Кто правит в афоне

Святая Гора Афон официально выступила против легализации однополых «союзов»

Святая Гора Афон, 23 декабря 2015 г.

Срочное послание депутатам греческого парламента направил Священный Кинот Святой Горы Афон. Представители всех афонских монастырей единогласно выступили против легализации однополых браков. Обращаясь к депутатам, святогорцы попросили перенести голосование, «чтобы в должной мере учесть волю всего греческого народа», сообщает AgionOros.

В документе высказывается «беспокойство Святой Горы Афон по поводу грозящего отклонения (теперь и на законодательном уровне) от начал и ценностей, составляющих основу православной идентичности и греческой культуры»:

Просим вас снять с голосования этот законопроект, особенно в канун великого праздника, Рождества Христова

«Как православные христиане, мы испытываем глубокое уважение к личному выбору каждого человека, его праву пребывать в Церкви или дистанцироваться от нее. Мы исходим из того, что никто не имеет права отнимать данную Богом ценность человеческой свободы.

В то же время позиция, приравнивающая “однополые пары” к семье, со всеми вытекающими из этого правовыми и социальными последствиями (в том числе и усыновлением детей), вступает в явное противоречие с нравами нашего народа и выглядит как вызывающая провокация и вызов греческому народу».

Святогорцы просят правительство и депутатов, которым «греческий народ доверил свою судьбу», принять во внимание это послание, исполненное «беспокойства и искренней заботы о будущем страны»: «просим вас снять с голосования этот законопроект, особенно в канун великого праздника, Рождества Христова. Возможно, временный отзыв закона даст возможность для его детального обсуждения и предоставит возможность выразить свою позицию относительно института брака греческому народу».

Послание на греческом языке можно найти здесь.

www.pravoslavie.ru

Что такое Афон

Bсему христианскому миру известно, что Святая Афонская Гора находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и что сие место назначено Ей уделом для проповеди евангельского слова. Истину эту всегда признавали православные, её признают также и иноверные и даже неверные.

Жития многих святогорских подвижников доказывают любовь Игуменьи Святой Горы и Её заботу о тех, кто посвятил себя иноческой жизни на Афоне. По державной Её воле это место предназначено до скончания мира, как говорят местные предания, исключительно для мужского монашества.

Образ жизни на Афоне не подчинён мирским законам. Афон населён мужами, которых не удовлетворяет ничего, что может предложить мир; они стремятся к большему, чем материальные блага и земные красоты. В поисках этого большего они и отправились на Гору Афон, где кончается земля и начинается Небо. Благодаря многотерпению и ежедневным подвигам, они находят искомое и живут так, имея величайшее сокровище. И сокровище это – этот кусочек Неба – сохраняют до конца земной жизни.

На Святой Горе мужи ведут ту новую жизнь – жизнь, дающую им предощущение будущего блаженства. Души их вдохновляются мыслью о вечности, которая, словно вечная весна, ободряет и утешает, когда становится по-зимнему тяжело.

Архимандрит Херувим (Карамбелас) «Современные старцы Горы Афон»

В настоящее время Афон – главный центр и оплот восточно-христианского монашества. В связи с этим вполне оправдан интерес к нему не только православных, но и всех людей, имеющих помимо материальных и духовные интересы. Множество гостей со всех уголков земного шара ежегодно посещают Святую Гору. Их значительная часть под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, а некоторые даже остаются на Афоне, становясь на путь монашества.

«Тысячелетнее монашеское царство. Афон – сила, и сила охранительная, смысл его есть «пребывание», а не движение, Афон созерцает, а не кипит и рвётся. Но он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона; любви, а не угрозы. Афон не мрачен, он светел».

Борис Зайцев (1928 г.)

Пусть никто не называет монаха ни лишённым любви к родственникам, ни человеконенавистником, ни непатриотичным: это хула! Не бывает монаха, безразличного к единоплеменникам: такого мы сочли бы лишённым всяческой добродетели. Но он уходит в пустыню, чтобы оказаться ближе к Могущему спасти и, молясь в каком-нибудь тёмном уголке своей Келлии, вместе с Богом правит миром, по Апостолу, и помогает своим и всему своему народу любовью – самым действенным способом.

Феоклит Дионисиатский «Никодим Святогорец»

Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Но не меньшее богатство – сбережённое в этих обителях тысячелетие духовной жизни славной Византии и других православных народов: сербского, болгарского, румынского и, конечно, русского.

Наши соотечественники всегда с особым трепетом и любовью тянулись к этому месту, отмеченному печатью Небесной чистоты. Несколько десятилетий Афон был недоступен для русских паломников, ныне же Божия Матерь опять дала нам возможность посещать Святую Гору. Однако многим кажется, что осуществить это благочестивое желание невозможно. И напрасно. В действительности же паломничество на Святую Гору вполне осуществимо, лишь бы на то было Божие благословение. Настоящее издание имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.

