Орфографические правила 27

Оглавление:

Орфографические правила 27

Фонетический принцип – это такой принцип, при котором слабая фонема обозначается соответствующей ей буквой. В сферу действия фонетического принципа входят следующие орфограммы:

1) написание приставок с конечным З – БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ(ЧЕРЕЗ)-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С в зависимости от произношения, на письме отражается ассимиляция по глухости-звонкости: избить – испить, взбивать – вскормить. Исключение составляют слова, где корень начинается на шипящий: безжалостный – бесшабашный.

2) написание приставка РОЗ-, которая имеет четыре письменных варианта: РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С, а также то с буквой С, то с буквой А в зависимости от произношения: роздал – раздать, роспись – расписка. Фонетичность написания гласного в данной приставке долгое время была ограничена одним исключением: словорозыскной с безударным [а] писалось с О (так как розыск). Издание Орфографического словаря русского языка 1991 года даёт написание этого слова с А – разыскной.

3) написание Ы вместо И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть – сыграть.

4) написание О в суффиксах –ОНОК, -ОНК(А) после шипящих: девчонка, шапчонка, медвежонок.

При традиционном принципе выбор буквы для обозначения слабой фонемы определяется традицией. Основной разновидностью традиционных написаний являются слова, где слабая фонема никогда не может находиться в сильной позиции. К этой разновидности относится правописание непроверяемых безударных гласных и сомнительных согласных: собака, валторна, топчан, зигзаг, вокзал. В данных словах выделенные буквы не соответствуют произносимым звукам, но если и соответствуют, то обосновать выбор буквы для обозначения слабой фонемы в таких случаях затруднительно: топчан, зигзаг. Сильной же фонемы, возглавляющей слабую фонему в данных словах нет. Сравните: водовоз, вода, воды – [ъ], [â], [ó]; собака – [â], сильная фонема отсутствует.

studfiles.net

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.

М.: Эксмо, 2007. — 480с.

Справочник представляет собой новую редакцию действующих «Правил русской орфографии и пунктуации», ориентирован на полноту правил, современность языкового материала, учитывает существующую практику письма.

Полный академический справочник предназначен для самого широкого круга читателей.

Формат: doc / zip (2009)

Скачать / Download файл

Формат: doc / zip (2007)

Скачать / Download файл

Предлагаемый справочник подготовлен Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН и Орфографической комиссией при Отделении историко-филологических наук Российской академии наук. Он является результатом многолетней работы Орфографической комиссии, в состав которой входят лингвисты, преподаватели вузов, методисты, учителя средней школы. Основной задачей этой работы была подготовка полного и отвечающего современному состоянию русского языка текста правил русского правописания. Действующие до сих пор «Правила русской орфографии и пунктуации», официально утвержденные в 1956 г., были первым общеобязательным сводом правил, ликвидировавшим разнобой в правописании. Со времени их выхода прошло ровно полвека, на их основе были созданы многочисленные пособия и методические разработки. Естественно, что за это время в формулировках «Правил» обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей.

Неполнота «Правил» 1956 г. в большой степени объясняется изменениями, произошедшими в самом языке: появилось много новых слов и типов слов, написание которых «Правилами» не регламентировано. Например, в современном языке активизировались единицы, стоящие на грани между словом и частью слова; среди них появились такие, как мини, макси, видео, аудио, медиа, ретро и др. В «Правилах» 1956 г. нельзя найти ответ на вопрос, писать ли такие единицы слитно со следующей частью слова или через дефис. Устарели многие рекомендации по употреблению прописных букв. Нуждаются в уточнениях и дополнениях правила пунктуации, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи, особенно в массовой печати.

Таким образом, подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма. Регламентируя правописание, данный справочник, естественно, не может охватить и исчерпать все конкретные сложные случаи написания слов. В этих случаях необходимо обращаться к орфографическим словарям. Наиболее полным нормативным словарем является в настоящее время академический «Русский орфографический словарь» (изд. 2-е, М., 2005), содержащий 180 тысяч слов. Данный справочник по русскому правописанию предназначается для преподавателей русского языка, редакционно-издательских работников, всех пишущих по-русски. Для облегчения пользования справочником текст правил дополняется указателями слов и предметным указателем. Составители приносят благодарность всем научным и образовательным учреждениям, принявшим участие в обсуждении концепции и текста правил русского правописания, составивших этот справочник.

