Народные суды китай

Особенности судебной власти

Китай / Особенности судебной власти

Судебными органами КНР являются Народные суды. В КНР действуют Верховный Народный Суд и местные народные суды разных уровней, военные суды и другие специальные народные суды.

Срок полномочий Председателя Верховного Народного Суда равен сроку полномочий ВСНП. Председатель может занимать свой пост не более двух сроков подряд.

За исключением особых обстоятельств, все дела в народном суде рассматриваются публично. Обвиняемый имеет право на защиту.

Народные суды осуществляют свои полномочия независимо, ни один административный орган, общественная организация или частное лицо не может вмешиваться в их деятельность.

Верховный Народный Суд является высшим судебным органом. Верховный Народный Суд контролирует исполнение правосудия местными народными судами разного уровня и специальными народными судами. Народные суды высшей ступени контролируют исполнение правосудия судами низшей ступени.

Верховный Народный Суд подотчётен ВСНП и его ПК. Местные народные суды разных уровней подотчётны создавшим их местным органам государственной власти.

Соблюдение закона контролируют народные прокуратуры. В Китае действуют Верховная Народная Прокуратура и местные народные прокуратуры разных уровней, военные прокуратуры и другие специальные народные прокуратуры. Срок полномочий Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры равен сроку полномочий ВСНП. Генеральный прокурор может занимать свой пост не более двух сроков подряд.

Органы народной прокуратуры исполняют свои функции независимо, ни один административный орган, общественная организация или частное лицо не может вмешиваться в их деятельность Верховная Народная Прокуратура контролирует работу местных органов народной прокуратуры разных уровней и специальных органов народной прокуратуры. Органы народной прокуратуры высшей ступени контролируют работу органов народной прокуратуры низшей ступени.

Верховная Народная Прокуратура подотчётна ВСНП и его ПК. Местные органы народной прокуратуры разных уровней подотчётны создавшим их местным органам государственной власти, а также органам народной прокуратуры высшего уровня.

В судебных слушаниях граждане всех национальностей имеют право использовать свой родной устный и письменный язык.

При рассмотрении уголовных дел народные суды, органы народной прокуратуры и органы общественной безопасности разделяют свои функции и координируют свои действия.

← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →

www.hyno.ru

Структура . Судебная система КНР включает: Верхов­ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме­стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч­реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан­ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо­димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате­гории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к юрисдик­ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот­реть по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения ме­стных народных судов высшей ступени и специальных судов;

— по протестам Верховной народной прокуратуры, при­несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу­ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен (!) перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи­нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж­даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо­димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую­щие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик­ции по первой инстанции;

— переданные нижестоящими народными судами для рас­смотрения по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;

— по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру­гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите­ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка­кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов­ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.

Низовые народные суды — это уездные и городские на­родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред­седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным де­лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен­ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна­лов. Народные трибуналы являются составными частями на­родных судов, их решения и определения являются решения­ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ­ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре­ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот­рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:

— разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела;

— направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны (!) перед местны­ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко­митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп­росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите­тов местных народных судов назначаются и смещаются соот­ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов­ного народного суда. В судебном комитете председательству­ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату­ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани­ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо­бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано­вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ­ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод­ства — независимость судов («Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле­ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц»), открытое раз­бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай­ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени­ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь­зование в процессе родного языка и письменности граждан. За­коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус­мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны­ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко­торый, однако, может передавать право утверждения смерт­ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе­жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще­ственный порядок, народным судам высшей ступени провин­ций, автономных областей и городов центрального подчине­ния.

www.bibliotekar.ru

Народные суды китай

Особенности судебной системы Китайской Народной Республики.

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода не возможна реализация общественных интересов. В тоже время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, – эта обязанность возлагается на правоохранительные органы вообще и на суды в частности.

Судебные органы КНР играют весьма важную роль в обеспечении работы всего государственного аппарата.

