Наказание анны карениной

Урок по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» «Мне отмщение и аз воздам»

Разделы: Литература

«Мне отмщение и аз воздам» .
(«Не вам судить и карать её.» )
Трагедия Анны Карениной.

Цель урока:

  • Показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение её к Серёже, любовная связь с Вронским.
  • Проблема вины, осуждения и оправ дания души человеческой.

Оборудование:

  • доска, видеомагнитофон, фильм «Анна Каренина»,
  • магнитофон, запись музык.-романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (муз. Н.Харито, сл.В.Шумского), подставка, ткань-скатерть, перчатка, роза, свеча, выставка-книг.

На доске: тема урока, проблема, эпиграф.

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н.А.Некрасов.

Ход урока

Учитель: Мы сегодня проводим урок проблемной лекции, где в конце занятия попробуем решить проблему вины, осуждения и оправдания души человеческой. Поэтому мы должны помнить — осуждению подлежит грех, а не грешник, преступление, а не преступник. Цивилизованному человеку скорбь приличествует более, чем негодование.

Этот урок-наша современная оценка личности, событий, явлений, без неё невозможно изучение литературы, извлечение из неё уроков.

Вступление: 1 кадр фильма «Анна Каренина» (1 эпизод)

Ваша работа будет заключаться в том, что вы слушаете, являетесь участниками лекции и составляете развёрнутый план, чтобы уяснить материал и сделать грамотный вывод в конце.

Учитель: Из трёх больших романов Толстого лишь один назван по имени его главного действующего лица.

«Анна Каренина» — это громадное по числу действующих лиц и охвату событий эпическое полотно.

Его нельзя назвать ни семейным, ни семейно-бытовым романом, хотя, по признанию автора, более всего он любил в нём «мысль семейную» .

Появление каждой новой главы романа Толстого на страницах журнала «Русский вестник» ожидалось читателями с огромным интересом и возбуждало бурные споры.

Судя по воспоминаниям современников, более всего спорили о том-осуждает или оправдывает героиню романа его автор? Кто он-прокурор или защитник Анны Карени ной? И что означает мрачный эпиграф к роману: «Мне отмщение, и аз воздам» ?

Кто и за что мстит Анне?

Критики по-разному понимали эпиграф к роману. Одни толковали так: не вам судить героиню, потому что и вы не без греха. Другие считали, что нарушившего нравственные заповеди неотвратимо ждёт наказание.

Многие подумали, что Толстой осудил и наказал свою героиню, следуя этому библейскому изречению.

И так думают многие из современных читателей «Анны Карениной» .

В религиозно-нравственном духе истолкован смысл эпиграфа в книге Толстого «Круг чтения» (Мысли мудрых людей). Здесь читаем: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только от того, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать людей. «Мне отмщение, и аз воздам» . Наказывает только бог и только через самого человека.

В чём же повинна Анна?

В том, что не захотела лгать хотя бы для приличия, что разорвала супружеский союз, основанный не на любви? Почему судьба Анны оказалась трагической? Кто виноват в этой трагедии?

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на все эти вопросы, анализируя данное произведение.

В 1-й части своего романа Л.Н.Толстой писал «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» .

Судьба главной героини связана с образом железной дороги, символом времени. Что-то роковое и страшное слышится в самом описании приближающегося поезда, физически ощущается тяжесть.

Ученик: (ч.1, гл.17, стр.54). . Действительно.

Учитель: Есть что-то таинственное и волнующее уже в первой короткой встрече Вронского и Анны.

Ученик: (ч.1, гл.18, стр.55)

Учитель: Но характерна одна незначительная, повторяющаяся деталь. Когда Анна чувствует на себе взгляд Вронского, в её лице появляется улыбка, изгибающая её губы.

От этой встречи осталось и тяжёлое воспоминание:

2 эпизод фильма (смерть сторожа)

Учитель: Поездом раздавило сторожа. Чуткое сердце подсказало Анне, что это дурное предзнаменование. На балу многое определилось в чувствах героев.

