Определение меры наказания ук

Виды уголовных наказаний

Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, но для того, чтобы он не совершался впредь…
Л.А. Сенека

Наказание – закономерное следствие преступления. С точки зрения права, оно является формой реализации уголовной ответственности.

Уголовное наказание (далее по тексту УН) – основной институт уголовного права, отражающий сущность уголовной политики государства в целом.

Теоретическое обоснование эта категория получила ещё в древности, когда мыслители в своих философских концепциях стали акцентировать внимание на неотвратимости возмездия за совершённые злодеяния, с моральной точки зрения.

В более позднее время наказаниям была отведена утилитарная функция инструмента государственного устрашения, действие которого стало преследовать своей целью не только установление общественной справедливости, но и предотвращение рецидивов.

В России до XX века официальное понятие наказания отсутствовало в действующем законодательстве. Его закрепление в Своде законов произошло только в 1919 году.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31 . Это быстро и бесплатно !

Что такое уголовное наказание

Уголовный кодекс РФ даёт конкретную и исчерпывающую трактовку понятию УН как меры государственного принуждения, которая назначается судом.

Она применяется в отношении лица, чья вина была доказана в судебном порядке, и может выражаться в ограничении или лишении прав и/или свободы.

УН преследует 3 цели:

  • восстановление социальной справедливости;
  • исправление преступника;
  • предотвращение новых преступлений.

В этих целях и отражается его сущность.

Система наказаний УК РФ

В ст. 44 УК РФ приводится полный перечень УН, в зависимости от степени тяжести, и их подробная классификация.

Система, предусмотренная российским законодательством, включает 12 категорий (по возрастающей):

  1. лишение права осуществлять определённую деятельность, а равно и занимать те или иные должностные места (как основное и дополнительное УН);
  2. лишение звания, чина или наград (как дополнительное УН);
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. ограничения по военной службе;
  6. ограничение свободы;
  7. арест;
  8. содержание в дисциплинарной части военных лиц;
  9. временное лишение свободы;
  10. пожизненное лишение свободы;
  11. смертная казнь (с 1999 г. введён мораторий).

Виды наказаний в уголовном праве делятся на основные и дополнительные. В вышеприведённом перечне все УН, не имеющие отметок в скобках, относятся к группе основных. Они носят самостоятельный характер и не могут присоединяться к другим УН.

Здесь можно подробней узнать о процедуре оспаривания штрафа ГИБДД.

Органы власти, исполняющие уголовные наказания

В УИК РФ содержится не только закрепление всех видов УН, но и определение органов исполнительной власти, в компетенции которых находится их реализация.

Виды учреждений органов, исполняющих уголовные наказания, включают:

  • уголовно-исполнительную инспекцию;
  • исправительные учреждения;
  • дисциплинарные воинские части;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • суды.

Штрафами занимаются непосредственно судебные приставы.

Лишение права на занятие определённой деятельностью устанавливается судом, а контроль над выполнением этого запрета осуществляет уголовно-исполнительная инспекция, дисциплинарная воинская часть, а также администрации тех организаций, в которых работал/собирается работать осуждённый.

Смотрите в этой статье, какие существуют виды дисциплинарных взысканий.

Лишение звания, чина или наград производит суд или должностное лицо, которое его присвоило, а также органы ВД (внутренних дел).

Если наряду со специальным званием на его обладателя распространялись определённые льготы, о факте лишения уведомляются соответствующие организации, предоставляющие их.

Обязательные и исправительные работы – прерогатива уголовно-исправительной инспекции.

Ограничения по военной службе входит в компетенцию непосредственного командования части, в которой служит осуждённый.

Арест гражданских лиц осуществляют арестные дома, а военнослужащих – руководство гауптвахт или иные гарнизонные отделения.

Лишение свободы относится к компетенции исправительных учреждений исходя из тяжести преступления.

Это могут быть поселения, воспитательные колонии и иные колонии разных типов режима (для пожизненного заключения – особо строгого), тюрьмы.

Сюда же можно отнести следственные изоляторы. Официально они не входят в группу исправительных учреждений, но в силу того факта, что они служат местом закрытого содержания подследственных, условно их можно отнести к таковым.

В теории смертная казнь должна осуществляться специальными учреждениями УИС.

Исправительные и обязательные работы за преступление

Исправительные работы – традиционная для отечественного законодательства мера, обретшая официальный статус в 1917 году.

Их главное отличие от обязательных работ состоит в том, что у лиц, привлеченных к их выполнению, в пользу государства удерживается 5–20% от заработной платы.

Основанием для такой меры служат преступления небольшой и средней тяжести.

В случае уклонения предусмотрена возможность замены принудительными работами или заключением под стражу.

Обязательные работы были включены в отечественный УК РФ в 1960 году.

Их особенность заключается в заменяемости и возможности замещения.

