Наказание в уголовном праве таблица

Оглавление:

Система наказаний

Система уголовных наказаний

Статья 44 УК РФ устанавливает исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке, от менее к более суровому. Это:

По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

  • виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);
  • виды наказания, связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);
  • виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);
  • виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

Кроме того, существует иная классификация наказаний:

1. основные наказания — это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

2. дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

3. наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными, т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Иные виды наказания

Содержание в дисциплинарной воинской части — наказание, применяемое военным судом только к военнослужащим срочной службы.

Суть наказания заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, направляется на определенный в приговоре срок в особую воинскую часть — дисциплинарный батальон, в котором установлен специальный внутренний распорядок, делающий это наказание похожим на лишение свободы.

Данный вид наказания может быть назначен на срок от трех месяцев до двух лет. Оно применяется как за преступления против военной службы, так и за иные преступления. После освобождения из этого батальона военнослужащий возвращается обычно в прежнюю воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы.

Арест — это новый вид наказания, введенный УК РФ.

Арест представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах.

Арестованным по общему правилу не разрешаются свидания, получение посылок, передач, бандеролей и др. Арест может быть установлен на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Ограничение свободы также является новым видом наказания за совершение преступлений. Оно заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Ограничение свободы может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не могут их покидать в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. В целом же режим исправительного центра напоминает с некоторыми отличиями режим колоний-поселений для осужденных к лишению свободы. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы это наказание может быть заменено лишением свободы на срок ограничения свободы. Ограничение свободы не назначается несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы — путь воздействия на осужденного, которого в целях перевоспитания нецелесообразно отрывать от дома, семьи, работы. Статистика показывает, что лица, впервые совершившие преступление, не представляющие большой общественной опасности, гораздо лучше исправляются без применения к ним такого наказания, как лишение свободы.

Суть исправительных работ заключается в том, что осужденный, не имеющий основного места работы, остается в прежнем месте жительства, но работает там, где ему укажут органы местного самоуправления, и из его заработка производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка.

Срок исправительных работ устанавливается в пределах от двух месяцев до двух лет. В срок исправительных работ, исчисляемый месяцами и днями, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчитыва- ется время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам, и др.). В течение срока отбывания исправительных работ без лишения свободы запрещается увольнение осужденных с работы по собственному желанию без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания. Время отбывания исправительных работ засчитывает- ся в общий трудовой стаж, однако не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате. Осужденные к исправительным работам имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

С учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного дополнительные обязанности и запреты:

  • запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;
  • запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;
  • запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города);
  • обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

В случае нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ к нему может быть применено взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. При этом нарушениями являются:

  • неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
  • нарушение установленных для осужденного запретов и неисполнение обязанностей;
  • прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

При злостном уклонении от отбывания исправительных работ (т. е. при повторном нарушении порядка и условий отбывания исправительных работ, а также если осужденный скрылся со своего места жительства и местонахождение его неизвестно) суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, установленных УК РФ.

Штраф устанавливается в размере от 2,5 тыс. до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

В случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа более строгим наказанием, предусмотренным применяемой статьей Особенной части. Суд, постановивший приговор, предлагает осужденному добровольно внести в отделение сберегательного банка сумму штрафа в месячный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительном порядке, т. е. на основании исполнительного листа, выданного судом, вынесшим приговор. В этом случае взыскание обращается на личное имущество осужденного, а также на его долю в общей собственности. Обращение взыскания на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию осужденного производится в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания штрафа. Исполнение наказания в виде штрафа производится судебными исполнителями.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, определяемых органами местного самоуправления.

Назначаются они на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Понятно, что в случае злостного уклонения они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

www.grandars.ru

Классификации уголовных наказаний

Для более полного представления о системе наказаний по действующему УК РФ необходимо рассмотреть вопрос о возможных критериях классификации отдельных видов наказаний. В этой связи на первый план выступает так называемая законодательная классификация уголовных наказаний, предусмотренная ст. 45 УК РФ.

По порядку назначения уголовный закон выделяет основные и дополнительные виды наказания. При этом довольно часто в приговоре суд ограничивается только основным наказанием. Но для реализации принципа справедливости, важным элементом которого является индивидуализация наказания, УК РФ предусматривает дополнительные наказания, которые назначаются в дополнение к основному с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и личности виновного.

Основные наказания – это такие, которые назначаются виновному лицу самостоятельно и не могут быть назначены в дополнение к какому-либо другому наказанию.

Дополнительные наказания – это такие, которые не могут быть назначены самостоятельно и обязательно присоединяются к какому-либо основному наказанию.

Дополнительные наказания носят вспомогательный характер и позволяют усилить эффект примененного государственного принуждения, обеспечить надежность достижения целей наказания.

Классифицировать наказания по указанному признаку можно на три группы: наказания, которые применяются только в качестве основных; наказания, которые применяются только в качестве дополнительных; наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Только в качестве основных наказаний применяются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Эти наказания всегда являются только основными и ни при каких условиях не могут быть назначены в качестве дополнительных.

