Налог монгольских ханов

Период монгольского владычества. Система налогов

Кочевники смогли лишь подчинить себе русские земли, а не включать их в состав своей империи. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.[6] После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.

Существовало две основных разновидности налогов:

1) прямые налоги с населения сельских районов;

2) городские налоги.

Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть со всего. В их первом приказании 1237г. люди и лошади были упомянуты особо. Скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска) как карательная мера. Но после этого случая взимание этого налога больше не повторялось, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в 14 и 15 веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «чёрным cбором». Первоначально его платили шкурами чёрных куниц. Такие платежи назывались «чёрными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия Второго «чёрный сбор» определялся в серебряных гривнах.

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, — война (военный, или солдатский налог). Его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Некоторые историки толкуют его в терминах системы налогообложения Золотой Орды как калан. В самом прямом смысле калан является налогом на землю; но это слово употреблялось и в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». В Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Тогда, если «пошлину» соотнести с «налогом», можно истолковать ее как, «денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного»[7]. Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.

Основной налог с городов назывался тамга. На монгольском языке термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. Тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Платился этот налог золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. Взимался также и местный налог на товары – мыт.

Уже в конце 13 века некоторые русские князья и все русские князья в начале 14 века имели привилегию и обязанность – собирать дань и другие налоги. В связи с этим баскаки были отозваны, а мелкие сборщики налогов теперь назначались самими русскими князьями. Общая сумма, которую каждый великий князь должен был выплатить хану, называлась «выходом». Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Золотую Орду. Так, в конце 14 века платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств: Дмитровского, Галицкого (Галич Костромской), великого княжества Владимирского, составляли 5000 рублей в год. С одного Московского княжества собирали 1000 рублей выхода. В начале 15 века с территории Нижегородского княжества собиралось полторы тысячи рублей дани. Неизвестны размеры выхода с Рязанского, Тверского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского, Смоленского княжеств. Общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15000 рублей в год[8].

От налогов ханы освободили только духовенство — они понимали, что священники имеют немалое влияние. Ханы давали иерархам русской церкви ярлыки (грамоты) на льготы в податях и повинностях. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, однако во время набегов они также нередко подвергались разорению

Впрочем, размеры ордынского «выхода» несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371 гг. и в 1374-1380 гг[9]. Его сын, Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 г., Иван III в 1479 г[10]. отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату, чем вызвал его безуспешный поход на русские земли в 1480 году. Временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжения второй половины 14 в. и 15 в. содержат указания на условия распределения между князьями ордынской дани.

Оценки развития россия в начале хх века
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Религиозные историки (А. В. Карташов, Д. В. Поспеловский и др.) считают, что в начале XX века падение роли Православной Церкви в общественной жизни России связано с формализацией отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культу .

Участие русского народа в ходе отечественной войны 1812 года
Что же несло нашествие врага населению России? «Горящие вокруг селения и предместья города, улицы, устланные ранеными и мертвыми, поля, умащенные человеческой кровью и усеянные множеством трупов, грабеж, насильство и убийства обезоруженных жителей» — это зарисовка с натуры одного из свидетелей вступления войск Наполеона в Вите .

Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила о .

www.intrestinghistory.ru

Налог монгольских ханов

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико.

Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

russian7.ru

Монголо-татарское, или Ордынское иго: Монгольский взгляд. И чем хорош налог ордынский выход, на взгляд монгольских историков

Некоторое время назад мы опубликовали выдержки из архивной передачи Русской службы Британской вещательной корпорации с оценками о монгольском завоевании Руси. Теперь продолжаем эту тему.

Русское вещание официальной монгольской радиостанции «Голос Монголии» от 03/06/2016 передало интервью с ученым секретарем отделения общественных наук Академии наук Монголии Ц. Энхчимэг – (Вы можете послушать эту передачу русского вещания «Голос Монголии» — интервью с Ц. Энхчимэг о монгольском иге и т.н. ордынском выходе — и в аудиофайле).