Церковное предание сообщает, что христианство на Афоне проповедала Сама Матерь Божия, давшая обетование о Своём уделе:

Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом.

Нет, пожалуй, ни одного афонского монаха, который не видел бы в Богоматери свою главную заступницу, отраду, надежду и утешение. С «Достойно есть» начинается обучение афонских певчих, Богородицу изображают в своих первых работах иконописцы и резчики, Её чтимые иконы есть в каждом монастыре, ските и келье.

Эту близость Пресвятой Богородицы ощущают и паломники.

Афон это духовная школа, школа смирения и покаяния. Современные старцы часто советуют увезти со Святой Горы не только сувениры и подарки близким, но и решение изменить себя, начать борьбу со своим «ветхим человеком». На Афоне покаяние переживается как основа христианской жизни.

Однажды одного старца спросили:
– Что такое Афон?
На что он ответил:
– «Радость бывает на небе об одном кающемся грешнике». Здесь много таких кающихся.

Несущие радость слёзы покаяния – главный урок Афона и его образ жизни. Здесь едва ли встретишь человека, считающего себя благочестивым, сколь бы благочестив он не был на самом деле.

Вера в бессмертие души, в то, что «мы находимся на земле, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть»[1] предопределяет все действия монахов.

[1] Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд.3. Т.3. СПб., 1905. С.183.

www.agionoros.ru

Полуостров Афон

ПОЛУОСТРОВ АФОН — самый красивый из всех. Это место на протяжении нескольких тысячелетий было обиталищем монахов, и до сих пор, цивилизация не проникла на Святую гору. На полуострове Афон находится единственное в мире православное монашеское государство Агион Орос (Св. Гора Афон), насчитывающее 20 действующих монастырей X-XIV вв., одним из которых является русский монастырь Св. Пантелеймона.

Монашеское государство имеет сухопутные и морские границы; его столицей является Карея (Карьес). Правит государством Священный Синод, состоящий из ежегодно избираемых представителей монастырей (одного от каждого), живет оно по своему Уставу.

Недалеко от границы с Афоном находится привлекательный курортный городок Урануполи (в переводе – небесный город), являющийся связующим звеном между монашеской республикой и остальной Грецией. Отсюда отходят паромы до пристани Дафни – центральной гавани Афона. В нескольких километрах от Урануполи находятся, расположенные друг за другом у самого берега моря, гостиницы разных категорий с панорамным видом на близлежащий остров Амульяни и восточное побережье полуострова Ситония.

Северная половина Афона – зеленая. Здесь монахи выращивают для собственного стола оливки, виноград, апельсины и овощи, иногда валят для продажи лес, который в Греции очень дорог. Монастыри же южной оконечности полуострова ютятся на почти голых скалах. Безбедное существование братьев обеспечивается в основном пожертвованиями.

За многие века существования монастырей некоторые из них получили недвижимость на «большой земле», которую сдают в аренду, не оскудевает рука и современных греческих верующих. Основы веры преподаются детям в средней школе, правда, сейчас доля коренного населения в городах быстро уменьшается под наплывом иммигрантов – албанцев, арабов, курдов – народов с очень высокой рождаемостью. Благодаря этому монахи на Афоне имеют возможность не быть героями сельскохозяйственного или строительного труда, как братья и сестры многих российских монастырей, а посвящать большую часть времени молитве и уделять часть своих духовных и материальных благ паломникам из Греции, Украины, Молдавии, России и совсем неправославных стран вроде США.

Итак, если не считать виноделия и отжима масла, производств на Афоне нет. Поэтому природа полуострова девственна, как при сотворении. Даже тропы, соединяющие большинство монастырей, не изуродованы металлом и бетоном, а усеяны каштанами и желудями. Путника от обрыва отделяют стеночки, сложенные из дикого камня, из такого же камня построены арочные мосты над горными потоками, которые летом почти пересыхают. Чувствуется присутствие человека, но гармония не нарушена. Пейзаж составляют буйная южная зелень, шумящее внизу море и синеющие в дымке вершины гор, а одухотворяют его возвышающиеся там и сям кресты – еще живых монастырей и полуразрушенных временем скитов и келий. Свисают лианы, из кустов кричат то ли птицы, то ли звери, и лисицы пьют из ручья.

Но вот первое свидетельство проникновения цивилизации на Афон: на деньги ЕС на полуострове строится сеть автомобильных дорог. Пока еще самый цивилизованный способ перемещения по полуострову – такси в виде горного грузовичка «мерседес» с монахом за баранкой, героически карабкающегося по краю обрыва на почти отвесные склоны, а зимой глубоко утопающего в грязи. Но скоро, с огорчением говорят монахи и просто ценители афонских традиций, классического паломника с палочкой и рюкзаком будут на пересечении тропы с шоссе обдавать хорошо очищенным выхлопом большие автобусы, полные ленивых туристов.