Только в качестве дополнительного наказания применяются лишние специального, воинского или почетного звания, классного чина государственных наград.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказания.

Эти наказания назначаются как основные тогда, когда в санкции статьи Особенной части УК РФ они прямо предусмотрены в качестве основных.

Штраф и ограничение свободы применяются в качестве дополнительного наказания только тогда, когда они предусмотрены в качестве таковых конкретной санкцией. В отличие от них лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания по усмотрению суда и тогда, когда его нет в санкции подлежащей применению статьи Особенной части (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

При назначении наказания одному лицу и за одно преступление только основные наказания не могут сочетаться друг с другом, а дополнительное наказание не может быть одного вида с основным (например, штраф), поскольку это противоречит смыслу требования индивидуализации уголовной ответственности. Наказания, которые применяются только в качестве дополнительных, не могут быть назначены самостоятельно, в отсутствие основного наказания.

Если в санкции статьи Особенной части УК РФ дополнительное наказание предусмотрено в качестве обязательного, оно должно быть назначено. Неприменение такого наказания возможно лишь в порядке реализации правил ст. 64 УК РФ (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление).

Существуют и иные классификации уголовных наказаний. Так, по характеру карательных элементов они подразделяются на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение по военной службе), и наказания, связанные с лишением или ограничением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы). Особняком в этой классификации стоит смертная казнь.

Кроме того (третья классификация), по характеру пенитенциарного воздействия на осужденных все наказания можно разделить на связанные с исправительным воздействием на них пенитенциарной системы (обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, срочное и бессрочное лишение свободы) и не связанные с таким воздействием (все иные виды наказаний).

Что касается четвертой возможной классификации уголовных наказаний, то по протяженности во времени воздействия на осужденных наказания классифицируются на назначаемые на определенный срок или срочные (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок), и назначаемые на неопределенный срок или бессрочные (пожизненное лишение свободы) и исполняемые одномоментно (все иные виды наказаний).

Наконец, наказания, предусмотренные действующим УК РФ, можно разграничить между собой в зависимости от субъекта, в отношении которого они могут быть реализованы. В связи с этим в теории уголовного права выделяются два их вида: общие и специальные наказания.

Общее наказание может быть назначено в отношении любого субъекта, совершившего преступление, если оно закреплено в санкции статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей это преступное деяние.

Специальные виды наказаний имеют ограничения по кругу лиц, в отношении которых они могут быть применены (например, ограничение по военной службе назначается только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу).

В доктрине выделяют и другие виды классификации уголовных наказаний, которые, однако, имеют несколько меньшее научно-теоретическое и практическое значение по сравнению с представленными.

studme.org

Виды уголовных наказаний

Что является наказанием и сколько видов таковых насчитывает в себе уголовное законодательство РФ? Какие наказания применяются в судопроизводстве, как основные и дополнительные? В нашей статье мы подробно расскажем о каждом из видов наказаний.

Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная санкциями Уголовного кодекса РФ и применяемая в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных и для предупреждения новых преступлений, как виновными лицами, так и иными гражданами. Данная мера применяется только по приговору суда от имени государства.

Наказание, назначенное судом за совершенное общественно опасное деяние, есть ни что иное, как форма реализации уголовной ответственности.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Уголовный кодекс РФ содержит прямые критерии, которые позволяют выделить три основания для деления наказаний:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Основные и дополнительные уголовные наказания

Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы:

1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):

  • обязательные либо исправительные работы,
  • ограничения свободы,
  • арест,
  • ограничения по военной службе,
  • содержание в дисциплинарной воинской части,
  • лишение свободы на определенный судом срок,
  • пожизненное лишение свободы,
  • смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь).

Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания. 2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:

  • Лишение специального, почетного или воинского звания,
  • Лишение классного чина,
  • Лишения государственных наград.

3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:

  • лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
  • штраф.

Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 2500 рублей до 1 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2х недель до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать на нашей в статье «Штраф, как уголовное наказание».

Уголовное наказание – лишение права

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст. 47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления. Данный вид наказания может быть как основнвм, так и дополнительным, он назначается на срок от 1го года и до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде лишения права Вы можете прочитать на нашей в статье «Лишение права занимать определенные должности». При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов (статья 48 УК РФ).

Уголовное наказание – обязательные работы

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией.

Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч.3 ст. 49 УК РФ.

Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3х лет, в отношении инвалидов 1й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Уголовное наказание – исправительные работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания. Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного.

Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2х месяцев до 2х лет. Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%. В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

  • один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
  • один день ареста за два дня работ;
  • один день лишения свободы за три дня работ.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом.

Данный вид наказания назначается на срок от 3х месяцев до 2х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Также, осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Уголовное наказание – ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляется собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

  • невозможность посещения осужденным определенных мест;
  • невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
  • невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
  • невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2х месяцев до 4х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6ти месяцев до 2х лет к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы

Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости.

Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен.