Общие сведения о русском письме 11

Основной принцип употребления букв 12

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов 14

Особенности написания некоторых категорий слов 16

Правила употребления букв 17

Общие правила 17

Гласные не после шипящих и ц 17

Буквы а — я,у — ю 17

Употребление буквы ё в текстах разного назначения 20

Гласные после шипящих и ц 26

Буквы о, ё, е после шипящих 27

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных 27

Буквы о, е на месте безударных гласных 33

Буквы о и е после ц 34

Буква э после шипящих и ц 34

Разделительные ъ и ь 36

Буква ь как знак мягкости согласного 37

Буква ь в некоторых грамматических формах 39

Не после шипящих 39

После шипящих 40

Правила написания значимых частей слова (морфем) 40

Правописание безударных гласных 40

Безударные гласные в корнях 41

Особенности написания отдельных корней 42

Безударные гласные в приставках 51

Безударные гласные в суффиксах 54

Особенности написания отдельных суффиксов 59

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных 69

Безударные соединительные гласные 72

Безударные гласные в падежных окончаниях 74

Безударные гласные в глагольных формах 79

Гласные в глагольных окончаниях 79

Гласные в инфинитиве (неопределенной форме) перед -ть 82

Безударные частицы не пни 83

Правописание согласных 88

Глухие и звонкие согласные 88

Непроизносимые согласные 92

Группы согласных на стыке значимых частей слова 93

Буквы н и ш перед н и т 97

Буква г в окончании -ого (-его) 99

Двойные согласные 99

Двойные согласные на стыке значимых частей слова 99

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных 101

Двойное и и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных . 102

Полные формы 102

Краткие формы 105

Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий 107

Двойные согласные в русских корнях 108

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах 109

Правила употребления небуквенных знаков 111

Косая черта 113

Знак ударения 115

Правила слитного, дефисного и раздельного написания 116

Общие правила 117

Имена существительные 121

Нарицательные имена 121

Собственные имена и составные названия 129

Имена, псевдонимы, прозвища, клички 129

Географические названия 131

Имена прилагательные 134

Имена числительные 139

Местоименные слова 140

Служебные слова и междометия 148

Сочетания с частицами 150

Написания с отрицанием не 151

Слитное написание не 152

Раздельное написание не 153

Слитное/раздельное написание не 155

Корректирующие правила (правила координации) 161

Правила употребления прописных и строчных букв 164

Общие сведения 164

Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова 167

Географические и административно-территориальные названия и производные от них слова 171

Астрономические названия 176

Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий 176

Названия, связанные с религией 178

Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий 182

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства 185

Названия должностей, званий, титулов 187

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия 188

Названия товарных знаков, марок изделий и сортов 188

Прописные буквы в особом стилистическом употреблении 190

Правила написания аббревиатур и графических сокращений. 191

Аббревиатуры и производные от них слова 191

Графические сокращения 194

Правила переноса 195

О назначении и принципах пунктуации 198

Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения 201

Знаки препинания в конце предложения 201

Знаки препинания в начале предложения 203

Знаки конца предложения внутри предложения 203

Членение предложения с помощью точки 205

Тире между членами предложения 206

Тире между подлежащим и сказуемым 206

Тире в неполном предложении 209

Тире в функции соединения 211

Тире в функции выделения 212

Знаки препинания при именительном темы 213

Знаки препинания при однородных членах предложения 214

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов 214

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами 220

Знаки препинания при однородных определениях 223

Знаки препинания при однородных приложениях 227

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения 228

Знаки препинания при обособленных членах предложения 229

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях 229

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях 235

Знаки препинания при обособленных приложениях 239

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 243

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах 249

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения 251

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами 256

Знаки препинания при сравнительных оборотах 258

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях 261

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях 261

Знаки препинания при вставках 268

Знаки препинания при обращениях 273

Знаки препинания при междометиях и междометных предложениях 276

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах 278

Знаки препинания в сложном предложении 280

Знаки препинания в сложносочиненном предложении 280

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 284

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях 299

Знаки препинания при прямой речи и цитатах 301

Знаки препинания при прямой речи 301

Знаки препинания при цитатах 307

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов 310

Выделение кавычками необычно употребляемых слов 311

Сочетание знаков препинания, последовательность их расположения; взаимодействие знаков в сложных конструкциях 313

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения 313

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях 317

Знаки препинания при оформлении перечней и правила рубрицирования 320

Указатель слов к разделу «Орфография» 325

Предметный указатель к разделу «Пунктуация» 435

Указатель слов к разделу «Пунктуация» 460

Условные сокращения 478

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Материал (3 класс) по теме:
Правила орфографии в начальной школе.

Правила орфографии изучаемые в начальной школе. Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.

Предварительный просмотр:

Правила орфографии, изучаемые в начальной школе

1. Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке

дети дошли до леса.)

2 . Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

( М ы учимся в школе.)

