На бесплатное обучение имеют право

Оглавление:

Ответы на вопросы

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучающимся предоставляется академическое право на одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, к которым относятся, в том числе образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры (пункт 2 части 3 статьи 12 Федерального закона об образовании).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. При этом, согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона об образовании обучение по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, является получением второго или последующего высшего образования. В Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, лицо, не имеющее высшего образования соответствующего уровня, вправе осваивать две и более основных профессиональных образовательных программ одного уровня за счет средств бюджета.

Получение указанным лицом диплома магистра по одной из осваиваемых им образовательных программ явится препятствием для освоения за счет бюджета второй образовательной программы того же уровня, так как обучение по ней в этом случае будет считаться получением второго высшего образования.

Для сведения. До принятия Федерального закона об образовании выпускникам высших учебных заведений, полностью освоившим образовательную профессиональную программу, сформированную на основе государственных требований, и прошедшим итоговую государственную аттестацию присваивалась дополнительная квалификация. Присвоение дополнительной квалификации удостоверялось документом государственного образца, который не выдавался до момента вручения диплома о высшем профессиональном образовании. Присвоение дополнительной квалификации не означало получение второго высшего профессионального образования.

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.01.2018

Если студенты обучались в профессиональной образовательной организации по специальности платно, то могут ли они обучаться по профессии в профессиональной образовательной организации бесплатно?

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом, законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих — лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона об образовании повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих — лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

Если же студент, обучающийся в настоящее время по образовательной программе среднего профессионального образования на платной основе, хочет перейти с платного обучения на бесплатное, то в этом случае необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля 2013 г. N 29107), которым утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее- Порядок).

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Правом на переход с платного обучения на бесплатное обладает лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, только при наличии одного из условий, указанных в пункте 6 Порядка.

Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся). Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

При этом обращаем внимание, что образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность только по профессиям и специальностям, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018

Может ли лицо, имеющее квалификацию «дипломированный специалист», одновременно обучаться по программе магистратуры и по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре бесплатно и получать стипендию?

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

При этом согласно ч. 15 ст. 108 Закона об образовании лица, имеющие квалификацию «дипломированный специалист», вправе поступать на обучение по программам магистратуры за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета. Такие лица также вправе поступать на обучение и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ч. 4, 8 ст. 69 Закона об образовании). Программы магистратуры и программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с п. 3, 4 ч. 5 ст. 11, п. 4, 5 ст. 60 Закона об образовании относятся к разным уровням.

Таким образом, одновременное обучение лиц, имеющих квалификацию «дипломированный специалист», по программам магистратуры и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре за счёт средств федерального бюджета само по себе допустимо. Ранее действовавший Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» также допускал такую возможность.

Одновременно обучаясь за счёт средств федерального бюджета и по программе магистратуры, и по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, лицо названной категории одновременно находится в двух различных правоотношениях с образовательной организацией (либо с двумя организациями). Эти правоотношения не связаны друг с другом и не вытекают друг из друга. Однако каждое из них предполагает исполнение образовательной организацией обязанности по выплате соответствующей стипендии, предусмотренной ст. 36 Закона об образовании. Данное обстоятельство не освобождает указанное лицо от обязанности представить образовательной организации документы, подтверждающие право на назначение и выплату стипендии соответствующего вида в случаях, когда закон предусматривает обязанность по представлению таких документов.

С учётом изложенного в рамках каждой из образовательных программ, упомянутых выше, соответствующему лицу должна назначаться и выплачиваться соответствующая стипендия в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 № 1000. Факт освоения другой программы высшего образования иного уровня при этом юридического значения не имеет.

Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015

Лицо одновременно обучается по двум программам высшего образования одного уровня (например, по двум программам магистратуры). Вправе ли оно обучаться по обеим образовательным программам за счёт бюджетных средств?

Частью 3 ст. 43 Конституции РФ гарантируется бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Названное конституционное положение получило дальнейшее развитие в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), согласно которой гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом из указанной нормы также следует, что впервые может быть получено только одно образование.

По смыслу ст. 60, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 61 Закона об образовании образование считается полученным в момент окончания образовательных отношений в связи с получением образования; данное обстоятельство применительно к высшему образованию подтверждается выдачей соответствующего диплома. Следовательно, лица, образовательные отношения с которыми окончены досрочно по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 61 Закона об образовании, не могут считаться получившими образование.

Между тем лицо, желающее поступить на обучение по второй программе высшего образования, не окончив обучение по первой программе высшего образования того же уровня, может быть принято на обучение по второй программе высшего профессионального образования только в общем порядке. Такой порядок установлен ст. 70, 71 Закона об образовании и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Минобрнауки России.

Право обучающегося на одновременное освоение нескольких образовательных программ предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании. Закон об образовании не запрещает и одновременного освоения обучающимся нескольких образовательных программ одного и того же уровня.

