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога. Получается несоответствие между первоначальной адресностью налога и фактическим его плательщиком. Процесс переложения налогов принял такие размеры, что правительствам нужны были рекомендации финансовой науки и ответ на вопрос, кто и в каких размерах фактически несет налоговое бремя. Зная, что вопрос о распределении налогового бремени является не только финансовым, но и политическим, мы понимаем, какое значение в финансовой науке имел и имеет вопрос о переложении налогов. [c.147]

Причина неразработанности проблемы обусловлена сложностью процесса переложения налогов. Распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. А это означает, что теоретическое решение вопроса переложения налогов зависит от степени разработанности более общей, экономической проблемы, а именно теории ценности (стоимости) и цены. Неразработанностью теории цены можно объяснить и те неясности, которые существовали в вопросе переложения налогов. Можно сказать, что образование цены включает и процесс переложения налогов. Уместно вспомнить предисловие К. Маркса к первому тому Капитала Всякое начало трудно. И в данном случае наибольшие трудности представляет понимание первой главы, — в особенности того его отдела, который заключает в себе анализ товара 3. Оставив в стороне классовый подход, можно воспользоваться и выводом В.И. Ленина Только с точки зрения отношений, проявляющихся в массовом, миллиарды раз повторяющемся явлении обмена, можно понять, что такое стоимость 4. [c.148]

Заканчивая краткий обзор процесса переложения налогов, вернемся к исходному положению, но в его теперешнем варианте, надеясь, что читатель свяжет воедино историю вопроса и степень его решения в конце XX в., усвоит современную трактовку проблемы переложения налогов, чтобы с позиций этого понимания изучить эволюцию теорий переложения. [c.149]

Знакомство с историей вопроса о переложении необходимо, чтобы оценить выводы финансовой науки ко времени ее расцвета в конце XIX — начале XX в. и чтобы осознать, как долог путь к решению сложных задач, потому что и к концу XX в. финансовая наука еще не решила всех проблем переложения налогов. [c.150]

Первая, более или менее обоснованная теория переложения налогов, принадлежит знаменитому английскому философу эпохи меркантилизма Д. Локку, который в 1692 г. сделал вывод, что все налоги, в том числе и налоги на потребление, в результате падают на собственника земли. Д. Локк полагал, что торговцы и посредники перелагают налоги на потребителя — рабочего, который не в состоянии платить налогов, рабочий в свою очередь перебрасывает их на арендатора, последний — на собственника земли, понижая арендную плату. Если заработная плата рабочего не увеличивается, то рабочий не в состоянии прокормиться, в этом [c.150]

Последующие теории, явившиеся результатом реакции против экономического абсолютизма, носят критический характер. Было бы безумием, писал Ж.Б. Сэй, утверждать, что известный налог падает неизменно на тот или иной класс населения. В зависимости от своих свойств или состояния рынка налоги падают на тех, кто не может от них освободиться, но способы освободиться от налога крайне многочисленны. Нет ничего более неопределенного и изменчивого, чем переложение налогов . [c.152]

Политическая борьба в связи с переложением налогов всегда находила свое отражение в теориях переложения. Вспомним физиократов, которые защищали интересы землевладельческого класса, ратуя за единый налог, или классиков, которые своими взглядами на переложение защищали интересы предпринимательского класса. В то время борьба еще не получила высокого накала ввиду относительной неразвитости налоговой системы. Но к началу XIX в. оптимистическая теория переложения налогов появилась как потребность, необходимость примирить враждующих налогоплательщиков, так как налоги достаточно сильно обременяли неимущие слои населения и не задевали защищенные от них буржуазные слои. Оптимистическая теория выступила в защиту существующей системы налогообложения как выразитель интересов имущих слоев капиталистического общества. [c.154]

Вся последующая история переложения налогов вплоть до конца XIX в. — это борьба имущих классов за переложение налогов на бесправные слои общества. Введение правительствами развитых стран прогрессивного подоходного налога в начале XX в. под давлением рабочего класса означало, что перераспределение национального дохода было наконец осуществлено в целях поддержания баланса социальных сил общества, ослабления напряженности в отношениях между трудом и капиталом, не говоря здесь о фискальных интересах государства. [c.159]

Условия переложения. В финансовой литературе выделены четыре случая переложения. Первый случай — уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от на- [c.163]

