Отличия судов рф

Отличия между гражданским и арбитражным процессами

Суды РФ стоят на защите гражданских прав как граждан, так и организаций, однако в зависимости от вида спора и его субъектного состава, дело может рассматриваться либо арбитражным судом по правилам АПК РФ, либо судом общей юрисдикции по правилам ГПК РФ. Арбитражное судопроизводство урегулирует споры, которые связаны с экономической или предпринимательской деятельностью. То есть, если предприниматель имеет дело с нарушением своих предпринимательских прав, то может обращаться в арбитражный суд, который должен заниматься именно этой частью судопроизводства, а судебное представительство — это важный момент в процессе.

Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает для арбитражных судов требования к судопроизводству отличные от Гражданского процесса. Так, например в арбитражном процессе именно на истце лежит обязанность по предоставлению копии искового заявления с приложениями ответчику, а в гражданском процессе эта обязанность возложена на суд. Также, до недавнего времени гарантированное Конституцией РФ право разъяснять применение законов (трактовать право) предоставлялось различным судам, то есть Верховный суд трактовал применение материального права в гражданском процессе, а Высший арбитражный суд трактовал то же самое, но для арбитражного процесса.

Отличается также порядок доказывания. Не смотря на то, что статья 56 ГПК РФ практически повторяет статью 65 АПК РФ, у судов существуют различные подходы к оценке доказательств. Для суда общей юрисдикции могут учитываться все документы, включая и устные показания свидетелей, в некоторых случаях они могут решить исход дела в ту или иную сторону. В арбитражном суде такая ситуация исключена, так как письменные документы имеют решающее предпочтение. Разнятся указанные статьи и в части требований к предоставлению копий доказательств ответчиком истцу, а не только суду. АПК четко возлагает такое требование на стороны, в том числе и на ответчика, а вот ГПК такого требования прямо не устанавливает, и истец, желая получить копии доказательств со стороны ответчика, должен обосновывать свое требование через ст. 149 ГПК РФ. Есть и другие отличия, которые требуют от арбитражных юристов других подходов. Здесь большое значение имеет статистика уже вынесенных судебных решений по аналогичным делам, которую ведут и всегда принимают во внимание. Самым существенным отличием является то, что четких инструкций по процедуре решения в арбитражных судах не предусмотрено, для того, чтобы оно вступило в силу отводится срок – один месяц. Кроме того, в арбитражный суд очень сложно подать встречный иск, обычно юрист это делает на предварительном слушании дела, так как иначе нельзя уложиться в отведенное законом время, а судья должен иметь достаточно времени на его рассмотрение. Должно соблюдаться требование: встречный иск должен быть связан с прямым, чтобы их можно было рассмотреть на одном слушании, чтобы не переносить его дату на новый срок.

Гражданские суды таких ограничений не имеют. Арбитражный суд имеет своей целью не только принять решение, но и содействовать законности и предупреждению подобных нарушений, для этого и ведется статистика.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что арбитражные иски являются одними из самых сложных, так как существуют специальные подходы к ведению дела и сложности с оформлением документов, истребование доказательств и т.д. Поэтому, если предоставить представительство в арбитражном суде организациям, специализирующимся на на этом, то существенно возрастет шанс на удачное решение дела.

ООО «Кондор» является юридической компанией, специализирующейся как на арбитражных спорах, так и на спорах в судах общей юрисдикции. Низкие цены и профессионализм специалистов нашей юридической компании — это то, что Вам надо.

www.consulting78.ru

Сравнительный анализ судебной системы России и Англии

Библиографическое описание: Субботина Я. П., Агафонцева А. В. Сравнительный анализ судебной системы России и Англии // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 104-108. URL: http://yun.moluch.ru/archive/3/177/ (дата обращения: 07.08.2018).

Поводом для выбора данной темы стала история о мельнике. Мельник хотел помочь раненому мужчине, однако его заметили с ножом в руке и обвинили в убийстве, осудив на смертную казнь. Лишь только потом был найден настоящий убийца.

Произошедшее с мельником считается судебной ошибкой, хотя по большому счету, это была не ошибка, а небрежность, но, всё же, неумышленная. Разумеется, данный случай показывает судебные ошибки, но после прочтения этой истории меня вообще заинтересовала судебная система.

