Налог на имущество в бюджетных организациях в 2014 году

Оглавление:

Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

Дата размещения статьи: 07.09.2015

Бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций. Поскольку величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении.
В результате реформы учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей организационно-правовой форме в настоящее время представлены тремя типами бюджетных учреждений:
— казенными;
— бюджетными;
— автономными.
Самым распространенным типом учреждений бюджетного сектора остаются именно бюджетные учреждения, наделенные большей самостоятельностью, чем бюджетные учреждения в предреформенный период. Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Согласно ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Основной вид деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и целям деятельности, определенным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и его уставом. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения определяются:
— Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении региональных бюджетных учреждений;
— местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения ведется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (см. ст. 32 Закона N 7-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.04.2011 N 02-03-10/1603).
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В общем случае порядок определения указанной оплаты устанавливается учредителем бюджетного учреждения.
В предусмотренных федеральными законами случаях бюджетные учреждения могут выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций и в рамках государственного (муниципального) задания.
Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Как известно, собственник бюджетного учреждения (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование) наделяет учреждение необходимым имуществом, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, на что указывает п. 3 ст. 298 ГК РФ. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета с учетом следующих расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение;
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, который является региональным налогом, определен нормами гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ. При этом региональные власти вправе определять ставку налога (в пределах ставки, установленной ст. 380 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, а также дополнительные льготы и основания их применения. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-01/05.
Следовательно, для правильного расчета налога на имущество организаций бюджетное учреждение должно знать не только нормы гл. 30 НК РФ, но и положения «имущественного» закона своего региона.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, бюджетное учреждение, владеющее налогооблагаемым движимым и недвижимым имуществом на праве оперативного управления, признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как некоторые виды имущества исключены гл. 30 НК РФ из состава объектов налогообложения, то отметим, что движимое и недвижимое имущество бюджетного учреждения должно быть налогооблагаемым. В частности, налог на имущество организаций не уплачивается с земельных участков и иных объектов природопользования, с имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, с объектов, признаваемых объектами культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения и т.д. Полный перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения, установлен п. 4 ст. 374 НК РФ, при этом он является исчерпывающим.
В силу ст. 374 НК РФ налог на имущество организаций рассчитывается по данным бухгалтерского учета, обязанность по ведению которого для бюджетного учреждения установлена ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бюджетное учреждение ведет его в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 01.01.2013.
Бюджетные учреждения в настоящее время руководствуются следующими документами:
— Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н);
— Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ N 180н);
— Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»;
— Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Инструкция N 33н).
Напомним, что критерии отнесения имущества бюджетного учреждения в состав основных средств перечислены в Инструкции N 157н.

Для справки. Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 мес., предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества, на что указывает п. 1 ст. 375 НК РФ. При этом указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике бюджетного учреждения.
В силу п. 85 Инструкции N 157н под остаточной стоимостью основного средства на соответствующую дату понимается его балансовая стоимость, уменьшенная на сумму начисленной на эту же дату амортизации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая база определяется учреждением самостоятельно. Обычно она определяется в целом по всему имуществу учреждения. Вместе с тем в некоторых случаях бюджетное учреждение должно определять налоговую базу отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении:
— имущества каждого обособленного подразделения учреждения, выделенного на отдельный баланс;
— недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения учреждения (обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс);
— имущества, облагаемого налогом по разным ставкам;
— недвижимого имущества, фактически находящегося на территориях разных субъектов РФ;
— имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — имущество, входящее в состав ЕСГ).
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций в силу ст. 379 НК РФ является календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 мес. календарного года. При этом власти регионов вправе не устанавливать отчетные периоды.
Если региональным законом уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций не предусмотрена, то налоговая база определяется учреждением по итогам налогового периода (года) исходя из среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Если же законом субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налоговая база определяется бюджетным учреждением по истечении каждого отчетного периода: I квартала, полугодия и 9 мес. В этом случае база рассчитывается из расчета средней стоимости налогооблагаемого имущества, определяемой как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Главой 30 НК РФ, а именно ее ст. 381, предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество организаций, при этом власти регионов могут вводить и дополнительные льготы. Если у бюджетного учреждения выполняются все необходимые условия для применения какой-либо льготы, то при расчете налоговой базы среднегодовая (средняя) стоимость налогооблагаемого имущества может быть уменьшена учреждением на среднегодовую (среднюю) стоимость льготного имущества. Такой вывод можно сделать на основании п. 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также п. 5.3 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения».
Прежде чем воспользоваться льготой, бюджетному учреждению следует внимательно проверить все основания ее применения, в противном случае льготный режим налогообложения будет признан недействительным.
Согласно п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Ставка налога на имущество организаций на территории субъекта устанавливается региональным законом и не может превышать 2,2%. Кроме того, региональные власти вправе на своей территории устанавливать дифференцированные налоговые ставки для различных категорий налогоплательщиков или в отношении определенного имущества.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой налога и уплаченными авансовыми платежами, если законодательством субъекта РФ не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 4 ст. 382 НК РФ размер авансового платежа определяется как 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ.
Уплата налога на имущество организаций и авансовых платежей, в соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ, осуществляется бюджетным учреждением в порядке, установленном региональным законом. По общему правилу налог уплачивается по месту нахождения самого учреждения. Однако из этого правила есть исключения, так:
— налог (авансовые платежи) в отношении имущества, учтенного на балансе обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, уплачивается по месту нахождения такого обособленного подразделения;
— налог (авансовые платежи) по недвижимому имуществу уплачивается по месту нахождения недвижимости независимо от того, на чьем балансе оно учтено.
Такой порядок уплаты справедлив только в том случае, если налогооблагаемое имущество находится на российской территории. Если же оно расположено в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ, то налог уплачивается по месту нахождения учреждения.
На основании п. 1 ст. 386 НК РФ бюджетное учреждение обязано по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимости (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав ЕСГ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации и Порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения». Им же утверждена форма налогового расчета по авансовым платежам и Порядок ее заполнения.
Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются налоговикам не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а предельный срок подачи налоговой декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки бюджетное учреждение перечисляет сумму налога на имущество организаций (авансовых платежей) в бюджет.
Расходы бюджетного учреждения по уплате налога на имущество организаций относятся на статью 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Обратите внимание! Из норм гл. 30 НК РФ вытекает, что обязанность бюджетного учреждения уплачивать налог на имущество организаций обусловлена наличием налогооблагаемого имущества, а не моментом получения им средств из соответствующего бюджета. Поэтому пропуск срока уплаты налога чреват для учреждения мерами налоговой ответственности.

