Налоги на экспорт нефтепродуктов

Минфин заявил о готовности снизить акциз на бензин при завершении налогового маневра

Москва. 21 марта. INTERFAX.RU — Создание эффективной конкурентной среды в нефтяной отрасли требует завершения налогового маневра — отказа от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и эквивалентного увеличения НДПИ на нефть и газовый конденсат, заявил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, чей комментарий распространила пресс-служба министерства.

«При этом с целью минимизации риска роста цен на внутреннем рынке мы предлагаем одновременно с этим понизить акцизы на нефтепродукты на 2-3 рубля на литр, а также ввести отрицательный акциз на тонну переработанной нефти для заводов, которые поставляют нефтепродукты, соответствующие требованиям технического регламента на моторные топлива, на внутренний рынок», — сказал Сазанов.

«Кроме этого, при отказе от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты мы предлагаем создать дополнительные стимулы для модернизации НПЗ в виде повышающего коэффициента к базовой ставке отрицательного акциза на тонну переработанной нефти для тех НПЗ, которые успешно завершили проекты по строительству комплексов установок глубокой переработки нефти, таких как гидрокрекинг, каталитический крекинг, замедленное коксование», — добавил он.

Опасные маневры?

В среду параметры налогового маневра обсуждались на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. «Некоторые идеи еще только предстоит окончательно обсудить — ради чего, в том числе, мы встретились, включая, например, так называемое завершение налогового маневра в «нефтянке», потому что здесь есть разные подходы. Нужно по ним определиться», — сказал Медведев, открывая заседание. В тот же день затянувшийся спор между Минфином и Минэнерго упомянул глава Сбербанка Герман Греф. Выступая на заседании общественного совета при Минэнерго, он выразил опасение, что налоговый маневр может негативно сказаться на возможности компаний обслуживать кредиты, взятые на проведение модернизации НПЗ.

«Нефтепереработчики еще больше боятся. И естественно, мы в этой теме тоже крайне заинтересованы, потому что практически все заводы реконструировались на наши деньги. И у нас есть большой шанс стать владельцами большого количества НПЗ, потому что первый (налоговый — ИФ) маневр привел к тому, что у них рентабельность в два раза упала. И все бизнес-планы, под которые брались деньги, улетели просто в тартарары. Конечно, это большая проблема», — отметил Греф.

«Какой дальнейший план? Будет ли учитываться, что люди проинвестировали огромные деньги, в том числе банки дали большие кредиты под одну схему налогообложения. Она уже была изменена один раз вопреки обещаниям. И теперь вот еще одно какое-то изменение, может быть, будет, которое мы не понимаем, к чему приведет», — сказал он, комментируя инициативы Минфина в нефтяной отрасли.

В ответ министр энергетики Александр Новак отметил, что «Минэнерго не предполагает дополнительных налоговых маневров, связанных со снижением пошлины и увеличением НДПИ с механизмом обратного акциза». «Мы, наоборот, выступаем оппонентом предложения Минфина, с которым они сейчас выходят. Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как будет закончена модернизация заводов и не ранее 2023 года, плавно к 1 января 2025 года, когда мы выйдем на создание единых рынков в рамках ЕАЭС. В противном случае те риски, которые вы назвали, действительно есть», — сказал Новак. Банкир поблагодарил министра за позицию, которой придерживается ведомство: «Спасибо за вашу позицию, потому что это миллиарды долларов. От $1,5 млрд стоила модернизация каждого завода, и сегодня так подвести инвесторов — это большая проблема. И самое главное, что за этим не стоит интерес глубокой переработки, стоит только фискальный интерес, а интересы инвесторов забыты, извлечение добавленной стоимости тоже забыто. Надо взвесить эти проблемы».