Я захотела сравнить судебную систему России и какой-либо другой страны. Но так как я обучаюсь в школе с углубленным изучением английского языка, и Англия мне интересна, я выбрала именно эту страну.

В научной и учебной литературе достаточно подробно рассмотрены аспекты судоустройства английской и российской судебных систем. Однако мало работ теоретико-сравнительного анализа, которые предполагают выяснение представлений о закономерностях и сущности судебной системы.

Цель исследования — проведение сравнительного анализа судебной системы России и Англии. Гипотеза исследования: судебные системы России и Англии имеют мало общих признаков, обусловленных историко-правовыми отличиями и своеобразием каждой из стран.

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями [12, с. 363].

Нами был проведён анализ структуры судебной системы Англии (рис. 1). Самым главным судом в Англии является Высший суд (так называются три самостоятельных высших суда Англии: Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны) [10, с.501]. Низшие суды представлены судами магистратов и судами графств, рассматривают основную массу дел.

Наряду с судами общей юрисдикции действуют специализированные суды: военные и церковные суды. Они рассматривают дела в отношении лиц, находящихся на военной службе, и лиц духовного звания.

На основе критического анализа научной литературы нами были выделены важнейшие особенности английской судебной системы:

  1. Фактическое отсутствие единой судебной системы в её обычном понимании, т. е. это несколько практически самостоятельных судебных систем. Над судами нет какого-либо единого координационного центра. Такое положение предопределено тем, что английские судьи с самого начала признавали единственного господина — право.

Рис. 1. Структура судебной системы Англии

  1. Большинство гражданских дел рассматриваются не в судах, а в альтернативных процедурах, хотя всё же с участием судей. К числу альтернативных процедур относятся деятельность трибуналов и третейских судов, а также процедуры примирения сторон и посредничества.

Судебная система России система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России. Организация судебной системы в целом, а также образующих ее судов, их структура, компетенция, взаимосвязь охватывается понятием судоустройства [13, с. 616].

Основы судоустройства закреплены в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, определяющей, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом [1, 5].

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (рис. 2).

Конституционный суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства [11, с. 316].

Рис. 2. Структура судебной системы Российской Федерации

Конституционный Суд участвует также в отрешении Президента РФ от должности [11, с. 318]. Особенностью Конституционного Суда РФ является то, что он рассматривает только вопросы права

Таким образом, основное различие судебных систем России и Англии заключается в основе конституционного права этих стран. В России судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В Англии конституция является неписаной и источниками конституционных норм являются статуты, судебные прецеденты, конституционные соглашения.

Отличительной чертой английской судебной системы является то, что однажды созданное судебное решение становилось обязательным правилом для последующего разрешения аналогичных вопросов. На сегодняшний день судебный прецедент не является источником (формой) права в Российской Федерации. Сравнительная характеристика судебных систем России и Англии приведена таблице 1.

Проанализировав судоустройство судебных систем России и Англии, я пришла к выводу, что в судебной системе РФ есть несколько видов судов, чья юрисдикция совпадает, т. е. истец может обратиться с исковым заявлением в разные суды.

Достоинством отечественной судебной системы является назначение судей лично президентом, в то время как в Англии это осуществляет лорд-канцлер, который является политической фигурой, он наиболее высокооплачиваемый член Кабинета и эквивалент министра юстиции.

В Англии основная масса дел рассматривается в магистратских судах, в которых работают судьи, являющиеся непрофессиональными юристами. Я считаю это большим недостатком. Ещё один недостаток в системе Англии — нет общенационального учебного центра по обучению судей с преподавателями на центральном уровне. Частично это связано с небольшой численностью профессионального судейского корпуса, а также с тем, что судьи здесь назначаются из числа опытных практиков, которые в целом приходят на судейскую скамью с хорошим знанием законов и процедур.

Сравнительная характеристика судебных систем России и Англии

Признак

Судебная система России

Судебная система

Англии

Основы конституционного права

2) судебные прецеденты;

Возраст наступления уголовной ответственности

Минимальный возраст судьи

в Уэльсе 1300 чел. (население 54 млн. человек)

Половая структура судей

в течении не более 6 месяцев проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования

нет общенационального учебного центра с преподавателями на центральном уровне

Наличие помощников судей

нет (т. к. после многих лет практической работы они хорошо знают закон)

Но все-таки я считаю, что наступление уголовной ответственности в 10 лет приводит к строгой самодисциплине, — в этом достоинство судебной системы Англии.