Большинство монастырей выглядят как средневековые крепости. Да, собственно, таковыми они и являются: когда-то эти стены нужны были, чтобы защититься от пиратов. В верхней части стены – окна и балконы, поскольку непосредственно за стеной находятся кельи – монашеские и гостевые. Практически все внутреннее пространство крепости занято одним-единственным небольшим храмом характерной византийской архитектуры. Вместо черепицы крыши покрывают неровные плиты из слоистого камня. Здесь, в храме, проводят свои лучшие часы монахи и гости монастыря. Сто лет назад суточный круг богослужений на Афоне составлял не меньше 12 часов. Сейчас обычно – не больше восьми. Традиционно самое долгое богослужение совершается ночью, всех будят на него ударами в деревянную колотушку. Помимо служб, у монахов еще большое келейное молитвенное правило, на которое поднимают за три-четыре часа до службы.

Среднестатистический распорядок дня выглядит так. В час ночи начинается ночное богослужение, объединяющее всенощную и литургию, которое длится три-пять часов. Потом – завтрак. После завтрака в будний день монахи отдыхают, а потом отправляются на послушания. В два часа – дневная служба, длящаяся около полутора часов. После нее – обед. В шесть вечера – молебен минут на 40. Потом – тихий час. Русский Пантелеймонов монастырь – один из самых ортодоксальных как по части длительности служб, так и по части времяисчисления. Во всех монастырях живут по афонскому времени, но в нашем вообще не пользуются нормальным, европейским. Особенность афонского времени в том, что сутки начинаются с рассветом, поэтому часы приходится переводить каждый день. Хотя почти во всех монастырях уже есть электричество, в храмах по-прежнему горят только свечи. Поэтому ночью одетые в черное люди почти исчезают в полумраке, зато проступают и оживают святые, написанные на золотом фоне, который от свечей углубляется, приобретает третье измерение. Довольно однообразное ритмическое монашеское пение, раскачивание хороса – круглого, почти во весь храм, подвешенного под куполом светильника, – погружают участника в какое-то третье состояние – не сна и не бодрствования, – время проходит незаметно.

В некоторые периоды службы можно отдохнуть в стасидии. Стасидия – это деревянное кресло с высокими подлокотниками, сиденье которого может находиться в одном из двух положений. В низком сидеть удобно, но при попытке встать край сиденья выталкивает из стасидии. В высоком специальный выступ давит на спину, сидеть приходится, наклонившись вперед, и спина быстро устает. Таким образом, уснуть не удастся, зато даже старец сможет выдержать до конца.

После дневной службы монахи и паломники вместе переходят в столовую (по гречески – «трапеза»), молятся и молча обедают, слушая чтение жития святых. На столе обычно овощи, каша, выпечка, оливки, часто рыба, сыр и даже вино в кувшинчике. Всем кладут одинаковое количество, но каждый монах съедает и выпивает ровно столько, сколько ему благословил духовник. Монахам вообще ничего не разрешается делать по своему хотению. А каково прожить всю жизнь на берегу (половина окон келий имеют вид на море), летом терпеть испепеляющую жару в черном подряснике и знать, что ты не искупаешься в этом море не только сегодня, но никогда в жизни: запрещено.

После обеда для паломников в храме выставляются святыни. На Афоне древних христианских святынь больше, чем где-либо. Это части тела святых, некоторые из них – нетленные, кусочки Креста Господня, сохранились даже дары волхвов младенцу Христу. Почти с каждым предметом в монастырском храме связано какое-то чудо. В монастыре Зограф есть икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, изобразилась сама на подготовленной для росписи поверхности.

За семь веков монахи записали столько исцелений у иконы, что один епископ не поверил в их правдивость. Прибыв в обитель, он позволил себе коснуться пальцем лика Святого Георгия. Палец прилип к иконе. Несколько дней монахи молились, тянули епископа, как ту репку, но Святой Георгий так и не отпустил архиерея. Пришлось отрезать кончик пальца, который и доныне сохранился в засохшем виде на иконе и предупреждает всех о необходимости благоговейного отношения к святыням. Для монахов подобные реликвии – обыденность. Не спросишь: «А это что?» – и не расскажут. У всех на уме одно чудо – чудо изменения человека. Из злого – в доброго. Из обычного – в кроткого и любящего. За этим сюда все и пришли. Монастырь – это семья, которая заботится о каждом из своих даже после смерти.

Спустя три года после похорон монаха извлекают из земли, и если его тело не разложилось, но потемнело, значит, он еще не прощен Богом; тогда останки снова закапывают, и вся братия усиленно молится об усопшем. Через несколько дней снова откапывают и обнаруживают обычно уже голые кости, которые складывают в костницу. Теперь судьба брата благополучна. Некоторых отмолить не удается даже после нескольких попыток, тогда черный труп выбрасывают в море.

