Общим трудовым стажем понимается

Общий трудовой стаж

ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Со-дружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 343.

ponjatija.ru

Общая характеристика трудового стажа

По мнению большинства юристов, значение понятия «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей стажа, правовые последствия которого для каждого из видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

На современном этапе пенсионной реформы значение трудового стажа связывают с определенными возрастными категориями граждан, соответствующими видами работ для определения пенсии по старости и социальным статусом в системе государственной службы — выслуга лет; в пенсионном законодательстве упоминаются следующие виды трудового стажа:

1) общий трудовой стаж;

2) специальный трудовой стаж.

Трудовой стаж — это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая исчисляется в установленном порядке и порождает определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, в отдельных случаях — компенсаций, установление мер социальной поддержки в корпоративных организациях).

Трудовая деятельность — это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, или осуществлял индивидуальную или иную трудовую деятельность.

К иной общественно полезной деятельности можно отнести прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет и т.п.

Общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. Общий стаж, к примеру, учитывается в календарном порядке при назначении пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

Специальный трудовой стаж> — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных сферах и отраслях производства рыночного порядка (народного хозяйства), в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. В данном случае законодатель ведет речь о специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано по особым правилам обеспечение трудовыми пенсиями или другими выплатами.

Значение специального стажа связано с особыми условиями работы (например, стаж по выслуге лет) и с особыми социальными условиями (стаж по организациям и должностям, стаж по местности, стаж гражданской государственной и муниципальной службы, стаж работы лиц, замещающих государственные должности РФ).

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости и в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона о трудовых пенсиях) включаются: время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу иди на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Законом РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Супругам военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, а после 1992 г. — только если они были зарегистрированы как безработные.

С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере.

Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих), а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлениями Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» (вместе с Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов), от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям», от 20 февраля 1995 г. № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» и др.

Таким образом, стаж работника — это суммарная продолжительность трудовой деятельности, которая включает в себя: а) периоды работы по трудовому договору; б) периоды работы в системе государственной службы; в) периоды иной деятельности.

В различных источниках, в том числе в законодательстве, можно встретить соотношение, когда трудовой стаж рассматривают в системе страхового стажа, общего страхового стажа, специального страхового стажа. Преемственность законодательства позволяет рассматривать страховой стаж как разновидность трудового стажа. Но здесь необходимо различать, что страховой стаж работника — это периоды времени, в течение которых за него уплачивались страховые взносы и (или) налоги в соответствующие ФСС России (подразумевается с 1 января 2002 г. для целей пенсионной реформы).

Эти значения опять же связываются с определенными этапами пенсионной реформы и с применением современного законодательства, учитывающего пенсионные права на трудовую пенсию поколений, осуществлявших трудовую деятельность до начала крупномасштабных пенсионных реформ, а также регулирующего пенсионное обеспечение государственных служащих (государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба), судей и других социальных групп граждан.

В связи с этим следует обратить внимание на применение норм ст. 10 гл. III «Страховой стаж» Закона о трудовых пенсиях, которые будут применяться для пенсий граждан, начавших трудовую деятельность с 1 января 2002 г. А для поколений, осуществлявших трудовую деятельность до 1 января 2002 г., в том числе после этой даты (транзитное поколение), в целях оценки их пенсионных прав под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Поэтому на этапе реформ для расчета пенсий будут применяться значения, определенные данной статьей Закона. В этой статье в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию предусмотрена оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. (т.е. на день вступления в силу Закона о трудовых пенсиях) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности. Они включаются в общий трудовой стаж и учитываются в календарном порядке.

