Мошенничество в тендерах

5 жульнических схем проведения тендера на госзакупки

Контракты по госзакупкам часто достаются организациям, близким к ответственным за это чиновникам. Никто этого не отрицает, даже наш президент. Но говорить — одно, а предоставлять доказательства таких злоупотреблений — совсем другое. Доказать злой умысел организаторов торгов бывает не так-то просто, потому что все они приспособились к ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (так называемый закон о госзакупках). Схемы, по которым заказ передается «нужной» компании, примерно таковы.

На мероприятиях по «розыгрышу» госконтракта всегда имеет место соперничество по цене. Чиновник наверняка выберет самое дешевое предложение от тех компаний, которые будут допущены к аукциону в соответствии с законом и заранее установленными и обнародованными требованиями. Ведь у него одно из условий — экономия бюджетных средств, и в теории ему и рубль сэкономить достаточно, чтобы условие было исполнено.

Допустим, добыть государственный заказ на выполнение строительных работ изъявили желание четыре фирмы. Две из них (назовем их А и Б) — добросовестные компании. Они не платят «откатов» и надеются выиграть в честной конкурентной борьбе. Предположим, что максимальной ценой, с которой начнутся торги, является сумма 1,2 млн рублей. Пока идет аукцион, А и Б начинают соглашаться на более низкие суммы. Есть также фирма В, которая упорнее всех торгуется за контракт и предлагает самый дешевый вариант. Еще в аукционе принимает участие фирма Г, которая предлагает цену больше, чем у В, но меньше, чем у А и Б. Демпингуя, фирма В отпугивает А и Б, они сдаются. На аукционе остаются только В и Г. Побеждает при этом В, которая предложила самую низкую и невыгодную для себя цену. Однако впоследствии организатор торгов признает, что эта В неправильно оформила заявку и не может быть признана победителем: контракт достается компании Г, которая предложила цену немногим дешевле А и Б.

Орфографические ошибки

В соответствии с законом все сообщения о предстоящих торгах должны публиковаться в средствах массовой информации или на веб-сайте. Потенциальные поставщики и подрядчики должны отслеживать эти данные для подачи заявок. Однако хитрые чиновники, организуя аукцион только для «своих», действуют следующим образом.

На сайте о госзакупках появляется объявление, скажем, о поставке товаров. Пусть это будет «ручка шариковая». И потенциальные поставщики действительно будут искать соответствующий текст. Но они даже не догадываются о том, что в уведомлении о принятии заявок будет допущена ошибка. Например, объявление будет содержать текст «ручъка шариковая» или «ручка шарековая». В Сети уже был обнаружен подобный ляп чиновников, которые в понятных целях писали текст с использованием не только кириллицы, но и латиницы, что позволяло спрятать нужные объявления от «посторонних поставщиков». В результате о замаскированном на сайте предложении узнает только «нужный» поставщик.

Частое явление в госзакупках. Пример — нашумевший заказ на создание социальной сети для Минздравсоцразвития за 16 дней. Госзаказчик может потребовать проведения строительных работ за пару месяцев (удивительным образом эти работы начинаются еще до проведения торгов — в качестве спонсорской помощи), поставку товара по ценам значительно ниже рыночных.

Невыполнимые требования могут предъявляться не только к реализации государственного контракта, но и к претендентам. Например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, отсутствие нарушений обязательств по срокам поставки перед другими покупателями. С точки зрения действующего законодательства это законно, и придраться можно при желании к любому из участников. Но это работает только в том случае, если чиновники грамотно подойдут к оформлению требований к кандидатам. Иначе потенциальный поставщик может обжаловать отказ организатора торгов в суде или пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, которая сейчас активизировала борьбу со сговорами чиновников и предпринимателей.

Особенно часто такой способ используют при закупках лекарств. Обычно в конкурсной документации лекарство указывается в виде номенклатуры, а также подробного описания состава. Зачастую это продиктовано не необходимостью купить лекарство с тем или иным элементом, а «заточкой» под отдельно взятый препарат — он есть только у одной фирмы, которая предоставит его в качестве единственного участника торгов без значимого понижения стоимости поставки.

Подтасовка котировок

В соответствии с законом о госзакупках бюджетные организации могут проводить запросы котировок, если они собираются заключить контракт на сумму до 500 000 рублей. Для этого организаторы торгов принимают заявки от потенциальных поставщиков или подрядчиков с желаемыми условиями контракта по цене — это и есть прием котировок. Естественно, выбирают того, кто дал самую низкую цену. Так вот, результаты запроса котировок довольно успешно подтасовывают. Каким образом? Есть несколько способов.

Один из вариантов подтасовки — проведение «липового» запроса. То есть организуется совершенно формальная процедура, с помощью которой организатор получает котировки от добросовестных компаний. Но с помощью хитро составленной документации мероприятие признается несостоявшимся, а все котировки сообщаются «нужной» компании. Потом проводится еще один запрос со всеми теми же организациями плюс еще один участник, который предлагает цену на несколько десятков рублей ниже самого выгодного предложения из первого конкурса. И контракт достается ему.

