Культура спора для детей

Воспитательное занятие в начальной школе: Культура общения

Конспект внеклассного занятия в начальной школе

Внеклассное занятие в 3-4 классе «Умеем ли мы общаться? Культура спора»

Цели: дать возможность учащимся посмотреть на себя со стороны; научить быть корректными в споре.

Ход мероприятия

Наше занятие мы начнем с тест. И подумаем, требует ли корректировки ваше умение общаться. Что нужно сделать, чтобы быть приятным в общении? Какие правила необходимо знать, чтобы, спокойно общаясь, можно было решить свои проблемы?

Тест. Отвечайте «да» или «нет».

1. Часто ли я бываю хмурым?

2. Внимательно ли я слушаю своих собеседников?

3. Перебиваю ли я своего собеседника, если мне в голову приходит важная мысль?

4. Внимателен ли я к памятным датам моих родственников, друзей?

5. Всегда ли я стараюсь понять, о чем говорит мой собеседник?

6. Повышаю ли я голос в споре?

7. Обдуманно ли я говорю о других?

8. Приятно ли мне, когда в моем присутствии обсуждают кого-либо?

9. Не оскорбляю ли я своих друзей в споре?

10. Всегда ли я возражаю, когда мне делают замечания?

Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 10.

1—2 «да» — коррекции не требуется, 3 «да» — требуется коррекция отдельных сторон общения, 4—5 «да» — требуется существенная коррекция, «да» — общение неудовлетворительное.

Продолжим наше занятие. Предлагаю вашему вниманию игру-дискуссию. Обсудим тему «Нужна ли школьная форма?».

(Учащиеся делятся на две команды и обсуждают проблему. После игры анализируется поведение учащихся.)

Людям свойственно стремление выговориться, поведать, что на душе накопилось. Но не забывайте о других. Умение слушать их или, если хотите, культура диалога, культура спора всегда пригодится в вашей жизни. Ведь мастерство беседы, по словам Фридриха Шиллера, в том, о чем собеседник «мудро сумел умолчать».

Запомните некоторые правила.

• Умейте слушать собеседника.

• Будьте терпимы к иной точке зрения. (Нетерпимостью отличаются лишь крайне вспыльчивые либо некультурные люди.)

• Избегайте выводов, которые могут обидеть вашего собеседника. Важно следить за тем, как он воспринимает вас. Обиду можно нанести, не повышая голоса, интонацией, которая будет носить для него оскорбительный характер.

• Не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми. Употребляйте такие фразы, как «извините за беспокойство», «пожалуйста», и вы увидите, как меняется климат вокруг вас.

• Не хвастайтесь! Хвастовством не приобрести новых друзей, зато легко потерять старых.

• Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен, безвольный же человек всегда хвастлив, хвастливый, кроме трусости, еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен.

ped-kopilka.ru

Культура спора для детей

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:

  1. расспрашивать своего оппонента;
  2. вести с ним беседу;
  3. внимательно выслушивать его доводы.

Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

Правила ведения спора:

Во время спора

  • Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не «удачная» возможность выплеснуть негативные эмоции на своего противника.
  • Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. При этом важно не бояться признаваться оппоненту в том, что Вы чего-то не понимаете или не знаете.
  • Ни в коем случае во время ведения спора не переходите на личности. Иначе это будет уже не полемика двух цивилизованных людей, а примитивная ссора.
  • В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы, и данная полемика затянется надолго и закончится ничем.
  • Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди.
  • Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций.
  • Избегайте во время ведения спора фраз типа: «Да Вам всё равно этого не понять!». Говорить так очень некрасиво (и думать, кстати, тоже).
  • Неправильно во время спора выражать своё недоверие фразой типа: «Я Вам не верю!». Грамотнее и культурнее сказать: «А вот у меня по этому поводу сложилось иное мнение».
  • Не горячитесь и не нервничайте во время спора. После каждого собственного убедительного высказывания настраивайтесь на молчаливое внимание к словам оппонента.