Данный вид наказания устанавливается на срок от 3х месяцев до 2х лет, за преступление против военной службы.

Уголовное наказание – лишение свободы

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселения, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение.

Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2х месяцев до 20 лет. При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25ти лет, а по совокупности приговоров – 30ти лет. Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы

Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление.

Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей. За которые предусмотрен данный вид наказания — это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Уголовное наказание – смертная казнь

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления. Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который в последствии констатирует смерть осужденного. По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного.

С 1999 года на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!

pravovedus.ru

Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.08, доктор юридических наук Сыдыкова, Лейла Чынтургановна

Оглавление диссертации доктор юридических наук Сыдыкова, Лейла Чынтургановна

1 Общие проблемы системы наказаний по уголовному законодательству кыргызской республики.

1.1 Понятие наказания по уголовному праву Кыргызской Республики .

1.1.1 Содержание наказания и его сущность.

1.1.2 Признаки наказания.

1.1.3 Место наказания среди других средств воздействия на правонарушителей

1.1.4 Цели наказания.

1.2 Классификации наказаний и их основания.

1.2.1 Выбор оснований для классификаций наказаний.

1.2.2 Классификация наказаний в зависимости от способа их сочетания.

1.2.3 Классификация наказаний в зависимости от круга субъектов, которым они могут быть назначены, и от характера совершенного преступления.

1.2.4 Классификация наказаний в зависимости от механизма воздействия на осужденного .

1.2.5 Классификация наказаний в зависимости от характера правоограничений .

1.2.6 Классификация наказаний в зависимости от возможности их дифференциации по срокам.

1.3 Понятие системы наказаний.

1.3.1 Концептуальный подход к построению системы уголовных наказаний.

1.3.2 Исторические аспекты формирования системы наказаний в уголовном законодательстве Кыргызской Республики.

1.3.3 Общая характеристика системы наказаний по новому Уголовному кодексу Кыргызской Республики.

2 Виды наказаний по уголовному законодательству Кыргызской Республики.

2.1 Наказания, поражающие имущественную сферу прав личности осужденного.

2.1.2 Тройной айып .

2.1.3 Конфискация имущества

2.2 Наказания, ограничивающие трудовые и иные личные права осужденного.

2.2.1 Привлечение к общественным работам.J

2.2.2 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.2.3 Лишение специального или воинского звания.

2.3 Наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества: содержание в дисциплинарной воинской части, арест.

2.3.1 Содержание в дисциплинарной воинской части.

2.4 Наказания, связанные с изоляцией осужденного от общества: лишение свободы .

2.4.1 Содержание наказания в виде лишения свободы.

2.4.2 Сроки наказания в виде лишения свободы.

2.4.3 Определение вида исправительного учреждения.

2.5 Наказание в виде смертной казни.

2.5.1 Законодательная регламентация содержательной стороны наказания в виде смертной казни в Общей части Уголовного кодекса .

2.5.2 Применение наказания в виде смертной казни в Особенной части Уголовного кодекса и в судебной практике.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики»

Актуальность темы исследования. Новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики, принятый в 1997 году и вступивший в действие с 1 января 1998 года, внес весьма существенные изменения как в систему уголовных наказаний в целом, так и в правовую регламентацию отдельных их видов. При этом правовая регламентация уголовных наказаний в новом законодательстве Кыргызской Республики отличается существенным своеобразием по сравнению как с ранее действовавшим, так и с новым законодательством других стран — участниц СНГ . Достаточно сказать, что новым кодексом не предусмотрено такое многие годы существовавшее наказание , как исправительные работы, а также ограничение свободы , введенное в новые кодексы многих республик бывшего СССР . В то же время появилось такое наказание, как тройной айып , не известное ни ранее действовавшему законодательству, ни новому законодательству других республик. Его введение в систему наказаний обусловлено спецификой историко-правовых традиций именно нашей республики.

Указанные обстоятельства требуют теоретического осмысления. Кроме того, следует учитывать, что реформа уголовного законодательства, проходящая практически одновременно в странах бывшего СССР, предоставляет исследователям (можно сказать это без преувеличения) уникальную возможность проследить и проанализировать в сравнении тенденции в развитии уголовного законодательства, в связи с чем актуальность темы исследования именно в настоящий момент еще более возрастает.

В научной литературе проблема уголовных наказаний исследовалась многими авторами. Общие проблемы наказаний рассматривались в работах JI.B. Багрий-Шахматова, Н.А. Беляева , И.М. Гальперина, А.А. Герцензона, М.А. Ефимова , И.И. Карпеца, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина , А.Е. Наташева, И.С. Ноя, A.JI. Ременсона , Н.А. Стручкова, М.Д. Шаргородского, И.В. Шмарова , Б.С. Утевского и других.