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности суда, являются Конституция КНР 1982 г . и Закон об организации народных судов 1979 г ., дополненные последующими актами.

Судебные органы КНР строятся в соответствии с функциями данного государства, поскольку в них заложена и отражена воля соответствующих социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля.

Особая сфера осуществления власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учредить такие государственные органы, которые бы специализировались на рассмотрении и решении дел о преступлениях, т. е. наиболее опасных формах установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов данного общества. Кроме всего прочего для КНР, как и для любого другого государства, объективно необходима была система органов, обеспечивающих правопорядок.

В Китае существуют общие и специальные суды. Общие – это Верховный народный суд и местные народные суды 3-х ступеней – высшей, средней и низовой.

Специальные суды – это военные суды, но могут быть образованы и другие специальные суды, что было довольно часто во время «культурной революции».

Судебные органы выполняют главным образом карательную функцию, а так же призваны участвовать в перевоспитании лиц, совершивших преступления и проступки.

Верховный народный суд формируется высшими органами государственной власти: Председателя суда избирает ВСНП, а членов – ПК ВСНП. Верховный народный суд осуществляет судебный контроль над деятельностью общих и специальных судов.

Полномочия Верховного народного суда включают:

1. Рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, входящих в компетенцию Верховного народного суда согласно закону и законодательным актам, а также подсудным ему, по мнению самого суда; рассмотрение апелляционных жалоб и протестов на приговоры и решения народных судов высшей ступени и специализированных народных судов; рассмотрение протестов Верховной народной прокуратуры в соответствии с процедурой надзора над судопроизводством.

2. Право санкционирования смертной казни. Имеет право санкции на смертные приговоры по убийствам, изнасилованиям, грабежу, взрывам и другим преступлениям, представляющим серьезную угрозу общественной безопасности и общественному порядку. В случае необходимости Верховный народный суд может передать право санкционирования народному суду высшей ступени.

3. Надзор за народными судами различных уровней и специализированными народными судами.

4. Право истребования или направления нижестоящему народному суду на пересмотр уже вступивших в силу приговоров и решений народных судов различных уровней, в случаях судебной ошибки.

5. Право санкционирования квалификации преступления в случае, если оно не подпадает под категории, предусмотренные в Уголовном кодексе.

6. Право давать разъяснения по вопросам судебной практики[1].

Конституция КНР закрепляет некоторые общепринятые принципы правосудия, в том числе право на судебную защиту.

Принципы работы Верховного народного суда определены отдельным законом и включают главным образом:

1. Принцип равенства: т. е. все граждане равны перед законом, в правовом отношении все национальности имеют равные права, в судебной практике не дозволяются привилегии и любые дискриминации.

Конституция, также, предполагает право граждан различных национальностей использовать свой язык в судопроизводстве.

Так, в Тибетском автономном районе только в 1987 г . в опытном порядке были уравнены для использования в государственных органах китайский и тибетский языки. Окончательно вопрос о статусе тибетского языка, его изучении, употреблении и развитии был решен лишь в марте 1989 г ., сразу же после массовых выступлениях тибетского населения в Лхасе.

Обнародованные правительством Тибетского автономного района правила установили равенство китайского и тибетского языков при составлении официальных документов и названии общественных мест. В управлении тибетский язык должен использоваться как главный. В судопроизводстве или отправлении религиозных культов граждане вправе выбирать китайский или тибетский язык.[2]

2. Принцип гласности суда: за исключением дел, касающихся государственной тайны, интимной жизни и несовершеннолетних правонарушителей, все судебные разбирательства проводятся открыто.

3. Принцип защиты: подсудимый по закону имеет право уполномочить другое лицо или лично осуществлять в ходе судебного разбирательства защиту по фактам и материалам дела.

4. Система коллегиальности: Во время рассмотрения дел в качестве суда первой инстанции Верховный народный суд собирает коллегию из 1–3 судей и 2–4 народных заседателей. Во время рассмотрения апелляционных жалоб и протестов образуется коллегия из 3–5 судей. Председатель суда или палаты назначает одного из судей Председателем коллегии, все члены коллегии обладают равными правами.

