Курсовые работы по осаго

Конспекты юриста

Обязательное страхование владельцев транспортных средств

План курсовой работы

1. Правовое регулирование страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  • 1.1. История развития обязательного страхования автогражданской ответственности.
  • 1.2. Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Виды и условия гражданско-правовой ответственности.

2. Особенности правового регулирования договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  • 2.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств.
  • 2.2. Актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и решения выявленных проблем.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях перехода Российской Федерации к эффективной рыночной экономике наряду с решением социально-экономических, организационных и иных проблем большое значение приобретают проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ибо они имеют не только внутригосударственное, но и международное значение. И это понятно, поскольку обязательное страхование транспорта сегодня является самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования физических лиц, в рамках которого граждане внутри страны и при выезде за рубеж заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий на дорогах путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а организация при наступлении указанных последствий выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Целью исследования является проведение правового анализа института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • — изучить историю развития обязательного страхования автогражданской ответственности;
  • — определить понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также виды и условия гражданско-правовой ответственности;
  • — рассмотреть основные положения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств;
  • — выявить актуальные проблемы правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и предложить пути их решения.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования различных аспектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предмет исследования составляют действующие нормативно закрепленные особенности правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; соответствующие правоотношения, складывающиеся между субъектами гражданско-правовых отношений при заключении, исполнении и прекращении ими договоров страхования рассматриваемого вида гражданской ответственности.

Курсовая работа состоит из введения и двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные правовые проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании курсовой работы были изучены труды авторитетных специалистов в области гражданского права О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и других.

law-student.ru

Курсовая работа на тему: Права и обязанности сторон по договору ОСАГО 4499(2)

Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 900 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа.

Всегда рады помочь!

1. Специфика прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО

1.1. Содержание правоотношений и характеристика правосубъектности страхователя и страховщика по договору ОСАГО

1.2. Права и обязанности страховщика и страхователя по договору ОСАГО

2. Права и обязанности сторон

2.1. Страховщик по договору ОСАГО, анализ его прав и обязанностей

2.2. Права и обязанности страхователя по договору ОСАГО

Введение

Хотя многие случаи страхования поименно в Основном законе государства не названы, как следует из содержания ст. 64 Конституции РФ: «Положения настоящей главы (Глава 2) составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть измены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией» [1, ст. 64], право и обязанность страхования являются одним из основополагающих для всех граждан РФ. На сегодняшний день в планах законодательных реформ страхование занимает приоритетное место, распространяясь на все новые и новые виды социально-экономических отношений в современной России, и это закономерно, ибо мировой опыт свидетельствует, что сам механизм страхования выступает наиболее адекватным требованиям времени и специфике российской государственно-правовой и социально-экономической систем, способом защиты от негативных воздействий.

При этом сфера ОСАГО подлежит государственному регулированию, что закреплено в целом ряде законов и нормативных актов (в Гражданском кодексе РФ, в Законе об ОСАГО, в Правилах ОСАГО и др.). В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается в правилах обязательного страхования. В целом, эти Федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты регулируют различные аспекты гражданской автоответственности: от правовых и экономических до организационных основ. Собственно Закон вступил в действие 01.07.2003 года, открыв новую эру в отечественном автостраховании.

На протяжении лет правила сферы обязательного автострахования подвергались некоторой корректировке. Так, до 01.03.2008 года страховая сумма, в пределах которой распространялись обязательства страховщика, составляла 400 тысяч рублей. При этом, как отмечает Чумаков А., «1) страховые выплаты при причинении вреда жизни либо здоровью нескольких потерпевших не должны превышать 240 тысяч руб. (при нанесении вреда жизни и здоровью одного потерпевшего – сумма до 160 тысяч руб.); 2) страховые выплаты при нанесении урона имуществу нескольких пострадавших при ДТП не должны превышать 160 тысяч руб. суммарно и 120 тысяч руб. – при возмещении вреда одному потерпевшему» [46, с. 43].

