Ликвидация юр адреса

Юридические адреса

  • Подготовим все нужные документы
  • Доставим документы
    в пределах МКАД
  • Оформим договор с индивидуальными правками
  • Примем выездные
    проверки
  • Разместим вывеску Вашей организации на время проверки
  • Компенсация при отказе в регистрации

Для регистрации фирмы:

Голд Бизнес — собственник надежных юр адресов

На протяжении нескольких лет ООО Голд Бизнес успешно и продуктивно оказывает услуги по предоставлению юридических адресов, что является приоритетным направлением деятельности фирмы. Также у нас вы можете получить квалифицированную консультацию по поводу обращения в налоговые органы, услуги по регистрации и ликвидации юр лиц, а также внесению изменений в учредительные документы.

Наша компания предоставляет 100%-ые гарантии успешной регистрации организаций любых форм собственности!

У нас Вы найдете разумные и привлекательным цены. Мы обеспечиваем индивидуальный подход к каждому нашему Клиенту. Подробнее о компании

www.gbiznes.com

ООО без деятельности и юр.адреса ликвидация возможна

ООО на УСН, деятельность не ведётся с 2012 года,соответственно не нуждаемся в аренде офиса, нулевые отчёты сдаём. Налоговая выяснила, что мы не находимся по юр.адресу. Теперь за непредставление сведений вызвало ген.директора на ковёр составили протокол и сказали будет штраф 5000. Фирма нам не нужна, р/сч закрыт года два как. Наши дальнейшие действия? Может ли налоговая сама нас ликвидировать или потребуется денежные вливания на ликвидацию ООО от нас? И ждут нас на разбор полётов через неделю, что хотят?

Ответы юристов (3)

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно не прибегая к помощи сторонних специалистов.
Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуютальтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация продолжит существовать и дальше, но уже без вашего участия.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ООО В 2017 ГОДУ
Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все такие случаи перечислены в статье № 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.
Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:
Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты по имеющимся у организации долгам.
Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Татьяна! Вы вправе ликвидироавть фирму добровольно. Внести запись о прекращении деятельности ооо налоговая самостоятельно может только в том случае, если более года не проводились расчеты по счету и не сдавалась отчетность, поскольку отчетность Вы сдавали, то и самостоятельно налоговая «закрыть» Вас не может. В Вашем случае лучше закрыть фирму самостоятельно, поскольку в случае, если это будет делать налоговая, то, возможны, дополнительные штрафы за не сданную отчетность, а в последующем учредители и директор закрытой по решению налоговой фирмы в течении трех лет не смогут занимать руководящие должности в других юридических лицах.

Штраф вам будет назначен. Вызывают для его назначения.

Если вы сдаете нулевые отчеты то ФНС вас автоматически не закроет. Перестаньте сдавать и тогда закроют через год. Либо ликвидируйте общество, процедура не столь дорогостоящая и достаточно простая.

С уважением, Ширяев Н.К.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Пришло письмо от налоговой о предоставлении недостоверных сведений, а мы подали на закрытие

Добрый вечер. Ситуация такая, два года назад зарегистрировала ООО, адрес на тот момент был не массовый. Сейчас мы решили закрываться, буквально вчера подали решение о ликвидации. Сейчас мне в руки случайно попало письмо от налоговой №46(Москва), пришло на адрес по старой прописке, где я уже год не живу, о предоставлении недостоверных сведений по нахождению фирмы на юр. адресе. Посмотрела, сейчас по этому адресу уже 59(!) фирм, комната 20 кв.м, у меня есть договор аренды и акт приема передачи и копия свидетельства о собственности. Вопрос-что теперь делать?

Итог-я хочу ликвидировать компанию как можно быстрее

1. Стоит ли повторно подавать в налоговую что я нахожусь по тому же адресу или сделаю только хуже?

2. Если сделаю только хуже, то что делать? я не веду деятельность уже полгода, хочу закрыться, и мне этот юр. адрес не нужен бесплатно..

Уточнение клиента

По этому адресу теоретически могу и проверку принять(предоставляют такую возможность, физически я там не нахожусь)

Или заключить с фирмой договор на почтовое обслуживание, но поможет ли это чем-то..