Многочисленные исследования посвящены отдельным аспектам данной проблемы либо правовой регламентации различных видов наказаний (работы С.И. Дементьева , В.К. Дуюнова, Н.В. Кузнеченко, А.В. Лужбина , И.Л. Марогуловой, В.П. Махоткина, Ю.Б. Мельниковой , Б.С. Никифорова, С.В. Полубинской, И.В. Смольковой , Ф.Р. Сундурова, З.А. Тадевосяна, В.И. Тютюгина , А.Л.Цветиновича, А.И. Чучаева, А.И. Шилова , В.П. Щупленкова и других). Однако в подавляющем большинстве работы этих авторов были изданы еще в период существования СССР. Естественно, что и анализировали они различные аспекты правовой регламентации наказаний по ранее действовавшему советскому уголовному законодательству. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на большое количество опубликованных работ, некоторые аспекты рассматриваемой темы остались недостаточно изученными, не говоря уже о проблемах, которые возникли в связи с принятием нового законодательства.

Указанные обстоятельства стали основанием для выбора и формулировки темы настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось проведение комплексного изучения правовой регламентации и практики применения уголовных наказаний в Кыргызской Республике.

Данная цель предопределила формулировку следующих основных задач:

— исследование теоретических основ построения системы уголовных наказаний;

— рассмотрение теоретических аспектов правовой регламентации понятия наказания ;

— определение оснований для классификации наказаний; проведение сравнительно-правового анализа регламентации наказаний; осуществление историко-правового анализа регламентации уголовных наказаний; проведение анализа правовой регламентации и практики применения отдельных видов наказаний по новому законодательству;

— выработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства.

Методология и методика исследования. Исследование основывается на концептуальных положениях философии, социологии, общей теории государства и права, а также отраслевых юридических дисциплин (уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, криминологии ).

При проведении исследования использовались частно-научные методы — сравнительного правоведения , системно-структурного анализа, логико-юридического анализа, историко-правовой, конкретно-социологический и др.

Источниками информации послужили законодательные акты в области уголовного и уголовно-исполнительного права, принятые в ходе правовой реформы в Кыргызской Республике, а также в других республиках СНГ, в первую очередь — в Казахской Республике и Российской Федерации. Кроме того, при проведении сравнительноправового анализа использовалось ранее действовавшее законодательство, а также Модельные уголовный и уголовно-исполнительный кодексы стран — участниц СНГ.

Подверглись анализу данные уголовной статистики Кыргызской Республики за годы, предшествовавшие принятию нового кодекса , а также за время его действия. В необходимых случаях проводилось сравнение с соответствующими статистическими показателями других республик. Анализировалась практика судов Кыргызской Республики по применению новых уголовных наказаний.

Все перечисленное выше послужило эмпирической базой настоящего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Обосновывается вывод о том, что в карательное содержание наказания следует включать всю совокупность правоограничений , предусмотренных в отношении лиц, осужденных к тому или иному наказанию , законодательством в широком смысле слова (то есть законами и подзаконными актами).

2. Предлагается классифицировать признаки наказания как материальные (содержательные) и формальные. К первым следует относить признаки, отражающие карательное содержание наказания, ко вторым — условия, при которых кара ( правоограничения ) становится именно уголовным наказанием.

3. Рассматривая вопрос о целях наказания, автор приходит к выводу о том, что более обоснованы утверждения не о восстановлении социальной справедливости, как это сейчас сформулировано в законе, а о достижении социальной справедливости, поскольку реализовываться эта цель должна уже с момента пенализации деяний, а не с момента назначения наказания;

4. Учитывая практическую и теоретическую значимость классификации наказаний по способу применения (основные и дополнительные), автор обосновывает вывод о необходимости подразделять дополнительные наказания, в свою очередь, на обязательно применяемые и применяемые по усмотрению суда, а также на применяемые только в соответствии с санкцией статьи Особенной части и те, которые могут применяться и без такого указания.

5. Вносится предложение об установлении возможности применения тройного айыпа в качестве дополнительного наказания.

6. Формулируется концептуальный подход к построению системы уголовных наказаний, которая, по мнению автора, представляет собой комплекс предусмотренных уголовным законом наказаний, сконструированный в зависимости от их характеристик в одном или нескольких перечнях; на этой основе вносятся предложения по совершенствованию системы наказаний:

— делается вывод о необходимости восстановления наказания в виде исправительных работ, поскольку отсутствие его в системе наказаний резко снижает возможности дифференциации ответственности; обосновывается вывод о распространении применения общественных работ на несовершеннолетних ; ставится вопрос о возможности введения нового для несовершеннолетних наказания в виде ограничения свободы досуга.

7. В результате рассмотрения правовой регламентации отдельных видов наказаний формулируются предложения по совершенствованию законодательства применительно к каждому из них.