Поручительство

Часто на госзакупках практикуется такое требование, как предоставление поручителей. Это довольно разумно для бюджета, поскольку за каждое нарушение обязательства поставщика или подрядчика будет отвечать третье лицо — компания с солидным уставным капиталом, способная удовлетворить все требования бюджетной организации.

Однако поручительство является и своеобразной формой взятки. На рынке существуют фирмы, специализирующиеся именно на такой деятельности. За свои услуги они просят до 10% от суммы контракта. То есть каждый десятый рубль идет в счет оплаты «работы» такой организации. И так получается, что их директора имеют близкие родственные или дружеские связи с лицами, руководящими торгами.

При таком раскладе нетрудно догадаться, кому достанется госконтракт: тому, кто выбрал «надежного» поручителя. Ведь чиновник будет абсолютно спокоен за судьбу бюджетных денег. Разве его обманут собственные друзья?

Кому жаловаться?

Вышеперечисленные схемы — далеко не полный перечень жульнических изобретений, связанных с госзакупках. Но знание их помогает распознать торги, заведомо провальные для добросовестных участников. В таких торгах можно не принимать участия, не тратить силы зря.

Но все же, если руководство компании решило продолжить борьбу за контракт, можно обжаловать практически любое нарушение закона. Можно обратиться в арбитражный суд по месту проведения торгов, аукциона. Обратиться с жалобой на неправомерные действия и ограничение конкуренции в Федеральную антимонопольную службу. Возможно, компании даже удастся доказать свою правоту. Однако через суд нельзя обязать организатора торгов отдать госконтракт тому или иному субъекту, поэтому любое обжалование разве что повредит коррумпированным чиновникам. Выиграть или хотя бы переиграть тендер невозможно, то есть финансового результата это не принесет. Поэтому российские предприятия, неудачно принявшие участие в госзакупках, обжалуют результаты торгов крайне редко.

www.forbes.ru

Мошенничество в тендерах

  • English
  • Türkçe
  • О WilliZ
  • Статьи
  • Афиша
  • Компании
  • Ткани и аксессуары
  • Лучшая цена
  • Мой кабинет

В кризис компании стали активнее участвовать в тендерах, в некоторых сегментах количество участников увеличилось в несколько раз.

Шторный рынок – не исключение. На MosBuild мы получили огромное количество вопросов по тендерам. Мы решили объявить апрель – месяцем тендеров и подробно осветить этот вопрос на нашем сайте.

Сегодня мы встречаемся со специалистом по тендерам, консультантом и преподавателем, Асей Муфтахиной. Ася – один из ключевых спикеров семинара «Участие в госзакупках», который пройдет 28-29 мая. С Асей мы обсуждаем, что важно знать салонам для начала работы с тендерами.

Вопросы задает Мария Белова.

– АСЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ВАШЕМ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ТЕНДЕРАМИ.

– Я занимаюсь тендерами с 2010 года, начинала участвовать как поставщик, прошла весь путь, нашла все ошибки, которые только можно было найти. Проработав в качестве поставщика 3 года, я работала в организации-заказчике, то есть организовывала закупки для своего отдела. Поэтому прекрасно представляю себе процесс работы с обеих сторон.
Сейчас я – индивидуальный предприниматель, консультант по участию в госзакупках для малого и среднего бизнеса.

– БЫЛО ЛИ У ВАС ЧТО-ТО БЛИЗКОЕ К НАШЕЙ ОБЛАСТИ?

– Недавно я обучала предпринимателей, которые занимались шторами. Сейчас у меня много дизайнеров (как веб, так и интерьеров).

– Я НИКОГДА НЕ УЧАСТВОВАЛА ТЕНДЕРАХ, НИЧЕГО ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЮ, КРОМЕ ОТЗЫВОВ КОЛЛЕГ. ПРИ СЛОВЕ «ТЕНДЕР» У МЕНЯ ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ЧЕГО-ТО СЛОЖНОГО И КОРРУПЦИОННОГО. НО РЫНОК ЭТОТ КРАЙНЕ ИНТЕРЕСНЫЙ, МЫ РЕГУЛЯРНО ПУБЛИКУЕМ ТЕНДЕРЫ С СУММАМИ БОЛЕЕ 1 000 000 РУБЛЕЙ, ПОЭТОМУ ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ, НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО САЛОНАМ ШТОР ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР.

ДЛЯ НАЧАЛА, ДЛЯ ЧЕГО ОНИ ВООБЩЕ ПРОВОДЯТСЯ?

– Любая госорганизация, если она хочет что-то закупить, обязана провести тендер. Абсолютно не важно, покупает ли она канцтовары или капитальный ремонт зданий – все равно в 95% случаях придется проводить тендер. Существует несколько видов тендеров.

– РАССКАЖИТЕ О НИХ ПОПОДРОБНЕЕ.

– Есть самый простой тендер – называется «запрос котировок». Если заказчик объявляет запрос котировок, то он вас оценивает только по цене. Первоначально он пишет техническое задание: у меня должны быть вот такие шторы, такого материала, такого цвета.

Есть еще несколько видов.

– ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ОБ ОСНОВНЫХ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕНДЕРАХ. ПЕРВЫЙ – КОРРУПЦИЯ ТАК ВЫСОКА, ЧТО ВЫИГРАТЬ НЕВОЗМОЖНО.

– Можно. Мы выигрывали тендеры, которые делались не под нас. Да, существуют некоторые отрасли, в которых неспециалистам бессмысленно участвовать: строительство выше 10 млн рублей, надо знать специфику вплоть до того, какое слово написать, какой продукт, где указать миллиметры, где указать сантиметры.

– А ЕСЛИ МЫ БЕРЕМ ЧТО-ТО ПОПРОЩЕ?

– Чем меньше цена, тем больше вероятность, что можно. За заказчиком также следит Федеральная антимонопольная служба. И если вы, как участник, считаете, что вашу заявку отклонили несправедливо, вы можете подать на него жалобу. Соответственно придет Федеральная антимонопольная служба и начнет проверку, и по разным причинам приход проверяющего органа никому не нужен.

– А ВОТ ВТОРОЙ СТРАХ, ЧТО САМА, БЕЗ БРОКЕРА, БЕЗ ЗНАЮЩЕГО ПОМОЩНИКА Я НЕ СМОГУ НАУЧИТСЯ СОСТАВЛЯТЬ ВСЮ ЭТУ ДОКУМЕНТАЦИЮ, ЕЕ ПОДАВАТЬ, ЧТО ЭТО ТАКАЯ СЛОЖНАЯ ПРОЦЕДУРА, ЧТО САМОЙ РАЗОБРАТЬСЯ ВООБЩЕ НЕ РЕАЛЬНО.

– На самом деле там самое сложное – это документация. Когда заказчик объявляет тендер – он сопровождается пачкой документов. Три четверти этой пачки – это повторение основного базового закона, который действует в области госзаказа — 44го, и буквально 10 страниц техническое задание и сами условия – то есть 10 страниц, которые необходимо читать.

– ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧТО-ТО НЕРЕАЛЬНОЕ СЛОЖНОЕ ИЛИ ЭТОМУ МОЖНО НАУЧИТСЯ И ОДИН РАЗ ПРОЙДЯ – САМОМУ БЕЗ БРОКЕРА МОЖНО ВСЕ САМИМ?

– Можно. И в случае с малым бизнесом даже нужно!

– МНОГИЕ К НАМ ОБРАЩАЮТСЯ И ПРОСЯТ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ ТОГО, «К КОМУ НЕ СТРАШНО». ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ОСНОВНЫЕ ОПАСЕНИЯ: «ВСЕ КУПЛЕНО», ВТОРОЕ, ЧТО «СЛОЖНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ОГРОМНАЯ» А ТРЕТЬЕ, ЧТО «КИНУТ».

– Про «кинут» я в первый раз слышу. Вероятно, речь идет про неоплату? Дело в том, что о неоплате тоже узнает грозный ФАС и также придет с проверкой к заказчику. Как я уже говорила, это никому не надо. При небольших суммах и добросовестном отношении со стороны поставщика вряд ли будут возникать проблемы.

– Я СЛЫШАЛА, ЧТО ДОЛГО МОГУТ НЕ ПЛАТИТЬ, НАПРИМЕР.

– Надо читать условие контракта, могут сказать, что до конца года, а играть конкурс в начале года. Оплату поставить до конца года. Хотя, по-моему, уже работает норма, которая предполагает оплату через 10 дней после подписания акта. Это если по 44-фз.

– ПРЕДОПЛАТЫ НИКАКОЙ НЕТ?

– Предоплату сейчас убрали. Раньше была возможность работать по 30% предоплате.

– КАКИЕ ЕЩЕ МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТЕНДЕРОВ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ?

– Я бы назвала пять основных:

— невозможно победить молодой и неопытной фирме.
— закупки проводят после того как работа сделана.
— ФАС всегда на стороне заказчика.
— заказчики живут на откатах, победитель давно известен. Даже если мы выиграем — нам не подпишут акт.

– ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ, КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ТЕНДЕРОВ, КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ СУЩЕСТВУЮТ?

Есть единый портал, где публикуются все тендеры – Госзакупки, zakupki.gov.ru.

Заказчик публикует информацию о тендере и выбирает площадки, где будет проводиться тендер. С единого портала вся информация размещается на площадки.

Участник – поставщик, малый бизнес, также имеет доступ как к площадкам, так и к единому порталу и может этим пользоваться.

Главная контролирующая организация – ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

При этом важно учесть, что у заказчика тендером могут заниматься несколько подразделений. С одной стороны, это будет тендерный отдел – люди, которые занимаются юридическим оформлением, с другой – внутренний заказчик, которому необходимо это закупить. Это две разные структуры, и они достаточно часто конфликтуют между собой, друг друга не понимают. Надо учитывать тонкости работы с ними.

– ЕЩЕ ВОПРОС, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОГУТ РАЗМЕЩАТЬ ТЕНДЕРЫ, НАСКОЛЬКО ЧАСТО КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИМ ТЕНДЕРОМ?