3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке ? Красивы деревья осенью ! )

4. С большой буквы пишутся:

— фамилия, имя, отчество ( С мирнов Н иколай И ванович);

— клички животных (собака Д ружок, кот М урзик, корова К расавка);

— названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город К алуга, село В оло-во, деревня Л иповка, река У па, озеро Б айкал, Б алтийское море, Т ихий океан , А зия, Ф ранция, У ральские горы, улица П риморская, П ушкинский переулок).

5 . Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой И. (Эта жи , ланды ши ,

6. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой А. ( Ча йник, зада ча , ча сто, ща вель.)

7. Сочетания ЧУ — ЩУ пиши с буквой У. (Мол чу , кри чу, щу ка,

8. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Со чн ая, ру чн ая,

печка, ручка, нянчить.)

9. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

— нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се- мья , вок- зал , мура- вей );

— нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май

— у слов с двойными согласными одну букву оставляют на

строке, а другую переносят (гру п-п а, шо с-с е).

10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площа Д ь — площаДи; мороЗко — мороЗ — мороЗы).

11.1 Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова — сло’во, объединить — еди’ный, писать — пи’шет, объяснить-я’сно).

11.2 Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (г о л о са — г о лос — подгол о сок; п о л о са -п о лосы — пол о ‘ска).

11.3 В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).

12. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).

13. В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).

14. Предлог — слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)

15. Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).

16 . Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково ( ХОЛОД , ХОЛОД ный, ХОЛОД ать, ХОЛОД ильник).

17. Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёз Д ный – звезДа, радос Т ный – радосТь, доблес Т ный – доблесТь, здра В ствуйте – здраВие)

18. Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (с ЪЕ л, с ЪЁ мка, об ЪЯ снить, пред ЪЮ билейный).

19. На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).

20. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).

21 . НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).

22. Не путай приставку с предлогом! Приставка — часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).

23. Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).

24. Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Р. — И (книгИ) — И (матерИ)

Д.-Е (книгЕ) — И (матерИ)

П.-Е(о книгЕ) — Е (о деревЕ) — И (о матерИ)

25. Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).

26. Различай безударные окончания глаголов!

Icnp. -ЕМ П спр. -ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ -УТ(ЮТ) -АТ(ЯТ)

Запомни! Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);

— семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;

— четыре глагола на -АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.

27. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть — сеЯл, клеИть — клеИл, видЕть — видЕл).

28. В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).

29. В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.

Неопред, форма 3-е лицо ед. ч.

смеяться (что делать?) смеется (что делает?)

умыться (что сделать?) умоется (что сделает?)

Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ.

Данный перечень подборки слов на различные правила в начальной школе, позволит учащимся 1-4 классов лучше усвоит материал по орфорграфии, обогатит словарный запас обучающихся. Поможет углубит зн.

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не.

Презентация содержит все правила,которые изучают в начальной школе.

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе.

nsportal.ru

Правила орфографии и пунктуации: соблюдать нельзя менять?

В нашей стране начата работа над созданием концепции государственной языковой политики. Разработка документа ведётся под руководством Общества русской словесности с привлечением множества именитых экспертов. Разумеется, это не первая попытка зафиксировать нормы государственного языка, предпринятая в истории России. Многие реформы были удачными – как, например, меры, предпринятые Петром I или Екатериной II. Отлично прижился действующий в наши дни свод правил русской орфографии и пунктуации, составленный группой советских учёных и принятый 60 лет назад, в 1956 году.

Не реформа, а упорядочение

Одним из идеологов и активным участником разработки свода правил русского правописания 1956 года был известный языковед Сергей Ефимович Крючков (наверное, любому советскому школьнику знаком «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова – profiok.com). Усилия авторов разработки были направлены, в основном, на упрощение языка и на унификацию правил, для многих из которых в новой редакции свода значительно сократилось количество исключений.

По мнению учёных, новые правила должны были легче восприниматься изучающими русский язык и лучше запоминаться – а значит, уровень грамотности в стране должен был вырасти. Так, до 1956 года прилагательное «тёмнокрасный» следовало писать слитно как обозначающее оттенок одного цвета, а, скажем, «серебристо-белый» – через дефис, поскольку оно обозначает сочетание двух цветов. Реформаторы решили, что если человеку не нужно будет раздумывать, сколько цветов «намешано» в слове, то писать он будет грамотнее. С 1956 года все такие слова стали писать через дефис.

В русском языке на момент проведения реформы было много слов, в частности, заимствованных из иностранных языков, в написании которых допускались колебания: например, «конфорка» и «комфорка», «диета» и «диэта», «галерея» и «галлерея».