В случае задержки бюджетного финансирования учреждение может получить отсрочку или рассрочку налога, на что указывает ст. 64 НК РФ. В отсутствие такой отсрочки или рассрочки решение налогового органа о начислении пени будет признано правомерным, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А48-1849/07-13.
Согласно п. 130 Инструкции N 174н для формирования информации о состоянии расчетов по налогу на имущество организаций и операций, изменяющих указанные обязательства, применяется счет 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций».
Начисление суммы налога на имущество организаций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения производится с помощью следующей бухгалтерской записи, осуществляемой на основании Справки (формы 0504833), утвержденной Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н, с приложением расчетов, деклараций и иных необходимых документов:
Д-т сч. 0 401 20 290 К-т сч. 0 303 12 730.
Аналогичная запись делается в учете и при начислении сумм налоговых санкций за неполное или несвоевременное перечисление суммы налога в бюджет.
Погашение налогового обязательства перед бюджетом, а также перечисление сумм налоговых санкций осуществляется записью:
Д-т сч. 0 303 12 830 К-т сч. 0 201 11 610.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества: Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.
5. О требованиях к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
7. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
9. Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения: Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
10. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
11. Письмо Минфина России от 28.04.2011 N 02-03-10/1603.
12. Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А48-1849/07-13.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Налог на имущество в бюджетных организациях в 2014 году

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Представить себе бюджетное учреждение, не имеющее на балансе основных средств, довольно трудно. А раз есть основные средства, то бюджетное учреждение в общем порядке признается плательщиком налога на имущество организаций.
Так как величина этого налога сказывается на размере субсидии, выделяемой бюджетному учреждению на выполнение государственного задания, то понятно, насколько важным представляется правильность расчета указанного налогового обязательства. С порядком исчисления и уплаты налога на имущество организаций в бюджетном учреждении Вы ознакомитесь, прочитав данную статью.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственная деятельность ведется бюджетным учреждением на основании Плана, составленного в соответствии с Требованиями к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н, на что указывает как статья 32 Закона N 7-ФЗ.

Как известно, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет выделенных учредителем средств (Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538);
— расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

www.referent.ru

Налог на имущество организаций

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций диктует глава 30 Налогового кодекса. В рамках этих правил власти субъекта РФ устанавливают для региона ставки, льготы, отчетные периоды, сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Какое имущество облагается налогом

Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное в балансе как основное средство (ст. 373 Налогового кодекса). Это дебет счета 01 и объекты, показанные на 03 и других счетах. Если организация не отразила объект как основное средство и не начислила налог на имущество, налоговая проверка расценит это как уклонение от уплаты налога. Потому что это нарушение норм бухгалтерского учета.

Жилые дома и помещения облагаются налогом, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог по тем же правилам. Если у зарубежного предприятия нет постоянного представительства в России, оно начисляет налог на всю недвижимость, расположенную на территории РФ и принадлежащую ему на праве собственности.