– Коммерческие также, как и государственные, обязаны размещать все по тендерам, если стоимость превышает определенную сумму. В каждой категории сумма разная.

Если, например, Газпрому нужны шторы – он будет проводить это по тендеру. Если Шереметьево – тоже по тендеру.

– А ГДЕ ОНИ БУДУТ РАЗМЕЩАТЬ ЕГО ИЗНАЧАЛЬНО, ЧЕРЕЗ ГОСЗАКУПКИ?

Да, изначально попадают на Госзакупки, и государственные, и коммерческие.

Еще одним игроком рынка являются брокеры.

– ЗДЕСЬ МЫ РЕГУЛЯРНО СЛЫШИМ О СЛЕДУЮЩЕЙ ПРОБЛЕМЕ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, БРОКЕРЫ ПОМОГАЮТ УЧАСТНИКАМ ТЕНДЕРА, СНИМАЮТ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, НО ПРИ ЭТОМ ПОЯВЛЯЕТСЯ МНОГО МОШЕННИЧЕСТВА. ДОСТАТОЧНО МНОГО СЕЙЧАС НА РЫНКЕ БРОКЕРОВ, КОТОРЫЕ МНОГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ОНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ДАЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ КАК-НИБУДЬ «ГОС-…», А НА САМОМ ДЕЛЕ ОБЫЧНАЯ БРОКЕРСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ. ВВОДЯТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ПРОСЯТ ПРЕДОПЛАТУ ЗА УЧАСТИЕ, В ИТОГЕ ЕЕ МОГУТ НЕ ВЕРНУТЬ, НЕ ДАЮТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ, ЛИБО ДАЮТ – БЕРУТ ДЕНЬГИ, А ЛЮДИ НЕ ВЫИГРЫВАЮТ. МЫ ТАКИХ ОТЗЫВОВ СЛЫШАЛИ ОЧЕНЬ МНОГО.

– Может они просто не понимают, что такое брокер? Брокер не дает гарантии, что вы выиграете.

– НО ЛЮДЕЙ ВВОДЯТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ. И ХАМЯТ, И ШАНТАЖИРУЮТ. СНАЧАЛА ЛЮДИ ВРОДЕ СОГЛАШАЮТСЯ, ИМ ГОВОРЯТ ВЫ ВЫИГРАЕТЕ, НО НУЖНО ВНЕСТИ ПРЕДОПЛАТУ.

– Слово предоплата – это красный свет. Если звучит слово предоплата, сразу задумайтесь, что здесь что-то не то.

– ЕСЛИ Я СУМЕЮ НАЙТИ ЧЕСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БРОКЕРА, СМОЖЕТ ОН СНЯТЬ С МЕНЯ ВСЕ ВОПРОСЫ?

– Нужно понимать, что поставщик все равно будет иметь отношение к тендеру. Нельзя просто так передать. Потому что любой брокер, каким бы он опытным не был, не разбирается в вашем товаре. И основную часть, особенно это касается конкурсов, где есть документация по тому, что вы готовы предоставить, должен делать поставщик сам. Никакой брокер это не сможет сделать.

– ТО ЕСТЬ ЦЕЛЬ БРОКЕРА ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬ ПРАВИЛЬНО ДОКУМЕНТЫ?

– Брокер занимается юридической частью, комплексно ведет ваше участие в тендере, чтобы вовремя и правильно все было сделано. Но я никогда не берусь делать ТЗ, что касается товара и назначения цены. Эти два пункта, никакой брокер не сможет сделать без вас. Если это кто-то обещает, то это уже странно.

– Я ПРАВИЛЬНО ПОНИМАЮ, ЧТО ОЧЕНЬ ВАЖНО КАЧЕСТВЕННО СОСТАВИТЬ ДОГОВОР И МАКСИМАЛЬНО ЗАЩИТИТЬ СВОИ РИСКИ?

– Договор составляет заказчик. У него есть готовая форма договора– проект договора, которой он пользуется. Тут вопрос в техническом задании, важно выполнять пункты технического задания и подписывать выполнение нашей услуги на каждом этапе. Потому что, на многих этапах работает субъективное мнение.

– КРАСИВО/НЕКРАСИВО, РАБОТАЕТ/НЕ РАБОТАЕТ, ПРОДАЕТ/НЕ ПРОДАЕТ.

– Поэтому на каждом этапе, где вы чувствуете, что может возникнуть риск – вы составляете акт. В зависимости от заказчика – договоритесь, что именно составлять. Хотя бы получить от него подтверждение в письменной форме на электронную почту. С госзаказчиками лучший вариант общаться по электронной почте, а не только по телефону. Что бы у вас осталось письменное подтверждение от него, что да, он согласен, причем в явной форме. Не просто обтекаемые фразы, про то, что посмотрели, что-то решили, а явное: «да, мы приняли эту работу».

– ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О ТОМ, КАК БОРОТЬСЯ С НЕКОРРЕКТНЫМИ ТЕНДЕРАМИ. БУКВАЛЬНО НА ДНЯХ НАМ ЗВОНИЛ ВЛАДЕЛЕЦ ЦЕХА И САЛОНА, ГОВОРИТ: «ОЧЕНЬ СТРАННО, Я ХОЧУ ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ТЕНДЕРЕ, НО В УСЛОВИЯХ УКАЗАНА ТКАНЬ, КОТОРОЙ В ПРИРОДЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ».

– Можно подать жалобу в ФАС, но в варианте, который вы описываете, довольно бесполезно, потому что ФАС не занимается качественными характеристиками. Если была нарушена процедура – они могут прийти и сказать «ай-ай-ай», но, если вы придете к ним с качественной характеристикой, они скажут, что мы ФАС и не будем разбираться в шторах. Скорей всего это не пройдет. Попробовать можно, чтобы показать, что вы «зубастенькие». У поставщика есть своя история жалоб, она доступна и любой заказчик может ее посмотреть. Если вы участвуете в каком-то тендере, вы обращаетесь к заказчику с вопросом. Заказчик может сказать: «читайте конкурсную документацию» – это он очень любит. А может посмотреть вашу историю жалоб и понять, что вы на этом не остановитесь и пойдете в ФАС и ответит вам нормально.

– Т.Е. В ТАКИХ ТЕНДЕРАХ ЛУЧШЕ ПРОСТО НЕ УЧАСТВОВАТЬ. ВЫ УПОМИНАЛИ ВИДЫ ТЕНДЕРОВ, КАКИЕ ИЗ НИХ САМЫЕ ПРОЗРАЧНЫЕ?

– Запросы котировок, на суммах менее 500 000 – это самый удобный и для заказчика, и для поставщика вид тендера, поэтому старайтесь его использовать. Второй по удобности – электронный аукцион, он сложней чем запрос котировок, но он более прозрачный, потому что заказчик не видит, кто участвует в аукционе. Вот когда кто-то победил – предложил меньшую цену – вот тогда он может вас увидеть.

– А В КАКОЙ-ТО ПЕРИОД ИДЕТ БОРЬБА

– Аукцион в режиме он-лайн идет, в определенную дату, назначает его площадка. В это время необходимо прийти и поучаствовать в аукционе.

– ТО ЕСТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАМ НЕ УЧАСТВУЮТ?

– В электронном аукционе нет, не участвуют. Вас оценивают только по цене. Если вы по формальным критериям подходите: по аккредитации, с вовремя предоставленной банковской гарантией, если она требуется, вовремя подписали контракт. Есть юридические моменты, по которым заказчик может вас отклонить, но если вы их соблюли, значит все будет нормально

– КАКОЙ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ ТИП ТЕНДЕРА?

– Открытый конкурс. Там максимальное кол-во документации, максимально возможные критерии. Все что можно усложнить – там усложнено.

– ПОНЯТНО, ПОЛУЧАЕТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО СРАЗУ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТИП ТЕНДЕРА, ЧТОБЫ РЕШИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ НЕТ.

– Хочу обратить внимание, формальная сторона очень важна: соблюдение сроков и процедур. Заказчик обычно знает, что это очень критично, а вот что касается малого бизнеса и поставщиков, сталкиваюсь с тем, что «А, завтра подписать госконтракт, послезавтра подпишем».

И еще одно частое заблуждение, что «Я могу сделать лучше». Заказчик указывает в документации одно, а я могу сделать лучше. Заказчику лучше не надо, ему надо ровно вот так, как в техническом задании.

– КАКОВА ПРОЦЕДУРА, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕНДЕРАМИ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО ТОГО, КАК ВЫБРАЛ ИНТЕРЕСНЫЙ ТЕНДЕР.

– В первую очередь необходимо составить поисковое ядро и научиться делать правильный таргетинг. Это совсем не сложно, но весьма упрощает вам жизнь. А далее, в зависимости от вида тендера. Если это запрос котировок, то можно сразу же участвовать, если это электронный аукцион, то необходимо получить ЭЦП и пройти регистрацию. Хотя рекомендую сначала пройти какие-нибудь образовательный курсы, я помню, как в свое время мучилась на каждом этапе.

– ДВЕ НЕДЕЛИ ПО СУТИ С ЗАПАСОМ. КОГДА АККРЕДИТОВАНЫ, КОГДА ОДИН РАЗ ВСЕ ПРОШЕЛ, ТО ЭТО УЖЕ ВСЕ БЫСТРО?

– Да, намного быстрее. Единственное, важно заложить время на банковскую гарантию, если она понадобится. Об этом мы подробно расскажем на нашем семинаре 28-29 мая.

williz.info

Как «вычислить» махинации заказчиков в госзакупках

Чтобы заполучить нужного поставщика, заказчики нередко идут на различные ухищрения. Задача добросовестного поставщика в таком случае сводится к тому, чтобы избежать нежелательных рисков. Что для этого нужно делать?

На Гайдаровском форуме в 2016 году в рамках одной из экспертных дискуссий под названием «Контрактная система как инструмент модернизации российской экономики» были озвучены данные, характеризующие состояние дел в госзакупках. По словам директора Департамента развития контрактной системы Максима Чемерисова, в 2015 году объем госзакупок вырос на 10% до 6,598 трлн руб., увеличилось и число контрактов с малыми предприятиями.