Как видим, оценка жизни и здоровья граждан была очень скромной. Поэтому ФЗ от 01.12.2007 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» снял ограничение по максимальной сумме страховых выплат (упомянутый закон вступил в силу 01.03.2008 г.)

Современное понимание страхования – в силу современной интерпретации социальной системы как «самоорганизованного сообщества, способного обретать необходимые для функционирования и развития ресурсы, конструктивно их ассимилировать и компенсировать их потери, в том числе и человеческие, посредством какого-то эквивалента» [10, с. 111] — в аспекте его лишь экономической составляющей не позволяет сделать адекватные требованиям времени, общества, демократического, правового государства – коим является Россия – выводы о самой природе исследуемого феномена. Это и ставит перед нами задачу всестороннего изучения и анализа прав и обязанностей сторон по договору не только с позиции сегодняшнего дня, но и в его оценках в ходе совершенствования законодательства, что и позволяет выявить сущность страхования именно как способа защиты от негативных воздействий.

Актуальность настоящего курсового исследования обусловлена, во-первых, неоднозначностью интерпретации содержания прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО не только на всем протяжении периода с 2003 по 2016 гг., но и в трудах исследователей последних 3-4 лет.

Во-вторых, только с позиций изучения социальной и правовой составляющей в содержании правомочий самих участников договора ОСАГО, конкретно их прав и обязанностей, в их взаимосвязи, возможно понимание важности страхования ОСАГО именно как способа защиты. В повышении значения института страхования на сегодняшний день первоочередную роль играют рискогенность современности и возможные риск-аспекты социального действия, Так как наше общество не может исключить риски, оно должно приспосабливаться в своем функционировании к ним, и это приспособление может непосредственно происходить через социальное действие индивидов и юридических лиц в системе страхования как «аспектов» этой системы.

В-третьих, как и большинство гражданско-правовых сделок, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется путем заключения договора страхования, на что прямо указывает ч. 1 ст. 15 ФЗ от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако, до сих пор теорией страхового права не дан однозначный ответ на вопросы о том, каким образом заключается договор обязательного страхования и что признается офертой, а что акцептом. С одной стороны, такая дискуссия правомерна, поскольку в силу ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Однако, на наш взгляд, указанная норма применима к договору обязательного страхования ответственности лишь отчасти, ибо в соответствии со ст. 1 Закона об ОСАГО договор ОСАГО является публичным, т.е. заключенным «…коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится» [41, с. 54]. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Фактически это означает, что сторонам в рамках договора обязательного страхования ответственности нет необходимости договариваться о его условиях — такие условия являются одинаковыми для всех.

Иными словами, требуется разобраться в вопросах соответствия прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО условиям наличия оферты и акцепта.

В-четвертых, в направлении изучения прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО, как справедливо отмечает Никулина Н.Н., «немаловажным в теории и практике страхования остается вопрос о вступлении договора страхования в силу, или о начале действия страховой защиты, поскольку вступление договора страхования в силу означает, что его стороны становятся носителями прав и обязанностей, предусмотренных этим договором» [34, с. 17]. Причем реализация данных прав и обязанностей напрямую зависит от первоначального исполнения одной из них — уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Наконец, следует признать, что типовой договор ОСАГО, хотя и сводит права и обязанности сторон в отдельную главу, тем не менее содержит ряд отсылочных норм, позволяющих исследователям выявлять дополнительные корреспондирующие права и обязанности сторон по договору, связанные, например, с условиями изменения и расторжения договора, что также требует освещения в рамках настоящей работы.

Объектом курсового исследования является комплекс прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО – в системе страхования в самом широком его понимании – в социальном, экономическом, юридическом аспектах, учитывая понимание страхования как системы правоотношений в особых замкнутых сферах распределения и перераспределения (экономический механизм) денежных средств между их участниками на базе формирования установленного целевого денежного фонда (организационный механизм) за счет денежных взносов с целью защиты (правовой механизм) личных (социальный аспект) и имущественных (хозяйственно-экономический аспект) интересов субъектов данных отношений при наступлении страхового случая (авторское определение) – в широком и узком смысле, по отношению к юридическим нормам федерального законодательства и договоров страхования.