Переложение налога зависит также от характеристики самого налога, является ли он односторонним или всеобщим. Односторонний налог перелагается легко, а всеобщий переложить труднее, так как в этом случае налогоплательщику некуда перенести свой капитал. Например, подомовый налог будет легче переложим, если другие виды имущества свободны от обложения. В этом случае капиталисты прекращают помещение капитала в строительство и помещают его в другие отрасли. Если же обложение имеет более общий характер, другие виды имущества обложены более или менее равномерно, в этом случае нет основания прекращать помещение капитала в строительство и переложение налога на квартиранта становится более трудным. [c.166]

Авторы расширяют проведенное исследование по переложению налогов с учетом предложения и спроса. [c.175]

Созданы теории переложения налогов, которые впоследствии послужили основой для анализа влияния переложения налогов на экономические процессы и поставили вопрос о реальной тяжести обложения для различных групп налогоплательщиков. [c.191]

Субъектом промыслового налога являлось лицо, занимающееся каким-либо промыслом. Субъект этого налога не всегда совпадал с носителем, так как здесь часто происходило переложение налога на потребителя. Лицо, ведущее промысел, могло связать налог со своими торговыми операциями и переложить налог на потребителя путем увеличения цены. Торговец, зная сумму причитающегося с него налога, учитывал его в себестоимости прода- [c.204]

Освещается история мировой финансовой мысли и политики налогов. Рассматриваются проблемы финансового хозяйства государства, общая теория налогов, принципы налогообложения и распределения его бремени, теория переложения налогов, содержание и принципы построения налоговой системы. Дается оценка современного уровня развития налоговой системы. [c.252]

Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при проведении научно-практических исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация. Ее необходимость предопределена также разнообразием налоговых форм и применяемых налоговых режимов. Разделение всех видов налогов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов). [c.79]

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие. Классификация налогов России представлена на рис. 14. Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов или налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров [9]. [c.80]

Распределение налогового бремени. Переложение налогов [c.98]

В финансовой литературе Европы и Америки 90-х годов XIX в., по оценке современников, первое место принадлежит Э..Селигману. Его работы наиболее интересны, они отразили современное состояние финансовой науки. Э. Селигман прошел немецкую университетскую школу и принес в Америку хорошее знание немецкой литературы 70-х и 80-х гг. В области теоретических проблем он сделал попытку найти средний вариант между классической школой политэкономии и школой предельной полезности. Он выступил с идеей компромисса между классиками и мар-жиналистами путем введения в экономическую науку нового понятия социальной предельной полезности, но эта идея не нашла поддержки. В области финансовой науки он изучил почти все основные вопросы поимущественное обложение, подоходное обложение, прогрессивное обложение, переложение налогов, классификацию государственных доходов, государственный кредит, местные финансы. Из многочисленных сочинений Э. Селигмана самой значительной считается работа о прогрессивном обложении в теории и на практике (1892 г.). Это история опытов введения прогрессивного обложения и очерк его теории. Второе место занимает книга о переложении налогов (1892 г.), третье — фундаментальное исследование о подоходном налоге (1911 г.). [c.19]

Последующие работы В.Н. Твердохлебова Теория переложения налогов (1914), Финансовые очерки (1916). [c.23]

В конце XIX в. английский исследователь Ф. Эджуорт считал, что два вопроса являются важнейшими для финансовой науки принципы налогообложения и проблема переложения налогов. С точки зрения налогоплательщика, он, несомненно, и сегодня прав. Принцип всеобщности и равномерности можно реализовать на практике только с учетом процесса переложения налогов. Иссле- [c.147]

Д. Рикардо создал теорию земельной (дифференциальной) ренты, из которой им логически выведены условия переложения земельного налога. Его посылка если бы этот налог взимался с чистой ренты, то он был бы непереложим, но раз он взимается со всех земель, включая худшие, он ведет к повышению цены и, следовательно, перелагается на потребителя. Как и А. Смит, Д. Рикардо признавал переложимость налогов на зарплату и косвенных налогов — на предметы первой необходимости. Исходя из теории дифференциальной земельной ренты, заработной платы и прибыли, он полагал, что налоги в конечном счете падают на предпринимателя, ибо рабочий, получающий минимальную заработную плату, неминуемо переложит налоги на потребление на предпринимателя. Что касается поземельного обложения, то последнее, по мнению Рикардо, непереложимо лишь в том случае, когда взимается с чистой ренты, во всех же других случаях поземельный налог может быть переложен на потребителей. Д.С. Милль в вопросе о переложении налогов был солидарен с А. Смитом и Д. Рикардо. [c.151]

