Не страховые случаи по осаго 2014

Оглавление:

Автомобили

Закон и право

ОСАГО подогнали под автомобилистов

Выплаты по страховым случаям увеличат до 400 тыс. рублей

Выплаты по страховым случаям увеличатся до 400 тыс. рублей. Отказывающих в продаже полисов страховщиков будут наказывать штрафами. А о желании идти в суд придется заранее информировать свою страховую компанию. Такие нововведения ждут автомобилистов благодаря одобренному Госдумой во втором чтении блоку поправок к закону об ОСАГО.

Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об ОСАГО, согласованные комитетом по финансовому рынку. Согласно одной из принятых поправок, лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП с 1 октября этого года будет увеличен с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. руб. С 1 апреля 2015 года до 500 тыс. руб. увеличатся и выплаты по ущербу жизни и здоровью. Сейчас максимальная сумма составляет 160 тыс. руб. Изменится и порог учета износа деталей — с 80 до 50%.

Порядок возмещения убытков

Согласно одобренным Госдумой поправкам, автовладелец, пострадавший в ДТП, сможет выбирать способ возмещения вреда: в денежной форме или направлением на ремонт. Отвечать за продолжительность ремонтных работ будут страховые компании.

Кроме того, поправками к закону изменяется и система прямого возмещения убытков. Так, автовладелец будет обращаться за выплатами только в свою страховую компанию. Таким образом, из закона исключается возможность страхователя обращаться в компанию, страховавшую ответственность виновника ДТП. Законодатели считают, что ничего, кроме затяжек времени выплаты по страховке, это право потребителю не дает.

Штрафы в случае затягивания выплат за навязывание дополнительных продуктов

Центробанк рассказал россиянам, что делать при осложнениях с оформлением ОСАГО

В случае затягивания страховых выплат штраф для компаний предложено увеличить с 0,1 до 1% от суммы возмещения за каждый просроченный день. Кроме того, в случае отказа в продаже полиса ОСАГО при наличии у страховой компании лицензии государство будет штрафовать должностных лиц, отказавших в продаже страховки или навязывавших дополнительные услугу, на 50 тыс. руб.

Также будет увеличен, согласно одобренным поправкам, и лимит выплат по Европротоколу. Так, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальный размер выплаты в случае оформления ДТП по Европротоколу будет также составлять 400 тыс. руб. Пострадавший при ДТП должен будет предъявить материалы с видеофиксаторов обоих автомобилей. Для других регионов максимальная сумма выплаты составит 50 тыс. руб.

Поправки предполагают также введение тарифного коридора с той целью, чтобы компании могли вести конкуренцию, снижая стоимость полисов ОСАГО. На сколько увеличится в результате стоимость страхового полиса, пока неизвестно. Как сообщили «Газете.Ru» в Российском союзе страховщиков (РСА), тарифы должны подняться на 24,23%.

Страховые компании заметно повысили стоимость каско для покрытия убытков по ОСАГО

Те поправки, которые профильный комитет отверг, не поддержали и депутаты. Так, законодателями была отклонена норма, согласно которой страховщикам пришлось бы выплачивать клиентам деньги по всем действующим полисам ОСАГО исходя из новых лимитов.

Кроме того, из проекта поправок убрали норму, которая позволяла автовладельцам разъехаться в случае ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции даже в том случае, если у водителей имеются разногласия относительно обстоятельств аварии.

Также в числе принятых Госдумой поправок — сокращение срока досудебного урегулирования споров между страховщиком и страхователем с 30 до 25 дней.

«Мирное разбирательство претензий между страховщиком и страхователем без вмешательства суда включает рассмотрение страхового случая, проведение экспертиз и выплат возмещения, — рассказали «Газете.Ru» в РСА. — На само досудебное урегулирование остается пять дней. Это очень серьезная проблема: за пять дней страховщики физически не будут успевать обрабатывать страховые случаи. Риск в том, что тут открывается поле для мошенников и автоюристов, которые предлагают автовладельцам наличные в обмен на переуступку права требования по страховке. Многие соглашаются, «автоюристы» идут в суды, отсуживают в разы превышающие причиненный ущерб суммы, страховщики терпят убытки, а выигранные «автоюристами» суммы не доходят до пострадавших».

