Объем полномочий в смешанной республике

Характеристика и черты президентской и парламентской республик

В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).

lecu.ru

Смешанная республика – понятие и характеристика

Государство, как правовой механизм, обладает рядом характеристик, среди которых особо выделяется форма правления. Данная категория подразумевает под собой наличие двух крупных разделов – монархий и республик.

Категория «Республика», в свою очередь, делится на парламентскую, президентскую и смешанную. Смешанная республика – это неоднозначная форма правления, изучение которой требует особого внимания. И для того, чтобы понять, что же она собой представляет, необходимо рассмотреть её основные признаки и виды.

Что собой представляет смешанная республика?

Республика, как форма правления, определяется опосредованной властью народа страны. Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.

Данная категория наиболее характерна для государств переходного политического режима, но может встречаться и в странах с устойчивыми демократическими традициями.

Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

  1. Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.
  2. Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.
  3. Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.
  4. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
  5. Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства — в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.
  6. Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.

В зависимости от того, как распределены полномочия президента и парламента, различают два вида смешанных республик – полупрезидентская и полупарламентская.

Полупрезидентская смешанная республика, примерами классического функционирования которой служат Франция и Польша, базируется на усиленной роли президента в управлении государством. По мнению некоторых авторов, данный вид наиболее характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации и в которых заметны процессы перехода от парламентской республики к классической президентской. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и странам СНГ, например, Российской Федерации, Республике Белорусь, Украине.

Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия).

Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным усилением парламента или президента. Иногда такую форму правления ошибочно относят к смешанным (или нетипичным) формам управления государством.

Смешанные формы правления.

Как отмечалось ранее, форма правления имеет два основных вида – монархию и республику. Однако многообразие государственных образований и исторически сложившаяся манера управления выделяют особый вид – смешанные формы правления. К ним относят монархии с республиканскими элементами и республики с монархическими признаками.

Монархия с республиканскими элементами бывает следующих типов:

  1. Выборная монархия – в данном случае правитель избирается по принципу ротации. Примером могут служить ОАЭ и Малайзия.
  2. Конституционная монархия, в которой монарх наследует свою власть и является представителем государства, а государственные органы управления избираются народом – примером могут служить Великобритания, Япония, Швеция. Однако, выделение данного типа в вид смешанной формы правления весьма спорно.

Республика с монархическими элементами представлена следующим списком:

  1. Суперпрезидентская – глава государства де-факто обладает полномочиями монарха в абсолютной монархии. Примером может служить Северная Корея
  2. Исламская республика – элементы монархизма воплощаются в неподчинении главы духовной власти воле народа. Ярчайшим примером является Иран

Смешанная республика, примеры и характеристика которой были представлены выше, является особой формой управления страной, позволяющей без особых гражданских потрясений перейти от одного типа правления к другому. При этом конституционные механизмы, действующие в государстве, обеспечивают легальность и легитимность осуществляемого перехода.

fb.ru

Симонишвили Л. Р. Демократические основы в организации государственной власти в смешанной республике

УДК 351/353; 342.6

Simonishvili L. R. Democratic Foundations in the Organization of State Power in a Semi-presidential System

Аннотация ◊ В правовых государствах существуют три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика; последняя является спорной и трактуется неоднозначно. В смешанной республике президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство. В смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на рассмотрение народа и преследует победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах. Демократизм смешанной республики находится в прямой зависимости от механизма организации государственной власти, определяется степенью реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти может изменяться в зависимости от степени данной поддержки.

Ключевые слова: власть, правовое государство, разделение властей, система сдержек и противовесов, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, парламентское большинство, формирование правительства, вотум недоверия, роспуск парламента.

Abstract ◊ There are three forms of government in law-based states: presidential republic, parliamentary government, and semi-presidential republic. The last one is controversial and interpreted ambiguously. In a semi-presidential republic President and Parliament compete for the right to form the Government within the scope of their power authorization. In a semi-presidential republic dissolution of Parliament is an action that is put to referendum by the President who aims at the victory of his/her party in parliamentary elections and establishment of autocracy in the upper government institutions. Democratism of a semi-presidential republic is in direct dependence on the mechanism of state power organization. It is also determined by the degree of the electorate’s real support and by the fact that the scope of power authorization of the upper government institutions can be changed in accordance with this degree.

Keywords: state, power, legal state, separation of powers, system of checks and balances, legislative power, executive power, judicial power, parliament, president, parliamentary majority, forming of government, vote of non-confidence, dissolution of parliament.

