Оккупированная территория закон

Оккупированная территория закон

ЗАКОН ГРУЗИИ Об оккупированных территориях

(The Law of Georgia on Occupied Territories)

Грузия – суверенное, единое и неделимое государство, и нахождение на ее территории вооруженных сил любого другого государства без четкого и добровольного согласия Грузии в соответствии с Гаагскими правилами 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и нормами международного обычного права является незаконной военной оккупацией территории суверенного государства.

Статья 1. Цель Закона

Цель настоящего Закона – определение статуса территорий, оккупированных в результате военной агрессии Российской Федерации, установление особого правового режима на этих территориях.

Статья 2. Оккупированные территории и морские зоны

В целях настоящего Закона оккупированными территориями и морскими зонами (далее – оккупированные территории) являются:

а) территории Абхазской Автономной Республики;

б) Цхинвальский регион (территории бывшей Юго-Осетинской автономной области);

в) на Черном море: внутренние воды и территориальное море Грузии, входящие в морскую акваторию вдоль административной границы на юге от реки Псоу на Государственной границе Грузии с Российской Федерацией до места впадения реки Ингури в Черное море, их дно и недра, на которых Грузия осуществляет суверенитет, а также морские зоны: прилегающая зона, особая экономическая зона и континентальный шельф, где Грузия в соответствии со своим законодательством и нормами международного права, в частности с Конвенцией ООН «О морском праве» 1982 года, пользуется фискальными, санитарными, иммиграционными и таможенными правами, а в особой экономической зоне и на континентальном шельфе — суверенными правами и юрисдикцией;

г) воздушное пространство над территориями, предусмотренными подпунктами «а», «б» и «в» настоящей статьи.

Статья 3. Правовой режим оккупированных территорий

На оккупированных территориях на срок действия настоящего Закона распространяется режим чрезвычайного положения, а также особый правовой режим, который подразумевает ограничения по вопросам свободного передвижения, осуществления предусмотренной настоящим Законом экономической деятельности, заключения сделок, связанных с недвижимым имуществом, на оккупированных территориях, и иным вопросам, определенным настоящим Законом.

Статья 4. Ограничение свободного передвижения на оккупированных территориях

1. Для граждан иностранных государств и лиц без гражданства въезд на оккупированные территории допускается только:

а) на территории Абхазской Автономной Республики — с направления Зугдидского муниципалитета;

б) в Цхинвальский регион (на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области) — с направления Горийского муниципалитета.

2. Кроме определенных в пункте первом настоящей статьи территорий, проникновение на оккупированные территории со всех других направлений для граждан иностранных государств и лиц без гражданства запрещается и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом Грузии.

3. В особых случаях может быть выдано специальное разрешение на въезд на оккупированные территории в порядке, установленном правовым актом Правительства Грузии, если указанное служит государственным интересам Грузии, мирному урегулированию конфликта, деоккупации или гуманитарным целям.

Статья 5. Право собственности на недвижимое имущество на оккупированных территориях

1. На оккупированных территориях любая сделка, связанная с недвижимым имуществом, заключенная с нарушением требований законодательства Грузии, считается недействительной с момента заключения и не порождает правовых последствий.

2. На оккупированных территориях приобретение права собственности на имущество допускается только путем наследования по закону или по завещанию, если наследники относятся к какой-либо очереди наследников по закону.

Статья 6. Ограничение экономической деятельности на оккупированных территориях

1. На оккупированных территориях запрещается деятельность следующих видов:

а) любая экономическая (предпринимательская или непредпринимательская) деятельность, независимо от того, осуществляется ли она с целью извлечения прибыли, дохода или компенсации, если такая деятельность в соответствии с законодательством Грузии требует получения соответствующей лицензии или разрешения, авторизации либо регистрации или согласования при отсутствии таковых;

б) ввоз или(и) вывоз военной продукции и продукции двойного назначения;

в) международное воздушное, морское и железнодорожное сообщение, а также международные перевозки дорожными транспортными средствами;

г) пользование государственными ресурсами;

д) организация денежных переводов;

е) финансирование деятельности, предусмотренной подпунктами «а» — «д» настоящего пункта, или содействие в какой-либо иной форме.

2. На оккупированных территориях деятельность, предусмотренная пунктом первым настоящей статьи, допускается только в особом случае по специальному согласию, которое выдается в порядке, установленном правовым актом Правительства Грузии, если это служит государственным интересам Грузии, мирному урегулированию конфликта, деоккупации или гуманитарным целям.

