Налог на ндс и акциз

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Порядок взимания НДС и акцизов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 ст. 318 и ст. 322 ТК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ.

Налоговой базой для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акциза является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Вместе с тем, согласно абзацу 3 пункта 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения Налогового кодекса Российской Федерации.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

НДС также как и таможенная пошлина имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.

Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%.

В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Налоговая база НДС определяется как сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акциза.

Соответственно, если товар не облагается акцизом и/или ввозной таможенной пошлиной, то суммы данных видов таможенных платежей не включаются в налоговую базу.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от:
а) видов ввозимых товаров (необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);
б) целей ввоза товаров (товары, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно — технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, гуманитарная и техническая помощь и др.);
в) таможенного режима (реэкспорт, беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

АКЦИЗЫ

К подакцизным (облагаемым акцизом) относятся следующие виды товаров.

  1. Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного.
  2. Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.
  3. Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов).
  4. Пиво.
  5. Табачная продукция.
  6. Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
  7. Автомобильный бензин.
  8. Дизельное топливо.
  9. Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
  10. Прямогонный бензин.

Акциз подлежит уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база для исчисления суммы акциза определяется как:

  • объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
  • сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Предусмотрены следующие ставки акцизов:

  • адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины);
  • специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла), например, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10 руб. 50 коп. за 1 литр;
  • комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара, а сумма налога (акциза) исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров, но не менее 20 процентов от суммы таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов.

Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров. Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерациии . Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

  • 0,075 рубля — на табак и табачные изделия;
  • 1,3 рубля без учета НДС — для маркировки алкогольной продукции.

Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Для акцизов предусмотрен также небольшой перечень льгот, предоставляемых в виде освобождения от их уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм. Критериями такого освобождения могут выступать:

  • таможенный режим или специальная таможенная процедура (реэкспорт, транзит, уничтожение, таможенный склад, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение товаров физическими лицами
  • стоимость товара (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей).

Источники информации:

www.tamognia.ru

Характеристика НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС — косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

На основании статей 12 и 13 НК НДС относится к федеральным налогам и обязателен к уплате на всей территории РФ. Плательщиками НДС признаются: организации; ИП; лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соотв с Таможен кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ

2) .2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на кот не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций,

3) 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. В НК РФ установлены различные налоговые ставки НДС — 0%, 10%, 18%, расчетные налоговые ставки (п. 4ст. 164 НК РФ).Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.

Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара (продукции) и оплачиваются покупателем. В ст 181НК устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами (спиртосодержащая, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые автомобильный бензин и др).

Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 182НК РФ):

-реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров,

-передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;

-передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

-передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд и др. В статье 193 НК РФ установлены единые на территории РФ налоговые ставки, как в абсолютной сумме за единицу измерения, так и в процентах от налоговой базы.

Сроки и порядок уплаты налога установлены ст. 204 НК РФ — при производстве подакцизных товаров исходя из фактической реализации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы физ лиц взимается на основании гл 23 НК. Любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приведенный в законе (ст 217 НК-гос пенсии, госуд пособия и др). В НК РФ при определении налоговой базы предусматривается возможность применения различных видов налоговых вычетов, под кот понимается уменьшение суммы совокупного дохода, полученного в календарном году, при определении налогооблагаемого дохода. (стандартные — 400руб на налогоплательщика, до 40000, 1000 руб на каждого ребенка до 280000; социальные- при оплате обучения, лечения, имущественные при приобретении жилья).Ставка налога -13%,если иное не предусмотрено ст 224НК.

58. Налог на прибыль организаций: общая характеристика.

Взимание налога на прибыль с организаций осуществляется в соотв с гл. 25 НК РФ. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом обложения налогом является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, установленных в НК РФ.

Под налоговой базой налога на прибыль понимается денежное выражение прибыли, причем налоговая база, облагаемая по разным ставкам, определяется отдельно, нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае, если в отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, налоговая база признается равной нулю. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных пунктами ст 284 НК. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщик исчисляет сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом. В течение отчетного периода налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи в срок не позднее 15 числа каждого месяца отчетного периода.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В данном случае авансовые платежи уплачиваются не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

59. ЕСН как источник формирования гос. социальных внебюджетных фондов.С 01.01.2010 вступил в силу закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страх. взносах в ПФ, ФФОМС, ТФОМС, ФСС», к-й регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 ЕСН НК РФ утратила силу.