В завершение спора

  • Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора.
  • Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.
  • В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником.
  • Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

Анастасия
24.11.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

www.knigge.ru

План-конспект занятия по психологии по теме:
Занятие для подростков «Культура спора»

Занятие направлено на развитие навыков общения и взаимодействия подростков. В нем рассмотрены психологические и этические аспекты спора. Обучающиеся познакомятся с основными понятиями по данной теме, правилами ведения спора, с возможностями управления своим эмоциональным состоянием во время спора, с необходимостью развития уважения к своей собственной личности и личности оппонента.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема Занятия: Культура спора 6 класс

Тема Занятия : Культура спора Цель: познакомить обучающихся с культурой поведения во время спора, с основами правильного ведения спора. Задачи: 1. Рассмотреть психологические и этические аспекты спора. 2. Познакомить детей с правилами поведения во время спора, дискуссии. 3. Развитие уважения к своей собственной личности и личности оппонента. 4. Пополнять словарный запас детей, развивать кругозор. 5. Познакомить обучающихся с возможностями управления своим эмоциональным состоянием во время спора.

Народная мудрость Спор – не ссора, бойся ложного задора! (Пословица) В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает. (Народная мудрость)

Организационный момент (Приветствие « Имя+качество »). Проблемная ситуация. (Определим тему разговора). Рассказ С. Иванова «Спор про вежливость. Теоретическая информация «Искусство спора. Правила ведения спора» Работа с заданиями — Игра «Секрет». -Знакомство со специальными словами и оборотами речи, которые позволяют высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника. — Разбор проблемной ситуации. — Упражнение в ведении диалога. — Обучение детей адекватным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния(гнев, агрессия). — Сочинение диалога — спора вымышленных персонажей. 5. Работа со словарем. Интерпретация слов. 6. Итог урока. Анализ высказываний и афоризмов о ссоре и споре. 7. Заключение. Ритуал Прощания. Упражнение «Доброе животное»

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ». После полдника у нас был разговор про вежливость. -Вот, например, если я сижу в автобусе, — закричала Лиза Петрова, — а входит старушка, я ей сразу место уступаю! -Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян . – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона? -Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место! -Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса! -Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает. Спорили – спорили . И без конца по разговору «пробегали» то осел , то козёл, то ворона, то баран. Вопросы для обсуждения 1. Как вы поняли, почему ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе. 2. О чем спорили дети? 3. Можно ли назвать этих ребят вежливыми? 4. Какие ошибки они допустили во время спора? 5. Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору? 6. Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре? 7. Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора? «Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

Искусство спора Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре. Споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры. Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия. Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Ссо́ра-состояние взаимной вражды;размолвка . Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах: 1. Расспрашивать своего оппонента; 2. Вести с ним беседу; 3. Внимательно выслушивать его доводы.

Правила ведения спора: Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает целей: — противник не сможет сказать, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; — своим внимательным отношением к мнению противника спорящий сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором — спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные слова. Во время спора Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не возможность выплеснуть отрицательные эмоции на своего противника. Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. Ни в коем случае во время ведения спора не оскорбляйте опонента . Иначе это будет уже не дискуссия, а примитивная ссора. В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы. Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди. Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций. Избегайте во время ведения спора фраз типа: «Да Вам всё равно этого не понять!». Неправильно во время спора выражать своё недоверие фразой типа: «Я Вам не верю!». Грамотнее и культурнее сказать: «А вот у меня по этому поводу сложилось иное мнение». Не горячитесь и не нервничайте во время спора. После каждого собственного убедительного высказывания настраивайтесь на молчаливое внимание к словам оппонента. В завершение спора Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать свою ошибку. Если в ходе дискуссии была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться. В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником. Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

В споре очень важно уметь находить различные способы для разрешения возникающих ситуаций Игра «Секрет» Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели. Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …) «Добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием» Оскорбления — это доводы неправых. Руссо Ж.

Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого. Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи. Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!… Прочитайте обороты речи. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии, спора.

А теперь, зная правила ведения спора, разберем ситуацию, с которой вы сталкивались в школьной жизни Действующие лица: учитель, ученик. Ученик: Вы поставили мне тройку? Мария Ивановна! Это нечестно! Вы намеренно занижаете мне оценки! Учитель: Маша, если бы ты была учителем, ты была бы рада услышать от своей ученицы верный ответ? Ученик: Ну, да! Но… Учитель: Тогда высокая оценка за правильный ответ была бы заслуженной? Ученик: Да! Учитель: А ты ведь допустила целых две ошибки в ответе. Верно? Ученик: Да!. Но я учила! Учитель: Учить и выучить – разные вещи! Выучить – значит уметь ответить на любой вопрос учителя по данной теме. Правда? Ученик: Да. Но все равно, все равно вы не правы.

Упражнения в ведении диалога. 1. Осенью часто идёт дождь. 2. Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги. 3. В морях вода имеет соленый вкус. 4.Это обидное слово – кличка.. Главная причина речевой неудачи заключается в том, что большинство СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ. Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется», «по моему мнению». Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…» — Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями. Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Упражнение «Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. Отрицательные эмоции вредят СПОРУ! Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Как справиться со своими отрицательными эмоциями (гневом) 1. Научитесь делать паузу Очень важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью. Самый простой способ снятия агрессии и злости — сделать глубокий вдох и досчитать до 10. Если есть возможность, прогуляйтесь. 2. Выдыхайте! Перед тем как что-нибудь сказать, сделайте восемь глубоких вдохов и выдохов. 3. Улыбайтесь! «Ведь улыбка — это флаг корабля.» Вам приятно, когда к Вам относятся доброжелательно? Другим тоже! Попробуйте провести эксперимент: улыбайтесь, когда здороваетесь или благодарите, или просто улыбнитесь конкретному человеку. 4. Улыбка Будды . Успокойтесь и ни о чем не думайте. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. 5. Уменьшаем в росте. Вы можете также избавиться от гнева, который вызывает в вас отдельный человек, представив его намного ниже вас ростом, так, чтобы он стал малозначимым для вас. 6. «Листок гнева» . Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока. 7. Шаг вперед — зверь, шаг назад — человек Это упражнение особенно полезно застенчивым людям, стесняющимся своего гнева и стыдящимся его проявления. Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, выполняя «улыбку Будды» и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. 8. Примеры разрядки накопившейся агрессивности в социально приемлемых формах: 1. переориентация агрессии на безопасные объекты («побей чучело», «порви бумагу», » побоксируй грушу», «постреляй в тире» и т. п.); 2. регламентация процедуры прямого соперничества (участие в соревнованиях, «спортивная злость», стремление к победе); 3. перевод агрессии в не менее воодушевляющих, но допустимых и социально приемлимых видах деятельности и творчества (сочинение страшилок, ужастиков — вспомните «детские» страшилки, которые ребята с удовольствием рассказывают); 4. социально одобряемые формы реализации потенциальной агрессии в борьбе с общим врагом (надо найти такого врага — например, инопланетяне, которые хотят захватить землю); 9. Методики самоуспокоения (считать до 20, делать глубокие вдохи или написать все гневные мысли на листе бумаги, который потом можно разорвать). 10. Составление списка тех действий , которыми ребенок сможет в следующий раз заменить драку. Гнев – это вполне нормальная эмоция, нужно лишь научиться управлять ею.

УПРАЖНЕНИЕ «Глаза в глаза» ( Кряжева Н.Л., 1997) «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. Обсуждение 1. Какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно? 2. Как во время спора мы можем понять какие эмоции испытывает наш оппонент? 3. Как знание эмоций оппонента сможет помочь нам вести спор?

Спор от имени персонажей — Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым.