3 эпизод из фильма — бал.

Анна невольно привлекает к себе взоры. Кити видит, что Анна.

Ученик: (ч.1.гл.23, стр.70)

При описании Анны Толстой неоднократно использует слово прелестна

Прочитаем: стр.72. В богословии прелесть означает соблазн, обман.

Учитель: Вторая встреча Вронского и Анны, определившая их дальнейшие отношения, происходит вновь на железной дороге.

В вагоне Анна впала в странное состояние. Сначала ею овладела беспричинная радость. Потом она почувствовала, как в ней меняется что-то физически.

Ученик: (гл.29, стр.86)

Учитель: Анна позволила себе соприкоснуться с тем миром, который закрыт от человеческих глаз светлыми благодатными силами. Но ей не страшно, а весело. Разыгравшаяся за окном метель, как бы являясь продолжением этого странного наваждения, вполне соответствует её состоянию.

Ученик: Читаем ниже: «Метель и ветер. В колеблющемся свете фонаря она узнала Вронского.

Читаем: (ч.1, гл.30, стр.87)

Учитель: Сдержанное, но страстное признание Вронского возбудило в ней неудержимую радость.Она провела волшебную ночь. «Со мной случилось что-то волшебное, » -скажет она позже Долли.

И когда желание любви было удовлетворено, Вронский испытал чувства, напоминающие чувства убийцы, а Анна -унижение и стыд.

Толстой не даёт оценку случившемуся, не пишет, что это падение, нет.

Ученик: Он просто говорит: (ч. гл.30, стр.88)

Учитель: Жизнь Анны сложилась так, что её счастье зависело не столько от неё самой, сколько от других людей. Юной девушкой она была выдана замуж за немолодого, богатого человека-губернатора Каренина. О женитьбе Каренина на молоденькой княжне Анне Аркадьевне Облонской в романе сказано так: «Во время его губернаторства тётка Анны. богатая губернская барыня, свела хотя немолодого уже человека, но молодого губернатора со своей племянницей и поставила его в такое положение, что он должен был высказаться или уехать из города.» Каренина предпочёл избежать скандала и просить руки Анны.

Замужество Анны, как говорили в старину, было «устроено» её тёткой. Это был типичный брак по расчёту, в котором Анна не могла быть счастлива уже по одному тому, что между нею и мужем не было и не могло быть ничего, что бы их соединяло, так велика была разница их характеров, интересов, стремлений. Когда разрыв Анны с Карениным стал неминуем, она поняла, что её замужество-непоправимая ошибками.

Брат Анны, Степан Аркадьевич Облонский, говорит ей: «Ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви и не зная любви. Это была ошибка.» И Анна ответила: «Ужасная ошибка.»

Ошибка состояла в том, что Анна решила выйти замуж без любви, должно быть поверив уговорам, что «стерпится-слюбится» .

И вот прошло восемь лет этой безлюбовной семейной жизни, которую можно было бы охарактеризовать словами из дневника толстого -жизнь «вместе-врозь» .Насколько она была безрадостна и нелегка для Анны, можно увидеть из её слов.

Ученик: (ч.3, гл.16, стр.235)

Учитель: Искренняя, правдивая, глубоко чувствующая Анна, полюбив Вронского, не может и не хочет скрывать своё чувство, открыто идёт на разрыв с мужем, открыто нарушает нормы морали и правила поведения великосветского общества. Но, исследуя античеловеческое устройство общества, Толстой не даёт читателю возможности обмануть себя утешительной, но ложной мыслью: «Источник зла-злые люди.

Живые люди, они меняются, в душе их, если воспользоваться словами Пушкина, «благо смешано со злом» .

Анна говорит о Каренине; «Это не человек, а машина, и злая машина, если рассердится. » Да облик Каренина отвечает этой характеристике. Его «строго самоуверенная фигура», » белые с набухшими жилами руки», его манера трещать пальцами, его «тихий тонкий голос, в минуту волнения» пронзительный», » визгливый», его походка (он ворочал «всем тазом и тупыми ногами» )-все эти черты внушают отвращение не только Анне, но и читателю.