Напомним, что поправки к закону об ОСАГО были зарегистрированы Госдумой в декабре 2012 года. В первом чтении они были приняты в апреле 2013 года. Ко второму чтению поправки готовились более года. Рассмотрение проекта поправок к закону об ОСАГО в третьем чтении назначено на 4 июля.

Президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин пояснил «Газете.Ru», что созданная в будущем Единая методика оценки ущерба позволит минимизировать количество спорных ситуаций и судов.

«Сколько экспертов, столько мнений. Один эксперт может считать, что ремонт стоит 1 тыс. руб., а другой — 10 тыс. руб. Благодаря единой методике все будут считать одинаково», — заявил Бунин.

Еще одно нововведение, которое позволит уйти от большого количества судов, — досудебная система урегулирования убытков.

Российские автомобилисты выступают против двукратного повышения стоимости ОСАГО

«Если страхователь не доволен, он должен обратиться в страховую компанию за тем, чтобы урегулировать убыток. В настоящее время 25% убытков регулируется без участия страховых компаний — застрахованный потерпевший идет прямо в суд, а не обращается в страховую компанию. Это совершенно ненормально. Если страхователь недоволен, он должен будет проинформировать страховую компанию. Ее сотрудники попробуют договориться с клиентом и решить проблему, и только если этого не удалось, можно обращаться в суд», — полагает Бунин.

Эксперт уверен, что увеличение лимита выплат по Европротоколу поможет большему количеству автомобилистов оформлять ДТП без ожидания прибытия сотрудников ДПС.

«По нашим данным, 8–9% случаев оформляется без сотрудников ДПС. Это немало. Но мы уверены, что после увеличения лимита водители будут делать это чаще. Люди перестанут опасаться, что им не хватит денег на страховую выплату», — считает Бунин.

Отметим, что абсолютная ясность по базовым тарифам ОСАГО наступит к 1 октября. Тогда тарифы будут увеличены минимум на 24%. С 2016 года Центробанк (ЦБ) РФ сможет корректировать тарифы раз в год.

Напомним, что недавно ЦБ РФ выпустил разъяснения и подробные инструкции для автовладельцев, которые недовольны работой своей страховой компании. Теперь по основным проблемным ситуациям существует подробное руководство к действию, которое поможет автомобилисту отстоять свои права, не переплачивать за дополнительные услуги и требовать от страховой компании полагающиеся выплаты.

По мнению главы «Ассоциации защиты страхователей» Николая Тюрникова практически все принятые поправки имеют две стороны медали.
«Для автомобилистов самой важной из принятых поправок стало повышение лимита выплат в случае ДТП, рассказал «Газете.Ru» Тюрников. — При этом страховщики все-таки добились того, что тарифы на ОСАГО будут увеличены – стоимость страховки существенно возрастет. При этом оснований для повышения тарифов у страховых компаний на самом деле нет».

«Увеличение лимита выплат по Европротоколу – нужная поправка, считает Тюрников. – В теории это может существенно снизить заторы на дорогах – водители не будут по несколько часов ожидать инспектора ГИБДД, перекрывая движение. Но для автовладельцев оформление ДТП таким способом остается довольно сложной задачей. Это только называется «Европротокол», но на самом деле он с каким-то русским подтекстом».