Триллион от государства

По оценкам Минфина, которые приводятся в комментарии Сазанова, размер поддержки отечественной нефтепереработки составляет порядка 1 трлн рублей в год. «Это поддержка, которая оказывается за счет разницы между пошлинами на нефть и пошлинами на нефтепродукты. При этом около 600 млрд рублей из этой суммы пришлось на субсидию непосредственно нефтепереработчикам, 140 млрд рублей получают коллеги по ЕврАзЭС, покупая российские нефтепродукты по ценам ниже европейских котировок, около 300 млрд рублей приходится на потребителей топлива в нашей стране, чтобы сдерживать рост цен на внутреннем рынке», — отметил он.

По словам главы департамента Минфина, размер предоставленной поддержки всем российским НПЗ за 2005-2016 годы более чем в 5 раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период, что говорит «о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли».

Маржинальность российской нефтепереработки находится на нормальном уровне, уверен Минфин.

«Везде в мире так устроено, что маржинальность в добыче выше, чем в нефтепереработке. Расчеты показывают, что снижение маржинальности российской нефтепереработки обусловлено исключительно снижением цен на нефть, это не связано с завершением налогового маневра. При резком снижении цены на нефть очень сильно сокращаются не только доходы бюджета от нефтегазовой отрасли, но и, соответственно, субсидии государства нефтепереработке за счет сокращения абсолютной величины дифференциала между пошлиной на нефть и пошлиной по корзине нефтепродуктов, произведенной из нее», — отметил А.Сазанов.

«Нефтепереработчики, которые не поставляют нефтепродукты на внутренний рынок, извлекают выгоду из разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты: перерабатывают нефть, получают корзину нефтепродуктов, стоимость которой в нормальных рыночных условиях (без пошлин), как правило, дешевле, чем стоимость нефти, использованной в качестве сырья, а дальше, за счет разницы в пошлинах, которую они получают экспортируя нефтепродукты вместо нефти, они зарабатывают столько, что хватает не только на покрытие более низкой стоимости корзины нефтепродуктов, операционных и транспортных затрат, но и чтобы заработать 2-3 доллара на каждом барреле переработанной нефти, которые зачастую оседают на офшорных трейдерах. Интерес таких нефтепереработчиков в сохранении статус-кво понятен, а вот отвечает ли это интересам общества в целом — на мой взгляд, нет. Мы декларируем борьбу за повышение экономической эффективности через рост производительности труда: в этом контексте, стали ли бы вы производить продукт, который стоит дешевле, чем сырье, необходимое для его производства?», — задает вопрос глава департамента Минфина.

При отказе от экспортных пошлин в рамках завершения налогового маневра господдержку в полном объеме (а в случае инвестиций в углубляющие процессы переработки нефти — даже больше, чем сейчас) сохранят лишь те НПЗ, которые «отвечают стратегическим интересам страны» — обеспечивают потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах, отметил Сазанов.

«Мы понимаем, что нужно стимулировать нефтепереработку, нужно вводить углубляющие процессы — выход светлых нефтепродуктов на НПЗ РФ в среднем составляет 63%, в то время как на европейских заводах этот показатель составляет 80%. Мы готовы это делать, но готовы стимулировать адресно — по факту достижения определенных целевых показателей, запуска конкретных установок. Сейчас, когда государственная поддержка отрасли оказывается через дифференциал между пошлиной на нефть и нефтепродукты, поддержку получают все: и те, кто инвестирует в модернизацию своих заводов, наверстывая технологическое отставание российских НПЗ, и те, кто заинтересован исключительно в получении выгоды в моменте и не думают на перспективу. Мы готовы дать дополнительные стимулы в виде увеличенного отрицательного акциза на тонну переработанной нефти, который превышает существующий дифференциал в пошлинах на нефть и нефтепродукты, для тех НПЗ, которые инвестируют в углубляющие процессы переработки нефти», — заявил чиновник.

Братский привет

Завершение налогового маневра решит еще две проблемы, рассчитывает Минфин.

