Определение ликвидация последствий аварий

Безопасность. Орловская область

Ликвидация последствий аварии на радиационно опасных объектах

Ликвидация последствий аварии направлена прежде всего на предотвращение распространения радиоактивных веществ за пределы загрязненной территории и включает в себя:

  • локализацию и ликвидацию источников радиоактивного загрязнения;
  • дезактивацию (реабилитацию) самой этой загрязненной территории и объектов;
  • сбор и захоронение (размещение) образующихся в ходе работ радиоактивных отходов, а также ремонтно-восстановительные работы на объекте и его территории, объем и содержание которых определяется степенью тяжести аварии и планами их дальнейшего использования по прямому назначению или в иных целях.

Конкретный перечень работ и порядок их планирования определяется уровнем радиоактивного загрязнения территории, реальной загрязненности и техническим состоянием восстанавливаемого объекта.

Основным в планировании работ по локализации источников излучений и загрязнений и ликвидации последствий аварии являются:

  • объективная оценка состава и основных форм нахождения источников излучений и загрязнения;
  • учет свойств основных поверхностей территории и объектов;
  • оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;
  • определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;
  • выбор наиболее эффективных и реально осуществимых способов локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов, исходя из имеющихся в распоряжении сил и технических средств.

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;
  • снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;
  • создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.

Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения.

Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;
  • организация постоянного контроля радиационной обстановки;
  • принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;
  • проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;
  • создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);
  • обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.

На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.

В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

  • завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных нормами радиационной безопасности уровней;
  • ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;
  • обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.

Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

mchs-orel.ru

Локализация и ликвидация последствий аварий (катастроф)

Локализация и ликвидация последствий аварий, будь то опасное производство, к которому относится газовая, нефтедобывающая, нефтехимическая и химическая промышленность предполагает возможность возникновения аварийных ситуаций, которые угрожают жизни и здоровью людей, а так же могут нарушить экологическую среду осуществляется силами спасателей Для того, что бы избежать подобных негативных последствий, необходимо иметь разработанный план локализации и ликвидации аварий. В данном документе содержится не только последовательность действий при ликвидации произошедшей аварии, но и инструкции по предотвращению аварийных ситуаций. План предупреждения и ликвидации последствий аварий – чрезвычайно важный документ, который разрабатывается по установленным правилам и требованиям. Наличие ПЛА свидетельствует о том, что в случае возникновения чрезвычайного происшествия, организация готова к действиям по ликвидации последствий аварий. Разработка инструкции или плана ликвидации производственных аварий происходит для каждого объекта индивидуально. Документ обязателен для всех организаций, имеющих опасные производственные объекты (ОПО). Ликвидация аварий подразумевает заранее спланированные и согласованные действия, как персонала, так и спец служб. Это возможно только в том случае, если у организации есть разработанный и утвержденный план локализации и ликвидации аварий на ОПО. Для взрывоопасного производства, каким являются нефтегазодобывающие объекты, наличие ПЛАС (плана ликвидации аварийный ситуаций) предусмотрено ФЗ №116.

Остались вопросы? Не можете позвонить? Задайте вопрос On-Line!

Локализация и ликвидация последствий аварий описана в специальном документе, сокращенно именуемым ПЛАС. Первая часть документа (оперативная) описывает развитие событий при аварийных ситуациях и мероприятия, которые запланированы для ликвидации аварий, то есть действия, которые должен предпринять персонал, руководство организации и задействованные в мероприятии спец службы. Вторая часть документа (расчетно-пояснительная записка) содержит прогнозы сценариев, по которым будет развиваться аварийная ситуация, оценивается риск ОПО и факторов возникновения аварий. Разработка планов ликвидации и локализации аварий производится ответственными сотрудниками организации (инженерами) и утверждается руководителем организации. Согласование плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте должно происходить с соответствующими аварийно-спасательными службами и организациями, задействованными в локализации и ликвидации аварий на ОПО. С данными службами должен быть заключен договор на обслуживание конкретного объекта. Класс опасности объекта влияет на длительность срока действия плана мероприятий по ликвидации аварий на ОПО. План может действовать от 6 месяцев до 5 лет. Пересмотр данного документа происходит не позднее 15 рабочих дней до момента истечения срока действия. В тех случаях, когда на объекте происходит реконструкция или ввод новых участков, разработка плана мероприятий по ликвидации аварий должна быть выполнена снова. В этом могут помочь лицензированные компании, занимающиеся профессиональной экспертизой в промышленной и экологической безопасности. Это позволяет в значительно степени сэкономить время на создание нормативно-методической базы предприятия. Опытные эксперты своевременно и качественно выполнят проект, проявляя беспристрастность и объективность, что является важнейшим условием в создании эксплуатационных документов.