«Существующий разнобой в правописании затрудняет работу издательств, создает ненужные трудности, колеблет веру учащихся в незыблемость правил орфографии», – писал С.Е. Крючков в «Учительской газете». Предложенная учёными унификация базировалась на трёх основных принципах. Во-первых, из двух «равноправных» вариантов написания выбирался и фиксировался наиболее приближенный к сложившимся нормам языка: выбор между «деревяшкой» и «деревяжкой» был сделан в пользу первого варианта. Во-вторых, между вариантами слов иноязычного происхождения выбиралось написание, наиболее близкое к русской традиции: к примеру, «галерея» с одним «л», несмотря на изначальное gallery. Наконец, учёные постарались сохранить единообразие написания корней: слово «чорт» было оставлено с буквой «ё», чтобы исключить противоречия с написанием слов «чертовщина» и «чертовски».

Всерьёз поработали эксперты с исключениями из правил. Так, до внесения изменений правило о написании приставки «во-» («в-») в наречиях гласило, что через дефис в таком случае пишутся наречия, образованные от порядковых числительных («во-первых», «в-пятых» и т.д.) и слово «во-время». Учёные решили писать «вовремя» слитно, чем значительно упростили запоминание и применение правила. До реформы слово «разыграть» писалось через «ы», а «безидейный» – через «и», потому что слово «идея» имеет иностранное происхождение. Языковеды предложили не нагружать людей необходимостью задумываться о происхождении корня слова, и в действующей редакции правил русского языка просто говорится, что после приставок, оканчивающихся на согласный, в корнях, начинающихся на «и», эта буква заменяется на «ы».

Интересно проследить, как происходило распространение и внедрение новых правил в издательскую практику и учебные программы школ и вузов. После того, как весной 1956 года новые «Правила русской орфографии и пунктуации» были утверждены министерством просвещения, министерством высшего образования и Академией наук СССР, был подготовлен и издан новый орфографический словарь, в котором содержалось почти сто тысяч слов, и отдельный орфографический словарь для учащихся. Министерство просвещения разработало подробную инструкцию для педагогов и методистов, где введение новой орфографии было расписано поэтапно.

«Излишняя поспешность и непродуманность могут дискредитировать мероприятие большой государственной важности», – писал С.Е. Крючков, добавляя, что вводить новые правила следует «постепенно, с учётом знаний учащихся, программного материала каждого класса и сроков появления учебников и словарей с унифицированными написаниями».

Выход новых учебников, переучивание детей, уже изучивших часть правил в старых вариантах, были распланированы на несколько лет. Обучать школьников нужно было постепенно и в течение всего года, регулярно повторяя на уроках небольшие упражнения. При оценке письменных работ учителям предлагалось исправлять старое написание на новое, но не считать это ошибкой и не снижать оценку.

«Правила русской орфографии и пунктуации» в 1956 году были изданы колоссальным тиражом в полмиллиона экземпляров. Орфографический словарь за это время переиздавался несколько десятков раз с изменениями и дополнениями. Впоследствии попытки обновить правописание делались неоднократно, но в целом правила, принятые в 1956 году, действуют до сих пор.

Продолжение упрощения?

В 1960-х годах отечественными филологами и языковедами была подготовлена очередная реформа. Предполагалось, к примеру, упростить написание слов «мышь» и «рожь», отбросив в этих словах мягкий знак: «мыш», «рож». Однако у предполагаемых изменений оказалось столько противников, что реформу пришлось отложить.

Спустя ровно полвека после выхода «Правил» 1956 года Орфографической комиссией РАН был подготовлен новый свод правил русского правописания («Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник». – М.: Эксмо, 2006) и выпущен Русский орфографический словарь на 180 тысяч слов под редакцией В.В. Лопатина. Составители новых правил отмечают, что за 50 лет в русском языке появилось множество новых слов, например, лексические единицы типа «аудио», «медиа» или «макси», оказавшиеся на грани между частью слова и самостоятельным словом, и в своде полувековой давности ничего не говорится о том, как их писать с другими словами – слитно, раздельно или через дефис. Кроме того, предложенные уточнения в орфографии и пунктуации учитывают «современную практику письма» и предполагают дальнейшее упрощение правил за счёт ликвидации исключений: так, написание «брошура» или «парашут», по мнению современных языковедов, будет выглядеть логичнее с точки зрения правила написания шипящих с гласными. Никакого официального утверждения новых правил на уровне министерств и ведомств не последовало. Справочник под редакцией В.В. Лопатина был издан тиражом в 5000 экземпляров (не сравнить с полумиллионным тиражом предыдущей версии! – profiok.com) и широкого распространения так и не получил, хотя ведущие издательства и профессиональные филологи и редакторы, разумеется, приняли новые правила к сведению. К примеру, незаметно для многих непосвящённых в деятельность филологов граждан привычные глазу «оперативно-розыскные» мероприятия повсеместно превратились в «оперативно-разыскные».

