Научная правовая экспертиза

Оглавление:

Правовая экспертиза и юридическая экспертиза

Правовая экспертиза, известная так же под названием юридической экспертизы, предназначена для проверки соответствия исследуемых документов текущему законодательству в той или иной области. Правовая экспертиза применяется в сложных случаях, когда необходимо установить легитимность юридических бумаг – договоров, уставов, приказов и пр. Эксперт в области юриспруденции может составить список вопросов, проясняющих содержание и специфику того или иного документа, подписываемого сторонами. Эксперт-юрист устанавливает перечень документов, необходимых для составления договора, а также содержание этих бумаг: приложений, актов, доверенностей, списков и перечней и так далее. Юридическая экспертиза проводится в следующих направлениях:

  • Установление конкретного нарушения того или иного законодательного акта в исследуемом документе.
  • Анализ отдельных пунктов договора, касающихся порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственности заключающих договор сторон, порядка действий в случае наступления непредвиденных (форс-мажорных) обстоятельств и т.д.
  • Уровень детализации или расшифровки тех или иных положений договора или контракта.

Правовая экспертиза предназначена для проверки предоставленных документов на соответствие нормативным актам. Цель такой проверки заключается в выявлении разнообразных нарушений действующего законодательства, которые могут быть допущены по неосторожности, вследствие недостаточной компетентности лиц, подготавливающих бумаги, а также преднамеренно. На соответствие действующему законодательству могут быть исследованы, в том числе, муниципальные и региональные законодательные акты на предмет соответствия федеральному законодательству. Также анализируются приказы и постановления глав организаций – на предмет соблюдения прав и свобод сотрудников, обязанных выполнять положения приказов и постановлений. Юридическая экспертиза устанавливает соответствие следующим нормативным актам:

  • Федеральные законы.
  • Кодексы Российской Федерации (гражданский, уголовный, административный и др.).
  • Нормы и правила, утвержденные государственными органами, осуществляющими контроль в своей области.
  • Региональные и муниципальные законы.
  • Другие законы и подзаконные акты.

Правовая экспертиза может быть инициирована в ходе судебного разбирательства по вопросам выполнения сторонами обязательств по договору, если одна из сторон считает положения договора не соответствующими закону. Также подачу документ на экспертизу может заявить сотрудник (или группа сотрудников) какой-либо организации, считающий, что трудовые договоры, контракты или приказы их администрации нарушают положения действующего законодательства или непосредственно нарушают его конституционные права. К юридической экспертизе документов прибегают превентивно, для проверки договоров или контрактов перед заключением долгосрочной и дорогостоящей сделки. Это делается для того, чтобы впоследствии избежать судебных процессов относительно неочевидных и непрозрачных пунктов и положений подписываемых бумаг. Правовая экспертиза проводится для установления соответствия заключаемых сделок основам нравственности и правопорядка.

Во многих случаях юридическая экспертиза призвана разъяснять те или иные положения заключаемых договоров с целью обозначить завуалированный юридический смысл и так называемые подводные камни, которые может не заметить неискушенный в юриспруденции человек. Дело в том, что выражения обиходного языка и сходные юридические формулировки могут иметь совершенно разный смысл. Это связано со специфической трактовкой понятий в юриспруденции, равно как и в любой другой узкоспециальной области. Человек, не имеющий специальных юридических знаний, может извлечь из фразы договора иной смысл, отличный от того, который вложил в нее создатель документа. Кроме того, опытный юрист при подготовке договора может замаскировать невыгодные условия таким образом, что контрагент их просто не заметит. Чтобы не попасть в правовую кабалу, стоит прибегнуть к правовой экспертизе подписываемых договоров и контрактов.

Ситуации, в которых необходимо проведение правовой экспертизы

Правовая экспертиза может быть осуществлена в любой ситуации, которая, так или иначе, сопровождается оформлением документов – договоров, контрактов, приказов, положений или иных бумаг. Любой документ лучше проверить на правильность составления и соответствие текущему законодательству, если он вызывает сомнения у его составителей или у сторон, обязанных выполнять его положения. Чаще всего к юридической экспертизе прибегают в следующих ситуациях:

  • Если уже начато судебное разбирательство относительно выполнения сторонами обязательств по заключенному ими договору или контракту.
  • Если заказчику предстоит крупная сделка в области недвижимости. В этом случае эксперт-юрист может снизить риск потери крупных объемов средств, дать рекомендации по жилищному праву, проанализировать чистоту подготовленной сделки.
  • Перед заключением брачного договора. Эксперт может проверить соответствие договора законодательству и дать рекомендации по изменению некоторых пунктов или добавлению новых – для соблюдения интересов заказчика экспертизы.
  • При подготовке договора дарения имущества, договора ренты, а также завещания для определения соответствия готовящихся бумаг действующему законодательству.
  • При подписания договоров, касающихся услуг кредитования. При взятии большой суммы денег в кредит, перед подписанием договора на ипотечное кредитование, при займах на осуществление предпринимательской деятельности. В подобных случаях исследуется не только экономическая составляющая договора – легитимность начисления процентов и выполнения условий договора, но и соблюдение прав заемщика при наступлении особых условий – форс-мажорных, необходимости досрочного погашения, наступления банкротства заемщика или банкротства кредитора, и так далее.
  • Если необходимо дополнить договор дополнительными документами, регламентирующими нюансы взаимоотношений сторон или детализирующие обязанности и права сторон в особых случаях. К таким документам относятся разнообразные приложения к договору, акты и пр.
  • Если необходимо установить соответствие действий юридического лица ограничениям, жестко установленным учредительными документами.