Во многих монастырях идет ремонт: укладывается кафель, устанавливается фаянс в туалетах, монастырские гостиницы для паломников становятся похожи на гостиницы настоящие. Это тоже делается на деньги ЕС. Рядовые монахи считают, что эти подарки дорого обойдутся: потом ЕС потребует упростить порядок приема гостей, а потом и вовсе открыть Афон для женщин. Сегодня традиции блюдутся строго, от греха подальше на остров не завозят даже самок крупного скота, и невежественных яхтсменов встречают в бухтах предупреждения о запрете женщинам ступать на берег Афона. Все это не шутки, из уст в уста передаются истории о женщинах, нелегально проникших сюда и пострадавших от несчастных случаев. Поэтому в православной Греции такую сумасшедшую, которая отважится на это, еще поискать.

Но европейским феминисткам ничего не страшно, их головная организация уже пытается провести через Европарламент закон об изменении статуса Святой горы как ущемляющего права женщин. Настоящее монашество все меньше соответствует нашему времени.

Сейчас в каждом афонском монастыре около 50 монахов, а раньше были сотни. В русском Пантелеймоновом монастыре в конце XIX века трудилось до 4000 братьев, поэтому на царские деньги монастырь разросся, словно город. За время советской власти, не пускавшей граждан на Афон, многие здания обветшали. Теперь на каждого монаха приходится чуть ли не по целому зданию. Братьев могло быть и больше, но теперь греки ограничивают въезд на Афон из стран «третьего мира». Тем более из России, которая не так давно преобладала на Афоне – и количеством монахов, и великодержавной поддержкой. И все-таки построенные русскими Пантелеймонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты доныне поражают гостей размахом и изысканностью архитектуры (греки ревниво говорят – «гигантомания»). И так приятно русскому на Святой горе, по которой ступала нога Богородицы, разобрать на колоколе славянскую вязь с именем жертвователя, отлившего этот колокол во славу Божию и славу России. (авт. Дмитрий Семеник)

atury.ru

Афон. Достучаться до небес

Уникальные съемки в единственной в мире монашеской республике. Афон – цитадель мирового православия на полуострове Халкидики в Греции.

Съемочная группа «Первого канала» впервые заглянула за тайные двери древних обителей… Чудеса, исцеления, знаки. Сама съемка, как чудо, ведь по местным законам видеокамеру легко могут отнять, да и отснятые кадры «вдруг» пропадают.

В фильме: Возвращение Пояса Богородицы из России на Афон… Ксилургу – древнейший на планете Земля русский храм. Экслюзивные кадры и интервью на Карулях – в самом закрытом уделе афонского монашества, где в тайных пещерах скрываются от мира настоящие аскеты, а иногда и беглые люди. Дыхание Рождества на Святой Горе, без еловых ветвей, но с южными плодами. Легенда о двенадцати старцах, почему на Афон не пускают женщин, в чем рецепт афонского долголетия, как монахи хоронят своих братьев.

Путь героев этого фильма не случайно называют подвигом. Иноки, то есть иные, другие люди. Греки и русские, сербы и англичане, даже бразильцы. Они живут вне мира, но их молитвой держится мир. Афанасий из России, Сергей с Украины, Феодох из Грузии. Три судьбы, три дороги к Богу сошлись на Святой горе.

«Афон – достучаться до небес». Фильм, в котором Святая Гора впервые так открывается миру.
Даже географически этот полуостров в Эгейском море будто бы пытается оторваться от земли. Когда-то здесь поклонялись Аполлону и Зевсу, но Рождество Христово стало новым рождением и для Афона. Иноки, то есть иные, другие люди, и люди вполне обычные, туристы со всего мира — друг другу они иной раз кажутся инопланетянами, настолько Святая гора отличается от светской равнины. Как будто и не остров вовсе, а другая планета со своей орбитой и притяжением.

Говорят, Афон – это не место, это путь. Путь, который не случайно называют подвигом. Иноки живут на Афоне в ежедневном труде и молитве. А высоко в скалах в тайных пещерах подвизаются аскеты из аскетов, самые стойкие духом афонские старцы.

Святая гора – три вершины, единые и неразделимые, как сама Троица. Формально Афон – часть Греции, а по сути это самостоятельная монашеская республика с местным правительством, с особыми законами. Греческий губернатор на полуострове присутствует, но не правит. Со своим уставом в их монастырь не ходит. А таких монастырей на Святой горе 20. Три из них славянские: русский, сербский и болгарский. Есть румынский скит. А главный из монастырей, как и в России, называется Лаврой.

Здесь по-прежнему живут по византийскому времени, новые сутки начинаются с заходом солнца. Летом разница с той же Грецией – 3, а зимой и все 6 часов. Монахи уже бодрствуют, когда паломники и туристы, собравшиеся на Афон, еще спят на другом берегу Эгейского моря.