7.1. Штраф : а) формулируется новое определение штрафа как «имущественного взыскания, выраженного в денежной форме»; б) предлагается восстановить в законе правило о том, что штраф применяется с учетом имущественного положения виновного; в) обосновывается правильность установления в новом Уголовном кодексе Кыргызской Республики одного способа исчисления штрафа — в размере, кратном минимальной заработной плате; г) аргументируется необходимость установления правила о замене штрафа лишением свободы, поскольку исправительные работы в кодексе не предусмотрены, а арест неизвестно когда будет реально применяться; ж) предлагается при невозможности уплаты штрафа заменять его общественными работами;

7. 2. Тройной айып: а) констатируется, что характерной особенностью данного наказания является достижение цели восстановления нарушенных правоотношений ; б) анализируется правовая природа данного наказания и делается вывод, что оно занимает промежуточное положение между штрафом и конфискацией имущества; в) аргументируется вывод о том, что это наказание рассчитано преимущественно на те случаи, когда потерпевшие — граждане (физические лица).

7.3. Конфискация имущества:

— предлагается установить в законе два самостоятельных наказания -полную и частичную конфискацию ; это особенно важно для нашей республики, поскольку конфискация по новому кодексу возможна за корыстные преступления любой степени тяжести;

7. 4. Общественные работы: а) вносится предложение о немедленном начале применения данного наказания; это особенно актуально для Кыргызской Республики, в законодательстве которой отсутствует наказание в виде исправительных работ; б) предлагается установить возможность замены данного наказания лишением свободы; в) вносится предложение о переформулировании нормы о содержании данного наказания, в которой следует установить, что осужденные работают «на предприятиях, определяемых местными /

• органами самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание».

7.5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

— необходимо в тексте закона дать следующую дефиницию данного наказания: «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может состоять в запрещении : а) выполнять функции должностных лиц, б) заниматься определенной профессиональной деятельностью, в) заниматься иной деятельностью, требующей специального разрешения уполномоченных государственных органов».

7. 6. Лишение специального или воинского звания: а) обосновывается правильность подхода законодателей нашей ^ республики и Российской Федерации, заключающегося в применении данного наказания непосредственно судом; б) предлагается расширить содержательную сторону данного наказания по сравнению с нормой нового кодекса за счет званий (чинов, рангов и т.п.), присваиваемых в ходе прохождения государственной службы, государственных наград и почетных званий.

7. 7. Содержание в дисциплинарной воинской части: а) представляется необходимым восстановить запрет на применение данного наказания в отношении лиц, ранее отбывавших лишение свободы, как это сделано, например, в Республике Казахстан; б) обосновывается вывод о том, что это наказание относится к группе наказаний, связанных с изоляцией от общества; в) предлагается установить в Особенной части ответственность за уклонение от отбывания данного наказания.

7. 8. Арест: а) предлагается применять к несовершеннолетним арест во внерабочее время; б) следует дополнить закон нормой об освобождении от ареста (и общественных работ) при наступлении обстоятельств, препятствующих их отбыванию ;

7. 9. Лишение свободы: а) предлагается вместо лишения свободы в колониях-поселениях / ввести новое наказание — ограничение свободы; б) в дефиниции наказания в виде лишения свободы следует отразить разницу в степени изоляции, а также то, что помимо собственно изоляции лишение свободы предполагает еще и иные правоограничения; в) срок предварительного заключения и этапирования осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьмах и колониях особого режима, а также осужденным к аресту, следует засчитывать из расчета день за день; в колониях общего и строгого режимов (а также при осуждении к

9 наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части) — из расчета день за полтора дня; в колониях-поселениях (в случае, если они не будут ликвидированы) — из расчета день за два дня; г) следует установить пониженный предел максимального срока наказания за неосторожные преступления, как это сделано, например, в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан; д) представляется необходимым понизить верхний предел срока наказания — по примеру Республики Казахстан; е) предлагается в перспективе установить разницу в минимальных сроках ареста и лишения свободы; ж) аргументируется правильность решения об установлении четырех видов режима колоний; з) предлагается восстановить правило об отбывании лишения свободы всеми осужденными за неосторожные преступления и частью осужденных за наименее опасные умышленные преступления в колонияхпоселениях (если они не будут ликвидированы); и) предлагается повысить степень дифференциации отбывания лишения свободы осужденными женщинами.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Диссертация является первым монографическим исследованием проблем правовой регламентации и практики применения уголовных наказаний по новому уголовному законодательству Кыргызской Республики.

2. Проведен сравнительно-правовой анализ проблем уголовного наказания на основе изучения нового законодательства разных стран СНГ щ ( Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация), а также некоторых других зарубежных государств.

3. Проанализирован в историческом аспекте (с последних лет существования СССР по настоящее время) процесс реформирования уголовного законодательства применительно к регламентации уголовных наказаний.

4. Проведен применительно к проблемам уголовного наказания сравнительный анализ законодательства советского периода и современного законодательства Кыргызской Республики и названных стран СНГ; рассмотрены тенденции законотворчества и их отличительные особенности.

5. Предложено собственное видение теоретических проблем уголовного наказания и процесса реформы уголовного законодательства в Кыргызской Республике и дана на этой основе оценка его результатов.

6. Сформулированы новые подходы к совершенствованию правовой регламентации уголовного наказания в целом, а также отдельных видов уголовных наказаний.

7. Проведен анализ изменений судебной практики Кыргызской Республики в связи с принятием нового законодательства.

