Общественно экологическая экспертиза

12. Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).

Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

В соответствии с Законом общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. С такой позицией можно согласиться, поскольку важно иметь предложения общественности по объекту экспертизы на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы Федеральный закон (ст. 22) наделяет общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, специальными правами:

• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

• знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

По условиям проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве имеются существенные коллизии. Закон «Об охране окружающей природной среды» особых предварительных условий не ставит. В соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Имеются основания усомниться в конституционности регистрационного порядка проведения общественной экологической экспертизы. Статья 30 Конституции России гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что если уставом общественной организации предусматривается проведение общественной экологической экспертизы, то такая организация вправе проводить ее без дополнительных условий.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» между тем устанавливает, что орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

Общественной организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется в обязанность известить население о начале и результатах ее проведения.

В статье 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае,если:

• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная – обязательной. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

www.bibliotekar.ru

Общественно экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза.

Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Однако в настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно:

«Общественная экологическая экспертиза – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Любая экологическая экспертиза, в том числе общественная, предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документацией, причем на завершающей стадии ее подготовки. Объекты общественной экологической экспертизы строго определены и перечислены в ФЗ «Об экологической экспертизе», Глава 2, Статьи 11,12, 21.

Цель экологической экспертизы – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. Эта цель достигается путем оценки соблюдения требований к порядку разработки проектной документации и путем оценки качества прогноза воздействий на окружающую среду. Следует отметить, что оценка воздействия на окружающую среду в России выполняется за счет средств заказчика проектной документации, поэтому независимая проверка этого документа является сугубой необходимостью.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

· получать информацию о результатах ее проведения,

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

· знакомиться с нормативно-технической документацией,

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

· участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

Общественная организация, которая проводит экологическую экспертизу, утверждает регламент ее проведения, формирует экспертную комиссию и получает объект экспертизы. Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Примеры общественной экологической экспертизы:

Инициативная группа жителей п. Коренево, используя материалы общественной экологической экспертизы, добилась судебной отмены решения о землеотводе под проект «рекультивации» отработанного карьера. Служивший местом отдыха затопленный карьер предполагалось превратить в место захоронения отходов. (1996)

Благодаря ряду общественных мероприятий было отменено решение о строительстве в г. Сергиевом Посаде завода по переработке высокотоксичного ракетного топлива. Помимо общественной экологической экспертизы здесь проводился массовый сбор подписей против осуществления проекта, организовывались публикации в СМИ. Материалы общественной экспертизы были направлены в Совет безопасности РФ. (1996)

Дума г. Троицка, учитывая мнение общественности и представленное заключение общественной экологической экспертизы, отменила ряд прежних решений, сделавших возможным строительство мусороперерабатывающего завода (высокотемпературная переработка ТБО). В ходе этой экспертизы для городских депутатов были организованы слушания, в которых приняли участие члены экспертной комиссии. Параллельно с этим Минздрав РФ, куда также было направлено заключение, образовал собственную экспертную комиссию, которая отклонила проект строительства завода. (1997)

В Читинской области общественность организовала общественную экологическую экспертизу проекта золоторудного месторождения Алханай. Геологоразведка была начата в месте, представлявшем религиозную ценность. Общественная экологическая экспертиза показала экологическую и социально-культурную недопустимость реализации проекта в этом месте, а также ее экономическую нецелесообразность. Государственная экологическая экспертиза, рассмотрев материалы общественной экологической экспертизы, утвердила ее заключение и признала выводы полностью обоснованными. (1998)

В Кемеровской области прошла общественная экологическая экспертиза законопроектов «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Во всех трех случаях законы были написаны чиновниками по их собственной инициативе, ввиду возникшей необходимости и при этом «на голом энтузиазме». Сводные заключения ОЭЭ по каждому из законопроектов были представлены в Законодательное собрание Кемеровской области, в Администрацию области и разработчикам. Безусловно, можно говорить о том, что конструктивный диалог между государственными органами, промышленными предприятиями и общественностью состоялся. Областной Госкомэкологии принял активное участие в обсуждении вносимых замечаний и предложений и, более того, проявил заинтересованность в них. (1999)