Именно как бюрократическая машина, а не как человек действует Каренин и говорит со своей женой. Таков Каренин. И всё же сказать о нём лишь то. что он машина, а не человек, значило бы обеднить живой и многогранный образ, созданный Толстым.

Ведь слова «это не человек, а министерская машина» произнесла Анна. И приведя эти слова, писатель замечает: сказала Анна, «не прощая ему ничего за ту страшную вину, которою она была перед ним виновата.»

Толстой заставляет нас глубже заглянуть в эту душу и убедиться в том, что не всё в ней умерло. Каренин упрекает жену: «Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам неинтересно. Вам всё равно, что вся жизнь его рушилась, что он пеле. педе. пелестрадал» .Это уже не логически отточенная речь чиновника. Живой голос страдающего человека слышится в словах Каренина, особенно в искажённом слове «пелестрадал» .Перед нами трагический персонаж. Трагедия в том, что Каренин не мог противостоять влиянию грубой силы, которая должна была руководить его жизнью в глазах света и мешала ему отдаваться своему чувству любви и прощения.» Инстинкт самосохранения заставил его стать снова таким, как все. «Он знал, что за то самое, что сердце его истерзано, они будут безжалостны к нему. Он чувствовал, что люди уничтожат его, как собаки задушат истерзанную, визжащую от боли собаку.»

С особой силой человеческие чувства просыпаются в душе Каренина у тяжелобольной жены.

Болезнь Анны после родов, её почти безнадёжное состояние и те душевные потрясения, которые пережили герои в один из наиболее драматических периодов своей жизни, — всё это составляет кульминацию первых четырёх частей романа и возможный вариант разрешения конфликта .Перед лицом смерти все трое- Каренин, Анна, Вронский-неузнаваемо переменились. Какая-то благодатная сила просветила их души. Анна желает лишь одного-прощения, полного прощения. И Алексей Александрович даёт ей то, чего жаждет её душа. Вронский здесь несколько в стороне. Самое главное происходит между Анной и мужем.

4 эпизод фильма

Алексей Александрович Каренин находит для себя неожиданное утешение и радость в христианском прощении. Анна-в просветляющем покаянии и искуплении.

И лишь Вронский не может принять пути христианского смирения. Он видит величие того человека, которого считал раньше просто помехой своему счастью, испытывает мучительный стыд за себя, но покаяться он не может: страсть его к Анне за время её болезни усилилась, и он не в силах отказаться ни от неё, ни от своего чувства к ней. Не видя для себя никакого выхода, он решается на самоубийство.

Ученик: (ч.4, гл.18, стр.333).

Учитель: Вронский был ранен, рана была не опасна, быстро затянулась. Анна пошла на поправку и чувствовала себя » не простительно счастливою и полною радости жизни.»

Анна и Вронский добились того, чего так страстно желали: свободы и соединения. Но счастье их оказалось непрочным. Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна другой её мечты. Рухнула её мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про всё: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла её и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну.

В России её ожидали мучения ещё более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время. когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всём своём страшном облике.

Общество, в котором выросла и воспиталась Анна, оказывается утратило не только любовь, но даже реальное представление о любви. И капля из » мёртвого моря» попала на Анну. Она не могла уберечься от влияния общества (ч.2, гл.4, стр.105);

5 эпизод фильма

Свет не признал двусмысленного положения Анны, ей отказали от дома прежние знакомые, в театре Картасова устроила скандал, когда Каренина появилась в соседней ложе.

Лицемерно было всё общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она всё более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромисного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чём ужас её положения.

Не найдя счастья для себя, Анна более всего страдает от того. что сделала несчастным своего сына Серёжу, лишив его материнской ласки и заботы. Серёжа боялся отца, разговаривавшего с ним на языке канцелярских бумаг и приказов. Он не верил, когда ему говорили, что его мама умерла. Отправляясь на прогулку, он каждый день надеялся встретить её.