Современная наука различает развитые и неразвитые в правовом отношении государства. Многообразие последних влечет за собой и многообразие форм правления[1], что же касается современных правовых государств (преследующих главную цель — реализацию правовой свободы на основе принципа формального правового равенства индивидов), то для них характерны три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика[2]. Из данной триады наиболее спорной является сущность смешанной республики, которая современной наукой трактуется неоднозначно. Так, одни ученые вообще ставят под сомнение сам факт ее существования, признавая лишь две традиционные формы правления: президентскую республику и парламентарную форму правления[3]. Другие ученые, наоборот, считают, что республика со смешанной формой правления существует, но при этом их анализ не определяет основной принцип присущей ей модели организации государственной власти, которая отличала бы существующие государственно-правовые модели друг от друга. Исходя из этого, идентичная модель организации государственной власти, порой, бывает отнесена учеными к разным формам правления[4].

Главный принципсмешанной республики, отличающий ее от других форм правления, заключается в следующем: если в президентской республике правительство существует при президенте, а в парламентарной форме правления формирование правительства является прерогативой парламента, то в смешанной президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство[5].

В этом аспекте большое значение имеет их партийная принадлежность, которая может влечь за собой две полярные друг другу модели организации государственной власти:

1) Президент и парламентское большинство принадлежат к одной партии. В этом случае можно говорить о возникновении «партийно-президентской власти», во главе которой стоит президент — лидер партии большинства в парламенте, опираясь на которое, он формирует правительство, по сути, самостоятельно, становясь его главой.

2) Президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям. В данной ситуации (так называемом «сосуществовании властей») парламентскому большинству и фактически сформированному им правительству («партийно-правительственной» власти) противостоит президент. В этом случае исполнительная власть приобретает характер двуглавой: её осуществляют и премьер-министр, и президент.

Вместе с тем ряд полномочий президента дают ему возможность оставаться весомой политической фигурой государственного механизма при всех возможных раскладах политических сил (в том числе и в период «сосуществования властей»). Особенно актуальным из данных полномочий является право роспуска парламента. Так, по мнению М. Дюверже, данное право президента помогает ему прибегать в случае необходимости к арбитражу избирателей при конфликтах между ним и парламентским большинством[6]. Это — важнейший признак смешанной республики.

В отличие от президентской республики, где роспуск парламента невозможен, и парламентарной формы правления, где парламент распускается до тех пор, пока не сформируется устойчивая «партийная» власть, в смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на суд народа и преследует одну цель: победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах.

Вместе с тем, реализация данного права порой бывает существенно затруднена: так, если парламент избран после президента (в соответствии с известной современной науке концепцией «более свежей легитимности», получил мандат от населения позже), последнему не остается ничего другого, как сформировать оппозиционное ему правительство (т. е. правительство, опирающееся на партию, оппозиционную президенту). В этом случае роспуск парламента чрезвычайно рискован для президента, так как последние выборы отразили реальные симпатии народа, пойти против которых президент вряд ли решится.

В случае же, если президент был избран после парламента, роспуск парламента для него может стать более результативным: президент, поддерживаемый народом, выносит свой спор с парламентом, на его суд, распускает парламент, получает большинство в новом парламенте и формирует правительство из представителей своей партии, становясь его главой, тем самым, устанавливая единовластие (из представителей «своей» партии) в высших государственных структурах.

Правда, в первом варианте возможна ситуация, когда президент все же пойдет на роспуск парламента и его партия получит большинство в новом. Тогда сформируется мощная «партийно-президентская» власть во главе с президентом, который возглавит правительство.

Во втором варианте возможен и иной финал: в результате роспуска парламента партия президента наберет еще меньше голосов избирателей, проиграет выборы, результатом чего станет сохранение «сосуществования властей»[7]. В таком случае президент окажется в оппозиции парламентскому большинству и правительству.

Исходя из этого, как отмечают некоторые ученые, правом роспуска парламента нужно пользоваться очень аккуратно, так как оно может обратиться в настоящий «бумеранг»[8].

Таким образом, гибкость организации государственной власти в смешанной республике в решающей степени предопределяется способом формирования органов государственной власти и тем объемом полномочий, которыми они обладают. «Двойная демократическая легитимность» (т. е. всенародность избрания и президента, и парламента) исключает серьезные политические разногласия, которые могли бы привести к параличу власти. Баланс властей таков, что объем властных полномочий президента и парламента в наибольшей мере зависит от степени поддержки народом, воли избирателей:

a) Если народ поддерживает президента и на парламентских выборах голосует за его партию, то устанавливается единовластие в высших государственных структурах. И президент, и парламентское большинство, и правительство в этом случае принадлежат к одной партии, что практически исключает конфликт властей. В данной ситуации объем властных полномочий президента возрастает и превращает его в политическую фигуру номер один.

b) Если президент утрачивает поддержку народа, то возрастает влияние партии, оппозиционной президенту, которая формирует свое правительство. Устанавливается период сосуществования властей.

