Ликвидационный баланс при ликвидации предприятия

Оглавление:

Промежуточный ликвидационный баланс

Обновление: 9 августа 2017 г.

Закон устанавливает, что после того, как компанию решено ликвидировать, считаются наступившими все обязательства перед ее кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс нужен для определения финансового состояния имущества компании, ее долгов, кредиторов и возможности удовлетворения всех требований.

Работа с кредиторами

Проведение работы по выявлению всех кредиторов компании и составлению перечня их требований входит в обязанности комиссии по ликвидации или ликвидатора. Такая работа должна быть проведена, ведь после завершения ликвидации общества все его обязательства прекратятся и получить удовлетворение по ним кредиторы не смогут.

Для этих целей закон устанавливает обязанность компании:

  • подать сведения налоговикам по месту нахождения компании о начале процесса ликвидации (сведения подаются по форме Р15001);
  • подать на публикацию сведения о ликвидации в специальном печатном издании — «Вестнике государственной регистрации» с указанием срока для заявления требований кредиторами, который должен составлять не менее 2-х месяцев после опубликования. При этом можно установить и более длительный срок;
  • письменно уведомить о начале ликвидации кредиторов.

Составление промежуточного баланса при ликвидации

По истечении срока для заявления кредиторами своих требований составляется промежуточный ликвидационный баланс. Обязанность по его составлению лежит на ликвидационной комиссии или ликвидаторе. Фактически работу по составлению баланса делают сотрудники бухгалтерской службы.

Официальная форма такого баланса для ООО не утверждена. Промежуточный баланс при ликвидации можно составить по обычной форме бухгалтерского баланса либо разработать эту форму самостоятельно.

Вместе с тем закон предусматривает перечень обязательных сведений, которые он должен включать. В промежуточном балансе указываются сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • об имуществе ООО;
  • о требованиях, заявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения заявленных требований;
  • о требованиях, удовлетворенных судом, решение которого вступило в силу.

Для того, чтобы установить фактическое состояние имущества на момент проведения ликвидации, нужно будет провести его инвентаризацию. Если имущества компании мало для удовлетворения всех заявленных требований, то придется начинать процедуру банкротства (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Утверждение промежуточного баланса и извещение налогового органа

Утверждение ликвидационных балансов, в том числе промежуточных, относится к компетенции общего собрания ООО (далее – ОС) (пп. 12. п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ ). ОС принимает такое решение большинством голосов. Если участник один, то он утверждает промежуточный баланс своим решением.

Решение об утверждении промежуточного баланса может быть оформлено:

  • протоколом ОС (если участников несколько);
  • решением единственного участника;
  • отметкой об утверждении на промежуточном балансе.

Об утверждении промежуточного баланса председатель комиссии или ликвидатор должны уведомить налоговый орган (п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.01 N 129-ФЗ ). Сведения об этом подаются по форме Р15001. Законом предусмотрено, что такое уведомление нельзя представить до окончания срока:

  • заявления требований кредиторами;
  • вступления в силу судебного акта по иску к компании;
  • выездной проверки налоговиков с оформлением итогового решения и вступлением его в силу.

С учетом изложенного можно сказать, на какую дату составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его нужно составить по окончании указанных сроков выявления кредиторов и после установления фактического состояния имущества по результатам инвентаризации.

glavkniga.ru

Промежуточный ликвидационный баланс в 2018 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2018 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения (скачать образец) составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

www.malyi-biznes.ru

Ликвидационный баланс — пример нулевого баланса по новой форме

Отправить на почту

Ликвидационный баланс составляется при закрытии организации. Обязательно ли ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет, в каком случае возникает нулевой ликвидационный баланс, вы узнаете из нашего материала.

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Подробнее о процедуре ликвидации читайте в статье «Порядок закрытия ООО — пошаговая инструкция».

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Ликвидационный баланс: образец заполнения

Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы. Он заполняется на бланке, который принят приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66. При этом должно быть указано его название: промежуточный ликвидационный баланс или ликвидационный баланс. Такие рекомендации были приведены в письме ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101.