С возмещением ущерба автовладельцам в виде ремонта, по мнению эксперта, ситуация также неоднозначная. «Страховая компания может иметь договор с каким-нибудь сервисом, который находится за 100 км от места проживания автовладельца, — поясняет Тюрников. — Кроме того, автомобилисты все равно должны будут доплачивать за новые детали. Есть и проблема с некачественным ремонтом, в случае которого автовладелец вынужден будет разбираться с сервисом сам, хотя договор с ремонтиками заключает страховая компания».

m.gazeta.ru

Страховые случаи по ОСАГО

В соответствии с действующим законодательством, выплаты по страховому полиса ОСАГО производятся только пострадавшей в ДТП стороне, когда имело место нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу лица, которое было признано потерпевшей стороной.

Конечно, есть определенный перечень страховых случаев, когда страховые компании не осуществляют выплаты, поэтому нужно отметить случаи, когда выплаты можно получить на 100% (что входит в страховой случай):

  • Водитель сбил человека, нанеся ему ущерб здоровью или убив его;
  • Нанесен ущерб здоровью человеку (или нескольким людям), которые находились в другом автомобиле, участвующим в аварии;
  • В аварии пострадал автомобиль или иное транспортное средство;
  • В ДТП пострадало любое имущество (сломан забор, поврежден дом и т.п.).

Если наступил страховой случай при ДТП по ОСАГО, то по закону страховщик будет выплачивать пострадавшей стороне определенную сумму:

  • До 500 000 рублей, если вред был причинён здоровью и жизни людей;
  • До 400 000 рублей, если было повреждено имущество пострадавшей стороны.

Если вы планируете взыскать страховую выплату, то оформить ее можно как в своей, так и в страховой компании виновника аварии. Дополнительной страховкой зачастую становится полис ДСАГО, за счет которого можно застраховать свою ответственность на 1 000 000 рублей.

В каких случаях ОСАГО не действует?

Нужно принимать во внимание тот факт, что далеко не всегда страховая компания будет выплачивать средства в соответствии с договором оформления ОСАГО. Можно привести небольшой список подобных случаев:

  • Вред здоровью или имуществу третьих лиц был нанесен незастрахованным автомобилем или срок действия полиса был просрочен.
  • Третьей стороне был нанесен исключительно моральный вред или когда имеет место требование возмещения упущенной выгоды.
  • Вред здоровью или имуществу третьих лиц был нанесен в ситуации, когда застрахованный автомобиль использовался для обучения вождению, участия в гонках, испытаний, если это не оговорено в договоре.
  • Вред здоровью или имуществу третьих лиц был нанесен грузом, который перевозился на автомобиле, если это не оговорено в договоре.
  • Вред здоровью или имуществу был нанесен рабочим при исполнении ими своих обязанностей, если этот вид вреда не должен быть возмещен в соответствии с законодательством.
  • Когда требуется возместить убытки работодателю по причине причинения вреда здоровья его сотруднику.
  • Вред здоровью или имуществу людей, который был нанесен прицепом, перевозимым грузом, установленным оборудованием и другим имуществом.
  • Вред здоровью или имуществу третьих лиц, нанесенный при погрузочно-разгрузочных работах.
  • Нанесение вреда антиквариату, культурно-историческим сооружениям, драгоценным изделиям, наличным средствам и ценным бумага, ценным религиозным предметам, произведениям искусства и иным объектам интеллектуальной собственности.
  • Если размер нанесенного ущерба превышает сумму, которая может страховая компания заплатить в соответствии с договором ОСАГО, то оставшуюся часть должен выплатить виновник ДТП за счет личный средств.
  • Страховые выплаты в соответствии с действующим полисом ОСАГО не будут производиться страховыми компаниями, если сотрудники обнаружат умысел в действия виновника аварии или установят факт его пребывания в алкогольной или иной форе опьянения.
  • Вред здоровью или имуществу людей, который был нанесен обстоятельствами непреодолимой силы.

Если ваш страховой случай попадает под действие одного из пунктов этого списка, то обращаться в страховую компанию за выплатой бесполезно. Даже в судебном порядке никто не сможет взыскать со страховщика средства, потому что всё это установлено на законодательном уровне.

autodr.ru

Страховая Правда

Повреждения автомобиля можно получить при любых обстоятельствах: при ДТП, при неизвестных обстоятельствах, когда машина стояла во дворе, на стоянке при открытии двери в соседнем автомобиле, при ураганах, когда падают рекламные щиты и т.п.