5) Система отвода: В случае, если подсудимый считает, что судья не может справедливо судить по причине личной заинтересованности или другим причинам, он имеет право заявить об отводе, решение об отводе судьи принимает Председатель суда. С другой стороны, судья также может заявить самоотвод, если считает, что имеет личную заинтересованность в деле или по другим причинам, его самоотвод также должен санкционироваться Председателем суда.

6) Принцип независимости суда: Согласно закону Народный суд осуществляет судебную власть независимо от любых административных органов, общественных организаций и частных лиц[3].

Организационная структура Верховного народного суда выглядит следующим образом.

В состав Верховного народного суда входят Председатель, заместители Председателя, Председатели Палат Верховного народного суда, их заместители и судьи.

Верховный народный суд учреждает Палату по уголовным делам, Палату по гражданским делам, Палату по экономическим делам, Палату по административным делам и другие палаты, учреждаемые в случае необходимости. Кроме того, в структуру Верховного народного суда входят также канцелярия, департамент кадров, департамент юстиции, административный департамент, управление делами, управление по делам кадров-ветеранов, управление по иностранным делам, департамент образования и т. д.

Руководящей группой Верховного народного суда является Судебная комиссия. Ее основные полномочия: обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или трудных дел и проблем судебной практики.

Заседания Комиссии проводятся под началом Председателя Верховного народного суда. В Комиссию входят Председатель Верховного народного суда, заместители Председателя, председатели палат, их заместители, а также судьи. Председатель Верховного народного суда избирается на должность и освобождается от должности Всекитайским собранием народных представителей, заместители Председателя Верховного суда, председатели палат, их заместители, члены Судебной комиссии, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом ВСНП.

Направления деятельности палат Верховного народного суда распределяются следующим образом:

1. Первая палата по уголовным делам: рассматривает крупные уголовные преступления.

2. Вторая палата по уголовным делам: рассматривает, проверяет и принимает решения по апелляционным жалобам, направленным в Верховный народный суд участниками уголовного дела, подсудимым и его родственниками или другими гражданами, на вступившие в силу приговоры и арбитражные решения. Путем судебного надзора своевременно исправляет возможные ошибки в судопроизводстве.

3. Палата по гражданским делам: рассматривает гражданские дела всекитайского масштаба.

4. Палата по экономическим делам: рассматривает крупные хозяйственные тяжбы.

5. Палата по административным делам: рассматривает административные дела, касающиеся центральных государственных органов.

Как и другие суды, Верховный Суд не пользуется независимостью в качестве особой ветви государственной власти: он несет ответственность перед ВСНП и его ПК, которые вправе в любое время изменить его состав.

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды избираются местными органами. Судьи местных судов, как и судьи Верховного народного суда, также не пользуются несменяемостью и независимостью: они несут ответственность перед местными представительными органами и их постоянными комитетами.

Система судебных инстанций Китайской Народной Республики предусматривает суд первой и второй (последней) инстанции с точки зрения процессуального права, и четыре уровня и две инстанции с точки зрения системы народных судов.

Местные народные суды различных ступеней выносят приговоры и решения по входящим в их компетенцию делам в качестве суда первой инстанции, если стороны дела не согласны с их решением, они могут в определенные законом сроки подать апелляцию в вышестоящий народный суд; Приговор или решение, принятое после рассмотрения жалобы или протеста вышестоящим народным судом, являются приговором и решением второй инстанции. Согласно системе судов первой и второй инстанций, приговоры и решения народного суда в качестве суда второй инстанции являются окончательными и не подлежат обжалованию. Верховный народный суд является высшим судебным органом страны, вынесенные им приговоры и решения в качестве суда первой и второй инстанции являются окончательными и вступают в законную силу после оглашения.