  • Первое – предусматривает в случае уклонения заключение под стражу на срок, соответствующий неотработанному времени, или замену на работы принудительного характера.
  • Второе – в возможности замены этой мерой штрафа.

Обязательные работы как вид уголовного наказания распространяются на трудоустроенных и нетрудоустроенных лиц и предполагают осуществление трудовой деятельности в свободное от основной работы/учёбы время.

Тут можно узнать больше о порядке признания недееспособности человека.

Их принципиальным отличием от исправительных является бесплатность. Срок продолжительности 60–480 часов.

Этот вид носит больше психологический характер, поскольку обнаруживает явные карательные элементы: отсутствие оплаты труда, необходимость выполнения работ в обязательном порядке на установленной территории, социальное порицание и т. д.

Штраф за преступление

Штраф открывает перечень УН. Ст. 46 УК РФ определяет его как денежное взыскание, которые назначается в пределах, установленных законодательством.

Его смысл заключается в ущемлении имущественных интересов лица, чья вина относительно совершения того или иного преступления была доказана.

Штраф как вид уголовного наказания может носить как основной, так и дополнительный характер.

В первом случае он выступает в качестве смягчённого УН, замены не отбытого срока заключения или его отсрочки.

Он распространяется на преступления небольшой тяжести.

Второй случай преимущественно охватывает преступления, направленные на подрыв общественной безопасности, здоровье граждан, а также связанные с экономическими махинациями.

Размер штрафа может устанавливаться как в виде определённой суммы – до 1 000 000 р., так и заработной платы или прочего дохода осуждённого лица за период от 2 недель до 3 лет.

Ограничение свободы, как высшая мера наказания

Ограничение свободы как вид уголовного наказания в российском законодательстве появилось недавно.

По сути, эта мера пресечения имеет много общего с домашним арестом и условным осуждением.

Сходство с первым заключается в том, что оно предусматривает запрет для осуждённого лица на покидание определённой территории, посещение конкретных мест, расположенных на ней, смену жительства, невозможность осуществления ряда действий без согласия соответствующих органов и т. д.

Параллель со вторым даёт основание провести факт совпадения сроков и условий. Ограничение может осуществляться в период 2 месяцев – 4 лет за преступления небольшой и средней тяжести и носить характер основного УН.

В качестве дополнительного УН оно может продолжаться сроком 6 месяцев – 2 лет и сопровождаться принудительными работами.

В контексте УК РФ ограничение свободы является альтернативой тюремному заключению.

Уголовное право России прошло долгий путь развития и становления.

В конце XX века основной упор законодатель стал делать не на ужесточение мер пресечения, а, наоборот, на возможности их смягчения или замены.

Разумеется, это относится к категории преступлений небольшой и средней тяжести. Так, ограничение свободы, присутствовавшее ранее исключительно в зарубежной практике, нашло своё место и в доктрине отечественного права.

Реформирование и совершенствование механизма уголовно-правового регулирования – процесс непрерывный. Вполне возможно, что в скором времени в РФ он возьмёт курс на ещё большую либерализацию.

Частые вопросы по уголовным наказаниям

В чем разница между ограничением и лишением свободы?

Ограничение и лишение свободы являются самостоятельными видами уголовного наказания. Данные понятия сами за себя говорят: лишение свободы это полная изоляция от общества, ограничение свободы это не изоляция, а свобода, но с определенными ограничениями.

Лишение свободы протекает в колониях, тюрьмах, либо лечебных учреждениях исправительного характера.

Ограничение свободы отбывается в родных пенатах, без изоляции от общества, но с запретами, например, не покидать место жительства в конкретное время суток, не посещать какие-то места, массовые мероприятия и тп. Для контроля за отбыванием такого наказания, осужденные обязаны ежемесячно отмечаться в надзорном специализированном органе, а также им одевают электронный специальный браслет, отслеживающий их перемещение.

В России такое наказание как ограничение свободы, действует только с 2010 года. Лишение свободы известно еще в Древней Руси.

Лишение свободы назначается за более опасные и тяжкие преступления, поэтому максимальный срок 20 лет, 30 по совокупности приговоров. Есть еще пожизненное лишение, но это уже самостоятельный вид.

Ограничение свободы, наоборот, считается более мягким наказанием, поэтому максимальный срок от 2 до 4 лет, в зависимости от того, назначается как основной либо дополнительный вид наказания. А лишение свободы всегда является основным.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-31 . Это быстро и бесплатно !

urist.one

40.Понятие и значение системы уголовных наказаний. — alekssandrs Jimdo-Page!

40. Понятие и значение системы уголовных наказаний.

Система наказаний – это установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для судов и расположенных в определенной иерархической последовательности в зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной тяжести.

