Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов

Прокурорский надзор

4. Организация работы по надзору за исполнением законов

Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратурах в зависимости от штатной численности оперативного состава эта работа поручается одному или нескольким помощникам прокурора. В крупных прокуратурах руководство этой работой может быть возложено на одного из заместителей прокурора.

В республиканских, краевых, областных и им равных прокуратурах эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов, за каждым из работников которых закрепляются конкретные направления прокурорского надзора. Для оказания помощи районным и городским прокурорам и осуществления контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются соответствующие нижестоящие прокуратуры.

Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, её анализ и планирование работы. Под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Источниками информации о нарушениях законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушениях законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам, и т.д.

Разнообразной информацией о нарушениях законов обладают налоговые органы, службы санитарноэпидемиологического надзора по земельным ресурсам и землеустройству и другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства.

Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов материалов и сведений или при их посещении получают информацию: о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях; о наступивших вредных последствиях в результате совершения этих нарушений; о принятых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов; о должностных лицах и гражданах, привлечённых к административной и иной ответственности; о количестве и суммах заявленных исков в общие и арбитражные суды о возмещении вреда, причинённого нарушениями законов; о материалах, направленных в органы прокуратуры, другие правоохранительные и иные органы и другую информацию.

Многочисленными сведениями о нарушениях соответствующих законов обладают органы МВД РФ, ФСБ РФ. Обширной и разносторонней информацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органы представительной и исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Сводные данные о нарушениях законодательства, регулирующего отношения в определённых сферах общественной жизни, могут быть получены прокурором в региональных органах Государственного комитета РФ по статистике. Данные о числе и суммах рассмотренных и удовлетворённых исков могут быть получены в судах. Кроме того, в судах, а также в административных комиссиях при местной (муниципальной) администрации и в других органах, обладающих правом применения административных наказаний, прокуроры получают сведения о лицах, привлечённых к административной ответственности. Сведениями о несоблюдении требований государственных стандартов располагают региональные органы государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Банковские, финансовые и налоговые органы обладают сведениями о поступлении средств, взыскиваемых с виновных по решениям судов и органов, обладающих правом применения административных наказаний.

В процессе организации работы по надзору за исполнением законов информация о нарушениях законов также может быть получена прокурором в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают и при изучении и расследовании уголовных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу, который позволяет увидеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, выявить органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Такой анализ позволит прокурору наметить, в каких органах проверки исполнения законов ему надлежит провести в первую очередь, а также определить проверки, проведение которых следует поручить другим органам, что сделает прокурорский надзор более целенаправленным. Работа по надзору за исполнением законов организуется на плановой основе. Соответствующие мероприятия, объединённые в самостоятельный раздел, включаются в перспективные и текущие планы работы прокуратуры. К ним относятся: проведение проверок исполнения законов в связи с сигналами об их нарушении; проверки законности издаваемых правовых актов; проведение совместных с другими органами проверок исполнения законов; подготовка (предъявление) исков и заявлений в суды; и др.

Планами предусматривается также проведение аналитической работы, в том числе по обобщению и изучению практики работы прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах — мероприятий по оказанию помощи районным и городским прокурорам в правильной организации надзора за исполнением законов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры тесно взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, с прокурорскими работниками, за которыми закреплены другие направления (отрасли) надзора. Это взаимодействие проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией, в согласованности действий, исключающей дублирование, в проведении совместных надзорных и иных действий и мероприятий. Прокуроры поддерживают также тесные деловые контакты с руководителями, депутатами и другими сотрудниками органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов, органов контроля, общественными организациями и объединениями.

В ходе организации работы по надзору за исполнением законов большое внимание уделяется ее учёту, так как хорошо налаженный учёт помогает изучению проделанной работы, позволяет увидеть её объем, допущенные недостатки и правильно оценивать результаты надзорной работы.

lib-net.com

Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражей

Действенность надзора, эффективное использование предоставленных прокурором полномочий во многом обеспечивается надлежащей организацией работы прокуратуры в рассматриваемой сфере. В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 и от 08.08.2011 № 237 эта работа в прокуратурах должна быть организована так, чтобы при осуществлении надзора прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и пресекали нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

В системе прокуратуры организация этой работы в основном возложена на прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные прокуратуры. В их составе образуются соответствующие отделы либо выделяются отдельные прокуроры или несколько прокуроров, на которых возлагается обеспечение надзорных функций в рассматриваемой сфере.

Наряду с территориальными прокуратурами в регионах с большой концентрацией учреждений уголовно-исполнительной системы функции надзора осуществляют специализированные, так называемые прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с территориальными и военными прокуратурами путем планирования и совместного проведения мероприятий по укреплению законности и правопорядка в поднадзорных учреждениях.