День сегодняшний демонстрирует нам озабоченность судьбой русского языка чиновниками самого высокого уровня. О задачах сохранения и важности знания языка не раз говорил президент России Владимир Путин, называя бережное отношение к языку вопросом национальной безопасности. Вице-премьер Ольга Голодец, выступая 27 июня на заседании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, заявила, что необходимо совершенствовать методику обучения русскому языку в школах и установить причины, по которым дети не могут запомнить те или иные правила. «Двойка, тройка по ЕГЭ – это позор при том количестве часов, которые мы даём по русскому языку в школах», – заявила Ольга Голодец. И хотя Рособрнадзор и Минобрнауки постоянно говорят о повышении среднего балла по ЕГЭ по русскому языку после отмены тестовой части, похоже, грядут серьёзные перемены. По крайней мере, концепция государственной языковой политики, над разработкой которой сейчас трудятся лучшие языковеды страны, предполагает переход от семидесяти действующих учебников по русскому языку к нескольким утверждённым линейкам, а также создание единого словаря норм русского языка. К сожалению, зная способность чиновников ловко выбирать путь наименьшего сопротивления, можно предположить, что при невозможности или неспособности научить школьников писать грамотно выбор будет сделан в пользу очередного упрощения правил.

Комментарий profiok.com

Язык представляет собой живую субстанцию: он постоянно эволюционирует и меняется, причём происходит это по своим законам, на которые практически невозможно повлиять извне. Орфография и пунктуация – в некотором роде «надстройка», она постоянно отстаёт от развивающегося языка, и менять её пытаются регулярно – кто-то более, кто-то менее успешно. Удачные нововведения приживаются так органично, что со временем перестаёшь задумываться о том, что когда-то принято было писать иначе. Не все знают, что, например, обыкновенная точка, которую мы ставим в конце предложения, в древнерусских текстах встречается в самых неожиданных местах: писарь, прервав работу, спокойно мог поставить точку даже в середине слова.

После революции появились декреты Совнаркома, упраздняющие лишние буквы – ять, фиту, десятеричное «и». Формулировка, кстати, была забавная: «в целях облегчения широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школы от непроизводительного труда».

Возможно, это правильный путь, но если не обладать развитым чувством меры, по пути упрощения можно зайти очень далеко и явно не туда. Современный русский язык переживает не лучшие времена: не каждая публичная персона в состоянии внятно и чётко выразить свою мысль, не все профессионалы понимают друг друга из-за обилия иноязычной терминологии и сленга, большинство населения не в состоянии осознать, что написано в простых юридических документах, не говоря уже о содержании серьёзных нормативных актов. Пользователи соцсетей привыкли укладывать мысли в 140 знаков твита и стремительно теряют словарный запас. Если идти у них на поводу, скоро придётся включать в орфографический словарь картинки и смайлики и переводить значительную часть слов в разряд устаревших.

С 1918 годом всё понятно, руководство страны пыталось облегчить жизнь тёмному народу. Стоит ли пытаться делать то же самое в XXI веке, идя на поводу у масс и скатываясь к одебиливанию? Как потом гениев будем разыскивать среди тёмного народа?

Советские учителя часто говорили, что есть единственный путь к грамотности, и это отнюдь не заучивание правил, какими бы простыми или сложными они ни были. Грамотность достигается чтением большого количества книг в юном возрасте – и больше никак. Но как заставить молодёжь полюбить чтение и читать больше? Этот вопрос, к сожалению, уже выходит за рамки данного разговора, да и ответа на него нет ни у нас, ни у педагогов, ни у чиновников. Куда проще учебники унифицировать и правила упростить.

Воздержавшись от морализаторства, просто процитируем в завершение Константина Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности… Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

При подготовке публикации были использованы материалы портала gramota.ru.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

profiok.com

Правила русской орфографии и пунктуации

Содержание

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Править

Гласные после шипящих и ц Править

§1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить. Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о ́вцы и овцы ́; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочких, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

  1. 1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  2. 2. В суффиксах:
    1. а) имен существительных:

-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок; -онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок; -онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый; -он- (с беглым -о-), например: смешон;

    1. в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
  1. 3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.
  2. 4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa (и зажор), жох, ужо (в значении , ), вечор (в значении ), чох (например, в выражении ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

  1. 1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.
  2. 2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.
  3. 3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.
  4. 4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.
  5. 5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность, размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.
  6. 6. В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжатии, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).
  7. 7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем1.