Организационная структура народных судов Китая подразделяется на 4 уровня: суды первой, средней, высшей инстанции и Верховный народный суд. Кроме того, учреждаются также военный, железнодорожный, водного транспорта и другие специализированные народные суды.

Народные суды низового звена в Китае включают: уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов и районные суды городов; народные суды среднего звена включают: народные суды округов внутри провинций и автономных районов, суды, учрежденные внутри городов центрального подчинения, народные суды городов провинциального подчинения и районного подчинения национальных автономий, а также народные суды автономных округов; высшие народные суды включают провинциальные высшие народные суды, высшие народные суды автономных районов и городов центрального подчинения.

Специализированные народные суды являются составной частью единой судебной системы – института народных судов, вместе с местными народными судами различных уровней они осуществляют судебную власть государства. Специализированные народные суды отличаются от местных судов главным образом в следующем:

1. Специализированные народные суды являются судебными органами, созданными для рассмотрения дел определенных ведомств и в определенной сфере, а местные народные суды учреждаются в соответствии с административно-территориальным делением.

2. В компетенцию специализированных народных судов входят специальные дела, характер рассматриваемых ими дел отличается от дел, подсудных местным народным судам.

3. Образование специализированных народных судов, назначение и смещение их кадров также отличается от местных народных судов, например, Председатель Военного суда не избирается Всекитайским собранием народных представителей, а назначается Верховным народным судом совместно с Центральным военным советом. Специализированные народные суды включают: военный суд, морской суд, суд железнодорожного транспорта, суд лесного хозяйства, суд сельского хозяйства и целинных земель, суд нефтяной отрасли, и др.

Военный суд учрежден на основе специфичности войсковой системы и военно-оперативных задач армии. Его конкретной задачей является суд над преступными элементами, наносящими вред государству и обороне страны, защита государственной безопасности, защита государственной законности и порядка в армии, повышение боеспособности войск, защита законных прав и интересов военнослужащих и других граждан. Основной функцией военного суда является нанесение удара по врагам, наказание преступников и защита народа, пропаганда социалистической законности. Военный суд имеет 3 инстанции: Военный суд Народно-освободительной армии Китая; Военные суды военных округов, родов и видов войск, Военные суды войсковых соединений и единиц, приравненных армии. Военные суды образуются из Председателя, заместителя Председателя, двух судебных палат, каждый с Председателем и одним заместителем, а также судей и секретарей. В состав военных судов крупных военных округов, родов и видов войск, а также военных судов войсковых соединений и единиц, приравненных армии, входят Председатель и судьи, секретари. Все военные суды образуют судебные комиссии. Ее основной задачей является обсуждение и изучение важных и трудных дел, а также проблем, связанных с судебной работой. Заседания судебной комиссии возглавляются Председателем суда, на заседании может присутствовать в качестве наблюдателя прокурор военной прокуратуры. В компетенцию Военных судов входят определенный круг уголовных дел, как то: уголовные дела военнослужащих действительной службы; уголовные дела штатных работников армии; уголовные дела по уполномочию Верховного народного суда.

Морской суд. В компетенцию морских судов входят расследование в первой инстанции дел, связанных с морскими делами и морской торговлей, он не принимает к производству уголовные и гражданские дела. Апелляции на решения морских судов рассматриваются в соответствующем народном суде. При морском суде учреждены палата по морским делам, палата по морской торговле, а также научно-исследовательский отдел и канцелярия. В состав морского суда входят Председатель, его заместители, Председатели палат и их заместители, а также судьи. Председатель морского суда назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени; заместители Председателя суда, председатели палат и их заместители, судьи и члены судебной комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом городского Собрания народных представителей по месторасположению морского суда по представлению Председателя морского суда.