Число госконтрактов с малым и средним бизнесом выросло на 41% и составило более 876 000, сумма контрактов увеличилась на 40,6% – до 488 млрд руб.

Статистика по госзакупкам растет, соответственно, увеличиваются и денежные суммы, проходящие через них. Ежедневно государственных заказчиков и поставщиков в госзакупках становится больше. В этой ситуации поставщики начинают задумываться о том, как более эффективно принимать участие в госторгах, как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков.

О чем говорит статистика

Затяжной экономический кризис заставляет бизнесменов и ИП постоянно искать новые точки сбыта для своих товаров и услуг. И госзакупки могут быть для них очень перспективными с точки зрения увеличения продаж. Однако перед тем, как начать участвовать в госзакупках, компании следует провести комплексный анализ и определить, в какой сфере она хочет развиваться и какие заказчики ей могут быть интересны.

Анализ заказчиков — важная часть работы любого поставщика, поскольку он позволяет получить статистику, не только сигнализирующую о состоянии какой-либо конкретной ситуации и динамике развития или спада отрасли, но и информирующую о бизнес-процессах, которые происходят сейчас и происходили раньше.

Собрать необходимую статистику можно на сайте госзакупок.

До участия в госзакупках поставщик должен:

  • собрать и проанализировать данные о закупках, контрактах, заказчиках;
  • выявить типовые нарушения при размещении информации о государственных и муниципальных заказах и исполнении госконтрактов;
  • сформировать сводную информацию о заказчике, которая включает заказы, контракты и выигрывающих поставщиков. Может оказаться, что анализ контрактов какого-то определенного заказчика приведет вас к одному постоянно выигрывающему поставщику или нескольким поставщикам, которые просто сменяют друг друга от тендера к тендеру.

Найдите все закупки благодаря умному поиску

Отчеты, которые должен составить специалист по закупкам перед участием в госторгах, включают:

  • историю закупочной деятельности госзаказчика

Начать стоит с анализа закупок конкретного заказчика. В рамках этого анализа можно посмотреть, кто участвует в его закупках, сколько таких участников, какие цены они предлагают, насколько снижается цена от первоначальной, кто становится победителем торгов.

Второй этап анализа — проверка плана-графика, который является важным инструментом планирования. По нему можно понять, какие закупки проводил заказчик и какие закупки будет проводить. Полученную информацию можно проанализировать и сделать выводы о целесообразности участия в госзакупках.

Стоит также обратить внимание на еще один важный момент — повторяются ли предметы контрактов из года в год. На основании наблюдений можно понять, будет ли у заказчика потребность в тех или иных товарах.

Также попробуйте сравнить заявленные начальные (минимальные) цены контрактов и цены заключенных контрактов. Если вы видите, что никакого снижения нет или оно минимальное, то это может свидетельствовать о том, что заказчику конкуренция не нужна, то есть он выстраивает тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и выиграл без снижения цены контрактов. Из этого следует, что тратить время на такого заказчика не стоит.

Постарайтесь разобрать ход торгов по конкретной тематике, которая вам интересна (какое было снижение цены, кто отклонялся и за что). Эта аналитика тоже позволит сделать правильный вывод о деятельности госзаказчика в закупках.

Поинтересуйтесь, кто из поставщиков участвовал в прошедших торгах и откуда они. Это позволит вам определить круг потенциальных конкурентов.

Получив данные, вы сможете сделать вывод о добросовестности заказчика и участников закупки.

  • средний процент снижения начальной (максимальной) цены контракта (по отраслям, по направлениям, по диапазону тендеров, по регионам, по госзаказчику и т.д.).

Средний процент снижения позволяет сделать ряд выводов: столкнетесь ли вы с жестким демпингом, нужно ли готовиться к антидемпинговым мерам (эти меры включаются в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%), присутствует ли сговор (если процент снижения минимальный, составляет доли процента, то снижение цены для заказчика явно не интересно), насколько завышена начальная (максимальная) цена контракта изначально (если во всех тендерах идет сильное снижение, то это значит, что цена изначально сильно завышена).

  • среднее число участников в закупках

Конкуренция в госзакупках, безусловно, растет, и все больше ИП и небольших компаний начинают проявлять к ним интерес. Растет количество компаний, ощущающих потребность в привлечении специализированных организаций для ведения закупочной деятельности, заметно повышается уровень тендерных специалистов организаций. Но несмотря на это, в каждой конкурентной нише можно найти «свободные территории», на которых можно развернуться. Такой «территорией» может быть отрасль, регион или что-то другое. Но чтобы ее обнаружить, нужно постоянно мониторить закупки и количество участников в них.

  • анализ торгов по конкретной отрасли

Этот анализ необходим для того, чтобы выявить наиболее перспективные с точки зрения денег направления в конкретных отраслях. Ведь большинство поставщиков заинтересовано не просто в тендерах, а в высокорентабельных контрактах. Анализ отрасли раскрывает потенциал рынка, а статистика выявляет распространенные уловки госзаказчиков. Следует помнить, что обязательства по исполнению контракта берется не на сумму, а на каждый заключенный контракт.