В качестве практической части мною было проведено анкетирование в 7–9 классах МБОУ «Гимназия № 24» г. Калуги с целью выявления уровня знаний о судебных системах России и Англии. Всего приняло участие в анкетировании 80 человек.

Больше всего учащиеся осведомлены на счет терминов «судья» и «адвокат» (80,2 % и 96,2 % соответственно), затруднения вызвали термины «нотариус» и «прокурор».

Многие учащиеся не знают, что такое исковое заявление; количество правильных ответов составило в 7 классе — 37,9 %, в 8 классе — 57,7 %, в 9 классе — 44 %. При определении различий между обвиняемым, подсудимым и подозреваемым была выявлена положительная динамика уровня осведомлённости учащихся по этому вопросу: так, если в 7 классе количество правильных ответов составило 37,9 %, то в 9 классе это количество равняется 80 %.

Информацию о судебной системе РФ учащиеся получают, в основном, из Интернета и СМИ. Подавляющее большинство учащихся знают, что правосудие в нашей стране осуществляется судом. Выявлена положительная динамика уровня знаний об установлении судебной системы РФ: в 7 классе — 41,4 %, в 8 классе — 69,2 %, в 9 классе — 96 % правильных ответов.

Лишь некоторые учащиеся (примерно 12,4 %) знают о минимальном возрасте судей. Вопрос о подчинении судей не вызвал затруднения, причём отмечается значительное увеличение уровня осведомлённости в 8–9 классах.

Наибольшее затруднение вызвали вопросы, касающиеся символов правосудия, изменений в судебной системе РФ в 2014 г. и различий между судебными системами России и Англии.

В результате проведённого анкетирования я выявила, что учащиеся имеют определённые пробелы в знаниях о судебной системе и участниках судебного процесса. Я считаю, что результаты проведённого исследования имеют прикладной характер и будут полезны учителям, т. к. показывают, на какие аспекты следует уделять больше внимания на уроках, а также это может быть поводом для открытия кружка по праву. Право и судебная система являются частью нашей общественной жизни, поэтому следует иметь достаточно хорошее представление о них. Каждый из нас встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания юридических норм.

Такие знания особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений.

Проведённый мною сравнительный анализ судебных систем России и Англии показал, что в основном, различие обусловлено разными основами конституционного права этих стран. Судоустройство России и Англии различно, однако каждая из них имеет определённые достоинства и недостатки.

yun.moluch.ru

Юрисдикция судов

Суды общей юрисдикции относятся к государственным органам, представляющим судебную ветвь власти. Суды общей юрисдикции производят деятельность на территории всего нашего государства, осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, рассматривают административные правонарушения.

Название «общая юрисдикция» свидетельствует о том, что суды компетентны рассматривать и выносить решения по большинству возникающих правовых споров, независимо от их количества и территории распространения. Судебные органы отличаются доступностью для граждан, в соответствии с законом любое лицо может обратиться в суд для рассмотрения спора, соблюдая установленную процедуру.

Основными задачами функционирования судов общей юрисдикции являются защита прав и свобод человека, нарушенных либо оспариваемых, а также охрана этих прав.

К функциям судов общей юрисдикции в РФ относится:

  • укрепление законности и введение в общество правопорядка;
  • предупреждение любых правонарушений;
  • защита безопасности и целостности РФ;
  • защита основ конституционного строя страны;
  • осуществление правосудия;
  • обобщение и проработка судебной практики;
  • контроль за обоснованностью и законностью действий и решений органов государства и их представителей;
  • разъяснение законодательства;
  • ведение судебной статистики, ее анализ;
  • разработка предложений совершенствования законодательства.

В систему судов общей юрисдикции нашей страны входят:

  1. Верховный Суд Российской Федерации, куда входит военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
  2. Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения), а также военные (флотские) окружные суды.
  3. Городские и районные суды. Гарнизонные военные суды.
  4. Мировые судьи.

Основным законодательным актом, регламентирующим функционирование судов общей юрисдикции, является Конституция РФ. Кроме основного закона, деятельность системы судов общей юрисдикции рассматривают следующие законодательные акты:

  • Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации».
  • Конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» и другие акты.