Немецкий финансист XIX в. А. Шеффле дал точную оценку высокой степени политизированности проблем налогообложения, особенно проблем переложения налогов Прогресс и усовершенствования во всех областях человеческой жизни являются результатом борьбы идеальных и материальных интересов, и в податной области эта борьба характеризуется особенно высокой степенью эгоизма, жестокости и классовой вражды, — говорит А. Шеффле. — Она ведется между правительством и народными представителями в законодательных учреждениях в свою очередь между отдельными классами, сословиями, группами, в области управления — между органами государства и уклоняющимися от уплаты налогов или контрабандистами. Это борьба за освобождение или сохранение свободы от налога на стороне плательщика [c.153]

Отец финансовой науки К. Pay (1864) вывел из практики свои опытные законы 1) переложение возможно лишь при изменении цены 2) переложение от покупателя к продавцу затруднительно, так как изменение спроса незаметно распределяется по всей совокупности товаров 3) переложение от продавца легче там, где налог взимается с цены товаров 4) почти невозможно переложение налога с определенных личных доходов (жалованья) 5) малопе-реложимые налоги, которые не определяются по количеству товаров 6) налог с источника дохода перелагается, если его можно иначе использовать. Современник-финансист Кайцд остроумно назвал законы переложения К. Pay полуфабрикатами индукции , так как общего принципа переложения К. Pay не мог дать из-за отсутствия точного понятия дохода . Тем не менее эти законы — большой прогресс в теории переложения. [c.155]

Теория цены (стоимости, ценности) австрийской школы (мар-жиналистов) укрепила научные основы теории переложения. По мнению В. Твердохлебова, теория предельной полезности открыла новый период научного толкования проблем переложения. А. Курно в 1838 г. применил теорию предельной полезности и математический метод к анализу переложения налогов в условиях монополии и конкуренции, при равных, возрастающих и падающих издержках производства. Он пришел к выводу, что лучше всего облагать продукты в последней стадии — у самого потребителя. Математический метод в политэкономии, получивший новый толчок в 70-е гг. в трудах Л. Вальраса и У. Джевонса, был применен современником последнего -Ф. Дженкиным к теории переложения всякий налог берет часть выгод при обмене, совершаемом продавцом и покупателем, причем потеря их больше суммы налога, и чем выше налог, тем больше разница между потерей для общества чистой выручки и суммой поступлений от налога. По существу, речь идет об избыточном бремени налогов в связи с [c.156]

В работе К. Викселя Финансово-теоретические исследования (1896) дан анализ переложения налогов в условиях монополии и свободной конкуренции. Наиболее плодотворны его выводы от- [c.157]

По определению К. Викселя, переложение налогов представляет собой тот случай, когда давление в виде налога, оказываемое государством в одной части хозяйственного механизма, переносится на другие посредством меновых сделок в целях перераспределения дохода между различными группами населения. [c.158]

Таким образом, в концепции К. Викселя переложение налогов рассматривается как инструмент государственной политики перераспределения национального дохода. Исследования проблем переложения, построенных на теории предельной полезности, неизбежно страдают субъективизмом и абстрактностью построений, оторванных от действительности. Но эти исследования носили научный характер, и, как мы отмечали, они подвинули финансовую науку к пониманию проблем переложения налогов. Это стало возможным благодаря тому, что маржиналистская школа ввела новый сопряженный инструментарий экономического анализа — предельные величины и математический аппарат П. Хей-не стратегически оценивает значение понятия предельный в экономической науке. Это понятие фундаментально для экономического мышления, потому экономические решения, как и все эффективные решения, всегда предполагают предельные сопоставления 1. Математическая школа (Г. Госсен, У. Джевонс, Л. Вальрас) оснастила теорию предельной полезности математическим аппаратом, что в экономической науке считается высшим достижением. [c.159]

По мнению М.И. Фридмана, теория переложения Э. Селигма-на не вполне оригинальная, но удачно комбинирует выводы существовавших до того времени теорий переложения . Основная заслуга Э. Селигмана состоит в том, что он не только дал общий анализ переложения налогов, но и выделил условия, имеющие значение для решения практического вопроса о вероятности переложения того или иного налога. [c.161]

Вопрос о переложении — это вопрос о цене какова степень повышения цены на капитал, труд, предметы потребления в связи с введением налога. Для ответа на него недостаточно учитывать только теорию стоимости. Э. Селигман выявляет, какие конкретные условия влияют на переложение налогов, с тем чтобы установить, в какой мере налог (полностью или частично) входит в цену, как он распределяется между производителем и потребителем, т.е. кто из них в какой степени несет бремя налога. В конечном счете Э. Селигман определяет степень переложимости и с учетом этого предлагает классификацию налогов, которая выполняет важную роль при разработке системы налогов. [c.161]