Чтобы попасть на Святую гору, билета на паром не достаточно. Паромы, кстати, иногда не ходят: когда погода штормовая, навигацию закрывают. Бывает, на сутки, случается, и на несколько дней. Кроме хорошей погоды паломнику нужен еще диамонтирион, бумага с афонской печатью, с двуглавым византийским орлом. Стоит 25 евро. Диамонтирион – письменное разрешение на посещение Афона, получить его может только мужчина, причем любого вероисповедания. Как правило, паломнику на Афоне никогда и нигде не отказывают в ночлеге и куске хлеба. Диамонтирион — это специальный пропуск на остров, своего рода паспорт паломника. Есть разрешение на 4 дня с правом пребывания в любой обители, есть на неограниченный срок, но только в том монастыре, что выдал такую бумагу. Афонская виза необходима, иначе только и остается, что фотографировать величественные пейзажи, проплывая мимо Святой горы.

Мистическим местом Афон считался еще с дохристианских времен. Древние греки возвели здесь храмы Аполлона и Зевса. Афоном согласно мифам звали одного из титанов. Во время битвы титанов с богами Афон схватил самый большой камень и швырнул его в богов. Камень упал на землю и превратился в гору. Ее и назвали именем титана.

В христианскую эру Афон становится настоящим очагом Святого Духа. Сюда едут люди в большинстве своем воцерковленные или всем сердцем ищущие Бога. Во время длинных и трудных постов, таких как Великий, Рождественский, на Пасху и Рождество паломников особенно много, и для каждого Афон – глубоко личная история. Кто был на Святой горе, знает: здесь происходит метанойя, в переводе с греческого — покаяние, или изменение ума. Это и есть действие благодати, присутствие Бога на Земле, говорит отец Савватий. Монах Валаамского монастыря жил на Святой горе полтора года. Планета Афон и его вовлекла в свою орбиту. «Не было ни одного человека из моих знакомых, из случайных встреч, которые бы вернулись с Афона теми же самыми людьми, какими они вошли. Возвращаются совсем другие люди», — говорит отец Савватий.
Меняются люди, меняются и какие-то афонские правила. Раньше и к внешнему виду паломников и туристов здесь относились очень строго – обязательно в черном, обязательно с длинным рукавом. Сейчас все проще — для приезжих, но не для самих афонских монахов. Их устои, тысячелетние традиции, вековые монастырские стены, кажется, незыблемы. Стоят, как афонские скалы – не сдвинешь.

Один из местных законов — как вызов феминизму, да и всей либеральной Европе: женщинам вход на Святую гору строго запрещен. Говорят, от этого правила отступили лишь однажды, после Второй мировой. В Греции шла гражданская война, женщины и дети спасались в лесах Афона. Но потом все вернулось на круги своя. Визит дамы на Афон может закончиться тюрьмой от восьми месяцев до года. Более того, все рабочие животные на Афоне только мужского пола. Птицы не вьют здесь гнезд и не выводят птенцов, гласит афонская легенда.

Женский образ Афона – сама Богородица. Святую гору называют ее земным уделом, а еще монашескую республику иногда именуют монархией. На троне – царица небесная. По афонскому преданию, Богородица вместе с апостолами готовилась нести народам и землям благую весть. Божья Матерь направлялась на Кипр, но корабль попал в бурю и причалил к афонской горе. Тогда Богоматерь сказала: «Место сие да будет моим жребием, который дан мне Сыном и Богом моим». Было это около 44 года от Рождества Христова.

Это первое афонское чудо Богородицы. Ведь, как гласит предание, даже идолы признали ее Матерью Божьей. Языческий народ поклонился Христу, едва услышав и увидев ее. Божью Матерь славят в молитвах, в песнопениях. И, конечно, в иконах. За тысячу лет технология мало изменилась – краски из тертых минералов и желток как связующий элемент. Держится веками, вот почему сохранилось так много древних икон. С Иверским образом (он самый почитаемый на Афоне) связано немало чудес. Иверскую икону приписывают кисти апостола Луки. На Афоне этот образ с X века. Икона на входе, на вратах монастыря, отсюда и название — Вратарница. Все попытки перенести ее в другое место заканчивались одним: икона непостижимым образом вновь оказывалась на вратах. «Не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы я охраняла вас», — сказала Богородица, явившись старцу Гавриилу. Когда Вратарница оставит Святую гору, знайте: близок конец света – так говорят афонские старцы.

Эхо Афона. Как есть новый Иерусалим, так есть новый Афон в Абхазии. Мало кто знает, что Киево-Печерскую Лавру основал афонский монах Антоний Печерский. Афонские подворья в Москве и Петербурге, Иверские иконы и храмы по всей России – все это тоже эхо Афона. Духовные импульсы расходятся от Святой горы, как круги по воде. Столько христианских святынь, сколько их на Афоне, нет, пожалуй, ни в одной другой точке планеты. Все на Святой горе почти физически чувствуют: ничего здесь не происходит по своей воле, здесь не ты выбираешь дорогу, здесь дорога выбирает тебя.