8. Проанализированы особенности построения системы наказаний, регламентации их отдельных видов, а также практики применения наказания с учетом социально-правовой специфики современной ситуации в Кыргызской Республике.

9. Специально рассмотрены значимые в теоретическом и практическом отношениях проблемы регламентации наказания и отдельных его видов, не нашедшие разрешения в ходе реформы уголовного законодательства, и на этой основе сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

10. Предпринято изучение рекомендаций законодательных актов, принимаемых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, по регламентации уголовных наказаний; дана оценка степени влияния этих рекомендаций на разработку национального законодательства.

11. Проведено изучение только формирующейся в настоящее время практики применения судами Кыргызской Республики принципиально нового, не известного ранее законодательству, наказания — тройного айыпа.

Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы, в ней сделанные, могут быть использованы при разработке и совершенствовании норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Кыргызской Республики, в нормотворческой деятельности ведомств; в правоприменительной деятельности по назначению и исполнению уголовных наказаний. Ряд положений диссертации может быть рекомендован для использования в процессе организации исполнения уголовных наказаний.

Результаты исследования могут также быть использованы в научно -исследовательской работе и в учебном процессе при преподавании дисциплин уголовно-правового цикла.

Апробация и реализация основных положений исследования проведена автором в процессе выступлений на многочисленных научных конференциях и семинарах (конференция « Демократия и экономическое развитие в Центральной Азии », 30 сентября 1995 г., Фонд Ф.Эберта; II научная конференция КРСУ , 23-24 мая 1995 г.; международная научно-практическая конференция « Реформа судебной системы в Центральной Азии », 16-17 апреля 1996 г., Фонд Ф.Эберта.; конференция по обсуждению проекта Уголовного кодекса Кыргызской Республики, 14-16 ноября 1996 г.; III научная конференция КРСУ, 16-17 мая 1996 г.; семинар « Конституционное измерение юридической реформы и организация юридической системы», 17-19 июня 1997 г.; МИД и СЕ; научно-практическая конференция, посвященная 70-летию образования юстиции Кыргызской Республики, 27 марта 1997 г.; круглый стол « Права человека »: национальные учреждения и механизмы», 9-10 апреля 1997 г.; IV конференция КРСУ, 15-16 мая 1997 г.; научно-практическая конференция «Роль конституции при демократическом преобразовании общества: проблемы и перспективы», 4 мая 1998 г.; международная научно-практическая конференция «Проблемы реализации программы «Кадры XXI века» (Человеческий аспект и экономико-правовые основы)», 11-12 июня 1998 г., КГНУ; конференция «Проблемы усиления борьбы с организованной преступностью в Центрально-Азиатском регионе», 25-26 сентября 1998 г.; конференция « Правовая база реализации прав человека и принципов демократии в Кыргызстане », 24 ноября 1998 г.; международная конференция «Права женщин и тендерное равенство в Кыргызстане на рубеже XXI в.», 3 декабря 1998 г.; научно-теоретическая конференция «Перспективы совершенствования подготовки кадров в свете реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 14 декабря 1998 г. «О дополнительных мерах по усилению борьбы с экономическими преступлениями , контрабандой и коррупцией», 22 апреля 1999 г.; МВД КР, БВШМ; международная научно-практическая конференция «Экономико-правовые и образовательные реформы и их влияния на эволюцию сознания общества», 13 -14 мая 1999г.; КГНУ, Институт переподготовки и повышения квалификации кадров).

Основные положения настоящего исследования отражены автором в 25 публикациях по теме исследования.

Кроме того, автор принимал участие в подготовке Модельного Уголовного и Модельного Уголовно-исполнительного кодексов для государств-участников СНГ в качестве представителя Кыргызской Республики, а также при написании Уголовного кодекса Кыргызской Республики в качестве научного руководителя в составе комиссии по уголовному, уголовно-исполнительному и уголовно-процессуальному законодательству при Законодательном собрании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Материалы диссертации используются при преподавании курсов уголовного и уголовно-исполнительного права в Кыргызско-Российском Славянском Университете, а также при чтении спецкурса « Общие начала назначения наказания ».

Структура и объем диссертации. Диссертация включает: титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из двух разделов, восьми подразделов, 26 пунктов, заключение и список использованных источников. Объем диссертации составляет 281 страницу, диссертация содержит 9 таблиц.

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Сыдыкова, Лейла Чынтургановна

Проведенный в ходе настоящего исследования анализ теоретических и прикладных аспектов правовой регламентации наказаний по новому Уголовному кодексу Кыргызской Республики позволил автору придти к следующим основным выводам.

1. В теоретическом плане представляется принципиально важным четкое разграничение понятий «сущность наказания » и « содержание наказания ». В основе такого разграничения лежит то, что сущность -категория социальная (отражающая сложившееся в обществе мнение о характере такой меры воздействия на правонарушителей , как уголовное наказание), а содержание (кара, совокупность правоограничений ) -уголовно-правовая, то есть являющаяся отражением его сущности непосредственно в нормах уголовного закона. При этом в содержание наказания необходимо включать все правоограничения , которым подвергается осужденный.