«На наш взгляд, несправедлива и ситуация, при которой коллеги по ЕврАзЭС получают нашу нефть и нефтепродукты без пошлин, реэкспортируют их и пошлины с них уже отправляют в свой бюджет. Поддерживать коллег надо, но нужно использовать явные, счетные формы поддержки — займы, кредиты, покупку финансовых активов», — отмечает Сазанов.

«Имеют место быть и вопиющие случаи, когда прямогонный бензин или дизельное топливо пересекают границу ЕврАзЭС под видом растворителей, при этом экспортная пошлина не уплачивается вовсе, а факт экспорта российских нефтепродуктов скрывается, или, например, когда мы договариваемся вместе с партнером по ЕврАзЭС о некоем предопределенном, фиксированном размере финансовой поддержки через ограничение беспошлинных поставок российской нефти на его НПЗ, а он сверх этого без согласования дозагружает свои перерабатывающие мощности российским же мазутом. Если завершить налоговый маневр, отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, переложить налоговую нагрузку на добычу, эти проблемы исчезнут сами собой», — полагает глава департамента Минфина.

Кроме того, гораздо проще станет решать задачу администрирования фискальных поступлений.

«Когда мы отказываемся от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и переходим к администрированию того же денежного потока (а это 1,5 трлн рублей), взимаемого уже через НДПИ на скважине, мы резко сокращаем возможности для уклонения. Администрировать полноту уплаты платежей ста недропользователей с чистыми активами в миллиарды рублей несопоставимо проще, чем тысяч участников ВЭД с уставным капиталом 10 тыс. рублей», — заключил Сазанов.

www.interfax.ru

От чего зависят размеры экспортных пошлин на нефтепродукты?

Любая экспортная пошлина устанавливается с целью:

  • пополнение бюджета государства;
  • поддержание цен внутреннего рынка на более низком уровне, нежели мировые цены на облагаемый продукт;
  • ограничение объема экспорта товаров, которые необходимы для нужд национальной экономики;
  • более полное насыщение внутреннего рынка конкретным видом продукции;
  • защита экономической государственной безопасности;
  • сдерживание вывоза сырья и продуктов его первичной переработки;
  • стимулирование экспорта товаров высокой степени обработки.

В том или ином виде, вывозная пошлина в настоящее время используется в сорока странах, в основном – либо развивающихся, либо относящихся к категории переходных экономик. Примерно в половине из них пошлина на экспорт используется на один – два товара, которые наиболее принципиальны для национальной экономики.

Вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты

Экспортные сборы чаще всего применяют товарам, относящимся к природным ресурсам. 11 процентов всей мировой торговли такими ресурсами облагаются дополнительными таможенными сборами на вывоз, тогда как для всей мировой торговли прочими товарами эта цифра составляет 5 процентов.

С помощью таких экспортных сборов фактически устанавливаются дифференцированные цены (меньшие – для отечественных, большие – для зарубежных покупателей). Другими словами, таможенные пошлины на вывоз топлива, сырья и материалов являются скрытыми субсидиями для тех отечественных отраслей, которые эту продукцию потребляют. Подобные «специфические субсидии» осуществляются за счет государства и производителей этих ресурсов. В результате они несут потери из-за более низких внутренних цен.

В России таможенные сборы от экспорта приносят до 17,8 процентов всех бюджетных доходов и составляют до 6,8 процента ВВП. В общем объеме поступлений из этих источников доля пошлин на нефть и нефтепродукты составляет до 88-ми процентов. Основная часть – сборы на вывоз сырой нефти (примерно 63 процента от всех таможенных экспортных поступлений). Сборы на вывоз нефтепродуктов – чуть больше 25-ти процентов, на вывоз природного газа – чуть более десяти процентов.

Однако, в отечественной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности регулирующая функция вывозных сборов работает плохо.

Это связано с системными проблемами по применению этого налогового инструмента, а также с недостаточной отлаженностью системы таможенных ставок на экспорт нефти и её производных.