Перечисленные выше документы регламентируют особенности организации и работы судов общей юрисдикции, раскрывают их полномочия и структуру, а также взаимодействие судебной ветви с обществом и государственными органами.

Согласно законодательству система судов общей юрисдикции включает следующие элементы: федеральные суды общей юрисдикции и такие же суды каждого из субъектов федерации. Эти группы разграничиваются между собой по способу формирования. Федеральные суды создаются по нормам федерального законодательства, а создание судов субъектов РФ производится по законам каждого из субъектов федерации.

Федеральными судами общей юрисдикции являются следующие органы:

  1. Верховный Суд РФ;
  2. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  3. районные суды, городские суды, межрайонные суды;
  4. военные суды различных уровней;
  5. специализированные суды (такие суды пока еще не созданы).

Мировые судьи на уровне субъектов федерации являются судами общей юрисдикции.

В своей работе суды общей юрисдикции могут использовать федеральное законодательство, законодательство каждого их субъектов федерации, подзаконные акты, нормы международных договоров государства, а также нормы международного права, являющиеся общепризнанными.

Внутри системы общей юрисдикции суды не находятся в подчинении, и при осуществлении судебной власти либо реализации других полномочий каждый судебный орган принимает собственное решение, от своего имени, и только он за него в ответе. Благодаря тому что суды построены на основании инстанций, судебные дела могут двигаться от нижестоящих органов к вышестоящим судам для изменения или отмены решения.

Говоря о судах общей юрисдикции, следует рассмотреть вопросы подведомственности и подсудности. Подведомственность подразумевает разделение полномочий между судебными органами в зависимости от степени реализации власти, то есть разграничение компетенции. Подсудностью называют разделение дел, требующих рассмотрения судами первой инстанции, по таким судам.

Суды общей юрисдикции являются подсистемой судебной ветви власти Российской Федерации, и закономерно, что каждый суд общей юрисдикции является и элементом судебной системы страны в целом. Однако в состав системы судов общей юрисдикции законом не включены Конституционный Суд РФ, конституционные суды каждого субъекта страны, а также арбитражные суды.

Арбитражные суды

Арбитражные суды РФ также относятся к судебной власти, однако в отличие от общих судов они занимаются рассмотрением экономических дел, а также споров между участниками предпринимательской деятельности. Арбитражным судам не подсудны гражданские, уголовные дела, рассмотрение дел по административным правонарушениям.

Арбитражные суды функционируют на основании следующих правовых документов:

  1. Конституция РФ.
  2. Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  4. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».
  6. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Перед арбитражными судами поставлены следующие задачи:

  • защита законных интересов юридических и физических лиц, производящих предпринимательскую или другую экономическую деятельность;
  • предупреждение правонарушений;
  • восстановление нарушенных интересов и прав граждан и компаний в экономической и предпринимательской сфере;
  • осуществление политики государства в рамках собственных полномочий;
  • соблюдение законодательства и укрепление законности в экономико-правовой сфере и в сфере предпринимательства.

Арбитражные суды Российской Федерации выполняют следующие функции:

  • осуществление правосудия;
  • систематизация судебной практики, ее изучение;
  • решение споров в экономической сфере и предпринимательской деятельности;
  • анализ судебной статистики;
  • иные функции в соответствии с законом.

Система арбитражных судов РФ в полной мере отличается от системы судов общей юрисдикции. Она включает Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов федерации.

В соответствии с законодательством компетенцией арбитражных судов РФ является:

  1. Судопроизводство по делам, связанным с проведением экономической деятельности, в том числе предпринимательской.
  2. Судопроизводство по вытекающим из личных или административных отношений делам.
  3. Судопроизводство по делам оспаривания актов по предпринимательству и экономической деятельности.
  4. Рассмотрение исков о взыскании по обязательствам граждан и организаций, которые занимаются предпринимательством.
  5. Правосудие в сфере банкротства, по делам о ликвидации, создании и реорганизации юридических лиц.
  6. Другие вопросы, законом отнесенные к компетенции арбитражных судов.