Предметом курсового исследования выступает комплекс корреспондирующих прав и обязанностей участников договора ОСАГО – с позиции именно гражданского законодательства, в узком смысле с позиции оценки конкретного страхового правоотношения – как «разновидность социального отношения, не только прямо урегулированного юридическими нормами федерального законодательства и специфичных законов, целенаправленно изданных с целью полной регламентации того или иного определенного вида обязательного страхования, но зарождающегося, формирующегося, развивающегося в строгом соответствии и на основании этих норм» [25, с. 594].

Цель курсового исследования — проанализировать эти права и обязанности — вовсе не как «объективно возникающую до закона особую форму социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей в защите и страховании интересов в особом порядке, не запрещенном государством» [35, с. 227], как устанавливает профессор В.В. Лазарев, поскольку трудно представить осуществление тех или иных страховых мер до закона, ибо сам институт страхования возник значительно позже всей правовой системы, а как систему социально-экономических, правовых, организационных взаимодействий, возникающих в целях обеспечения защиты от негативных воздействий и конкретных страховых интересов сторон в сфере, подпадающей под прямое регулирование конкретных законодательных актов об обязательном страховании.

Данная цель обусловливает постановку и решение в настоящей курсовой работе следующих задач:

  • Анализ понятий и признаков договора ОСАГО как специфического вида страхования, в т.ч. в направлении изучения его особенностей как страхования обязательного — с точки зрения анализа теоретических концепций и практических выводов.
  • Исследование существенных условий, необходимых для заключения данного договора, а также собственно порядка его заключения многообразия определений и теорий страхования, специфики его понимания представителями различных отраслей применения страховых институтов.
  • Изучение специфики договора ОСАГО через призму его обязательного содержания (отраженного в гражданско-правовых институтах): анализ особенностей субъектов и объекта договора.
  • Анализ комплекса корреспондирующих прав и обязанностей сторон по договору ОСАГО, в т.ч. в русле понимания их правосубъектности.
  • Исследование имеющихся проблем в реализации сторонами договора ОСАГО принадлежащих им прав и обязанностей – в направлении оценки предпринимаемых мер по повышению качества данного вида страхования в Российской Федерации и разработки предположений по реформированию и обеспечению условий совершенствования института страхования ОСАГО в российских социальных, экономических, правовых условиях.

Методологической основой курсового исследования являются конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод системного анализа, методы социально-экономической оценки, риск-анализа, группировок.

Нормативно-теоретическую базу настоящей работы составили: труды отечественных исследователей в области страхования ОСАГО (как в контексте принятия и начального периода реализации ФЗ № 40, так и в современном аспекте рассмотрения в период с 2003 г. по настоящий момент), аналитические данные и комментарии практикующих юристов к действующему законодательству, в т.ч. в аспекте правоприменительной практики (включая Интернет-ресурсы), нормативно-правовые акты в области страхования как общего характера: Гражданский кодекс Российской Федерации, «Закона об организации страхового дела в Российской Федерации» 1997 г. с последующими изменениями, а также ряд нормативно-правовых актов отраслевой специализации страхования — ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правила ОСАГО и комментарии к ним; а также методические и нормативные материалы, материалы страховой деятельности ряда отечественных страховых компаний.