3. Нарушение требований настоящей статьи влечет ответственность, установленную законодательством Грузии.

4. Установленные законодательством Грузии санкции за осуществление на оккупированных территориях видов деятельности, предусмотренных пунктом первым настоящей статьи, распространяются и на связанных лиц, то есть на лиц, которые прямо или косвенно участвуют в капитале лиц, осуществляющих деятельность, указанную в пункте первом настоящей статьи, или (и) в какой-либо форме влияют на принятие ими решений.

5. К связанным лицам в целях пункта 4 настоящей статьи относятся:

а) лицо, имеющее долю или более 5 процентов акций в лице, осуществляющем деятельность, предусмотренную пунктом первым настоящей статьи;

б) лицо, имеющее долю или более 25 процентов акций в лице, определенном подпунктом «а» настоящего пункта;

в) лицо, имеющее долю или более 50 процентов акций в лице, определенном подпунктом «б» настоящего пункта.

Статья 7. Защита прав человека и культурного наследия наоккупированных территориях

1. Оккупированные территории являются неотъемлемой частью территории Грузии и на них распространяется законодательство Грузии. Ответственность за нарушение определенных Конституцией Грузии общепризнанных прав человека на оккупированных территориях в соответствии с нормами международного права возлагается на Российскую Федерацию.

2. Исполнительная власть Грузии обязана периодически предоставлять соответствующим международным организациям информацию о фактах нарушения прав человека на оккупированных территориях.

3. Возмещение материального и морального вреда, причиненного на оккупированных территориях гражданам Грузии, лицам без гражданства и находящимся в Грузии и перешедшим на оккупированные территории с соответствующим разрешением гражданам иностранных государств, полностью возлагается на Российскую Федерацию как на государство, осуществляющее военную оккупацию.

4. Ответственность за охрану культурного наследия на оккупированных территориях возлагается на Российскую Федерацию.

Статья 8. Незаконные органы (должностные лица)

1. Любой орган (должностное лицо) считается вне закона, если он не создан (назначено/избрано) в порядке, установленном законодательством Грузии, или (и) на оккупированных территориях в какой-либо форме фактически осуществляет законодательные, исполнительные или судебные функции либо иную деятельность, отнесенные к функциям государственных органов Грузии или органов местного самоуправления.

2. Любой акт, изданный органами, предусмотренными пунктом первым настоящей статьи, считается недействительным и не порождает правовых последствий.

Статья 9. Обязательства властей Грузии

1. При нарушении требований настоящего Закона власти Грузии обязаны применять все механизмы, предусмотренные законодательством Грузии и международным правом в целях защиты законных интересов и безопасности Грузии.

2. Правительство Грузии обязано обеспечить оформление двусторонних договоров в целях обеспечения государством – участником договора применения соответствующих санкций, установленных законодательством этого же государства, в отношении лиц, нарушивших требования настоящего Закона.

Статья 10. Переходные положения

1. Правительству Грузии в месячный срок после введения настоящего Закона в действие обеспечить принятие всех правовых актов, предусмотренных настоящим Законом и устанавливающих особый режим на оккупированных территориях.

2. Исходя из соглашения «О прекращении огня» от 12 августа 2008 года действие настоящего Закона также распространяется на следующие территории: село Переви Сачхерского района, территории Куртского, Ередвского и Ажарского муниципалитетов и Ахалгорского муниципалитета.

Статья 11. Введение Закона в действие

1. Настоящий Закон ввести в действие по опубликовании.

2. Действие пункта первого статьи 5, статей 6 и 8 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие с 1990 года.

3. Предусмотренный настоящим Законом правовой режим действует до полного восстановления юрисдикции Грузии на оккупированных территориях.

Президент Грузии Михаил Саакашвили

Тбилиси, 23 октября 2008 года

travelgeorgia.ru

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 15 апреля 2014 года №1207-VII

Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины

(В редакции Законов Украины от 06.05.2014 г. №1237-VII, 12.08.2014 г. №1635-VII, 12.08.2014 г. №1636-VII, 20.10.2014 г. №1706-VII, 15.01.2015 г. №119-VIII, 12.02.2015 г. №189-VIII, 15.09.2015 г. №685-VIII, 17.03.2016 г. №1038-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 07.02.2017 г. №1838-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII, 18.01.2018 г. №2268-VIII, 27.02.2018 г. №2293-VIII)

Украина согласно Конституции Украины является суверенным и независимым государством. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Пребывание на территории Украины подразделений вооруженных сил других государств с нарушением процедуры, определенной Конституцией и законами Украины, Гаагской конвенцией 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также вопреки Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия 1994 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией 1997 года и другим международно-правовым актам является оккупацией части территории суверенного государства Украины и международным противоправным деянием со всеми последствиями, предусмотренными международным правом.