2. Предлагается подразделять признаки наказания на материальные (содержательные) и формальные. Такая классификация основана на том, что к первой группе относятся признаки, характеризующие собственно содержание наказания, — кару, а ко второй — условия, которые делают кару уголовным наказанием .

3. Анализируя вновь появившуюся в законе цель наказания -восстановление социальной справедливости, автор приходит к следующим выводам:

— более обоснованно говорить не о восстановлении социальной справедливости, а о достижении социальной справедливости;

— с появлением в законе указанной цели наказания становится правомерным мнение, что наказание преследует цель удовлетворения интересов потерпевшего как составной части более общей цели -восстановления социальной справедливости.

4. Аргументируется вывод о необходимости при проведении классификации наказаний в качестве оснований выделять степень их тяжести с учетом тех сфер прав личности, которые затрагиваются наказанием.

5. Обосновывается вывод о необходимости более дробной классификации дополнительных наказаний, при этом вносится предложение о расширении круга этих наказаний за счет установления возможности применения тройного айыпа в качестве не только основного, но и дополнительного наказания.

6. Формулируется концептуальный подход к построению системы уголовных наказаний, которая, по мнению автора, представляет собой комплекс предусмотренных уголовным законом наказаний, сконструированный в зависимости от их характеристик в одном или нескольких перечнях.

7. Вносятся предложения о совершенствовании системы наказаний путем восстановления наказания в виде исправительных работ, поскольку отсутствие его в системе наказаний резко снижает возможности дифференциации ответственности, распространения применения общественных работ на несовершеннолетних , установления для несовершеннолетних нового наказания — ограничения свободы досуга.

8. Рассматривая регламентацию наказания в виде штрафа, автор предлагает сформулировать новое определение штрафа ; восстановить в законе правило о том, что штраф применяется с учетом имущественного положения виновного ; оценить как более перспективное установление одного способа исчисления штрафа — в размере, кратном минимальной заработной плате; установить правило о замене штрафа лишением свободы, поскольку исправительные работы в кодексе не предусмотрены, а реальное введение ареста как меры наказания в обозримом будущем пока еще проблематично; при невозможности уплаты штрафа заменять его общественными работами.

9. На основе анализа правовой регламентации вновь появившегося в кодексе наказания в виде тройного айыпа констатируется, что характерной особенностью данного наказания является его цель — восстановление нарушенных правоотношений ; по своей правовой природе оно занимает промежуточное положение между штрафом и конфискацией имущества; применение его рассчитано преимущественно на те случаи, когда потерпевшими являются граждане.

10. Предлагается изменить регламентацию наказания в виде конфискации имущества следующим образом: установить в законе два самостоятельных наказания — полную и частичную конфискацию ; установить правило о применении данного наказания не только в качестве дополнительного, но и в качестве основного.

11. Вносится предложение о немедленном начале применения данного наказания; особенно это актуально для нашей республики (где не предусмотрено такое наказание , как исправительные работы); при этом предлагается установить возможность замены данного наказания лишением свободы;

12. Вносится предложение о более четком определении непосредственно в тексте уголовного закона содержательной стороны наказания в виде общественных работ; предлагается расширить круг лиц, к которым это наказание не может применяться, и не применять его к инвалидам всех трех групп.

13. Аргументируется необходимость установления в тексте уголовного закона дефиниции наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом в ней должны быть отражены следующие существенные черты содержательной стороны данного наказания: запрещение а) выполнять функции должностных лиц, б) заниматься определенной профессиональной деятельностью, в) заниматься иной деятельностью, требующей специального разрешения уполномоченных государственных органов.

14. Применительно к наказанию в виде лишения специального или воинского звания обосновывается правильность подхода законодателя нашей республики и Российской Федерации, заключающегося в применении данного наказания непосредственно судом; предлагается расширить содержательную сторону этого наказания по сравнению с нормой нового кодекса за счет званий (чинов, рангов и т.п.), присваиваемых в ходе прохождения государственной службы, государственных наград и почетных званий.

15. На основе анализа правовой регламентации наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части делается вывод о том, что это наказание следует относить к наказаниям , связанным с изоляцией осужденного от общества; отмечается, что сейчас в нашей республике нет запрета на применение данного наказания в отношении ранее отбывавших лишение свободы и делается вывод о необходимости восстановить такой запрет , как это сделано, например, в Республике Казахстан; предлагается установить в Особенной части ответственность за уклонение от отбывания данного наказания и обосновываются возможные способы внесения такого рода дополнений в законодательство.

16. Предлагается видоизменить регламентацию наказания в виде ареста, установив новую его форму в отношении несовершеннолетних — арест во внерабочее время.

17. Аргументируется необходимость в перспективе (когда арест начнет реально применяться) установить разницу в минимальных сроках ареста и лишения свободы с тем, чтобы не создавалось противоречивого положения, когда более мягкое наказание в конкретном случае может оказаться более строгим.