Рассмотрев основы функционирования арбитражных судов и судов общей юрисдикции у нас в стране, можно подытожить, что суды общей юрисдикции решают уголовные, гражданские дела, выносят решения по административным правонарушениям. А арбитражные суды в своей системе рассматривают в соответствии с законом только экономические споры в сфере хозяйственной и коммерческой деятельности между фирмами и индивидуальными предпринимателями (которыми являются граждане), государством, государственными органами, субъектами государственного устройства и органами местного самоуправления.

elitelaw96.ru

2.4. Суды Российской Федерации

Дееспособность демократического государства измеряется степенью защищенности прав и свобод граждан от возможных посягательств. Поэтому оно немыслимо без сильной судебной власти. Правосудие обеспечивает эффективность и законода­тельной и исполнительной властей, защиту собственности, дис­циплину договоров, искоренение преступности, сдерживает произвол чиновников.

Судебная власть самостоятельна, независима от законода­тельной и исполнительной властей и осуществляется посредст­вом конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принятие законов «О статусе судей в Российской Федера­ции», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе», «Об арбитражных судах», «О судебных при­ставах» положительно сказалось на укреплении судебной власти и повышении авторитета суда. Суды стали активнее брать под защиту права граждан.

Действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, район­ные суды, военные и специализированные суды, состав­ляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитраж­ные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, со­ставляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административ­ные дела о защите нарушенных или оспориваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных су­дов, а также уголовные и иные дела.

Единство судебной системы России обеспечивается соблю­дением всеми судами установленных законом правил судопро­изводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возмож­ность полного и независимого правосудия в соответствии с фе­деральным законом. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем году, может быть умень­шен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом, за время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и заседателей, уча­ствующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмеша­тельстве в деятельность судов, несут ответственность по закону. Разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, пре­дусмотренных законом.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия су­дей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на дру­гую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста.

Конституционный Суд РФ является органом конституцион­ного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок об­разования и деятельности Конституционного Суда устанавлива­ются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Кон­ституции РФ:

• федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави­тельства РФ;

• конституций республик, уставов, законов и иных норма­тивных актов субъектов РФ;

• договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и субъектов РФ, между органами го­сударственной власти субъектов РФ;

• не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации.

Конституционный Суд разрешает также споры о компетен­ции между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, между высшими государственными ор­ганами субъектов РФ.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Пре­зидент РФ, палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (пятая часть всего количе­ства), Правительство РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ. По жалобам о нарушении прав и свобод граждан и по запросам судов Кон­ституционный Суд проверяет конституционность закона, приме­ненного или подлежащего применению в конкретном деле.

Президент имеет полномочного представителя в Конституци­онном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и пред­ставление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гра­жданские дела, трудовые споры, ему не поднадзорны дейст­вия госорганов и должностных лиц, он не вправе отменять нормативные акты, но законы, признанные им неконститу­ционными, не должны применяться. Конституционный Суд решает вопросы права и не вмешивается в политику. Поэтому он автономен, независим в финансовом отношении: ему вы­деляются средства из бюджета, которыми он распоряжается самостоятельно.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает ре­шение коллегиально с участием тех судей, которые присутство­вали при процессе, открытым голосованием. Судья обязан голо­совать, он не может воздерживаться, уклоняться от голосования. Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отменено. Только в одном случае решение может быть неокончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, ис­черпав все средства защиты правом в своей стране.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации по представ­лению Президента РФ на 12 лет.

Верховный Суд РФ является высшим органом по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам респуб­лик, краевым, областным, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Полномочия судья федерального уровня получает по указу Президента РФ. Судьи всех уровней назначаются на неопределенный срок. Принцип соподчиненности не действует. Лишить полномочий судью мо­жет лишь квалификационная коллегия, образуемая самими судьями в Верховном и областных (краевых) судах. Она для этого должна дать согласие на привлечение к ответственности, лишение полномочий судьи.

Состав Верховного Суда РФ включает 115 судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, не­посредственно выступает судебной инстанцией по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом преду­смотрена военная служба.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный депар­тамент. Он является федеральным органом по организационно­му обеспечению деятельности верховных судов республик, судов краевых, областных городов федерального значения, судов авто­номной области, автономных округов, судов районных, .органов судебного сообщества, финансирования мировых судей. Орга­низационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого правосудия.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разре­шению экономических споров и иных дел, рассматриваемых ар­битражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по от­ношению к федеральным арбитражным судам округов и арбит­ражным судам субъектов РФ.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь от­крывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судеб­ного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качест­ве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесе­ния изменений и дополнений в Закон «О судебной системе Рос­сийской Федерации».