Предупреждение и ликвидация аварий подразумевает целый ряд аварийно-спасательных мероприятий, которые должны быть выполнены соответствующей службой. Для каждого типа чрезвычайных ситуаций предусмотрен свой порядок действий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Общие требования предполагают оповещение органов управления и спасательных служб о происшествии. О чрезвычайной ситуации должны быть немедленно проинформированы все служащие и рабочие, занятые на объекте, а так же жители близлежащего населенного пункта. Далее происходит определение задач по разведке зоны ЧП и прогнозирование развития обстановки, что предусмотрено в инструкции по предотвращению и ликвидации аварий. К особенностям ликвидации аварий на АЭС можно отнести:

  • быстрое развитие аварии и пожара, так как на станциях находится большое количество горючих веществ, а так же особенности конструкции зданий, которые способствуют распространению огня;
  • трудности в оперативном привлечении аварийно-спасательных сил для быстрой локализации и ликвидации последствий аварии из-за отдаленности нахождения объекта.

Локализация и ликвидация последствий аварий, в том числе ликвидация радиационной аварии предполагает длительный процесс работы на объекте, которые могут занять несколько дней или даже месяцев. К основным мерам ликвидации последствий радиационных аварий можно отнести и необходимость организации защиты личного состава от радиоактивного заражения, а так же удаление радиоактивных веществ с техники, вооружения, имущества. Вообще, ликвидация любых последствий техногенных аварий представляет собой совокупность следующих мероприятий:

  • работы по снижению или полному устранению действия поражающих факторов;
  • оказание первой помощи пострадавшим и восстановление трудоспособности людей;
  • восстановление сооружений и приведение технических средств в пригодное состояние.

helpmeplease.info

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Ликвидация последствий химической аварии

Ликвидация последствий химической аварии

Ликвидация последствий химической аварии – это комплекс мероприятий, направленных на подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов химического заражения, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды.

Организуется в интересах защиты производственного персонала аварийного объекта, населения, проживающего вблиз и этих объектов, защиты окружающей среды, а также восстановления нормального функционирования нарушенного производства и объекта в целом.

Основными задачами, решаемыми в ходе ликвидации последствий химической аварии, являются:

  • обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
  • выдвижение оперативных групп в район аварии;
  • выявление химической обстановки, обстановки в районе аварии;
  • организация химического контроля;
  • установление и поддержание режима химической безопасности;
  • обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты;
  • немедленный вывод в безопасную зону производственного персонала, не задействованного в аварийной остановке производства, санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии;
  • обеззараживание аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация и/или отселение граждан из зон химического заражения.

Ликвидация последствий химической аварии осуществляется, как правило, в два этапа.

На первом этапе проводятся:

  • выявление и оценка химической обстановки;
  • первоочередные аварийные работы (включение противоаварийных систем, отключение поврежденного участка, установление контроля над аварийной установкой и т. п.);
  • спасательные работы;
  • оказание медицинской помощи пострадавшим;
  • тушение пожаров;
  • расчистка путей подхода людей и техники к местам проведения работ.

На втором этапе проводятся:

  • уточнение химической обстановки;
  • основные аварийные работы (локализация и ликвидация источника химического заражения, ремонтно-восстановительные работы);
  • санитарная обработка людей и обеззараживание (нейтрализация) химических заражений.

Конкретный перечень работ и порядок их планирования и выполнения определяется типом аварии, техническим состоянием аварийного объекта, масштабами химического заражения окружающей среды. Суть основных мероприятий ликвидации последствий химической аварии в следующем. Выявление химической обстановки состоит в определении методом прогнозирования или по данным разведки масштабов и степени химического заражения окружающей среды. Оценка химической обстановки включает определение влияния химического заражения окружающей среды на поведение персонала аварийного объекта, населения, проживающего вблизи этого объекта, действия сил РСЧС, участвующих в ликвидации аварии и ее последствий, а также обоснование мероприятий защиты. Выявление и оценка последствий химической аварии осуществляется первоначально методом прогнозирования, а в последующем проведением химической и инженерной разведки. Оперативный и достоверный прогноз позволяет правильно спланировать работы по ликвидации последствий аварии, определить оптимальное количество сил и средств, быстро провести работы по обеззараживанию территории объекта и местности. Данные разведки передаются в штаб руководства ликвидацией последствий аварии (КЧС) для обобщения и анализа. На основе данных разведки оцениваются последствия аварии, уточняется план ликвидации этих последствий. Выявление и оценка химической обстановки организуется силами и средствами химической разведки, в ходе нее определяются границы очага химического заражения АХОВ, направление распространения облака, зоны заражения, места скопления и застоя АХОВ, стойкость и количество выброшенного вещества. Кроме вышеперечисленного при ведении разведки определяются:

  • степень заражения АХОВ оборудования, зданий и сооружений, техники, воздуха, грунта, растительности и источников водоснабжения;
  • возможность безопасного пребывания производственного персонала и населения в районе аварии, а также возможность использования средств защиты;
  • наличие немаркированных и бесхозных емкостей с АХОВ, их содержание, а также содержание пролитых АХОВ.

В ходе химической разведки постоянно ведется контроль за изменением химической обстановки, особое место при химической разведке имеет фактор времени. Чем быстрее и достовернее будут получены первые результаты о химической обстановке и ее влияние на окружающую объект аварии среду, тем оперативнее будет принято решение на локализацию очага аварии, действия сил и их материальное обеспечение, ликвидацию последствий аварии. Химическую разведку и контроль ведут с начала аварии на объекте вплоть до полной ее ликвидации. По завершении всех основных работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ХОО, химический контроль за районами аварии передается местным санитарно-эпидемиологическим органам. Установление и поддержание режима химической безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения воздействия АХОВ на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии. Этот режим обеспечивается:

  • установлением особого порядка доступа в зону аварии;
  • целесообразным отбором участников ликвидации последствий химической аварии с обязательным их медицинским освидетельствованием и бесплатным личным страхованием;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • осуществлением химического контроля в зоне заражения и на выходе в «чистую» зону;
  • обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
  • осуществлением работ по обеззараживанию.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) в очагах химического поражения планируются и ведутся с целью уменьшения воздействия поражающих факторов на персонал аварийного объекта и население, а также создания условий для восстановления работоспособности пострадавшего от аварии объекта. Вопросы подготовки и ведения АСДНР отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (планах действий по предупреждению химических аварий и ликвидации их последствий). Аварийно-спасательные работы включают:

  • разведку очага поражения;
  • локализацию и обеззараживание розливов АХОВ;
  • локализацию и тушение пожаров;
  • поиск и извлечение пораженных из завалов, заглубленных и закрытых помещений;
  • оказание пораженным первой помощи и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) персонала объекта и населения из зон химического заражения в безопасные районы.

К неотложным работам относятся работы по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию производственному персоналу и населению, пострадавшим в результате химической аварии, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержанию их работоспособности. АСДНР в очагах возможного химического поражения планируются заблаговременно в ходе повседневной работы предприятия. Важнейшими требованиями при их проведении являются надежная защищенность и высокая профессиональная подготовка спасателей.

Санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. При проведении работ по ликвидации последствий химической аварии, нахождении в зоне химического заражения личный состав формирований (подразделений), привлекаемых к ликвидации аварии и ее последствий, персонал объекта и население могут подвергнуться заражению АХОВ как в капельно-жидком, так и в парообразном состояниях. В целях недопущения поражения личного состава формирований (подразделений), персонала и населения, подвергшихся воздействию АХОВ, при наличии материальных средств и времени организуется и проводится их частичная или полная санитарная обработка. Частичная санитарная обработка осуществляется по распоряжению командиров формирований (подразделений), начальников цехов (смен), руководителей органов управления ГОЧС или самостоятельно в непосредственной близости от мест выполнения работ, а также после выхода из зоны химического заражения. При частичной санитарной обработке обрабатываются (промываются, протираются) открытые участки тела, одежда и обувь, подвергшиеся заражению. Частичное обеззараживание одежды, обуви и индивидуальных средств защиты производится каждым самостоятельно или в порядке взаимопомощи путем удаления ветошью видимых капель АХОВ и обильного смачивания заражённых участков нейтрализующими растворами и водой. Полная санитарная обработка персонала объекта, населения и личного состава формирований (подразделений), привлекаемых к ликвидации химической аварии и ее последствий, и полное обеззараживание их одежды, обуви и индивидуальных средств защиты проводится, как правило, при заражении жидкими АХОВ, имеющими высокую температуру кипения. Они проводятся по распоряжению руководителя работ по ликвидации последствий химической аварии, командиров формирований (подразделений) и представителей органов управления ГОЧС на пункте санитарной обработки, развертываемом подразделениями специальной обработки войск ГО, Минобороны России, имеющими дезинфикционно-душевые установки, или на санитарно-обмывочных пунктах (СОП) и станциях обеззараживания одежды (СОО), развертываемых на предприятиях и в учреждениях населенных пунктов. Полная санитарная обработка людей осуществляется путем обмыва всего тела водой с мылом с обязательной сменой белья, а при необходимости и одежды.