Основой гуманитарной, социальной и экономической политики государства Украина по отношению к населению временно оккупированной территории Украины является защита и полноценная реализация национально-культурных, социальных и политических прав граждан Украины, в том числе коренных народов и национальных меньшинств.

Статья 1. Правовой статус временно оккупированной территории Украины

1. Временно оккупированная территория Украины (далее — временно оккупированная территория) является неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины.

2. Датой начала временной оккупации является 20 февраля 2014 года.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 15.09.2015 г. №685-VIII)

Статья 2. Цель Закона

1. Настоящий Закон определяет статус территории Украины, временно оккупированной вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации, устанавливает особый правовой режим на этой территории, определяет особенности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях этого режима, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц.

Статья 3. Временно оккупированная территория

1. Для целей настоящего Закона временно оккупированной территории определяется:

1) сухопутная территория Автономной Республики Крым и города Севастополя, внутренние воды Украины этих территорий;

2) внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова, территория исключительной (морской) экономической зоны Украины вдоль побережья Крымского полуострова и прилегающего к побережью континентального шельфа Украины, на которые распространяется юрисдикция органов государственной власти Украины в соответствии с нормами международного права, Конституции и законов Украина;

3) недра под территориями, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части, и воздушное пространство над этими территориями.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 18.01.2018 г. №2268-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Правовой режим временно оккупированной территории

1. На временно оккупированной территории на срок действия настоящего Закона распространяется особый правовой режим пересечения границ временно оккупированной территории, совершение сделок, проведения выборов и референдумов, реализации других прав и свобод человека и гражданина.

2. Правовой режим временно оккупированной территории предусматривает особый порядок обеспечения прав и свобод граждан Украины, которые проживают на временно оккупированной территории.

3. Правовой режим временно оккупированной территории может быть определено, изменены или отменены исключительно законами Украины.

Статья 5. Защита прав и свобод человека и гражданина, культурного наследия на временно оккупированной территории

1. Украины принимает все необходимые меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией и законами Украины, международными договорами, всем гражданам Украины, которые проживают на временно оккупированной территории.

2. Украина обязуется поддерживать и обеспечивать экономические, финансовые, политические, социальные, информационные, культурные и другие связи с гражданами Украины, которые проживают на временно оккупированной территории.

3. Ответственность за нарушение определенных Конституцией и законами Украины прав и свобод человека и гражданина на временно оккупированной территории возлагается на Российскую Федерацию как на государство-оккупанта в соответствии с нормами и принципами международного права.

4. Принудительное автоматическое приобретение гражданами Украины, которые проживают на временно оккупированной территории, гражданства Российской Федерации не признается Украиной и не является основанием для потери гражданства Украины.

5. Кабинет Министров Украины осуществляет постоянный мониторинг состояния соблюдения прав и свобод человека и гражданина на временно оккупированной территории, по результатам которого публикует и предоставляет соответствующую информацию международным организациям в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и принимает необходимые меры.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон об оккупированной территории: сохранить лицо Киеву

Алексей Елаев

Юрист, заместитель председателя Калининградского регионального отделения Ассоциации юристов России.

Закон Украины № 1207-VII от 15 апреля 2014 г. «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», поспешно принятый Верховной Радой после присоединения Крыма и Севастополя к России, должен был ответить на целый ряд вопросов, связанных с фактическим выбытием двух с половиной миллионов человек и сорока тысяч квадратных километров территории из состава государства.

Краткое содержание закона:

— Закон предваряется пространной преамбулой, в которой перечисляются все международные договоры и нормы международного права, которые были нарушены при присоединении Крыма к России.

— Крым и Севастополь вместе с территориальными водами и воздушным пространством признаются оккупированной территорией, ответственность за которую несет Российская Федерация как государство-агрессор.

— на «временно оккупированной территории» устанавливается особый правовой режим пересечения границ, проведения выборов, совершения сделок, реализации других прав.

— Украина не признает автоматического приобретения жителями Крыма гражданства России и утраты ими гражданства Украины.

— выплата пенсий и другие социальные выплаты гражданам, проживающим в Крыму, проводятся только тем из них, кто не получает указанных выплат от России.