«Всякая женщина, -пишет Толстой-полная, грациозная, с тёмными волосами была его мать. При виде такой женщины в душе его поднималось чувство нежности такое, что он задыхался и слёзы выступали на глазах.»

Сцена тайного свидания Анны с сыном — самая волнующая и незабываемая сцена романа.

Это был день рождения Серёжи.

Но Серёжа понял, всё, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастлива и любила его. Серёжа не может судить о всей сложности взаимоотношений взрослых людей, но внутреннее чувство справедливости подсказывает ему, что он не должен осуждать мать, и, что бы ему не говорили о ней, он не может перестать любить и жалеть её. Серёжа говорит о матери: «Она не виновата, а боится его (Каренина) и стыдиться чего-то.»

Анна не может объяснить сыну, что с ней происходит. Она надеется, что когда он вырастет, то всё поймёт сам и не осудит её. Порвав с Карениным и связав свою жизнь с Вронским, Анна была вынуждена расстаться с сыном. Она говорит как о неразрешимой задаче, как о главной причине своего несчастья-о невозможности соединить жизни Вронского и Серёжи: «Я не могу их соединить, а это мне одной нужно. А если этого нет, то всё равно. Всё, всё равно. И как-нибудь кончится.»

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность её к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для неё одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала дорожить любовью Вронского. Остаётся одна любовь, которая становится смыслом жизни. Но у любви бывают «приливы» и «отливы», которым в обычной обстановке люди не придают значения. Но в обычной жизни, кроме любви, существуют дела и обязанности, у Анны же каждый нюанс отношений с Вронским становится единственным предметом, занимающим думы и рождающим сомнения, недоверие, ревность.

Но Вронский с его эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и поэтому мало интересовала его .Между Анной и Вронским теперь всё чаще возникали недоразумения. Причём формально Вронский.как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступкам и Каренина, а затем Вронского руководило «благоразумие», как понимали люди их кру-га;поступками же Анны руководило её большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием» . В своё время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит всё в том же «неблагоразумии» Анны.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать своё счастье и тоже несчастлива.

В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Её жизнь-подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.

Анна почувствовала, что Вронского тяготит её любовь, что он, даже не признаваясь самому себе, жалеет о своей карьере, от которой ему пришлось отказаться ради Анны. Со свойственной ей проницательностью Анна читает в душе Вронского, видит его колебания и понимает, что он не способен на такую любовь, какой она от него ждала.

В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьба Анны Карениной. Убедившись в том, что она не в силах удержать любовь Вронского, что их отчуждение становится непреодолимыми, Анна решает наказать его. И наказать самым жестоким образом-своей смертью. И мысль о смерти как о возможном избавлении возникает в её уме. (ч.2, гл.26, стр.594;гл.31, стр.606)

«И вдруг вспомнив о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским, она поняла, что ей надо делать.

7 эпизод фильма, романс

«Господи, прости мне всё!» — проговорила она. (стр.607)

Своей смертью Анна наказывает не только Вронского, но и Каренина и всех их друзей из великосветского общества, преследовавших её клеветой и злословием.

Вопросы на доске:

1. Почему судьба Анны оказалась трагической?

2. Кто виноват в этой трагедии?

3. Ваш взгляд на трагедию Анны Карениной с точки зрения современного человека, представителя 21 века?

Вывод делают ученики.

Трагедия Анны Карениной — результат «сцепления» многих обстоятельств. Муж Анны заботится о форме церковного, нерасторжимого брака. Вронский, признавая гражданский брак, жаждал развода. Оба требовали соблюдения формы, но страдающая от непонимания Анна была уверена: «Ясность не в форме, а в любви.» Однако этой всепоглащающей любви ей казалось мало. Анной овладевает дьявольская гордыня. «Всё для себя» -в этом решении женщины заключены истоки её трагедии.

В смерти Анны Карениной виновно и светское общество с его безнравственными понятиями о жизни и любви. Здесь поощряются и прощаются измена и флирт, замаскированные ложными представлениями о приличиях.