Локализация и обеззараживание источника химического заражения (разлившегося на подстилающей поверхности АХОВ) проводится с целью полного прекращения или максимального снижения скорости испарения разлившегося АХОВ, в результате чего очаг химического поражения ликвидируется полностью, либо размеры его могут значительно уменьшиться. Локализация и обеззараживание источников химического заражения (с учетом возможных типов химической обстановки при авариях на химически опасных объектах) может включать следующие основные операции: подавление паровой фазы первичного и вторичного облаков АХОВ; локализацию и обеззараживание (нейтрализацию) разливов АХОВ.

Основными способами локализации и обеззараживания источников химического заражения являются:

  • при подавлении облаков АХОВ – постановка жидкостных завес, способных поглощать пары АХОВ с последующим их осаждением на подстилающую поверхность;
  • при обеззараживании облаков АХОВ – постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, способных в результате химического взаимодействия переводить пары АХОВ в нетоксичное химическое соединение;
  • при локализации разлива АХОВ – обвалование разлива, сбор жидкой фазы АХОВ в приямки – ловушки, железнодорожные цистерны, аварийные емкости и т.п., засыпка разлившегося АХОВ сыпучими сорбентами, снижение интенсивности испарения покрытием зеркала разлива полимерной пленкой, пеной, разбавление разлива водой, введение в разлив загустителей;
  • при обеззараживании разлива АХОВ – заливка нейтрализующим раствором, разбавление водой с последующим введением обеззараживающих средств, засыпка сыпучими нейтрализующими веществами, засыпка твердыми сорбентами, а также загущение с последующим вывозом и сжиганием в специальном оборудовании (реакторах, печах и т.п.).

Техника, транспорт, инструмент и т.п., подвергающиеся химическому заражению при ликвидации последствий химической аварии, особенно связанной с выбросом высококипящих АХОВ, подлежат специальной обработке. Специальная обработка техники и транспорта может проводится, как на Пунктах специальной обработки (ПуСО) развертываемых на базе специальной войсковой техники, так и на базе моечных отделений гаражей предприятий и населенных пунктов. Обработка техники и транспорта производится с использованием следующих способов:

  • протирание щетками с обеззараживающим раствором;
  • смыванием из брандспойтов обеззараживающим раствором или водой.

Специальная обработка поверхностей зданий и сооружений производится обеззараживающими растворами, подаваемыми с помощью специальных машин типа ПМ, АРС и пожарных машин (с использованием специальных приспособлений для дробления струи). Горизонтальные поверхности в этих случаях обрабатываются протиранием заражённых поверхностей щетками.

Разлившиеся или рассыпавшиеся при аварии АХОВ в жидкой или твердой фазе, а также продукты их обеззараживания, находящиеся в концентрациях, способных вызвать отравления, химические ожоги, заболевания и гибель людей, животных и растений, подлежат сбору, транспортированию и уничтожению. Уничтожение АХОВ производится по распоряжению (по приказанию) руководителя работ по ликвидации последствий химической аварии. Сбор АХОВ в жидкой фазе производится, как правило, в специализированную герметичную тару (железнодорожные цистерны, бочки, емкости). При отсутствии тары или значительном удалении железнодорожных путей сбор АХОВ, если это не приведет к выходу из строя технических средств, может производится в автотранспортные цистерны и перевозится в них к местам слива в специализированную тару или к местам их обеззараживания. Сбор АХОВ в твердой фазе и их транспортировка производится в специализированной таре (бочках, контейнерах) или в специальных емкостях, которые при хранении и транспортировании герметизируются (закрываются, завариваются). Сбору и вывозу с места обеззараживания подлежат сорбенты, использованные для поглощения жидкой фазы АХОВ, представляющие опасность для людей и окружающей среды, а также верхний слой грунта на глубину впитывания АХОВ. Их сбор осуществляется в специальные емкости (сборники-контейнеры). Заполнение этих емкостей производится на 2/3 объема с последующей добавкой обеззараживающего вещества до полного объема емкости. Транспортирование АХОВ в жидкой и твердой фазе различными видами транспорта организуется и осуществляется в соответствии с требованиями правил и инструкций по перевозке АХОВ.