Система должна отвечать определенным требованиям :

1) она представляет нечто целостное и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаимосвязанных элементов;

2) предполагает расположение их в определенной последовательности (лестница наказаний);

3) строится на началах взаимодополняемости и взаимозаменяемости входящих в нее видов наказаний.

Принципы, на которых строится система наказаний:

– законности – регулируется исключительно УК РФ;

– личной и виновной ответственности – наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления;

– справедливости – соответствие наказания совершенному преступлению;

– гуманизма – из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений.

Видами наказаний являются:

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

– ограничение по военной службе;

– содержание в дисциплинарной воинской части;

– лишение свободы на определенный срок;

– пожизненное лишение свободы;

– смертная казнь. Классификация видов наказания:

1) по характеру карательных элементов:

¾ не связанные с лишением или ограничением свободы;

¾ связанные с лишением или ограничением свободы; смертная казнь;

2) по характеру пенитенциарного воздействия на осужденного :

а) связанные с исправительным воздействием: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы;

б) не связанные с исправительным воздействием: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь;

3) по протяженности во времени воздействия: срочные; бессрочные;

4) по порядку назначения:

а) основные: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь;

б) дополнительные: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; в) смешанные: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципом законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обуславливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказания в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой.

alekssandr.jimdo.com

Определение меры наказания ук

Ждем вас на новом сайте!

Мы изменили дизайн, добавили актуальную информацию, поддержку мобильных устройств и многое другое. Сейчас new.tisbi.ru работает в тестовом режиме, мы продолжаем его совершенствовать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, КОТОРЫЕ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 1917 ПО 1996 гг.

А.И. Сакаев, к.ю.н.

При формировании советской системы наказаний в уголовном праве большое значение оказали изданные 12 декабря 1919 года Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Став первым уголовным правовым актом, систематизировавшим двухлетний опыт применения уголовного закона и революционного правотворчества, они внесли неоценимый вклад в развитие Общей части уголовного законодательства России советского периода.

Руководящие начала по уголовному праву включали в себя введение и восемь разделов:

об уголовном праве;

об уголовном правосудии;

о преступлении и наказании;

о стадиях осуществления преступления;

об условном осуждении;

о пространстве действия уголовного права;

В Руководящих началах был предусмотрен весьма широкий перечень наказаний, включивший пятнадцать их видов. Так, Руководящие начала впервые в отечественном праве (в статье 7) зафиксировали определение понятия наказания, в котором, в частности, указывалось, что: «… наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает законный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)» 1 . «Руководящие начала» включали в систему наказаний следующие их виды:

  • внушение;
  • выражение общественного порицания;
  • принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения);
  • объявление под бойкотом;
  • исключение из объединения на время или навсегда;
  • восстановление, а при невозможности его — возмещение причиненного ущерба;
  • отрешение от должности;
  • воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую работу;
  • конфискация всего или части имущества;
  • лишение политических прав;
  • объявление врагом революции или народа;
  • принудительные работы без помещения в места лишения свободы;
  • лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события;
  • объявление вне закона;
  • расстрел;
  • сочетание вышеназванных видов наказания.

Система наказаний строилась по принципу расположения видов наказаний в порядке — от наиболее легких к более тяжким. Перечень наказаний в Руководящих началах не был исчерпывающим, то есть суды были наделены правом применять наказания и не предусмотренные «Руководящими началами», однако относительно смертной казни было установлено, что народные суды применять ее не могут.

Руководящих началах говорилось о возможности применения условного осуждения, когда судом определено наказание в виде заключения под стражу при наличии указанных в ст. 26 этого законодательного акта смягчающих обстоятельств. В ст. 4 этого нормативно-правового акта было предусмотрено, что: «Советское уголовное право в РСФСР осуществляется органами советского правосудия (народным судом и революционным трибуналом)». Эта норма фактически упразднила самосуд как способ наказания.

Вместе с тем в Руководящих началах допускалась возможность назначения лишения свободы на неопределенный срок, то есть до наступления известного события, которое трактовалось как полная победа мировой революции. Несмотря на некоторые недостатки, Руководящие начала впервые установили, хотя и примерную, но уже четкую систему уголовных наказаний, которая явилась основной базой в борьбе с преступностью и сыграла неоценимую роль в разработке УК РСФСР 1922 г.

Отражением нового периода в жизни общества, явился принятый 24 мая 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 июня 1922 г. УК РСФСР 1922 г. состоял из Общей и Особенной частей, представлявших собой четкую систему уголовно правовых норм. Так, в УК 1922 г. наряду с термином «наказание» встречается термин «меры социальной защиты», отражающий политизированные взгляды УК на цели и задачи наказания в условиях социалистических преобразований, происходивших в обществе.