18. В ходе анализа норм о неприменении наказаний в виде ареста и общественных работ автор приходит к выводу о необходимости дополнить закон специальной нормой об освобождении от ареста и общественных работ при наступлении обстоятельств, препятствующих их отбыванию .

19. Обосновывается вывод о том, что изоляция осужденного от общества как основной элемент содержательной стороны наказания в виде лишения свободы реально представляет собой три весьма существенно отличающихся между собой разновидности изоляции. На этой основе предлагается вместо лишения свободы в колониях-поселениях ввести новое наказание — ограничение свободы, а в дефиниции наказания в виде лишения свободы отразить разницу в степени изоляции, указав на собственно изоляцию и строгую изоляцию.

20. Обосновывается вывод о том, что, коль скоро лишение свободы представляет собой не просто изоляцию осужденного, но и комплекс иных «режимных» правоограничений, это должно быть отражено в законодательном определении данного наказания.

21. Предлагается новый порядок зачета времени предварительного заключения в срок лишения свободы.

22. Обосновывается необходимость ряда изменений законодательства, касающихся сроков наказания в виде лишения свободы. В частности, предлагается установить пониженный максимальный срок наказания за неосторожные преступления, а также понизить верхний предел срока наказания в целом.

23. Обосновывается правильность решения законодателя нашей республики по вопросу об увеличении сроков наказания несовершеннолетним по совокупности преступлений или приговоров .

24. Делается ряд предложений по совершенствованию порядка определения вида исправительного учреждения, в частности, аргументируется правильность решения об установлении четырех видов режима колоний. При этом делается вывод, что в перспективе их, вполне возможно, должно стать еще больше; предлагается восстановить правило об отбывании лишения свободы всеми осужденными за неосторожные преступления и частью осужденных за наименее опасные умышленные преступления в колониях-поселениях (если они не будут ликвидированы); повысить степень дифференциации отбывания лишения свободы осужденными женщинами.

25. При анализе правовой регламентации наказания в виде смертной казни аргументируется необходимость сохранения ее для лиц пожилого возраста.

Список литературы диссертационного исследования доктор юридических наук Сыдыкова, Лейла Чынтургановна, 2000 год

1. Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958.-304 с.

2. Ной И. С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. — Саратов, 1962. 156 с.

3. Курс советского уголовного права. Т.З: Наказание /Под ред. А.А. Пионтковского и др. М., 1970. — 350 с.

4. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью . Саратов, 1978. — 288 с.

5. См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования /Под ред. В.Н. Кудрявцева и С.Г. Келиной. М., 1987. — 275 с.

6. Основы Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. -№30. — Ст. 862.

7. Подробно об этом см., напр.: Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. — 448 с.

8. Уголовное право. Общая часть /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой , Ю.М. Ткачевского, Г.Н. Борзенкова. -М., 1993. 367 с.

9. Самошин П.И. Система мер уголовной ответственности по законодательству ГДР . М., 1972. — 62 с.

10. Мелентьев М.П. Обеспечение уголовно-правовой кары функция исправительно-трудового права // Проблемы юридической ответственности и исполнения наказания в свете Конституции СССР . -Рязань, 1981.-С. 58-63.

11. Шестаков Д.А. О сущности уголовного наказания // Вестник Санкт-Петербургского университета / Серия 6. Вып. 1. СПб., 1993. -С.65-69.

12. См.: Уголовное право. История юридической науки /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1978. — 308 с.

13. Козловский М.Ю. Пролетарская революция и уголовное право // Пролетарская революция и право. 1918.-№1- С.21-28.

14. Подробный анализ и критику упомянутых взглядов см., напр.: Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. -Саратов, 1962. 156 с.15,16,17

www.dissercat.com

Смотрите так же:

  • Доходы за три месяца для получения детских пособий Образец справки о доходах для соцзащиты Предоставление справки о доходах — это рядовая процедура при обращении в различные государственные и частные учреждения. Для каждого конкретного случая существуют свои особенности в составлении и […]
  • Обучение для водителей маломерных судов Обучение судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС Если Вам необходимо получить свидетельство на право управления маломерным судном, мы предлагаем Вам обучение в нашем Учреждении по следующим программам: «Судоводитель маломерного […]
  • Нотариусы нижнего новгорода ленинский район Нотариусы нижнего новгорода ленинский район Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Подводников, д. 26. Телефон: 251-00-70. Понедельник - пятница с 9.00 до 12.00, с 13.00 до 17:00 Вершинина Наталья Ананьевна Адрес: г. Нижний Новгород, ул. […]
  • Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются […]
  • Космонавтов нотариус Космонавтов нотариус Нотариусы Советского района Советский район Бикчурина Флюра Ахметовна 420061, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 44 тел.: 273-15-61 пн,вт,чт: 9:00-18:00; пт: 9:00-14:00 обед: 13:00-14:00 Жиляева Лариса […]
  • Правила оценки заявок Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому! Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее […]

Обсуждение закрыто.