Необходимость экспортных пошлин на нефтяное сырье и продукты его переработки

Отмена таких пошлин выгодна не только с экономической, но и с политической точки зрения.

В первом случае прекращение скрытого субсидирования внутрироссийской нефтепереработки, эффективность которой оставляет желать лучшего, позволит высвободить средства в размере 1,8 процента ВВП. Кроме того, искусственная ценовая поддержка путем обеспечение низкой цены на сырье (для нефтеперерабатывающего сектора российской экономики) и, как следствие, искусственное занижение цен на внутренние нефтепродукты, приводит к отсутствию у предприятий всех отраслей экономики стимула к преодолению своей отсталости в техническом плане. Снижение энергоемкости ВВП в таких условиях невозможно, экологическая ситуация вследствие избыточного внутреннего потребления нефтепродуктов – ухудшается, технического перевооружения не происходит.

Отмена вывозных сборов на нефтепродукты и сырую нефть – необходимое условие модернизации отечественной экономики. Однако поспешная и неподготовленная отмена таких пошлин существенно снизить доходную часть бюджета страны.

Поэтому необходимо разработать государственную программу, цель которой – компенсация недополученных средств за счет повышения налогов на добычу полезных ископаемых, введения налога на добавленный доход (НДД) или при помощи иных механизмов получения бюджетом части ресурсной ренты. Все это потребует серьезных системных преобразований в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, однако, с другой стороны, позволит сгладить последствия переноса внешних ценовых факторов на внутрироссийские цены.

Современная позиция правительства РФ в этом вопросе

Министерство энергетики РФ в лице его главы Александра Новака выступило с инициативой, предусматривающей полную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2025 году.

Причем отмена будет происходить путем постепенного снижения таможенных ставок на вывоз этой продукции. Инициативу поддерживает и Министерство финансов РФ.

В настоящее время размер экспортных ставок меняется в рамках так называемого “налогового маневра”, при котором одновременно с понижением ставок экспортных сборов повышается размер налога на добычу полезных ископаемых.

В феврале 2017-го года были утверждены новые таможенные ставки на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые в ступили в действие с 1-го марта.

Изменения коснулись следующих темных и светлых нефтепродуктов:

  • пошлина на экспорт сырой нефти – 39,5 долларов США за тонну (по сравнению с ранее действующей ставкой 52 доллара);
  • эта же ставка для вязкой нефти – 4,2 $ за тонну (было – 5,9);
  • пошлина на светлые нефтепродукты и масла – 15,8 $;
  • на темные нефтепродукты (мазут) – 32,3 $;
  • товарные бензины – 24 доллара;
  • прямогонного (нафта) – 28$ (было – 36,9);
  • кокс – 2,5$ (было – 3,3).

Нулевая льготная ставка остается для некоторых месторождений Восточно-Сибирского региона, месторождений Каспийского моря и Приразломного месторождения.


neftok.ru

Как рассчитывается налог на нефть?

Ни для кого не секрет, что основные поступления в доходную часть бюджета идут от уплаты налогов, взимаемых с предприятий добычи полезных ископаемых и нефтяной и газовой переработки. Но если нефтепереработку облагают акцизами, то какие же налоги платят добывающие предприятия?

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщики НДПИ

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых – добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней). Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации – последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом. Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже 25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель, который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом считается обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть. К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов. Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения. Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим, коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Определение налоговой базы

Налоговая база при расчете НДПИ на нефть определяется либо на основании стоимости, либо на основании количества добытого сырья.

При исчислении количества полученного ресурса можно применять два метода:

  • прямой, который основывается на данных, полученных путем измерения;
  • косвенный, основанный на значении содержания нефти в общем объеме полученного сырья.

Второй способ расчета используют только тогда, когда расчет первым способом не представляется возможным. Используемый на предприятии метод расчета выбирается единожды и закрепляется учетной политикой организации.