Финансовая литература 20-30-х гг. XX в. по сравнению с вкладом науки конца XIX в. не привнесла нового в разработку проблемы переложения, но более емко и четко сформулировала закономерности переложения налогов виды переложения, размеры, условия переложения, структуру налогов с точки зрения их пере-ложимости. Поэтому целесообразно познакомиться с этими формулировками и аргументацией. [c.162]

Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей. [c.166]

Условия переложения налогов позволили финансовой науке классифицировать налоги по их переложимости, чтобы финансовая практика могла управлять процессом переложения и облегчить задачу исчисления реальной тяжести налогообложения. Д. Боголепов дает следующую классификацию налогов В настоящее время непереложимыми считаются следующие налоги налог на ренту, подоходный налог, налог на предметы монопольного характера и налог с наследств. Налог на ренту является не-переложимым, так как рента не входит в цену продукта, и, следовательно, взимание этого налога не может быть компенсировано посредством повышения цены и переложено на покупателей хлеба или других продуктов земли. [c.168]

У Ф.А. Менькова группа непереложимых налогов представлена шире Переложение налогов может явиться только в результате обмена. Из этого следует, что, раз нет меновой сделки, нет и переложения. Поэтому переложение не имеет места при подушной подати, при обложении некоторых видов заработной платы (чиновников, лиц свободных профессий), при налогах на потребление, взимаемых путем фискальных монополий (монополия табачная, спичечная, винная и т.д.), при налоге на наследство, налоге на прирост ценности имущества, взимаемом при отчужде- [c.168]

Но бывают случаи, когда переложение оказывается неожиданным для государства и противным его намерениям. Например, в Германии под влиянием воплей мелких торговцев о том, что они не могут выдержать конкуренцию с универсальными магазинами (огромными розничными магазинами крупнокапиталистического типа с массой отделений и низкими ценами), правительство ввело специальный налог на эти магазины в размере 2% с оборота. Налог преследовал не фискальные, а социальные цели, был установлен в защиту средних и мелких магазинов, уничтожаемых конкуренцией торговых гигантов. На вид скромный 2%-ный налог с оборота равнялся 20-25% с прибыли. Благодаря процессу переложения налог упал на тех самых мелких и средних торговцев, в защиту и в интересах которых он был введен. Немедленно за введением налога универсальные магазины обратились с требовани- [c.169]

В изложении К.Р. Макконелла — С.Л. Брю рассмотрим решение проблемы переложения налогов, чтобы показать преемственность и результаты, которые были достигнуты финансовой наукой в кейнсианский и посткейнсианский периоды. [c.173]

Способ обложения и взимания. Когда изменились взгляды на процесс переложения налогов и пришлось констатировать, что многие так называемые прямые налоги перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным. [c.178]

И опять те же трудности в поисках ответа из-за невозможности точной оценки распределения налогового бремени, связанной с проблемами переложения налогов. В первом российском издании 1992 г. авторы Экономикс писали, что оценка налоговой системы опирается на важное исследование, проведенное в 1985 г. Джозефом Печманом до принятия нового Закона о налоговой реформе, которое показало, что общая налоговая система являлась малопрогрессивной . Изменения в налогообложении под влиянием реформ 80-х гг. сделали федеральную налоговую систему менее прогрессивной. При сочетании в значительной степени регрессивных налоговых систем на уровне правительств штатов и органов местного самоуправления с этими данными федеральной системы общая налоговая система, вероятно, приближалась бы к пропорциональной . В тринадцатом издании авторы Экономикс еще более осторожны в оценках характера американской налоговой системы с точки зрения потенциального распределения налогового бремени Федеральная налоговая система является прогрессивной, и, несмотря на многие изменения в налоговом законодательстве, ее прогрессивный характер остается с 1977 г. практически неизменным. Налоги штатов и муниципалитетов носят по преимуществу регрессивный характер. В целом американская налоговая система в незначительной степени носит прогрессивный характер. Это означает, что сама по себе система только в небольшой мере перераспределяет доход — от богатых к бедным 2. [c.215]

economy-ru.info

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ НАЛОГОВ

Этот вопрос достаточно широко освещался на Западе. Имеется опыт изучения и в нашей стране в начале XX в. Например, следует отметить работы В. Твердохлебова «Теории переложения