Суд железнодорожного транспорта. Суд железнодорожного транспорта имеет два уровня: суд железнодорожного транспорта среднего звена, относящийся к Управлению железных дорог, и суд низшего звена, находящийся в ведении нижестоящего управления железных дорог. Судебная деятельность суда железнодорожного транспорта среднего звена находится под надзором соответствующего народного суда высшей инстанции. Председатель суда железнодорожного транспорта назначается на должность и освобождается от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя Постоянного комитета СНП той же ступени. Заместители Председателя, Председатели палат и их заместители, судьи назначаются на должность и освобождаются от должности Постоянным комитетом Собрания народных представителей данного района по представлению Председателя суда. В суде железнодорожного транспорта учреждена палата по уголовным делам, палата по экономическим делам и палата по гражданским делам. В их компетенцию входят: во-первых, гражданские и уголовные дела, совершенные на железнодорожных линиях; во-вторых, гражданские и уголовные дела штатных работников Управления железных дорог; в-третьих, хозяйственные споры, имеющие непосредственное отношение к ведомству железнодорожного транспорта.

Суд лесного хозяйства. Задачей суда лесного хозяйства является охрана лесов, рассмотрение дел по разрушению лесных ресурсов, серьезные происшествия, вызванные безответственностью, а также дела, связанные с другими странами. Суды лесного хозяйства низшего звена обычно учреждаются в месторасположении Управления лесного хозяйства (или Управления сплава древесины) в определенном лесодобывающем регионе; в расположении Управления лесного хозяйства района (аймака) или в государственных лесных массивах учреждается Суд лесного хозяйства среднего звена.

Как видно, основной массив дел специальных судов связан с административной и арбитражной юрисдикцией. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 году созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже). Их решения не являются окончательными, их можно обжаловать в народный (т. е. государственный) суд[4].

Суды рассматривают дела, как правило, коллегиальные, некоторые уголовные дела – с участием народных заседателей, которые избираются коллективами предприятий, учреждений и по месту жительства. Несложные гражданские и незначительные уголовные дела могут быть рассмотрены судьей единолично.

Судебные органы являются составной частью системы органов государства. Они образуются для осуществления правосудия, которое составляет важную часть государственной деятельности, одной из форм реализации государственной власти.

Однако считается, что доктрина разделения властей неприемлема в условиях советского государства, каковым является Китайская Народная Республика. Искусственное противопоставление сложившейся в КНР системы народного представительства и необходимости разграничения функций различных органов в механизме народовластия зачастую приводит к нарушению политико-правовых нормативов взаимоотношений между отдельными звеньями всего механизма.

Анализ советского государственного строительства свидетельствует, что отступление от принципа разделения властей привело к усилению функций исполнительных и распорядительных органов, принижению роли судебной власти, ее зависимому положению, влекущему за собой развитие авторитарности в управлении государством, принижению роли личности и незащищенности прав и свобод граждан[5].

Само понятие «судебная власть» фактически отсутствует в политическом и юридическом обиходе Китая. Оно не употребляется в правовых актах Китайской Народной Республики, в то время как в Конституции, прежде всего, следовало бы конкретно определить место судебной власти, ее задачи и прерогативы во всей системе власти. Что же касается научной литературы, то в ней данная категория практически не разрабатывалась, а если понятие судебной власти и употреблялось, то в него не вкладывалось какое-то специфическое, строго научное содержание.

Необходимо учитывать, что в КНР суды осуществляют свою деятельность в рамках пост тоталитарного пространства и следует считаться с тем, что невозможно «одномоментно ликвидировать пороки судебной системы, унаследованные от тоталитарных режимов. Оказалось, что переходный период реформирования общества и государства эти пороки подпитываются теми трудностями, с которыми столкнулись новые общества. Возникли и новые социальные явления, влияющие на реорганизацию судебной системы, тормозящие судебную реформу. Судебные системы продолжают пребывать в кризисном состоянии, по некоторым параметрам этот кризис углубился…

Не изжиты факты давления на суды со стороны местных властей, стремление тенденциозно подобрать кандидатов на должности судей. Подчас безосновательна критика судов со стороны депутатов, высших должностных лиц государства за так называемый «оправдательный уклон»»[6].

