Налог с продаж россия 2014

История вопроса

На первом этапе налог с продаж отдельно выделялся в цене при розничных продажах. Доходы от налога распределялись между союзным и республиканскими бюджетами. По итогам 1991 г. они составили 0,34% ВВП в союзный бюджет и 1,3% ВВП в бюджет РСФСР (Синельников-Мурылев. Бюджетный кризис в России: 1985-1995 гг. 1995). При проведении российской налоговой реформы налог с продаж был заменен на НДС со ставкой 28%, доходы от которого по итогам 1992 г. составили 11,1% ВВП.

Второй раз налог с продаж был введен в России в 1998 г. уже в более рафинированном виде — он взимался только на стадии розничных продаж и не предполагал вычетов уплаченного налога. Однако условия его введения были похожи на начало 1990-х гг. — резкий рост дефицита федерального бюджета и необходимость мобилизации дополнительных доходов, в том числе как условие для привлечения кредитов международных финансовых организаций. Сразу после введения, в 1998 г., поступления от налога составили менее 0,01% ВВП. Позже, в 2000-2002 гг., при максимальной налоговой ставке в 5% доходы составляли не более 0,5% ВВП. Иными словами, эффективная налоговая база (т. е. доля ВВП, облагаемая налогом) составляла лишь 10%. И это при том, что объем розничного товарооборота (без учета стоимости предоставленных услуг, но включая продажи товаров, при реализации которых налог не взимался) был эквивалентен 32-34% ВВП.

Низкая бюджетная эффективность налога с продаж существенно усугублялась тем, что его поступления концентрировались в ограниченном числе регионов. Так, по данным о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему России в последние годы существования налога с продаж, из общей суммы налога с продаж, поступившей в бюджетную систему, например, в 2002 г. (50 млрд руб.), около 36% поступило в бюджет города Москвы, более 10% — в бюджет Московской области и 8% — в бюджет города Санкт-Петербурга. Максимальные доходы от налога в расчете на душу населения превышали минимальные более чем в 80 раз, а среднее значение душевых доходов от налога по 10 регионам с максимальным уровнем превышало аналогичный показатель по 10 регионам с минимальной обеспеченностью (за исключением субъектов Федерации, не взимающих данного налога) более чем в 27 раз.

Точку в истории «второго пришествия» налога с продаж в России поставил Конституционный суд. В своем определении от 14 января 2003 г. № 129-О он установил, что взимание налога с продаж со стоимости товаров, которые покупаются индивидуальными предпринимателями, является противоречащим Конституции. На деле выполнение требований этого определения создает непреодолимые (или преодолимые за счет очень высоких административных издержек) сложности в администрировании налога. Так, буквальное следование ему предполагает, что любой розничный магазин для налоговых целей должен осуществлять проверку как статуса покупателя (является ли он индивидуальным предпринимателем), так и направление использования приобретаемых товаров. И даже в случае введения такой проверки остается непонятным, взимать ли налог с продаж в таких магазинах, как Metro и Selgros, не предполагающих продажу товаров не предпринимателям.

Но, даже несмотря на решение Конституционного суда, отмена налога была связана с чрезвычайно высокими политическими и экономическими издержками. В Государственной думе и правительстве несколько раз рассматривались варианты его сохранения. Однако в итоге на основании не в последнюю очередь сопоставления затрат на налоговое администрирование и выгод от налога он утратил силу с 1 января 2004 г.

Сложный налог

Впрочем, к 2014 г. оказалось, что принятые в силу различных причин расходные обязательства опять существенно превышают возможные доходы (правда, ограниченные с учетом «бюджетного правила»). Причем речь идет о ежегодных суммах несбалансированности под триллион рублей. И вновь на помощь приходит не забытый еще налог — обсуждается, что предоставление регионам права вводить налог с розничных продаж по ставке до 3% позволит привлечь в бюджетную систему около 200 млрд руб. ежегодно.

Однако даже если предположить, что ситуация с налоговым администрированием розничной торговли в России сейчас существенно лучше, чем семь и тем более 14 лет назад, и это позволит получить больше доходов, более равномерно распределенных по стране, то нельзя забывать, что налог с продаж сам по себе обладает рядом существенных недостатков.

Во-первых, несмотря на распространенное мнение о простоте взимания, на практике этот налог создаст серьезные проблемы администрирования и приведет к реальному увеличению нагрузки на малый бизнес.