07 Сентября 2017, 22:33

Ответы юристов (8)

В соответствии с разъяснениями, данными УФНС России по г. Москве в своем Письме от 27.06.2016 года №13-11/069445:

1. Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в действующей редакции (далее — Закон N 129-ФЗ) предусмотрено внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записей о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случаях:
— направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем (как об участнике или руководителе юридического лица) в ЕГРЮЛ . ;
— если по результатам проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ (то есть сведений об адресе, учредителях (участниках) и руководителе юридического лица). В указанном случае запись о недостоверности вносится, если после направления регистрирующим органом юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений юридическое лицо в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности не представит в регистрирующий орган достоверные сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.…
Кроме того, с февраля 2015 года на основании вступивших в законную силу судебных решений в ЕГРЮЛ вносятся записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица (в соответствии с пунктами 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Всего по состоянию на 21.06.2016 Инспекцией была внесена в ЕГРЮЛ 481 такая запись.
2. Запись, внесенная на основании заявления физического лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о нем как об участнике или руководителе юридического лица, представленного по форме Р 34001, в выписке из ЕГРЮЛ отображается в следующей после сведений о физическом лице строке в качестве дополнительных сведений с формулировкой: «Сведения о недостоверности данных ФЛ» — «Внесена запись о недостоверности на основании заявления ФЛ».

При внесении в ЕГРЮЛ записей о недостоверности адреса на основании решения суда данная информация отображается в выписке из ЕГРЮЛ в следующей после сведений о физическом лице строке в качестве дополнительных сведений с формулировкой: «Сведения об адресе являются недостоверными на основании решения суда» с указанием ГРН и даты его присвоения.
Таким же образом указанная информация отображается в Выписке из ЕГРЮЛ, сформированной через сайт ФНС России nalog.ru, в разделе «Электронные сервисы» — «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
3. При внесении записи о недостоверности сведений о физическом лице на основании его заявления… направление юридическому лицу, его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не предусмотрено.
Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице по результатам проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, предусматривает предварительное направление регистрирующим органом юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и руководителю уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В соответствии с указанным порядком Инспекцией начиная с января 2016 г. в адрес почти 1300 юридических лиц, недостоверность сведений о которых установлена, а также их учредителям (участникам) и руководителям Инспекцией направлено более 3000 уведомлений о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
Внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности адреса на основании решения суда также предполагает до рассмотрения дела в суде направление юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и руководителя) уведомлений о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе. Всего с февраля 2015 года Инспекцией было направлено в адрес 3308 юридических лиц (в том числе в адрес их учредителей (участников) и руководителей) 8270 уведомлений о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.

Есть вопрос к юристу?

К негативным последствиям выявления в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице могут относиться:

  • принудительная ликвидация;
  • привлечение должностных лиц к административной/ уголовной ответственности;
  • признание организации рискованным партнером при выборе контрагента для других налогоплательщиков, банков, участников электронных аукционов в сфере госзакупок;
  • закрытие р/с в банке;
  • взыскание убытков, причиненных третьим лицам иза-за содержания недостоверных данных.

Если Вы хотите избежать риска наступления указанных последствий, необходимо представить в ФНС письменные доказательства достоверности ранее указанных сведений об адресе юридического лица. В противном случае можете проигнорировать уведомление регистрирующего органа (ФНС).

при наличии такого письма

о предоставлении недостоверных сведений по нахождению фирмы на юр. адресе.

я советую. Вам проверить свое ООО по выписке, т.к. там может присутствовать запись о недостоверности сведений о юр. адресе, а значит Вам ФНС будет отказывать в совершении регистрационных действий.

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

при наличии такой записи самое простое, что можете сделать это внести изменения в отношении юр. адреса зарегистрировав ООО, например по своему адресу места жительства. ФНС за и сможете спокойно ликвидироваться.

если же письмо ФНС старое (более 1,5-2 месяцев) и записи в ЕГРЮЛ о недостоверности нет, то ФНС внесет запись о начале процедуры ликвидации.

однако если в последующем налоговая внесет запись о недостоверности сведений это сильно помешает, т.к. погасить ее, в случае необходимости внести изменения в учредительные документы, не получится в силу ст.20.

2. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Уточнение клиента

Еще не прошло 30 дней, записи пока нет. Нести договор на этот массовый юр. адрес, или что делать?

07 Сентября 2017, 23:08

Уточнение клиента

И что тогда делать со статьей 20? Заявление я уже подала на ликвидацию, записи нет, пока. Как быть если они запись внесут все-таки?