налогов» (1914), Г. Соловей «Косвенные налоги» (1928), А. Соколова «Теория налогов» (1928) и др.
Переложение налогов характеризуется как полное или частичное перенесение налогового бремени его плательщиком на другое лицо, с которым он вступает в различные экономические отношения и которое становится конечным носителем налога, т. е. субъект налога не всегда сам является налогоплательщиком. В силу различных обстоятельств он может переместить свои налоговые обязательства перед бюджетом на другое лицо, которое и выступает носителем (плательщиком) налога.
Актуальность проблемы переложения налогов заключается в том, что, во-первых, распределение налогового бремени между налогоплательщиками, в том числе и с помощью процесса переложения, представляет интерес с точки зрения соблюдения принципа справедливости и равномерности обложения. Во-вторых, переложение налогов как глубоко скрытый процесс, незаметный на поверхности, затрагивает широкий спектр вопросов социально-экономической жизни общества и оказывает влияние на нее. В-третьих, оно влияет на фискальную политику государства, так как движущей силой переложения является фискальный интерес налогоплательщика уменьшить свое налоговое бремя, что приводит к снижению платежей в бюджет. Поэтому наука о налогах требует обстоятельного изучения процесса и последствий переложения налогов и ответа на вопросы: при каких условиях и в какой мере удается переместить налоговое бремя с одних лиц на другие? каковы сфера действия переложения, его совокупное воздействие на цены товаров и услуг, инфляцию, структуру производства и потребления, распределение и размещение ресурсов, факторы производственного процесса и т. д.?
Ответы на эти вопросы меркантилисты стали искать еще в XVI) в., но до сих пор финансовая наука не располагает законченным учением о переложении налогов. В 50-е годы американскими учеными во главе с Р. Масгрейвом были найдены решения многих сложных вопросов распределения налогового бремени. «. Американская школа дала ответ на два вопроса: как в действительности распределяется обложение по источникам доходов и по категориям плательщиков»2.
В чем заключаются причины столь трудного и продолжительного исследования данного вопроса? На наш взгляд, здесь можно выделить следующие факторы.
Во-первых, сложность и скрытость процесса переложения налогов. Сложность заключается в том, что он затрагивает более общие вопросы развития и функционирования экономики и социальной сферы — спрос и предложение, цену и инфляцию, стоимость и капитат, государственные финансы, тяжесть налогов, потребление и сбережение и др. Скрытость проявляется в трудности реального наблюдения за процессом переложения, в невозможности объективного статистического и математического измерения его масштабов и последствий.
Во-вторых, переложение налогов задевает интересы трех сторон:
государства, налогоплательщика и рыночных контрагентов последнего, при котором обязательно возникают противоречия и противостояния. Например, при реализации подакцизной продукции товаропроизводитель перемещает размер акциза на конечного покупателя (потребителя) товара через его цену. А покупатель, имея альтернативу выбора товара, заменяет его на товар более низкой цены. Это приводит к переложению акциза «назад» на производителя, так как он вынужден снижать цены под влиянием конкуренции и уплачивать налог. Таким образом, происходит стихийная, рыночная «борьба» вокруг распределения налогового бремени и определения конечного плательщика при активном участии государства (так как оно определяет направление налоговой политики). Осложнение мирохозяйственных связей, производительных сил и производственных отношений с развитием человеческой цивилизации усугубляют процессы переложения налогов, а следовательно, затрудняют их всестороннее и глубокое изучение.
Из современных российских авторов, которые внесли определенный вклад в рассмотрение теории и практики переложения налогов, следует выделить работу В. М. Пушкаревой «История финансовой мысли и политики налогов», где дан историко-теоретический аспект проблемы и Л. И. Якобсона «Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов»3, в которой раскрываются теоретические и практические стороны изучаемого вопроса в условиях функционирования рыночных отношений (на основе зарубежного опыта).
Для освоения практического аспекта проблемы переложения налогов необходимо изучить ее корни, всю гамму взглядов экономистов на данный вопрос в различные периоды развития финансовой науки. В процессе ее эволюции одновременно шло и развитие теории переложения, которая имеет следующие виды и концепции: абсолютные; оптимистическая (позитивная); пессимистическая; математическая; теории переложения национальных финансовых школ.
Теории переложения, разработанные политэкономической наукой в эпоху меркантилизма с использованием априорного метода с целью абсолютно точного определения степени переложения и носителя каждого вида налога, называются абсолютными. Их основоположником считается английский философ Д. Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли или взимаются в форме прямого налога на землю, или в скрытой форме — за счет снижения арендной платы за землю.
Физиократы выступили за переложение всех налогов не на землю, как меркантилисты, а на чистый доход с земли, и ратовали за введение единого налога на землю с целью избежания переложения и уклонения от уплаты налога.
Такого же мнения придерживались в дальнейшем и классики политэкономии. Так, А. Смит считал, что носителями всех налогов в конечном итоге являются владельцы земли или богатые потребители. По его мне-