Но сначала общая справка о Золотой Орде и об отношении в современной Монголии к т.н. ордынскому, или монголо-татарскому «игу» над Русью — в целом, и над Московией — в частности.

Справка: Золотая Орда и отношение в современной Монголии к т.н. Ордынскому, или монголо-татарскому «игу» на Русью в целом, и Московией, в частности

Современная монгольская карта, изображающая Монгольскую империю. На карте обозначены ее улусы – или уделы. В частности обозначена Золотая Орда (на монгольском Алтан Орд, или Алтан Ордны Улс) с двумя последовательными столицами Бат-Сарай (Старый Сарай) и Бэрх-Сарай.

Золотая Орда (также первоначально известная как Улус Джучи), куда входили и завоеванные русские земли (на карте — за пределами границы Золотой Орды, т.к. русские земли были только вассалами – а не ее частью), возникла в1224 г. после разделения Чингисханом Монгольской империи на уделы между его сыновьями, и с 1224 по 1266 гг. признавала власть великих ханов Монгольского государства, правивших из Монголии, впоследствии обособилась.

На карте, в частности, обозначена монгольская столица времен Чингисхана и первых 40 лет после его кончины — Хархорум, или Каракорум (с тюркского — «ограда из черных камней»).

Первыми правителями Золотой Орды были старший сын Чингисхана Джучи (умер ок. 1227 г., еще при жизни отца), и затем сын Джучи и внук Чингисхана – Бату (Батый). При хане Берке (один из внуков Чингисхана, правил в 1257-1266 гг., тогда же Монгольское государство разделилось уже на самостоятельные государства, основанные потомками Чингисхана на территории от Пекина до Крыма) Золотая Орда приняла ислам, до того монголы были шаманистами.

Упомянутое интервью с ученым секретарем отделения общественных наук Академии наук Монголии Ц. Энхчимэг на сайте монгольского иновещания вышло под заголовком «А было ли иго и откуда появилось понятие «монголо-татарское иго». Название демонстрирует отношение в современной Монголии к т.н. «игу» над Русью, и в частности над Московией. Если историки в Москве, Киеве (украинский взгляд на влияние Золотой Орды на Московию смотрите здесь) и др. частях бывшего СССР, как и историки Российской империи в прошлом, не слишком восторженно относились и относятся к монголо-татарскому игу, считая что монгольское нашествие и последующее иго затормозило развитие всех русских земель, то монгольские историки делают упор на том, что «иго» было не таким уж обременительным, если это «иго» вообще было.

Ц. Энхчимэг замечает в интервью, которое мы приведем ниже, что в русских землях под монгольским вассалитетом «сумма ежегодного налога с каждого подворья (уплачиваемого в пользу Монголии, т.н. ордынский выход) составляла 1-2 рубля. И по меркам того времени — это был не такой уж обременительный, непосильный налог». Конец цитаты. Отметим, что к концу освобождения Московии от монгольского ига, а именно в XV веке, холоп в Московском княжестве стоил от одного до трех рублей (в частности о такой цене пишет в недавней статье «Цена человека в России», посвященной стоимости русских невольников за границей и холопов внутри страны в разные исторические периоды, на российском сайте «Русская планета» российский же исследователь Алексей Волынец). Таким образом, можно сказать, что стоимость годового налога с каждого подворья — ордынского выхода в период монгольского ига соответствовала цене холопа. Как кажется, это немало.