Ликвидационный баланс составляется по тем же правилам, что и обычный ежеквартальный и годовой бухгалтерские балансы.

Особых правил для составления промежуточного ликвидационного баланса (образец заполнения нулевого баланса при ликвидации вы можете скачать на нашем сайте) не установлено.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и итоговым. Промежуточный вариант должен отражать сведения об обязательствах, имуществе и капитале организации, а также содержать перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения и перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс нулевым быть не может.

Итоговый ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и в нем статья «Кредиторская задолженность» должна быть равна нулю. Однозначного ответа на вопрос «ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет» не существует. Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы и заполняется на бланке обычного бухгалтерского баланса.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Ликвидационный баланс: промежуточный и окончательный. Порядок составления и предоставления

Печерская Л. А., эксперт Компании «РосКо»

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ, а также Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 28.06.2013 г.) (далее — Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).

В п. 1 и п. 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.

П. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусматривает для письменного сообщения срок — 3 рабочих дня со дня принятия соответствующих решений. Нарушение этого срока является основанием привлечения учредителей (участников) общества к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 5 000 руб.

Сообщение должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации общества (форма № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица» — приложение № 8 к приказу ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/[email protected]).

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Также согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 г. N ММВ-7-6/[email protected] (в ред. от 21.11.2011 г.).

Ст. 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.

Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс , который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения . Информация о дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием конкретных контрагентов), полном перечне имущества ликвидируемой организации может быть составлена виде приложения к промежуточному ликвидационному балансу. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Подача промежуточного ликвидационного баланса не заменяет собой сдачу обычной отчетности ликвидируемой организации. Обе эти процедуры, при их совпадении во времени, должны идти параллельно.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения , за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс , который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Поскольку действующим законодательством не утверждены специальные формы промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, согласно разъяснениям контролирующих органов, изложенным в совместном Письме Минфина и ФНС РФ от 07.08.2012 г. N СА-4-7/13101, используются бланки обычного бухгалтерского баланса, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 04.12.2012 г.), с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации, ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке.

После завершения процесса ликвидации, согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление (форма № Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» — приложение № 9 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. 05.04.2013 г.) и в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (в ред. от 28.07.2012 г.).

В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.06.2013 г.) отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Она составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

www.audit-it.ru

Ликвидационный баланс и порядок его составления

Ликвидационный баланс и порядок его составления

Похожие публикации

Ликвидация предприятия – весьма длительный и сложный процесс. Существенную роль в нем играет правильное и своевременное оформление необходимой документации. Один из важнейших документов, связанных с этой процедурой – ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс и порядок его составления

Говоря о ликвидационном балансе (далее – ЛБ), в первую очередь нужно отметить, что это не один документ, а, как минимум, два – промежуточный и итоговый. «Как минимум» – потому, что промежуточный ЛБ при определенных условиях может составляться несколько раз.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ процесс ликвидации юридического лица начинается с публикации соответствующего объявления в СМИ. В объявлении, в частности, указывается и срок для предъявления кредиторами претензий к ликвидируемому предприятию. Указанный срок по закону должен быть не менее двух месяцев. В течение этого периода ликвидационная комиссия взыскивает дебиторскую задолженность и рассматривает получаемые требования кредиторов.

После завершения данных мероприятий и составляется промежуточный ЛБ. Конкретные временные рамки для его формирования ГК РФ не устанавливает. Главное – чтобы к этому моменту истек срок, установленный для предъявления претензий кредиторов. Также должны быть завершены все судебные разбирательства и закончены налоговые проверки. Промежуточный ЛБ содержит сведения об имуществе и других активах предприятия, а также о требованиях кредиторов (учитывая их рассмотрение ликвидационной комиссией).

На текущий момент законодательство не содержит каких-то специальных правил составления ЛБ (как промежуточного, так и итогового). Поэтому обычно его составляют на основе действующей формы бухгалтерского баланса с пометкой «ликвидационный баланс». Образец заполнения в 2017 г.