Согласно ст. 8 этого УК РСФСР, наказание и другие меры социальной защиты применялись с целью:

  • общего предупреждения новых преступлений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества;
  • приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия;

лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Система наказаний по УК 1922 г. включала в себя следующие виды наказания (ст. 32 УК):

  1. изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
  2. лишение свободы со строгой изоляцией или без токовой;
  3. принудительные работы без содержания под стражей;
  4. условное осуждение;
  5. конфискация имущества — полная или частичная;
  6. штраф;
  7. поражение прав;
  8. увольнение от должности;
  9. общественное порицание;
  10. возложение обязанности загладить вред.

В перечне наказаний нет расстрела. Эта исключительная мера наказания была предусмотрена отдельно в ст. 33 УК. Максимальный срок лишения свободы по УК 1922 г. был установлен в десять лет, а минимальный — шесть месяцев. В систему наказаний не вошли предусматривавшиеся в Руководящих началах 1919 г.: объявление вне закона, объявление врагом народа или революции, объявление под бойкотом. Вместе с тем система уголовных наказаний по УК 1922 г. была дополнена новыми ее видами: изгнание из пределов РСФСР (п. «1» ст. 32) и штраф (п. «6» ст. 32). В перечень наказаний было включено в качестве вида наказания и условное осуждение (п. «4г» ст. 32). УК 1922 г. не сохранил за судьями права дополнять перечень наказаний иными наказаниями, не предусмотренными законом.

Помимо перечисленных видов наказаний по УК 1922 г. были установлены четыре вида «других мер социальной защиты, заменяющих по приговору суда наказание или следующих за ним». Согласно ст. 46 УК 1922 г. к таковым относились:

  • помещение в учреждения для умственно- и морально-дефективных;
  • принудительное лечение;
  • воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом;
  • удаление из определенной местности.

Принудительные меры без содержания под стражей назначались на срок от семи дней до одного года. Согласно ст. 48 УК 1922 г. лица, осужденные судом и признанные им социально опасными вследствие систематических злоупотреблений при занятии своей профессией или промыслом или при исполнении должности, могли быть приговором суда лишены права заниматься данной профессией или промыслом или принимать на себя выполнение определенных обязанностей на срок не свыше пяти лет. Социально опасные лица подлежали высылке и заключению в лагерь принудительных работ на месте высылки на срок не свыше трех лет (ст. 49). Новый толчок развитию уголовного законодательства придало принятие Декларации и Договора об образовании СССР 30 декабря 1922 года, принятие Конституции СССР 1924 года, что, в свою очередь, послужило разделению компетенции по созданию уголовного законодательства между СССР и союзными республиками.

Расширился и спектр действия общесоюзного уголовного законодательства, включавшего в себя: Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года; Положение о государственных преступлениях 1927 года; Положение о воинских преступлениях 1924 года и 1927 года и другие законодательные акты. Термин «наказание» в эти годы был упразднен и заменен термином «меры социальной защиты», а определение понятия преступления и наличие правил о допустимости аналогии закона и вовсе отсутствовали.

Лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей согласно этим законодательным актам ставили в качестве цели их применения как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступного элемента и обязательно соединяясь с мерами исправительно-трудового воздействия 2 . Меры социальной защиты применялись с целью: предупреждения преступлений, лишения общественно опасных элементов возможности совершить новые преступления, исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Задачи возмездия и кары уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик перед собой не ставило. Все меры социальной защиты по Основным началам Уголовного законодательства 1924 г. не должны были иметь целью причинение физического страдания и унижение человеческого достоинства.

К мерам социальной защиты по Основным началам Уголовного законодательства 1924 г. относились (ст. 13):

  • объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;
  • лишение свободы со строгой изоляцией;
  • лишение свободы без строгой изоляции;
  • принудительные работы без лишения свободы;
  • поражение прав;
  • удаление из пределов Союза ССР на срок;
  • удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения;
  • увольнение от должности;
  • запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом;
  • общественное порицание;
  • конфискация имущества;
  • штраф;
  • предостережение.

Основные начала Уголовного законодательства 1924 г. исключили из системы видов наказаний условное осуждение и рассматривали его как форму условного освобождения от реального отбывания в виде лишения свободы и исправительно-трудовых работ. Изгнание из пределов СССР бессрочно было заменено объявлением врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием навсегда из пределов СССР. Изгнание на срок было заменено удалением из пределов союзной республики или отдельной местности.

Предостережение как мера социальной защиты могло применяться и при оправдательном приговоре. Смертная казнь не была включена в общий перечень наказаний (ст. 13). Расстрел как исключительная мера социальной защиты был предусмотрен в Примечании 2 к ст. 13 Основных начал, где было установлено, что исключительная мера не применяется к лицам, не достигшим 18 лет, а также к женщинам, находящимся в состоянии беременности. УК РСФСР 1926г. был преемником УК 1922 г., ставившим основной задачей охрану социалистического государства рабочих и крестьян и установленного в нем правопорядка от общественно опасных действий путем применения мер социальной защиты.