Таким образом, особенностью смешанной республики, отличающей ее от президентской республики и парламентарной формы правления, является то, что:

1) она предполагает возможность конкурирования между президентом и парламентом (парламентским большинством) за право формирования правительства и, как следствие, то, что правительство в определенных ситуациях может быть сформировано как президентом, так и парламентом;

2) в случае возникновения противостояния, кардинальных разногласий между институтами власти (прежде всего, президентом и парламентом [парламентским большинством]) итог данного противостояния выносится на суд народа, которому принадлежит право выбора модели организации государственной власти — либо единовластия в высших государственных структурах, либо «сосуществование властей»[9].

Исходя из этого, демократизм смешанной республики заключается в прямой зависимости механизма организации государственной власти от степени реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти (прежде всего, президента и парламента) в зависимости от степени данной поддержки может изменяться.

[1] См.: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001. С. 159–170.

[2] См.: Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 599.

[3] См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 246–250; Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 172–173; Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997. С. 111–112; Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998. С. 65.

[4] Так, например, предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают её классической смешанной республикой; другие — классической президентской; третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики. Аналогичны и дискуссии по вопросу о форме правления в РФ (по Конституции 1993 г.). Так, одни настаивают на том, что это смешанная республика; другие — президентская; третьи делают вывод о том, что это неопрезидентская республика; четвертые утверждают, что форма правления в РФ — это некая модификация президентской республики (российская модель президентской республики).

[5] Следует иметь в виду, что смешанная республика — это достаточно редкая республиканская форма правления. Наличие фигуры премьер-министра и одновременно избрание народом президента, который в конституции называется главой государства, — не основание считать республику смешанной, т. е. и не президентской, и не парламентарной. В большинстве случаев — это разновидности либо президентской, либо парламентарной формы правления (так называемые президентские республики с элементами парламентаризма и парламентарные республики с элементами президенциализма).

[6] Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996. P. 551.

[7] Нельзя забывать, что, если «сосуществование властей» возникло в связи с досрочным роспуском парламента, президент ограничен временными рамками по повторному его роспуску.

[8] Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996. P. 36.

[9] Как показывает, в частности, опыт Франции, если в 60–70-е годы французы предпочитали единовластие в высших государственных структурах, то в 80-е годы ситуация кардинально изменилась и предпочтительным стало «сосуществование властей».

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.

Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999.

Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.

Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998.

Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001.

Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996.

Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.

Nersesiants V. S. Obshchaia teoriia prava i gosudarstva. M., 1999.

Obshchaia teoriia gosudarstva i prava : Akademicheskii kurs v 2-kh t. / otv. red. M. N. Marchenko. M., 1999.

Problemy obshchei teorii prava i gosudarstva / pod red. V. S. Nersesiantsa. M., 1999.

Syrykh V. M. Teoriia gosudarstva i prava. M. : Bylina, 1998.

Teoriia gosudarstva i prava / pod red. M. N. Marchenko. M., 1997.

Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran. M., 2001.

Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996.

Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.

Симонишвили Лия Робертовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Московской финансово-промышленной академии. Тел.: +7 (917) 585-54-63.

Simonishvili Liia Robertovna, Candidate of Science (law), associate professor of the Theory and History of State and Law Department at the Moscow Academy of Industry and Finance. Tel.: +7 (917) 585-54-63.

www.zpu-journal.ru

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой — возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, неста­бильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Во Франции Президент избирается прямым всеобщим голосовани­ем (ст. 6 Конституции страны), председательствует в Совете мини­стров (ст. 9), обладает правом роспуска Национального собрания после консультации с Премьер-министром и председателями палат (ст. 12), может брать на себя после соответствующих консультаций чрезвычай­ные полномочия (ст. 16), формирование правительства и руководство им Президент осуществляет самостоятельно, без вмешательства и кон­троля со стороны парламента и др. Эти и ряд других важных моментов, характеризующих конституционно-правовой статус Президента Франции, позволяют не только отнести эту страну к числу президент­ских республик, но и констатировать наличие в ней очень сильной президентской власти, во многих отношениях превосходящей власть Президента США, что позволяет некоторым исследователям вести речь даже о «республиканской монархии».

Однако именно «правительство определяет и проводит политику нации» (ст. 20) и при этом находится в прямой зависимости от парла­мента, поскольку Премьер-министр после обсуждения в Совете мини­стров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственнос­ти Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией, т.е. вопрос о доверии. Национальное собрание может вы­разить недоверие Правительству путем голосования резолюции пори­цания, под проектом которой должны стоять подписи не менее десятой части депутатов парламента (ст. 49). Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, гласит ст. 50 Консти­туции Франции, то Премьер-министр должен вручить Президенту Рес­публики заявление об отставке Правительства. Все это требует при­знать, что Франция одновременно обладает многими сущностными чертами и парламентарной республики.