Он не меняется с течением времени и показан к применению в течение всего срока эксплуатации месторождения. Изменение способа расчета возможно лишь после внесения изменений в технический проект или технологический процесс разработки.

Использование прямого расчетного метода для определения налоговой базы подразумевает использование следующих расходов:

  • прямые показатели:
  1. прямые материальные затраты;
  2. фонд оплаты труда наемного персонала;
  3. амортизационные отчисления.

Списание прямых расходов производится в таком же порядке, как и при учете прочих производственных процессов. Размер прямых затрат определяется из расчета сумм, которые относятся к конкретным доходам (в случае НДПИ это – нефтедобыча) определенного налогового периода. Незавершенное производство из расчета убирают. Расходы для налога на добычу полезных ископаемых определяют за период, равный одному месяцу.

  • косвенные показатели (ими считаются материальные затраты, которые не входят в состав прямых расходов):
  1. расходы на ремонт оборудования;
  2. покупка дополнительного технологического оборудования;
  3. прочие непрямые затраты.

Эти расходы подлежат списанию в полном объеме, который пропорционален текущей добыче и другим видам производственной деятельности. Выручку от реализации полезных ископаемых рассчитывают исходя из цена, уменьшенной на расходы по доставке продукции.

Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
  • Кз – определяет уровень запасов разработки;
  • Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Льготы по НДПИ

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.

Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.

Формула расчета

Для расчета размера НДПИ применяют:

  • объем выработки (Ов);
  • нормативные потери (НПот);
  • утвержденную на данный момент ставку;
  • плавающие корректирующие коэффициенты, устанавливаемые раз в месяц.

Этот расчет достаточно прост, если нет необходимости самостоятельно рассчитывать используемые коэффициенты.

Приведем конкретный пример.

Некая компания «А» за февраль 2014 года добыла 520 тонн нефти. Размер нормативных потерь составил 20 тонн.

Ставка налога в этом месяце была 493 руб/тонна. Пусть коэффициент мировых цен (Кц) в этом месяце составлял 1,2000 (четыре знака после обязательны)., а все остальные коэффициенты возьмем равными единице.

Сумма НДПИ = (Ов-НПот) * ставка * Кц * Кдв * Кз*Кд

Для конкретного примера НДПИ = (520 -20) * 493 * 1,2000 * 1 * 1 * 1 = 295 800 рублей.

Сумма этого налога отражается в декларации и уплачивается в бюджет в установленные законом сроки. В декларацию также включают все цифры, которые использовались при расчете НДПИ.

Изменения, произошедшие в 2014-ом году

В конце 2013-го году произошло повышение базовой ставки НДПИ с 470 до 493 руб., или на 4,9 процента. Одновременно с этим ряду туронских месторождений (Красноярский край) были предоставлены льготы, для некоторых – на срок 15-ть лет.

Изменение ставки НДПИ за последние годы

В последнее время Правительство РФ в рамках налогового маневра постоянно повышает базовую ставку этого налога. В 2016-ом она составила 559 руб/тонна. В дальнейшем предполагается провести перераспределение налоговой нагрузки с предприятий-экспортеров на предприятия нефтедобычи.

С этой целью производится снижение экспортных пошли, а базовую ставку НДПИ планируется поднять до 918 руб./тонна уже в 2017-ом году.

Целью данных мероприятий является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках за счет снижения цена путем уменьшения размеров таможенных сборов. Однако увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании может вызвать сворачивание проектов, которые требуют значительных капитальных вложений.


neftok.ru

“Нефтяной” налог Путина: экспорт нефти станет выгоднее, а фонды модернизации сократятся

С января текущего года в России началась реализация концепции «большого налогового маневра», состоящего в поэтапном, рассчитанном на три года, переформатировании налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. В результате нефтедобыча становится более ориентированной на экспорт, освоение сложных месторождений переносится на лучшие времена, модернизация НПЗ замедляется…

Одной из основных задач российской экономики последних лет обозначался уход от сырьевой модели развития к производству продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако нововведения «большого налогового маневра» разворачивают экономику, по крайней мере в нефтяной отрасли, в сторону экспорта сырья. По сравнению с декабрем нефтяной экспорт вырос более чем на четверть. И хотя чиновники в Минэнерго рассчитывают, что в текущем году экспорт сырой нефти увеличится на 5 млн тонн, аналитики ожидают более высоких значений.