Основными направлениями организации деятельности прокуроров, осуществляющих надзор в органах и учреждениях, исполняющих наказание, являются:

— сбор и анализ информации о состоянии законности и прокурорского надзора в поднадзорных объектах;

— использование результатов обобщений для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования;

— контроль исполнения уголовно-исполнительного и иного законодательства (о режиме отбывания наказания и о борьбе с преступностью в этих учреждениях, о соблюдении прав, предоставленных задержанным, заключенным под стражу, осужденным, о трудовом использовании осужденных);

— рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений лиц, находящихся под стражей.

Аналитическая работа проводится органами прокуратуры всех уровней.

Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обобщают состояние законности и прокурорского надзора в поднадзорных объектах не реже одного раза в полугодие. Докладные записки о состоянии надзора представляют соответствующие структурные подразделения Генеральной прокуратуры ежегодно не позднее 25 января и 25 июля.

Большое внимание в органах прокуратуры уделяется работе с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц. Рассмотрение и разрешение таких обращений подчинено задачам охраны прав и законных интересов указанных лиц, укрепления законности при исполнении уголовных наказаний. В настоящее время подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут обращаться в Европейский суд по правам человека. По всем таким обращениям соответствующие прокуроры обязаны проводить тщательные проверки с обязательным документированием (в том числе и в процессуальном порядке) результатов и принятием незамедлительных мер к устранению выявленных нарушений законов.

Не реже одного раза в полугодие в соответствующих органах прокуратуры проводится анализ таких обращений и принятых по ним мер.

В соответствии с предписаниями приказа от 30.01.2007 № 19 прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, а также их заместители обязаны в пятидневный срок со дня подписания направлять в Генеральную прокуратуру копии принесенных ими протестов и внесенных представлений об устранении нарушений закона в поднадзорных органах и учреждениях.

В органах прокуратуры результаты обобщений используются для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в поднадзорных органах и учреждениях, обсуждаются на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях.

Для обеспечения гласности в рамках рассматриваемой отрасли надзора прокуроры обязаны постоянно поддерживать деловые связи со средствами массовой информации; использовать возможности общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для пропаганды правовых знаний, улучшения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях.

Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обязаны направлять обобщенную информацию о состоянии законности в соответствующих регионах и мерах по ее укреплению в установленном порядке в Генеральную прокуратуру РФ.

В Генеральной прокуратуре функции организации работы по осуществлению надзора за исполнением законов в пенитенциарной системе возложена на Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и некоторые другие структурные подразделения, которые систематически анализируют состояние надзора и законности при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникают в организацию и содержание деятельности подконтрольных прокуратур, оказывают им практическую и методическую помощь, распространяют положительный опыт работы.

studme.org

Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства во многом зависит от того, как организована эта работа, которая должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности.

Организация работы по надзору за исполнением законодательства — составная часть организации работы прокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке, повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию (направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами, сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и оценке, планированию работы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативного состава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в плане укрепления законности. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку.

Специалисты, осуществляющие надзор за исполнением законодательства, должны обладать высокой общей и правовой культурой, способностью самостоятельно принимать правильные решения быть коммуникабельными, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы.

Осуществление надзора за исполнением законов закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В прокуратурах городов, районов такой надзор возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора, реже — за прокурором. В Генеральной, областных и приравненных к ним прокуратурах, в прокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов. Для оказания помощи районным и городским прокурорам в осуществлении контроля за их работой за прокурорскими работниками этих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).

Независимо оттого, как распределены обязанности в прокуратурах, прокуроры и их заместители участвуют в организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, направляют и контролируют подчиненных прокуроров в этой области.

Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства предполагает наличие высокого уровня ее профессионального обеспечения.

Все источники информации должны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой. Постоянно в поле зрения прокуроров должны находиться вопросы повышения квалификации прокурорских работников. Большое внимание уделяется правовому обеспечению законодательными и другими нормативными актами. Непременным условием эффективного осуществления надзора за исполнением законов является квалифицированно поставленная аналитическая работа. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевых точек» надзорной деятельности, рационального распределения работников по конкретным участкам, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел, внесения необходимых корректив и др.

Для успешного проведения проверок прокурорам необходимо иметь соответствующие методики (методические пособия, разработки). Разработка методик и обеспечение ими прокуроров — один из элементов организации работы. В разработке таких методик участвуют прокурорские работники Генеральной прокуратуры, области и отчасти прокуратур городов и районов.