Вместе с тем есть все основания утверждать, что судебная власть в КНР выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий судебных органов. Задача создать такую власть – не столько теоретическая, но и важная практическая задача. Ее суть как раз и состоит в том, что создание авторитетной сильной судебной власти связано в первую очередь с превращением судебных органов в судебную власть, которая станет хранительницей гражданского мира, прав и свобод человека, будет обеспечивать законность и справедливость в обществе. Именно в этих сферах общественной жизни судебная власть не только не должна уступать двум другим «властям» в авторитете и действенности, но и с позиций защиты прав человека, общепризнанных правовых принципов и законности призвана оценивать и направлять их деятельность, сдерживая и ограничивая пределами закона представительные и исполнительные органы государства.

[1] Китайский информационный Интернет-центр. http://www.china.com.cn/russian/65618.htm — 20/03/2003.

[2] Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. – М.: Наука, 1990. – С. 97.

[3] Китайский информационный Интернет-центр. http://www.china.com.cn/russian/65618.htm — 20/03/2003.

[4] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 467.

[5] Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С.34.

[6] Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С.15.

www.law.edu.ru

Суды в Китае

Решение споров в судебном порядке осуществляется судебными органами, а именно Народным судом Китая в соответствии с положениями закона при участии заинтересованных сторон и других участников судебного процесса. Если гражданин, юридическое лицо или другая организация считают, что их права или интересы были нарушены или у них возник спор с другим человеком, они могут обратиться с гражданским иском в Народный суд и попросить у него рассудить дело по закону и предоставить правовую защиту. Юридическим основанием для этого является «Гражданско-процессуальный кодекс КНР», принятый 9 апреля 1991 г. на 4 собрании 7-го созыва Всекитайского Собрания народных представителей (ниже именуемый ГПК). Если граждане, юридические лица и другие организации считают, что действия государственных административных органов или их работников нарушают их законные права и интересы, они имеют право подать административный иск в Народный суд. Юридическим основанием для этого является «Административно-процессуальный кодекс КНР», принятый 4 апреля 1989 г. на 2 собрании 7-го созыва Всекитайского Собрания народных представителей (ниже именуемый АПК).

1. Организация суда.

Когда Народный суд рассматривает гражданские и административные дела, как суд первой инстанции, коллегиальный суд формируется из судей и присяжных или только судей. Гражданские иски, подходящие под определение «простые иски» рассматриваются одним судьей. Присяжные, участвуя в заседании, имеют одинаковые права и обязанности с судьями.

Когда Народный суд рассматривает гражданские и административные дела, как суд второй инстанции, коллегиальный суд формируется только из судей. Главного судью назначает директор или председатель суда. Если один из них участвует в заседании, то главного судью назначает соответственно второй.

Если при рассмотрении административного дела, как суд второй инстанции, Народный суд посчитает, что факты неоспоримы, он может провести заседание в письменном виде.

2. Судебная система.

1) Коллегиальная система. Коллектив судей состоит из 3 и более судей, которые представляют Народный суд в осуществлении правосудия, рассмотрении дела и вынесении приговора. Коллегиальная система является противоположной единоличной системе, когда дело рассматривает и выносит приговор один судья. Согласно ГПК и АПК, кроме «простых гражданских исков», все остальные иски рассматриваются коллективом судей или судей и присяжных. Количество судей коллегиального суда должно быть нечетным. Присяжные, участвуя в заседании, имеют одинаковые права и обязанности с судьями. В коллегиальном суде решение по делу принимается большинством голосов. Во время заседания ведется запись протокола, который потом подписывается всеми членами суда. Все разногласия, возражения, возникающие в процессе рассмотрения дела, должны быть запротоколированы.

2) Порядок отвода судебных работников. В соответствии с правовыми нормами, если судьи, секретари суда, переводчики, эксперты имеют какие-либо интересы в рассматриваемом деле, которые могут повлиять на его беспристрастное рассмотрение, заинтересованные стороны имеют право подать заявление об их отводе.