Общая часть этого УК была построена на базе Основных начал 1924 г. УК 1926 г. давал определение понятия преступления, уточнил цели и принципы назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Этот УК дополнил систему мер социальной защиты возложением обязанности загладить причиненный вред. Увольнение от должности было соединено с запрещением занятия той или иной должности и без этого, а поражение прав было названо иначе: поражением политических и отдельных гражданских прав.

Смертная казнь по УК 1926 г. также не была включена в перечень системы наказаний (ст. 20 УК). Однако спустя два года ВЦИК внес в УК дополнения, включив в систему мер социальной защиты новые виды наказаний: снятие с работы на разные сроки, лишение права занимать ответственные или выборные должности; выговор с опубликованием на общих собраниях предприятий, либо в печати; запрещение выезда и высылки из данной местности на небольшие сроки (I Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 26 марта 1928 г. по докладам НКЮ и НКВД «О карательной политике и состоянии мест заключения»).

Это явилось предпосылкой нового постановления ЦИК и СНК СССР 1934 г., внесшего добавление к мерам социальной защиты, применительно к лицам общественно опасным, хотя и не совершившим конкретных преступлений. Таковыми являлись:

  • ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор;
  • высылка на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах;
  • заключение в исправительно-трудовых лагерях на срок до 5 лет;
  • высылка из пределов СССР иностранцев, являющихся общественно опасными.

Тюремное заключение было введено в 1936 г. Карательная политика в этот период считалась приоритетной в отношении классовых врагов и деклассированных преступников-профессионалов и рецидивистов. Исправительные лагеря имели своей основной задачей — охрану общества от особо социально опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом, и приспособление этих нарушителей к условиям трудового общежития. УК РСФСР 1926 г. действовал до 1961 г., т.е. до принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Основы устранили излишнюю громоздкость и классовую направленность прежней системы наказаний.

В Основы Уголовного законодательства 1958 г. и УК 1960 г. был внесен ряд изменений, существенно повлиявших на укрепление законности. В Основах Уголовного законодательства прочно установился термин «наказание», четко были определены цели наказания. Максимальный срок лишения свободы был снижен с 25 лет до 10 лет. И только за особо тяжкие преступления и преступления, совершенные особо опасными рецидивистами, срок лишения свободы мог назначаться судом до 15 лет. В качестве основного и в качестве дополнительного наказания могли применяться ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф.

Основы Уголовного законодательства 1958 г. исключили из системы уголовного наказания ряд видов наказаний, таких как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание из пределов СССР навсегда; удаление из пределов СССР на срок; объявление вне закона; поражение прав; предостережение. Более точно были сформулированы условия применения наказания в виде исправительных работ без лишения свободы; ссылки и высылки. УК 1960 г. предусмотрел в качестве наказаний увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред.

Смертная казнь не вошла в систему наказаний по УК 1960 г., а определялась как исключительная мера наказания за особо опасные государственные преступления и за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, а с 1962 г.- за бандитизм, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника; изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах и взяточничество; совершенное при особо отягчающих обстоятельствах. По прошествии определенного времени, с учетом происшедших социально-политических преобразований в общественной жизни, в УК 1960 г. был введен ряд новых видов наказаний. В 1982 г. в УК 1960 г. было введено наказание в виде направления в воспитательно-трудовой профилакторий, применяемое к лицам, занимающимся бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведущим паразитический образ жизни. Позднее этот вид наказаний был упразднен. В 1993 г. из УК России были исключены такие наказания, как ссылка и высылка, так как эти меры наказания применялись редко, а значит, утратили свою эффективность в отличие от предыдущих десятилетий. Новый УК России 1996 г. существенно модифицировал систему наказаний. Этот УК в основу построения системы наказаний положил критерий их сравнительной тяжести, они снова расположены от менее строгих к более строгим. УК 1996 г. не включил в систему наказаний общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и увольнение от должности в силу ряда причин экономического, политического и социального характера. В УК 1996 г. появились и новые виды наказаний, такие как: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест. Они преследуют, в первую очередь следующую цель — ограничение практики применения лишения свободы. В перечень видов наказания (ст. 44 УК) включены пожизненное лишение свободы, смертная казнь, так как наше общество еще не готово к ее отмене в силу ряда причин.

www.tisbi.ru

1. Понятие и признаки уголовного наказания

Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направление уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.