Редакция ст. 30 Закона о трудовых пенсиях была изменена Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ. Одной из основных целей этих изменений является законодательное установление двух формул оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В случае выбора гражданином формулы ПК = (PII -450 руб.) х Т (п. 3 ст. 30) применяются значения трудового стажа до 1 января 2002 г., в которые включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление в этих случаях продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

В случае выбора лицом формулы расчета пенсии РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП (п. 4 ст. 30) предусматривается применение трудового стажа, исчисляемого также в порядке, действовавшем до 1 января 2002 г. Но при этом учтены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-11, в соответствии с которым содержащийся в п. 4 ст. 30 расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = ЗР х СК. Тем самым исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяется учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством. В соответствии с указанным Постановлением данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В этом случае (п. 4 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

5) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

6) периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

7) периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

8) периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

9) периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

10) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

11) периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

12) периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

13) гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

14) гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30., производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

1) периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общин трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;

2) периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

3) периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов поенной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЛЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

4) периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

5) периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

6) периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

7) периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

8) периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных пародов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

9) периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

10) периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 30 значение трудового стажа на соответствующих видах работ учитывается при определении расчетного размера трудовой пенсии. Лицам, проработавшим в летном и летно-испытательном составе (мужчины от 20 до 25 лет и женщины от 15 до 20 лет) расчетный размер трудовой пенсии уменьшается на 2% за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полного стажа на соответствующих видах работ, указанного в подп. 13 п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 Закона о трудовых пенсиях.

Значение трудового стажа учитывается при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Он учитывается при определении расчетного размера трудовой пенсии, определяемого в соответствии с п. 4 ст. 30, летчикам-испытателям I класса, из числа лиц, указанных в ст. 27.1 (а также по Списку соответствующих должностей утвержденному Правительством РФ), который повышается на 10%. Для этой категории лиц периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер трудовой пепсин, определенный в соответствии с и.4 ст. 30, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп., а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1,11 и 13 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, — 648 руб. 62 коп. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, — продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1%, но не более чем на 20%.

Следует также учитывать, что продолжительность общего трудового стажа влияет на районный коэффициент. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, если они не менее шести лет восьми месяцев или не менее пяти лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных поди. 1 п. 1 ст. 27, а также лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, если они не менее восьми лет четырех месяцев или не менее шести лет восьми месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 27 указанного Закона, суммы, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 г.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

studme.org

Общий трудовой стаж

Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Юридическое значение общего трудового стажа состоит в том, что от его продолжительности зависит размер стажевого коэффициента, учитываемого при расчете размера страховых пенсий.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж, зависят от способа определения расчетного размера пенсии.

Если для определения расчетного размера пенсии (РП) была выбрана формула РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП (п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), где СК – стажевый коэффициент; ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, что и ЗР; СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г., то в общий трудовой стаж включаются:

– периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

– периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

– служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;

– периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

– период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

– периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление общего трудового стажа осуществляется календарно (за исключением работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая включается в стаж как полный год, независимо от фактической продолжительности).

Если для определения расчетного размера пенсии была выбрана формула РП = СК × ЗР (п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), то в общий трудовой стаж помимо периодов, указанных выше, включаются:

– периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

– периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

– периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

– периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

– периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

– периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

– гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, – время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

– гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а также гражданам – узникам фашистских концлагерей – время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление данного вида общего трудового стажа осуществляется по общему правилу календарно, но отдельные периоды исчисляются льготно (кратно к фактической продолжительности):

1) в полуторном размере исчисляются:

а) периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

б) периоды работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

2) в двойном размере исчисляются:

а) периоды работы в лепрозориях и противочумных учреждениях;

б) периоды работы во время Великой Отечественной войны;

в) период военной службы по призыву;

г) периоды проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны;

3) в тройном размере исчисляются:

а) периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;

б) периоды работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);

в) периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов.

studme.org

Трудовой и страховой стаж

Понятие и классификация стажа в праве социального обеспечения

Сущность общего понятия стажа заключается в том, что стаж представляет собой продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия. Следовательно, в понятии стажа определяющее значение имеет временно#й фактор.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Наиболее существенное значение придается стажу в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

С наличием стажа определенного вида и продолжительности связывается право на получение конкретных видов социального обеспечения (как правило, денежных выплат). В ряде случаев от продолжительности стажа зависит размер соответствующей денежной выплаты. Наличие стажа установленной продолжительности влияет на определение правового статуса получателя мер социальной поддержки (предоставляемых, например, ветеранам труда). Таким образом, понятие стажа применяется в разных отраслевых институтах.