xn--24-vlcakdpf0b2c.xn--p1ai

Курсовые работы по осаго

«01» июля 2003 года вступил в силу Закон Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который обязывал любого владельца транспортного средства застраховать свою ответственность перед третьими лицами, которая наступает при совершении дорожно-транспортного происшествия. Вводя обязательный полис ОСАГО органы законодательной власти Российской Федерации подразумевали, что этот правовой инструмент способен в значительной степени снизить общий уровень совершаемых дорожно-транспортных происшествий, что также будет облегчена работа правоохранительных и судебных органов. Однако на практике количество дорожно-транспортных происшествий не сократилось, поэтому и количество пострадавших и погибших осталось на прежнем уровне, а в некоторых областях Российской Федерации еще и выросло. Создавая обязанность владельцев транспортных средств страховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу, орган законодательной власти хотел в первую очередь защитить права потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Формой такой защиты и выступил договор ОСАГО. В настоящей курсовой работе проводится подробный анализ договора ОСАГО, также рассматриваются основные его положения, включая и ответственность сторон. Цель выполнения курсовой работы – анализ действующего законодательства в сфере регулирования отношений по поводу обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении договора ОСАГО. Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся между физическими лицами и страховыми организациями по вопросу оформления договора ОСАГО. Предметом исследования выступает договор ОСАГО. Методологической базой исследования являются как общенаучные метод, такие как индукция, дедукция, анализ и синтез, так и специальные – наблюдение, систематизация и группировка. Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В соответствии с проведенным исследованием в настоящей работе можно сделать вывод о том, что договор ОСАГО является письменной сделкой, а также реальным договором, начинающим действовать не с момента подписания договора, а с момента его оплаты. Таким образом, в заключение необходимо отметить, что договор ОСАГО является довольно-таки сложным правовым механизмом, с помощью которого обеспечивается защита прав не только потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, но и причинителей вреда. Между тем практика применения ОСАГО в России показывает, что данный институт гражданского права не лишен недостатков и требует определенных корректив. Несомненно, Россия в вопросе построения всей системы ОСАГО должна в первую очередь опираться на опыт иностранных государств, в которых данный вид страхования существует длительное время, дабы избежать многих ошибок и упущений, и создать действенную защиту граждан от использования такого источника повышенной опасности, как автомобиль.

1. Конституция РФ// «Российская газета», N 237, 25.12.1993(с изм. от 25.03.2004г.); 2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998(ред. от 17.05.2007); 2. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720. 3. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 // Российская газета. N 87. 13 мая 2003 г. 4. Галаганов В.П. Страховое дело / Учебник. М.: Академия, 2010. 5. Гражданское право России: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. Ч.2. Обязательственное право. М., 2011. 6. Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Вопросы и ответы. Вып. 1. М.: Волтерс Клувер, 2010. 7. Рассолова Т.М. Договор ОСАГО: современные подходы к понятию и основным признакам // Юридическая и правовая работа в страховании. — N 2, II квартал 2010. 8. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. — «Юристъ», М., 2011. 9. Сокол П. Формы ответственности страховщика за нарушение страхового обязательства // Право и экономика. — N 1, январь 2010. 10. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.А. Страхование. М., 2010. 11. Страховое право. Учебник / Шахов В.В., Григорьев В.Н., Ефимов С.Л., Юнити., М., 2012. 12. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. Страховое дело: Учебное пособие. М., 2010. 13. Суперека С.В. Страховое право / Учебное пособие Серия: Шпаргалка. М., 2010. 14. Фогельсон Ю.Б. ОСАГО и защита прав потерпевших на возмещение вреда//Страховое право. 2010. N 1. 15. Соловьев А. Юридические аспекты страхования гражданской ответственности // Финансовая газета. – 2007. – № 40. – С. 4 – 5. 16. Худяков А.И., Худяков А.А. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 387 с. 17. Шевченко Е.Е. Законодательство и судебно-арбитражная практика об определении момента заключения договора // Закон. – 2007. – № 4. – С. 32 – 36. 18. Шевчук В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. – М.: Издательский центр Анкил, 2008. – 210 с. 19. Рассолова Т.М. Договор ОСАГО: современные подходы к понятию и основным прзнакам. // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2007. – № 2. – С. 40 – 54. 20. Пыхтин С.В. ДТП как страховой случай по ОСАГО // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – № 11. – С. 65 – 68.

www.work5.ru

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности. Дипломная работа

Категория: Юриспруденция

Накопилось много работ? Продайте свои работы

Разместите написанные Вами работы на нашем сайте и получайте высокий пассивный доход.

