Налог на прибыль за присмотр и уход

Родительская плата за присмотр и уход за детьми (Марова О.)

Дата размещения статьи: 13.04.2016

В соответствии с п. 2 ст. 65 Закона об образовании за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей, и ее размер. Что понимается под присмотром и уходом за детьми? Как рассчитывается взимаемая плата? Для всех ли она одинакова? Как правильно вести ее учет? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Что подразумевается под присмотром и уходом за детьми?

Согласно п. 34 ст. 2 Закона об образовании присмотр и уход за детьми — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данную деятельность осуществляют дошкольные образовательные организации.

Законом об образовании разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.

В соответствии с пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своей сути являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Иными словами, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.

Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Родительская плата за присмотр и уход за детьми

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в нее не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (п. 4 ст. 65 Закона об образовании).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, отнесено к полномочиям этих субъектов (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона об образовании).

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

— установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона об образовании);

— при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать данную плату с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65);

— установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65);

— в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы — на второго ребенка, не менее 70% — на третьего ребенка и последующих детей (п. 5 ст. 65).

Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

Кроме этого, образовательные организации обязаны обеспечить открытость документа об установлении размера платы за услуги по присмотру и уходу за детьми. Такой документ должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (ст. ст. 29 и 65 Закона об образовании).

Начисление и учет родительской платы

Положения о размере родительской платы, а также периодичности и способе ее внесения должны быть прописаны в договоре об оказании услуг по присмотру и уходу за детьми. Она начисляется за фактически оказанные услуги. Их учет ведется в табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), форма которого утверждена Приказом N 52н . Данный документ заполняется на каждую группу воспитанников. Дни посещения ребенком учреждения в нем не отмечаются, а дни пропусков обозначаются в соответствующей графе буквой «Н». Выходные дни следует пометить буквой «В». По каждому ребенку дни посещений и непосещений подсчитываются и проставляются в соответствующих графах табеля. Табель должен быть подписан ответственным за его ведение лицом (воспитателем) и руководителем учреждения. На основании заполненного табеля производится расчет размера родительской платы.

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к собственным доходам учреждения. В силу п. 21 Инструкции N 157н такие доходы учитываются по КВФО 2. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, их следует относить на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по начислению и поступлению родительской платы отражаются в соответствии с Инструкцией N 183н . Начисление родительской платы отражается так:

Дебет счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Отражение в учете поступления родительской платы на счета учреждения будет зависеть от способов ее внесения.

Обычное поступление наличных денежных средств в кассу автономного учреждения отражается по дебету счета 2 201 34 000 «Касса» и кредиту счета 2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

Другой способ оплаты, в настоящее время приобретающий все большую популярность, — это внесение платежа с помощью банковской карты через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.

Для установки терминала и приема платежей по картам учреждение заключает договор эквайринга с определенной кредитной организацией (банком). Порядок проведения таких расчетов регламентирован Положением об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденным Банком России 24.12.2004 N 266-П.

Напомним, что, помимо чека платежного терминала, выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности — квитанция (ф. 0504510). На них должна присутствовать запись о том, что произведен безналичный расчет.

В бухгалтерском учете проведение операций по приему платежей с использованием расчетной банковской карты получателя услуг, через платежный терминал, установленный в кассе образовательного учреждения, отражается следующим образом:

lexandbusiness.ru

Плату за присмотр и уход за детьми освободили от налога на прибыль

По мнению экспертов, обнуление ставки не приведет к снижению платы за пребывание детей в группах продленного дня

Образовательным учреждениям, занимающихся уходом и присмотром за детьми, дается право применять нулевую ставку на налога на прибыль по этим видам услуг. Как передает корреспондент ИА REGNUM 1 января, соответствующая норма вступила в силу 1 января 2016 года. Нулевая ставка по налогу на прибыль может также применяться к доходам образовательного учреждения, полученного от научных исследований или опытно-конструкторских разработок.

Эта налоговая льгота коснулась детских садов любой формы собственности, а также школ, где действуют группы продленного дня. До принятия закона деньги, получаемые от родителей за присмотр и уход за детьми, считались доходом учреждения и облагались налогом на прибыль. Базовая ставка по этому налогу составляла 20%. Как сообщил в Госдуме член комитета нижней палаты парламента по бюджету и налогам Юрий Васильев, выпадающие доходы бюджета после вступления в силу этой нормы составят 200 млн рублей .