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горошек (ср. петушок), сторожем (ср. чижом), большего (ср. большого), рыжего (ср. чужого). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жокей, шоколад.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

  1. 1. В слогах ударяемые пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.
  2. 2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море. В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: палаццо, скерцо.

1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

II. Гласные ы и и после приставок Править

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.

  1. 1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.
  2. 2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.

III. Буква э Править

§ 8. Буква э пишется только в следующих русских словах: э, этот, этакий, этак, экий, эк, эй, эх, эхма, эва, эге.

§ 9. В иноязычных словах употребление буквы э определяется следующими правилами:

  1. 1. В начале слов э и е пишутся в соответствии с произношением, например: с одной стороны – эра, эллин, этика, экзамен, эвкалипт; с другой стороны – егерь, ересь, Европа, ералаш.
  2. 2. После гласных (кроме и) пишется преимущественно э, например: поэзия, статуэтка, маэстро.

Но в отдельных случаях, определяемых в словарном порядке, пишется е, например: проект, проекция, траектория, реестр, геенна, феерия. После гласной и пишется е, например: диета, диез, пиетет, пиемия, гигиена, реквием.

  1. 3. После согласных пишется е, кроме слов пэр, мэр, сэр, а также некоторых собственных имен, например: Улан-Удэ, Бэкон, Тэн.
  2. 4. Если слово начинается с буквы э, то написание э сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: сэкономить, переэкзаменовать, одноэтажный, двухэлементный, квинтэссенция, полиэдр.

IV. Буква ё Править

§ 10. Буква ё пишется в следующих случаях:

  1. 1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное); чёрта (н. ф. от чёрт) в отличие от черта.
  2. 2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова. например: река Олёкма.
  3. 3. В cпециальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языкa, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.

Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например: йод, йот, район, майор.

V. Общие правила правописания неударяемых гласных Править

§ 11. В неударяемых слогах пишутся гласные, одинаковые с теми, которые произносятся в той же части слова (в том же корне, в той же приставке, в том же суффиксе или в том же окончании), когда эта часть стоит под ударением, например: в корнях: жара (жар), шалун (шалость), частота (частый), чистота (чистый), поласкать (ласка), полоскать (полощет), разряжать и разрядить (разряд), разрежать и разредить (редкий), поседеть (сед), посидеть (сидя); в приставках: поддаваться (подданный, подступ), oтпирать (отпер), заморозить (заморозки, запись), приступать (приступ, пристань); в суффиксах: лекарь (вратарь), заборишко (домишко), последыш (малыш), вятич (москвич); в окончаниях: масло (весло), стулом (столом), липой (стеной), старою (молодою).

Примечание 1. При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчет формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: топтал, потому что топчет (хотя вытаптывал), молчать, молчат, потому что молча (хотя умалчивать).

Примечание 2. Правописание гласных е и о после шипящих и ц определяется правилами, изложенными в § § 4-6.

Примечание 3. О возможных чередованиях гласных см. § § 13 и 14. § 12. Правописание гласных, которое не может быть установлено по § 11, определяется в словарном порядке, например: каравай, таратайка, паром, ватрушка, кавычка, тормоз, полымя, бечева, пескарь, снегирь.

VI. Неударяемые гласные в корнях слов Править

§ 13. Следует различать гласные а и о в корнях зар- – зор-, рас(т)- – рос(т)-, равн- – ровн-, гар- – гор-, плав- – плов-:

  1. 1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением – зарево, лучезарный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: зорька, зоренька, зорюшка, зори, зорь, зорю (бить, играть зорю).
  2. 2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль; корень рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
  3. 3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(cя), поравняться, все равно; корень ровн- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный ( , ), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень; в слове равнина пишется а.
  4. 4. Корень гар- пишется под ударением, например: загар, нагар, а также в словах изгарь, выгарки; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.
  5. 5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о находим также в глаголах скакать – выскочить, кланяться – поклониться, касаться – коснуться, предлагать – предложить, излагать – изложить и т. д., а также макать – мочить и в образованных от них словах: скакун – выскочка, касательство – прикосновение, облагание – обложение и др.

  1. § 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах: сжигать – сжечь, выжигать – выжечь и т. п.; постилать – постелю, расстилать – расстелю и т. п.; раздирать – раздеру, удирать – удеру и т. п.; отпирать – отпереть, запирать – запереть и т. п.; стирать – стереть, растирать – растереть и т. п.; умирать – умереть, помирать – помереть, замирать – замереть и т. п.; избирать – изберу, прибирать – приберу и т. п.; вычитать – вычесть, прочитать – прочесть и т. п.; сидеть – сесть, а также блистать – блестеть.