3) Порядок открытого слушания дел. Означает, что рассмотрение дел в Народном суде должно быть открытым для общественности в соответствии с законом. Народный суд проводит открытые слушания по гражданским и административным делам, кроме случаев, когда они касаются государственной тайны, личной жизни человека и других случаев, предусмотренных законом. В открытом судебном разбирательстве, до заседания суда должны быть объявлены фамилии и имена сторон, краткое содержание дела, время и место проведения заседания, чтобы любой человек смог присутствовать на нем в качестве наблюдателя.

Вне зависимости от того, является ли судебное заседание открытым или закрытым, судебное решение по нему объявляется открыто.

4) Двухинстанционная судебная система. Означает, что судебное дело может пройти два уровня рассмотрения в Народном суде до вынесения окончательного решения. В соответствии с Законом «Об организации Народного суда», Народный суд Китая делится на 4 ступени: Верховный народный суд, Народный суд высшей инстанции, Народный суд средней инстанции, Низовой народный суд. Кроме Верховного народного суда, все остальные суды имеют выше себя на одну ступень другие суды. В соответствии с двухинстанционной системой, если после того, как одно дело прошло через суд первой инстанции, стороны не согласны с решением суда, они имеют право в предусмотренные законом сроки обжаловать приговор в суде высшей инстанции, который будет являться в данном случае судом второй инстанции. Решение суда второй инстанции является окончательным и не может быть обжаловано сторонами в суде следующей ступени. Если будет обнаружено, что в окончательном решении суда действительно есть ошибка, может быть введена процедура надзора за судопроизводством для её разрешения.

3. Подчинение судебных исков.

Законодательством вводится разделение компетенции для рассмотрения гражданских дел и дел по хозяйственным спорам между судами разных ступеней и судами одной ступени разных районов страны. Юрисдикция судов в соответствии с разными стандартами имеет множество различных классификаций, среди которых чаще всего применяется ранговая юрисдикция и территориальная юрисдикция.

1) Ранговая юрисдикция. В соответствии с характером дела, сложностью обстоятельств дела, географией влияния, определяется, какой из судов будет рассматривать это дело в качестве суда первой инстанции. Кроме вышеупомянутых судов четырех ступеней, в Китае также имеются специальные суды – военный суд, суд по морским делам, суд железнодорожного транспорта.

2) Территориальная юрисдикция. Подведомственные районы судов всех ступеней тождественны районам страны в соответствии с административным делением. Территориальная юрисдикция определяет разделение компетенции в рассмотрении дел между судами одной ступени в разных административных районах. Также выделяется обычная территориальная юрисдикция и специальная территориальная юрисдикция.

Обычная территориальная юрисдикция разграничивает компетенцию судов в соответствии с местонахождением спорящих сторон. Она также называется простая юрисдикция. Обычно используется правило юрисдикции суда места проживания ответчика.

Специальная территориальная юрисдикция разграничивает компетенцию судов в соответствии с местонахождением предмета иска или местом возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Она также называется особая юрисдикция. Например, в соответствии с положениями ГПК:

а) Судебные иски, возникающие из-за споров по договорам и контрактам, разрешаются в Народном суде по месту жительства ответчика или месту исполнения контракта. Стороны договора могут в письменном виде по взаимному согласию определить компетентный для решения их споров Народный суд. Это может быть суд по месту жительства ответчика, месту исполнения контракта, месту подписания контракта, месту жительства истца, месту нахождения предмета спора. Но при этом не должны быть нарушены положения закона, касающиеся ступеней суда и специального подчинения.

б) Судебные иски, возникшие из-за споров по чекам, квитанциям, векселям и т. п., находятся в подчинении Народного суда по месту оплаты чека или месту жительства ответчика.

в) Судебные иски, касающиеся споров по недвижимому имуществу, находятся под специальной юрисдикцией Народного суда по месту нахождения данного имущества.