Планировать съемки в древнем Ватопеде – пустая затея. Это территория, закрытая для телекамер. Но игумен Ефрем, глава монастыря, дал съемочной группе программы свое благословение, сказав: «Так управила сама Богородица». Никто не знал, что эти съемки отца Ефрема в его родной обители станут последними перед арестом. Взять под стражу игумена в его же монастыре – для Афона это немыслимая история. На то была особая прокурорская санкция, без нее полицейские не смогли бы даже войти в монастырскую ограду. Отца Ефрема арестовали прямо в его келье, невзирая на обострившиеся болезни. Одного из самых уважаемых афонских отцов обвиняют по скандальному и давнему делу, якобы обмен недвижимостью и землями между Ватопедским монастырем и государством нанес ущерб в 100 миллионов евро греческой казне. При чем здесь Ефрем? Ведь он действовал в рамках закона и в интересах монастыря. Этим вопросом задаются и афонская братия, и православные по всему миру, протестующие против ареста игумена. Сам он заявляет, что чист перед своей христианской совестью и законом.

Русская православная церковь одной из первых потребовала от греческих властей прекратить преследование отца Ефрема. Патриарх Кирилл направил президенту Греции послание с просьбой освободить афонского игумена. Эта сопричастность, сопереживание тронули здесь каждую душу. Но еще больше тронуло ватопедских монахов то, с какой верой и трепетом в России встречали пояс Богородицы. Святыня, одна из самых почитаемых и на Афоне, и во всем христианском мире, так далеко и так надолго еще не покидала пределы монастыря. Его настоятель в своем последнем перед арестом интервью не скрывал: он, как и все афонские монахи, под большим впечатлением от поездки в Россию. Такого поклонения богородичной святыне не было, пожалуй, нигде и никогда.

Дважды в день в монастыре трапеза. Молитва перед едой, во время самой трапезы и по ее окончании. Мясо монахи не едят вообще, рыбу — по праздникам. А так – хлеб, оливки, овощи. На десерт толченые орехи с фруктами и медом. Модная средиземноморская диета – это не про них. Хотя бывают на столе и морепродукты. У монахов вся жизнь – пост, так что в диетах нет необходимости. Повара просят у всей братии прощения, на всякий случай – вдруг не угодили. Не забывают кашевары и о братьях наших меньших. Вот кому здесь живется вольготно – с кухни всегда что-нибудь да перепадет.

Вообще, кухня – это горячий цех монастыря, труднейшее послушание. Поваров иногда и от богослужений освобождают – здесь их служение. История церкви знает немало примеров, когда трудившихся на кухне причисляли к лику святых. Герасим, пока не стал монахом, не знал, как яйцо сварить, а теперь – шеф-повар всей братии. После трапезы праздничная служба по полному чину – 7 часов стоять. Нужно, чтобы и силы были, и в сон не клонило. У византийского богослужения, как и у русского, свой, особенный свет, своя неповторимая красота и торжественность. Афонские монахи по 6, а то и по 9 часов в день на службах. Ноги, конечно, устают до изнеможения, поэтому в храмах есть особые кресла стасидии – можно передохнуть ногам, но не душе. Душа монаха обязана трудиться без отдыха.

Две тысячи метров над уровнем моря. Но высота на Афоне – понятие не столько географическое, сколько духовное. Возвыситься над морем страстей в уединении и молитве и наблюдать, как шторм сменяется стилем. С верой, надеждой и любовью встречать каждый рассвет, каждый закат, благодарить Бога за все.

Афон – своего рода православный интернационал, уроженцы разных стран ищут одного отечества, небесного. Иконописец Алипий – с Украины, он здесь на стажировке, или, говоря афонским языком, на послушании. А у отца Андрея светского гражданства нет вообще и, наверное, уже не будет. Он русский, жил в Латвии, после распада Союза российское гражданство ему не дали.

Планета Афон хранит в себе и самый древний на планете Земля русский храм. Греки называют это место Ксилургу (обитель плотника), русские – скитом Успения
Богородицы. Тысячу лет здесь молятся о далекой и любимой родине. Древнейшая в мире русская обитель основана в X веке дружинником святой равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе, гласит афонское предание. Есть и другая версия. Основателями Ксилургу вполне могли быть греки. В любом случае, для русского православия это не просто святыня, а одна из исторических и духовных первооснов.