Налоги и их пороги

Фискальный пресс налогового маневра, сутью которого является перераспределение налоговой нагрузки в нефтедобыче от экспортной пошлины на налог на добычу (НДПИ), на фоне падения мировых котировок на нефть ухудшает ситуацию топливного рынка России. Базовая ставка НДПИ уже в текущем году будет поднята с 470 рублей до 766 рублей за тонну, а экспортная пошлина сокращена с 60% до 42%. К 2017 году эти показатели доведут соответственно до 919 рублей и 30%.

В итоге за три года экспортная пошлина на нефть снизится, а налог на ее добычу возрастет в одинаковых пропорциях – почти в два раза. Вроде паритет сохраняется. Но предусмотренная маневром экономия на экспортной пошлине уже не покрывает дополнительных затрат на уплату НДПИ. Дело в том, что на экспорт уходит менее половины добытой в стране нефти, тогда как НДПИ платится со всего объема. При этом достаточно длинный список месторождений, при разработке которых можно было получить льготы по НДПИ, сократился до единичных случаев. Так, льготные ставки предусмотрены для инфраструктуры, производственных мощностей и части месторождений, задействованных в проекте поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири».

Выигрывает бюджет, проигрывают все остальные

Отметим, что высокие экспортные пошлины на нефть позволяли удерживать цены внутри страны на относительно низком уровне. Однако власти решили, что дешевое сырье дает возможность российским производителям нефтепродуктов получать неоправданно высокую маржу, и увеличили поборы в пользу федерального бюджета.

Налоговый маневр увеличил долю государства в доходах от нефтедобычи, новый уровень пошлин избавил от необходимости дотировать партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Так, снижая экспортные пошлины и перекладывая бремя на НДПИ, российские власти препятствуют утечке доходов федерального бюджета через границы с Беларусью и Казахстаном. У этих партнеров по ЕАЭС появляется возможность увеличения беспошлинного ввоза нефти и нефтепродуктов и последующего их реэкспорта. Аналитиками потери России от этого оцениваются более чем в 8 млрд долларов в год.

Вместе с тем, полагают эксперты, поскольку маневр осуществляется в условиях санкций, низких нефтяных котировок, обесценения рубля и оттока капитала, то нововведения принесут в 2015-2017 годы убытки и нефтяникам, и потребителям, и бюджету. Высокая фискальная нагрузка будет толкать компании к очередной «оптимизации», в результате которой госбюджет получит непредвиденные потери, а бизнес–усиление давления со стороны государства.

С целью нивелирования провоцируемого реформой роста внутренних цен на топливо правительству России пришлось включить в пакет большого маневра дополнительную меру: поэтапное снижение ставок акцизов на нефтепродукты (в 2,2 раза). Но уравняв акцизы на топливо «Евро-4» и «Евро-5», власти нарушили обязательство по поддержке перехода НПЗ на выпуск более качественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, при не законченной модернизации НПЗ исчезают источники ее финансирования. Произойдет урезание инвестиционных программ в сегменте нефтепереработки и нефтехимии.

Более того, к концу года придется закрыться не только небольшим заводам, но и некоторым (принадлежащим «Роснефти», «Сургутнефтегазу», «Русснефти») крупным. В Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков полагают, что из 36 крупных НПЗ в группе риска окажется до 12 заводов. Это может привести не только к технологической отсталости, но и к тому, что наблюдавшийся в последние годы тренд роста объемов нефтепереработки (к примеру, в 2014 году они достигли 288 млн тонн, что на 4% выше показателя годом ранее) сменится на обратный.

