О присяжных заседателя закон

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

20 августа 2004 года

Определяются категории судов, в которых возможно рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Утверждаются требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

Устанавливаются порядок и принципы формирования списков присяжных заседателей, включая ограничения для включения в эти списки отдельных категорий граждан, обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании списков присяжных заседателей, сроки привлечения присяжных заседателей для исполнения соответствующих обязанностей, возможность досрочного прекращения или приостановления полномочий присяжных заседателей, материальное обеспечение деятельности присяжных заседателей, а также гарантии их независимости.

Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с данным Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения этих дел.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 2005 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Права и обязанности граждан на участие в отправлении правосудия

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Данное право предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами.

Статус присяжного заседателя определен Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Данный закон предоставляет гражданам право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей, что вместе с тем является их гражданским долгом.

Ответ на вопрос, кто и как может стать присяжным заседателем, содержится в статье 3 названного закона.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются каждые четыре года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местной администрацией) отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

При этом следует отметить, что существуют определенные ограничения для кандидатов в присяжные заседатели.

Присяжными заседателями, равно как и кандидатами в присяжные заседатели, не могут быть:

— лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет.

Данное требование предусматривает необходимость наличия у присяжного заседателя определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости и соотносится с установленными статьей 119 Конституции РФ требованиями к минимальному возрасту, по достижении которого граждане РФ могут быть судьями — 25 лет;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

— лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками, рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах.

Многие граждане, получившие уведомления о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, задают вопрос: «Кто такой присяжный заседатель?».

В соответствии с пунктом 30 статьи 5 УПК РФ присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Суд присяжных действует в составе судьи и присяжных заседателей.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков в случае подачи ими письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению ими обязанностей присяжного заседателя, если они являются:

— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

— лицом, достигшим возраста 65 лет;

— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

После окончания процедуры отбора кандидатов в присяжные заседатели сформированные списки передаются в суд.

Непосредственным моментом привлечения граждан к участию в рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей является принятие присяжными заседателями присяги, благодаря чему и появилось соответствующее наименование – присяжные.

Способность коллегии присяжных заседателей вынести справедливый и правильный вердикт во многом зависит от ее состава. Присяжные должны осознавать свой гражданский долг, быть объективными, честно и беспристрастно исполнять свои обязанности.

Формирование коллегии присяжных заседателей – сложный процесс, включающий в себя как организационные (составление списков кандидатов в присяжные заседатели, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные моменты (выявление председательствующим судьей у приглашенных кандидатов в присяжные заседатели возможности быть объективными и непредвзятыми при рассмотрении конкретного дела, заявление кандидатами самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и безмотивный отвод кандидатов в присяжные заседатели).

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, природой такого суда и особенностями производства в нем: присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела — о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости.

Существенное значение приобретают личностные характеристики присяжных заседателей, их незаинтересованность в исходе дела, объективность.

Исходя из этого, предусмотрены правовые средства для обеспечения беспристрастности суда. К числу таких средств относятся уголовно-процессуальный институт отвода присяжных заседателей.

В соответствии с частью 3 статьи 328 УПК РФ при формировании коллегии присяжных заседателей кандидатам в присяжные заседатели разъясняется их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками судопроизводства.

После этого кандидаты в присяжные заседатели опрашиваются о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Эти обстоятельства перечислены выше. Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Указанные положения закона носят обязательный характер и являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели. В противном случае нельзя признать законным состав коллегии присяжных заседателей, если в него войдут лица, которые не могут являться присяжными.

В соответствии с частью 7 статьи 326 УПК РФ от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены:

— лица старше 60 лет;

— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Наличие перечисленных оснований не является обязательным для отстранения кандидата в присяжные заседатели от участия в рассмотрении. Указанные лица могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей только по их личному заявлению.

Часто в ходе формирования коллегии кандидаты в присяжные заседатели просят освободить их от участия в связи с занятостью по работе. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Более того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Законодателем гарантированы определенные правовые положения для реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей.

Так, присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия в соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В то же время неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя может быть квалифицирована как неисполнение законного распоряжения судьи. В этом случае нарушитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от 500 до 1000 руб. или административному аресту на срок до 15 суток.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определены периодичность и продолжительность призыва граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации — один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.

Институт присяжных заседателей призван способствовать формированию объективного и беспристрастного мнения по вопросу виновности подсудимого и как следствие — вынесению законного и обоснованного вердикта.

www.prokuror-rostov.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 августа 2004 года №113-ФЗ

О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 31.03.2005 г. №26-ФЗ, 22.12.2008 г. №265-ФЗ, 25.11.2009 г. №271-ФЗ, 27.12.2009 г. №350-ФЗ, 29.12.2010 г. №433-ФЗ, 23.06.2016 г. №209-ФЗ (вступ. в силу 01.06.2017 г.), 03.07.2016 г. №305-ФЗ, 01.07.2017 г. №148-ФЗ)

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 г. №209-ФЗ)

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

base.spinform.ru

Внесены изменения в закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в пакете с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», направленным на дальнейшее укрепление и развитие демократических основ уголовного судопроизводства.