В отличие от НДС налог с продаж берется только на стадии конечного потребления (т. е. розничной продажи), а следовательно, налоговым органам придется перестраивать свою работу с тем, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. Соответственно, потенциальные возможности уклонения от налогообложения возрастают.

Если учитывать, что для достижения желаемого бюджетного эффекта налогом должны облагаться все розничные продажи без исключений, налогоплательщиками должны стать все субъекты предпринимательской деятельности, которые в настоящее время уплачивают налоги по упрощенной системе (УСН, патентная система налогообложения) либо вообще не имеют обязанности вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику (единый налог на вмененный доход). Соответственно, возникнет необходимость в реформе режимов налогообложения для малого предпринимательства, в создании правил разграничения в налоговых целях продаж товаров и услуг для целей конечного потребления и производственных целей и т. д. Здесь необходимо отметить, что в России субъекты малого предпринимательства формируют более половины всего оборота розничной торговли, при этом только 22-25% оборота розничной торговли осуществлялось через сетевые форматы торговли, которые в основном не применяют спецрежимы.

Таким образом, введение налога с продаж означает увеличение не только налоговой, но и административной нагрузки на сектор, обеспечивающий существенную долю объема розничных продаж.

Во-вторых, в современной экономике введение налога с продаж будет означать усложнение налогового администрирования не только для малого бизнеса, но и для прочих экономических агентов.

Так, в соответствии с логикой налога с продаж как налога на конечное потребление, а также в соответствии с определением Конституционного суда товары, которые приобретаются для предпринимательской деятельности, следует исключать из перечня облагаемых. Собственно, этот факт и приводит к тому, что в практике зарубежных стран, как правило, налог с продаж со временем приобретает черты, характерные для НДС: обычно это те или иные формы возмещения уплаченного налога лицам, которые в соответствии с конструкцией налога не должны его уплачивать (в частности, индивидуальные предприниматели). Возмещение возникает из-за того, что возможности налогового администрирования не позволяют достоверно разграничить операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, иным способом.

При отсутствии механизмов возмещения взимание налога с продаж может приводить к каскадному эффекту, когда реализация одного и того же товара облагается налогом несколько раз.

Однако эти свойства (возмещение уплаченного налога) уже характерны для другого налога — НДС. При всех его сложностях как налогоплательщики, так и налоговые органы уже обладают набором необходимых навыков, связанных с уплатой налога и контролем за исполнением налогового законодательства. Введение налога с продаж создаст необходимость выработки и апробации совершенно новых подходов и навыков. Кроме того, возникнут издержки, связанные с необходимостью администрировать два налога вместо одного. В результате административные издержки будет нести не только бизнес, для которого усложняется отчетность, но и государственный сектор, на который ложится дополнительная нагрузка администрирования двух налогов.

В-третьих, обсуждаемый вариант — это одновременное существование НДС и налога с продаж. Но такой вариант является самым плохим с точки зрения затрат на налоговое администрирование. Российская ситуация здесь отличается, например, от Канады, где одновременно взимаются оба налога, однако их администрирование разграничено между федеральным и субнациональным уровнями власти. Когда оба налога с одной и той же налоговой базы собираются единой налоговой службой, подобный шаг существенно повышает административные издержки. Если эти издержки не компенсировать, могут пострадать поступления других налогов — и в первую очередь налога на добавленную стоимость.

В-четвертых, введение налога может привести к росту цен в секторах потребительского рынка с низким уровнем конкуренции, что всегда особенно болезненно для малообеспеченных слоев населения.

Вообще, российскую ситуацию можно признать уникальной: у нас была возможность провести полноценный эксперимент в области налоговой политики по введению налога с продаж — причем дважды за сравнительно короткий период времени и в различных условиях. Мало у кого есть такая возможность. Однако негативные результаты этого эксперимента не мешают российским властям раз в семь лет возвращаться к введению налога с продаж.

Что будет, если решение снова ввести налог будет принято? Можно только предполагать. Но не хотелось бы, чтобы, как дважды в прошлом, за введением налога последовал кризис, аналогичный событиям августа 1998 г. и тем более августа 1991 г. Впрочем, не хотелось бы не только мне. Да и российская экономика, несмотря на все реформы, продолжает существовать.

m.vedomosti.ru

Налог с продаж и малый бизнес

В условиях стагнаций, рецессий, экономических кризисов и санкций, следствием которых является возникновение бюджетных ограничений, у властей всегда возникает желание увеличить налоги, чтобы эти ограничения снять. Редко кто действует от обратного, большинство стран мира при необходимости следуют этим же курсом.