Учитель: Толстой был убеждён в нравственной ответственности человека за каждое своё слово и каждый поступок. И мысль эпиграфа складывалась из двух основных понятий: «нет в мире виноватых» и «не нам судить» . Мы не вправе судить Анну Каренину. Имеет ли человек право на счастье? Можно ли отказаться от любви и продолжать жить во лжи? На эти вопросы невозможно дать однозначный ответ. История Анны была для Толстого лишь поводом для более широкой постановки проблемы вины, осуждения и оправдания души человеческой.

У нас с вами впереди изучение романа «Война и мир», где основная мысль «мысль народная», которая раскрывается не только в сцене войны, но где немалую роль играют семейные традиции, отношения, взгляды.

Если в романе «Война и мир» — Толстой любил мысль народную, то в романе «Анна Каренина» он любил мысль «семейную». Я предлагаю вам на следующем уроке обратиться к теме семьи в романе «Анна Каренина» и выполнить домашнее задание по рядам.

Домашнее задание: Сравните три варианта семьи в произведении Толстого (1-ряд — Каренины; 2-й ряд — Левины; 3-й ряд — Облонские), обращая внимание на взаимоотношения между супругами, отношение их к детям, понимание интересов друг другом, мужем и женой. Какая семья кажется самой счастливой? В чём, по мнению писателя, секрет семейного счастья?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сколько им было лет?

Конечно, это письмо заставило нас улыбнуться, но и заставило задуматься. Разве сейчас кто-то согласится с тем, что 34 года — возраст угасания, и как -то обидно звучат «старуха процентщица» и «старикан Ришелье» в 42 года.

Да, «в 40 лет жизнь только начинается», как нам внушили в фильме «Москва слезам не верит».

В самом деле, нам хочется остаться молодыми как можно дольше, даже «бальзаковскому возрасту» мы прибавили несколько лет и считаем что это 40 лет. А на самом деле выражение, ставшее классикой, произошло после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака.

Что случилось с течением времени? Торопились ли жить наши предки или это мы застреваем в своем развитии, надеясь на то, что завтра когда-нибудь наступит и тогда мы «заживем по-настоящему»? Время не то? Или мы не те? Есть над чем поразмышлять, правда?


www.ipetersburg.ru

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Материнство Анны Карениной

Когда-то роман известного русского писателя Льва Толстого «Анна Каренина» произвел на меня наиболее сильное впечатление из всего прочитанного на тот момент. В нем — психологическая глубина и воздействие, которое я не могу объяснить, несмотря на прошедшие годы.

Все подмечающий, справедливый, фантастически внимательный, ясный и проницательный взгляд Толстого не пропускает ни единого вздоха, движения, душевного волнения, сомнения, силуэта. И, перелистывая страницы произведения, читатель убеждается: «Да, такова жизнь!»

В центре романа — запретная любовь молодой, красивой Анны Карениной (ее муж — представитель русской аристократии, он значительно старше ее) и привлекательного офицера, графа Вронского. Угрызения совести, противоречивые чувства, глубокая тоска по сыну, испытываемые Анной Карениной, когда она бросает мужа и сына, — в числе наиболее важных деталей романа.

Прислушавшись, несмотря на тенденции того времени в России, к голосу своего сердца, Анна Каренина оказывается в эпицентре психологического террора и социального давления, что почти что зеркально отражает ситуацию сегодняшнего дня. Но главное наказание последует от оставленного ей мужа.

Ни при каких обстоятельствах она больше не увидит своего сына. Испытывая муки от тоски по нему, Анна еженощно видит его в своих снах и преисполнена чувством материнской тревоги. Как и непозволительная любовь Анны, ее материнство также ставится под сомнение и подвергается резкой критике.

При каждом удобном случае Анна, словно вор, тайком пробирается в свой дом, чтобы встретиться с сыном Сергеем. В рамки их украденной жизни и украденного времени не умещаются проводимые вместе часы и безнадежная радость Сергея, не отказывающегося от своей матери, что бы она ни сделала. Им удается встретиться друг с другом на полуразрушенных мостах, вопреки постоянно углубляющейся пропасти. Полагаю, правильнее сказать, что роман, который так точно передает ощущение этой ни с чем ни сравнимой любви матери и сына, посвящен не столько запретной привязанности, сколько материнской любви несчастной женщины.