А вообще же, современные монгольские историки не применяют термин «иго» к периоду владычества Монгольской империи над разными народами. Современные монгольские историки считают: да, были эксцессы, но зато монгольское правление несло стабильность и безопасность на огромных территориях, а с безопасностью — и процветание. Так, монгольский автор и политик Баабар (Бат-Эрдэнийн Батбаяр, род. в 1954 г ., в постсоветской Монголии был депутатом и министром финансов) пишет в своей «Истории Монголии» (издание «Истории Монголии» на английском вышло в 1996 году, а 2006 году уже русское издание широко распространялось в т.ч. и через монгольские посольства в рамках празднования 800-летия создания первого единого монгольского государства):

«Pax Mongolica означает «мир Монголии». В истории существуют подобные термины, такие как Pax Hitanica, Pax Romanica. Они означают насильственное установление мира на территориях, за которые была пролита кровь, окончание межэтнической розни, предотвращение местных конфликтов и грабежей на дорогах, обеспечение безопасности людей, путешествующих по империи. А также принятие мер для развития торговли, создание единой системы для сбора налогов. Рим, Британия и Монголия в свое время создали мировые империи, поэтому это понятие имеет еще и смысл мирового значения. Войны монголов резко повлияли на численность и плотность населения мира. Жертвами войн стали 30% от общего числа жителей Персии и Средней Азии, 19% — Кореи, 10% — Бирмы и 30% — Китая. Во время войны против Династии Сун погибло 29 миллионов китайцев, разрушено 12 тысяч городов.

Однако монголы-завоеватели не собирались вывозить богатства с захваченных территорий, они скорее хотели на месте развивать хозяйство и собирать налоги. Это способствовало развитию торговли. Монголы не делили народы по религиозному признаку. Они были шаманистами, но уважали все религиозные взгляды. Благодаря этому в империи не было конфликтов на религиозной почве. Известна «Пайцза» — своеобразный дипломатический паспорт времен чингизидов. Этот медальон позволял обладателю безопасно перемещаться по всей монгольской империи. Торговцы из Персии, арабских стран и Западной Европы начали торговые сношения с империей, не боясь за себя и свой товар. В результате диалога между Востоком и Западом стали развиваться культура, наука, философия и существенно улучшаться условия жизни». Конец цитаты. (Больше цитат из «Истории Монголии» Баабара см. здесь).

Кстати монгольские историки выступают против наименования «монголо-татарское иго», насколько можно понять, также и потому, что Русь завоевали не монголы и не татары (последних тогда еще собственно не существовало), а многонациональное войско. Что справедливо.

Упомянутая выше передача Русской службы Британской вещательной корпорации о Золотой Орде (дек. 2004 г ., эту передачу можно послушать здесь) отмечала на эту тему, что «когда монголы столкнулись с русскими на (реке) Калке (31 мая 1223 года. Прим. Portalostranah.ru), уже истощенные этим походом вокруг всего Каспия, это были чистые монголы. Но впоследствии, когда Чингисхан уже не руководил нашествием на Русь и Европу (а новое, второе, нашествие произошло спустя 13 лет Прим. Portalostranah.ru), т.к. к тому времени он уже умер, и руководство приняли царевичи-чингизиды. то завоевательный поход на Русь осуществлялся далеко не только монголами.

И это войско, которое образовалось ко времени нашествия на Русь и на Европу, было войско с другим составом. Монголы там занимали центральные военные должности, но на самом деле это войско было уже кыпчакское. И их следовало называть не монголо-татары, а монголо-кыпчаки. Т.к. это было население Великой степи, а кыпчаки — это бывшие половцы из русских сказаний (половцы — народ тюркского происхождения Прим. Portalostranah.ru). Татар как таковых в этом войске не было. Современные казанские татары с современным названием народа, его этнонимом, это как раз народ, который получился в результате этногенеза, в процессе завоевания. Была Волжская Булгария, которая была частью Золотой Орды, и население Булгарии смешалось с кыпчаками», — указывала упомянутая передача Русской службы Британской вещательной корпорации. Отметим, что булгары — народ тюркского происхождения. Из смешения булгар, половцев, монголов и некоторой частью славян вышли татары (т.н. казанские татары). В период Золотой орды татарами был принят ислам. Итак, Золотая Орда как часть большей Монгольской империи были многонациональными государствами.