Источники: ГОСТ Р 22.8.05-99: Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования; Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Под общей редакцией Владимирова В.А. –М., 2005; Специальная обработка в ЧС // Физико-химические основы специальной обработки и ликвидация последствий химических аварий: Учебное пособие, часть 2. Макаров В.А., Артеменко Г.В., Кольцов Г.И. –Новогорск, 2000; Наставление по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при крупных авариях на химически опасных объектах. –М., 1999.

fireman.club

Определение ликвидация последствий аварий

Производственные аварии опасные внезапностью. Однако их разрушительных последствий можно избежать или значительно уменьшить их, если заблаговременно провести соответствующие меры. Это комплекс организационных и инженерно о-технических мероприятий, направленных на устранение причин аварий и катастроф, максимальное уменьшение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью невозможно устранить, а также на создание с приятливих условий для проведения спасательных робеіт.

В случае производственной аварии на объекте должен быть разработан план мероприятий подготовки объекта к защите от. СДЯР: составлена ??характеристика складских помещений и. СДЯР; произведена оценка (по прогнозу м) возможной обстановки на объекте в случае аварии или разрушения емкостей с. СДЯР; разработаны схемы сообщения руководящего состава спасательных формирований и населения; рассчитаны силы и меры л иквидации очагов заражения, составлен план действия для ликвидации очагов заражения.

Организационные мероприятия предусматривают организацию и поддержку в постоянной готовности системы связи и сообщения руководящего состава, личного состава спасательных формирований и населения, обучения личного в состав формирований работам по ликвидации очагов заражения. СДЯР, накопления, хранения и поддержка в готовности 313, порядок информации и представления донесений о возникновении очагов заражения, визн ачення и хранения средств для дегазации. СДЯР, подготовка техники для проведения дегазационных.

Инженерно-технические мероприятия заключаются в рассредоточении. СДЯР, строительстве для них заглубленных или полузаглубленных хранилищ, строительстве под хранилищами с некоторыми веществами подземных резервуаров с водой для я растворения их при аварии, устройство ловчих ям или рвов, возможно усиление конструкций резервуаров и коммуникаций с. СДЯР или оборудования под ними ограждений для защиты от повреждения обломками д. ивельних конструкций при аварии, оборудования резервуаров автоматическими и ручными устройствами для предотвращения вытекания. СДЯР в случае аварии.

При ликвидации последствий аварии с. СДЯР ответственный из руководящего состава объекта должен сообщить руководящий состав объекта, командиров формирований о немедленном сбор. Командиры формирований сообщают осо обязанности состав о немедленный сбор. Немедленно проводят разведку очага поражения и обозначают границы, окружающие очаг заражения, ведут непрерывное метеорологическое наблюдение, информируют руководство о направлении движения облака. СДЯР, укрывают в защитных сооружениях или выводят за пределы очага заражения населения. Приступают к спасательных работ и оказания медицинской помощи пострадавшим. Выполняют невидкл адни работы для ликвидации или локализации аварии, проводят дегазацию. СДЯР на пути ее распространения, территории, сооружений, оборудования, техники, урожая, кормов, сырья и воды, санитарный обработка людиюдей.

Для определения потенциальных возможностей возникновения аварийных ситуаций и разработки мер предотвращения необходимо применить метод вероятного оценки риска, который предусматривает три уровня анализа

1. Систематический поиск факторов риска, обусловленный ошибками при проектировании и практической реализации производственных процессов

2. Оценка физических процессов, которые могут вызвать аварийные ситуации. Целью такой оценки является определение возможного времени и способа отказа действующих систем безопасности, а также связанных с этим последствий

3. Определение возможных путей распространения токсичных или радиоактивных веществ за пределами предприятия

Метод вероятного оценки риска дает возможность своевременно определить источники потенциальной опасности и принять соответствующие меры для их устранения

Большое значение имеет предоставляться вопросам прогнозирования и планирования действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь разрушение зданий и сооружений, загрязнение окружающей среды овища и нанесения потерь здоровья населения.