нию, непереложимыми являются поземельный налог, налоги на переход недвижимости и роскошь.
Д. Рикардо, разрабатывая свою теорию дифференциальной земельной ренты, пришел к выводу, что раз налогом облагается не чистая рента, а все земли независимо от их качества, плодородия, местоположения и прочих условий, то это приводит к повышению цены и, следовательно, перелагается на потребителя.
Французский экономист Н. Канар в работе «Принципы политической экономии» (1800) изложил теорию, которая получила название позитивной (или, по характеристике американского экономиста Э. Селиг- мана, оптимистической) теории переложения. Она основывается на противоположных абсолютным теориям постулатах: благодаря переложению все налоги по истечении времени после их введения становятся равномерными и распределяются между налогоплательщиками пропорционально их платежеспособности.
Теория диффузии, или распыления налогов, как иначе называют оптимистическую теорию, являлась шагом вперед в развитии теории налогообложения, положившей начало принципу равномерного налогообложения. Но в то же время она придерживалась идеи «все старое — лучшее» и выступала за сохранение существующих налогов независимо от их высоких ставок и других недостатков.
В противовес оптимистической теории Н. Конара П. Прудоном была разработана пессимистическая теория переложения налогов. Автор обосно- ванно считал, что всякий налог в конечном итоге перемещается на конечных потребителей, каковыми являются в основном неимущие слои населения. Поэтому они (налоги) вредны для простого народа и несправедливы.
Разработка теории цены способствовала дальнейшему развитию теории переложения налога. При ее анализе стали применяться математические методы и разработки теории предельной полезности. Впервые такой анализ провел А. Курно в 1838 г., а Ж. Дюпои в 1848 г. опубликовал работу «О мере полезности гражданских сооружений», где было рассмотрено влияние налога на предельную полезность гражданских сооружений и услуг (мостов, дорог и т. д.) на конкретном примере. До введения налога мостом пользовались за год 2 080 ООО человек. Введение налога в размере 1 руб. привело к уменьшению числа пешеходов до 330 000, а 15 руб. до 8 000 человек. Автор пришел к выводу о том, что чем выше налог, тем меньше полезность моста для общества. Ж. Дюпои отмечал, что налоги влияют на формирование цены товаров и услуг. С повышением налогов растет и цена товаров, это приводит к ограничению спроса и потребления, снижению предельной полезности. В этом случае налог падает на производителя товаров и услуг (происходит переложение «назад») и не перелагается на потребителя. Лучше получать, например, 330 тыс. руб. при ставке налога в 1 руб., чем 120 тыс. руб. при налоге в 15 руб. с одного пешехода (8 000 пешеходов (15 руб.). В выигрыше остается и государство,

и население, так как повышается предельная полезность моста (т.е. при низком налоге больше пешеходов будут пользоваться мостом).
Интересным и ценным представляется другое высказывание автора относительно зависимости налоговых поступлений от ставки налога. Ж. Дюпои считает: «Если постепенно повышать налог от нуля до цифры, равной запретительной, то доход от этого налога станет нулевым, затем незаметно возрастает, достигает максимума, затем снова постепенно падает и снова становится нулевым»4. (Именно эта теория лежит в основе разработанной на Западе в 70-е годы XX в. теории «экономики предложения» и кривой Лаффера).
Математическую теорию переложения налогов в последующем развили итальянские экономисты в 80—90-е гг. XIX в. М. Панталеоне, Кони- лъяни и др. выявили и проанализировали функциональную зависимость между налогом и ценой, дали определение переложения.

Суть ее они видели в том, что путем переложения налогоплательщики вознаграждают себя за уплату налога.
На основе анализа факторов, влияющих на переложение, его тенденций М. Панталеоне сформулировал динамический закон переложения, тесно связанный с проблемой влияния налога на цену. Он отмечал, что «налоги влияют на цену в качестве издержек производства. Монополист теряет, если даже повысит цену под влиянием налога, так как сокращается потребление, и прежнего наиболее выгодного сочетания цены и сбыта ему не добиться, следовательно, и в этом случае налог падает на монополиста и не перелагается»5.
Общие взгляды маржиналистов относительно проблемы переложения налога можно дополнить следующими выводами: продукты следует облагать налогом на последней стадии — стадии потребления — с тем, чтобы избежать многостадийного переложения налога (Курно А., 1838); нужно рассматривать переложение как частный случай влияния налога на частное хозяйство (Майер Р., 1884); налог оказывает воздействие не только тогда, когда он уплачивается и при этом снижаются личный доход плательщика, его потребности и сбережения, но и когда он не уплачивается, так как факт его существования заставляет субъекта налога изменить поведение потребления, инвестиции и т. д., с тем чтобы не платить налог или платить его в меньшем размере, что также является процессом переложения налогового бремени на других лиц; при высоком налогообложении уменьшается потребление продукта, а это есть косвенная форма переложения налога на продавца (производителя) (Виксель К., 1896); при переложении налога происходит перераспределение дохода между различными группами населения, и оно рассматривается как инструмент государственной политики перераспределения национального дохода страны (Виксель К., 1896);