Документы, которые необходимо предоставить для проведения юридической экспертизы

Поскольку юридическая экспертиза проводится непосредственно по бумагам, то для ее осуществления необходимо предоставить сами бумаги в любой удобной форме – в бумажном виде, на электронном цифровом носителе, прислать по электронной почте, предоставить копии, полученные сканированием или ксерокопированием оригинальных бумаг. Второе, что нужно сделать для того, чтобы запустить процедуру выполнения правовой экспертизы, это четко обозначить предмет ее проведения, то есть перечень вопросов, на которые должен ответить специалист. Должным образом сформулированные вопросы во многом способствуют получению наиболее релевантных запросу клиента выводов специалиста-эксперта.

Процедура проведения юридической экспертизы

Юридическая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Специалист в области юриспруденции должен владеть всеми необходимыми понятиями своей предметной области, ориентироваться в последних редакциях нормативных актов, грамотно оперировать вспомогательными документальными базами данных для грамотного осуществления своей экспертной деятельности. Правовая экспертиза, как правило, проводится по сложившейся методике и состоит из следующих этапов:

  1. Постановка задачи исследования. На этом этапе заказчиком исследования в сотрудничестве с экспертом формулируется список вопросов, на которые будет дан ответ, зафиксированный в экспертном заключении. Эксперт участвует в подготовке перечня вопросов для того, чтобы отсечь вопросы, находящиеся за пределами сферы его компетенции.
  2. Анализ правильности составления документа, предоставленного для исследования. Формальная правильность составления документа важна для оценки его права на существование в принципе. Дело в том, что неверно сформулированные договоры, контракты, или иные бумаги могут быть признанными недействительными из-за допущенных авторами ошибок.
  3. Анализ соответствия исследуемого документа действующим законодательным актам. Документы проверяются на наличие пунктов, прямо противоречащих действующему законодательству. В случае обнаружения положений, не соответствующих нормативным актам, выполнение сторонами своих обязательств по договору признается невозможным, а сам договор – недействительным.
  4. Исследование документа по конкретному запросу заказчика экспертизы – для выявления конкретных ошибок или нарушений, которые могли быть допущены составителями бумаг.
  5. Составление экспертного заключения. Экспертное заключение может быть предоставлено заказчику экспертизы устно – в виде особого мнения эксперта и некоторых рекомендаций по исправлению исследуемого документа. Также экспертное заключение составляется по запросу заказчика в письменном виде. В таком случае, оно содержит копии всех проанализированных документов, описание проделанных экспертом исследований, и письменные выводы эксперта в виде ответов на поставленные заказчиков вопросы.

Правовая база проведения юридической экспертизы

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридическая экспертиза может проводиться негосударственными организациями и специалистами, имеющими должный уровень специализированных знаний и профессиональной компетенции в данной предметной области. Это положение закреплено в статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001г., регламентирующего процесс экспертной деятельности в Российской Федерации.

Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность заключенной сделки в том, случае, если она противоречит предписаниям законодательных актов.

Статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет недействительность сделки, противоречащей базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

Вопросы, которые следует поставить перед специалистом в области правовой экспертизы

Список вопросов в каждом конкретном случае вместе с экспертом – для того, чтобы перед специалистом были поставлены только те вопросы, которые лежат в сфере его профессиональной компетенции. Приведенный перечень вопросов является приблизительным и неполным. Он служит для формирования общего представления о спектре вопросов, на которые может ответить специалист по проведению правовой экспертизы. Вот типовые вопросы, которые задают эксперту-юристу:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям нравственности и правопорядка?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Противоречит ли исследуемый документ действующему законодательству?
  5. Нарушает ли исследуемый документ конституционные права и свободы одного из контрагентов?
  6. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  7. Какие дополнительные документы надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  8. Какие пункты исследуемого документа подлежат изменению для того, чтобы документ был правильно составлен?
  9. Какие пункты следует добавить в исследуемый документ для соблюдения интересов сторон (или лица, инициировавшего экспертизу)?
  10. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  11. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  12. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  13. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  14. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  15. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  16. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа?
  17. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  18. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  19. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

sudexpa.ru

Правовая экспертиза документов

Правовая экспертиза документов – исследование и анализ документов на соответствие их содержания и формы действующему законодательству.

Правовая экспертиза позволит выявить юридические ошибки документов, возможные риски и обеспечить их предупреждение, разрешить спорные моменты при заключении договоров, выявить их ничтожные или оспоримые условия. В случае выявления юридических ошибок, наши эксперты предложат решение для их устранения или варианты, обеспечивающие минимизацию рисков во избежание наступления негативных последствий.

Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского проводит правовую экспертизу:

  • любых видов договоров, дополнительных соглашений, актов, протоколов разногласий к ним;
  • учредительных документов юридических лиц;
  • внутренних распорядительных документов, локальных нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, стандартных форм и т.д.);
  • обязывающих документов государственных органов и организаций (предписаний, постановлений, предупреждений, уведомлений и т.д.)
  • процессуальных документов (исковых заявлений, судебных жалоб, возражений, отзывов и т.д.)
  • любых других документов для целей применения их на территории Российской Федерации.

При судебном разбирательстве правовую экспертизу рекомендуется проводить в случаях, если, например, разрешения требуют вопросы выполнения сторонами обязательств по договору, при выстраивании более эффективной линии защиты интересов или при решении вопроса о назначении судебной экспертизы, определении ее вида, постановки вопросов, в других случаях, когда необходимо оценить процессуальные риски и возможности сторон.

Правовая экспертиза документов включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение положений документа на предмет выявления положений, нарушающих требования законодательства.
  2. Оценка содержания текста документа (в том числе, анализ наличия существенных условий, необходимых для его юридической силы во избежание признания недействительным в будущем, наличия ссылок на законодательство и др.).
  3. Оценка правильности оформления с точки зрения юридической техники (в том числе, анализ наличия необходимых реквизитов документа, правильной структуры, чёткого и грамотного изложения, поиск адресов учреждений и др.).
  4. Оценка возможных рисков для Заказчика (клиента) (выявление «опасных» условий договора, в том числе выявляются обстоятельства, ухудшающие положение организации по сравнению с положением её контрагента и т.д.).
  5. Выработка рекомендаций по минимизации потерь, внесению необходимых поправок в текст документа.

Вопросы (примерные и не исчерпывающие), на которые правовая экспертиза может дать ответ:

  1. Правильно ли составлен исследуемый документ, какие риски он может повлечь при его применении?
  2. Соответствует ли исследуемый документ требованиям действующего законодательства?
  3. Каков риск признания исследуемого документа недействительным?
  4. Какие ошибки допущены при составлении исследуемого документа?
  5. Какие дополнительные документы или коррективы исследуемого документа надо подготовить для того, чтобы учесть интересы сторон?
  6. Какие пункты следует исключить из исследуемого документа?
  7. Каков юридический смысл данного пункта исследуемого документа?
  8. Какие обязанности на самом деле ложатся на сторону, подписывающую договор, в результате выполнения данного пункта договора?
  9. Необходима ли дополнительная детализация каких-либо частей исследуемого документа?
  10. Однозначно ли толкование данного пункта исследуемого документа?
  11. Как следует переформулировать пункт документа, чтобы ликвидировать юридическую неоднозначность его толкования?
  12. Содержит ли ошибки или неточности конкретный пункт (пункты) исследуемого документа ?
  13. Является ли лицо, завизировавшее документ, уполномоченным для подписания подобных документов.
  14. Содержит ли исследуемый документ положения, ухудшающие положение одной из сторон по отношению к другой стороне?
  15. Может ли исследуемый документ в случае подписания повлечь за собой незапланированные расходы заказчика исследования (например, непредвиденные им налоговые отчисления)?

Правовая экспертиза юридической чистоты документа – основа успешной деятельности.

В Межрегиональном бюро судебных экспертиз им. Сикорского правовая экспертиза проводится признанными экспертами в области права, имеющими большой и успешный опыт в проведении подобного рода исследований, опыт законотворческой, так правоприменительной практической работы, практикующими юристами, адвокатами, имеющими ученые звания и научные степени (к.ю.н., д.ю.н.), занимающимися научной деятельностью.

Правовая экспертиза является превентивной мерой, именно в этом случае ее результаты могут быть наиболее эффективно использованы в хозяйственной деятельности. Для проведения независимой правовой экспертизы документов достаточно предоставить копии исследуемых документов и сформулировать перед специалистом задачу.

Результатом правовой экспертизы является письменное Заключение, содержащее анализ представленных документов, исследовательскую часть, выводы и предлагаемые решения.

Документы для проведения экспертизы можно предоставить любым удобным способом: лично, по почте либо в электронном виде по e-mail.

Стоимость услуг и сроки обсуждаются индивидуально в зависимости от объема работы и её направленности.

Наши эксперты – юристы помогут Вам при решении возникающих вопросов.

www.expertsud.ru

Экспертиза, адвокат Краснодар, юрист, оценщик | Научный Центр Независимых Правовых Экспертиз

независимая экспертиза, судебная экспертиза, адвокат по уголовным делам, адвокат по ДТП, юридические услуги Краснодар, оценщики

Центр экспертизы, адвокат, юристы

Краснодарский центр независимых экспертиз проводит независимые экспертизы: строительно-техническую экспертизу, товароведческую экспертизу, автоэкспертизу, экспертизу услуг ЖКХ, оценку стоимости недвижимости, бизнеса, оценку транспортных средств, ущерба, оценку в рамках судебного разбирательства, оценку предприятия при банкротстве.