Переданное во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению имущество облагается налогом на общих основаниях. На имущество в лизинге налог начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель — тот, на чьем балансе числится объект.

С 2014 года организации на ЕНВД, а с 2015 — на УСН платят налог и отчитываются по имуществу с кадастровой стоимостью.

Отсутствие госрегистрации или консервация основного средства не освобождают от уплаты налога.

Кто не платит налог на имущество?

  • до 01.01.2017 — организаторы XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года и другие компании, перечисленные в п 1.1. ст. 373 Налогового кодекса,
  • не облагается налогом земля, вода и другие объекты природопользования, объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, суда и другие объекты, перечисленные в ст. 374 Налогового кодекса,
  • с 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства I и II амортизационной группы независимо от времени принятия на учет.

Льготы по налогу на имущество

Некоторые виды имущества не облагаются налогом благодаря льготам, перечисленным в ст. 381 Налогового кодекса:

  • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, участников свободных экономических зон,
  • имущество адвокатских бюро, юридических консультаций, протезно-ортопедических предприятий, «сколковцев»,
  • с 2015 года — движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года. Раньше оно относилось к освобожденному от налогообложения и не включалось в отчетность, теперь показывается в отчетности как льготное.

Каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы: освобождать от уплаты налога, уменьшать налоговые ставки или суммы налога. Законы, регулирующие налог на имущество в регионе, смотрите на официальном сайте региона.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Определите налоговую базу и умножьте на ставку налога.

Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти в пределах Налогового кодекса. Они вправе дифференцировать ставки в зависимости от категории имущества или налогоплательщика.

Ставки и льготы региона узнайте в налоговой инспекции или посмотрите здесь.

В расчетах для обособленных подразделений применяйте ставку региона, в котором зарегистрировано подразделение. Налог на недвижимость, расположенную не по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, считайте по ставке региона, в котором она находится.

С 2014 года объекты налогообложения по способу расчета налоговой базы делятся на две категории:

  • облагаемые по среднегодовой стоимости,
  • облагаемые по кадастровой стоимости.

Как рассчитать налог на имущество по среднегодовой стоимости

До 2014 года применялся только этот способ. Чтобы вычислить базу, сложите значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода, а затем разделите полученную сумму на число месяцев в году.

Остаточная стоимость имущества, руб.

Расчет авансовых платежей и налога за год

Расчет авансового платежа за 1 квартал:

налоговая база = (250 000 + 240 000 + 230 00 + 220 000) / 4=

авансовый платеж = 235 000 * 2,2% / 4 = 1292,50 рубля

Расчет авансового платежа за полугодие:

налоговая база=(250 000 + … + 190 000) / 7 = 225 000 руб.

авансовый платеж = 220 000 * 2,2% / 4 = 1210,00 руб.

Расчет авансового платежа за 9 месяцев:

налоговая база = (250 000 + … + 160 000) /10 = 205 000 руб.

авансовый платеж = 205 000 * 2,2% / 4 = 1127,50 руб.

Расчет налога за год:

налоговая база = (250 000 + … + 130 000) /13 = 190 000 руб.

Сумма налога за год = 190 000 * 2,2% = 4180,00 руб.

К доплате с учетом авансовых платежей =

= 4180,00 — 1292,50 — 1210,00 — 1127,50 = 550,00 руб.

Налоговая база самортизированных объектов равна нулю, но их включают в отчет.

Кто платит налог на имущество по кадастровой стоимости

В 2015 году уже 32 региона платят налог исходя из кадастровой стоимости имущества. Компания платит налог с кадастровой стоимости, если одновременно выполняются условия:

Регион, где расположена недвижимость, ввел налог с кадастровой стоимости.

    Площади, принадлежащие компании, попадают под налог.

    Если перечень опубликовали не вовремя или в нем нет вашей недвижимости, продолжайте платить налог исходя из среднегодовой стоимости.

    Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости?

    Если ваша компания платит налог от кадастровой стоимости, алгоритм расчета такой:

    1. Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.

    Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании.

    Сумма налога за год равна кадастровой стоимости здания, умноженной на налоговую ставку и на коэффициент К.

    К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.

    Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и коэффициент К.

    Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.

    Когда и куда отчитываться по налогу на имущество организаций

    Декларацию по налогу на имущество организаций сдают включительно до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.Если власти региона ввели промежуточные отчетные периоды, расчеты по авансовым платежам сдают в течение 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода — не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, отчетность по нему сдают в налоговую по месту регистрации организации или подразделения.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, отчетность по ней сдают в ФНС по местонахождению недвижимости.

    Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не платят налог и не сдают декларации и расчеты.