Скит Ксилургу приписан к русскому Свято-Пантелеймонову монастырю. Старый Руссик, Ильинский скит, Белозерка – русские имена Афона. 6 тысяч монахов из России в начале XX века, больше, чем всех остальных вместе взятых. Андреевский скит – здесь глава Андрея Первозванного, апостола, что принес благую весть на русскую землю. Это некогда самый большой храм на Балканах, за красоту и монументальность греки называли скит «Кремлем Востока». До революции здесь трудилось почти 800 русских монахов – своя типография, аптека, кузница. Обслуживали не только себя, но и всю Святую гору. Но после 1917 года скит пришел в упадок – монахи из России уже не ехали сюда, русские меценаты уже не жертвовали на обитель, они сами стали жертвами безбожного переворота на родине. В 1958 году страшный пожар уничтожил библиотеку скита. 20 тысяч книг, рукописей, уникальный архив утрачен безвозвратно. 40 лет как умер последний русский монах. Андреевский скит надолго опустел, теперь здесь всего полтора десятка греческих послушников, но, кажется, все в скиту напоминает о России.

Скитов на Афоне более десятка. Скит — своего рода малый монастырь. Впрочем, иногда по численности скиты с монастырями сопоставимы. Есть еще и кельи, монашеские поселения с земельным наделом и храмом, а также каливы – поселения без храмов. В каливах, как правило, живут не больше шести монахов.
Всего русских монахов на Афоне сейчас около сотни. Самая большая наша братия — в Пантелеймоновом монастыре. Это древний крупнейший очаг русского православия на Святой горе, восемь с половиной веков. Был и расцвет — 2 тысячи монахов в начале прошлого века, и упадок – в обители оставалось всего несколько послушников. В 1968 году случился пожар, и только в последние годы монастырь возрождается благодаря меценатской помощи из России. Уже не 5 и не 10, а почти 70 монахов. Воссозданы общежительные корпуса, больница, монастырская пристань.

В 2005 году состоялся знаковый для Свято-Пантелеймонового монастыря визит Владимира Путина. Путин – первый глава российского государства, посетивший Афон. Русские монахи тогда рассказывали гостю: из швейных машинок работают только старенькие отечественной сборки, а иностранные почему-то отказывают. Здесь – русский дух. Настоятель архимандрит Иеремия (ему 96 лет) – живой пример афонского долголетия. Вот что делает аскетизм и христианский образ жизни, сказал об этом афонском отце Патриарх Кирилл.

Афон и Россия связаны исторически и мистически. Спас нерукотворный в Покровском храме Пантелеймонового монастыря, Угольный спас — икона буквально почернела в день убийства царской семьи в июле 1918 года. Лампада у одной из главных афонских святынь Иверской иконы — язычок пламени, по свидетельству монахов, особенно сильно дрожал, когда на долю России выпадали самые тяжелые испытания: в 1917, 1941, 1993 годах. Афонские старцы не раз видели знаки апокалипсиса, конца времен. Но не страх, а радость и надежда правят на Афоне. Ведь сказано в Евангелии: «Не беспокойтесь о завтрашнем дне».
В тайных кельях до сих пор живут 12 старцев-отшельников. Они являются людям, даже самим монахам, лишь в исключительных случаях. Если кто-то из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах, взамен призывают нового послушника. Когда наступит конец света, все 12 старцев выйдут и будут совершать последнее богослужение.

Еще одно афонское чудо – Карули. Карули, или карулья – в переводе с греческого катушки, канаты или цепи. С их помощью монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию. Отсюда и название местности на юго-западе Афона, где в пещерах самые стойкие отшельники ведут наиболее закрытый, аскетический образ жизни. Есть красивая легенда: загадать здесь желание — значит, шепнуть его прямо Богу в уши. Но афонские отшельники верят не в легенды – в Святое Писание и в свое монашеское призвание. В иную пещеру не то что пройти — проползти трудно. Вот почему здесь столетиями скрывались от мира монахи, а иногда и беглые люди. Лабиринты таят в себе много опасностей и не всегда приятных открытий. Не угадаешь, откуда могут посыпаться камни или кто побывал в той пещере до тебя.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной. Южная сторона Афона. Летом – жара за 50, зимой – сырость и промозглый ветер. Выживают на Карульях самые сильные. И не только духом. Чужие здесь не ходят. По цепям и канатам, вверх или вниз, а все равно восхождение неисповедимыми путями. Страшные Карули. Жутковато, когда смотришь с обрыва, как в бездну. И кажется, земля уходит из-под ног. Случались здесь и чудесные спасения, и трагические истории. Монах в Карульях – больше чем монах. Не просто молитвенник, но настоящий отшельник, почти альпинист, виноградарь, плотник, иногда печатник. Как старец Арсений. Ему 84 года. Труд, молитва, самоограничения – афонский рецепт долголетия. Прямо в келье – станок. Многие здесь делают иконки, плетут кресты на продажу в монастырских лавках, работают в огороде. Много ли надо монаху? Ведь на Афон всегда приходили не за земными благами.