Основные экономические тренды, по крайней мере на кратко- и среднесрочную перспективу, в России обозначились уже во второй половине прошлого года — сокращение производства промышленной продукции, инвестиций, располагаемых денежных доходов.

Власти всех уровней (в том числе финансовые) еще совсем недавно заявляли, что «исчерпали ресурс повышения налогов», «налоги трогать нельзя» и что проблемы «надо решать другими способами — через оптимизацию расходов, сокращение госпрограмм, приватизацию, возможно, заимствования». В бюджетном послании президента 2012 года было заявлено, что налоги на несырьевой сектор в этом электоральном цикле увеличиваться не будут. Ровно это же отмечено и в основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 годы. Однако сегодня говорят уже, что «нужно дополнительно проанализировать и возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки…» Вначале, как известно, всегда бывает слово.

После неудачной попытки увеличения «фиксированных социальных взносов» для ИП, после которой в 2013 году с легального рынка ушло несколько сотен тысяч микробизнесов, могло показаться, что стрижку налоговых купонов (по крайней мере в ближайший год) попытаются перенести на внешний объект — зарубежные активы российского бизнеса.

Однако офшорников пока не трогают. Бесконечные разговоры о деофшоризации вылились в минфиновский законопроект, который много обсуждался и продолжает обсуждаться в публичном поле. Документ предполагает «покосить налоговую травку» с иностранных активов тех налоговых резидентов РФ, кто прямо или косвенно является контролирующим лицом более 10% иностранной компании. За этой шумихой практически все упустили из виду стремительно принятый закон, который если не разрушает, то существенно изменяет два налоговых режима, придуманных специально для малого бизнеса, — упрощенку и вмененку. Организациям, находящимся на спецрежимах, теперь вменено в обязанность уплачивать налог на недвижимое имущество, у которого появилась кадастровая стоимость и размеры которого превышают определенную величину — квадратуру, устанавливаемую регионами. Это административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами, общепитом и бытовкой.

Песков: Путин не одобрял введения налога с продаж

Следом, не отходя от кассы, переключение внимания на новые инициативы и дискуссия о необходимости увеличения ставки НДС с 18 до 20%, налога на доходы физических лиц, повышения социальных взносов в ФОМС и… введение регионального налога с продаж. В последний день июля президент поддержал возвращение налога с продаж, и в августе Минфин направил в правительство загодя подготовленный законопроект. Налог сразу получил прозвище старого-нового, и теперь Минфин в спешном порядке будет продвигать его на федеральном уровне, чтобы дать возможность регионам соблюсти формальные законодательные процедуры и «не опоздать» к 1 января нового года… Впрочем, все по порядку.

Налог с продаж — один из косвенных видов налогов (на потребление), взимаемый с с конечных потребителей в момент приобретения товаров и (или) услуг. Действует в ряде стран мира, включая США. Впервые на территории нашей страны был введен еще в СССР в 1991 году со ставкой 5%. Однако последствия его принятия никем толком не анализировались, ибо СССР вскоре распался, а в российском законе «Об основах налоговой системы в РФ», введенном в действие с начала 1992 года, налога с продаж уже не было. Снова опыт его внедрения в российскую практику появился в 1998 году. Налог с продаж был введен как региональный и тоже со ставкой 5%, субъекты РФ могли самостоятельно принимать решение о его внедрении и установлении ставки в пределах «федерально лимитированной». В 1998-1999 годах практически все регионы у себя этот налог ввели, причем, разумеется, по максимальной ставке. С 2004 года налог с продаж (под влиянием решения Конституционного суда) в России был отменен.

В нынешней версии законопроекта регионы также получают право по своему усмотрению вводить у себя налог с продаж. По сути, изменилась только ставка (максимум — 3%), в остальном все нормы проекта похожи на ту самую реку, в которую мы уже два (или полтора, если СССР считать не вполне нынешней Россией) раза вступали. По данным РБК, после его принятия Россия станет второй страной в мире, где будут действовать одновременно два косвенных налога — на добавленную стоимость и с продаж.