При прогнозировании возможных последствий аварий на предприятиях с взрыво-и пожароопасной технологией (особенно там, где используют углеводные смеси) размеры зон действия взрывной волны можно опреде ити по табл7.

Таблица 7. Радиусы зон взрывной волны при взрыве облака газовоздушной смеси, м

Количество смеси, т

Избыточное давление, кПа

Оценка обстановки (радиусы зон разрушений, пожаров), которая может сложиться на предприятии при аварии, будет основой для планирования объема и характера мер и организации спасательных работ. К. за апобижних мероприятий воспламенения и взрыва пыли относятся такие:

— изоляция и отделение опасных помещений, оборудование вентиляционных отверстий, применение устройств для подавления взрыва; видгороджування участков производства, где выделяется пыль, от источников м возможного зажигание удаления и защита источников зажигания

— установка пылеуловителей: не допускать накопления пыли до взрывной концентрации и выделения пыли в атмосферу

При оценке возможной ситуации анализ выполнения этих мер может показать слабые места, которые могут привести к пожару или взрыву. Поэтому разработка и внедрение эффективных мер будут важными в змея еншенни факторов риску.

На объекте с учетом специфики производства с целью создания безопасных условий для персонала разрабатывают схему безаварийной остановки объекта на случай внезапного прекращения подачи электроэнергии, воды и и газа, план ликвидации возможных аварий и организуют подготовку рабочих и служащих к работе в аварийных условиях. Спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий производственных аварий й и катастроф выполняют спасательные формирования и привлечено населениея.

Характер аварий определяется причинами возникновения, масштабам и особенностями производства. От этого будут зависеть последствия аварий, а это определяет тактику проведения спасательных работ. Чтобы не дать аварии разрастись до катастрофических размеров, не допустить гибели людей, уменьшить число пораженных и рост потерь, необходимо спасательные работы начинать немедленноно.

Формирование охраны общественного порядка окружающих место аварии и создают условия для бесперебойного прибытие других формирований и успешного проведения работ

Для определения объема и характера аварии, количество необходимых сил и средств, правильной организации спасательных работ начальник гражданской защиты дает распоряжение организовать разведку. В состав ро озвидувальних групп необходимо включить специалистов, знающих специфику производства и размещения объектов. Разведка должна установить места скопления людей и степень угрозы их жизни, степень и объем разрушений, возможности выполнения работ без индивидуальных средств защиты, наличие разрушений, которые могут осложнить обстановку, или факторы, которые могут увеличить размер аварии, состояние производственных и коммунально-энергетических мерееж.

Руководитель объекта, специалисты объекта, командиры спасательных формирований изучают данные, собранные развод группами, и принимают решение о ведении спасательных работ

Формирование гражданской защиты получают задание для проведения спасательных работ, аварийно-технические формирования при необходимости отключают подачу газа, электроэнергии, кислорода, пара, топливных, смазочных них и взрывоопасных. Риды.

Спасательные отряды вместе с медицинскими немедленно начинают спасения людей и оказания пострадавшим медицинской помощи

Формирования общего назначения при тушении пожаров вместе с противопожарными формированиями занимаются спасением пострадавших из-под завалов и обломков и оказанием им первой помощи, расчисткой проезд дев, эвакуацией пострадавших, устранением повреждений на коммунально-энергетических сетях.

Средства механизации, используемые при неотложных и аварийно-восстановительных работах, должны быть универсальными, маневренными, транспортабельными и малогабаритными. На небольших территориях, если нет является широкого фронта работ, большого накопления переплетенных, железобетонных и металлических конструкций используют механизированные инструменты и простейшие средства механизации: аппараты для газового реза ния металла, отбойные молотки, перфораторы, лебедки, домкраты, ломы, лопаты, кирки и ин.

Для освещения участков работ применяют прожекторы и переносные светильники

При необходимости, органы управления гражданской защиты с участием населения и формирований готовят временный жилой фонд, создают палаточные городки, организуют эвакуацию населения в безопасные места х разворачивают медицинские учреждения, куда и отправляют всех пострадавших. Организуют питание, обеспечение питьевой водоою.