— на указанной территории не проводится выборов, референдумов, от нее не избираются депутаты Верховной Рады, не ведется государственный реестр избирателей.

— не признается деятельность всех неукраинских органов власти на указанных территориях, а также все документы, ими выданные.

— въезд на территорию Крыма граждан Украины возможен по документам, удостоверяющим личность, иных граждан — только по специальным пропускам и через специальные пункты въезда-выезда.

— не признается какой-либо переход права собственности на имущество, кроме как в порядке, предусмотренном законами Украины (то есть — может сложиться ситуация двух разных собственников на один объект недвижимости: один будет признаваться в соответствии с законами России, другой — в соответствии с законами Украины).

— изменена подсудность всех уголовных, гражданских и административных дел на территории Крыма и Севастополя соответствующим судам Киевской области и Киева.

— предусмотрено право военнослужащих, проходивших службу в Крыму и не перешедших в армию России, на увольнение по сокращению штата, автоматическое увольнение с военной службы военнослужащих Украины, перешедших на службу в российскую армию.

— предусмотрены различные виды ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение порядка въезда-выезда на указанные территории.

Если коротко описать впечатления юриста от закона, то можно сказать, что власти Украины и не надеются на возврат Крыма и Севастополя в состав страны, полностью отчеркивают происходящее в регионе, но при этом тщетно и тщательно пытаются сохранить лицо.

То, что в законодательство Украины о порядке пересечения границы включены пункты въезда-выезда на «оккупированную территорию» рядом с положениями о пунктах пересечения государственной границы, говорит о том, что данная граница будет охраняться как государственная и иметь статус государственной со всеми вытекающими последствиями. Пропускной режим ее пересечения для иностранцев и запрет на пересечение ее всеми, кроме граждан Украины, лишь сделает фактически невозможным железнодорожный и автомобильный транзит в Крым через территорию Украины, никак не сказавшись на внутриукраинском туризме в Крым. Но сказавшись на желании россиян посещать остальную территорию Украины после посещения Крыма, ведь их теперь на Украине, фактически, объявляют преступниками, подобно россиянам в Грузии, ранее отдыхавшим в Абхазии.

То, что, с одной стороны, государство не признает оптацию граждан Украины в российское гражданство в Крыму, а с другой — лишает их социальных выплат, не признает их документов (а все документы, выдаваемые теперь в Крыму, не будут соответствовать украинским законам), фактически запрещает им формировать органы власти и участвовать в формировании органов власти Украины, а также не признает их сделок с недвижимостью, говорит о том, что украинское правительство de facto уже и не считает их гражданами Украины.

То, что имущество на территории Крыма будет продолжать считаться украинским de jure, никак не скажется на внутрироссийских взаимоотношениях по поводу данного имущества. Получается, что украинские организации, имеющие недвижимость в Крыму, будут обязаны платить налоги на нее в государственный бюджет Украины, а одновременно — и в федеральный бюджет России. Это приведет к повальной смене юрисдикций украинских организаций в Крыму на российские — благо, подписанный 5 мая этого года Президентом России специальный федеральный закон это позволяет. Вообще, если правительство Украины, ничего не отдавая гражданам и организациям в Крыму в качестве прав, будет продолжать требовать с них те или иные обязанности или прочим образом принуждать к соблюдению украинского законодательства — это еще больше отторгнет даже ранее колебавшихся крымчан от Украины.

Главное — непонятно, может ли еще украинское правительство контролировать соблюдение собственных законов. Ведь принятие подобного рода законов требует значительных финансовых затрат и значительной государственной воли на их исполнение, чего у правящего в Киеве режима, к сожалению, не наблюдается. Транзитные поезда как ходили, так и ходят и без специальных пропусков, а жители Крыма почему-то не спешат в массовом порядке переходить с российского соцпакета на украинский.

gefter.ru

«Пороховая бочка»: как закон о реинтеграции Донбасса может повлиять на урегулирование конфликта на Украине

В то время как в Минске проходит встреча рабочих подгрупп по урегулированию ситуации на востоке Украины, в Киеве приняли закон о реинтеграции Донбасса. За документ проголосовали 280 депутатов парламента при необходимом минимуме в 226.

Официально закон носит следующее название: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». В соответствии с его текстом, президент Украины имеет право использовать вооружённые силы в регионе в мирное время ради защиты суверенитета государства. Таким образом, полностью узаконивается применение армии на востоке страны против собственных граждан.