  • Категория: Юриспруденция
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 70 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 7
1.1 Сущность и история развития института обязательного страхования автогражданской ответственности 7
1.2 Анализ законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности 13
1.3 Субъекты обязательного страхования автогражданской ответственности и их правовой статус 23
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 35
2.1 Понятие и условия договора обязательного страхования автогражданской ответственности 35
2.2 Действие договора обязательного страхования автогражданской ответственности, основания его прекращения 47
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ НА ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 55
3.1 Проблемы продления срока действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности 55
3.2 Проблемы, связанные со страховыми выплатами по договору обязательного страхования автогражданской ответственности 61
Заключение 69
Библиографический список 73

Любое страхование призвано обеспечивать людям защиту от различного рода опасностей и имеет многовековую историю развития. Вот уже давно функции института страхования в России обеспечивают потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц. Страхование позволяет сгладить последствия неблагоприятных событий, создать накопления денежных средств к определенному сроку или событию. На современном этапе рынок страхования является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. В целом это явление вызвано повышением числа рисковых ситуаций, благодаря расширению экономического потенциала общества и вытекающим отсюда осознанием потребности в страховой защите своих имущественных интересов.
Сейчас такое имущество, как автомобиль не является роскошью и стоит сравнительно не много. Его может позволить себе каждый третий гражданин нашей страны в возрасте от 22 лет.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее ОСАГО) (акроним от Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля. Владельцы незастрахованных транспортных средств самостоятельно возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. Масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. Только в 2010 году по экспертным оценкам, основанным на многолетних наблюдениях, сумма подлежащего возмещению имущественного вреда вследствие использования автомобильного транспорта достигла 18 млрд. рублей. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба. При этом страхователь полностью свободен в выборе страховой компании. Главное, что должно быть в наличии у автомобилистов, — это страховой полис, который подтверждает страхование их автогражданской ответственности.
Итак, объектом моей работы является – правоотношения регулируемые договором обязательного страхования автогражданской ответственности
В настоящее время происходят неутихающие дискуссии, возникающие по вопросам размера страховых тарифов, условий и порядка страховых выплат, ограничений действия страхового полиса и других вопросов связанных с договором ОСАГО, это и показывает большую актуальность моей работе и придает важность и значимость понимания таких вопросов как, что такое договор ОСАГО, какова его роль, как оно функционирует и действует на сегодняшний момент, какие проблемы существуют в настоящее время. Ответы на эти вопросы позволят обеспечить понимание основных принципов, заложенных законодателем в регулируемые страховым правом отношения.
Предмет моей работы – исследование существующих теоретических и практических проблем связанных с договором обязательного страхования автогражданской ответственности
Цель дипломного исследования – охватить вопросы, касающиеся самого понятия договора обязательного страхования автогражданской ответственности, а также рассмотреть актуальные на сегодняшний день проблемы этого договора.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
1) Раскрыть понятие и историю развития института обязательного страхования автогражданской ответственности
2) Дать анализ законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности
3) Ознакомиться с правовым статусом субъектов обязательного страхования автогражданской ответственности.
4) Исследовать понятие, условия и порядок заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
5) Исследовать действие договора обязательного страхования автогражданской ответственности, основания его прекращения и пролонгации.
6) Исследовать анализ проблем, связанных с применением норм законодательства, регулирующего институт ОСАГО на практике, в частности, проблемы, возникающие в связи с совершенствованием законодательства в рассматриваемой области, а также в договорных отношениях по поводу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о возмещении вреда, о страховых выплатах.
В написании работы использовались историко-правовой, формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический, а также общенаучный, теоретический и организационно-практический методы.
Основные источники информации, использовавшиеся при написании дипломного проекта, представляют собой федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и т.д., монографии, сборники, периодические страховые издания, журналы, газеты и др. печатные издания, правила страхования различных страховых компаний. Теоретико-концептуальную базу исследования составили труды таких известных ученых-цивилистов и юристов-практиков, как С.В. Дедиков, Ишо К. Д, Абрамов В.Ю., и других исследователей в данной области. Использованы материалы монографий, авторефератов, публицистические издания, а также комментарии к действующему законодательству.