Службы защиты сельскохозяйственных животных и растений ведут спасательные работы и оказывают первую ветеринарную помощь дальнейшем организуется лечение пораженных животных. При проведении спасательных работ в м местах производственных аварий необходимо строго соблюдать меры безопасности, чтобы предотвратить несчастные случаи и потерь личного состава формирований и населения при проведении спасательных работ. Командиры фор мувань должны заблаговременно разъяснить личному составу характерные особенности таких действий, ознакомить с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго соблюдать их выполнение личным составом. Кон конкретные меры безопасности указывают личному составу на участке работы одновременно с доведением задачейання.

При работе в зоне пожара и задымления личный состав обеспечивается шлемами и противогазами изолирующими или фильтрующими с гопкалитовым патронами. Вблизи края очага работы ведут в теплоотражающих их костюмах, спецодежде и под защитой струй воды, а в теплое время поливают одежда водою.

Чтобы не допустить окружения работающих и техники огнем, необходимо наблюдать за его распространением, а также по группам, которые ведут работы в отрыве от формирований

В завалах и поврежденных зданиях запрещается работать у стен, грозящих обвалом, устраивать лазы в завалах у креплений, оставлять опасные обвалы, аварийные стены и перекрытия без заборов одження или окружение постом охра.

В местах утечки газа не допускается использование огня. Для определения наличия газа в колодцах, коллекторах, подвалах, хранилищах используют индикаторы или газоанализаторы. Работать разрешается ся только в противогазах шланговых, изолирующих, фильтрующих с. Гопкалитовый патронми.

Работы на электросетях выполняют под наблюдением квалифицированного технического персонала только после их отключения и заземления с использованием защитных средств

При проведении работ в условиях плохой видимости и ночью необходимо использовать фонари, которые устанавливают на определенной высоте под щитом, чтобы не было ослепления световым потоком. Для питания фонарей электроэнергией запрещается использовать электрическую сеть разрушенной постройки устраивают временную отдельную электросетейжу.

Утечка газообразных веществ на территории населенного пункта или вблизи него может привести к большим жертвам среди населения и нанести существенный вред окружающей среде. Поэтому необходимо тесное в взаимодействие производства, его организации (пожарной команды, спасательных отрядов) с местными организациями гражданской обороны. Важно, чтобы были установлены единые сигналы оповещения об опасности и необх и дни мероприятия (которые должны быть проведены) нашли отражение в соответствующих планах гражданской защиты объектов и населенных пунктеів.

При истечении. СДЯР работы направлены на прекращение утечки опасного вещества и снижения воздействия едких веществ на людей, животных, растений и лесные насаждения

Разрабатывая эти меры, следует учитывать: токсичность сильнодействующих ядовитых веществ, что может оказаться на большом удалении от места аварии или утечки, направление ветра, по которому движется газовая облаков ра, и его скорость. Эвакуация населения может быть затруднена токсичностью газов, их высокой концентрацией, атмосферными и другими условиями.

При попадании. СДЯР в атмосферу или на местность немедленно оповещают об опасности рабочих, служащих и населения, проживающего в окружающей зоне. Услышав сообщение об аварии, следует быстро над дети средства индивидуального защиты органов дыхания, маски из ткани, смоченные в воде, меховые и ватные части одежды, простейшие средства защиты кожи (плащи, накидки), по возможности выйти из района а. Вари в сторону, перпендикулярную направлению ветрау.

В квартире, доме закрыть окна, форточки, провести герметизацию жилья, выключить нагревательные приборы, газ, погасить огонь в печах, отключить электроосвещения

При нормальной герметизации окон и дверей в помещении для укрытия людей концентрация газов через 0,5 часа может быть 10% внешней концентрации. Поскольку степень поражения человека определяется конце ентрациею и временем пребывания в облаке газа, герметизация помещений уменьшает опасность для людей.

Для защиты работающих на объекте и населения рекомендуется использовать загерметизированы помещения и прежде помещения верхних этажей, где концентрация газов будет меньше, чем на нижних этажа ах здание.

Рабочие и служащие объекта, на котором произошла авария, должны немедленно надеть противогазы. До подхода облака сильнодействующих ядовитых веществ нужно эвакуировать население из опасной зоны

При ликвидации разлива. СДЯР и обеззараживании ядовитых и агрессивных жидкостей к месту аварии необходимо подходить только с подветренной стороны в изолирующих противогазах и защитной одежде

Опасная зона должна быть окружена специальными группами из рабочих и служащих объекта, которые закрывают доступ в район аварии всем, кто не принимает непосредственного участия в ликвидации ее последствий обязанности ово обозначают места и границы зараженногоя.