07 Сентября 2017, 23:10

у Вас в уставе полный адрес или просто Москва?

m.pravoved.ru

Недостоверный адрес компании, как основание для ее ликвидации

В 2016 году собственники и руководители многих компаний получили из ИФНС уведомления с требованием привести уставы в соответствие с законодательством, а также внести достоверные сведения в ЕГРЮЛ об адресе регистрации. Так вот о том, как налоговые чиновники проверяют адрес, а также к чему может привести отсутствие организации по месту регистрации, расскажет наша новая статья.

Проверка сведений об адресе при внесении в ЕГРЮЛ

ИФНС проверяют достоверность сведений об адресе регистрации юрлица только при наличии условий, перечисленных в Приказе № ММВ-7-14/[email protected] Так, налоговики направят проверку, если заявитель в качестве места регистрации укажет адрес, где уже зафиксировано пять и более фирм.

Исходя из этого, некоторые СМИ поспешили объявить, что теперь чиновники ИФНС в обязательном порядке посетят все места, где зарегистрировано 5 и более субъектов хозяйственной деятельности. На самом деле, это не так. Данное правило действует только при проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Допустим, организация регистрируется по новому адресу, где уже находится несколько фирм. Налоговики, конечно, выйдут на проверку. Но это еще не значит, что они проверят все юрлица, находящиеся по данному адресу. В противном случае Приказ использовал бы словосочетание «включенных в ЕГРЮЛ». Он же четко указывает на то, что проверяются только «включаемые в ЕГРЮЛ» сведения. Как говорится — почувствуйте разницу.

Далее, ИФНС откажется внести информацию, если адресом регистрации будет выбрано разрушенное здание или объект, в котором располагаются воинские части, муниципальные или государственные органы. Здесь тоже могут быть различные ситуации. Например, орган госвласти целиком и полностью занимает здание. Вопросов нет. Регистрировать нельзя. Ну, а если ему принадлежит только часть помещения? Так, в одном из приволжских городов таможенный пост занимает часть объекта. Остальные кабинеты сдаются в аренду. Местная ИФНС трижды запрещала предпринимателям регистрировать по этому адресу свои организации ввиду того, что здесь «находится государственный орган». Собственникам пришлось обращаться в суд и доказывать, что такая позиция нарушает их права, как владельцев строения.

Ну и наконец, ИФНС выйдет на проверку, если получит от собственника объекта возражения о регистрации по его адресу нового юрлица. Кстати, большинство таких заявлений поступает от владельцев квартир и домов, когда они узнают, что их родственник в качестве адреса регистрации указал жилое помещение.

Основания для проверки сведений об адресах, включенных в ЕГРЮЛ

Есть только два основания для проверки актуальности адресов регистрации, уже внесенных в ЕГРЮЛ:

1. Заявление заинтересованных лиц о недостоверности сведений об адресе регистрации.

2. Получение ИФНС информации об этом факте из других источников.

Каждое заинтересованное лицо вправе сообщить в налоговые органы о том, что та или иная фирма не находится по адресу регистрации. Так, еще в «нулевые» годы многие организации регистрировались без разрешения собственников объекта. Например, московская компания «Заречье», используя сайт ФНС, обнаружила, что в её здании зарегистрирована ООО «Кемберли тревел».

Собственник никогда не слышал о такой компании и не заключал с ней договор аренды. По идее, «Заречье» могло обратиться в ИФНС и заявить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Однако оно пошло другим путем и подало иск в суд с требованием признать незаконным использование данного адреса. В итоге это и произошло. Но можно было просто направить заявление в ИФНС и оно привело бы к тем же самым последствиям.

Что же касается других заинтересованных лиц, то их круг вообще не ограничен. Это могут быть страховые компании, кредиторы, должники, контрагенты и даже Почта России.

Точно так же региональная ИФНС может получить сведения о факте недостоверного адреса из других источников. Например, ФСС и ПФР выехали на проверку и не нашли налогоплательщика по месту регистрации. В порядке межведомственного взаимодействия он сообщают об этом в ИФНС и налоговики выходят на проверку. Подобные сведения им может предоставить ФССП, не найдя должника, Рострудинспекция, Роспотребнадзор и другие контролирующие органы.