Россия при этом называется «страной-агрессором», которая якобы захватила территории ДНР и ЛНР.

«Временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, в пределах которых вооружённые формирования и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют общий контроль: сухопутная территория и её внутренние воды в пределах отдельных районов, городов, посёлков и сёл Донецкой и Луганской областей, внутренние морские воды, прилегающие к этой территории, недра под территориями и воздушное пространство над этими территориями», — говорится в законе.

Напомним, Москва не раз подчёркивала, что не является стороной конфликта на востоке Украины. При этом Россия готова способствовать урегулированию ситуации в Донбассе и участвовать в переговорах в рамках минских договорённостей.

«Сигнал Крыму»

Ожидается, что закон вступит в силу в пятницу после того, как его подпишет глава государства Пётр Порошенко.

Президент Украины прокомментировал принятие Радой закона в своём микроблоге Twitter, назвав документ «сигналом и для Донбасса, и для Крыма».

«Мы будем продолжать прокладывать путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем. Это — ключевой сигнал соответствующего закона, который сегодня приняла Верховная рада по моей инициативе. Это — сигнал и для Донбасса, и для Крыма: вы — неотъемлемая часть Украины», — говорится в публикации.

280 – за!
Ми продовжуватимемо прокладати шлях для реінтеграції окупованих українських земель політико-дипломатичним шляхом.
Це — ключовий сигнал Закону, який сьогодні ухвалила ВР за моєї ініціативи.
Це — сигнал і для Донбасу, і для Криму: ви — невід’ємна частина України. pic.twitter.com/E81iZui7S1

— Петро Порошенко (@poroshenko) January 18, 2018

«Против самой Украины»

В Совфеде отметили, что от принятия нового закона выиграет только Вашингтон, которому выгодно противостояние Киева и Москвы. В Европе вряд ли встретят украинскую инициативу с одобрением.

«Этот закон, безусловно, на руку США, которые действуют по принципу: «Чем хуже отношения между Россией и Украиной, тем лучше для Штатов». Вряд ли он встретит положительную реакцию Евросоюза, потому что там многие действительно хотят выполнения Минских соглашений и достижения мира в Донбассе», — рассказал в беседе с RT член комитета Совета Федерации по международным делам от республики Крым Сергей Цеков.

По его словам, в результате принятия документа в первую очередь пострадает сам Киев, а обстановка в стране существенно ухудшится.

«Ещё сильнее этот закон отношения России и Украины не ухудшит, потому что уже некуда. Но, если он будет принят, отношения с Евросоюзом у Украины точно испортятся. Все эти действия фактически направлены против самой Украины», — заключил Цеков.

Попытка узаконить войну

Официальные представители территорий на востоке Украины, о которых идёт речь в новом законе, тут же отреагировали на решение Киева. Представитель самопровозглашённой Луганской народной республики на переговорах в Минске, и. о. министра иностранных дел Владислав Дейнего заявил RT, что принятый в Киеве документ перечёркивает все результаты минских переговоров.

«Этот закон в корне ломает логику минского процесса, он пытается перечеркнуть этот процесс. Будем надеяться, что разум возобладает, и работа в Минске продолжится, невзирая на те провокационные законы, которые принимает Украина. Этот закон ставит под сомнение всё, что происходило до его принятия», — подчеркнул Дейнего.

По его словам, украинские власти пытаются, по сути, узаконить военные действия, которые давно уже ведутся в стране.

«Этот закон говорит о неправомерности почти четырёх лет войны в Донбассе, незаконности действий Украины в этом контексте. То есть это попытка подвести под какую-то нормативную базу то, что сейчас происходит в Донбассе. И это как раз говорит о том, что основания отсутствуют. И они пытаются подстраховаться, прикрыться, оправдать каким-то образом свои действия», — отметил представитель ЛНР , добавив, что сейчас Киев «пытается всё это прикрыть признанием оккупации».

Ранее об этом же заявлял и глава ДНР Александр Захарченко. По его словам, принятие закона «позволит развязать руки украинской военщине, ввести военное положение», что противоречит мирному процессу.

«К большому сожалению, это полностью нарушает минские договорённости. Украина показывает, что не хочет мирного разрешения конфликта, то есть она собирается воевать и для этого делает политическую платформу», — сказал Захарченко.

Вслед за главой ДНР своё мнение высказал и полпред самопровозглашённой республики в контактной группе Денис Пушилин. Он уверен, что принятый Верховной радой закон лишь ещё больше отдалит регион от Украины.