В штате центра судебной экспертизы НЦНПЭ работают профессиональные эксперты и оценщики, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Для комплексного предоставления экспертно-оценочных, юридических, налоговых услуг в одном месте – правовом центре Краснодара собраны лучшие эксперты, оценщики, налоговые консультанты, юристы. Независимо от Вашей проблемы, Вы можете получить решение в одном месте – центре независимых правовых экспертиз.

Краснодарский центр независимых экспертиз – Научный Центр Независимых Правовых Экспертиз это коллектив высококвалифицированных экспертов, налоговых консультантов, адвокатов, юристов, оценщиков. Деятельностью центра независимых экспертиз и оценки являются экспертизы, правовая экспертиза вопроса любой сложности, налоговое консультирование, юридические услуги, юридические консультации населению, услуги оценки, решение споров, решение налоговых споров, представительство в судах и различных инстанциях, арбитраж.

Независимая экспертиза

Центр независимых экспертиз имеет в штате сертифицированных экспертов проводящих независимые экспертизы с выдачей авторитетного заключения экспертизы по специализации: строительно-техническая экспертиза, товароведческая экспертиза, автоэкспертиза, автотовароведческая экспертиза, автотехническая экспертиза, экспертиза после ДТП, криминалистическая экспертиза – почерковедческая экспертиза, техническая экспертиза документов, исследование реквизитов документов, экспертиза материалов документов, экспертиза услуг ЖКХ, финансово-экономическая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, экспертиза записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных, экспертиза показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, правовая экспертиза любой сложности. Независимая экспертиза проводится высокопрофессиональными экспертами Научного Центра Независимых Правовых Экспертиз с выдачей достоверного заключения, которое используется как доказательство при спорах или в суде. Для проведения достоверной экспертизы эксперты центра имеют современное технологическое оборудование. Многолетний опыт работы позволяет экспертам делать заключение независимой экспертизы не вызывающее сомнений.

Адвокат Краснодар, услуги адвоката в Краснодарском крае

При необходимости, эксперты, хорошие адвокаты решающие сложные дела, адвокаты по уголовным делам, адвокаты по ДТП, адвокаты по мошенничеству и экономическим преступлениям окажут реальную помощь. Практикующие адвокаты в Краснодаре защитят ВАШУ позицию по гражданским делам, уголовному делу, осуществит представительство Ваших интересов в суде. Адвокаты работают в Краснодаре, имеют практический опыт сопровождения сложных дел в судах Краснодарского края. Адвокаты предоставляют свои услуги адвоката в Краснодарском крае, соседних регионах. Адвокаты Краснодара – это стабильно положительное решение самых сложных дел.

Юридические услуги, юридические консультации

Юридические услуги гражданам, юридические услуги организациям, индивидуальным предпринимателям, юридические консультации это юридическое направление Краснодарского центра независимых экспертиз. Постоянно работающие опытные юристы успешно решают семейные споры, жилищные споры, судебные споры. Юрист по гражданским делам краснодар, юрист по семейным делам в краснодаре предоставит грамотную юридическую консультацию. Особую практику разрешения земельных споров имеет юрист по земельным вопросам. В центре экспертиз работает юрист по недвижимости, осуществляющий сопровождение сделки купли продажи недвижимости. Юрист по уголовным делам окажет юридическую помощь по вопросам помилования. Юристы Краснодара составят исковое заявление, кассационную жалобу, надзорную жалобу, представят Ваши интересы в различных инстанциях. Также оказываем юридические услуги: регистрация и ликвидация предприятий, индивидуальных предпринимателей, внесение изменений в учредительные документы, защита прав потребителей.

Налоговое консультирование, налоговые споры

Налоговые консультанты, налоговые юристы центра правовых услуг проведут налоговое консультирование по ведению сделок, договорных отношений, защитят интересы Вашего бизнеса при налоговой проверке, оспорят решение налоговых органов. В случае налоговых споров налоговые юристы решат налоговые споры в досудебном порядке, или представят Ваши интересы в инстанциях.

Оценка, оценщики в Краснодарском крае

Профессиональные оценщики центра предоставляют услуги оценщиков в Краснодарском крае: оценка стоимости недвижимости, оценка недвижимости при выделении доли одного из собственников, оценка бизнеса и ценных бумаг, оценка имущества, оценка транспортных средств, оценка ущерба, оценка автомобиля для определения суммы ущерба нанесенного в ДТП, оценка работ и услуг, оценка в рамках судебного разбирательства, оценка предприятия при банкротстве. Оценщики работают в Краснодарском краедля вызова оценщика достаточно позвонить в Центр независимых экспертиз. В соответствии с законодательством профессиональная деятельность оценщиков застрахована. Заключение оценщиков центра имеет надежный рейтинг.

Практика, опыт, достижения Краснодарского центра независимых экспертиз

ООО «Научный Центр Независимых Правовых Экспертиз» имеет сертификат соответствия НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства экономического развития РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Имеет сертификат соответствия ОСЭ 2013/09-748/1 и аккредитовано, как судебно-экспертное учреждение.