Важнейший элемент организации работы по надзору за исполнением законов — сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы.

Источниками информации о нарушении законов являются устные и письменные обращения граждан (заявления, жалобы), сообщения средств массовой информации, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, предпринимателей, законные интересы которых нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразной информацией обладают налоговые инспекции, центры санитарно-эпидемиологического надзора и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни.

Конституционный статус Президента Российской Федерации
Институт президентства в Российской Федерации является достаточно молодым в сравнении, например, со многими западными странами, и имеет существенные отличия. Они выражаются в конституцио .

Понятие сделки. Условия действительности сделок
В развитом обществе экономические отношения облекаются в правовую форму. Законодательное регулирование этих отношений позволяет упорядочивать социальные связи не в ущерб их участникам и дру .

Заключение эксперта, его структура, оценка и использование в процессе доказывания
Судебная реформа, результатом которой стало принятие органами государственной власти ряда нормативных правовых актов в области судопроизводства, в том числе Уголовно-процессуального кодекса .

www.pravoday.ru

uristinfo.net

§ 3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора на данном направлении надзорной деятельности должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности. Нужно, чтобы работа по надзору осуществлялась на детально продуманной долговременной стратегии деятельности прокуратуры. Ее организация призвана обеспечивать всесторонний учет и использование результатов работы на других направлениях общенадзорной деятельности с охватом причинного комплекса условий и обстоятельств, облегчивших совершение правонарушений. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку. Требования к лицам, осуществляющим «общий» надзор, отличаются повышенной пунктуальностью и строгостью, а сами специалисты должны обладать высокой общей и правовой культурой, способностью самостоятельно, принимать правильные решения в любой надзорной ситуации, быть коммуникабельными в общении с людьми, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы. В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав подразделений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее профессионального обеспечения. Все источники информации должны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой.
Непременным условием эффективной организации прокурорского надзора является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевых точек» надзорной деятельности, требующих первоочередного внимания, рационального распределения кадров общенадзорников по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в области законности, внесения в нее необходимых коррективов и др.
Существенная роль здесь принадлежит планированию. Оно должно быть органической частью управления, стиля работы всех звеньев прокуратуры — от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до районных (городских) прокуратур. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации №89 от 11 декабря 1998 г. предусмотрено планирование работы на федеральном уровне по полугодиям и прокуратур субъектов Российской Федерации. В прокуратурах городов и районов планы обычно составляются на менее длительный срок (месяц, три месяца). Задания, плана, касающиеся работы прокурора за исполнением законов, формируются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокурора. Это не будет отступлением от требований части второй ст. 21 Закона о прокуратуре, предписывающей проводить проверки только на основании поступившей в органы прокуратуры информации. Результаты аналитической деятельности прокурора — это так же поступающая в прокуратуру информация; но прошедшая определенную процедуру обработки, и поэтому они с полным основанием могут быть отнесены к той категории информации, которая служит основанием производства прокурорской проверки.
В организационном плане важно обеспечить оптимальные взаимоотношения прокуратуры и контролирующих органов. Использование возможностей контролирующих органов способно существенно усилить надзорный потенциал прокуратуры. В большинстве случаев эти органы имеют гораздо большую штатную численность при относительно узкой контрольной специализации, позволяющей иметь достаточно полное представление о состоянии законности на контролируемых объектах. Часть из них имеет солидную техническую оснащенность. Все это позволяет контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров. Разумная опора на возможности контролирующих органов несомненно повышает эффективность прокурорского надзора. Но взаимодействие недопустимо смешивать с подменой ведомственных функций и правомочий. Прокуратура — прежде всего универсальный орган надзора за исполнением законов, в том числе и органами контроля, их должностными лицами. В силу данного обстоятельства надзору, его усилению и совершенствованию принадлежит приоритетное значение в системе взаимоотношений прокуратуры и контролирующих органов.
К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок.
Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительностью охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Они могут быть связаны с анализом практики исполнения законов, охватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, законов о собственности и др.). Проверка может быть ограничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может распространяться на отдельные звенья той или иной системы органов на систему органов в целом или даже нескольких их групп (системы Министерства по налогам и сборам, Министерства государственного имущества, Министерства финансов и т.п.). Охватываемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.
Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой информации, письма руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.
Другой вид проверок носит более масштабный характер. Такого рода проверки отражают своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующей прокуратуры. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитывается актуальность подлежащих решению проблем обеспечения законности, исходя из особенностей конкретной ситуации. На первоначальном этапе предпринятых в России реформ ведущими направлениями в деятельности прокуроров выступили надзор за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности, земельной реформе, об охране природы. В современной обстановке сохраняет высокую активность надзор за исполнением законов в сфере экономических отношений, а именно — законов о собственности, предпринимательской деятельности, исполнение финансового, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства и др., социальной сфере.
Организационное обеспечение проведения проверки строится применительно к содержанию действий прокурора на основных ее этапах: подготовительном, собственно проверки, реализации материалов проверки. На подготовительном этапе производится целенаправленное, предметное изучение нужного законодательства, определение задач проверки, содержания необходимой информации о ее источниках, наличие материалов для анализа и оценки данных, подбор компетентного состава лиц, включая и привлекаемых специалистов. Все эти компоненты отражаются в рабочем плане проверки.
Главный, ключевой этап — сама проверка. В ходе ее на базе всего массива информации выявляются факты нарушений закона и формируются пути и средства их устранения. Задачи данного этапа решаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий. Это достаточно сложный процесс. Помимо знания прокурорских правомочий важно хорошо владеть тактическими и психологическими приемами их применения. Не секрет, что установление фактов противоправных решений и действий часто протекает в конфликтных ситуациях, противостоянии сторон, осложняющих получение достоверной информации в нужном объеме.
На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, представления, постановления, предостережения, о которых сказано выше.
Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурорского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением принятых им мер акты прокурорского реагирования могут не достичь своих целей.
В связи с этим Генеральная прокуратура РФ в последнее время идет по пути принятия совместных управленческо-директивных документов с отдельными федеральными ведомствами, которые призваны упорядочить «технологию» взаимодействия прокуроров и должностных лиц ведомств в ходе реализации результатов надзорных и контрольных акций.
Прежде всего контролируется соблюдение порядка рассмотрения прокурорских документов. Он установлен действующим законодательством. Рассмотрение возбужденного постановлением прокурора уголовного дела производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, производство об административном правонарушении разрешается по правилам административного законодательства. Порядок рассмотрения протеста и представления прокурора регламентируется Законом о прокуратуре. В процессе контроля обращается внимание на сроки рассмотрения прокурорских документов, полноту и своевременность принятия по ним мер. Протест, согласно закону, подлежит рассмотрению в десятидневный срок, по представлению прокурора должны быть приняты соответствующие меры в течение месяца со дня. его внесения. Несколько иначе решается вопрос о сроках рассмотрения актов прокурорского реагирования коллегиальными органами — здесь рассмотрение приурочивается к ближайшему заседанию.
Сообщение о принятых мерах прокурору представляется в письменной форме. Сопоставление сведений, содержащихся в сообщении, с данными, которыми располагает прокуратура, позволяет в большинстве случаев вполне обоснованно составить мнение о реальности и достаточности мер, о принятии которых информируется прокурор. При необходимости практикуется проведение контрольной проверки.