Поскольку налоговый маневр сократит прибыли и нефтедобывающих предприятий, и НПЗ (а, соответственно, и размер налога на прибыль), то пострадает финансирование региональных бюджетов. Для компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов вводится в частности увеличение фискальной нагрузки за счет налога на имущество с переходом на кадастровую стоимость жилья. Кроме того, растет угроза фальсификации топлива. Так, вместо дизельного топлива на АЗС все чаще стали продавать печное, акцизы на которое меньше.

Многие из этих «издержек» обусловлены тем, что «большой налоговый маневр» разрабатывался в расчете на стоимость барреля около 100 долларов, но падение нефтяных цен до 60 долларов и ниже резко изменило экономику маневра. Усугубляет ситуацию и отсутствие синхронизации между изменениями ставок ЭТП и НДПИ: при удешевлении нефти экспортная пошлина снижается значительнее, чем налог на добычу.

Намерение передать избыточную маржу НПЗ в нефтедобычу себя не проявило. Наоборот, итоги января относительно декабря говорят о возникновении тревожной тенденции – сокращении (правда, еще незначительном – 0,25%) у неинтегрированных компаний объемов нефтедобычи. Что неудивительно. И проекты стали более затратными, и маневр привел к усилению налогового пресса.

Найдут ли компромисс?

Нефтяники готовят ряд предложений по корректировке положений налогового маневра. В частности в сегменте нефтедобычи намерены изменить формулу НДПИ так чтобы она адекватно отражала и падение, и рост цен на сырье. В переработке предлагают поднять акцизы на топливо класса «Евро-4», чтобы снизить их уровень для «Евро-5». По мнению специалистов, негативные последствия в отрасли от «большого налогового маневра» начнут проявляться уже весной, что, безусловно, даст нефтяникам дополнительные аргументы.

Однако шансы изменить ситуацию в свою сторону, полагают аналитики, у них невелики. Во-первых, Владимир Путин заявил, что отказываться от этой реформы не намерен. Во-вторых, как утверждает директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин, в результате девальвации рубля денежный поток в отрасли, по мере падения цен на нефть, оказывается процентов на 40 выше, чем при цене нефти в 100 долларов за баррель.

И это понятно: большая часть затрат в нефтяной отрасли осуществляется в рублях, тогда как экспортная выручка идет в долларах. Поэтому Минфин будет настаивать на том, что маневр снижает зависимость бюджета от цен на нефть и смягчает эффект от их падения. При таком раскладе правительство будет заботиться в первую очередь о федеральном бюджете, принося в жертву экономическое развитие. Безусловно, нефтяной отрасли нужна принципиально новая налоговая система, но это дело будущего, которое, тем не менее, следует готовить уже сейчас.

ptomsk.ru

Смотрите так же:

  • Правонарушения несовершеннолетних в рк презентация Презентация по теме: Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних" Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних Предварительный просмотр: Подписи […]
  • 15 закона 129-фз Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в […]
  • Договор купля продажа станка Договор купли-продажи оборудования г. Москва «___»_________ 201_ г. ООО «ПРИИСК ЛТД», далее - «Продавец», в лице директора Севрюжного Ю.Ю., и ОАО «МИИСТР № 128», далее «Покупатель», в лице директора Ражной Э.Э., заключили настоящий […]
  • Закон о бухгалтерском учете и отчетности 2013 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, […]
  • Хорош день для суда Лунный Календарь Получите Лунный Календарь — на каждый день! Хотите жить в гармонии с природой? Узнайте о влиянии Луны на события в жизни человека. Календарь стрижки. Когда подавать заявление в суд Подскажите, пожалуйста, когда лучше […]
  • Статья 22 федерального закона о прокуратуре Статья 22. Полномочия прокурора Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление […]

Обсуждение закрыто.