Однако многие автолюбители до сих пор не знают, в каких случаях они могут получить выплату по ОСАГО, а какие обстоятельства не будут относиться к страховым случаям.

Для начала обратимся к Закону об ОСАГО, который дает понятие страховой случай. Чтобы событие (повреждение автомобиля) было признано страховым случаем, должны быть соблюдены обязательные условия.

1. Должна наступить гражданская ответственность застрахованного владельца ТС.

Если вы единственный участник ДТП (например, въехали в дерево), то естественно это событие не является страховым случаем по ОСАГО. Участников ДТП должно быть как минимум два. И гражданская ответственность наступает у виновника, а невиновный считается потерпевшим, который имеет право получить страховое возмещение.

Если машина повреждена на стоянке при неясных обстоятельствах или, окажется, что кто-то гвоздиком по двери провел, то это также не является страховым случаем по ОСАГО, так как виновник либо не установлен, либо это не владелец ТС.

А вот если окажется, что ваш стоящий автомобиль поврежден при использовании другого автомобиля, и он известен, то такое событие относится к страховому случаю.
Таким образом, вред должен быть причинен другим ТС, владелец которого признан виновным в причинении ущерба. Так что если упал рекламный щит, то это естественно не страховой случай по ОСАГО. Для таких событий существует КАСКО.

2. Вред автомобилю должен быть причинен при использовании ТС виновника. Использованием ТС признается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

Если на стоянке ущерб вашему автомобилю причинен стоящим ТС (например, причинитель вреда открыл дверь своего автомобиля и повредил дверь вашего), то это не будет являться страховым случаем по ОСАГО.
Таким образом, ТС виновника должно двигаться.
Условия, указанные выше, вытекают из основных понятий Закона об ОСАГО, перечисленных в 1 статье.

Между тем есть случаи, которые соответствуют условиям, но из страхового покрытия исключены.

Не страховые случаи по ОСАГО

Закон содержит исключения из страхового покрытия, которые перечислены в статье 6

1) Если вред причинен одним ТС, а полис оформлен на другое ТС. Страховка распространяется только на то ТС, которое указано в полисе.

2) Не возмещается моральный вред или упущенная выгода

3) Если ущерб причинен при соревнованиях, испытаниях, учебной езде в специально отведенных местах.

4) Загрязнение окружающей среды.

5) Если вред причинен грузом, а ответственность грузоперевозчика должна быть застрахована.

6) Не возмещается вред жизни или здоровью работников при исполнении трудовых обязанностей, если это вред возмещается по другому виду страхования;

7) Не подлежат возмещению убытки работодателя, которые он понес в связи с возмещением вреда работнику.

8) Не возмещается вред, причиненный автомобилю виновника ДТП.

9) Если ущерб причинен при погрузке и разгрузке.

10) Не подлежит возмещению повреждение или уничтожение ценностей, в том числе культурных (зданий, сооружений, произведений искусства и т.п.)

Итак, если повреждение вашего автомобиля произошло в результате исключений из страхового покрытия или за повреждения не отвечает владелец другого ТС, либо оно не находилось в движении, то выплату по ОСАГО от страховщика вы не получите, так как такие события не буду являться страховыми случаями.

prostrahovie.ru

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми. В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

    Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует — если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом — будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля. Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Заключение

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

insur-portal.ru

ОСАГО – что такое страховой случай, что им не является и что считается спорным?

Машина повреждена, а страховая уверяет, что возмещение не положено? Обычная ситуация, но подобному не следует верить. Ведь страховой случай по ОСАГО это не только банальное ДТП, а иногда и запутанные ситуации, которые страховщики всегда норовят истолковать со своей колокольни. Хотите уметь самостоятельно разбираться в этом вопросе? Юридическая статья ниже вас ждёт. Тема сложная, но старался разъяснить просто.