Промежуточный ликвидационный баланс стр 1

Промежуточный ликвидационный баланс стр 2

Промежуточный ЛБ утверждается собственниками предприятия и подписывается председателем ликвидационной комиссии, либо арбитражным управляющим в случае, если ликвидация осуществляется через банкротство.

Обязанность сдавать промежуточный ЛБ в налоговые органы в законе прямо не предусмотрена. Ликвидатор должен лишь уведомить регистрирующий орган об его составлении (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001.).

Однако на практике этот документ обычно сдают в налоговые органы вместе с уведомлением по форме Р15001, т.к. в противном случае налоговые органы впоследствии не смогут проверить достоверность итогового ЛБ.

В большинстве случаев промежуточный ЛБ составляется один раз, но в некоторых случаях его приходится формировать два раза и даже более. Речь идет о ситуациях, когда после сдачи первого промежуточного баланса выявляются дополнительные претензии кредиторов либо доначисляются налоги по результатам проверки. Требования кредиторов в этом случае признаются не любые, а только подтвержденные решением арбитражного суда, либо признанные самой ликвидационной комиссией.

Итоговый ликвидационный баланс – должен быть нулевым, или нет?

Данный вопрос по сути сводится к тому, когда следует распределять среди собственников оставшееся после гашения всех долгов имущество – до ликвидации предприятия или после. Статья 63 ГК РФ однозначного ответа на этот вопрос не дает, поэтому возможны оба варианта, каждый из которых имеет свои недостатки.

Первый вариант заключается в том, что итоговый баланс сдается и предприятие ликвидируется только после полного распределения имущества. В этом случае ликвидация может затянуться на неопределенный срок. Это может произойти, например, если у организации есть «проблемная» дебиторская задолженность, или между учредителями возникли споры по поводу распределяемых объектов.

При втором варианте сдача итогового баланса и ликвидация предприятия осуществляется сразу после завершения расчетов по гашению задолженностей, а имущество распределяется между собственниками уже после ликвидации. Данный вариант не может быть использован, если у предприятия остаются в собственности объекты, облагаемые налогом на имущество или транспортным налогом. В данном случае задолженность предприятия по этим налогам будет начисляться до момента передачи имущества учредителям. Т.е. ликвидация до фактической передачи облагаемых объектов и гашения задолженности по налогам будет невозможна.

Таким образом, нет однозначного ответа на вопрос, должен ли быть нулевым итоговый ликвидационный баланс. Пример нулевого баланса по новой форме:

spmag.ru

Смотрите так же:

  • Почтовый адрес арбитражного суда Арбитражный суд Краснодарского края 18 июля 2018 года состоялось совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Краснодарского края по итогам работы за 6 месяцев 2018 года Состоялись плановые учебные занятия с работниками […]
  • Нотариус в хабаровске адреса и режим работы ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО Мы работаем на рынке юридических услуг более 9 лет. Мы понимаем, что далеко не каждый гражданин России способен оплатить консультацию юриста. Поэтому наша компания одна из первых взялась приводить в […]
  • Вредные профессии стаж Что входит во вредный стаж? Под распространенным словосочетанием «вредный стаж» сегодня в области пенсионного обеспечения принято понимать тот промежуток времени, когда человек, выходящий на пенсию, трудился во вредных и опасных для […]
  • Материнский капитал курганская область 2018 Региональный материнский капитал в Курганской области и Кургане в 2018 году Региональный материнский капитал в Курганской области и Кургане учрежден Законом Курганской области от 9 марта 2007 года N 232 "О мерах по улучшению […]
  • Законы ману даты Законы ману даты Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
  • Образец приказа по сокращению сотрудника Приказ об увольнении по сокращению штата (образец) Обновление: 9 октября 2017 г. Образец приказа об увольнении по сокращению штата Трудовым законодательством установлена строгая процедура увольнения работников в связи с сокращением […]

Обсуждение закрыто.