Субъектами налога ЕСН (ст. 235 НК РФ) признаются:

1) лица, производящие выплаты физ. лицам: — организации; — ИП; физ. лица, не признаваемые ИП;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Члены КФХ приравниваются к ИП.

Предмет налога –– выплаты и иные вознаграждения, начисл-е налогоплат-ми в пользу физ. лиц; доходы от предпр. либо иной профес-й деят-ти за вычетом расходов.

Налоговой базой в соответствии с требованиями ст. 237 НК РФ являются определенные суммы выплат и вознаграждений, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а также доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профес. деят-ти. Налоговым периодом, согласно ст. 240 НК РФ, признается календарный год. Налоговые ставки представляют собой сумму взносов в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды в зависимости от категории налогоплательщиков.

Распределение налога осуществляется по разным ставкам в зависимости от гос. внебюджетного фонда. Предусмотрена регрессивная шкала налогообложения. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогопл-ми отдельно в фед. бюджет и каждый фонд и определяется как соответ. % доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемес-х аванс. платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налог. периода до окончания соответ. календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемес. аванс. платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемес. аванс. платежей производится не позднее 15-го числа след. месяца. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в фед. бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.

60. Федеральные пошлины и сборы.В соответствии со ст. 13 НК РФ к собственным доходам фед. бюджета относятся следующие налоги и сборы:

1) НДС; 2) акцизы; 3) НДФЛ; 4) ЕСН (до 01.01.2010); 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных био. ресурсов; 9) государственная пошлина.

В соответствии с НКРФ, госпошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физлиц при их обращении в госорганы, ОМС, иные органы, к-е уполномочены совершать в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК, за исключением действий консульских учреждений РФ: нотариальных действий; действий, связанных с регистрацией актов гражд. состояния; действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства, а также с въездом в РФ или выездом из РФ; государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др. Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

НК РФ предусмотрены государственные пошлины за: право использования наименований «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юр.лиц; право вывоза культ. ценностей, предметов коллекционирования; выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов; выдачу разрешений на ввоз-вывоз с территории РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

В НКРФ понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата к-го явл-ся одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

61. Региональные налоги: общая характеристика и виды.

Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом. Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

– налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);

– транспортный налог (гл. 28 НК);

– налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).

62. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

– налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки; действует Закон о налогах на имущество физических лиц);

– земельный налог (гл. 31 НК).

63. Специальные налоговые режимы: понятие, виды.Специальным налоговым режимом (СНР) –особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных НК РФ и иными нормат. актами. Установление СНР не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке.

По ст. 18 НК РФ СНР – такие режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание к-х предусмотрено на территории РФ.

В настоящий момент допускается применение следующих СНР:

1) единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ);

2) упрощенной системы налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);

3) единого налога на вменен. доход для отдел. видов деят-ти (гл. 26.3 НК РФ);

4) системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции(гл. 26.4 НК ) Каждый из вышеуказанных режимов имеет свои характерные особенности. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога совокупность следующих налогов: налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций, единый социальный налог. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотренные ст. 346.4 НК РФ. Налоговым периодом, согласно ст. 346.7 НК РФ, признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка ЕСХН устанавливается равной 6%.

Упрощенная система налогообложения освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты, таких, как: налог на прибыль (налог на доходы физических лиц); налог на имущество; единый социальный налог. Объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотренные ст. 346.14 НК РФ.

Налоговым периодом, согласно ст. 346.7 НК РФ, признается календарный год. Отчетными периодами признаются квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.20 НК РФ и зависят от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то ставка устанавливаются равной 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов — 15%.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности заменяет собой уплату: налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; ЕСН. Перечень видов предприн-й деят-ти, в отношении к-х может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлен ст. 346.26 НК РФ.

Объект налогообложения – вмененный доход. Базовым экономическим показателем, исходя из величины к-го исчисляется объем налогового обязательства, выступает не фактич-й хозяйст-й результат деят-ти налогоплательщика, а расчетный доход, «вмененный» налогоплательщику для целей налогообложения. Налоговым периодом – квартал. Ст. 346.31 НК РФ установлено, что ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции начинает действовать для налогоплательщика только на основании договора, в соответствии с к-м РФ предоставляет субъекту предприним. деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключит-е права на поиски, разведку, добычу мин.сырья на участке недр, указанном в соглашении, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет.