До 2002 года категория стажа в праве социального обеспечения выражалась в общем понятии трудового стажа с выделением его видов (общего и специального трудового стажа), поэтому до настоящего времени понятие трудового стажа воспринимается как единое общее понятие, объединяющее все виды стажа.

Трудовой стаж (в его отраслевом значении) понимается как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, других указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия, предусмотренные нормами права социального обеспечения.

Трудовая деятельность может быть различной по своей природе: работа, военная и иная служба, творческая деятельность. К периодам общественно полезной деятельности относят, например, периоды ухода за детьми, пожилыми гражданами, инвалидами (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), периоды профессиональной подготовки и обучения. В число других периодов, которые не относятся к трудовой и иной общественно полезной деятельности, включают: период временной нетрудоспособности, время нахождения на инвалидности, период получения пособия по безработице, время проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться.

С 2002 года в праве социального обеспечения сложилась другая классификация стажа в связи с появлением нового вида – страхового стажа. Роль страхового стажа в современном социальном обеспечении и его отличие от трудового стажа позволяют говорить о том, что страховой стаж является самостоятельным видом стажа в его отраслевом значении.

И в трудовом, и в страховом стаже выделяются по два основных подвида:

  1. общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж;
  2. общий страховой стаж и специальный страховой стаж.

Каждый из этих подвидов различается в зависимости от включаемых в них периодов трудовой и иной деятельности, других предусмотренных законом периодов. В страховой стаж могут включаться периоды уплаты страховых взносов независимо от участия в трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Понятие того или иного вида стажа как фактора времени установленной законом продолжительности приводит к необходимости постоянного учета различных отрезков времени, связанных с конкретными обстоятельствами, для получения требуемой их суммарной величины. Ведь именно при наличии требуемого стажа (трудового или страхового) граждане приобретают право на важнейшие виды социального обеспечения. Стаж при этом выступает в качестве одного из юридических фактов. Сохранение прав граждан при изменении требований законодательства к виду стажа или его продолжительности является основополагающим принципом.

Как уже было сказано, с 2002 г. ключевое значение приобрел страховой стаж. Роль трудового стажа изменилась. В силу действия ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, граждане не могут утратить ранее приобретенные права. Следовательно, нужны переходные положения, которые позволяли бы учитывать прежние права, приобретенные по ранее действовавшему законодательству. Учет этих прав должен осуществляться таким образом, чтобы они могли быть объединены с правами, которые формируются на основе нового правового регулирования по отдельным видам социального страхования. Именно поэтому сегодня в законодательстве пока еще не существует очень жесткого разграничения между понятиями трудового и страхового стажа.

Продолжительность «чистого» страхового стажа, который включал бы только периоды работы и иной деятельности, связанные с уплатой страховых взносов, не всегда достаточна для реализации права на социальное обеспечения, поэтому учитываются и прежние периоды, которые включались в трудовой стаж. Это сочетание старого и нового в переходный период прослеживается, например, в определениях некоторых понятий.

Понятие страхового стажа связано с различными видами обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Преимущественно понятие страхового стажа связано с институтом пенсионного обеспечения, поэтому определения различных видов стажа (за отдельными исключениями) сформулированы в пенсионных законах.

Существуют легальные определения страхового стажа:

  • страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Закона об основах обязательного социального страхования);
  • страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях).

Определения понятия «специальный страховой стаж» в пенсионных законах нет. Более того, данный термин в них вообще не применяется. Как правило, используется словосочетание «стаж на соответствующих видах работ».

Определения общего трудового стажа сформулированы применительно к конкретным законам. Они носят целевой характер. Например, согласно ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.

Общее понятие специального трудового стажа в законодательстве отсутствует. В качестве примера можно привести определение стажа государственной гражданской службы как одной из разновидностей специального трудового стажа: стаж государственной гражданской службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).