В юридической литературе понятие уголовного наказания используется в самых разных значениях: как правовое последствие совершения преступления; как форма реализации уголовной ответственности; как средство уголовно-правового воздействия на виновного в совершении преступления; как средство уголовно-правовой борьбы с преступлениями; как кара виновному за содеянное; как боль, некий ущерб, причиняемый на основе судебного приговора виновному в совершении преступления, и т.д.. По проблеме наказания высказывались самые различные суждения. Профессор Н.Д. Сергеевский отмечал, что в литературе насчитывается до 24 полных философских систем и около 100 отдельных теорий разных криминалистов, обосновывавших право государства наказывать преступников.

Следует отметить особую значимость уголовного наказания для реализации функций уголовного права. Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь. Так, в частности, уголовное наказание способствует реализации такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, — общее и специальное предупреждение преступлений.

Во всех крупных законодательных актах дореволюционного периода (например, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовном уложении 1903 г.,) отсутствовало понятие наказания, хотя были очень широкие перечни конкретных видов наказания. На основании законодательных положений и обобщения судебной практики такое определение давала теория уголовного права. В Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. указывалось, что «наказание — это мера принудительного воздействия, посредством которого власть обеспечивает должный порядок общественных отношений от нарушителей последнего». В дальнейшем ни один законодательный акт советского периода не давал определения уголовного наказания, более того, УК РСФСР 1922 г. заменил понятие «наказание» понятием «мера социальной защиты». Понятие наказания было восстановлено только Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. В процессе создания теоретической модели УК приводилась следующая формулировка понятия наказания: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда и в соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной деятельности».

Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Это полностью отвечает требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение находит проявление в том, что уголовное законодательство Российской Федерации не знает телесных и иных позорящих наказаний, что соответствует требованиям ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В ст. 3 УК закреплен принцип законности, согласно которому преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК. Статья 43 УК гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

При разработке Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и УК 1996 г. основным, определяющим характер уголовного наказания, признано то обстоятельство, что оно «есть мера государственного принуждения». Однако использование законодателем термина «государственное принуждение» не означает, что последний не придает должной значимости элементу кары. «Принуждать», согласно толковому словарю В. Даля, — значит «приневолить», «заставлять», «неволить», «вынуждать». Синонимами этого термина являются: «насилие, сила, давление, нажим». Уголовное наказание, как правило, связано с принуждением, но отнюдь не всегда (порой наказание может быть желаемо лицом, раскаявшимся в совершенном преступлении). В.Д. Филимонов, комментируя ч. 1 ст. 43 УК, пишет: «Отказ нового Уголовного кодекса от определения наказания как кары за совершенное преступление имеет свои основания. Основная причина этого отказа состоит в том, что слова «наказание» и «кара» — синонимы. Поэтому определение наказания как кары ничего для выяснения содержания этого явления не дает. Определение наказания как меры государственного принуждения, напротив, указывает на наиболее существенные его признаки».

Сложность познания сущности наказания связана не только с различным подходом в науке к определению места кары в наказании, но и с различными взглядами ученых на природу самой кары. В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Многие авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые доставляет осужденному наказание. С критикой такой позиции выступал И.С. Ной: «Кара была бы соразмерна тяжести совершенного преступления, если бы за убийство предусматривалась лишь смертная казнь. Но принцип возмездия не проводится в нашем законодательстве, а допустимость применения смертной казни за убийство продиктована не соображениями возмездия, а прежде всего целью общей превенции».

Следует отметить, что «государственное принуждение» в УК 1996 г. нельзя отождествлять и с «мерами социальной защиты» УК РСФСР 1922 г. или с «мерами социальной защиты судебно-исправительного характера» УК РСФСР 1926 г.

Законодательное определение наказания позволяет выделить следующие его признаки:

1. Наказание — это мера государственного принуждения, что, как прямо указано в законе, состоит в лишении или ограничении прав осужденного (ч. 1 ст. 43 УК). Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению. Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, которые только и могут быть назначены судом за совершенные преступления, содержит ст. 44 УК. Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений, причем штраф связан с наименьшим объемом кары, а смертная казнь — с наибольшим. Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. «н» ст. 44 УК).

2. Наказание назначается только судом, т.е. назначается от имени государства и в интересах всего общества. Иные государственные органы таким правом не обладают. Исходя из ч. 1 ст. 49 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. В ч. 1 ст. 43 УК законодатель закрепил положение, что эта «мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда». Этим подтверждаются конституционные начала судопроизводства. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ в ч. 1 ст. 8: «Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом».

3. Наказание назначается от имени государства (ст. 296 УПК РФ), т.е. наказание носит публичный характер. Публичность проявляется в том, что освобождение от наказания по основаниям, установленным в законе, за исключением амнистии и помилования, также осуществляется только судебными органами. При назначении наказания проявляется отрицательная официальная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании.

4. Наказание носит личный характер. Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда в соответствии со ст. 49 Конституции РФ исключает уголовную ответственность и наказание. Виновность является одним из признаков преступления (ст. 14 УК), а ответственность за вину в УК стала одним из его принципов (ст. 5). Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.

5. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишении воинского звания, жизни.

6. Наказание обязательно влечет последствие общеправового и уголовно-правового характера — судимость. УК не имеет конкретно такого указания. Однако по содержанию норм, помещенных в гл. 12 «Освобождение от наказания», можно сделать вывод о наличии этого признака.

Законодатель в ч. 1 ст. 86 УК раскрыл уголовно-правовое значение судимости при осуществлении процессуальных действий и указал на связь судимости как правового последствия с назначаемым наказанием: «Судимость, в соответствии с настоящим Кодексом, учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания». Судимость определяется по УК как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора, которым назначено наказание, в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости.

Наказание нельзя признать «соизмеримой единицей» общественной опасности. Последняя есть объективная реальность, она первична по отношению к наказанию. Поэтому в ст. 15 УК «Категории преступлений» дано подразделение преступлений на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя, в частности, из максимального наказания, предусмотренного УК.

2. Цели наказания

Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания. Происшедшие в уголовном законодательстве изменения сделали актуальным вопрос: в чем заключено социальное назначение наказания? Что должно преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или направленность на предупреждение преступления? Становление государства правовым требует преобразования уголовной политики в социальную политику предупреждения преступности.

Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. «От его решения зависит не только построение многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства».

Ч. Беккариа писал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же».

Н.С. Таганцев, определяя цели наказания, указывал: «Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, которые преследует государство, наказывая».

В юридической литературе первых лет после Октябрьской революции 1917 г. много внимания уделялось вопросу о целях и задачах наказания. Сложность этой проблемы приводила к тому, что отдельные авторы, удачно сформулировав ту или иную задачу наказания — исправительную, предупредительную или же охранительную, в ряде случаев считали ее единственной, чем искажали действительную роль наказания. В рассматриваемый период еще только начинали оформляться положения послереволюционной теории уголовного права о соотношении принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении понятий «кара» и «воспитание».

Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.

Цели наказания определены в ч. 2 ст. 43 УК: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Существенной новеллой является указание закона (на первом месте) на цель восстановления социальной справедливости. Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 53 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).

Эффективность предусмотренных в законе мер уголовного наказания во многом зависит от назначения и исполнения наказания. Назначение наказания — самый сложный этап в осуществлении правосудия. Эффективность назначенного наказания определяется тем, насколько полно суд выполняет требования закона об учете всех обстоятельств дела. В судебной практике, как и в теории уголовного права, учет целей наказания связан с необходимостью соблюдения принципа справедливости. На связь провозглашенных в законе целей наказания с принципом справедливости указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания». Так, определяется задача: «. обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 УК РФ назначенное подсудимому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

Законодатель оговорил в норме цель исправления осужденного. В свое время авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии исправления является положение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». В п. 2 этого Постановления говорится, что «доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних — и к обучению».

Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.

Сформулированная в законе цель исправления осужденного, по-видимому, достигается вследствие исполнения, например, штрафа, лишения права занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью — в тех случаях, когда это делает невыгодным совершение корыстных преступлений или удаляет человека из соответствующей сферы. Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.

Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Согласно закону наказание должно предупреждать совершение новых преступлений. Причем в теории различают предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного (специальное предупреждение), и предупреждение совершения преступлений другими лицами (общее предупреждение). Общее предупреждение обращено к обществу, специальное — к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.

Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Общепредупредительное значение наказания не сводится к карательной угрозе, а предполагает моральное, нравственное воздействие. Как справедливо отмечает норвежский криминалист И. Анденес, воздействие наказания «включает в себя не только мотивирующее воздействие страха перед наказанием, но также и моральное (или воспитательное) и формирующее привычку воздействие уголовного права».

Таким образом, основным критерием, определяющим эффективность наказания в любом обществе, является его общепредупредительное воздействие, которое определяется многими факторами. Эффективность наказания зависит прежде всего от того, насколько цели наказания нашли последовательное выражение в законе, в частности в конструкции отдельных институтов, определении ответственности за конкретные виды преступлений. В этом отношении важное значение имеет построение санкций статей Особенной части УК. Санкции статей Особенной части УК должны быть изложены таким образом, чтобы они ориентировали на более эффективное исполнение целей наказания.

Механизм специального предупреждения у разных видов наказания неодинаков. Некоторые из них устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Но и последние зачастую не могут сдержать от совершения преступлений вновь. Так, в России только за период с 1993 по 1997 гг. темпы роста зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, составили 6,3%.

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении. Не имеет значения, что могло больше сказаться: устрашение, страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же исправление в подлинном смысле.

