Организационное обеспечение судов общей юрисдикции

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает:

  • определение потребности судов в кадрах;
  • обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов.

Организационное обеспечение включает:

  • изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;
  • разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
  • ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
  • организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
  • организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;
  • организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

be5.biz

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

В советский период существования судебной системы все судебные органы финансировались и обеспечивались органами исполнительной власти, что привело к зависимости судебной власти от деятельности государственного аппарата. В соответствии со ст. 19 Закона РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» полномочия по организационному руководству судами осуществляло министерство юстиции и его территориальные подразделения. Хотя формально суды и были независимы, но должностные липа министерства юстиции и иных органов исполнительной власти могли влиять на судебные решения, чем нарушался принцип независимости судей и подчинения их только закону. В Конституции РФ закреплено требование полного разделения властей, а также необходимость прямого финансирования судов из федерального бюджета (ст. 124). Именно поэтому в ходе правовой реформы была создана система органов, обеспечивающих деятельность судов различных уровней и их независимость в принятии решений.

В настоящее время организационное обеспечение функционирования судов общей юрисдикции представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, включающую в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, которая направлена на создание условий для эффективного и независимого осуществления правосудия.

Из данного определения следуют признаки, раскрывающие сущность организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

1. Организационное обеспечение осуществляется в порядке, закрепленном в действующем законодательстве. Такая деятельность детально регламентирована законом, поскольку имеет важное значение для организации и осуществления правосудия и реализации судами иных полномочий.

2. Организационное обеспечение осуществляется лишь государственными органами и должностными лицами, обладающими соответствующими полномочиями. Этот признак означает, что в законе специально закреплены органы и лица, которые обеспечивают деятельность судов, и никакие другие юридические, должностные и физические лица не вправе прямо или косвенно вмешиваться в данную деятельность.

3. Организационное обеспечение осуществляется исключительно за счет специально выделенных бюджетных средств. Никакие другие средства, например, полученные от благотворительных фондов, в результате фантов, в качестве спонсорской помощи, для обеспечения судебной деятельности использоваться не могут.

4. Органы и должностные лица, обеспечивающие деятельность судов, не вправе вмешиваться в правосудие и осуществление судами иных видов деятельности. Суды при реализации своих полномочий независимы и руководствуются только законом и совестью. Воздействие на судей недопустимо и влечет установленную законом юридическую ответственность.

Таким образом, организационное обеспечение деятельности судов обеспечивает надлежащие условия для эффективного правосудия и реализации судами иных полномочий.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» данный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности судов субъектов РФ, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ подразделяется на два основных направления.

Во-первых, это организационное обеспечение деятельности федеральных судов. Оно включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного вспомогательного характера.

Во-вторых, это деятельность по формированию единого информационного пространства, т.е. создание общей базы данных, а также включение информационных ресурсов мировых судей в общую базу данных, функционирующую па основе единых принципов и правил.

Систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ составляют собственно Судебный департамент, а также управления или отделы Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые ими органы и учреждения.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ состоит из следующих подразделений:

— главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

— главное управление обеспечения деятельности военных судов;

— главное финансово-экономическое управление;

— управление государственной службы и кадрового обеспечения;

— управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

— отдел учебных и образовательных учреждений;

— отдел международно-правового сотрудничества;

— аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

— организационное обеспечение деятельности судов субъектов РФ, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества1;

— управление органами и учреждениями Судебного департамента;

— разработка по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

— разработка предложений о финансировании судов, мировых судей, органон судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

— изучение организации деятельности судов и разработка предложений по ее совершенствованию;

— определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбор>’ и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

— разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

— ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции;

— принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

— взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

— осуществление иных мер по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ:

— руководит деятельностью Судебного департамента, его органов и учреждений;

— осуществляет внешнее представительство при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

— организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

— издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции;

— присваивает в пределах своей компетенции классные чины;

— осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

В Судебном департаменте образована коллегия в составе Генерального директора (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ и работники его органов являются федеральными государственными гражданскими служащими.

studme.org

§ 3. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В наши дни вопрос о том, как следовало бы организовать осу­ществление рассматриваемой правоохранительной функции, реша­ется неоднозначно. Различия обусловлены прежде всего тем, что судебная система Российской Федерации, как отмечено выше (см, § 3 гл. III учебника), в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался процесс формирования судов субъек­тов федерации.

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда дру­гих причин организационное обеспечение деятельности судов ока­залось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе («Обеспечение деятельности судов»):

«1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Россий­ской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Рос­сийской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осу­ществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации».

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

www.bibliotekar.ru

Организационное обеспечение судов общей юрисдикции

30. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает: – определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;

– ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов. Организационное обеспечение включает:

– изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;

– разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

– ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

– организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

– разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

– организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

– организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов. Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

www.nnre.ru

13.1 Понятие организационного обеспечения деятельности судов и органы, обеспечивающие эту правоохранительную функцию

Организационное обеспечение деятельности судов — это осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально- технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ.

сти на основе принципов и положений Конституции РФ .

Помимо Правительства РФ организационным обеспечением деятельности судов занимаются: —

Аппарат Конституционного Суда РФ (ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); —

Аппарат Верховного Суда РФ; —

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»); —

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебных приставах»).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности является одной из основных задач органов судейского сообщества.

13.2 Невмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия как основное условие организационного обеспечения его деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность признается гарантией независимости судей.

Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч.

Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.

Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено. Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (подп. «о» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов

не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами

13.3 Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ

Организационным обеспечением деятельности Конституционного суда РФ занимается аппарат Конституционного суда РФ. Им осуществляется организационное, материально-техническое и социально-бытовое, научно-аналитическое, информационно-справочное, и иное обеспечение Конституционного Суда РФ. Аппарат Конституционного Суда РФ содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях Конституционного Суда РФ.

scibook.net

Смотрите так же:

  • Сумма неустойки по контракту Сумма неустойки по контракту Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Орган опеки и попечительства минска Минский городской исполнительный комитет 220030, Минск, проспект Независимости 8 Власть Республиканские государственные органы Комитет государственного контроля Республики Беларусь Управление КГБ по г.Минску и Минской области […]
  • Правила обгона скорость Глава 12. Обгон, встречный разъезд ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История […]
  • Приказ о премировании в 8 марта Правила составления приказа о премировании сотрудников Для того чтобы выполнить условия трудового соглашения или Положения о премировании сотрудников и иметь официальное обоснование не включать дополнительные выплаты сотрудникам в […]
  • 8 статья защиты прав потребителей 8 статья защиты прав потребителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Помощник и стажёр адвоката Помощник адвоката. Стажер адвоката. Понятие, статус Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатам предоставлено право иметь помощников. К помощнику адвоката предъявляются специальные требования, установленные законом: […]

Обсуждение закрыто.