Отец Иоанн 12 лет как на Карульях. Это самый закрытый для чужих глаз удел афонского монашества. Но и сюда пришел технический прогресс. Такое, наверное, только здесь и увидишь – на муллах, афонских рабочих лошадках, наверх везут солнечные батареи для света и тепла в кельях. Привычных для Европы гладких автобанов на Афоне нет, и расстояния здесь до сих пор отмеряют примерно так: в часе ходьбы, два часа пешком. С ездой, если это джип, а не ослик, здесь мало кто на «ты». А вот интернетом, как и мобильным телефоном, на Афоне уже никого не удивишь. Монахам все это нужно не для комфорта – для проповеди.
Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. Они и не выбирали, просто доверились провидению. Погост у великой Лавры – кладбище главного афонского монастыря. Поражает, как долго они живут. Николас – 80 лет, Захариас – 86, Нифонт – 83 года, Епифаниас – 89, Хризастом – 99 лет. На Афоне часто вспоминается Высоцкий: «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые». Своих мертвых здесь предают земле, но через 3 года выкапывают останки и по их цвету определяют, насколько монах был угоден Богу. Если останки не истлели до костей или черного цвета, значит, что-то не так со спасением души. Кости опять закапывают и начинают молиться. Потом вновь извлекают из земли, чтобы поместить в усыпальницу. Говорят, еще не было случая, чтобы кого-то не отмолили. Живые мертвые, ведь смерти нет для христианской души. «Мы были как вы, вы будете как мы», — гласит афонская пословица.

«Эвлогите» — благословите. Так здесь обращаются к старцам и вообще духовным наставникам. Их авторитет непререкаем. Монахи говорят, сам Христос был старцем апостолов, а апостол Павел завещал: «Слушайтесь своих наставников». Мощи святых мироточат и благоухают уже несколько столетий. Забурливший в одно мгновение источник, храм, построенный за одну ночь, целебная вода, цветы и деревья невероятного возраста и сплетения. Удивительный парадокс Афона: нигде в мире не происходило столько видимых чудес, и нигде к этим чудесам не относились столь критически, строго, смиренно, памятуя: главное чудо – сама вера. А если требуют, что называется, вещественных доказательств, так это уже не вера, а маловерие.

Далеко не всем в монашеской среде нравится, что Афон все больше открывается миру. Открывается нехотя, не быстро, но иногда вполне осознанно, чтобы люди знали: есть другая, посвященная Богу жизнь. «Вся жизнь монаха – это жертва, — говорит монах Феодох. — И что бы он ни делал: работает ли он, молится ли, читает — все принимает Бог как жертву. Поэтому там, где жертва, там и Христос. А где Христос, там и радость, и мир, и счастье, и так далее. Иногда удивляются: «Здесь вы не пьете, не курите, женщин у вас нету». Чему вы радуетесь, говорят. Не объяснить».

Двенадцать апостолов, двенадцать тайных афонских старцев, двенадцатый год в третьем тысячелетии. Непоколебимый в вере под покровом Богородицы Афон встречает еще одно Рождество Христово.

putnik.cerkov.ru

Смотрите так же:

  • Журнал налоги и бухгалтерский учет 2018 Журнал налоги и бухгалтерский учет 2018 Журналу "Бухгалтерский учет" 80 лет! Минфин России 03.07.2018 г. опубликовал изменения в МСФО (приказ от 04.06.2018 № 125н): Минфин России 26.04.2018 г. опубликовал изменения в МСФО: - приказ от […]
  • Увольнение в банке при отзыве лицензии Расчет выплат и увольнение при отзыве лицензии у банка? Добрый день! Меня зовут Персональные даннные скрыты г. Челябинск. Ситуация следующая. 29.01.2015 решением ЦБ была отозвана лицензия на осуществление банковских операций у ОАО Данные […]
  • Оплата за экспертизу в арбитражном суде Оплата экспертизы в арбитражном процессе Оплата экспертизы в арбитражном суде происходит в следующем порядке: В соответствии со ст. 108 АПК РФ и п.6, п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 года №23 арбитражный суд при […]
  • Осевая симметрия правило Центральная и осевая симметрия Определение. Симметрия (означает «соразмерность» ) — свойство геометрических объектов совмещаться с собой при определенных преобразованиях. Под симметрией понимают всякую правильность во внутреннем строении […]
  • Получение детского пособия на работе Какие документы нужны для оформления детских пособий Общие правила назначения и оформления единовременных и ежемесячных пособий и выплат на ребенка в 2018 году, предусмотренных федеральным законодательством (в том числе полные перечни […]
  • Пособия таблица умножения Учебное пособие "Таблица умножения", Lakeshore Планшет "Деление", который сама себя проверяет, настолько упрощает математику, что дети могут учиться сами! Дети просто нажимают кнопки равенства. и тут же появляются ответы-подсказки! 81 […]

Обсуждение закрыто.