«Данный закон ещё дальше отталкивает Донбасс от Украины, он. антиреинтеграционный», — приводит пресс-служба Пушилина его слова.

«Пороховая бочка»

Политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в беседе с RT подчеркнул двойственность нового украинского закона. По его словам, новый документ, с одной стороны, признаёт Россию «страной-агрессором», но с другой — в тексте ничего не говорится о разрыве дипломатических отношений или прекращении экономических контактов.

«Есть ощущение, что Киев не определился с тем, что он хочет. Либо жёсткого сценария, но тогда надо идти до конца и плевать с высокой колокольни на представления ЕС. Если же это мягкий сценарий, то тогда не имеет смысла этот закон вводить, а нужно продвигать Минск», — пояснил эксперт.

По его словам двоякость документа «закладывает пороховую бочку под весь процесс урегулирования, так как он не позволит реализовать Минск-2 в полном объёме, и при этом не устроит радикалов».

Кроме того, возникает вопрос, почему явные противоречия текста закона Минским соглашениям не вызвали соответствующей реакции на Западе, почему «Берлин и Париж не надавили с целью препятствовать принятию этого документа».

Абзалов подчеркнул, что инициатива Киева не только сводит на нет все усилия по Минским соглашениям, но и ставит под вопрос их будущее, так как представители ДНР и ЛНР теперь не смогут в них участвовать.

«Меняется статус граждан, которые находятся на территории Донбасса. Ранее представители ЛНР и ДНР, которые поставили свои подписи под Минскими соглашениями, являлись участниками урегулирования конфликта. Сейчас же они приравниваются к пособникам оккупационных войск. Таким образом, они выбывают из переговорного процесса», — заключил он.

О внутриукраинских противоречиях касательно нового закона говорил ранее и представитель Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу, лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук.

«Изъятие из текста законопроекта даже упоминания о Минских соглашениях продемонстрировало всему миру, что Украина не намерена выполнять взятые на себя в Минске обязательства», — приводит заявление Медведчука пресс-служба его движения.

Резонансный закон

Напомним, Рада рассматривала закон во втором чтении в течение трёх дней. Были проведены голосования по 673 поправкам. Среди них было предложение разорвать дипломатические отношения с Россией, но его отклонили.

Парламент также не поддержал инициативу о признании ДНР и ЛНР «террористическими организациями».

Первое чтение состоялось в октябре прошлого года. Тогда закон был сформулирован таким образом, что исключал пункт о приоритетном значении Минских соглашений. Вместо этого предлагалось опираться на резолюцию Совбеза ООН по Донбассу. В финальной версии были изъяты все упоминания о минских договорённостях.

russian.rt.com

Статус – оккупирован: что это означает для жителей Крыма и Донбасса

Народные депутаты Украины выступили с инициативой определения правового статуса отдельных районов Донецкой, Луганской областей и Крыма. Для этого депутаты Мустафа Найем, Оксана Сыроед и Наталья Веселова создали три законопроекта.

Как предлагают определить статусы Донбасса и Крыма депутаты? Что это означает для крымчан и жителей Луганской и Донецкой областей? Об этом в эфире Радио Крым.Реалии говорим с народным депутатом Украины, автором одного из законопроектов о статусе оккупированных территорий Натальей Веселовой и юристом правозащитной группы Global Rights Compliance Анной Никитенко.

– Наталия, расскажите, сегодня статус оккупированных территорий как-то определен украинским законодательством?

Веселова: Статус Крыма определен как территория, оккупированная Российской Федерацией. Но он определен, прежде всего, не национальным законодательством Украины, а резолюцией ООН от 27 февраля 2014 года. И это основной документ, который определяет статус Крыма как оккупированной территории. То есть Россия не скрывает, что там есть российские войска, администрация, действуют российские законы.

Статусы отдельных регионов Донецкой и Луганской областей определены как временно неподконтрольные – там ситуация немного отличается. Во-первых, Россия не признает наличия своих войск, того, что она контролирует те террористические образования, которые там осуществляют де-факто власть. И не принуждает местное население принимать гражданство. Они подчеркивают, что там гражданская война.

– Что вы и ваши коллеги предлагаете решить? Для чего нужен этот закон?