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» дополняется положениями, определяющими процедуру составления списков кандидатов в присяжные заседатели для районных судов и гарнизонных военных судов, а также порядок направления этих списков в соответствующие суды.

В частности, предусматривается, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, и направляет эти списки в районный суд, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего муниципального образования, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Обязанность рассмотрения и разрешения заявлений граждан об исключении их из списков или об исправлении неточных данных, содержащихся в списках, возлагается на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

По представлению руководителя суда областного уровня о необходимом для работы судов числе кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации также каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации. В целях обеспечения необходимого для соответствующих судов числа кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочием принимать решение об образовании округа из нескольких муниципальных образований, на территории которых распространяется юрисдикция соответствующего районного суда.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования и сообщает исполнительно­-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований, представляемые в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом также устанавливается порядок обеспечения гарнизонных военных судов необходимым числом присяжных заседателей.

kremlin.ru

Как не стать присяжным заседателем и каковы последствия?

Здравствуйте! Пришло письмо, где сообщили, что я включена в список кандидатов в присяжные заседатели. Правильно я понимаю, что можно письмо проигнорировать, и ничего за это не будет? Совсем нет времени, желания и внутренних ресурсов, чтобы этим заниматься.

С уважением, Ольга

Ответы юристов (4)

На основании ч. 2 ст. 2 ФЗ от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
При этом не каждый может стать присяжным заседателем. Так, в ч. 2 ст. 3 даного ФЗ указано, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона N 113-ФЗ граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях:
— выявления обстоятельств, наличие которых не позволяет гражданину быть присяжным заседателем (такие обстоятельства указаны в ч. 2 ст. 3 Закона N 113-ФЗ);
— подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим (гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, в течение пяти лет со дня увольнения); судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения (имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, уголовно-исполнительной системы, — в течение пяти лет со дня увольнения); священнослужителем.

Ответственности кандидата в присяжные заседатели за уклонение от исполнения своих обязанностей законодательство не предусматривает.
В пункте 3 ст. 333 УПК РФ установлена лишь ответственность за неявку присяжного заседателя в суд без уважительных причин.
Таким образом, в случае получения письма о включении в списки кандидатов в присяжные заседатели вы вправе исполнить свой гражданский долг, участвуя в совершении правосудия, также вы вправе заявить самоотвод по уважительным причинам, если таковые имеются. Но если вы не отреагируете на такое письмо, к ответственности вас не привлекут.

Уточнение клиента

А если меня включат в список присяжных заседателей, то я обязана буду явиться?

16 Января 2018, 12:58

Есть вопрос к юристу?

Если письмо просто проигнорируете, как Вы пишите, то Вас никуда не включат, поскольку это будет считать равносильно отказу. Система работает с большим запасом, не беспокойтесь, Вам найдут замену.

Как правило, из явившихся для отбора кандидатов 30% заявляют самоотвод. Граждане ссылаются на трудовую занятость, состояние здоровья, опасаются за свою жизнь. Они не хотят отрываться от привычных дел, боятся потерять работу, что важнее для них, чем призывы о гражданском долге.
Согласно новым законам число присяжных заседателей в областных, окружных и Верховных судах с 1 июня 2017 г. уменьшится до восьми человек. А в районных и городских судах коллегия присяжных будет состоять из шести человек.
Уменьшение числа присяжных заседателей, безусловно, облегчит работу, сократит процесс отбора кандидатов, ускорит сам судебный процесс. Что касается присяжных заседателей в районных, городских судах, думается, что явка кандидатов будет на порядок выше, особенно в сельских районах. Второй момент — дела в районных судах с участием присяжных заседателей не будут идти месяцами, и тем более — годами, как это нередко происходит в судах областей, республик. С этой точки зрения обеспечение участия присяжных на районном, городском уровне не должно стать затруднительным.

Уточнение клиента

Т.е., в список присяжных заседателей (не кандидатов) меня не включат без моего согласия?

16 Января 2018, 14:17

Согласно ч.5 ст. 5 ​Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»​, о составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.​

В данном случае от Вас требуется письменное заявление об исключении Вас из списка кандидатов в присяжные заседатели в течении двух недель!​

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:
У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость. Лицо в судебном порядке признано недееспособным. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере). Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство. Возраст — 65 лет и старше. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

m.pravoved.ru

Смотрите так же:

  • Закон свердловской области о предоставлении земельного участка Закон Свердловской области от 7 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Закон Свердловской области от 7 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных […]
  • Закон об страховании банковских вкладов Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 декабря […]
  • 702 приказ мвд Приказ МВД РФ от 1 октября 2010 г. № 702 “О внесении изменений в приложение № 4 к приказу МВД России от 27 августа 2008 г. № 751” (не вступил в силу) Внести изменения в приложение № 4 к приказу МВД России от 27 августа 2008 г. № 751 «О […]
  • Мвд приказ 1077 Приказ МВД РФ от 9 декабря 2008 г. N 1077 "Об утверждении Порядка работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел […]
  • Закон калмыкии об административных правонарушениях Закон Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 г. N 162-III-З "Об административных комиссиях в Республике Калмыкия" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 г. N 162-III-З"Об административных комиссиях в […]
  • Фз о публичной собственности Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении […]

Обсуждение закрыто.