ООО «Научный Центр Независимых Правовых Экспертиз» является членом Торгово-промышленной палаты Краснодарского края. Имеет регистрационный номер №41-4901.

В ООО «НЦНПЭ» имеются эксперты квалификация, которых подтверждается свидетельствами и сертификатами, которые свидетельствуют о высоком профессионализме специалистов.

Профессиональная деятельность оценщика в ООО «Научный Центр Независимых Правовых Экспертиз» застрахована в ОАО «Страховое общество ЖАСО». Полис страхования ответственности оценщика №000221 от 07.10.2014

При ООО «НЦНПЭ» действует «Краснодарский Краевой Третейский Суд», который рассматривает в рамках своей компетенции арбитражные и гражданские дела.

csile.ru

Научная правовая экспертиза

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

Научно-правовая экспертиза Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года № 13-ЗАО «О гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности в Ямало-Ненецком автономном округе

Даты выполнения: 20.09.2007 – 17.10.2007

Проект выполнен Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в 2007 г. по заказу государственно-правового департамента Ямало-Ненецкого автономного округа.

Цели, содержание: научно-правовая оценка компетенции субъекта РФ при принятии данного закона, целей, задач, предмета правового регулирования исследуемого закона, порядка его обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального законодательства (Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), Уставу (Основному закону) автономного округа и законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа (закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе»). Исследование закона на коррупциогенность (определение уровня его коррупциогенности).

Результаты: разрешение вопроса о соответствии (несоответствии) предписаний исследуемого закона Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству (3 закона), Уставу (Основному закону) автономного округа и законодательству Ямало-Ненецкого автономного округа (1 закон), рекомендации по повышению качества исследуемого закона, предложения, направленные на устранение или ограничение действия коррупциогенных факторов.

nisse.ru

§ 2. Экспертиза проектов нормативных правовых актов

По той роли, которую экспертиза призвана играть в подготовке и принятии нормативных правовых актов, ее справедливо отнести к одной из важнейших технологических составляющих эффективной правотворческой деятельности.

Особое значение экспертиза приобретает сегодня, когда принятие эффективных, юридически грамотных актов, своевременность и точность правовых решений становятся во многом определяющим фактором экономического, политического и социального реформирования России. Как показывает современная практика, в процессе подготовки нормативных правовых актов необходимо активнее опираться на мнение экспертов, что позволяет более результативно переводить новые конструктивные идеи на профессиональный язык юридических категорий и тем самым повышать качество принимаемых законов.

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию и расширению института экспертизы проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, по справедливому замечанию некоторых ученых-правоведов, теория экспертиз (экспертология) на сегодняшний день разработана недостаточно [378] . Особенно это касается изучения методологических основ экспертизы в системе социальных институтов. Так, теоретического осмысления требует институт экспертизы в его системно-структурном и системно-функциональном срезе; соотношение общенаучных и специальных методов познания при проведении правовой экспертизы; технологический инструментарий экспертно-аналитической деятельности, и, прежде всего, такой его важный компонент как метод экспертных оценок. В условиях, когда, по верному замечанию Т. Я. Хабриевой, «на роль экспертных учреждений претендует немало научных и образовательных центров» [379] , особого внимания заслуживает изучение вопроса о статусе экспертов. Добавим, что развитие межотраслевых правовых связей, усиливающаяся тенденция к расширению практики формирования комплексных образований в системе законодательства обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования комплексного подхода к экспертно-аналитической деятельности.

Институт экспертизы все больше утверждается в практике российского законотворчества. Законопроекты проходят «проверку на зрелость» у отечественных специалистов, обсуждаются с привлечением авторитетных зарубежных экспертов, международных организаций (МОТ, Комиссия ООН по правам человека, Международный валютный фонд, Европейская экономическая комиссия и др.). В настоящее время основная часть законопроектов перед рассмотрением законодательным органом предварительно направляется на экспертизу правовой службы самого законодательного органа. Интересно отметить, что в некоторых субъектах РФ (Челябинская область) при законодательных органах власти созданы специальные экспертно-правовые советы, одной из функций которых является осуществление правовой экспертизы представленных для рассмотрения на заседании законодательного органа законов. Создание таких советов и нормативное закрепление их правового статуса несомненно способствует повышению качества подготавливаемых законодательных решений, их непротиворечивости.

Основным ориентиром в работе экспертов выступают нормы Конституции РФ, специального законодательства в области экспертизы законопроектов. Лишь при этом условии выводы экспертов будут действительно обоснованными и в рамках закона. Методическую помощь в организации проведения экспертизы оказывают разного рода методические материалы рекомендательного характера. Сегодня в условиях усиления мер по борьбе с коррупцией большую роль призвана сыграть утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 196 Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции [380] .

В основе методологии экспертно-аналитической деятельности лежат методы анализа (включая методы формально-логического, сравнительного анализа) и экспертных оценок. Подготовленный проект подвергается анализу и оценке, прежде всего, с точки зрения его содержания, формы, порядка принятия, а также соответствия акта требованиям юридической техники.