Согласно законопроекту, дифференциации ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком, не будет. Продажа ряда товаров и услуг будет освобождена от его уплаты (хлебобулочные изделия, молочные продукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь, лекарства). Также налог не будет взиматься с продажи недвижимости и ценных бумаг, услуг ЖКХ и услуг по сдаче внаем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров и с оказания ритуальных услуг. Освобождаются от обложения учебная, научная литература, периодические печатные издания, услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.

По расчетам Минфина, если все регионы введут у себя налог по максимальной ставке, то дополнительные доходы их бюджетов составят в 2015-м году — 195 млрд, в 2016-м — 211 млрд и в 2017-м — 230 млрд руб. При этом в правительстве почему-то считают, что не все регионы и не сразу решатся на введение этого налога у себя (хотя прежний опыт был как раз обратным). А нынешняя ситуация такова, что региональным бюджетам просто не позавидуешь: они готовы как губка впитывать деньги отовсюду, где просто дают (федеральные трансферты) или где можно взять административно, «в меру своих полномочий». Согласно исследованию Независимого социального института (НИСП), к середине 2014 года долги региональных бюджетов составили в среднем 31% их доходов, у 40% субъектов РФ этот долг превысил 50%. Дефициты региональных бюджетов достигли в целом по России 8% (на конец первой половины года дефицитными являлись бюджеты более чем 30 субъектов РФ, столько же регионов балансируют на грани дефицита). В абсолютном выражении на март текущего года совокупный дефицит регбюджетов достиг 700 млрд руб., а к концу года этот показатель может увеличиться до 900 млрд руб. В доходах бюджетов сокращается доля налога на прибыль (в условиях экономической нестабильности поступления от этого налога всегда снижаются, ибо им в принципе можно легко манипулировать), но растет доля налога на имущество. Как в этой ситуации, вероятней всего, поведут себя регионы и их губернаторы, если появится возможность «обзавестись более стабильным источником доходов» (косвенные налоги считаются более устойчивыми в условиях экономической нестабильности)?

Правительство РФ рассматривает возможность разрешить регионам вводить налог с продаж

Основной аргумент сторонников налога с продаж именно такой: дать регионам возможность бюджетного маневра в части пополнения доходной части их бюджетов. В прошлые периоды свыше 50% общей суммы налога поступало в бюджеты трех регионов — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Например, по данным Минфина, в 2002 году около 36% поступлений от налога пришло в бюджет Москвы, более 10% — в бюджет Московской области и 8% — Санкт-Петербурга. Наиболее легко администрировать налог с продаж именно в торговых сетях (сегодня около 25% оборота розничной торговли осуществляется тут). Но… наиболее активно торговые сети в последнее десятилетие также развивались в этих трех регионах. Мультипликативный эффект? Богатые регионы станут еще богаче, а бедные.

Обратим внимание и на следующую «деталь»: уход плательщиков налога в тень и сложности с его администрированием в прошлом демонстрировали, что его собираемость была на уровне всего 30-35% планируемого. Сегодня, по прогнозам аналитических центров, собираемость будет в лучшем случае 50% плана.

Следовательно, исходя из нынешних реалий и памятуя неудачный опыт нашего не столь давнего прошлого на два вопроса (введут ли у себя все? соберут ли все?) уже с высокой степенью вероятности можно давать один положительный и один отрицательный ответ.

Как это затронет непосредственно малый бизнес?