    Когда и куда платить налог на имущество организаций

    Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливает законодательство региона — конкретные даты узнайте в своей налоговой инспекции.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по месту регистрации.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по местонахождению недвижимости.

    В Контур.Бухгалтерии организации легко и быстро готовят расчет по авансовым платежам по налогу на имущество и отправляют его в ИФНС. А в конце года можно будет сформировать и отправить через Контур.Бухгалтерию налоговую декларацию.

    Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.

    www.b-kontur.ru

    Налог на имущество организаций в 2016 году

    НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:

    • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

    Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

    Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

    • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
    • внесенное в совместную деятельность;
    • полученное по концессионному соглашению.

    Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

    • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
    • полученное по концессионному соглашению.

    Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

    • земельные участки;
    • участки недр;
    • все, что прямо связано с землей;
    • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
    • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

    Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

    В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

    Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

    Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

    В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

    Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

    Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

    Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

    • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
    • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

    Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

    Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

    Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

    НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

    Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

    В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

    Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества

    Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

    В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

    Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

    Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт) рассчитывается следующим образом:

    где ОС1, ОС2, ОС3, …, ОС12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

    ОС13 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря);

    12 — число месяцев налогового периода.

    В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

    Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

    ПРИМЕР 1

    В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

    • на 1 января — 200 000 руб.;
    • на 1 февраля — 190 000 руб.;
    • на 1 марта — 180 000 руб.;
    • на 1 апреля — 170 000 руб.;
    • на 1 мая — 160 000 руб.;
    • на 1 июня — 150 000 руб.;
    • на 1 июля — 140 000 руб.;
    • на 1 августа — 130 000 руб.;
    • на 1 сентября — 120 000 руб.;
    • на 1 октября — 110 000 руб.;
    • на 1 ноября — 100 000 руб.;
    • на 1 декабря — 90 000 руб.

    Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

    Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества:

    (200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб.).

    По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт):

    где ОС1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

    ОС2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

    К — количество месяцев отчетного периода.

    ПРИМЕР 2

    Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

    Средняя стоимость имущества:

    (200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

    (200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

    (200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

    Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

    Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций, необходимо знать налоговую ставку.

    Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

    Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

    ПРИМЕР 3

    На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

    Авансовые платежи за отчетные периоды:

    1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

    1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

    1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

    Сума налога за налоговый период:

    140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб.

    По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 – 1017,5 – 935 – 852,5).

    Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

    Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
    • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
    • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

    Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

    • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
    • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий:

    1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

    2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

    Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

    По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

    Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

    • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
    • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

    Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

    Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

    Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

    Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

    • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
    • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

    При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

    Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно. В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

    Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К) рассчитывается следующим образом:

    где К1 — количество полных месяцев владения объектом;

    К2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014–2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

    По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций»).

    Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

    В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

    Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

    Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы. Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

    • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
    • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

    Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016–2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

    Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:

    • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
    • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
    • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

    Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

    ПРИМЕР 4

    По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 %.

    Сумма налога на имущество за 2015 г. составит:

    50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб.

    Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

    Авансовые платежи на отчетные периоды:

    1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

    1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

    1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

    Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

    150 000 руб. × 3 = 450 000 руб.

    По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб. (600 000 руб. – 450 000 руб.).

    ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

    Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

    По имуществу, которое находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

    Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

    Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

    В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

    Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

    Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

    Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

    www.profiz.ru

    Смотрите так же:

    • Трейлер ангелам закон не писан Ч/Б. Трейлер '2015'. HD Опубликовано 3 лет назад Ч/Б. Трейлер '2015'. HD Все новости касательно каналов читайте в: Google+ и Twitter год 2014 страна Россия слоган «Ангелам закон не писан» режиссер Евгений Шелякин сценарий Андрей […]
    • Мигранты преступления Где больше совершают мигранты преступлений, в России или Германии? Если до выборов во Франции и Германии этого года я считал, что Европу по-настоящему захлестнула волна преступлений, совершаемых мигрантами, то после выборов подумалось, […]
    • Приказ 92 минюста Приказ Минюста РФ от 28.04.2014 N 92 Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2014 г. N 32886 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 28 апреля 2014 г. N 92 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ […]
    • Начисление субсидий на муниципальное задание Начисление субсидий на муниципальное задание В бюджетах предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Субсидии рассчитываются, исходя из […]
    • Тк труд несовершеннолетних Прокуратура Московской области Несовершеннолетним, осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации, гарантируется установление сокращённого рабочего времени. В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации […]
    • Увольнение из учебы Увольнение во время учебного отпуска и возврат отпускных В соответствии с ТК РФ мне предоставлен учебный отпуск (преддипломный - на 92 дня) с 1 марта по 31 мая. Отпускные выплачены за весь срок учебного отпуска. Я нашла другую работу. […]

Обсуждение закрыто.