Экспертный анализ нормативного акта должен отвечать требованиям полноты, всесторонности, что позволяет обеспечить взвешенную оценку проекта, обоснованность формулируемых выводов. Анализ проекта предполагает исследование его текста с целью уяснения существа регулируемых им вопросов, а также выявления вопросов, которые могут возникнуть на практике в связи с принятием подготавливаемого акта (в какой степени проект способствует их решению). В результате анализа эксперт, опираясь на свои знания, необходимые для разрешения специальных вопросов, возникающих в процессе экспертизы, и на свой опыт должен оценить представленный проект с точки зрения: наличия в нем достоинств и недостатков; обоснованности социальной значимости принимаемых решений; связей проекта с другими, задействованными уже правовыми механизмами с учетом экономического, социального, политического, управленческого и других аспектов.

Для получения более полных и качественных результатов экспертизы необходимо обеспечить доступ экспертов к информации, имеющей значение для оценки проекта. В этом отношении они должны иметь возможность знакомиться с материалами и документами, связанными с подготовкой проекта (включая отзывы и заключения, полученные в ходе его согласования и обсуждения); пользоваться банками данных по законодательству Федерального информационного центра; получать дополнительные материалы и документы для всесторонней и объективной оценки соответствующего проекта.

Экспертиза проектов нормативных правовых актов предполагает как юридическую их оценку (правовая экспертиза), так и оценку с точки зрения профильной направленности (специализированная экспертиза).

Правовая экспертиза включает оценку проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая договоры и соглашения России с иностранными государствами, а также признаваемые Российской Федерацией международно-правовые акты, и внутренней их последовательности; обеспечения системности законодательства; обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики. Целью правовой экспертизы является сопоставление подготовленного проекта с действующими нормативными актами на предмет их взаимосогласованности, встроенности в общую систему правовых актов. При этом оценивается взаимосвязь отдельных предписаний самого проекта, выявляются возможные противоречия, несогласованности в его тексте.

Содержание специализированной экспертизы состоит в анализе конкретной проблемы, составляющей предмет будущего закона – экономической, финансовой, научно-технической, экологической, социальной и пр. Близкой по характеру к специализированной, но все же обладающей определенной спецификой, является лингвистическая экспертиза. Она, главным образом, сводится к оценке соответствия текста представленного проекта нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей правовых текстов [381] .

Учитывая специфику экспертизы как одной из разновидностей творческой, интеллектуальной деятельности, особое внимание хотелось бы обратить на экспертов – субъектов, осуществляющих эту деятельность. В ходе проведения экспертизы эксперту приходится высказывать суждение о характере проблемной ситуации, требующей правовой регламентации, и об оптимальных путях и методах ее разрешения. Выводы эксперта должны отражать наиболее важные, существенные аспекты предлагаемого решения конкретной правовой задачи. Особо должно быть отмечено, не может ли вопрос быть урегулирован внеправовыми методами либо на основе действующего законодательства, а также какие позитивные и негативные последствия в экономическом, социальном, политическом, правовом и ином плане может повлечь за собой предлагаемое решение (либо каждое из предлагаемых альтернативных решений). Желательно, чтобы эксперты не ограничивались абстрактными, общими рассуждениями и замечаниями, а излагали конкретные конструктивные предложения по предмету проекта, формулировали прогнозные оценки развития законодательства в соответствующей сфере, а также предложения по его совершенствованию.

В заключении эксперта должна быть четко и аргументировано выражена позиция в отношении общей идеи, концепции будущего акта, своевременности его принятия. Важно также оценить проект с точки зрения обеспеченности проектируемых правовых решений финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрения и т. п., а также целесообразности предполагаемых затрат на проект с учетом ожидаемых результатов.

Что касается законопроекта, то его оценка экспертом, помимо вышеперечисленного, должна включать: связь будущего закона с общей системой действующего законодательства; обоснование необходимости в определенных случаях именно законодательного урегулирования конкретной ситуации (проблемы); оправданности принимаемых правовых решений с учетом тенденций и перспектив развития соответствующей сферы законодательства.

В целях выработки возможно единообразных подходов к проведению экспертизы законопроектов экспертам целесообразно ориентироваться на определенный круг вопросов. По нашему мнению, перечень этих вопросов мог быть приблизительно следующим: насколько данный законопроект актуален, соответствует ли он направлениям общей правовой политики в регулировании данной сферы общественных отношений; каковы цели предлагаемого законодательного регулирования; соответствуют ли положения законопроекта Конституции, общепризнанным принципам международного права и международным договорам Российской Федерации; имеется ли в самом законопроекте механизм реализации заложенных в нем норм, насколько он реален и эффективен; может ли предлагаемый закон (в случае его принятия) своим действием вызвать какие-либо коллизии в законодательстве; потребуется ли с принятием данного закона внести изменения в действующие нормативные правовые акты, а также признать отдельные акты утратившими силу (желательно указать – какие именно); насколько полно урегулированы в предлагаемом законе вопросы, составляющие предмет закона; не останутся ли пробелы в законодательстве после принятия подготавливаемого акта, нет ли в проекте избыточных норм, т. е. норм, без которых цели закона все равно окажутся достижимыми; каков затратный механизм представленного проекта. Это помогает выработке неких стандартов экспертной деятельности, способствуя, тем самым, определенной унификации данного вида деятельности.