Заключение
В настоящее время страхование является самостоятельным и бесспорно очень мощным звеном в финансовой системе государства, как зарубежом, так и в Российской Федерации.
Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств по праву можно назвать одной из самых развивающихся сфер российского страхового рынка. Но как показывает практика все еще возникает много споров, вопросов касающихся ОСАГО. Я считаю, что это связанно с несовершенством законодательства об ОСАГО. Постепенно предпринимаются попытки улучшить его в соответствии с жизненными реалиями
Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы правового регулирования страхования ответственности владельцев транспортных средств в РФ и предложить пути решения.
1. Проблема понятия договора ОСАГО. Законодательное понятие договора ОСАГО получилось достаточно сложным. Оно охватило все ключевые моменты и нюансы, связанные с данным договором. Законодателю следует закрепить более корректное определение понятия договора ОСАГО и внести изменение в ст. 1 Закона об ОСАГО в части определения договора ОСАГО: «договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — соглашение между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая произвести страховую выплату потерпевшему или страхователю, а страхователь обязуется в установленном порядке уплатить необходимые страховые взносы. ». Данное определение является более четким и позволит в дальнейшем избежать различных трактовок понятия договора.
2. В Законе об ОСАГО не содержится указание на срок, в течение которого страховщик должен составить акт о страховом случае, в нем лишь сказано о максимальном сроке, в течение которого должна быть осуществлена страховая выплата — 30 дней с момента предоставления необходимых документов. В целях ликвидации имеющегося расхождения в законодательстве целесообразно ввести указание на такой срок. Указание данного срока вероятно упростит проблему затягивания сроков выплаты страховщиками.
3. В законе об ОСАГО следует установить не фиксированный размер страховой суммы, а лишь ее минимально обязательную величину. Это даст участникам страховых правоотношений большую свободу действий в этом вопросе.
4. Вопрос касающийся ответственности страховщика за своевременную выплату страховых сумм и пени за просрочку. Институт ответственности страховщика — один из важнейших способов защиты прав страхователей. На данный момент размер неустойки установлен Законом (статья 13) и составляет 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ (на день выплаты) от суммы за каждый день просрочки. Однако максимальная сумма пени не может превышать суммы по каждому виду возмещения вреда. Допустим, сумма выплаты не может превышать 120 тыс. рублей. Ставка рефинансирования сейчас (обычно правительство устанавливает ее на год) составляет 10,25% годовых. Ежедневная неустойка в «максимальном» случае составит: 120 тыс. руб. умножить на 10,25% годовых и разделить на 365 дней – получаем 33,7 руб. Но это сумма по ставке рефинансирования, а причитается от нее 1/75 часть – всего-навсего 45 копеек. Даже если страховщик будет тянуть резину в течение года, неустойка составит всего 164 руб. 25 коп. Я считаю, что санкцией по отношению к страховщикам это назвать нельзя, и мало кто из страхователей будет иметь желание воспользоваться своим правом взыскания столь ничтожной неустойки.
При этом предпочтительным является введение более жесткой ответственности страховщиков, которая позволила бы компенсировать потерпевшим вызванные несвоевременным осуществлением страховых выплат имущественные потери.
Должным образом также не налажен обмен информацией между страховщиками относительно безаварийной езды в период срока страхования. В этой связи целесообразнее законодательно предусмотреть создание своеобразного «банка данных» о наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Имеются нарекания на результаты экспертного исследования транспортных средств, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Не создана независимая служба автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляют потерпевших страховые компании для установления суммы причиненного ущерба, как правило, финансово от нее зависят: как минимум, арендуют у них помещения. При таких обстоятельствах не исключаются различного рода злоупотребления, например, занижение сумм причиненного ущерба. Также нет единой оценки вреда жизни и здоровью потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Для устранения указанных недостатков необходимо создать независимую службу экспертов для производства экспертного исследования в целях установления вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Установленные тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются завышенными и в связи с этим необходимо пересмотреть их в сторону снижения. Также необходимо предусмотреть более короткие сроки страхования (одно-двух дневные и, возможно, тариф «выходного дня»).