С МП — юридическими лицами более-менее понятно: затронет прямо и непосредственно. Формально налог возникает там, где возникает конечный потребитель. Однако в нынешней версии законопроекта плательщиками налога являются не только организации, но и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (еще один выстрел в сторону разрушения или очередной существенной мутации спецрежимов для МСП: избавили в свое время от одного косвенного налога — НДС, но приращиваем другим — с продаж плюс если имущественный налог затронул только МСП-юрлица, кто на вмененке и упрощенке, теперь мутация коснется и ипэшников, кто не только на вмененке и упрощенке, но и на патенте). Кроме того, если в цепочке движения товаров будут возникать ИП, которые закупают их не для себя, а для последующей реализации конечному потребителю, налог с продаж (если ничего не изменится) будет уплачиваться дважды и даже трижды (каскадом). Налоговый период составляет месяц. Следовательно, по итогам каждого месяца и ИП, и МСП-юрлица должны будут платить налог в бюджет (и сдавать отчетность), что существенным образом не только увеличивает налоговую базу, но и удорожает административные издержки на предпринимателей (допрасходы на бухгалтеров и взаимодействие с налоговыми органами). Кстати, прошлый опыт в отношении ИП тоже есть. Так, поскольку, как говорилось, налог с продаж — налог на конечное потребление, когда-то Конституционный суд уже принял решение, что приобретаемые для предпринимательской деятельности товары следует исключать из перечня облагаемых. Как это конституционное решение будет учитываться сегодня? О нем просто забудут или бизнес снова пойдет в суд и несколько лет, пока с него будет «сниматься текущая маржа», будет доказывать, что ИП не верблюд? Налоговое администрирование и сегодня совершенством не блещет, и не стоит надеяться, что налоговики будут столь лояльны, чтобы верить бизнесу на слово, где конечный потребитель, а где — «промежуточный». На практике плательщику, если он, конечно, захочет с этим возиться, придется подтверждать статус «промежуточного» покупателя и собирать с части контрагентов кучу документов, доказывающих, что цепочка длинная и кто-то в ней «не конечный». Без бумажки, как известно….

В отношении основной части МСП администрирование будет непростым, действенный контроль над сотнями тысяч торговых точек нереален (к слову, государство даже не стало дожидаться результатов эксперимента по онлайн-передаче данных кассовых аппаратов в ФНС, который должен закончиться в феврале 2015 года). Однако контрольно-кассовую технику имеют не все МСП: не обязаны ее иметь те, кто на ЕНВД. Создается множество возможностей для путаницы и манипуляций. И для роста коррупционного рынка.

Последствия всего этого — развивающийся тренд ухода бизнеса в тень (банальность), поиск новых схем по его неуплате и повышение цен. Причем издержки продавец переложит не только на те товары и услуги, которые будут облагаться налогом с продаж, но и на все остальные — эффект мультипликативен. Прирост в текущую и годовую прогнозную инфляцию, по разным оценкам, составит от 1,5 до 3% (например, по расчетам Центра макроэкономического прогнозирования Сбербанка, на 2,1%). В конечном итоге за все заплатит конечный потребитель. Впрочем, и «промежуточный», возможно, тоже.

tass.ru

Налог с продаж россия 2014

Власти вернулись к обсуждению налога с продаж – с введением новой контрольно-кассовой техники его станет легко администрировать, рассказали «Ведомостям» шесть федеральных чиновников. Налог с продаж может стать альтернативой повышению ставки НДС при налоговом маневре (Минфин предлагает снизить страховой взнос до 22% и повысить НДС до 22%), говорят трое из них. Время на обсуждение еще есть, указывает один из трех, все решения о налогах будут приняты после мая 2018 г.

Идея обсуждается внутри экономического блока, знает чиновник, на уровень правительства пока не выносилась. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет другой чиновник: это позволит не выделять его в чеке и не увеличивать цену на сумму налога. А еще не будет противоречия с решением Конституционного суда, подчеркивает он.

Сбор не может быть более 2–3%, предлагает чиновник: выше будет уже уход в тень. Идея обсуждается только в увязке с отказом от повышения НДС при налоговом маневре, убежден он: торговый сбор – лучшая альтернатива повышению НДС. Рост ставки НДС увеличивает нагрузку на всех, отвлекает оборотные средства, а сбор повлияет только на розницу, аргументирует он.

Еще есть идея часть сбора зачислять в муниципальный бюджет, знает другой чиновник: муниципалитеты будут заинтересованы в установке новых касс в рознице. Но решиться на это можно, только если будет 95%-ная уверенность в работе касс, основного инструмента администрирования, указывает он.

Минфин не комментирует изменения налоговой системы до выработки единой позиции правительства по этому вопросу, сообщила пресс-служба министерства.

В Минэкономразвития в установленном порядке такие идеи не поступали, заявил его представитель.

Снижение ставки страхового взноса при маневре – тема отдельная, указывает один из собеседников «Ведомостей». Если вводить налог с продаж, то взнос можно снизить, но не так радикально, отмечает другой: в любом случае это перераспределение нагрузки.

С июля 2017 г. новая кассовая техника будет обязательной для тех, кто уже использует кассы, а с июля 2018 г. – для тех, кто сейчас не обязан иметь кассу.