Каковы те главные, принципиальные положения, на которых должно основываться проведение экспертизы? К ним могут быть отнесены: соблюдение законности; профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу проекта; независимость экспертов в пределах предоставленных им полномочий; самостоятельность экспертов в принятии конкретных решений и, наконец, требование от эксперта полноты анализа законопроекта и обоснованности сделанных им выводов.

В качестве экспертов целесообразно привлечение специалистов, обладающих конкретными знаниями в той или иной области в зависимости от содержания проекта. Этим обеспечивается, в первую очередь, профессиональная оценка содержания проекта. Такая практика весьма полезна и дает возможность более полно учесть новые тенденции в развитии той или иной отрасли законодательства.

С принципом профессионализма экспертов связан и такой принцип как самостоятельность экспертов в принятии решений, поскольку эксперт в своих выводах призван опираться на собственные специальные познания в сфере юриспруденции или в какой-либо иной области знания. Он ответствен за качество результатов своей деятельности.

Сегодня, наряду с методами общего характера, достаточно широко используются, так называемые, специальные методы, способствующие повышению потенциала экспертно-аналитической деятельности, среди которых особое место отводится социологическому методу, методам сравнительного правоведения, обобщения, комплексного исследования и др.

Обоснованности социальной значимости правовых решений могло бы способствовать использование статистических данных, данных социологических исследований, материалов существующей практики правового регулирования (включая зарубежную) по данной проблеме, имеющихся научных рекомендаций. Плодотворна идея организации изучения тенденций развития законодательства, проведения конкретно-социологических исследований для выявления интересов, особенно в тех сферах общественных отношений, в которых предполагается принятие базовых законов.

С учетом развития новых тенденций в правотворчестве, в экспертно-аналитической деятельности целесообразно активнее использовать данные мониторинга, проводимого в соответствующих сферах социально-экономической жизни. В этой связи весьма позитивно можно оценить наметившееся ныне расширение практики прогнозирования социально-экономической и политической ситуации с разработкой системы обоснованных показателей, необходимых для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровне. Во многом этому способствуют возможности автоматизированной системы учета и баз данных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

Заслуживает внимания предложение об организации ведения «полноценного» мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономической и политической ситуации в субъектах РФ с разработкой системы обоснованных показателей, необходимых для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровне. Мониторинг может быть достаточно эффективно использован и для обеспечения соответствия законодательства регионов Конституции РФ и федеральным законам. При этом важно учитывать положительный опыт в правовом регулировании, накопленный как Федерацией, так и ее субъектами.

Для экспертной оценки проекта нормативного правового акта в ситуации, когда необходимо выявление его связей и зависимостей с другими правовыми механизмами, весьма действенным может оказаться метод сравнительного правоведения. Особенно важно использование этого метода применительно к предварительной экспертизе альтернативных проектов (практика внесения таких проектов существует). В случае представления помимо основного альтернативных проектов, экспертизу целесообразно проводить одновременно как по первоначальному, так и по альтернативным проектам. Если к моменту представления альтернативного проекта, экспертиза уже проведена по первоначальному проекту либо по первоначальному и ранее представленным альтернативным проектам, должна проводиться отдельная экспертиза позднее внесенного альтернативного проекта.

При выработке новых методик проведения экспертно-аналитической деятельности (сравнительного анализа) важно использование зарубежного опыта организации этой работы, учитывая, что в некоторых зарубежных странах этот институт действует достаточно давно и успешно. Например, велико ее значение в работе Конгресса – высшего законодательного органа США. Практически любое решение по тому или иному законодательному предложению подвергается здесь тщательному исследованию с участием развитой системы информационно-аналитических органов, привлекающих при необходимости ведущих экспертов. Во Франции ни один законопроект не может быть принят без заключения Государственного совета, в составе которого около трехсот видных юристов. Аналогичный орган, призванный следить за юридической отработкой законодательных актов, действует в Нидерландах. Изучение этой практики дает возможность более полно учесть зарубежный опыт, достижения мировой науки, новые тенденции в развитии законодательства.

Сегодня в отечественной практике при проведении разного рода экспертиз весьма востребован метод обобщения. Он наиболее результативен применительно к экспертизе правовых актов субъектов РФ. Согласно действующему законодательству осуществление указанной функции возложено на Министерство юстиции РФ. Юридическая экспертиза проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» [382] , приказом Министерства юстиции РФ от 26 февраля 2002 г. № 59 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» [383] .

В литературе обращалось внимание на то, что у правовых актов субъектов Российской Федерации есть «немалая специфика в объеме отношений, регулируемых этими актами, в их структуре и содержании, в более конкретных методах регулирования, в круге адресатов» [384] . Эти особенности необходимо учитывать при анализе и подготовке экспертных заключений по региональным проектам. Экспертиза в данном случае помогает не только выявить противоречия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству, но и определить тенденции, а также положительный опыт законодательного регулирования в регионах, разработать на ее основе аналитические материалы, касающиеся состояния действующего регионального законодательства. И, как показывает практика, в тех субъектах РФ, где этой работе уделяется должное внимание, она дает хорошие результаты.