Веселова: Мой законопроект – альтернативный законопроекту, который уже не в первый раз подает «Самопоміч» – Оксана Сыроед и группа депутатов. В принципе, дискуссия над необходимостью принятия этого законопроекта дискуссия идет с 2015 года. Я выступаю против этого, потому что каждый законопроект должен решать какую-то проблему. Остановить обстрелы? Он не сможет этого сделать. Вынудить Россию выплачивать какие-то компенсации? Они не обязаны исполнять национальное законодательство Украины. Урегулировать отношения с неподконтрольными и оккупированными территориями и их жителями? В принципе, сейчас они более-менее урегулированы другими законами и подзаконными актами.

– Но проблема в том, что подзаконные акты по-разному трактуют разные органы государственной власти Украины.

Веселова: Вот этот закон не решает этих проблем. Поэтому, честно говоря, я подала альтернативный законопроект для того, чтобы заявить о своей позиции. Я подчеркиваю, что Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской территорий имеют разный статус. И объединять их в одном законе нецелесообразно. Мы можем взять как пример Грузию или Молдову – и там, и там есть разные виды неподконтрольных территорий. У Грузии это Южная Осетия и Абхазия – абсолютно разные по статусу оккупированные территории, и они это в законодательстве подчеркивают. Причем грузины приняли закон об оккупированных территориях и сейчас признаются, что загнали себя в рамки. В то время как враг ни в чем не ограничен, он может применять любую тактику.

– А в чем рамки, которые вводятся тем или иным законом? В чем опасность?

Веселова: Нет опасности, если закон не ограничивает людей в их правах. А если законом поражаются в правах граждане определенных территорий, то он несет опасность. Опасность не только для тех граждан Украины, которые остались на оккупированных территориях, но и для самого государства. Потому что когда закончится война, в международных судах не только России придется отвечать за те преступления, которые она совершила, но и Украине – за нарушение международных конвенций и норм.

– Я смотрю на ситуацию с Приднестровьем, которой уже 26 лет, ситуацию с Абхазией, Осетией… Это длится десятилетиями.

Веселова: У нас немного уникальная ситуация. Когда случились Приднестровье и Молдова, Европа еще не совсем понимала последствия для себя. Тогда только распался Советский Союз, и это воспринималось как какие-то внутренние войны. Когда случились конфликты в Грузии, это тоже воспринималось так, что, мол, они далеко и сами решат свои проблемы. Украина находится в таком месте, что агрессия Российской Федерации может легко распространиться на Европу – и Европа понимает, что война близко. И это понимают и Молдова, и Грузия – они сейчас активизировались и пытаются привлечь внимание и к своим конфликтным зонам.

Народный депутат Украины Мустафа Найем: «Нам нужно определить правовой статус этих территорий, без этого мы не можем двигаться дальше. Мы не даем ни сигнала международным организациям, ни людям, живущим по ту сторону блокпостов. И самое главное: мы не даем ответа исторического, что вообще происходит. Представьте себе, что завтра в учебнике надо написать, что происходит на этих территориях. Мы не можем написать там, что это оккупация, не можем написать о Российской Федерации, у нас ни в каких законодательных актах это не указано. Вот почему мы это делаем.

Что касается оккупированной территории: мы считаем, что с точки зрения Украины, территория Крыма, Донбасса – тех территорий, которые оккупированы – они все равно недоступны для нас. Мы все равно не можем внедрять там ни правосудия, ни свободу. Поэтому с точки зрения парламента, государственных органов и Крым, и неконтролируемые территории Донбасса одинаково оккупированы. Более того, мы точно знаем, кто это. Есть резолюция ПАСЕ, которая говорит. Что ОРДЛО – это оккупированные территории».

– Наталья, вы не согласны с тем, что в Донецкой и Луганской областях территории тоже должны получить статус оккупированных?

Веселова: Это две оккупированные территории. Но в Крыму – прямая оккупация, а в Донецкой и Луганской областях – оккупация через третьих лиц. Необходимо их различать и по-разному выстраивать отношения. В Крыму нет боевых действий и войны, там (в Донецкой и Луганской областях – КР) – есть. Мы не можем объединять их в один закон. Это чревато для Украины.

– С точки зрения простого гражданина – что означают все эти законы?

Веселова: В принципе, эти законы пока не нужны. Если посмотрим историю, то законы об оккупированном Крыме и свободной экономической зоне «Крым» были приняты только в сентябре 2014 года.

– Если говорить о сегодняшней ситуации, всеми ли правами обладают жители Крыма и жители неподконтрольных частей Луганской и Донецкой областей? Или эти законы принимаются совсем для другого?

Веселова: Я повторюсь: ни один из них сейчас не нужен. Он ничего не изменит в лучшую сторону, но может изменить в худшую.