На сегодняшний день основная образовательная деятельность учебных учреждений облагается налогом на прибыль по ставке 0%, а уход и присмотр за детьми — по обычной ставке наряду с дополнительными платными услугами, предоставляемыми школой или садом. По мнению экспертов, обнуление ставки налога на прибыль не приведет к снижению платы за пребывание детей в группах продленного дня, так как они были установлены управляющими советами школы на весь 2015/2016 учебный год.

В Москве плата за посещение младшим школьником группы продленного дня составляет от 1700 до 4000 рублей.

regnum.ru

Как применить нулевую ставку по налогу на прибыль образовательному учреждению (2 часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Образовательные учреждения имеют право до 1 января 2020 года применять льготную (нулевую) ставку по налогу на прибыль. Какие налоговые споры возникают на практике при применении нулевой ставки?

Судебная практика в части применения нулевой ставки

В силу п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон №273-ФЗ) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Пунктом 13 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 установлено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В образовательной организации могут быть организованы также: группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, нормативно-правовым актом разграничены образовательная деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми исходя из структуры образовательного учреждения (наличия групп воспитанников по направленностям).

Пример

В образовательном учреждении сформированы были группы общеразвивающей и компенсирующей направленности. Но группы по присмотру и уходу за детьми без реализации образовательных программ не созданы.

Средства родительской платы за содержание детей были отнесены к доходам от осуществления образовательной деятельности, что послужило поводом для отказа налоговым органом в применении нулевой ставки.

Судьями был проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 (далее по тексту – Стандарт). В пункте 1.6. указано, что Стандарт направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В п. 3.2.9 определено, что максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26. СанПин 2.4.1.3049-13 устанавливает длительность образовательной деятельности для детей разного возраста (пункты 11.9,11.10,11.11,11.12,11.13).

Судьи отметили, что в дошкольных образовательных учреждениях образовательная деятельность неразрывно связана с содержанием и воспитанием детей.

Обучение и воспитание неотделимы друг от друга, осуществляются во время пребывания (содержания) ребенка в детском саду и его непосредственной деятельности. Образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении непрерывна. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ). Родительская плата взимается в рамках образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, так как содержание и уход за ребенком производится в связи с реализацией учреждением основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В качестве самостоятельного вида деятельности муниципальное дошкольное образовательное учреждение «присмотр и уход за детьми» не осуществляет.

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении неразрывно связана с образовательным процессом, осуществляемым в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, и является одним из основных условий ее реализации.

Таким образом, суд поддержал доводы образовательного учреждения о том, что средства родительской платы за содержание детей правомерно отнесены к доходам от осуществления образовательной деятельности (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 г. №А42-8595/2014).

А можно ли такие виды услуг, как:

организация соревнований по плаванию посредством предоставления бассейна и необходимой инфраструктуры;

организация и проведение учебно-тренировочных занятий в бассейне;

спортивно-оздоровительные услуги в виде выделения дорожки в бассейне для проведения учебно-тренировочных занятий;

прочие подобные услуги прировнять к образовательным услугам и, соответственно, применить нулевую ставку по налогу на прибыль?

Как отмечают суды, посещение бассейна, спортивных и тренажерных залов, манежа, корта не указывает на проведение занятий с обучающимися. Тем более, проведение занятий не могут предусматривать такие услуги, как услуги бани, сауны, солярия и прокат катамаранов.

Кроме того, виды деятельности по Разделу «Образование» код 80, согласно «ОК 029-2007 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. №329-ст) определены в подразделах 80.1 — 80.4.

Спорные виды услуг легкоатлетического комплекса предусмотрены в следующих разделах и подразделах указанного Общероссийского классификатора: «Деятельность спортивных объектов» (код 92.61), « Прочая деятельность в области спорта» (код 92.62), «Физкультурно-оздоровительная деятельность» (код 93.04), «Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха» (код 71.40.4).

Важно!