Каким законодательством определяется страховой случай?

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий ОСАГО. Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от 25.04.2002 г., ред. от 23.06.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ№ 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от 01.12.2007, ред. от 21.07.2014 г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) ущерба здоровью/жизни потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС.

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Как на страховой случай влияют регресс и суброгация?

Есть в страховом деле такие понятия, как регресс (обратное требование) и суброгация. Подробнее о них я расскажу в отдельной статье, а тут коснусь их влияния на СС.

Дело в том, что выплаты возмещения потерпевшей стороне не имеют прямой зависимости от факта наступления СС. Вернее, от его признания СК таковым. Ведь в правилах ОСАГО существуют такие нормы, по которым при СС право на возмещение за счет страховщика утрачивается или не наступает вовсе (например, не подано уведомление о ДТП, упущен срок для подачи, неправильно заполненный бланк и т. д.).

Тогда выплаты все равно осуществляются, но конечным материальным ответчиком становится виновник ДТП, с которого СК, через механизмы регресса или суброгации взыскивают выплаченную пострадавшей стороне сумму.

То есть, для потерпевших лиц обращения за возмещением могут удовлетворяться когда СК отказала в материальной ответственности за виновника или аннулировала ее. Даже полное отсутствие у виновной стороны страхового полиса не является основанием к отказу в выплатах, если СС признан компанией – главное, чтобы ОСАГО был у другой стороны.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены расширением автогражданки (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

Полезные советы

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае, если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Заключение

Итак, из статьи вы поняли, что страховой случай по ОСАГО наступает при нанесении ущерба движущимся ТС в предназначенных для этого местах, если с договором автогражданки все в порядке. Ну и помните, что даже явно проигрышные спорные СС можно успешно доказывать в свою пользу в суде.

Что можно попросить вас рассказать о страховом случае? Эээ. рассказывайте о ваших необычных страховых случаях)) Вопросы по теме также прошу писать в комментах.

Видео-бонус: Думаете, что разбираетесь в собаках? 15 гибридов собак разных пород #2. Борзодор, лабромут, пудель-зудель, хаски-маски, шарпей-нипей или чибихуль)))

Статье конец. Кто читал — молодец. Поделитесь ею с друзьями в соц сетях и подпишитесь на мою рассылку — будете оповещены о новых статьях сразу.

kulikavto.ru

Смотрите так же:

  • Где оформлять осаго в нижнем новгороде РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОСАГО И ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛИСА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ОТ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ Мы сохраним Вашу скидку! Полисы всегда в наличии! ПРАВИЛА ОСАГО 2018 Законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность владельца […]
  • Осаго лимит ответственности 2014 Максимальная выплата по ОСАГО 2013/2014г или лимит ответственности страховщика Максимальная сумма выплаты по ОСАГО определена ФЗ "Об ОСАГО" 25.04.2002 N 40-ФЗ. ВНИМАНИЕ: с 01.10.2014 вступили в силу поправки закона об ОСАГО, касающиеся […]
  • Приказ мвд 80 с изменениями Приказ мвд 80 с изменениями Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы […]
  • Заявление в мосгосстройнадзор Мосгосстройнадзор оформил почти 400 разрешений в электронном виде По состоянию на 27 января 2014 года Мосгосстройнадзором выдано 272 разрешения на строительство и 120 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в электронном виде. Об этом […]
  • Пенсии работающим пенсионерам с 1 августа 2014 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 июля 2015 Сегодня главный специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий […]
  • Треснул коллектор Honda Torneo SIR H23A + Валы Euro-R › Бортжурнал › Треснул коллектор Mugen, ремонт. Буквально на на прошлой неделе, в салоне автомобиля начали сильно чувствоваться выхлопные газы, особо не придал этому значения, но на днях решил […]

Обсуждение закрыто.