Напомним, что Золотая Орда (Улус Джучи, монг. Алтан Орд, или Алтан Ордны Улс, на тюркском Улу Улус — «Великое государство»), куда входили и завоеванные русские земли, возникла в 1224 г., после разделения Чингисханом Монгольской империи на уделы между его сыновьями, и с 1224 по 1266 гг. признавала власть великих ханов Монгольского государства, правивших из Монголии, впоследствии обособилась. Первыми правителями Золотой Орды были старший сын Чингисхана Джучи (умер ок. 1227 г ., еще при жизни отца), и затем сын Джучи и внук Чингисхана — Бату (Батый). При хане Берке (один из внуков Чингисхана, правил в 1257-1266 гг., тогда же Монгольское государство разделилось уже на самостоятельные государства, основанные потомками Чингисхана на территории от Пекина до Крыма) Золотая Орда приняла ислам.

Интересно, что современные монгольские исследователи утверждают, именно ордынскому «игу» Московия якобы обязана тем, что она сохранила православие. Так в русской передаче монгольского иновещания «Голос Монголии» от 29/06/2009 отмечалось, что «из немногих исторических фактов, можно судить об отношении Золотой Орды к Русской Православной Церкви. Св. Александр Невский, поняв, что России еще не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе, быть может, в историю пришлось бы записать факт перехода русских в католицизм, подобно участи, постигшей западных славян: поляков, чехо-словаков, хорватов и словенцев. Первая встреча монголов с Русской Православной Церковью произошла по историческим сведениям еще в XIII веке в эпоху Чингис-хана, известного своей веротерпимостью. Наследники же Великого Чингис-хана, золотоордынские ханы продолжали его политику покровительства чужим религиям и на Руси». Конец цитаты, подробнее об этой передаче здесь.

www.portalostranah.ru

Налог монгольских ханов

В каждой тьме вербовкой воинов и сбором налогов занималась тщательно разработанная сеть административных чиновников, которые никоим образом не подчинялись русским князьям и несли ответственность только перед ханским правительством. Когда на Руси установились численные районы, командиры монгольской регулярной армии были поставлены во главе каждой тьмы и тысячи. У любого из этих командиров был в качестве помощника налоговый инспектор (даруга) соответствующего ранга. Позднее даруга брал на себя всю полноту ответственности за район. В рескрипте Тайдулы митрополиту Феогносту (на основании ярлыка Джанибека) упоминаются три категории даруг: волостные, городские и деревенские. Их имена следуют после упоминания о «князьях улусов». Русский перевод в этом месте, как и в ряде других, не вполне ясен, и возможно, что под князьями подразумеваются даруги более высокого ранга. В терминологии древнерусского перевода ханских ярлыков улус, вероятнее всего, соответствовал тьме; волость — тысяче, город — сотне , а село — десятку. О существовании даруг высшего ранга мы также узнаем из русских летописей. Таким образом, можно заключить, что во главе каждого численного района любого уровня находился даруга.

В летописях даруги, служившие на Руси, называются баскаками. Это тюркский термин, значение которого полностью соответствует монгольскому «даруга». Налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, назывался «великим баскаком». Каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому баскаковскому подразделению отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось процветающим поселением. Следы таких поселений сохранились в русской топонимике. Целый ряд городов и деревень, носящих название Баскаки или Баскаково, расположены в различных регионах Руси на территории прежних тем. Когда войска баскака оказывались не в состоянии самостоятельно справиться с такими затруднениями, как бунты населения, русские князья обязаны были поддержать их, используя войска, находившиеся в их распоряжении.