Периоды, включаемые в страховой стаж, и порядок его исчисления

Общий страховой стаж

Общий страховой стаж имеет юридическое значение для определения права на трудовую пенсию по старости, которая назначается либо на общих основаниях, либо в связи с особыми условиями труда, либо отдельным категориям граждан в связи с социально значимыми обстоятельствами. Для назначения трудовой пенсии по старости законом установлена требуемая продолжительность общего страхового стажа. Страховой стаж необходим также для назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Но в этих случаях право на трудовую пенсию не связывается с конкретной продолжительностью общего страхового стажа.

По общему правилу в общий страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами России, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись указанными гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в двух случаях:

1) если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;

2) если уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Данная статья предусматривает, что граждане самостоятельно могут уплачивать за себя страховые взносы либо за них может уплачивать взносы другое физическое лицо. Для этого установлен порядок добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

На основании ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании можно еще раз подчеркнуть наличие особенностей в понятии страхового стажа. Накопление периодов общего страхового стажа не всегда связывается с какой-либо деятельностью. Важна только уплата страховых взносов.

Кроме периодов, включаемых в общий страховой стаж, законом предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж. Это такие периоды, как: период прохождения военной службы; период получения пособия по временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности); период получения пособия по безработице; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и некоторые другие. Но существует одно очень важное условие: указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), которые включаются в общий страховой стаж.

В 2011 году установлено особое правило включения в общий страховой стаж для граждан РФ, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, в целях обеспечения их трудовыми пенсиями. Период прохождения военной службы включается в их общий страховой стаж при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • в период прохождения военной и иной приравненной к ней службе на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование;
  • они уволены со службы не ранее 1 января 2002 г.;
  • они не приобрели право на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) или на ежемесячное пожизненное содержание.

В целом следует отметить, что в перспективе роль общего страхового стажа будет возрастать. В Законе о трудовых пенсиях уже сейчас предусмотрены нормы, согласно которым с 2015 г. будет увеличен минимально необходимый общий страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (с пяти до девяти лет). С этого же времени размер трудовой пенсии будет увеличиваться за каждый полный год общего страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, либо уменьшаться за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. В общем страховом стаже для увеличения размера трудовой пенсии по старости будут учитываться вышеуказанные периоды работы и иной деятельности, включаемые в этот стаж, и отдельные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В общий страховой стаж для уменьшения размера трудовой пенсии по старости будут включаться все перечисленные выше включаемые и засчитываемые периоды.

Специальный страховой стаж

Специальный страховой стаж имеет юридическое значение для отношений, которые регулируются нормами разных институтов права социального обеспечения:

1) в рамках института пенсионного обеспечения специальный страховой стаж учитывается при определении права на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно в связи с особыми условиями труда или в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) в рамках института пособий и иных денежных выплат специальный страховой стаж учитывается при определении права на пособие по временной нетрудоспособности и на пособие по беременности и родам, а также при исчислении их размеров (другие пособия по системе обязательного социального страхования от продолжительности страхового стажа не зависят).

В специальном страховом стаже, связанном с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, различается несколько разновидностей специального страхового стажа в зависимости от видов работ, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях). Это могут быть периоды:

  • подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • работы с тяжелыми условиями труда;
  • работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене;
  • работы в экспедициях, партиях в полевых условиях (геологоразведочные, поисковые, геофизические и др.);
  • работы в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве;
  • работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  • работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации и другие периоды.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) для назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Другой разновидностью специального страхового стажа являются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае понятие специального страхового стажа связывается не с характером выполняемой работы, а с тем обстоятельством, что работа выполняется в этих районах и местностях.

Требуемая продолжительность специального страхового стажа в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях зависит от того, в каких районах или местностях осуществлялась работа (ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).

Особой разновидностью специального страхового стажа можно считать стаж работы, который дает право на получение страховой доплаты к пенсии при замещении отдельных должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации или отдельных должностей работников угольной промышленности. Но правовая природа этой разновидности специального страхового стажа является более сложной, так как взносы, которые уплачиваются работодателями для установления соответствующих доплат, по своей сущности ближе к профессиональному пенсионному страхованию, нежели к общей системе обязательного пенсионного страхования.

В пенсионном законодательстве встречается такая разновидность специального страхового стажа, как профессиональный стаж застрахованного лица, под которым понимается «суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ст. 1 Закона о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования).