Отдельный вопрос – удастся ли наладить администрирование, говорит чиновник: скандал с нехваткой фискальной памяти показал, что даже переоснастить действующие магазины не так просто. Дефицит технического оборудования (самих касс и фискальных накопителей) наблюдался в регионах, фиксировались ошибки в эксплуатации новой техники, говорил руководитель группы мониторинга по применению контрольно-кассовой техники предпринимательской платформы Дмитрий Сазонов (цитата по «Интерфаксу»).

Если регионам дадут новый налог, можно будет централизовать в федеральный бюджет большую часть налога на прибыль, рассуждает чиновник: сейчас из 20% налога на прибыль 17% остается региону, новая разбивка может быть по 10% центру и региону. Регионы смогут получить дополнительные доходы: торговый сбор будет гораздо более стабильным, чем налог на прибыль, продолжает он: федеральный бюджет сможет уменьшить трансферты, система станет более сбалансированной. В итоге можно получить сразу два маневра – налоговый и бюджетный, заключает собеседник «Ведомостей».

Формат сбора хорош по двум причинам: во-первых, он уже есть в Налоговом кодексе, а во-вторых, позволяет обойти решение Конституционного суда, объясняет чиновник. Конституционный суд 14 января 2003 г. постановил, что взимание налога с продаж со стоимости товаров, которые покупаются индивидуальными предпринимателями, противоречит Конституции.

Налог с продаж можно будет собрать, дело не в администрировании, а в принципе: это неправильно и противоречит духу закона – два оборотных налога одновременно, надо выбирать, либо НДС, либо налог с продаж, считает высокопоставленный чиновник. «Лучше поднять НДС, – уверен он, – хорошо собирается, понятные честные деньги с добавленной стоимости». База для налогов разная, указывает другой чиновник: есть понятие розничной реализации, это и будет базой для сбора.

НДС все равно гарантирует более надежные поступления, предупреждает бывший чиновник. К тому же в разных регионах будет разный уровень собираемости налога с продаж и все равно больше будут выигрывать Москва и Санкт-Петербург, поскольку у них большая доля розничного оборота приходится на торговые сети, а другим регионам будет тяжело собирать налог с розничной мелочевки даже с учетом касс, переживает собеседник «Ведомостей», да и кассовая система до конца не проверена. Если кассы не покажут эффективности, получится, что куча денег потрачена просто так, поэтому в любом случае надо развивать этот механизм и делать его эффективным, спорит федеральный чиновник.

Введение налога с продаж в текущих условиях при ставке от 2 до 5% дало бы 0,3–0,8% ВВП (в условиях 2015 г.), следует из расчетов Института Гайдара, и Москва получила бы 15,6% всех поступлений, Московская область – 6,3%, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%, 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом получили бы 63% всех сборов.

Сам факт, что власть научилась администрировать кассы, не может служить достаточным условием для такого сбора, по сути, он дублирует НДС, говорит старший научный сотрудник лаборатории исследования бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Дать регионам деньги можно, например, через централизацию страховых взносов за неработающее население (0,8% ВВП), указывает он, если обкладывать потребление, то лучше это сделать через НДС, потому что такой налог уже есть.

И повышение НДС, и введение налога с продаж инфляционны, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, т. е. их повышение может ударить по карману потребителей. Вклад в инфляцию от повышения НДС на 4 процентных пункта Минфин оценивал в 2 п. п. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, говорит сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. С ним согласен и другой ритейлер.

www.vedomosti.ru

Налог с продаж в РФ. Кто будет платить. Проект закона

Статьи по теме

Налог с продаж в РФ планируется ввести в действие. Сейчас проект закона (скачать проект закона о налоге с продаж), подготовленный Минфином, проходит обсуждение. В статье поговорим о том, каким будет налог с продаж. Статья написана на основании проекта Федерального закона о налоге с продаж, подготовленного Минфином.

Внимание! По решению Правительства введение налога с продаж отложено на неопределенный срок, но пока говорить о том, что налога с продаж не будет рано. Журнал «Упрощенка» будет следить за решениями власти по налогу с продаж. В 2017 году появилась информация, что в правительстве обсуждается введение налога с продаж.

Налог с продаж — это Глава 30.1 НК РФ

В НК РФ появится новая глава 30.1 НК РФ. Налог с продаж — региональный налог. Это значит, что пока субъект РФ не примет закон о налоге с продаж, на территории этого региона налог с продаж не уплачивается.