Вместе с этим, для применения льготы недостаточно только наличия программ дополнительного образова­ния для отнесения дохода, полученного образовательным учреждением от его деятельно­сти, к доходу от образовательной деятельности (Определение АС Западно-Сибирского округа от 10.09.2015 г. №А46-17389/2014).

www.audit-it.ru

20 процентов — в доходе

Льгота коснется детских садов, дошкольных групп и групп продленного дня в школах. «В детских садах и дошкольных отделениях установлена родительская плата за присмотр и уход за детьми. Ее размер определяется решением управляющих советов. Поэтому в образовательных учреждениях плата разная, в одних родители платят 1000 рублей, в других — 2000 рублей. Сейчас эти деньги считаются доходом учреждения и облагаются налогом на прибыль организаций», — рассказывает Елена Уколова, исполняющая обязанности директора школы N 234.

Действующая редакция статьи 284 Налогового кодекса РФ не позволяет учитывать доходы образовательных организаций от деятельности по присмотру и уходу за детьми при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, облагаемой по ставке 0%. Базовая ставка по этому налогу составляет 20 %. То есть существенная сумма дохода отчисляется школами и детскими садами в казну.

«Речь идет о том, чтобы освободить от налога на прибыль доход от деятельности по уходу и присмотру за детьми, для того чтобы образовательные учреждения могли использовать его в полном объеме для организации учебно-воспитательного процесса, обновления материально-технической базы, выплаты зарплаты», — поясняет Елена Уколова.

Сегодня уход и присмотр за детьми — это один из немногих видов деятельности школ и детских садов, который облагается налогом. В то время как основная образовательная деятельность учебных учреждений от налогов освобождена. Налогом на прибыль организаций облагаются, кроме деятельности по уходу и присмотру за детьми, платные услуги образовательных учреждений: кружки, секции — все, что не входит в учебный план.

Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект, так как посчитало, что в большинстве случаев уход и присмотр за детьми является неотъемлемой частью учебного процесса. А для дошкольных учреждений — одной из основных целей деятельности. Следовательно, для таких доходов не стоит делать исключений, необходимо освободить их от налога.

rg.ru

Родительская плата за присмотр и уход за детьми – налогооблагаемый доход

Новости по теме

Внесены изменения в статьи 29 и 65 действующего Закона об образовании Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 198-ФЗ. Согласно им, размер родительской платы за услуги по присмотру и уходу за детьми ограничен. В свою очередь, налоговики уточнили особенности обложения налогом на прибыль сумм родительской платы (письмо ФНС России от 1 июля 2015 г. № ГД-4-3/[email protected]).

Размер родительской платы за присмотр и уход

Уточнено, что размер платы в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого муниципального образования. Также размер платы зависит от условий присмотра и ухода за детьми. В иных организациях размер родительской платы определяет учредитель.
А образовательные организации обязаны обеспечить всем желающим доступ к документу об установлении размера такой платы.

Когда налог на прибыль придется начислить

Налоговики указали, что организации дошкольного образования, в том числе, присматривающие и ухаживающие за детьми на штатной основе, оказывают родителям услугу. Вот почему родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в таких учреждениях, — это выручка от оказания услуг. И она не может быть признана целевым поступлением по смыслу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. А значит – облагается налогом на прибыль.
Вместе с тем особо отмечено, что расходы за счет родительской платы за присмотр и уход за детьми учитываются для целей налога на прибыль в общем порядке. И дополнительного налогообложения сумм не происходит. При равенстве доходов и расходов налоговая база будет равна нулю.

m.budgetnik.ru

Смотрите так же:

  • На бесплатное обучение имеют право Ответы на вопросы В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучающимся предоставляется академическое право на одновременное […]
  • Комментарий к уголовному кодексу российской федерации аи рарог Комментарий к уголовному кодексу российской федерации аи рарог Еще не зарегистрированы? Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов. […]
  • Приказ минфин 34 Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н"Об […]
  • Пособие по истории для егэ 2018 ЕГЭ 2018. История. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые […]
  • Справки для оформления разрешения на оружие Справки для оформления разрешения на оружие Уважаемые граждане!В связи с улучшением качества предоставления государственных услуг, оказываемых отделением лицензионно-разрешительной работы УМВД России по г. Оренбургу, прием ведется по […]
  • 6 глава спор Спор на 10 поцелуев (Вера Иванова, 2008) Петя Зуев – лучший парень на свете. Красавец, спортсмен, он нравится всем девчонкам без исключения и уже устал от своей бешеной популярности… Как же покорить его сердце? Марина решила […]

Обсуждение закрыто.