Оптимизации технологии проведения экспертизы правовых актов субъектов Федерации в Министерстве юстиции РФ могла бы способствовать работа по систематическому обобщению результатов экспертизы с целью выявления наиболее типичных ошибок, допускаемых правотворческими органами субъектов РФ, распространения позитивного опыта в регламентации региональных общественных отношений, а также для обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному законодательству.

С учетом профиля рассматриваемого проекта иногда необходимо проведение комплексной экспертизы. Это вызвано тем, что экспертам в подобных случаях приходится выйти «за пределы» анализа лишь правовых явлений и вторгнуться в сферу иных отношений (экономических, политических и др.) [385] . Методологическая ценность комплексного подхода, в том, что он как раз и помогает с достаточной полнотой оценить предлагаемое в проекте многоплановое правовое регулирование. К тому же комплексная экспертиза, по справедливому замечанию Ю. А. Тихомирова, позволяет обнаружить и такие факторы системного характера как нормативные коллизии [386] . В рассматриваемой ситуации важно привлечение к экспертизе специалистов разных отраслей знания, хорошо разбирающихся в специфике соответствующей отрасли и способных на достаточно профессиональном уровне осуществить системную (комплексную) экспертизу проекта нормативного правового акта.

Важную роль в осуществлении качественной, эффективной экспертно-аналитической деятельности призвано играть научно-методическое обеспечение. В арсенале такого научно-методического обеспечения, помимо научно-теоретических разработок [387] , задействованы самые разнообразные приемы, средства, в том числе организационно-правовые. Наиболее действенным средством, способным повысить эффективность экспертно-аналитической деятельности, сегодня являются вырабатываемые юридической наукой методические материалы рекомендательного характера: различные методики, правила, рекомендации; в частности, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в 1996 г. проект методических правил проведения научно-правовой экспертизы законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственной Думы [388] . Такого рода материалы призваны служить разумной унификации экспертно-аналитической деятельности, оптимальной выработке возможно единообразных подходов к анализу и оценке проектов нормативных правовых актов, о чем говорилось выше.

В этой связи нельзя обойти такую актуальную проблему, как наука и экспертиза. В современных условиях большое значение приобретает научная экспертиза нормативных правовых актов как инструмент проектирования качественного и эффективного законодательства. Она позволяет своевременно выявлять в проектах дефекты юридического, социального, экономического характера и таким образом избегать их возможных негативных последствий. Научная экспертиза помогает выявить недостатки современного законодательства, способствует принятию юридически грамотных, научно-обоснованных нормативных актов. И что особенно важно, именно научный анализ включает в себя в качестве обязательного компонента прогностическую оценку эффективности будущего акта.

В рамках экспертно-аналитической деятельности наука ставит перед собой задачу исследования факторов, способствующих повышению эффективности принятия правовых решений и включающих в себя: экспертную систему определения приоритетных направлений развития законодательства; научные стандарты экспертно-аналитической деятельности; критерии оценки эффективности законодательных актов (в их числе – критерии коррупциогенности законодательства [389] ). Наряду с этим системному анализу подвергаются факторы, негативно влияющие на качество и эффективность законодательства, и разрабатываются способы их нейтрализации.

Качественная научная экспертиза предполагает максимальное использование научного потенциала – активное участие в ней ведущих ученых, специалистов в соответствующих областях знания, подлинных корифеев науки. Такая практика дает возможность более полно учесть новые тенденции в развитии законодательства, обеспечить его системность, сбалансированность и гармоничность.

В качестве весьма эффективной в нынешних условиях зарекомендовала себя такая форма организации научной экспертизы как проведение ее целыми научными коллективами. Показателен в этом отношении опыт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Институт, имея в своем составе специалистов практически по всем отраслям законодательства, осуществляет правовую экспертизу по самому широкому спектру тематики разрабатываемых законопроектов.

Касаясь проблемы внедрения научных основ в развитие института экспертизы, следовало бы также отметить, что сейчас все большее распространение получают различные прикладные методы и технологии экспертизы проектов, в частности метод целевого анализа, методы терминологического, фактографического, содержательного поиска. Применение такого рода технологий при экспертизе проектов позволяет осуществлять своеобразный контроль, помогающий отслеживать случаи противоречия проектируемых норм действующему законодательству и, соответственно, предупреждать саму возможность появления юридических коллизий, а в целом обеспечивать необходимый баланс в регулировании соответствующей сферы общественных отношений.

Дальнейшее исследование технологий, используемых в экспертно-аналитической деятельности, как представляется, должно основываться не только на новейших теоретических достижениях в этой области, но и на тех научных разработках, которые начали активно осуществляться еще в конце прошлого столетия.

scicenter.online

Смотрите так же:

  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]

Обсуждение закрыто.