Налог с продаж должны платить:

При этом платить налог нужно в случае, если ИП и ЮЛ реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором принят закон о налоге с продаж.

Вступление в силу закона о налоге с продаж. Кто и когда будет платить налог с продаж?

Федеральный закон должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. При этом малый бизнес должен уплачивать налог с продаж только с 1 января 2016 года. Послабления вводятся для упрощенцев, плательщиков ЕНВД и ЕСХН, а также ИП на патенте. Они не должны платить налог с продаж в 2015 году.

Однако проект был отложен на неопредленный срок. В марте 2017 года появилась информация, что налог с продаж будет введен как альтернатива повышения НДС.

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил идею, как пополнить казну: поднять ставку НДС с 18 до 22% и снизить страховые взносы с работодателей с 30 до 22%. НДС платят все, этот налог проходит через кассы и его тяжело не платить. А вот взносы из-за зарплат в конвертах работодатели часто недоплачивают. Поэтому налоговый маневр 22/22, по мнению Силуанова, будет предпочтителен.

Вместо повышения НДС в правительстве также обсуждается введение налога с продаж на физлиц, пишут Ведомости.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории региона физическим лицам.

Льготы по налогу с продаж

Если налогоплательщик одновременно проводит операции как подлежащие налогообложению, так и те, которые попадают под льготы, то нужно вести раздельный учет таких операций.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  1. хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  2. детской одежды и обуви по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  3. лекарств, протезно — ортопедических изделий;
  4. жилищно — коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
  5. зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
  6. услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
  7. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
  8. учебной и научной книжной продукции;
  9. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  10. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки) при проведении ими театрально — зрелищных, культурно — просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
  11. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  12. услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  13. услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
  14. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  15. услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями;
  16. ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
  17. услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
  18. предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.

Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается законами регионов. При этом ставка может быть от 0 до 3% на усмотрение субъекта РФ.

Налоговая база

Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж. Например, если продавец продает товар за 100 руб. (в эти 100 руб. входят НДС и акцизы), то окончательная цена товара с учетом налога с продаж составит 103 руб. при ставке налога 3%.

Налоговый период

Налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц.

Порядок исчисления налога с продаж

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Комиссионеры уплачивают налог с продаж, если по договору комиссии продажа товара производится комиссионером. То есть если деньги поступают в кассу комиссионера. Если же деньги поступают в кассу комитента, то тогда платить налог с продаж должен комитент.

Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из дат — день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, день поступления выручки в кассу или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Уплата налога с продаж и декларация

Налоговым периодом по налогу с продаж признается календарный месяц. Это значит, что платить налог и отчитываться по нему нужно будет ежемесячно. Формы отчетности установит ФНС России. А вот конкретные сроки их представления, а также сроки уплаты налога, будут прописаны в законе вашего региона.

www.26-2.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон 442 об основах социального обслуживания 2014 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ"Об основах социального обслуживания […]
  • Приказ мо рф 395 от 2014 года Приказ Министра обороны РФ от 9 июня 2010 г. N 555 "Об описании предметов военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 9 июня 2010 г. […]
  • Налог за автомобиль 250 лС Налог за автомобиль 250 лС Размер налога составит 10 106 рублей. 75 руб. x 245 л/с x 0.5 x 1.1 коэффициент = 10 106 руб. Автомобиль с бензиновым двигателем выйдет значительно дороже. Вот так можно вручную рассчитать ТН. Намного проще […]
  • Правила приема сточных вод Правила приема сточных вод Главы Администрации Раменского муниципального района от “ 05 ”_____ 09 ____2012 г . Срок действия документа 5 лет с даты утверждения ПРАВИЛА ПРИЕМА СТОЧНЫХ ВОД В КОММУНАЛЬНУЮ КАНАЛИЗАЦИОННУЮ СИСТЕМУ […]
  • Панин адвокат Панин адвокат Дополнительное знание языков: испанский. Профессиональный опыт: практикует с 1990 года. Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности №02240/2386 выдано на основании решения от 15 марта […]
  • Приказ 257 мвд приложения Приказ 257 мвд приложения Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля1995 г. N 907 МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 июля 1995 г.N 257 ОБ УТВЕРЖДЕНИИНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ […]

Обсуждение закрыто.