Чтобы проанализировать торги по конкретной отрасли, следует провести поиск закупок по отрасли и конкретному региону за определенный период и посмотреть, сколько за этот период состоялось закупок в отрасли, какие были поставщики, заказчики и закупки, насколько снизилась цена.

Все перечисленные выше отчеты помогут понять, в каком направлении двигаться и какое стратегически важное решение принять руководству для эффективного участия в госторгах.

Анализ модели нарушений

Чтобы ответить на вопрос, есть ли смысл идти в тот или иной тендер, в ту или иную отрасль, можно провести анализ заказчика по модели нарушений.

Какие признаки вас должны насторожить?

— Информация о закупке заполнена некачественно

Благодаря Единой информационной системе такие «небрежности», как присутствие слов, содержащих одновременно кириллические и латинские символы в названии заказа, а также написание ключевых слов в названиях заказов в виде отдельных букв, разделенных пробелами, уходят в прошлое. Но технические задания или документацию заказчиков можно проанализировать на предмет и других нарушений. В частности, заказчики допускают следующие нарушения:

  • Не указывают в заголовке заказа ключевое слово, которое определяет содержание заказа. Это делается для того, чтобы ограничить количество участников или отсоединить от закупки какого-то поставщика. Пример: вместо названия закупки «Услуги по заправке картриджей» заказчик указывает название «Обслуживание расходных материалов копировальной техники».
  • Указывают код ОКДП без достаточной детализации или вносят код ОКПД предмета контракта, который не сопоставляется с единицами измерения (по ОКЕИ) этого предмета контракта. Такие ситуации возникают довольно часто, поскольку в Единой информационной системе существует поиск по ОКПД. Если заказчик указывает его без детализации или с ошибками, то поиск сильно усложняется.
  • Допускают ошибки в написании кодов ИНН и КПП заказчика.
  • Не вписывают имя или телефон контактной персоны заказчика.
  • Не указывают регион поставки товара или вносят «размытое» место поставки. Это приводит к тому, что поставщик не может четко рассчитать логистику и предложить конкурентную цену. Это нарушение, наряду с другими, тоже может указывать на коррумпированность заказчика.

В техническом задании нарушение конкуренции может отражаться несколькими способами:

  • указывается неадекватно короткий срок исполнения работ (это делается для того, чтобы выиграл свой поставщик);
  • выявляется единственный поставщик при высокой стоимости;
  • выигрывает участник, предложивший не самую низкую цену;
  • участвуют поставщики, на которых были жалобы в ФАС;
  • много отмененных закупок (при этом количество участников с каждым разом уменьшается);
  • закупки постоянно продлеваются. Есть такие закупки, которые тянутся по полгода и больше. На финишной прямой в таких ситуациях оказывается один поставщик, который ждет своего часа, чтобы получить заказ.

Завышение цен может проявляться в том, что стоимость единицы товара существенно отличается от аналогичных внутри номенклатуры; коды ОКДП контракта не соответствуют кодам ОКДП лотов конкурса; коммерческие предложения для формирования НМЦК «как под копирку»; существуют большие снижения цен в процедурах; контракта постоянно увеличивается после победы на 10%.

Анализ по техническому заданию

Эксперт по тендерам, специалист в области госзакупок Олег Бируля объясняет в видео, как анализировать заказчика и на что обратить внимание в техническом задании:

Анализ по документации заказчика

О коррумпированности могут сигнализировать излишние требования, к которым относятся следующие требования: к сведениям о паспортных данных, месте жительства для физлиц, номерам контактных телефонов, копиям страниц паспорта (для физлиц). Также заказчик может потребовать предоставить в оригинале документы о полномочиях лица, подписавшего заявку, принести в оригинале все справки со свежей датой, подписывать заявки только определенной ЭЦП и др.

О коррумпированности могут также свидетельствовать такие признаки, как невозможность подать запрос на разъяснение, проведение процедуры за два дня, контактные телефоны, которые не работают, требование получить пропуск на режимное предприятие.

Как анализировать заказчика по контракту, по способам закупки и по количеству жалоб в ФАС и арбитражным делам

kontur.ru

Мошенничество в сфере государственных закупок по тендерам и аукционам

Мошенничество в сфере гос закупок: как с этим бороться и какие наказания предусмотрены

Существует несколько разновидностей мошенничества, которые могут предусматривать как уголовную, так и административную ответственность по отношению к мошенникам. Вот основные мошеннические действия и наказания в сфере государственных закупок, а также в сфере тендеров и аукционов, инициируемых мошенниками. По каждому из ниже перечисленных пунктов можно призвать инициаторов мошенничества к ответственности. Но для того, чтобы это сделать, рекомендуется воспользоваться помощью адвоката.

Расходование финансовых бюджетных средств не по целям их изначального использования

Если речь идет о мошенничество при проведении аукционов, а также при проведении гос. закупок и тендеров, необходимо отметить именно этот вид мошенничества – использование денежных средство не по целям их первоначальных целей.