Следует вспомнить, что во время правления Берке налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски, битикчи), сборщики налогов в сельской местности — даньщики и сборщики налогов и таможенных пошлин в городе — таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: (1) прямые налоги с населения сельских районов; (2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, как мы знаем, монголы требовали десятую часть «со всего». В их первом приказании люди и лошади были упомянуты особо (каждая масть лошади отдельно) Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. Однажды в Новгороде в 1259 г. монголы собрали налог, называвшийся tuska, который был, видимо, больше обычного, поскольку стал причиной горьких жалоб. «И было великое смятение в Новгороде, — говорит летописец, — когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Это, видимо, тот же самый налог, который называется tzgu армянской летописи Григора Алканца. Сам термин «туска» сходен с тюркским словом tuzghu, которое обозначает «пищу, которую приносят в дар приехавшим правителям или посланникам». С другой стороны, в уйгурском документе середины XIV века упоминается налог называемый tüsh ür, и это название, возможно, связано с уйгурским словом tüsh, которое обозначает «интерес», «доход». Русская форма «туска», по-видимому, произошла либо от tüshük, либо от tuzghu. Во всяком случае, туска была сверхналогом, вполне можно понять возмущение новгородцев по поводу этого дополнительного побора. Такой налог был введен монголами как карательная мера после восстания в Новгороде. Он больше не повторялся, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в XIV и XV веках сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным бором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия II «черный бор» определялся в серебряных гривнах.

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на Севере Руси — посоха) было налогом на вспаханную землю. Поплужное происходит от слова «плуг»; этот термин пришел в русский язык из немецкого. Сохой (откуда происходит посоха) на Севере Руси называли «легкий плуг». Таким образом, термины «поплужное» и «посоха» можно передать как «деньги с плуга». В связи с этим можно добавить, что исконное славянское слово для обозначения плуга — «рало» употребляли, главным образом, в Южной Руси. Действительно, в некоторых южных регионах «рало» было единицей налогообложения в киевский период. Ям являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, — война (военный, или солдатский налог) ; по-видимому, его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов. И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Как И. Березин, так и Б. Шпулер толкуют его в терминах монгольской системы налогообложения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) являлся налогом на землю; но это слово употреблялось и в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Как мы увидим , в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались каланными. Если мы допустим, что «пошлина» соотносится с «каланом», мы сможем толковать ее как денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного. Однако, четко не установлена идентичность «пошлины» и «калана».

Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право, если считали необходимым, требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях. Кроме того, когда князья-Чингисиды и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось, что русские будут делать им «подарки», снабжать их пищей, фуражом для коней, а также обеспечивать лошадьми и повозками для передвижения.

Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, так и на тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно — эмблему клана, а отсюда и «клеймо», чтобы метить лошадей и другие виды собственности, принадлежащие клану. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах. В Персии при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4 % от капитала: ежегодно предприниматели и купцы должны были платить один динар из каждых 240 динаров их капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски — гости) облагались налогом индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также местный налог на товары — мыт.

В Персии иль-ханов существовал особый налог на то, «что накапливается в мастерских, у ремесленников и купеческих объединений, а также дополнительный налог на выдачу лицензий в некоторых ремеслах». Русские ремесла, по-видимому, подлежали такому же налогообложению. Известно, что в 1258 г. в Новгороде были сосчитаны все дома с целью сбора городских налогов. Летописец комментирует, что сами бояре устроили это, так что самое тяжкое бремя легло на бедных.

Назад Оглавление Вперед

oldru.com

Киев в период татаро-монгольского нашествия: грабительский налогово-таможенный режим оккупантов (ХІІІ — ХІV вв.)

В конце ХІІ в. на широких просторах от Великой Китайской стены до Южной Сибири и от верховья Иртыша до Амура кочевали несколько могущественных монгольских племен: тайджиуты, татары, кереиты. В начале ХІІІ в. они объединились под властью хана Темучина. А в 1206 г. объединенный курултай — съезд ханов всех монгольских племен — признал верховенство Темучина, провозгласив его великим каганом и дав ему титул Чингисхана, c которым он и вошел в историю. Так возникло первое централизованное монгольское государство. Проведенные Чингисханом реформы, в том числе военная и административная, способствовали быстрому укреплению центральной власти и установлению в стране жесткого авторитарного режима, строгого порядка и дисциплины, повысив боеспособность монгольской армии. Однако вместо мирного развития края Чингисхан избрал путь захвата соседних государств. В скором времени под властью монголов оказались Китай, Персия, Афганистан. Все взрослое мужское население огромной империи было мобилизовано в армию, научено военному делу и нацелено на войну как на наиболее эффективное средство получения материальных благ. Все, что имело государство — деньги, золото, материальные ценности, было направлено на укрепление армии, ее вооружение и оснащение современным, как на то время, оружием, лучшими лошадьми, верблюдами, продовольствием. Татаро-монгольская орда стала единым военным лагерем. Любой приказ темника (вождя, верховника), тысяцкого или сотника — идти на войну, жить или умереть — выполнялся в монгольской армии незамедлительно и без обсуждения.