Есть наказания, которые по своему характеру больше или меньше способствуют частному предупреждению. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью обезвреживает осужденного. Правда, роль смертной казни противоречива. Представляется, что применение данного вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и общую превенцию остальным гражданам. Вступление России в 1996 г. в Совет Европы предполагает приведение целей наказания в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и Протоколом N 6 к этой Конвенции относительно отмены смертной казни. Статья 3 Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». В ст. 1 Протокола N 6 установлено: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».

Важной акцией ООН следует признать исключение смертной казни из перечня санкций, применяемых Международным уголовным судом (МУС) (такое решение принято 17.07.1998 в Риме и закреплено в ст. 77 Устава МУС). В 1999 г. число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые заметно превысило число стран, где практика ее применения еще сохранилась. К апрелю 1999 г. 108 стран юридически (83) или де-факто (25) отказались от смертной казни; 87 стран сохранили эту меру в законе и на практике.

Лишение свободы как наказание больше располагает ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его отбывания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в криминальную среду. Наказания, не связанные с лишением свободы в той или иной мере, связаны с усилением социального контроля за осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того, как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, частнопревентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами специально-криминологической профилактики.

При рассмотрении сути общей превенции в литературе встречаются различные подходы. В одних случаях вопрос ставится широко, сторонники такой трактовки исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко всем членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета. В то же время общее предупреждение несет воспитательную функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в случае совершения преступления.

Нельзя, однако, расширительно толковать понятие общего предупреждения. Во-первых, здесь имеет место известное смешение воспитательной и предупредительной ролей уголовного права в целом и одного из его основных институтов — наказания в частности. Главное же состоит в том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п.

Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том, что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность; степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления; ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.

Следует иметь в виду, что реальность содержащейся в уголовном законе угрозы наказания проявляется лишь при фактическом его применении. В таких случаях наказание будет восприниматься неустойчивыми элементами как неизбежное следствие преступления, невыгодное для них по своим негативным последствиям.

Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны:

первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они не совершают преступлений в силу сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом;

вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они совершают преступления, несмотря на угрозу неблагоприятных уголовно-правовых последствий;

третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют главный объект превенции.

Известно, что устрашающий эффект наказания зависит от тех лишений, которым подвергается наказываемый. Однако дело не только в самих лишениях, но также в том, как эти лишения воспринимаются.

Степень кары и, следовательно, устрашающий эффект наказания различаются в зависимости от того, в каких условиях живут люди.

Значение общего предупреждения меняется в связи с изменением круга деяний, объявляемых преступлениями: чем меньше среди них деяний, сурово осуждаемых господствующей моралью, тем больше значение общего предупреждения. Это соотношение меняется также и под влиянием динамики преступности: чем ниже преступность, тем больше значения придается специальному предупреждению.

Назрела необходимость разрешения противоречий между неумеренными карательными притязаниями государства и случаями весьма либеральной оценки совершения конкретных преступлений, между требованиями усиления уголовной репрессии как главного средства борьбы с преступностью и низкой эффективностью страха перед наказанием в качестве мотива соблюдения закона. Это тем более актуально в условиях, когда общая перспектива постепенного сужения государственного принуждения может проявляться в более высоком стимулирующем воздействии мер поощрения по сравнению с мерами наказания, последовательной линии на смягчение уголовной политики, в дифференциации ответственности и усилении исправительного начала при исполнении карательных санкций. В действующем уголовном законодательстве отражено стремление устранить эту проблему указанием, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания» (ч. 1 ст. 60 УК).

www.pravozor.ru

Смотрите так же:

  • Программа для очистки и восстановления реестра Лучшая программа для очистки + оптимизации + ускорения компьютера. Практический опыт Здравствуйте. Каждый пользователь компьютера мечтает чтобы его «машинка» работала быстро и без ошибок. Но, к сожалению, мечты сбываются не всегда… Чаще […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Покупатель имеет право вернуть товар течение Возврат товара. Как и какой товар можно вернуть продавцу? Как быть, если покупка оказалась некачественной или не подошла вам по какой-то другой причине? Конечно, возможно вернуть товар продавцу. Но все мы знаем, что это не так просто и […]
  • Нотариус на космонавтов в ростове на дону Город Ростов на Дону входит в число городов-миллионеров на территории России. Как правило, численность крупных городов России напрямую связана с их географическим положением, определившим и дальнейшее политическое и экономическое […]
  • Азов нотариус Город Ростов на Дону входит в число городов-миллионеров на территории России. Как правило, численность крупных городов России напрямую связана с их географическим положением, определившим и дальнейшее политическое и экономическое […]
  • Сделки купли продажи жилья необходимые документы Пакет документов для покупки квартиры Откроется во всплывающем окне."> ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ – продолжение: Аванс мы (Покупатель) внесли. Ключевые условия будущей сделки в Авансовом соглашении обговорили (см. об этом предыдущий шаг). Еще […]

Обсуждение закрыто.