Проект Генерального плана г. Перми, разработанный фирмой «Энко» (г. С.-Петербург) вызывал острые дискуссии специалистов вокруг различных спорных экологических, социально-географических, транспортных и прочих аспектов. Государственная экологическая экспертиза проекта Ген.плана была организована Комитетом природных ресурсов по Пермской области. Одновременно прошла общественная экологическая экспертиза, организованная Пермским отделением Русского географического общества. В заключении ОЭЭ были сформулированы претензии к проекту, которые не нашли отражения в заключении официального органа. Заключение ОЭЭ было опубликовано в интернет и широко цитировалось в прессе (2002)

Руководство Всеволожского завода прокатных изделий проводило широкую кампанию по убеждению населения и депутатов местного самоуправления в безопасности планируемого производства (выплавки первичного алюминия). Согласно разработанной документации завод был практически безопасен для дачного Всеволожского района. Общественная экологическая экспертиза, организованная Межрегиональным общественным движением «Экологическая безопасность» вскрыла многочисленные нарушения и подтасовки в подготовленной документации. Заключение ОЭЭ было направлено в федеральную госэкспртизу, которая обязала заказчика ответить на все замечания. По итогам рассмотрения переработанной документации проект был отклонен. (2003)

ecom.su

Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза — это эффективный инструмент, позволяющий установить диалог между мнением населения, общественными интересами и формальными процедурами государственного аппарата

Общая характеристика общественной экологической экспертизы

Согласно ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения, можно выделить инициаторов данного вида экологической экспертизы:

  1. органы местного самоуправления;
  2. граждане;
  3. общественные организации (объединения).

Проводить общественную экологическую экспертизу вправе каждая общественная организация (объединение), которая занимается вопросами охраны природной среды и зарегистрирована в установленном порядке.

Законодатель наделяет граждан и местные органы власти правом стать инициатором общественной экологической экспертизы, но принимать окончательное решения об ее проведении может только общественная организация.

И государственная, и общественная экспертизы могут проводиться в отношении одних и тех же объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну

По временному критерию общественная экспертиза проводится одновременно с государственной или до нее. Так как целесообразнее ознакомиться с выводами общественной экологической экспертизы до подписания и утверждения заключения государственной.

Права общественных организаций

Для получения достоверного и полного заключения по экологической экспертизе законодатель наделил общественные организации специальными правами:

  • в необходимом объеме, предусмотренном в законодательстве, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • изучать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • принимать участие как наблюдатели или через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, а также при обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Условия для проведения общественной экологической экспертизы

Относительно условий проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве можно найти противоречия. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливает, что общественная экологическая экспертиза может быть проведена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций органом местного самоуправления. Однако, при прочтении данного положения вспоминается ст. 30 Конституции России, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Получается, что при наличии в уставе общественной организации пункта о проведение общественной экологической экспертизы, организация имеет право организовать ее без дополнительного согласования.

Тем не менее, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает то, что орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать либо отказать в данной процедуре. Если по истечении предусмотренного срока в принятии заявления не было отказано, то оно считается зарегистрированным.

Заявление должно включать следующую информацию:

  • наименование организации,
  • юридический адрес,
  • характер предусмотренной уставом деятельности,
  • состав экспертной комиссии,
  • информацию об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки ее проведения.

Общественная организация перед проведением общественной экологической экспертизы должна оповестить население о начале и после составления заключения о результатах ее проведения.

Основания для отказа в государственной регистрации заявления об инициации общественной экологической экспертизы

Ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • — в отношении данного объекта уже 2 раза проводилась общественная экологическая экспертиза;
  • — заявление о проведении общественной экологической экспертизы подано касательно объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • — общественная организация не зарегистрирована в установленном порядке,
  • — устав общественной организации не предусматривает проведение общественной экологической экспертизы;
  • — содержание заявления не соответствует требованиям законодательства.

Различия государственной и общественной экологических экспертиз

  1. Общественная экспертиза по своей природе инициативная и добровольная, а государственная — обязательная.
  2. Заключение государственной экологической экспертизы по определению обладает юридической силой. А заключение общественной экологической экспертизы приобретает ее только после утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется:

  • специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
  • заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе,
  • органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, — органам местного самоуправления
  • другим заинтересованным лицам.