В конце 30-х — начале 40-х годов ХІІІ в. огромное татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя (Бату, Саин-хан) вторглось на древнерусские земли. Монголо-татары захватили и осквернили Киев, Переяслав, Чернигов, сотни других городов Киевского княжеского государства и Галицко-Волынского княжества, пытаясь прорваться дальше на запад — в Польшу, Чехию, Венгрию, Силезию. В Суздальской летописи упоминается, что монголы, несмотря на героическое сопротивление киевской дружины и всех горожан, захватили Киев,
ограбили храм Святой Софии, другие церкви «. разграбиша й монастыри все, и иконы, и кресты, и все узорчье церковные взяша, а люди от мала и до велика все убиша мечем». Жуткие картины массовых убийств мирных жителей стольного града предстали перед археологами во время раскопок памятников монголо-татарского нашествия, братских могил тысяч защитников города.

В 1244 г. Киев в составе дипломатической миссии католической церкви посетил монах — францисканец Плано Карпини (1182 — 1252 гг.), посланный Папой Иннокентием ІV в Монголию с целью обращения ее народа в христианство. В изданных в Ватикане воспоминаниях под названием «Книга о татарах» он описал злодеяния ордынцев на украинских землях, и в частности в Киеве. По словам представителя Папы Римского, столица русов после монгольского нашествия сошла на нет: едва остались в ней двести домов, и те люди живут в тяжкой неволе. В «Киевском синописе» (летописный сборник, в котором воспроизведены исторические события на Руси с ІХ по ХVІ вв.) по поводу жестокого разорения столицы ордой отмечается: «Татаре взяша стольный . славный царственный град Кіевъ, церкви божественные разориша, город и место огнем сожегоша, людей иныхъ посекоша, а иных плениша и все государство кіевское ни во что обратиша».

В Киеве и Поднепровье захватчики установили режим террора и насилия. Жизнь человека в условиях жесткой оккупации не стоила ничего. Захваченные земли были разделены на улусы (подвластные монголам округа), которые возглавляли назначенные ханом баскаки. Для выполнения возложенных на них грабительских задач создавались управы, комплектовавшиеся из чиновников — монголов или татар. С этой же целью баскакам предоставлялись военные отряды.

Монголо-татарское нашествие имело тяжкие последствия для русских земель. От многих городов и поселков сохранились только названия в старинных летописях. Многие их жители были убиты или взяты в плен. Наиболее опустошенными были Киев и другие города Поднепровья, Галичины, Волыни — экономические, культурные и политические центры русских земель. Было подорвано развитие ремесел и торговли, на Руси пришла в упадок духовная и церковная жизнь.

По словам Михаила Грушевского, который всесторонне исследовал реалии монголо-татарского нашествия, орда, руководствуясь завещанием Чингисхана, «змагала до поневолення всіх народів і вимагала від них повної покори». Ссылаясь на упоминавшегося выше Плано Карпини, выдающийся украинский ученый-историк писал: «А жадають татари від тих, що їм піддалися, от чого: аби вони йшли з ними походом на кожного, на кого скажуть; аби давали десятину від усього — від людей і від речей: вони рахують десять хлопців і одного з них беруть, і те саме роблять з дівчатами; забирають їх у свою землю і роблять їх своїми слугами. Решту счисляють (с целью контроля за населением захваченных территорий и взимания налогов татаро-монголы регулярно проводили переписи населения. — Авт.) і зіставляють їм їх устрій, але при тім мають над ними повну власть».