Понятие профессионального стажа связано с законом о профессиональных пенсионных системах, в котором предполагается закрепить норму о назначении профессиональных пенсий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Но такой закон до настоящего времени не принят. В связи с этим понятие профессионального стажа застрахованного лица в действующих правовых нормах не применяется.

Другим случаем, когда учитывается специальный страховой стаж, является назначение пособий по обязательному социальному страхованию. Данный стаж является специальным потому, что он связан с иным видом обязательного социального страхования – обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Уплата страховых взносов должна осуществляться именно на этот вид обязательного социального страхования. Несмотря на то что продолжительность специального страхового стажа оказывает влияние на размеры не всех пособий, сам факт наличия страхового стажа необходим для их выплаты или для определения финансового источника, за счет которого должны осуществляться эти выплаты.

В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 16 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности). В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы по контракту и иной приравненной к ней службы.

Исчисление общего и специального страхового стажа

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых и засчитываемых в общий страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Специальное правило существует для исчисления страхового стажа, в который включаются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Эти периоды учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

При выполнении различных видов работ, с которыми связывается право на досрочную пенсию по старости, периоды выполнения этих работ могут суммироваться. Такое суммирование специального страхового стажа осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о трудовых пенсиях. В связи с этим требуемую продолжительность специального страхового стажа могут составлять периоды выполнения либо одного какого-то вида работ, либо временные отрезки выполнения работ различного характера. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждаются Правительством РФ.

Некоторые особенности исчисления специального страхового стажа предусмотрены для случаев длительной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Во-первых, если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Во-вторых, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (в связи с работой в этих районах и местностях) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Следовательно, в данном случае могут суммироваться различные подвиды специального страхового стажа. Порядок исчисления стажа определяется Правительством РФ.

Исчисление страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Периоды, включаемые в трудовой стаж, и порядок его исчисления

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение в следующих случаях:

  1. для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению;
  2. назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, если продолжительность выслуги лет у них составляет от 12,5 до 20 лет;
  3. назначения страховой части трудовой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет и к пенсии по инвалидности, назначенной по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих;
  4. оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г. (при назначении трудовой пенсии);
  5. определения суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала при исчислении размера трудовой пенсии;
  6. получения звания «Ветеран труда».

Для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению необходимо наличие общего трудового стажа не менее пяти лет. В общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии по Закону о трудовых пенсиях.

Для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, продолжительность выслуги лет у которых составляет не менее 12,5 лет, но не достигает 20 лет, необходимо наличие общего трудового стажа 25 календарных лет (в эту продолжительность включается выслуга лет). При определении права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа в этот стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г. (т. е. до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий.

Если лицу, проходившему военную службу по контракту, назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности), применяется принцип однократного учета того или иного периода, включаемого в стаж.

В Законе о трудовых пенсиях понятие общего трудового стажа применяется для оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г., при назначении трудовой пенсии. Поскольку данный Закон предусматривает два варианта определения продолжительности общего трудового стажа (п. 3 и 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), предусмотрены два разных перечня периодов, включаемых в этот стаж.

В одном случае (п. 3 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются шесть периодов: периоды работы; периоды творческой деятельности; периоды военной и иной приравненной к ней службы; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Во втором случае (п. 4 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются 14 периодов. Кроме указанных выше шести периодов в него включаются, например: периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, на курсах по подготовке кадров, в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; период проживания в городе Ленинграде в период его блокады, а также период нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны.

Общий трудовой стаж применяется также в механизме валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав.

Но в этом случае учитывается общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 г.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в зависимости от того, какой порядок (предусмотренный п. 3 или п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом учитывается полная продолжительность общего трудового стажа до 1991 г. без ограничения.

Кроме пенсионных отношений общий трудовой стаж востребован и в некоторых иных случаях, например для присвоения звания «Ветеран труда». Так, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, несмотря на то что с 2002 г. значение общего трудового стажа изменилось, он до настоящего времени является существенным юридическим фактом для определения права на отдельные виды пенсий, в определенной степени влияет на размер пенсионного обеспечения, поскольку при оценке пенсионных прав и валоризации учитывается его продолжительность, а также является одним из критериев, на основании которых определяется статус ветерана труда.