Налогоплательщики (по ст. 346.36 НК РФ) – организации, явл-ся инвесторами соглашения. Налоговая база, порядок исчисления и уплаты: налога на добычу полезных ископаемых определяется согласно ст. 346.37 НК РФ; налога на прибыль — согласно ст. 346.38 НК РФ; налога на добавленную стоимость — согласно ст. 346.39 НК РФ.

studopedia.org

Налоговая база: акцизы и НДС

Акцизы и НДС — это одно из ключевых понятий как для экономистов, занимающихся особенностями налогообложения, так и для предпринимателей, старающихся выжить в условиях сильной рыночной конкуренции в нашей стране. Многих эти слова пугают, у других вызывают бурю недовольства – «Снова государство отбирает последние деньги!». Впрочем, сложно спорить, налогообложение в существующей форме, имея множество острых углов, все же эффективно – ставки не так высоки, как во многих державах, а отдача позволяет каждому ощущать социальную безопасность за счет государства и его «финансовой подушки».

Акцизы: что это и зачем?

Рассказывая об акцизах и НДС, для упрощения ситуации каждый из видов надбавок лучше рассматривать отдельно. Это позволяет избежать путаницы понятий. Впрочем, нужно также помнить, что общего у этих двух разновидностей немало. Так, НДС, акцизы, налог на прибыль представляют собой косвенное налогообложение. Этот термин обозначает следующий факт: надбавка причисляется к стоимости товара, уплатить которую придется покупателю. В этом категорическое отличие от прямых налогов, оплата которых более «прозрачна», очевидна и ложится на продавца, производителя, работодателя.

В то же время акцизы отличаются узкой сферой применения, чем и выделяются на фоне НДС. Их можно наложить лишь на определенные группы продуктов, изготовленных за рубежом или в родной стране, но нельзя распространить на услуги, работы. Обычно начисление акциза и НДС производится индивидуально для каждой группы подакцизных товаров. Такой подход обеспечивает максимально справедливый и экономически эффективный результат работы системы налогообложения.

Акциз: отличие от НДС

Несмотря на то что налоговая база НДС и акцизов довольно сходна по своей структуре, есть некоторые важные отличия. Акциз начисляют и взимают лишь один раз за весь цикл существования товара. Начисление налога происходит на какой-то одной стадии продвижения продукта, чаще всего – начальной, то есть в тот момент, когда товар отпускается производителем первому (вероятно – оптовому) покупателю.

Когда товар перепродается, дополнительных отчислений по налоговой программе акциза не требуется, поскольку средства уже были направлены в бюджет. Производитель включает акцизы и НДС в отпускную стоимость, а значит, эти величины в будущем – лишь элемент цены. При этом однократность отчисления этой суммы делает акцизы гораздо более дружелюбными для предприятий, покупателей, нежели НДС, раз за разом составляющий прибавку к цене товара и ложащийся в итоге на конечного потребителя. Насколько велик он будет при этом, определяется длительностью цепочки перекупщиков. Во многом эта разница в логике начисления является основным отличием, важным для учета НДС и акцизов, который ведется бухгалтерией предприятия.

Акцизы: настоящее и будущее

Указанная специфика начисления акцизов и НДС делает очевидной взаимосвязь системы налогообложения и инфляции. Если увеличение объемов НДС с каждой операцией по товару лишь стимулирует инфляционный рост, то регулярность и одноразовость акцизов позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным.

В то же время нельзя полностью исключить акцизы, НДС, таможенную пошлину, даже если при идеалистичном воззрении на экономические науки кажется, что это лучший способ исключить инфляцию. Именно эти налоги позволяют наполнить бюджет государства, а также обеспечивают приток средств в бюджеты субъектов страны.

Стабильность: будет ли?

Ежегодно формируется аналитика, отражающая, как велика была за отчётный период уплата НДС и акциза в каждом отдельном субъекте и по государству в целом. Если поднять данные за последние несколько лет, можно заметить, что колебания показателей существенные. Следовательно, сложно прогнозировать значимость акцизной надбавки для федерального, территориальных бюджетов на будущее. Известны года, когда за счет акцизов в бюджет страны приходило лишь 3,6 % от общей величины, а в другие отчетные периоды эта цифра возрастала до 15 %.