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может созда­ваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Мировой судья рассматривает гражданские, административ­ные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полно­мочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

Мировые судьи РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. На ми­ровых судей распространяются гарантии независимости и не­прикосновенности, материального обеспечения, установленные законом. Мировой судья единолично рассматривает дела, отне­сенные к его компетенции, в пределах судебного участка. Су­дебные участки и должности мировых судей устанавливаются в соответствии с Законами субъектов РФ.

Мировые судьи назначаются законодательным органом субъ­екта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более 5 лет.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполни­тельной власти субъекта РФ.

Постановления мировых судей являются обязательными для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических, должностных и физических лиц.

Действующий порядок назначения судей является гарантией сохранения единства и неделимости судебной власти (табл. 2.2).

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются соответствующие органы. Высшим орган­ном судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификацион­ную коллегию судей РФ.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъек­та РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, со­вершенствования законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах зако­нодательной и исполнительной власти. Кандидатуры на долж­ности судей отбираются в судейских квалификационных кол­легиях, согласовываются с субъектами РФ и представляются для назначения Президенту РФ. Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной или дис­циплинарной ответственности. Коллегия отрешает от должности совершивших недостойный поступок судей. Генеральный про­курор РФ может возбудить дело лишь при наличии заключения квалификационной коллегии.

Работники аппарата судов являются государственными слу­жащими.

В связи с появлением новых форм хозяйствования резко увеличивается количество экономических споров, требующих вмешательства судебной системы в деловую жизнь. Большое значение при этом имеет соблюдение сроков рассмотрения дел, при их растягивании ответчик может легко прекратить свое существование как юридическое лицо и уйти от ответст­венности. Так, кризис неплатежей вызван наряду с другими причинами недобросовестностью сторон, их легковесным под­ходом к формированию договорных связей, выбору партнеров, стремлением получить выгоду за счет контрагента. У пострадавших нет иного способа воздействовать на нарушителей, как обращаться в арбитражный суд.

Для обеспечения оперативности и действенности рассмот­рения претензий арбитражным судам предложено организовать рассмотрение дел, связанных с неплатежами за продукцию и услуги, таким образом, чтобы решения принимались по воз­можности в месячный срок с использованием права немедлен­ного исполнения решения о взыскании денег. Если на расчет­ном счету ответчика отсутствуют суммы, то суд может принять решение об обращении взыскания в соответствующей части на его имущество.

Таблица 2.2. Порядок назначения судей

Кто назначает на должность

1. Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ

2. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ

3. Председатели военных су­дов и их заместители

4. Судьи военных судов

5. Председатели федеральных арбитражных судов окру­гов и их заместители

Совет Федерации Федерального Со­брания РФ по представлению Прези­дента РФ, основанному на заключе­нии квалификационных коллегий судов

Совет Федерации Федерального Со­брания РФ по представлению Прези­дента РФ, основанному на представ­лении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заключении квалификационных кол­легий судей

Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квали­фикационных коллегий судов

Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключе­нии Высшей квалификационной кол­легии судей РФ, с учетом предложе­ний законодательных (представитель­ных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ

6. Судьи федеральных арбит­ражных судов округов

Президент РФ по представлению Пред­седателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении ква­лификационных коллегий судей, с уче­том предложений законодательных (представительных) органов государст­венной власти субъектов РФ

7. Председатели и заместите­ли председателей верхов­ных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федераль­ного значения, автоном­ной области и автономных округов

Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законода­тельными (представительными) ор­ганами государственной власти соот­ветствующих субъектов РФ

8. Судьи верховных судов рес­публик, краевых, областных судов, судов городов феде­рального значения, судов автономной области, авто­номных округов, а также судьи (в том числе предсе­датели и заместители пред­седателя) районных судов

Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квали­фикационных коллегий судей и со­гласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ

9. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители

Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключе­нии Высшей квалификационной кол­легии судей РФ и согласованному с законодательными (представительны­ми) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ

10. Судьи арбитражных судов субъектов РФ

Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключе­нии квалификационной коллегии судей и согласованному с законода­тельными (представительными) орга­нами государственной власти соответ­ствующих субъектов РФ

11. Мировые судьи; судьи, председатели и заместите­ли председателей консти­туционных (уставных) судов субъектов РФ

Назначаются (избираются) в поряд­ке, установленном законами субъек­тов РФ

Применяются меры к коммерческим банкам, не исполняю­щим решения арбитражных судов вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности по решению Цен­трального банка России. В случаях когда решения арбитражного суда не исполняются по вине должностных лиц, материалы на­правляются в прокуратуру для предъявления исков о взыскании штрафов и привлечения к уголовной ответственности.