Различные взгляды на переложение налога национальных финансовых школ в той или иной степени входят в рассмотренные нами ранее теории. Представим их также в тезисной форме.
Германская школа:
а) кто экономически сильней, тот имеет возможность переложить налог на слабого;
б) немецкий экономист, «отец» финансовой науки К. Рау, в «Основных началах финансовой науки» (1864) путем практического анализа сформулировал свои знаменитые законы:
«1) переложение возможно лишь при изменении цены; переложение от покупателя к продавцу затруднительно, так как изменение спроса незаметно распределяется по всей совокупности товаров; переложение от продавца легче там, где налог взимается с цены товаров; почти невозможно переложение налога с отдельных личных доходов (жалованья); малопереложимы налоги, которые не определяются по количеству товаров; налог с источника дохода перелагается, если его можно иначе использовать»*1.
К. Рау впервые вел понятия «переложение от продавца к покупателю» (переложение «вперед») и «переложение от потребителя к продавцу» (переложение «назад»);
в) переложение тем легче, чем ближе момент взимания налога к моменту потребления (А. Шеффле);
г) стремление к переложению налогового бремени сохраняется и при равномерном подоходном налоге, так как существует социальная несправедливость (Вагнер А., 1880).
Американская школа:
Э. Селигман в работе «Переложение и падение налога» (1892) дал анализ переложения налога, выявил конкретные условия переложения и конечного носителя налога. С учетом степени переложимости налогов он дал их классификацию, что имело важное значение при построении налоговых систем различных стран. Другие американские экономисты (А. Маршалл, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, М. Фридман и др.) в основном расширили исследование по переложению налогов с учетом современных законов рынка и его институтов, не внеся какого-либо существенного элемента в теорию изучаемого вопроса, кроме математического аппарата анализа.
На основе рассмотренных концепций теории переложения можно сделать следующие выводы и обобщения: наука выделила два вида переложения в зависимости от конечного носителя налога (конечной «жертвы» налога):
а) прямое переложение налогового бремени, с продавцов на поку
пателей за счет повышения цен реализации товаров и услуг путем включения в них налогов. Такой процесс перемещения тяжести налога называется переложением «вперед»;
б) обратное переложение с покупателя на продавца (переложение «назад») выражается в понижении цены покупки. Например, при продаже земли, недвижимости, ценных бумаг налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога. Этот вид переложения встречается реже, чем первый. Но с расширением мирового рынка сбыта и конкуренции товаропроизводителей растут возможности покупателей перекладывать налог на продавцов. При административно-командной системе управления, когда в бывшем СССР существовали фиксированные государственные цены, отсутствовала конкуренция, недвижимость не была объектом купли-продажи, покупатель не мог переложить налог на продавца, т. е. на государство. Наоборот, оно обладало монопольным правом перемещения налогового бремени на покупателей через установление единых государственных цен на товары и услуги с включением в них налога с оборота и других платежей. С переходом на свободные рыночные цены и возникновением частной собственности государство потеряло и в этой сфере свое монопольное право.
Переложение налога происходит в основном в сфере обращения, при котором, как уже отмечалось, налог включается в цену продукции и оплачивается конечным потребителем. К налогам, переложимым в сфере обращения, относятся косвенные налоги, а также налоги, включаемые в себестоимость продукции и формирующие ее цену.
Переложение налога в меньшей степени происходит в сфере производства. Основным методом при этом выступает повышение интенсивности труда работающих в условиях научно-технического прогресса, в результате которого сокращается необходимое рабочее время и увеличивается прибавочное. Таким образом, налоговые потери производителя возмещаются за счет снижения производственных затрат и себестоимости продукции, реальной заработной платы и увеличения прибыли.
В зависимости от размера переложение может быть полным и частичным. При переложении «вперед» можно достичь полного перемещения налога на покупателя, так как производитель всегда старается продавать свой товар по ценам, возмещающим все его затраты, в том числе налоговые, и дающим определенную норму прибыли. Иначе нет смысла ему занимать место на рынке. При переложении «назад» не всегда удается переместить налоговое бремя в полном объеме на продавца. Как бы ни ухищрялся покупатель, все равно ему нести конечное бремя налогов!
«Сфера действия налогов представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится его бремя. Определение сферы действия налога достигается на основе анализа перемещения налогового бремени», — делает вывод Л. И. Якобсон. Он верно указывает на фактор «цепной реакции» переложения налога: «Перемещение налогового
бремени на одном рынке, вообще говоря, влечет за собой его дальнейшее перемещение на других», т. е. «дает импульс новым процессам перемещения на сопряженных рынках. Следовательно, сфера действия рынка должна в конечном счете определяться в контексте общего равновесия»7. Отсюда вытекает, что переложение налога следует рассматривать в тесной связи и в комплексе с другими процессами рыночной экономики.
Степень переложения налогов зависит от соотношения совокупного спроса и предложения, фазы экономического цикла, характера налоговой системы, законодательной основы государства и других факторов. Почва для наиболее интенсивного переложения создается в период экономического кризиса, когда возникают благоприятные условия для повышения цен. По подсчетом западных экономистов, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых «капиталистами», перекладываются ими на потребителей.
Различают следующие формы, или случаи, переложения налога:
перемещение налогового бремени на другой субъект налога;
амортизация налога;
уклонение от уплаты налога.
Амортизация (или погашение) налога представляет собой такой процесс, посредством которого плательщик перестает уплачивать налог или уплачивает его в меньшем размере вследствие снижения ценности облагаемого объекта. Для выяснения процессов амортизации, поглощения налога уменьшением ценности объекта, капитализации налога (увеличения ценности объекта обложения благодаря снижению налога) и переложения налога «назад» на продавца уместно обратиться к примеру В. М. Пушкаревой: «Например, вводится налог на землю. Землевладелец хочет продать свой участок, но покупатель, не желая платить налог, капитализирует его и уменьшает на капитализированную сумму налога покупную сумму за землю. Положим, продавец хочет продать участок за 15 тыс. руб., налог на который введен в сумме 100 руб. в год. Покупатель считает так: сумма в 100 руб., если считать ее годовым процентом с капитала, должна при среднем рыночном проценте, равном 5, соответствовать капиталу в 2 тыс. руб. (100 руб. — 5%, х — 100%. — Р. С.). На эту величину и должна быть уменьшена продажная цена земли, чтобы покупатель в действительности освободился от платежа налога. Все дело в том, сможет ли покупатель убедить продавца уступить ему землю вместо 15 тыс. руб. за 13 тыс. руб. Если это ему удастся, то налог в капитализированном виде упадет на продавца, а покупатель окажется свободным от налога. Правда, формально он будет платить налог и дальше, но экономически этого платежа не будет, так как эти 100 руб. будут экономией за недоплаченную сумму в тыс. руб. V Этот пример поучителен и для будущих контрагентов купли- продажи земли, когда в России будет принят соответствующий закон, разрешающий продажу земельных участков.