Но, конечно, основным способом получения сведений о недостоверном адресе является возврат корреспонденции. На это указал еще Пленум ВАС в своем Постановлении № 61 от 30.07.2013 года. Он пояснил, что если письма ИФНС, направленные налогоплательщику, возвращаются с отметками «адресат выбыл» или «возврат за истечением срока хранения», то налоговые органы в разумный срок вправе обратиться в арбитраж с заявлением о ликвидации фирмы. Так что никаких проблем.

Отказ в проведении проверки по заявлению заинтересованных лиц

Однако даже если фискальные органы и получат подобное заявление — это не говорит, что они сразу же выйдут на проверку. Заявитель должен еще указать обстоятельства или приложить документы,подтверждающие его заинтересованность. Допустим, контрагент может предъявить договор между ним и должником, который фактически отсутствует по месту регистрации.

Далее, заинтересованное лицо обязано указать на обстоятельства или предоставить документы, подтверждающие факт отсутствия юрлица по месту регистрации. Хотя, по большому счету, и здесь не должно быть сложностей. Заявитель вправе приложить фотографии здания, конверты с отметками почты об отсутствии получателя по месту вручения, пояснения собственника объекта и так далее.

Проверка сведений об адресе

Порядок проверки достаточно простой. Сотрудники ИФНС изучают информацию, делают запросы, а также выезжают по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Осмотр проводится с участием двух понятых или с использованием видеозаписи. Результаты осмотра фиксируются в протоколе. Проверяющие должны соблюдать все формальности. В противном случае, суд признает незаконными действия ИФНС. Так житель Краснодара сумел признать незаконной запись о недостоверности сведений только потому, что сотрудники инспекции «забыли» указать в протоколе применение видеосъемки.

По итогам проверки налоговики направляют юрлицу, его учредителям и руководителям уведомление о недостоверности сведений и дают 30 дней на исправление сведений в ЕГРЮЛ. Если в течение этого срока владельцы или руководители не исправят нарушение, то ИФНС вносит в госреестр запись о недостоверности сведений.

Как сейчас ИФНС закрывает юрлица с неверным адресом

Итак, удостоверившись в отсутствии субъекта по месту регистрации, налоговые органы могут приступить к его ликвидации. Однако, здесь есть небольшой нюанс. Если юрлицо в течение года не сдает отчеты в налоговую инспекцию и не проводит денежные операции по счетам, то ИФНС вправе ликвидировать фирму в административном порядке. Сведения о недостоверном адресе регистрации здесь роли пока что не играют. Однако ситуация меняется, когда компания сдавала отчеты, а по ее счету было движение денежных средств. В этом случае фискальные органы в разумные сроки обращаются в арбитражный суд с заявлением о ликвидации ввиду недостоверного адреса.

Арбитраж, как правило, дает организации последний шанс. Он выносит Определение, где указывает срок для изменения адреса и внесения новых сведений в госреестр. И только если юрлицо не исполнит эти требование, то суд примет решение о его ликвидации. При этом он назначает ответственным за ликвидацию учредителя или руководителя компании.

Отмена судебного порядка ликвидации

Однако судебный порядок ликвидации юрлиц с недостоверным адресом просуществует только до 01.09.2017 года. В этот день вступят в силу изменения, внесенные законом 488-ФЗ от 28.12.2016 года. Они предусматривают, что если в срок более 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверном адресе, субъект хозяйственной деятельности не исправит ее путем предоставления точной и правдивой информации, то налоговые органы самостоятельно ликвидируют организацию.

Итак, государство продолжает «чистить» ЕГРЮЛ от недействующих компаний. Теперь для этого появилось новое основание — недостоверный адрес регистрации. С сентября 2017 года года ИФНС сможет самостоятельно ликвидировать такие организации, не обращаясь в арбитражный суд. При этом сведения о неверном адресе могут поступать к чиновникам из различных источников.

Новый порядок имеет свои плюсы и минусы. С рынка продолжат уходить фиктивные компании, а мошенникам станет сложнее регистрировать и вести фирмы-однодневки. Да и добросовестные организации смогут проверять достоверность сведений о местонахождении своих контрагентов.