Основной налог — поголовный или «подымный», взимался с каждого двора — «дыма», с каждого жителя, покоренного города или села независимо от того, были они большими или маленькими, богатыми или бедными, даже с новорожденных. Налог включал одну шкуру белого медведя и по одной шкуре черного бобра, соболя, хорька и лисы. Тех, кто не мог его уплатить, по распоряжению баскака забирали в неволю.

Всего же, по летописным очеркам, татаро-монголы обложили киевлян и население покоренного края 14 видами налогов и сборов. Среди них: «поплужное» (поземельный налог с каждого плуга — сохи); «корм» (на пропитание ханских войск и членов правительства); «ям» (конфискация лошадей, волов и обязанность предоставлять собственных животных для перевозки ордынцев); «выход» или «царева дань» (сбор в личную казну хана); «почесть» (налог для родственников хана, эмиров, чиновников) и т. п.

Отдельным болезненным для населения видом вымогательства стала «тамга» (татарское название пошлины). Ее взыскивали наставленные баскаками чиновники на дорогах, речных переправах, базарах и у городских ворот. Тамга составляла десятую часть продовольствия и других товаров, которые перевозились (переносились) купцами либо крестьянами на продажу или для собственного потребления. Именно от слова «тамга» происходит установленный татаро-монголами термин штрафного взыскания «протаможье» (уклонение от уплаты тамги). Отсюда и дериваты «таможня», «таможенник» (рус.) и т. п.

Часть налогов уплачивалась натурой (зерном, скотом, сеном, медом) или гривнями либо весовым серебром, которое особенно ценилось ордынцами. Ханы и их подручные практиковали еще одну форму получения налогов: они поручали взыскивать пошлину и разные поборы арендаторам — посредникам, а то и удельным князьям за соответствующую, заранее выплаченную им сумму. Как писал Михаил Грушевский, такие посредники старались «. з можливо більшою надвишкою вернути свої гроші, а татарське правительство закривало очі на їхнє надужиття, аби не відібрати у таких й інших подібних охоти до таких винаймів надалі». Как свидетельствует Никоновская летопись, временами сами князья в своих княжествах собирали дань и отвозили в Орду. Все эти «откупщики»-посредники отличались особой жестокостью и произволом.

Ордынцы ввели позорную практику утверждения удельных князей с выдачей им так называемого ярлыка на владение определенной землей (волостью, округой, княжеством). Претенденты на княжий стол с дорогими подарками вынуждены были ехать в столицу Орды — Сарай и во время грубого языческого церемониала признавать себя вассалами хана, клясться ему в верности и покорности. Неприемлемое для христианина участие в языческом ритуале, а главное — требование признания хана «своим отцом», вызывало справедливое негодование ханских «гостей», что временами стоило им жизни. Мученической смертью в ханской столице погиб князь Черниговский и Новгородский Михаил — сын князя Всеволода Святославича, который поехал к хану Батыю в Сарай, надеясь получить ярлык на княжение в Киеве.

И все же, несмотря на массовый террор и огромный ущерб, причиненный татаро-монгольским нашествием экономике, социальным структурам Киева и других украинских городов, наша столица выстояла и не превратилась в пустыню. Густинская летопись гласит, что в Киеве начиная с 1243 г. владычествовал князь Ярослав Всеволодыч — сын Всеволода Юрьевича, отец Александра Невского. Он правил городом на основании ярлыка, полученного от хана Батыя. После его смерти (1246 г.) в городе княжили его сыновья Александр и Ярослав. Киев и во времена татарского лихолетия оставался основным христианским центром Руси. Летописные упоминания подтвердил и известный историк митрополит Киевский Евфимий (Болховитинов). Он, в частности, писал, что завоеватели — ханы подтвердили льготы, предоставленные духовенству князем Ярославом Мудрым, в части освобождения от торговых и таможенных налогов.