В каждой строчке романа тихим эхом отзывается беспомощность усилий, которые Анна, не способная избежать двойных стандартов общества и приговоренная к глубокому одиночеству, прилагает ради спасения своего материнства, осознавая в то же время, сколько времени потеряно из-за великой любви, на которую она с большой самоотверженностью осмелилась. Так и не оправдав себя в глазах общества, Анна находит только один путь выхода из тупика, в котором она оказалась, совершив самоубийство. И это, на самом деле, не случайность.

Почему, исследуя душевное состояние Анны своим мужским взглядом, Толстой взваливает весь этот груз на плечи Анны, а не Вронского, и почему так жестоко наказывает именно ее?

Думаю, понять это несложно. Ведь во многих обществах «материнство» и «свобода» — это несовместимые понятия.
Именно на этот факт и обращает внимание Толстой. Нас будто бы рассматривает пара глаз, притаившаяся между строк. Трагический конец Анны, которая так безжалостно изгнана из общества, отсылает нас к знакомой ситуации.

Живя в мире технологических чудес, мы считаем, что модернизировали наше общество. Однако разве общество своим подавляющим отношением к женщине не показывает, что изобличенные в романе проблемы существуют и сегодня?

inosmi.ru

Наказание анны карениной

43. Эпиграф к «Анне Карениной» и система символов в романе.

Об эпиграфе “Мне отмщение, и Аз воздам” к роману Толстого “Анна Каренина” писали все, кто писал о романе (причем речь шла главным образом лишь о судьбе Анны Карениной), так как без понимания значения эпиграфа невозможно адекватное восприятие основных идей этого произведения Толстого. Новое понимание эпиграфа может крыться, на наш взгляд, здесь в трактовке проблемы вины и преступления. Здесь мы склоняемся к позиции Достоевского, который объясняет природу человеческой сущности по законам бытия и одновременно решает вопрос о проблеме вины и преступления каждого из героев романа Кто-то в связи с этим считал, что Толстой осудил свою героиню и сводил все идеи, заложенные в эпиграфе, к этой узкой проблеме. Другие исследователи понимали эпиграф более широко: как признание нравственных законов, неисполнение которых влечет за собой душевные страдания самого человека. Именно такое значение, по нашему мнению, Толстой вложил в эпиграф к своему роману, тесно связанный с судьбами многих персонажей, с различными элементами поэтики произведения, его жанром. Эти положения, мало изученные предшествующими литературоведами, мы и попытались рассмотреть в нашей работе при непосредственном анализе идейно-художественной системы романа Толстого “Анна Каренина”. эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Анна кончает жизнь самоубийством, но не оно является божественным возмездием — смысл божественного наказания Анны не раскрывается Толстым. (Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и другие совершившие грех персонажи — прежде всего, Вронский.) Вина Анны для Толстого — в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому — это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ — яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского. По мысли Б. М. Эйхенбаума, «трактовка страсти как стихийной силы, как “поединка рокового”, и образ женщины, гибнущей в этом поединке, — это основные мотивы “Анны Карениной” подготовлены лирикой Тютчева» (Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960. 181).

Анна сознательно идет против божественного закона, охраняющего семью. В этом для автора ее вина.

Позднее Толстой писал о библейском речении — эпиграфе к «Анне Карениной»: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. “Мне отмщение, и Аз воздам”. Наказывает только Бог и то только через самого человека». По замечанию А. А. Фета, «Толстой указывает на “Аз воздам” не как на розгу брюзгливого наставника, а как на карательную силу вещей » («Что случилось по смерти Анны Карениной в “Русском вестнике“» // Литературное наследство. Т. 37–38. С. 234). Жесткий морализм, желание судить ближнего Толстым отвергаются — так способны только черствые и ханжески-благочестивые натуры наподобие графини Лидии Ивановны, настроившей Каренина против Анны. «Эпиграф романа, столь категорический в своем прямом, исходном значении, открывается читателю еще иным возможным смыслом: “Мнé отмщение, и Аз воздам”. Только Бог имеет право наказывать, а люди судить не имеют право. Это не только иной смысл, но и противоположный первоначальному. В романе все сильнее выявляется пафос нерешенности. Глубины, правды — и потому нерешенности.