Перед началом спасательных и неотложных работ нужно провести инструктаж по требованиям безопасности с учетом конкретной. СДЯР и обстановки, которая сложилась во время аварии

При проведении работ в очаге поражения всем участникам надо строго соблюдать требования безопасности, применять индивидуальные средства защиты, противохимической пакеты и индивидуальные аптечки

Чтобы ограничить поступление ядовитых веществ в атмосферу, растекания по земле, попадания в воду и прекратить их выброс или истечение, отключают поврежденный участок, перекрывают краны и другие запорные ус трои, на разрывы в трубопроводах и емкостях накладывают пластыри, муфты, забивают пробки, перекачивают вещества из поврежденных емкостей в исправные. В некоторых случаях, чтобы не допустить дальнейшего распространению ния. СДЯР, выкапывают котлован или земляной вал.

Для прогнозирования обстановки и определения направления распространения заражения необходимо организовать метеорологическое наблюдение. Выходить из зоны аварии следует наиболее короткими маршрутами, перпендикулярной направлению ку ветра, желательно на повышенное и хорошо проветриваемом местее.

После локализации очага поражения необходимо провести дегазацию зараженной местности, сооружений, оборудования, кормов, урожая, техники

После окончания работ в районе сбора нужно организовать специальную обработку людей и техники

Если на зараженной территории продолжают работать или проживать люди, нужно разработать и установить специальный режим жизнедеятельности, который бы обеспечивал им полную безопасность

В случае угрозы радиоактивного загрязнения или начала выпадения радиоактивных веществ нужно провести медицинскую профилактику населения — выдать противорадиационные йодные препараты. Рабочие смены должны укрыться в убежищах, а население в защитных сооружениях или эвакуироваться. Эвакуированным следует применять индивидуальные средства защиты, взять с собой запас продуктов питания, воды, документы, в холод период — теплый, одежда. В первую очередь эвакуируют детей дошкольного и младшего школьного возраста. В случае срочной эвакуации сборные эвакуационные пункты не создают. Эвакуацию проводят от домов, п идьиздив, из защитных сооружений и других мест, где находятся люди, автомобилями, железнодорожным и водным транспортом в два этапа. На первом этапе людей доставляют в контрольно-поверочного пункта на границе зоны опасного радиоактивного загрязнения и высаживают. На втором этапе эвакуированы проходят дозиметрический контроль, медицинский осмотр, в случае необходимости — санитарную, и чистым транспортом развозят ться для расселения. По недостатка транспортных средств для тех, кто может идти пешком, организуют пешие колонні колони.

В случае, если люди не эвакуированы, им нужно укрыться в домах, квартирах, подвалах или в производственных помещениях, быстро провести герметизацию помещений: закрыть окна, двери, в домах с печным им отоплением закрыть трубы, вентиляционные отверстия. Для уплотнения окон, дверей, различных отверстий можно использовать плотную ткань, пленку, рубероид, толь и другие материалы. Загерметизировать колодецзі.

Сельскохозяйственных животных переводят на стойловое содержание для длительного пребывания в помещении. Здесь надо позаботиться об обеспечении скота кормами, водой, переработку и использование продукции животных нництва. Обслуживающий персонал животноводческих ферм имеет укрыться в противорадиационных укрытиях, расположенных вблизизу.

На загрязненной территории вводятся режимы радиационной защиты населения, трудовой деятельности, поведения населения, времени пребывания в укрытиях, порядок обеспечения и пользования средствами индивидуал льного защиты. Все эти меры разрабатывают органы управления гражданской защиты вместе с местной администрацией, специалистами и работниками объектов хозяйствованияя.

В населенных пунктах, попавших в зону радиоактивного загрязнения, организуют постоянную радиационную разведку, контроль по степеням загрязнения продуктов питания, воды, кормов, урожая и животных нницькои продукции. Организуют дезактивацию урожая, кормов, животноводческой продукции, техники, зданий и спорад.

Люди, которые работали на загрязненной территории, после работы должны пройти дозиметрический контроль для определения степени загрязнения средств индивидуальной защиты, кожи, одежды и пройти санобработку. Как сли загрязнения радиоактивными веществами сверх допустимой нормы, одежду и средства индивидуальной защиты заменяют. На загрязненной территории запрещается есть, курить, пить воду, отдыхать, расстегивать и снимать средства индивидуальной защиты, садиться и ложиться на траву или зараженной землелю.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Смотрите так же:

  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]

Обсуждение закрыто.