Глоссарий Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Cпор —это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичный спор на научную или общественно важную тему, но в отличие от дискуссии, происходит однократно, не повторяясь. Прения – это обсуждение проблемы на официальном собрании. Ссо́ра -состояние взаимной вражды; размолвка. Конфли́кт (от лат. conflictus ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Аргументированность — мотивированность , доказательность, обоснованность. Гне́в — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Раздражительность — склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды. Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον , «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Оппонент (от лат. opponens — род. п. opponentis — возражающий ) — противник в споре..

Анализ Высказываний и афоризмов о ссоре и споре «И хорошие доводы должны уступать лучшим.» Шекспир У. «В жарком споре не кипятись.» Константин Кушнер «В споре обогащает не только победа, но и поражение.» Илья Шевелев «Вы можете победить в споре, но потерять друга.» Леббок

Упражнение «Доброе животное» «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

nsportal.ru

Конспект урока по риторике на тему «Правила ведения спора» (6 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока риторики в 6 классе «Искусство спора. Правила ведения спора»

Познакомить учащихся с понятием как разновидностью дискуссии, правилами ведения цивилизованного спора; формировать умения и навыки по корректному ведению спора, руководствуясь этическими нормами; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; воспитывать культуру речевого этикета; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

♦ Дайте максимальное количество определений речи собеседников в следующих ситуациях :

• в суде (истец, ответчик, судья);

• в домашней обстановке; в дружеском кругу.

Обратите внимание на то, что неадекватное восприятие речи во многом зависит от неправильно поставленного голоса, тона говорящего и неумения внимательно слушать собеседника.

III. Постановка цели и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Кто был самым первым спорщиком на Земле? Кто решил противопоставить своё мнение решению общества? Когда произошёл первый в мире спор? Вряд ли историки смогут ответить на эти вопросы с точностью. Человеку всегда было присуще спорить… «О вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!»— так говаривал Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий философ и поэт XIX века. Можно привести множество примеров исторических споров, начиная с вопросов, что было раньше — яйцо или курица, что первично — дух или материя, существует ли вечный двигатель. Кто и о чём спорит, давно уже неважно. Важно только одно — кто и как

Оказывают давление, и потому споры были и будут всегда. Однако вести спокойную дискуссию или превратить разговор в спор с переходом на личности — выбор участников действия. Зависит он от общей культуры, этикета, темперамента, целей и выдержки спорщиков. В современном мире существуют правила ведения цивилизованных споров.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. лекция учителя

(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.)

— История сохранила до наших дней легенду жизни великого спорщика Сократа, у которого были последователи и ученики. Учение Сократа сделало переворот в философии — великий гений предложил отойти от рассмотрения природы и мира и обратиться к сущности человека, его роли. Своих учеников философ приводил к знаниям с помощью диалога , развивая культуру дискуссии. Модный жанр тех лет «апология» помог его последователям Платону, лисию и Ксенофонту отстаивать и продвигать в жизнь учение и правое дело Сократа. антисократовское направление противопоставило свою идею — «обвинение, обвинительные речи». В первое же десятилетие после смерти великого древнегреческого философа эту литературную форму использовал ритор, писатель Поликрат.

Спор — словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё мнение.

Виды споров по социальному признаку

• Дискуссия — публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины.

• Диспут — публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.

• Дебаты, или прения — обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.

• Полемика — открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей — личностей, партий, идейных течений и т. п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии.

В любом споре необходимо соблюдать основные законы логики. Их всего четыре.

Y Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя ни смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, в последнем случае это надо чётко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение.

Y Закон противоречия. Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными.

Y Закон исключённого третьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом.

Y Закон достаточного основания. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана.

Правила ведения цивилизованного спора

Предложить составить свод правил ведения спора уч-ся самостоятельно, после этого дополнить.

1) Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть чёткие суждения по нему — тезисы — и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов.

2) Установить общее и различное в тезисах и первое исключить из предмета спора — сузить до необходимого предела пункты разногласий.

3) Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений.

4) Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в свою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса.

5) Отчётливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

3. творческая работа: «Практикум начинающего оратора» (в парах)

Представьте, что вы — участники спора о телесериалах. Какую позицию вы займёте: защитника или противника сериалов? Как ваша позиция повлияет на содержание речи?

4. Практическая работа: ролевая дискуссия-спор

На предложенные темы (в группах)

Задание для 1-й группы. Может ли Интернет повлиять на социальную активность молодёжи?

Задание для 2-й группы. Какие экологические проблемы современности нужно решать в первую очередь?

Задание для 3-й группы. Современная семья — это высшая государственная ценность? Как решить проблемы молодой семьи?

Комментарий к ведению дискуссии

Участники дискуссии-спора должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей.

Инициатор — захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.

Спорщик — встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

Соглашатель — выражает своё согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

Оригинал — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.

Организатор — стремится к тому, чтобы выступили все участники, задаёт уточняющие вопросы.

Молчун — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

Деструктор — всё время нарушает плавное течение дискуссии (роняет вещи, не вовремя хихикает…).

Выступления должны быть краткими и содержать один аргумент.

5. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия . Подведение итогов урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма

♦ В чём сходство и различие понятий «диспут» , «дискуссия» , «полемика» , «спор» ?

♦ Сформулируйте правила ведения диалога — спора .

♦ Назовите приёмы , используемые в споре.

2. Заключительное слово учителя

— Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» предлагает очень интересные суждения: «В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, Вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что Вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно. а он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчён Вашей победой. а ведь человек, которого убедили против его воли, не отречётся от своего мнения и поневоле. Вы можете дать понять человеку, что он не прав взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если Вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли Вы его тем самым согласиться с Вами? Никогда! Ибо Вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить своё мнение. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем Вы начали спор».

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока. Определения. Приготовить три тезиса утверждения, три тезиса отрицания темы «В городе жить лучше, чем в деревне»

Конспект урока риторики в 6 классе «Искусство спора. Правила ведения спора»

Познакомить учащихся с понятием как разновидностью дискуссии, правилами ведения цивилизованного спора; формировать умения и навыки по корректному ведению спора, руководствуясь этическими нормами; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; воспитывать культуру речевого этикета; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

♦ Дайте максимальное количество определений речи собеседников в следующих ситуациях :

• в суде (истец, ответчик, судья);

• в домашней обстановке; в дружеском кругу.

Обратите внимание на то, что неадекватное восприятие речи во многом зависит от неправильно поставленного голоса, тона говорящего и неумения внимательно слушать собеседника.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Кто был самым первым спорщиком на Земле? Кто решил противопоставить своё мнение решению общества? Когда произошёл первый в мире спор? Вряд ли историки смогут ответить на эти вопросы с точностью. Человеку всегда было присуще спорить… «О вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!»— так говаривал Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий философ и поэт XIX века. Можно привести множество примеров исторических споров, начиная с вопросов, что было раньше — яйцо или курица, что первично — дух или материя, существует ли вечный двигатель. Кто и о чём спорит, давно уже неважно. Важно только одно — кто и как

Оказывают давление, и потому споры были и будут всегда. Однако вести спокойную дискуссию или превратить разговор в спор с переходом на личности — выбор участников действия. Зависит он от общей культуры, этикета, темперамента, целей и выдержки спорщиков. В современном мире существуют правила ведения цивилизованных споров.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. лекция учителя

(Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.)

— История сохранила до наших дней легенду жизни великого спорщика Сократа, у которого были последователи и ученики. Учение Сократа сделало переворот в философии — великий гений предложил отойти от рассмотрения природы и мира и обратиться к сущности человека, его роли. Своих учеников философ приводил к знаниям с помощью диалога , развивая культуру дискуссии. Модный жанр тех лет «апология» помог его последователям Платону, лисию и Ксенофонту отстаивать и продвигать в жизнь учение и правое дело Сократа. антисократовское направление противопоставило свою идею — «обвинение, обвинительные речи». В первое же десятилетие после смерти великого древнегреческого философа эту литературную форму использовал ритор, писатель Поликрат.