Прямого запрета на одновременное обучение по двум программам высшего образования одного уровня за счёт бюджетных средств Закон об образовании не содержит. Однако следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Лицо, приступающее к обучению по второй программе высшего образования того же уровня, не окончив ещё первой программы такого рода, рассчитывает на достижение правового результата — получение образования. Такое лицо знает или должно знать об ограничениях, установленных ч. 3 ст. 5 Закона об образовании и упомянутых выше. Тем самым это лицо злоупотребляет правом на образование, установленным ст. 43 Конституции РФ и ст. 5 Закона об образовании. Желая бесплатно получить образование, бесплатное получение которого законом не предусмотрено, названное лицо по существу действует в обход закона с противоправной целью.

Таким образом, одновременное получение высшего образования по двум программам одного уровня за счёт средств федерального бюджета по общему правилу недопустимо.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015

Я была отчислена из вуза до окончания 2 курса. Считается ли моя неудачная попытка обучения в вузе на бюджетной основе использованным правом получения бесплатного образования? И имею ли я право бесплатного обучения в колледже?

www.lexed.ru

Бесплатное обучение военнослужащим

Добрый день. Помогите,пожалуйста,разобраться в ситуации. Военнослужащему по контракту 31 год, подписал уже второй контракт и хочет получить высшее образование в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.Согласно ст.19″право на образование..» прописано,что контрактник имеет право на бесплатное образование,но в приемной комиссии говорят,что военнослужащим предоставляются только льготы на зачисление.Правы ли они?ведь университет государственный.помогите как правильно поступить в данной ситуации?

Ответы юристов (1)

Алена, Вы какой пункт статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеете ввиду!?

Если п. 2, то военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Если Вы имеете ввиду подчеркнутую часть фразы, то это относится к подготовительным отделениям, и контрактник имеет право поступить на это отделение и обучаться за счет средств федерального бюджета.

Во всем остальном работники приемной комиссии правы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Имею ли я право на бесплатное второе высшее образование после получения платного первого?

Здравствуйте, интересует такой вопрос. Хочу поступить в медицинский университет на бюджетной основе. Имею ли я право на бесплатное высшее образование после получения платного первого высшего в Военном Университете Министерства Обороны РФ? Некоторые сайты дают информацию, что после получения первого высшего в военных университетах у гражданина есть право на получение второго высшего бесплатно. Однако нигде не сказано, есть ли возможность его получить по завершении внебюджета. Спасибо за помощь!

01 Декабря 2017, 23:50 Мария, г. Москва

Ответы юристов (2)

Добрый день, Мария.

Нет, не имеете права, поскольку вы уже получили высшее образование. А по закону гарантируется только бесплатное образование одного уровня, если оно получается впервые.

Но вы можете, например, получить бесплатно среднее профессиональное образование, поскольку вы его не получали ранее.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

см. например письмо Минобрнауки по сходному вопросу

Вопрос 4. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) поступающего, который уже имеет среднее профессиональное образование, но полученное ранее за плату?
Ответ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В своем определении от 05.10.2001 N 187-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом,профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее СПО, вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.

Уточнение клиента

Добрый день, Александр. Мой главный вопрос заключался не в том, имею ли я право на получение второго высшего на бесплатной основе, а в том, играет ли какую-то роль тот факт, что я окончила Военное учебное заведение, и какие льготы в связи с этим я могу получить, учитывая, однако, тот факт, что я окончила внебюджет и , соответственно, не могу считаться военнообязанной. Спасибо!

03 Декабря 2017, 14:42

Раз вы учились платно, и по контракту не служите, предполагаю, что у вас гражданская специальность в военному ВУЗе, а не военная, поэтому никакой роли это не играет. Изъятий в законе нет.

Вот если было высшее гражданское образование, а потом вы поступили на обучение на военную специальность в военный ВУЗ с обязательством службы по контракту — тогда вы смогли бы получить фактически 2 высших образования бесплатно. Возможно наоборот (сначала военная специальность, потом гражданский ВУЗ) — тоже можно было бы, но вопрос спорный, нужно изучать.

А раз у вас гражданская специальность, то это второе получение высшего одного уровня.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Право на образование

Ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.»

Прием в высшие учебные заведения

1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

2. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования :

1) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (не менее чем 4 года);

2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (не менее чем 5 лет);

3) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (не менее чем 6 лет).

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений : университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена .

Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования , за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.

О правовом положении и льготах для студентов ВУЗов см. ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». О совмещении учебы в ВУЗе с работой см. ст. 17 Закона «О высшем и послевузовском образовании» и главу 26 Трудового кодекса РФ.


Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

а) в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

б) в форме семейного образования,

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «Об образовании»..

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Основные положения по данному вопросу см. в статье 10 Закона РФ «Об образовании».

Магистратура

1. Основные требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки сформулированы в письме Минобразования России от 17.07.2000 N 24-52-206/10.

Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественно-научных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.

Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам III уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.

Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидаульным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь учебную степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.

Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.

Аспирантура

В аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях (организациях) может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Докторантура

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.

Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.
Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Открытие докторантуры и прекращение ее деятельности осуществляется и оформляется приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус) после проведения соответствующей экспертизы.

Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации, осуществляющих подготовку докторантов, с приложением следующих документов:

  • копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;
  • анкеты;
  • развернутого плана подготовки докторской диссертации;
  • списка опубликованных научных работ, изобретений.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.

Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации, рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации, издает приказ о зачислении.

Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Зачисленным за счет средств бюджета стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований по месту его подготовки может назначаться приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.

Докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, имеют право на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, на участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научных учреждений, организаций.

Для приобретения научной литературы каждому докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

Ежегодно ученые советы высших учебных заведений или советы факультетов высших учебных заведений и научно-технические советы научных учреждений, организаций проводят аттестацию докторантов, по результатам которой принимается решение о дальнейшем пребывании их в докторантуре.

Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

Докторант, отчисленный до окончания срока из докторантуры, может быть восстановлен на оставшийся срок приказом руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения, организации при наличии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации вакантных мест.

Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации.

Подготовка докторантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях в пределах установленных контрольных цифр, осуществляется за счет соответствующих бюджетов.

Контрольные цифры приема в докторантуру высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям за счет средств бюджета устанавливают министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Подготовка докторантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.

Докторантам, зачисленным в счет контрольных цифр приема выплачиваются государственные стипендии.

Докторантам предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания, и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы.

Докторанты имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения ими плана работы над диссертацией.

Оплата труда научных консультантов докторантов производится из расчета 50 часов в год на одного докторанта.

Руководители высших учебных заведений и научных учреждений, организаций имеют право устанавливать научным консультантам доплату без ограничения ее предельных размеров.

Обучение военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

  • бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию
  • на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;
  • внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;
    поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных испытаний;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — окончившие средние военные образовательные учреждения;
  • на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — с образованием не ниже основного общего образования;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;
  • на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более.

Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема.

Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.

Военнослужащие, имеющие высшее или среднее гражданское профессиональное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие высшие или средние военные образовательные учреждения профессионального образования.

Для получения направления на обучение в гражданском образовательном учреждении кандидат на обучение подает рапорт.

В рапорте указываются:

  • наименование гражданского образовательного учреждения, в которое желает поступить кандидат на обучение;
  • имеющаяся у кандидата на обучение непрерывная продолжительность военной службы по контракту на дату написания рапорта;
  • имеющееся у кандидата на обучение образование (когда и какое образовательное учреждение закончил);
  • получал или не получал ранее направление на обучение.

К рапорту прилагается копия документа об образовании.

Направления на обучение не выдаются кандидатам на обучение:

  • изъявившим желание получить образование того же уровня, которое у них уже имеется;
  • проходящим обучение в военных и гражданских образовательных учреждениях (по любой форме обучения);
  • поступившим ранее в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, если со времени отчисления прошло менее трех лет.

В направлении на обучение указывается срок его действия — до дня истечения срока контракта о прохождении военной службы кандидатом на обучение.

Кандидату на обучение, ранее получавшему направление на обучение, но не использовавшему в течение срока его действия право поступления в гражданское образовательное учреждение, в случае заключения нового контракта о прохождении военной службы выдается новое направление на обучение.
Кандидат на обучение имеет право на замену выданного ему направления на обучение в случае принятия им решения о поступлении в иное гражданское образовательное учреждение. В этом случае ранее выданное направление на обучение подлежит сдаче командиру воинской части, в которой кандидат на обучение проходит военную службу.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается.

Дистанционное образование

1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура: базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).

Юридическим лицом является только базовое образовательное учреждение. Филиалы — обособленные структурные подразделения образовательных учреждений, осуществляют обучение по образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производится, консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.). ПДО, являясь обособленными подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов.

Филиалы высшего учебного заведения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, обособленными структурными подразделениями которого они являются.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат. Прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования.

Обучение с использованием дистанционной технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно-практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего или высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

Платные образовательные услуги

1. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам,
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
  • репетиторство,
  • занятия по углубленному изучению предметов,
  • подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.

2. Основные положения по данному вопросу см. в ст. ст. 45, 46 Закона РФ «Об образовании».

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

vuz.kodeks.ru

Смотрите так же:

  • Комментарий к уголовному кодексу российской федерации аи рарог Комментарий к уголовному кодексу российской федерации аи рарог Еще не зарегистрированы? Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов. […]
  • Налог на прибыль за присмотр и уход Родительская плата за присмотр и уход за детьми (Марова О.) Дата размещения статьи: 13.04.2016 В соответствии с п. 2 ст. 65 Закона об образовании за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную […]
  • 239 федеральный закон 239 федеральный закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.11 N 239-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Внести в часть вторую […]
  • Учебное пособие для студентов экономика Экономика. Ефимова Е.Г. М.: МГИУ, 2005. — 368 с. Учебное пособие содержит систематизированное изложение курса экономики, изучаемого студентами неэкономических специальностей. На основе достижений современной экономической мысли […]
  • Почтовый адрес арбитражного суда Арбитражный суд Краснодарского края 18 июля 2018 года состоялось совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Краснодарского края по итогам работы за 6 месяцев 2018 года Состоялись плановые учебные занятия с работниками […]
  • Федеральный закон об актах гражданского состояния с изменениями Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября […]

Обсуждение закрыто.