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение для предоставления разных видов социального обеспечения.

Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа – это суммарная продолжительность определенной деятельности, связанной в основном с различными видами государственной службы.

Так, он необходим для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих, космонавтам, летчикам-испытателям, федеральным государственным гражданским служащим. Продолжительность специального трудового стажа учитывается при присвоении звания ветерана военной и государственной службы.

В наибольшей степени роль специального трудового стажа проявляется в пенсионном обеспечении. С этим видом стажа связан отдельный самостоятельный вид пенсии – пенсия за выслугу лет, которая назначается военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, служащим правоохранительных органов, федеральным государственным гражданским служащим, гражданам из числа космонавтов, работникам летно-испытательного состава. Специальный трудовой стаж для назначения указанной пенсии (за исключением государственных гражданских служащих) называется выслугой лет.

У федеральных государственных гражданских служащих специальный страховой стаж называется «стаж государственной гражданской службы» (см. параграф 1 настоящей главы). В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. Порядок учета этих периодов устанавливает Правительство РФ.

Относительно понятия такой разновидности специального трудового стажа, как выслуга лет, следует отметить, что он связан не только с государственной службой, но и с выполнением отдельных видов работ. В частности, с определенной продолжительностью выслуги лет связано право на пенсию за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Поскольку пенсии за выслугу лет назначаются всем военнослужащим и служащим правоохранительных органов, для каждой из этих категорий служащих (в зависимости от вида службы, ведомственной принадлежности, специфики прохождения государственной службы) Правительством РФ утверждаются положения, определяющие периоды, включаемые в выслугу.

В отдельных случаях наличие специального трудового стажа позволяет определить права граждан на другие виды социального обеспечения. Одним из них являются жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для предоставления жилищной субсидии и определения ее размера необходим стаж работы в указанных районах и местностях. В отличие от специального страхового стажа, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении жилищной субсидии принципиальным является не уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а именно продолжительность работы в северных территориях. В связи с этим требуемый стаж может быть отнесен к разновидности специального трудового стажа, тем более что в нем могут учитываться периоды, не включаемые в страховой стаж. В частности, для предоставления жилищных субсидий может учитываться не только продолжительность работы в указанных районах и местностях, но и в определенных случаях – продолжительность проживания там.

К специальному трудовому стажу можно отнести стаж, с учетом которого осуществляется присвоение званий «Ветеран военной службы» и «Ветеран государственной службы». Так, ветеранами военной службы являются военнослужащие, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы составляет 20 лет и более. Для получения звания ветерана государственной службы также необходимо иметь стаж работы или выслугу лет на государственных должностях, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы.

Таким образом, специальный трудовой стаж в основном связан со всеми тремя видами государственной службы. На его основе определяется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Продолжительность специального трудового стажа влияет на размер данной пенсии. В отдельных случаях со специальным трудовым стажем связывается право на некоторые иные виды социального обеспечения.

Исчисление общего и специального трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка исчисления трудового стажа: обычный (календарный, по реальной продолжительности) и льготный (с увеличением реальной продолжительности в 1,5–6 раз).

В обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном – лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.

Разный подход к исчислению общего трудового стажа предусмотрен при оценке пенсионных прав в зависимости от применяемого порядка (по ст. 3 или 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). Если оценка производится по правилам п. 3, то общий трудовой стаж исчисляется в обычном (календарном) порядке по фактической продолжительности соответствующих периодов.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, например:

  • периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период боевых действий; периодов военной службы в зоне отчуждения, установленной в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
  • периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
  • периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере и т. д.

В льготном порядке исчисляются многие периоды, включаемые в специальный трудовой стаж (выслугу лет) военнослужащих и служащих правоохранительных органов.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях включается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет и конкретные критерии, применяемые при подсчете различных периодов выслуги, утверждаются Правительством РФ.

Стаж государственной гражданской службы исчисляется, как правило, в календарном порядке.