– Вы о том, что этот закон может быть использован против Украины?

Веселова: Да, конечно. И Мустафа сам себе противоречит. Сначала он говорит, что мы ничего не делаем и не можем объяснить международным партнерам, что у нас происходит. И что закон может служить доказательством в ЕСПЧ или другом международном суде. Я не раз была в ЕСПЧ и задавала этот вопрос: национальное законодательство не является доказательством ни для какого международного суда. Для них нужны доказательства присутствия российских войск, финансовое влияние на террористов, поставка вооружений и так далее. И в то же время Мустафа ссылается на резолюцию ПАСЕ – причем в ней указано, что Российская Федерация осуществляет эффективный контроль над террористическими организациями, которые де-факто осуществляют власть на оккупированных территориями Донецкой и Луганской областей.

– То есть, констатация этого факта есть независимо от того, есть у нас этот закон или нет?

Веселова: Конечно. Мы можем только регулировать наши отношения таким образом, чтобы сохранять социально-экономические связи с теми территориями, чтобы потом облегчить их реинтеграцию в правовое поле Украины.

– К нашему разговору присоединяется Анна Никитенко. Анна, на Ваш взгляд, эти законы нужны? Что они могут изменить для жителей оккупированных территорий?

Никитенко: Наталья права в том, что внутреннее законодательство Украины не изменит ее обязательств на международном уровне. Что может изменить этот закон для Украины? Он подтверждает, что Россия является государством-оккупантом. и поможет определить, какие обязательства имеет Украина, а какие – Россия. Если закон будет соответствовать всем международно-правовым стандартам, то он поможет, в первую очередь, нам. Потому что при отсутствии четко прописанных рамок будет очень сложно придерживаться обязательств, которые Украина уже взяла на себя в силу ратификаций международных конвенций.

– Пока не принят закон, Украина по-прежнему обязана обеспечивать многие услуги на оккупированных территориях? Например, выплачивать какие-то деньги, обеспечивать образование и так далее. Я правильно понимаю?

Никитенко: Исходя из юриспруденции международных организаций, Украина обязана предпринять все возможные шаги для обеспечения прав и свобод своих граждан на неподконтрольных территориях. Государство должно показать, что оно делает все возможное для защиты граждан. Это и образование, и защита прав, и расположение судов вдоль линии разграничения, чтобы люди могли туда обратиться.

– Принятие такого закона снимет с Украины эти обязательства?

Никитенко: Нет, не снимет. Обязательства уже существуют и будут существовать в любом случае, потому что Украина ратифицировала международные акты.

– Но если территорию по факту контролирует Россия, как это можно выполнить?

Никитенко: Естественно, нельзя выполнить все. Но Украина должна показать свое желание их выполнять. Если мы говорим о Крыме, то Россия как государство-оккупант имеет ряд обязательств – это касается и гуманитарной сферы, и сферы прав человека. Но Украина также имеет подобные обязательства, просто мы ограничены обстоятельствами.

– И все-таки, как вы считаете, необходимо принимать закон?

Никитенко: Если он принимается в соответствии с международными нормами, то он имеет право на существования.

ru.krymr.com

Смотрите так же:

  • Понятие закона философия права Что есть правовая моральная обязанность? Философия права и понятие закона, исполнение законов Рассмотрим пятую и четырнадцатую поправку к конституции Соединенных Штатов, говорящие, что ни одно лицо не будет лишено жизни, свободы или […]
  • Ликвидация должника в конкурсном производстве Ликвидация должника в конкурсном производстве Конкурсное производство в российском праве регулируется как ликвидационная процедура, хотя и в ходе этой процедуры возможен переход к внешнему управлению, если для этого имеются […]
  • Правила оон 24 Правила ЕЭК ООН N 24 "Единообразные предписания, касающиеся: I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ. II. Официального утверждения автотранспортных средств в […]
  • Приказ 302 н пункт 1 Приложение N 2. Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников Переченьработ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и […]
  • Закон предельной полезности утверждает Закон Убывающей Предельной Полезности Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 . Смотреть что такое "Закон Убывающей Предельной Полезности" в других словарях: Закон убывающей предельной полезности — Закон убывающей предельной […]
  • Хикс закон притяжения и отношения Хикс закон притяжения и отношения Эстер и Джерри Хикс Эта книга посвящена всем, кто, стремясь к знаниям и счастью, задавал вопросы, на которые отвечает эта книга; и четырем замечательным детям наших детей, которые стали примером того, о […]

Обсуждение закрыто.