Одним словом, проблема несовершенства Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» налицо и сейчас предпринимаются попытки улучшить его в соответствии с жизненными реалиями. Насколько это удастся, покажет время.
Остается надеяться, что будущие изменения в закон об ОСАГО будут соответствовать и более приблизят правоотношения в области ОСАГО к той цели, которая указана в преамбуле закона, — защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Библиографический список
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [официальный текст: с учетом законов РФ о поправках: государственная символика РФ, гимн, герб, флаг]. — М.: Ответ, 2010. — 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: [с изменениями от 18.07.2009] // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ: [с изменениями от 17.07.2009] // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — ст. 410.
4. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ [с изменениями от 01.02.2010] // СЗ РФ. — 2010. — № 6. — ст. 565.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: ФЗ от 01.02.2010 № 3-ФЗ // СЗ РФ. — 2010. — № 6. — ст. 565.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»: ФЗ от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ // СЗ РФ. — 2007. — № 49. — ст. 6067.
7. Об организации страхового дела в Российской Федерации: ФЗ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I: [с изменениями от 30.10.2009] // Российская газета. — 1993. — 12 января.
8. Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 // СЗ РФ. — 2003. — N 20. — ст. 1897.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // СЗ РФ. — 2005. — № 23. — ст. 2311.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. № 377-О «По жалобе гражданина Кузнецова Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав абзацем одиннадцатым статьи 1, пунктом 2 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2007. — № 1.
11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. № 1136/07 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2007. — № 9.
12. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г.), ответ на вопрос N 11.
13. Постановление Президиума ВАС РФ № 9045/06 от 19 декабря 2006 г. ОСАГО; утрата товарной стоимости
14. Обзор практики Первого арбитражного апелляционного суда рассмотрения дел, связанных с возмещением убытков по договору обязательного страхования автогражданской ответственности. Одобрен на заседании Президиума суда 01.07.2008
15. Обзор практики применения судьями Федерального арбитражного суда Московского округа законодательства о страховании. Утвержден Протокольным Решением Президиума ФАС МО от 20 августа 2010г № 15 Раздел 1. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

diplom-bank.ru

Смотрите так же:

  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Втб заявление на страхование Комплексное ипотечное страхование Вы получаете кредит на покупку недвижимости. Одним из условий выдачи такого кредита является заключение договора ипотечного страхования. «ВТБ Страхование», один из лидеров ипотечного страхования в России, […]
  • Правила продажа пиротехники Правила продажа пиротехники Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Защита прав потребителей О правилах продажи и эксплуатации пиротехнической продукции на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях; в ларьках и […]
  • Мышко нотариус Нотариус Мышко И.В. в Краснодаре Отзывы о нотариусе Мышко И.В. Настоящим свободно, своей волей и в своем интересе даю согласие ООО «Медиа-решения», находящемуся по адресу г. Тюмень ул. 50 лет ВЛКСМ 19 - 76 (далее – Оператор) на […]
  • Перерасчет пенсии инвалидам 2 группы Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, — одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
  • Корпоратив день юриста Корпоратив день юриста ОБ ИНСТИТУТЕ И КОЛЛЕДЖЕ ЛИЦА ИНСТИТУТА АБИТУРИЕНТАМ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ НАУКА ФОТОАЛЬБОМ СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАБИНЕТ СТУДЕНТА […]

Обсуждение закрыто.