С другой стороны, формальная проверка налоговиков места нахождения субъекта хозяйственной деятельности может привести к внесению записи о недостоверном адресе и даже ликвидации действующей фирмы. Так, в 2016 году в Краснодаре налоговая инспекция решила ликвидировать Общество, которого не оказалось в месте регистрации. И только в ходе суда выяснилось, что фирма реально работает в другом регионе и даже сдала заказчику очередной дом. А в Краснодаре она просто зарегистрировалась в конце 90-ых годов, «купив» адрес. Почему местная инспекция не установила этого по базам — большой вопрос.

В сложную ситуацию могут попасть компании, зарегистрированные в торговых и офисных центрах, но использующие данный адрес только для почтовой связи. Так, автор этих строк недавно ликвидировал один фонд. При проверке документов выяснилось, что в ЕГРЮЛ в отношении данной организации имеется запись о недостоверном адресе. Оказалось, что на почте сменился почтальон, а в офисном центре уволился охранник. Новые сотрудники просто не знали, что надо собирать письма фонда и складывать их в отдельный ящик для корреспонденции. В результате все письма уходили отправителям с пометкой «возврат после истечения срока хранения». Так у ИФНС появилось «железное» основание для проверки фонда и внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверном адресе.

Поэтому мы рекомендуем юрлицам до 01 сентября 2017 года уточнить в реестре информацию о своем реальном местонахождении и не ждать уведомления из налоговой.

www.gestion.ru

Порядок ликвидации юридических лиц

Ирина Мельникова, старший юрисконсульт АКГ BKR-Интерком-Аудит

Опубликовано в журнале «Налоговый вестник» №7, 2008 Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.

Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация юридических лиц

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов:

  • Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
  • Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
  • Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
  • Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 46.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника их имущества.

Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено, поэтому решение изготавливается в свободной форме. В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция по форме Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года № 439.

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Обращаю Ваше внимание на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.

Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно статье 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.

Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и их достаточно сложно уведомить каждого в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации».

В публикации указываются:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • адрес (место нахождения) юридического лица;
  • сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
  • порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме Р15003.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:

  • взыскания задолженности;
  • выездных проверок;
  • камеральных проверок;
  • юридический отдел.

Так же на этом этапе может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований:

I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

IV очередь: требования прочих кредиторов.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление по форме Р16001 предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо отметить, что в заявлении по форме Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

  • Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
  • Документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
  • В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
  • При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди – таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме № Р14001).

После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

  • Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  • Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • Осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия юридического адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения.

При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы – если же их можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечается, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 13.08.2004 № 84, где разъяснятся, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов сохраняется – и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, публикацию о ликвидации юридического лица, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган предоставляются заявление по форме Р16001, документы, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс

При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.

Согласно пункту 24 постановления от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомления по формам Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:

  • Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев;
  • Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

  • справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
  • справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/[email protected], в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения
юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку
в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением
из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются
признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица,
не ликвидированного, но исключенного из реестра.

prime-law.ru

Смотрите так же:

  • Заявление на ссуду у работодателя Помощь в получении ссуды Образец заявление ссуды на работе Получение ссуды или займа в банке — процедура довольно долгая и невыгодная. Необходимо предоставить множество документов и переплатить большие проценты. Работающему человеку […]
  • Часы работы возврата товара леруа мерлен Товары, подлежащие возврату в магазине Леруа Мерлен Магазин «Леруа Мерлен» относится к крупным многоплановым торговым сетям, с обширным каталогом товаров и большим товарооборотом. Среди тысяч покупателей постоянно есть те, кто приобрел […]
  • Единовременное пособие на второго ребенка на работе Детские пособия при рождении второго ребенка в 2018 году Рождение ребенка всегда связано с определенными финансовыми расходами. И не всегда родители сами их покрыть, особенно если в семье рождается второй малыш. В этой ситуации на помощь […]
  • Образец приказа на ввод в эксплуатацию ос Ввод основных средств в эксплуатацию Актуально на: 11 февраля 2016 г. Акт о вводе в эксплуатацию Если организация приобрела (получила в качестве вклада в уставный капитал и т.д.) основное средство, то встает вопрос, с какого момента […]
  • Ставка транспортного налога в челябинске Транспортный налог Челябинская область 2017 год. Льготы и сроки уплаты. Ставки транспортного налога на 2017 год для Челябинской области Для удобства мы оформили сводную таблицу для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов в […]
  • Повторно езда без прав штраф За повторное вождение без права управления транспортным средством могут установить ответственность Ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, хотят ужесточить. […]

Обсуждение закрыто.