г) Судебные иски, возникшие в результате правонарушения, разрешаются в Народном суде по месту правонарушения (включая место совершения правонарушения или место возникновения результатов правонарушения) или месту жительства ответчика.

Иски по административным делам находятся в подчинении Народного суда, по месту нахождения административного органа, действия которого первоначально привели к спору. Если действием какого-либо другого органа были изменены результаты действий первого, то можно подавать иск по месту нахождения второго органа.

Если два или более Народных суда имеют юрисдикцию над каким-либо делом, истец имеет право выбрать любой из них для подачи иска.

4. Судебный процесс.

Так как в Китае применяется двухинстанционная судебная система, то гражданские и административные дела могут пройти слушания в судах первой и второй инстанции до вынесения окончательного результата.

1) Обычный процесс в суде первой инстанции.

а) Возбуждение иска и рассмотрение дела. Если гражданин, юридическое лицо или другая организация считают, что их права или интересы были нарушены другим человеком или у них возник спор с ним, или они считают, что действия государственных административных органов или их работников нарушают их законные права и интересы, они могут в соответствии с законом обратиться с иском в Народный суд, попросить у него рассудить дело по закону и предоставить правовую защиту.

Для возбуждения иска должны быть удовлетворены 4 условия:

— истец является прямо заинтересованным в данном деле гражданином, юридическим лицом или другой организацией;

— имеется четко определенный ответчик;

— имеются конкретные факты и причины по иску;

— дело относится к юрисдикции данного Народного суда и находится в сфере его компетенции.

Для возбуждения иска в Народный суд должно быть подано исковое прошение. Получив прошение, Народный суд проверяет его и если оно удовлетворяет вышеописанным требованиям, он должен в течение 7 дней завести дело и уведомить об этом стороны. Если суд считает, что иск не удовлетворяет требованиям, он должен в течение 7 дней вынести решение об отказе в рассмотрении дела. Истец имеет право обжаловать данное решение.

б) Подготовка к рассмотрению дела. Народный суд должен в течение 5 дней со дня заведения дела отправить копию искового прошения ответчику. Ответчик в установленные сроки предоставляет свое возражение на исковое прошение, копию которого Народный суд должен отправить истцу в течение 5 дней. Непредоставление ответчиком своего возражения не влияет на рассмотрение дела судом. До начала рассмотрения дела Народный суд должен сформировать группу судей – коллегиальный суд.

в) Рассмотрение дела на заседании суда. Включает в себя 4 этапа: подготовительный этап, судебное следствие, судебные прения, оглашение решения. Вне зависимости от того, является ли судебное заседание открытым или закрытым, судебное решение по нему объявляется открыто.

Если гражданское дело рассматривается в низовом суде и факты по нему очевидны, правоотношения определены, то может быть использовано упрощенное судопроизводство.

При рассмотрении административных дел Народный суд не использует процедуру примирения.

2) Процесс в суде второй инстанции.

Если стороны конфликта не согласны с решением суда первой инстанции, они имеют право в течение 15 дней со дня доставки им письменного решения суда, подать апелляцию в суд высшей инстанции.

Решение суда второй инстанции является окончательным решением.

Тарифы на рассмотрение дела в Шанхайском суде (в зависимости от суммы спора по контракту):

до 1000 юаней – оплата 50 юаней;

1000-50000 юаней – 4% от суммы спора + 10 юаней;

50000-100000 юаней – 3 % от суммы спора + 510 юаней;
100000-200000 юаней – 2 % от суммы спора + 1510 юаней;
200000-500000 юаней – 1,5 % от суммы спора + 2510 юаней;
500000-1000000 юаней – 1 % от суммы спора + 5010 юаней;
более 1000000 юаней – 0,5 % от суммы спора + 10010 юаней;

Например, за рассмотрение спора о денежной сумме в 500000 юаней, суд взимает плату 500000*1,5%+2510=10010 юаней.

china-lawyer.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.