uristinfo.net

Организация работы по надзору за исполнением законов

Действенность надзора за исполнением законов, эффективное использование представленных прокурору полномочий обеспечиваются надлежащей организацией работы прокурора на данном направлении надзорной деятельности, которая должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились наиболее актуальные вопросы обеспечения законности.

Основные направления надзора в данной сфере – это надзор за исполнением: законов о приватизации; о внешнеэкономической деятельности; о земле; о собственности; о предпринимательской деятельности; банковского законодательства; налогового законодательства.

Организация работы в данной сфере предполагает учет и использование результатов других направлений деятельности органов прокуратуры. Надзор необходимо строить таким образом, чтобы достигалось планомерное воздействие на причины правонарушений, весь комплекс обстоятельств, приводящих к их совершению. Требования к лицам, осуществляющим «общий надзор», отличаются повышенной строгостью. Они должны обладать высокой общей и правовой культурой, иметь способность самостоятельно принимать решения в любой надзорной ситуации, быть коммуникабельными, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы.

В прокуратурах городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на ведущих этот участок работы помощников прокурора (руководят заместители прокурора либо непосредственно стоящие во главе их прокуроры). В прокуратурах субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав подразделений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее информационного обеспечения. Все постоянные источники информации должны быть взяты под непрерывный контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях производится систематически и с максимальной полнотой.

Непременное условие эффективной организации прокурорского надзора – квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры.

Планирование составляет неотъемлемую часть управления в органах прокуратуры. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации планирование обеспечивается в соответствии с ее Регламентом, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 89, которым предусмотрено планирование ее работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов Российской Федерации. Общие принципы и порядок планирования имеют силу и для прокуратур городов и районов, хотя здесь планы обычно составляются на менее длительный срок. Задания по плану формируются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокурора.