За такие действия предусматривается уголовная ответственность. Данная уголовная ответственность попадает под статью УК России под номером 285.1. Более того, если речь идет о больших суммах, а именно о сумме выше в 1,5 миллиона рублей, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Также наказанием будет лишение права занимаемой виновным должности до 3 лет. Следует отметить, что 2 года тюремного заключения и 3 года отстранения от должности – это самая крайняя и жесткая мера уголовного наказания согласно соответствующей статье 285.1 УК России.

Если же мошенником была потрачена более крупная сумма, которая выше 7,5 миллионов рублей, то здесь уже идет речь о той же статье – 285.1, но уже по ее второй части. Согласно этой части, мошенник в случае мошенничества при тендерах, государственных заказах, а также при аукционах, наказывается уголовным сроком на 5 лет. Что же касается лишения занимаемой должности, то виновное лицо не сможет занимать должность в течение 3 лет.

Еще один вид мошенничества при проведении аукционов – злоупотребление полномочиями

Злоупотребление своими основными первостепенными полномочиями по должности при мошенничестве в сфере гос. закупок, а также в сфере тендеров и аукционов.

Такое поведение, как злоупотребление полномочиями, данными по должности, квалифицируются согласно таким статьям, как 293 и 292, а также еще двум статьям – 285 и 286. Согласно данным статьям кодекса, мошенника в таком случае могут наказать материально, то есть штрафом в размере 80 тысяч рублей в лучшем случае. Что же касается наихудшего варианта, то это 4 года лишения свободы.

В том случае, если эти преступные действия мошенничества привели к каким-либо тяжким последствиям, наказание увеличивается до 10 лет. Также виновному нельзя будет занимать эту или похожие должности в течение 3 лет (согласно части третьей статьи №285 УК России.

Служебный подлог в сфере гос закупок – еще один распространенный вид мошенничества

В сфере государственных закупок очень сильно распространен и имеет свою популярность такой вид мошенничества, как служебный подлог. Также это может быть мошенничество при тендерах. При служебных подлогах во все официальные и регламентированные действующим законодательством документы вносятся заведомо неправильные, ложные информационные данные, а также те исправления, которые своим наличием в документах искажают их суть и действительность, а также искажают их содержание.

Мошенничество такого вида регламентируется в статье под номером 292 УК России. Согласно действию данной статьи, данный штраф является минимальными. Самая же максимальная мера наказания на подлог на работе – это 2 года лишения свободы.

Что же касается тех случаев, при которых были затронуты и сильно нарушены законные интересы, а также права граждан, различных организаций или законодательства, то виновные понесут наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей, а также в виде лишения свободы на срок до 4 лет. Также виновные в мошенничестве в сфере гос закупок не смогут занимать свои должности или заниматься работами в данной сфере в течение 3 лет.

Халатность

Одним из нехарактерных для государственных закупок явлений считается халатность. Нехарактерность данного вида мошенничества заключается в том, что нецелевое использование финансовых расходуемых средств – это априори действие, которое направлено на личное пополнение денежных средств и обогащение. По этой причине такой вид мошенничества, как халатность – это преступление средней тяжести, наказание за которое регламентируется статьей 293 УК России. Максимальный штраф за такое преступление составляет 120 тысяч рублей, а также исправительные работы сроком в 3 месяца или же арест на тот же самый срок.

Помощь юриста

Квалифицированная помощь юриста, имеющего опыт работы и практику в области мошенничества в государственных закупках, тендеров или аукционов может стать полезной для всех участников мошенничества – как и для тех, кто виновен, так и для тех, кто пострадал от мошенничества. Только своевременное обращение к квалифицированному юридическому специалисту может стать гарантией возврата денежных средств, а также гарантией компетентного рассмотрения дела в суде.

Важно! По всем вопросам при нарушениях в сфере государственных закупок, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по тендерам и аукционам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

jur24pro.ru

Смотрите так же:

  • Порядок проведения педагогической экспертизы Порядок проведения педагогической экспертизы В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Экспертизу товаров по 44-фз Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 июля 2016 г. N Д28и-1778 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение […]
  • Тк труд несовершеннолетних Прокуратура Московской области Несовершеннолетним, осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации, гарантируется установление сокращённого рабочего времени. В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации […]
  • Возврат билета в 1с 83 Возврат билета в 1с 83 Ответ от 21.09.2017 : Работнику, направленному в командировку, организация обязана компенсировать расходы на проезд (ч. 1 ст. 168 ТК РФ). При этом работодатель может как выдать работнику деньги на приобретение […]
  • Приказ минтруда россии 627 от 25122012 Действующие приказы Минтруд России Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2012 N […]
  • Круглосуточные нотариусы краснодара Нотариусы Краснодара Краснодар,ул. Красная 70 Бюро переводов Mediatranslate предлагает самый широкий спектр услуг: - перевод паспортов, свидетельств о рождении, смерти, разводе, браке, перемене имени Краснодар, Центральный микрорайон, ул. […]

Обсуждение закрыто.