Теперь обратимся непосредственно к символам романа Толстого «Анна Каренина». Хотелось бы как-то систематизировать символы произведения, но это представляется достаточно проблематичной задачей: что взять за основу классификации, по каким принципам объединять те или иные символы. Наиболее оптимальным вариантом представляется объединение по качественным, характерным особенностям. По этому параметру можно выделить такие группы символов: символика скачек, символика природы, символика света, символика железа, символика деталей, символика имени и символика железной дороги. Опираясь на предложенную классификацию, приступим к анализу символов в произведении.

Начать стоит, несомненно, с имени главной героини — Анны Аркадьевны Карениной. «Анна» означает «благодатная, милостивая», Аркадия — страна счастья. Ахметова Г.А. считает, что имя и отчество взаимно дополняют друг друга и намекают на изначальную духовность героини, на её призвание любить и жалеть, быть счастливой и дарить счастье другим [2.2: 87]. История Анны — это история постепенной утраты имени, утраты «благодати».

Нравственным антиподом Анны Карениной в романе является Константин Дмитриевич Левин. Наиболее ярко символичность имени героя проявляется при сопоставлении Левина с его соперником — графом Вронским. Старый князь Щербацкий считал Вронского перепелом, щелкопёром, франтиком петербургским, которого на машине делают, тем самым он указывал на то, что Вронский «как все», а Левин «особенный», к тому же имя Константин переводится как «постоянный» [2.16: 171]. Суркова Ж.Л. отмечает, что чрезвычайно значимым является совершенно не случайное семантическое сопряжение отчеств главных героев романа. Константин Дмитриевич (от Дмитрий — «относящийся к Деметре») и Анна Аркадьевна (Аркадия — это не только страна счастья, как упоминалось выше, но и празднества в честь Деметры, и её культовое имя). «Эта смысловая «перекличка» — основа становления идиллического плана романа», — считает исследовательница [2.23:7]. Фамилия Левин не без связи с именем Лев — самого Толстого: в этом герое, как известно, отобразил многое из своего уклада жизни и строя мысли.

Железная дорога вообще играет в романе какую-то зловещую мистическую роль — от начала (раздавленный сторож — «дурное предзнаменование», по словам Анны Карениной) и до конца. Для читателя первый эпизод становится знаком, предвещающим последний, воспринимаемый как нечто стихийно-неизбежное [2.24: 64]. Мы не случайно впервые встречаемся с Анной на вокзале железной дороги. Всё, что мы узнаём о ней дальше, расскажет нам о пути её исканий, о её непрерывных метаниях [2.6: 301]. Железная дорога для Толстого что-то вроде символа нового, железного века, железный путь, на который вступает человечество [2.13: 74]. Это символ, воплощающий в себе и зло цивилизации, и ложь жизни, и ужас страсти. Подтверждением тому служат и разговоры, в которых Левин участвовал в вагоне, ибо они были о железных дорогах, о политике, обо всём новом, тревожном, полном путаницы, неясности. Обо всём том, что несёт с собой новый век — всё чуждое, приносящее только хаос, только недовольство собой, разъединение с самим собой