VII. Неударяемые гласные в приставках Править

§ 15. В изъятие из общего правила (см. § 11) не под ударением всегда пишется приставка раз- (рас-), а не роз- (рос-), например: раздать (при роздал), расписание, расписка (при роспись).

§ 16. Следует различать правописание приставок при- и пре-.

  1. 1. Приставка при- имеет следующие основные значения:
    1. 1) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;
    2. 2) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;
    3. 3) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.
  2. 2. Приставка пре- имеет два основных значения:
    1. 1) значение высшей степени качества или действия, например: предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;
    2. 2) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно, например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах Править

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка.

§ 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца; в существительных женского рода пишется -иц-, например: конница, лестница; в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: nальтецо, но: платьице. У существительных среднего рода известен также суффикс -ц- с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец) . Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

§ 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-. Суффикс -ечк- пишется: а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек – нянька), леечка (леек – лейка), печечка (печек – печкa), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка; б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время – времечко, семя – семечко. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.

§ 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных: -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;

-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня – башен), песенка (песня – песен), вишенка (вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен). Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

§ 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: березонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»). Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

§ 22. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имен существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:

  • в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;
  • в существительных мужского рода у имен одушевленных пишется -ушка (-юшка) , например: дедушкa, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;
  • в существительных среднего рода пишется -ышко, например: перышко, солнышко, стеклышко, гнездышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек, -ушек, -ешек, например: колышек, воробышек и воробушек, xлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк- (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко). О различении -ишка и -ишко см. § 39.

§ 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.

§ 24. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

§ 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -як- (после шипящих -ак-), если ударение стоит после суффикса, например: земляной, травяной, жестяной, костяной, нефтяной, вощаной, платяной, дровяной.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в; других – -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: глиняный, кожаный, серебряный, ветряный (ветряная оспа, мельница), масляный (масляная краска) при клюквенный, соломенный.

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.)

§ 26. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)- , если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять) , и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, отстриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки). Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный pовным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

§ 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

  1. 1) -ущ- (-ющ-) (действ.), -ем- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – I спряжения (см. § 44), например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;
  2. 2) -ащ- (-ящ-) (действ.), -им- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – II спряжения (см. § 44), например: значащий, дышащий, видящий, стоящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. Oт глаголa брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

§ 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н, например: спокойный – спокоен, знойный – зноен, буйный – буен, прямолинейный – прямолинеен. Но от достойный краткая форма – достоин (достоинство), однако причастие – удостоенный, удостоен (от удостоить, по § 26).

§ 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

  1. 1. Прилагательные оканчиваются на -инский:
    1. а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: сестринский (сестра – cecтрин), Mapиинский (Мария – Мариин), Аннинский (Анна -Аннин), Саввинский (Савва – Саввин);
    2. 6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: грязинский (Грязи), мытищинский (Мытищи), химкинский (Химки), сочинский (Сочи), топкинский (Топки), талсинский (Талсы);
    3. в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жиздринский (Жиздра), ялтинский (Ялта), охтинский (Охта), ронгинский (Ронга), балашихинский (Балашиха), ельнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я) , в соответствии с прочно установившейся традицией coxpаняют написание с -енский, например: пресненский (Пресня), пензенский (Пенза).

  1. 2. Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: грозненский (Грозный), городищенский (Городище), зареченский (Заречье), Фрунзенский (Фрунзе), коломенский (Коломна), песоченский (Песочня), горшеченский (Горшечное). (В последних трех примерах прилагательные содержат в своем составе беглое е и суффикс -ск-.)

§ 30. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: старушечий, кукушечий, кошечий, лягушечий, индюшечий; но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кошачий, лягушачий, индюшачий.

§ 31. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

§ 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е, например: громче, старше, красивее (красивей), красивейший.

§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -вать, необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы:

  1. 1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю) , а в неопределенной форме на -овать (-евать) , например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, горюю – горевать;
  2. 2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределенной форме на неударяемые -ывать, -ивать, например: развертываю – развертывать, закручиваю – закручивать;
  3. 3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределенной форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределенной форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосредственно перед -ть), например: одолеваю – одолевать (одолевать), запиваю – запивать (запить), застываю – застывать (застыть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): заставать – застаю (застать), доставать – достаю (достать).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -евать – -еваю (с ударением на -ва-): затмеваю – затмевать, застреваю – застревать, намереваюсь – намереваться, обуревает – обуревать, продлеваю – продлевать, растлеваю – растлевать, увещеваю – увещевать.