Большую помощь арбитражным судам может оказать более широкое использование третейских судов для разрешения эко­номических споров. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г. № 3115-1 утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Третейский суд обес­печивает законность процедур добровольного исполнения обя­зательств по сделкам, а в случае неисполнения какой-либо сто­роной — принудительное исполнение по приказу арбитражного суда, который утверждает решение третейского суда без рас­смотрения дела по существу.

Третейский суд финансируется за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

Государственные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право получать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с доку­ментами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. На страже интересов граждан выступают зако­ны Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

При обжаловании в суд действий, нарушающих права граж­данина, на государственные органы, государственных служа­щих, другие организации и лица, действия которых обжалуют­ся, возлагается обязанность документально доказать закон­ность обжалуемых действий; гражданин обязан доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод. Установив обоснован­ность жалобы, суд определяет ответственность за действия, приведенные к нарушению прав гражданина. В отношении го­сударственных служащих суд определяет меру, предусмотренную Законом Российской Федерации «Об основах государст­венной службы», другими законами. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия признаны незакон­ными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий.

В Гражданском кодексе РФ установлено, что вред, причи­ненный в результате незаконных действий государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации или субъекта РФ. От имени казны выступают соответствующие фи­нансовые органы (органы Минфина России).

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Теперь в Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Фе­дерации в случае нарушения в стране прав человека. В целях обес­печения эффективной защиты интересов России при рассмотре­нии дел в Европейском суде Указом Президента от 2 марта 1998 г . № 310 учреждена должность Уполномоченного Российской Феде­рации при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченный по правам человека назначается Президентом РФ, ему подотчетен и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы. Основной функцией Уполномоченного является защита интересов России при рассмотрении в суде дел, возбужденных против нее на осно­вании Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он выступает в качестве представителя России при разбирательстве дел, ведет переговоры о досудебном их урегулировании.

В федеральном бюджете отдельной строкой предусматрива­ются расходы на защиту интересов России в Европейском суде и на выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесе­ния соответствующих решений судом. Уполномоченный осуще­ствляет свои функции одновременно с исполнением обязанно­стей по государственной должности федеральной государствен­ной службы, которую он занимает.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами осуществ­ляет прокуратура.

www.bibliotekar.ru

Смотрите так же:

  • Белгород работа с проживанием Белгород работа с проживанием AVA group • Алексеевка Гросс/год: 45 000 руб. Уборщица (с проживанием) Упаковщик шоколада (с проживанием) DASgroupProfessional. • Старый Оскол Комплектовщик здоровой пищи с проживанием Национальный Центр […]
  • Пособия для развития детей 5-6 лет Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Ирина Ильяшенко Дидактические пособия по развитию речи «Сказки» (для детей 4–6 лет), «Алфавит» (для детей 5–7 лет) Запоминание сказок […]
  • ДопСтраховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ДопСтраховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии Денежные средства организаций - субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенные на банковских счетах, со следующего […]
  • Волгоградская область переселение Переселятся поближе Большинство из "новых русских" ранее проживали на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Молдавии и Армении. По информации пресс-службы областной администрации, мужчин среди прибывших оказалось больше, чем женщин, - 56 […]
  • Прием и увольнение трудовой кодекс рф Испытательный срок: законодательство Обновление: 16 мая 2016 г. Ч. 1 ст. 70 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) содержит определение испытания при приеме на работу. Такого понятия, как испытательный срок, ТК РФ не предусматривает, из […]
  • Приказ 56 от 03022018 Приказ МЧС России от 11 февраля 2016 г. N 56 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России" В соответствии с Трудовым […]

Обсуждение закрыто.