Говоря о фискальной значимости этого элемента системы налогообложения, важно отметить, что без учета акцизов и НДС нельзя делать корректные выводы о значимости для бюджета страны реализации подакцизной продукции на фоне общих объемов всех торговых операций в государстве. Корректный налоговый учет позволяет выявить процент акцизов из прочих налоговых отчислений, направленных в консолидированный государственный бюджет. Эта величина зависит от установленных акцизных размеров и льготных программ, инфляции и особенностей объектов, на которые начисляются налоги. Правильное использование информации, получаемой из такой аналитики, позволяет корректировать начисление НДС, акцизов, налога на прибыль, НДФЛ таким образом, чтобы при достаточно объемных отчислениях в бюджет предприятия могли работать с выгодой для себя.

Аналитика и взаимосвязи

Итак, цена на любой товар включает НДС и акцизы, которые показывают также потенциал системы налогообложения. Кроме того, можно делать выводы о необходимости расширения или уменьшения круга товаров, на которые необходимо ввести (или исключить) акцизы.

Подакцизные товары в настоящее время:

  • этиловый спирт;
  • продукты, в которых этиловый спирт присутствует в концентрации от 9 % и более;
  • алкогольные товары;
  • пиво;
  • продукция с содержанием табака;
  • персональные автомобили;
  • мотоциклы, мощность двигателя которых составляет 150 лошадиных сил и больше;
  • бензин для автомобилей;
  • дизель;
  • моторные масла;
  • прямогонное топливо.

На все эти категории товаров акцизы и НДС достаточно существенные, чтобы гарантировать бюджету ежегодные поступления довольно большого объема средств.

Было – стало

Известно, что ранее папиросы и этиловый сырцовый спирт не входили в число подакцизных товаров. Корректировки по этому поводу в закон были внесены не так давно. Выручка, НДС, акцизы на эти категории продукции стали сходны с прочими алкогольными, автомобильными, содержащими табак товарами. Между прочим, мотоциклы тоже были введены в перечень подакцизных товаров не так давно.

Впрочем, не все так однозначно. Аналитика, оценивающая выручку, НДС и акцизы, позволила экономистам продвинуть идею об исключении некоторых категорий товаров из перечня подакцизных. Так, отсюда вывели ювелирные изделия и некоторые категории топлива, изготовленные из газа, нефти. Эти изменения вызвали определенное недовольство со стороны местных чиновников, так как сократили поступления в бюджет. Если говорить о количественном выражении, то исключение указанных позиций из числа подакцизных только в Санкт-Петербурге уменьшило налоговые поступления на 7,5 %. Для всей страны показатель упал в среднем на 2,5 %.

Частично эти потери возместили, включив в список подакцизных товары из категории бытовой химии, парфюмерии, а также продукты, содержащие спирт. Правила распространились на изделия, поставляемые на рынок в металлических упаковках, оснащенных аэрозолем.

Избежали внимания налоговиков

Некоторые виды продукции не облагаются акцизами, несмотря на наличие спирта среди компонентов. При этом акцизы не взимаются лишь при соблюдении определенных условий. Например, на таком особом положении оказались лекарственные препараты, произведенные на спиртовой основе.

Индивидуальный подход со стороны налоговых законов практикуется и к ветеринарным средствам, в составе которых содержится спирт. Также преимущественно не облагаются акцизами косметические и парфюмерные товары. Все перечисленные категории избегают акцизного налогообложения только в том случае, если производитель позаботился о государственной регистрации продукта. Кроме того, есть требования к упаковке: емкости должны удовлетворять принятым на государственном уровне стандартам.

Налоги и нормативы

Предполагается, что ежегодно только через программу акцизного налогообложения федеральный бюджет России должен получать около 130 миллиардов, из которых большая часть – это отчисления от товаров, изготовленных внутри государства. В процентном выражении это около 84 %. Из них более 40 % поступлений ожидается от нефти и продукции, изготовленной на ее основе, немногим меньше – от реализации содержащих табак товаров.

Чей кошелек страдает?

Кто должен заплатить акциз? По закону эта обязанность ложится на предприятия и предпринимателей, производящих товар либо перевозящих его через государственную границу России. А вот обособленные подразделения и прочие подобные структурные формирования платить налоги самостоятельно не должны, они лишь берут на себя обязанность по перечислению денег из головного офиса в местное налоговое отделение.