lib.sale

Смотрите так же:

  • Предложный падеж правило Правописание окончаний имен существительных Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают не во всех падежных формах, […]
  • Правила оон 24 Правила ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ. II. Официального утверждения автотранспортных средств в […]
  • Кому принадлежала собственность на илотов в спарте Спарта. Илоты Особый статус илотов прекрасно чувствовали древние авторы. Недаром илотов они называли или рабами общины (Павс., III, 21,6), или государственными рабами (Страб., VIII, 5,4, p.365), подчеркивая тем самым их зависимость от […]
  • Льгота по земельному налогу инвалидам 3 группы Льгота по земельному налогу инвалидам Какие категории граждан попадают под понятие «инвалид» Согласно правовому определению, инвалид – это лицо, которое в силу физических недостатков, возникших вследствие травмы, заболевания или с […]
  • Приказ 778 от 2008 Приказ Министерства обороны РФ от 26 октября 2013 г. № 778 "Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (не вступил в силу) В соответствии с постановлениями Правительства Российской […]
  • Будет повышение пенсии военным пенсионерам в 2018г Будет повышение пенсии военным пенсионерам в 2018г Повышение пенсий военным пенсионерам с 1 апреля 2018 г. Перечень лиц, которым пенсия будет пересчитана Размер пенсии с учетом прибавки Калькулятор военной пенсии Ваши […]

Обсуждение закрыто.