§ 34. В суффиксах однократных глаголов на -ануть пишется а, например: долбануть, стегануть, садануть. В глаголах колонуть (ср. колоть), захолонуть (ср. холод), полосонуть пишется о.

§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

§ 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е, например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым), от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

IX. Неударяемые соединительные гласные Править

§ 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство, чаепитие, своекорыстный, растениеводство.

В немногих сложных словах, первая часть которых образована от слов с мягкой основой, возможна соединительная гласная о, например: коновязь (ср. коневодство), кровообращение (ср. кровеносный), также баснописец, зверолов. От соединительной гласной следует отличать падежное окончание первой части сложного слова, например: умалишенный, сумасшедший, пятиалтынный, сорокарублевый, сорокалетний, но: девяностолетний, столетний.

X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях Править

§ 38. Существительные с суффиксом -ищ-, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е, например: домище, верблюдище, удилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: коровища, ручища, грязища.

§ 39. Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о, например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко. В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

§ 40. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье.

§ 41. В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей, например: шалунья – шалуний, ущелье – ущелий, но: скамья – скамей, ружье – ружей.

§ 42. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым. Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом.

§ 43. В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях Править

§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом:

  1. 1) всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть – и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать – относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят) ;
  2. 2) все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) .

Исключение: глаголы брить и зиждиться – I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьешь) – I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь) – II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет), а во множ. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

XII. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах Править

§ 45. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными:

  1. 1) наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько;
  2. 2) наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре;
  3. 3) наречия с приставкой по- оканчиваются на -у, например: поровну, понемногу, поскольку, постольку;
  4. 4) наречия с приставками до-, из- (ис-), с-(со-) оканчиваются на -и или -я, например: досыта, издавна, слева, а также иссиня, изжелта (в составе сложных прилагательных).

Примечание. Hapяду с образованиями на -a (снова и т. п.) существуют параллельные им образования на -у (смолодy, сослепу и т. п.).

§ 46. Наречие впоследствии, как образовавшееся из предлога в и существительного в предл. пад., пишется с и на конце.

§ 47. Пишутся с е на конце, как образовавшиеся из предлога в и существительного в вин. пад., предлоги вследствие, в продолжение (какого-нибудь времени), в течение (какого-нибудь времени).

XIII Неударяемые частицы не и ни Править

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

  1. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом . Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

    1. а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть. (т. е. ), нельзя не сознаться. (т. е. ).
    2. б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли, например:

Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

    1. в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду.
    2. г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo.
    3. д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а, например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).
  1. 2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe (Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

  1. а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни и придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п. Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

  1. б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.
  2. в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что.

  1. г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

ru.m.wikibooks.org

Смотрите так же:

  • Главное бюро медико-социальной экспертизы по ростовской области Организация ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России Адрес: Г РОСТОВ-НА-ДОНУ,УЛ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ, 119 Юридический адрес: 344082, РОСТОВСКАЯ ОБЛ, РОСТОВ-НА-ДОНУ Г, ДОЛОМАНОВСКИЙ ПЕР, ДОМ 60 ОКФС: 12 - Федеральная […]
  • По закону прерии По закону прерии ПО ЗАКОНУ ПРЕРИЙ Все, что вам нужно для того, чтобы отправиться навстречу приключениям, — это карандаш, ластик и игральный кубик. Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо при помощи кубика определить ваши […]
  • Ч 2 ст 1592 ук рф Мошенничество при получении выплат (cm. 1592 УК). Предмет этого вида мошенничества — денежные средства или иное имущество в виде пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными […]
  • Управления федеральной службы исполнения наказаний по республике бурятия Организация УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ Адрес: Г УЛАН-УДЭ,УЛ ПРИСТАНСКАЯ 4 Юридический адрес: 670000, БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УЛАН-УДЭ, УЛИЦА ПРИСТАНСКАЯ, 4, Б ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1318010 - Федеральная […]
  • Икц экспертиза Организация АНО ИКЦ "ЭКСПЕРТИЗА И СЕРТИФИКАЦИЯ" Адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,Г ЩЕРБИНКА,УЛ ПЕРВОМАЙСКАЯ, Д 6 Юридический адрес: 142172, г Москва, Новомосковский административный округ, поселение Щербинка, ул Первомайская, д 6 ОКФС: 16 - […]
  • Областной прокурор свердловской области Организация ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: Г ЕКАТЕРИНБУРГ,УЛ МОСКОВСКАЯ Д 21 Юридический адрес: 620014, Свердловская область, г Екатеринбург, ул Московская, д 21 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1400040 - Система […]

Обсуждение закрыто.