Спор — словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё мнение.

Виды споров по социальному признаку

• Дискуссия — публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины.

• Диспут — публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.

• Дебаты, или прения — обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.

• Полемика — открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей — личностей, партий, идейных течений и т. п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии.

В любом споре необходимо соблюдать основные законы логики. Их всего четыре.

Y Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя ни смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, в последнем случае это надо чётко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение.

Y Закон противоречия. Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными.

Y Закон исключённого третьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом.

Y Закон достаточного основания. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана.

Правила ведения цивилизованного спора

Предложить составить свод правил ведения спора уч-ся самостоятельно, после этого дополнить.

1) Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть чёткие суждения по нему — тезисы — и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов.

2) Установить общее и различное в тезисах и первое исключить из предмета спора — сузить до необходимого предела пункты разногласий.

3) Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений.

4) Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в свою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса.

5) Отчётливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

3. творческая работа: «Практикум начинающего оратора» (в парах)

Представьте, что вы — участники спора о телесериалах. Какую позицию вы займёте: защитника или противника сериалов? Как ваша позиция повлияет на содержание речи?

4. Практическая работа: ролевая дискуссия-спор

На предложенные темы (в группах)

Задание для 1-й группы. Может ли Интернет повлиять на социальную активность молодёжи?

Задание для 2-й группы. Какие экологические проблемы современности нужно решать в первую очередь?

Задание для 3-й группы. Современная семья — это высшая государственная ценность? Как решить проблемы молодой семьи?

Комментарий к ведению дискуссии

Участники дискуссии-спора должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей.

Инициатор — захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.

Спорщик — встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

Соглашатель — выражает своё согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

Оригинал — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.

Организатор — стремится к тому, чтобы выступили все участники, задаёт уточняющие вопросы.

Молчун — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

Деструктор — всё время нарушает плавное течение дискуссии (роняет вещи, не вовремя хихикает…).

Выступления должны быть краткими и содержать один аргумент.

5. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма

♦ В чём сходство и различие понятий «диспут» , «дискуссия» , «полемика» , «спор» ?

♦ Сформулируйте правила ведения диалога — спора .

♦ Назовите приёмы , используемые в споре.

2. Заключительное слово учителя

— Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» предлагает очень интересные суждения: «В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, Вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что Вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно. а он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчён Вашей победой. а ведь человек, которого убедили против его воли, не отречётся от своего мнения и поневоле. Вы можете дать понять человеку, что он не прав взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если Вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли Вы его тем самым согласиться с Вами? Никогда! Ибо Вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить своё мнение. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем Вы начали спор».

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока. Определения. Приготовить три тезиса утверждения, три тезиса отрицания темы «В городе жить лучше, чем в деревне»

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Перечень приказов мо рф за 2018 год Приказ Министра обороны РФ от 14 декабря 2017 г. № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание […]
  • 193 приказ росалкогольрегулирования Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 31 октября 2014 г. N 348 "О внесении изменений в приказы Росалкогольрегулироваиия от 1 августа 2013 г. N 192, от 1 августа 2013 г. N 193, от 27 декабря 2013 г. N 335 и от 3 […]
  • Правила техники безопасности при шлифовке и полировке зубных протезов Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 […]
  • Приказом минфина рф 66н ПРИКАЗ №66н О формах бухгалтерской отчётности организаций МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДКРЛЦИИ от 20.07.2010 г. 66н О формах бухгалтерской отчетности организаций (с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № […]
  • Преступления в салавате В правоохранительные органы республики вечером 04 августа 2018 года поступило сообщение о смерти 2-летней девочки. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан […]
  • Пособие по истории для егэ 2018 ЕГЭ 2018. История. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые […]

Обсуждение закрыто.