Некоторые авторы* возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную рес­публику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргумен­ты не представляются убедительными. Спору нет, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные респуб­лики — более пли менее существенные черты президентского правле­ния. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить. Но указанные авторы не учитывают, что когда речь идет о смешанной, полупрезидентской рес­публике, имеется в виду не та ситуация, когда у президентской в своей основе республики выявляются какие-то частичные проявления пар­ламентаризма или у парламентарной в главном и основном республики обнаруживаются частичные элементы президентского правления, а та, когда верховная власть в стране оказывается реально поделенной в равной или сопоставимой мере между президентом и парламентом, а правительство оказывается в прямой, реальной и серьезной зависимос­ти как от президента, так и от парламента.

* См.: Арановский К.В. Указ. соч. С. 4, 169-173.

Сказанное выше о форме правления во Франции это убедительно подтверждает. То же можно сказать о форме правления в Польше, где Президент, как и во Франции, избирается всеобщим голосованием на­рода, может созывать Совет Кабинета и председательствовать на нем, выдвигает кандидатуру Председателя Совета Министров, назначает и принимает отставку его и т.д., но в то же время контроль за деятельнос­тью Совета Министров осуществляет Сейм (палата парламента), у ко­торого Председатель Совета Министров получает вотум доверия, а члены Совета Министров несут как солидарную ответственность перед ним, так и индивидуальную ответственность, Президент же принимает отставку Председателя Совета Министров и назначает избранного Сеймом нового Председателя Правительства. Сейм имеет право выра­зить вотум недоверия и отдельному министру, а Президент отозвать такого министра. Изменения в составе Совета Министров Президент производит по предложению Председателя Совета Министров.

До 90-х гг. черты смешанной, полупрезидентской республики были присущи и Финляндии, но в результате глубоких конституционных преобразований эта республика превратилась в парламентскую, хотя и сегодня Президент Финляндии напрямую избирается народом, а его полномочия достаточно широки и носят отнюдь не номинальный ха­рактер. Следует учитывать, что смешанная, полупрезидентская респуб­лика сама может иметь свои разновидности. Она существует не только во Франции и Польше. Ее черты так или иначе проявляются в Шри-Ланке, в ряде франкоязычных и иных странах, особенно там, где устанавливается двойная ответственность правительства как перед парла­ментом, так и президентом. Эта форма правления по-своему проявля­ется в Швейцарии. Она использовалась в процессе перехода ряда стран (Португалии, Болгарии, Югославии, Хорватии и др.) от тоталитаризма к демократии. Как будет показано ниже, известные ее черты присущи и современной российской государственности.

www.bibliotekar.ru

2. Полномочия президента в президентской республике.

Согласно многим конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путём импичмента).

Президент имеет определённые привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолёты, охрану, свой штандарт – флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту – «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны (назначает дипломатических представителей, при нём аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств, выступает с инициативой согласительных процедур между федерацией и её субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д.).

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти (назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает законы и обладает правом вето, публикует их, промульгирует законы, обладает правом законодательной инициативы – в США такого права у него нет , может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению).

3. Полномочия по формированию других высших органов государства (назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства /коалиции партий/ в парламенте, в некоторых странах назначает премьер-министра /Украина/ или министров /США/ с согласия парламента, назначает многих высших, а иногда не только высших должностных лиц, ZB., судей).

4. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности (издаёт нормативные акты – указы, декреты, декрет-законы, отменяет акты органов исполнительной власти; его акты, имеющие силу закона, издаются обычно до принятия соответствующего закона и утрачивают силу с его принятием; такие же акты издаются им в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего; по общему правилу акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль, а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его).

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций (вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом – на определённый срок под контролем парламента, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию).

6. Полномочия по распоряжению вооружёнными силами (является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями: назначает высший командный состав армии, присваивает воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нём обычно создаётся совещательный орган – совет безопасности).

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определённых рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности (вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почётные звания и т.д.).

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государства.

texts.news

Смотрите так же:

  • Закон кирхгофа спектральная плотность Закон Кирхгофа Кирхгоф, опираясь на второй закон термодинамики и анализируя условия равновес­ного излучения в изолированной системе тел, установил количественную связь между спектральной плотностью энергетической светимости и спектральной […]
  • Приказ о создании производства Приказ о создании производства Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Судебно-строительная экспертиза при минюсте Судебно-строительная экспертиза при минюсте В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом на территории Омской области пройдут акции и мероприятия: 30.11.2017 года семинар «Если вы пишете о СПИДе» для студентов факультетов журналистики […]
  • Разбор слов Пребывание Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]
  • Основы квалификации преступления учебник Теоретические основы квалификации преступлений: учебное пособие (fb2) Теоретические основы квалификации преступлений: учебное пособие 795K, 222с. (читать) (читать постранично) (скачать fb2) издано в 2008 г. (post) […]

Обсуждение закрыто.