Подтверждение страхового и трудового стажа

Подтверждение страхового и трудового стажа на основании документов

Любой юридический факт должен быть в соответствующем порядке подтвержден. Это относится и к стажу. Порядок подтверждения страхового и трудового стажа имеет свои особенности.

Основной способ подтверждения всех видов и подвидов стажа – это подтверждение документами. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, а также все иные периоды, которые в него включаются.

Предусмотрено два способа подтверждения страхового стажа в зависимости того, когда приобретен соответствующий стаж – до или после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности, протекавшие до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В числе документов, которыми могут подтверждаться периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, основное место занимает трудовая книжка. При подтверждении различных периодов могут быть представлены: справка из архива, выданная на основании документальных данных, военный билет военнообязанного и др.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Такой учет осуществляется в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Данный Закон предусматривает обязательную регистрацию лиц, работающих по трудовому договору и гражданско-правовым договорам.

Зарегистрировать этих лиц должен работодатель. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство.

На каждого застрахованного открывается индивидуальный лицевой счет с индивидуальным персональным номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица включает общую и специальную части (разделы). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются сведения о нем, периоды трудовой и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы, сумма начисленных страхователем страховых взносов.

Во второй – специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – указываются сведения о средствах пенсионных накоплений, об их движении, доходах от их инвестирования.

Порядок ведения персонифицированного учета устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Установление стажа по свидетельским показаниям

При отсутствии документов (в том числе сведений из архивных органов) законодательство предусматривает возможность подтверждения периодов работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании показаний двух или более свидетелей. Существует два порядка подтверждения периодов работы по свидетельским показаниям. Они зависят от причин, в связи с которыми утрачены документы о работе. Один порядок предусмотрен для случаев, когда документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Второй порядок применяется при утрате документов по другим причинам, которые также не связаны с виной работника, – вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин.

В первом случае применяется более «мягкий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями, когда ввиду чрезвычайных причин нет свидетелей с документами. В этой связи разрешается устанавливать по свидетельским показаниям полностью весь требуемый общий трудовой (страховой) стаж и не требовать у свидетеля документы о собственной работе в тот период, о котором он свидетельствует.

Во втором случае применяется более «жесткий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться не более половины требуемого стажа для назначения пенсии. Стаж может быть установлен не менее чем двумя свидетелями, которые документально должны подтвердить свою собственную работу в этой организации в тот период, о котором они свидетельствуют.

Характер работы (например, конкретная работа с особыми условиями труда) показаниями свидетелей не может подтверждаться.

Стаж по свидетельским показаниям может быть установлен по заявлению гражданина, если он предъявит справку архивного учреждения или о полном отсутствии документов конкретной организации на хранении, или о частичной сохранности документов организации.

Организация не имеет права выдавать справку о работе по свидетельским показаниям, так как порядок установления стажа по свидетельским показаниям особый, он не распространяется на организации.

Сочетание документального способа подтверждения трудового стажа и возможности его установления на основании свидетельских показаний гарантирует возможность подтверждения гражданину соответствующего юридического факта.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

be5.biz

Смотрите так же:

  • Оформить пенсию трудовую Как оформить трудовую пенсию по старости Чтобы оформить трудовую пенсию по старости , нужно подать заявление и документы, необходимые для назначения пенсии в максимальном размере, в местное отделение Пенсионного фонда России. Поданное […]
  • Какие периоды берутся для начисления пенсии За какие года должны брать зарплату при начислении пенсии в 2017 году? Я выхожу на пенсию в апреле 2017 года (55 лет). Почему для расчета пенсии мне берут заработную плату за 2002 год, а не за 2015-2016гг. Вопрос относится к городу […]
  • Ст 169 ук рф в новой редакции Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Информация об изменениях: Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ название статьи 169 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2002 […]
  • Конвертацию по стажу ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 02 февраля 2010 Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе […]
  • Вывод налог на прибыль организации ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Проведенное в работе теоретическое исследование позволило достичь поставленных целей и сделать следующие выводы о механизме взимания налога на прибыль. 1. Одним из самых эффективных решений в налоговой политике и […]
  • Закон рф о гражданстве российской федерации от 28 ноября 1991 г Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., 6 […]

Обсуждение закрыто.