Один из важнейших символов «Анны Карениной» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой. «Мужичок» возникает в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до ее знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам во сне. Можно сказать, что образ «мужика» преследует Анну, сопутствуя почти всем главным событиям в ее жизни. Этот персонаж выпадает из повседневности (ездит первым классом, говорит по-французски и т. д.). Он легко пересекает границы между сном и явью, и мера его реальности остается не до конца проясненной [2.20: 256]. «Мужичок» мал ростом, безобразен, неопрятен, у него взъерошенная борода; он часто нагибается. Его появлению всегда сопутствует мотив железа (железная дорога, стук молотка по железу, работа над железом, фраза «Надо ковать железо»). В меняющемся облике «мужика» из толстовского романа явственно проступают архетипические черты кузнеца. Уже во втором эпизоде становится очевидной связь этого образа со стихией огня. Когда Каренина вспомнила о Вронском, какой-то внутренний голос сказал ей: «Тепло, очень тепло, горячо»; истопник, вошедший в вагон, «смотрел на термометр»; видение Анны закончилось тем, что «красный огонь ослепил глаза». В третьем эпизоде Анна видит «согнутую тень» и слышит «стуки молотка по железу». Таким образом, «мужик» соединяет в себе все характерные приметы кузнеца: он обладает безобразной внешностью и работает с огнем и железом. Кроме того, мотив железа служит связующим звеном между двумя символическими образами — мужиком и железной дорогой. Кузнец в «Анне Карениной» олицетворяет зло современности. Наверное, поэтому он говорит по-французски — на языке европейской цивилизации, увлекающей Россию по ложному, с точки зрения Толстого, пути. За «мужичком»-кузнецом, как и за «железной дорогой», встает зловещий образ ferreae saeculae — «железного» XIX века.

Эпизод скачек является одним из ключевых эпизодов романа. Существует несколько мнений в толковании данной сцены. символика скачек в романе многопланова: они становятся символом грядущей судьбы Анны, символом духовного разложения России, символом перелома характера Вронского.

Соотношение света как символа жизни и мрака — смерти проходит через всё повествование в «Анне Карениной».

Ощущение полноты физических и нравственных сил Анны Карениной передаётся в её внешнем облике через присутствие света, блеска в глазах, улыбке. Показательно, что свет глаз и улыбка ещё «что-то особенно ласковое и нежное» — первые впечатления Вронского при встрече с Анной.

Свет в глазах Анны Карениной — это живой огонь, постоянное движение огня [2.12: 12]; обращают на себя внимание качественные характеристики при словах свет и блеск: «дрожащий, вспыхивающий блеск в глазах», «в глазах её вспыхивал радостный блеск», «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжёг его, когда она говорила это».

Образ смерти вызван ассоциативной связью с внезапно надвинувшейся темнотой: «… и всё стало темно. «Смерть!» — подумала она». Реальная темнота вызывает в воображении Анны Карениной символический образ погасшей жизни

medium.com

Смотрите так же:

  • Помогу оформить кредит без пенсионных отчислений ФОРУМ ГРУППЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » ФОРУМ ГРУППЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ » ну вот и пришла сессия завтро в 14:00 на авроре » микрокредиты без залога и без […]
  • Пример заполнения купли продажи Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
  • Документы на развод в рб Документы на развод в рб Развод (расторжение брака) возможен двумя способами: подача заявления в ЗАГС подача иска о расторжении брака в суд Каждый из этих способов имеет свои отличительные черты. Забегая вперед, скажем, что развод […]
  • Нотариус глинкина юлия алексеевна отзывы Нотариусы, ведущие наследственные дела в системе централизованного учета с 01 января 2006 П Р И К А З О ведении наследственных дел нотариусами г. Москвы в системе централизованного учета В соответствии со ст.ст. 1, 9, 13, 36 Основ […]
  • Правила перевозок лыж Основные правила перевозки горнолыжного снаряжения Уважаемые читатели, мы представляем Вашему вниманию основные правила перевозки горнолыжного снаряжения в наиболее крупных авиакомпаниях. Правила перевозки горнолыжного снаряжения в […]
  • Как узнать штрафы за неоплаченную парковку Как узнать штрафы за неоплаченную парковку ГКУ «АМПП» уведомляет всех автовладельцев, что действие части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ (об уплате половины суммы административного штрафа) НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на штрафы, наложенные за совершение […]

Обсуждение закрыто.