Важно обеспечить правильные отношения прокуратуры с контролирующими органами, которые имеют более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

К числу ключевых элементов организационного обеспечения эффективного применения полномочий прокурора по надзору за исполнением законов относится работа по организации проведения конкретных прокурорских проверок. На них замыкаются в конечном счете все действия организационного характера. Обеспечению результативности прокурорских проверок по существу подчинена вся организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении.

Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительности охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Ими может охватываться анализ практики исполнения законов по нескольким правовым сферам (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства и др.). Проверка может быть ограничена изучением вопросов исполнения законов каким-либо одним органом или организацией, но может распространяться на отдельные звенья той или иной системы органов, на систему органов в целом или даже нескольких их групп (Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство финансов РФ). Охватываемые прокурорскими проверками периоды, как правило, не превышают месячный срок.

Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству.

В основном проводятся проверки текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Содержится она в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, в сообщениях средств массовой информации, письмах руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.

Другой вид проверок носит более масштабный характер, отражает своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующей прокуратуры. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитываются особенности конкретной исторической ситуации.

Основные этапы проверки: подготовительный, собственно проверка, реализация материалов проверки.

Подготовительный этап: предметное изучение нужного законодательства; предельно точное определение задач проверки, содержания необходимой информации, ее источников, средств получения анализа и оценки данных, состава лиц, включая специалистов, силами которых должно быть обеспечено ее производство. Все отражается в плане проверки. Существенную помощь в подготовке проверки и разработке обоснованного плана оказывает знание типичных нарушений законов, относящихся к соответствующей правовой сфере.

Собственно проверка (главный, ключевой этап) – получение массива информации, позволяющего обеспечить выявление фактов нарушений закона и соответственно создать условия для их последующего устранения. Решается это путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Необходимо использовать тактику прокурорского надзора, поскольку установление фактов нарушений закона часто протекает в ситуациях, характеризующихся отношениями противостояния сторон, по своей природе конфликтных. С помощью тактики надзорных действий определяется оптимальный путь получения достоверной информации в нужном объеме, обеспечиваются условия полноты реализации возможностей получения нужной информации, заложенных в различных видах полномочий прокурора.

Факты нарушений закона устанавливаются на основе оценки законности действий и актов субъектов правоприменения. В законе пределы допустимых действий определяются достаточно точно и конкретно через механизм распределения прав и обязанностей субъектов правоприменения, этим же целям служит фиксация в законе правовых последствий, мер ответственности при нарушении установленных запретов. Сложнее обстоит дело с определением соответствия законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Изучение практики прокурорского надзора позволяет выделить большое количество признаков, показателей несоответствия правовых актов законам. Наиболее часто наблюдаются факты издания правовых актов на основании закона, регламентирующего иные, нежели отраженные в правовом акте, вопросы, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие тех фактических обстоятельств, которые давали бы возможность применения данного закона. Это может происходить по причине незнания закона, но может являться средством обхода запретов, присвоения данным органом не принадлежащих ему полномочий.

Другая не менее распространенная разновидность несоответствия правовых актов закону – издание правового акта на основании или во исполнение признанного недействующим или утратившего силу закона. Причина заключается в недостаточной правовой подготовке субъекта правоприменения, хотя могут действовать и иные факторы.

Противоречащим закону нередко является правовой акт, который принимается на основе закона, действительно регулирующего данный вид общественных отношений, но при этом допускается явное искажение смысла закона и обоснование заведомо неправомерного решения, фиксируемого в правовом акте. На несоответствие правового акта федеральному закону может указывать нарушение установленных законом процедурных требований, определяющих порядок принятия правовых актов (несоблюдение правил, формы, сроков издания правовых актов).

На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и принятие решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Решения прокурора реализуются в форме актов прокурорского реагирования – протеста, представления, постановления.

Данный этап органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурорского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением принятых им мер акты прокурорского реагирования могут не достигать своих целей.

Прежде всего контролируется соблюдение установленного действующим законодательством порядка рассмотрения прокурорских документов. Расследование возбужденного постановлением прокурора уголовного дела производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; производство об административном правонарушении – по правилам административного законодательства; порядок рассмотрения протеста и представления прокурора регламентируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В процессе контроля обращается внимание на сроки рассмотрения прокурорских документов, своевременность принятия по ним мер.

Сообщение о принятых мерах представляется прокурору в письменной форме. Сопоставление сведений, содержащихся в сообщении, с данными, которыми располагает прокуратура, позволяет в большинстве случаев вполне обоснованно составить мнение о реальности и достаточности мер, о принятии которых информируется прокурор. В сложных случаях практикуется проведение контрольной проверки.

texts.news

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.