Тем временем в Киеве осталось много горожан, которые и под татарской оккупацией начали возрождать родной город. В столицу также возвращались тысячи мещан, во время батыевого погрома сбежавших в окрестные леса. Город потихоньку восстанавливался. Важным свидетельством тогдашнего состояния Киева, по словам Михаила Грушевского, был «. приїзд туди тягом цілими компаніями купців з різних країв». Среди них были торговые люди из Польши, Австрии, Силезии, Генуи, Франции. Таким образом, иронически подытоживает ученый, «Київ вів далі заграничну торгівлю, певно, не попелом від татарських згарищ». В Киеве проходили торги, действовали рынок и несколько базаров.

Вместе с тем после захвата Польши, Силезии, Моравии монголо-татарская орда встретила мощное сопротивление объединенных чешских, венгерских войск и населения украинских земель. Серьезные поражения потерпели ордынцы и от славных дружин русских князей. Все это заставило Батыя вернуться войском на Нижнюю Волгу, где татаро-монголы основали свое государство — Золотую Орду со столицей Сараем — Бату (город Батыя). Начиная с ХІV ст. империя Чингисхана, которой правили его дети, а потом внуки, начала разваливаться. Сначала она разделилась на четыре улуса, среди которых были Золотая и Белая орда. Со временем империя Тамучина вообще канула в Лету, а татаро-монголы вернулись на свои автохтонные земли. На Руси же ликвидация татаро-монгольского нашествия в сентябре 1380 г. ознаменовалась великой победой объединенных русских дружин против войск Золотой Орды на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон.

Эволюционные пути экономической и торговой деятельности, правового регулирования налогово-таможенной системы издавна интересуют широкий круг общественности, экономистов, товароведов, юристов. Ведь исследуя и глубоко
изучая историю налогов и таможенных платежей, мы не только знакомимся с героическим прошлым родного края, но и узнаем об экономических, социальных и политических условиях жизнедеятельности наших пращуров. А еще, исходя из документов, имеем возможность оценить, какой ущерб нанесли чужеземцы и захватчики нашей земле и людям, которые на ней трудились, стремясь к лучшей жизни.

www.visnuk.com.ua

Смотрите так же:

  • Закон о пропуске срока давности Успеть вовремя, или Как правильно применять нормы ГК РФ об исковой давности Масштабные изменения ГК РФ затронули и нормы, регулирующие институт исковой давности. Так, начиная с 2013 года поправки в гл. 12 "Исковая давность" ГК РФ были […]
  • Хорош день для суда Лунный Календарь Получите Лунный Календарь — на каждый день! Хотите жить в гармонии с природой? Узнайте о влиянии Луны на события в жизни человека. Календарь стрижки. Когда подавать заявление в суд Подскажите, пожалуйста, когда лучше […]
  • Субсидии в головинском районе Субсидии в головинском районе Районные отделы жилищных субсидий. САО Черняховского, д.15, к.1 Гоголева Светлана Николаевна района Аэропорт в Центре госуслуг Мои документы ул. Викторенко, д. 2/1 района Сокол в Центре […]
  • Попова татьяна адвокат Убийство адвоката: погибшая выигрывала крупные дела и участвовала в выборах Стало известно имя женщины-юриста, жестоко убитой вчера под Харьковом. Ею оказалась Татьяна Попова, адвокат с пятилетним стажем и кандидат в депутаты от партии […]
  • Приказ увольнение последний день работы Какой день считается днём увольнения Работодатель обязан произвести с работником полный расчёт в день его увольнения. Какой день считается днём увольнения? И всегда ли он совпадает с последним рабочим днём? В ст. 84.1 ТК РФ сказано, что […]
  • Пособие по беременности и родам мужчине Может ли работник-мужчина получить по месту работы пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также пособие по уходу за ребенком, если его жена нигде не работала (и каков срок таких выплат, если […]

Обсуждение закрыто.