Также оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

Если общественные объединения и местное население будут не согласны с выводами государственной экологической экспертизы, нарушающими их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

advokat-malov.ru

Общественная экологическая экспертиза

МЭФ «Чистые моря» в сотрудничестве со своими партнерами организует проведение общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть организована и проведена:

— по инициативе граждан и общественных организаций (объединений);

— по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

При этом, данные общественные организации должны соответствовать следующим требованиям:

— основным направлением деятельности, согласно уставу, является охрана окружающей среды, в том числе, организация и проведение экологической экспертизы

— общественные организации (объединения) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 20, Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об экологической экспертизе»).

Общественная экологическая экспертиза проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу имеют право:

— получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;

— знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

— участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, а также в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется:

— федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственную экологическую экспертизу;

— заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе;

— органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы;

— органам местного самоуправления;

— может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Расчет стоимости производится в индивидуальном порядке для каждого партнера. Подробности можно уточнить у специалистов фонда по тел. +7-499-142-07-54

cleanseas.ru

1.5 Общественная экологическая экспертиза

Здесь следует отметить, что формально общественная экологиче­ская экспертиза (ОЭЭ) может проводиться только по проектам, яв­ляющимся объектами государственной экологической экспертизы. А как уже было сказано в разделе 1.3, список таких объектов в настоя­щее время существенно ограничен (приложение 2).

Нормы, устанавливающие порядок организации и проведения ОЭЭ, прописаны только в ФЗ «Об экологической экспертизе». Одна­ко, берясь за проведение ОЭЭ, необходимо проштудировать не толь­ко этот закон, но и другие нормативные правовые документы, регу­лирующие проведение государственной экологической экспертизы. Это необходимо для того, чтобы заключение экспертной комиссии ОЭЭ было обоснованным, формально соответствовало условиям, предъявляемым к оформлению заключения ГЭЭ, а эксперты ОЭЭ соответствовали требованиям, предъявляемым экспертам ГЭЭ. В этом случае, если ОЭЭ проводится до проведения ГЭЭ, то есть шан­сы, что заключение ОЭЭ будет утверждено федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта РФ и приобретет юри­дическую силу. В нашей практике есть пример (один из немногих, если не единственный в России), когда отрицательное заключение проведенной нами общественной экологической экспертизы было утверждено федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и приобрело юридическую силу 1 , что по­зволило не допустить реализации опасного для природы и населения проекта. Но об этом в практической части пособия, а пока вернемся к законодательным нормам.

Согласно статье 20 ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 08.05.2009 г.) ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе ор­ганов местного самоуправления зарегистрированными общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельно­сти которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Соответственно, если такое направление деятельности как «организа­ция и проведение экологической экспертизы» в уставе общественного объединения отсутствует, то провести ОЭЭ оно не имеет права.

Общественная экологическая экспертиза может проводить­ся в отношении объектов государственной экологической эксперти­зы, за исключением тех, сведения о которых составляют государ­ственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Еще раз обратим внимание — чтобы заключение общественной эко­логической экспертизы было учтено экспертной комиссией ГЭЭ, она должна проводиться до проведения государственной экологической экс­пертизы или одновременно с ней. Очевидно, что при этом закончиться ОЭЭ должна однозначно до ГЭЭ, иначе последняя просто физически не сможет учесть заключение общественных экспертов. Тем не менее пра­во провести общественную экологическую экспертизу в любом случае, независимо от проведения ГЭЭ, гарантировано пунктом 2 статьи 22 ФЗ «Об экологической экспертизе».

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном объеме;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавли­вающей требования к проведению ГЭЭ;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представите­лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово­димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется только при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного само­управления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведе­нии ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. 42

Общественные организации (объединения), организующие обще­ственную экологическую экспертизу, обязаны известить население о на­чале и результатах ее проведения.

Статья 24 ФЗ «Об экологической экспертизе» дает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ:

ОЭЭ ранее была дважды проведена в отношении одного и того же объекта;

заявление о проведении ОЭЭ было подано в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию общественной организации (объединения), не была представлена;

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям статьи 20 данного за­кона;

требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмо­тренные статьей 23 ФЗ «Об экологической экспертизе», не выполнены.

Образец заявления общественной организации о проведении ОЭЭ приведен в приложении 3.