Если некоторый предприниматель или предприятие были причислены к списку плательщиков акцизного налога, они должны сперва проанализировать хозяйственную деятельность. Присутствует ли в ней такой объект, на который начисляются акцизы? Если таковой есть, налог придется заплатить в обязательном порядке. При отсутствии продукции из перечня подакцизной платить ничего не нужно – пока не появится обосновывающий отчисления товар.

НК и объект налогообложения

Из главного в России сборника налоговых законов следует, что объект акцизного налогообложения – это такие операции, в которых принимают участие товары, по закону облагаемые акцизами.

Указанные хозяйственные операции в экономических науках принято разделять на группы для упрощения составления аналитики. Существующее деление:

  • операции с нефтью и продуктами ее переработки;
  • операции с прочими товарами, облагаемыми акцизами.

Такое деление основано на введении специализированного порядка начисления налогов на нефть и изготовленные на ее основе продукты.

Операции: за что придется отчитаться?

Акцизы придется уплатить при совершении ряда операций с товарами, включенными в государственный перечень (основные категории, входящие в него, перечислены выше). К числу таких операций в первую очередь относят реализацию. Рассматриваются сделки, заключаемые на территории России, причем одна из сторон – производитель подакцизной продукции. Закон трактует понятие «реализация» не только как продажу, но и сделки с безвозмездной основой, а также как передачу продукта, в ответ на что производитель получает отступные, инновации. В качестве «оплаты» по реализации может выступать натуральная оплата труда.

Налогами будут обложены и операции, реализуемые в государственных границах России с подлежащими акцизному налогообложению товарами, если они были сделаны из давальческого сырья и затем переданы лицу, это сырье предоставившему. Если производитель некоторый процент произведенных продуктов оставляет себе в качестве вознаграждения за услуги по изготовлению, операция также подлежит акцизному налогообложению.

Налог придется заплатить, если организация передает изготовленные продукты, официально представляя их в качестве сырья для последующего производства товара, не подлежащего обложению акцизом. Придется уплатить отчисление в бюджет и в случае, когда подакцизный продукт был изготовлен фирмой и передан потребителю без оплаты стоимости, но по договору потребитель обязан заплатить за переработку.

Если товары передаются для собственных нужд и внутреннего пользования, продукция также облагается акцизами, равно как и передача товара в качестве отчислений в уставной капитал третьего юридического лица.

НДС: рассмотрим внимательнее

Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.

НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны. Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены. В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.

НДС: базовые понятия

О том, что представляет собой налоговая база для расчёта НДС, рассказывает НК в статье под номером 40. Из нее следует, что для расчёта налогов берут стоимость продукта, услуги или работы, вычитая из нее величину акцизов. В качестве стоимости берут ту величину, которую в документах, сопровождающих операцию, указывают обе стороны сделки.

Если необходимо продать товар, в цену которого уже включен НДС, тогда для расчета налоговой базы выявляют рыночную цену товара и вычитают из нее остаточную стоимость, проводя в процессе бухгалтерских вычислений переоценку позиций.

businessman.ru

Смотрите так же:

  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Запись закона отражения Запись закона отражения Сборник задач по физике ( Рымкевич ), 1983 г . Демонстрационные опыты по физике (Покровский), 1970 г. Домашнее задание: ЛОС-22, § 60-62. 1. Когда и кем впервые была измерена скорость света? 2. Численное значение […]
  • Прокладка выпускного коллектора фиат альбеа Прокладка выпускного коллектора фиат альбеа СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Отработавшие газы отводятся из двигателя через катоколлектор (выпускной коллектор, объединенный с нейтрализатором), промежуточную трубу и основной […]
  • Приказ о наряд допуске Приказ о назначении лиц, имеющих право на выдачу нарядов-допусков Как правильно составить приказ по нарядам-допускам для организации, которая занимается такими видами деятельности, как водопроводно-канализационное хозяйство, чистка […]
  • Правила пожарной безопасности для электриков Правила пожарной безопасности для электриков Super Member Покинул форум Сообщений всего: 4692 Дата рег-ции: Март 2011 Репутация: 0 Карма 0 ИНСТРУКЦИЯ № 2 Ответственному лицу за пожарную безопасность. 1. Настоящая инструкция […]
  • Рассчитайте сумму пособия Шаг 4. Как посчитать пособие по временной нетрудоспособности? 01.08.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Сумма пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается по формуле (ч. 4, 5 […]

Обсуждение закрыто.