Заключение ОЭЭ направляется федеральному органу в области эко­логической экспертизы или органу субъекта РФ, осуществляющему ГЭЭ, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам и публиковаться в СМИ.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологиче­ской экспертизы или органом государственной власти субъекта РФ.

Наша организация неоднократно проводила ОЭЭ, что всегда при­носило только хорошие результаты.

Во-первых, регистрируя ОЭЭ, мы получали полный комплект проектных материалов. Это помогало не только выявить все слабые и опасные места в намечаемой деятельности, но и в дальнейшем (в случае реализации проекта) вести общественный экологической контроль и проверять, насколько заказчик следует собственным про­ектным материалам, что вообще-то является для него обязательным. Мы неоднократно сталкивались с тем, что заказчик ведет строитель­ство с несоблюдением утвержденной проектной документации, что обычно наносило дополнительный вред окружающей среде. Напри­мер, по проекту «Сахалин-2» проектная документация предусма­тривала, что строительство параллельных ниток нефтепровода и газопровода, а также прокладка оптико-волоконного кабеля будут вестись одновременно — для минимизации вреда окружающей сре­де. Однако на деле строительство этих объектов проводилось в раз­ные промежутки времени, и сотни лососевых рек в результате были изуродованы не однократно, а дважды, с разницей в год и более. По­лученные ранее в результате регистрации ОЭЭ материалы проекта позволили нам выявить все детали этого, а также многих других отклонений от утвержденной документации, в результате чего мы смогли обоснованно требовать минимизации ущерба и наказания оператора проекта.

Во-вторых, эксперты всегда помогали нам обосновать, почему те или иные проектные решения опасны для окружающей среды и какие альтернативы можно предложить. Это значительно укрепляло наши позиции в ходе диалога с инициатором проекта, выступлений в СМИ, а также перед экспертами государственной экологической экспертизы. Дважды нам удавалось с помощью общественной эко­логической экспертизы добиваться полного отказа заказчика от реа­лизации опасных проектов.

В-третьих, в ходе проведения общественного экологического контроля по проекту, подвергнутому ОЭЭ, мы всегда знаем, на какие наиболее проблемные участки данного проекта следует обращать внимание.

В-четвертых, если ОЭЭ даст отрицательное заключение, а ГЭЭ положительное, то у общественной организации появляются шан­сы оспорить заключение государственных экспертов в суде, имея на руках альтернативное заключение не менее авторитетных и профес­сиональных экспертов. Правда, в нашей практике таких прецедентов пока не было.

В целом у этого метода почти одни плюсы, главное — наличие хороших и независимых экспертов, способных объективно и со всех сторон рассмотреть предлагаемые проектные решения. К минусам относятся сложности с наличием именно таких экспертов, а также тот факт, что ОЭЭ обычно отнимает много времени и нервов. Также очень важно и правильное соблюдение всех процедур и сроков про­ведения общественной экспертизы — чем раньше будет она проведе­на, тем больше влияния она окажет на процесс принятия решений по проекту.

1 Справедливости ради необходимо отметить, что ни один государственный ор­ган не может объяснить, в чем же конкретно заключается эта приобретаемая заключением ОЭЭ юридическая сила и какие правовые последствия она влечет именно для общественной экспертизы. ФЗ «Об экологической экспертизе» про­сто вводит этот термин и для ГЭЭ, и для ОЭЭ, никак его не объясняя. И если в отношении ГЭЭ это в целом понятно по смыслу закона, то в отношении ОЭЭ — абсолютно не ясно. Однако в том единственном случае, когда заключение нашей ОЭЭ приобрело-таки эту юридическую силу, этот факт сильно подействовал на чиновников, и вредный проект не был допущен к реализации.

ecodelo.org

Смотрите так же:

  • Справка налога перечисленная НТВП "Кедр - Консультант" Подписка на обзоры и консультационные материалы. О ЗАПОЛНЕНИИ СПРАВКИ 2-НДФЛ Начать мне хотелось бы с негласных правил или принципов (кому как больше нравится), которыми следует руководствоваться при заполнении […]
  • Какие правила нельзя нарушать 10 правил, которые нельзя нарушать на Нюрбургринге На Нюрбургринге нельзя обгонять справа Обгон по правой полосе в Германии запрещен. Удар в правый бок и последующее прямолинейное скольжение в забор красный Porsche получил из-за […]
  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]

Обсуждение закрыто.