Кто освобожден от уплаты госпошлины в арбитражных судах

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Освобождение от уплаты государственной пошлины предусмот­рено в п. 3 ст. 5 Закона «О государственной пошлине» (в редакции Закона от 19 июля 1997 г.). В соответствии с данной нормой от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым в арбитражных судах делам освобождены:

1) прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предус­мотренных законом, в защиту государственных и общественных ин­тересов.

При применении данного правила следует иметь в виду разъяс­нение, данное в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о го­сударственной пошлине». В соответствии с указанным разъяснением органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, оп­ределения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если назван­ные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по Делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пош­лину в установленном порядке;

2) общественные организации инвалидов, их учреждения, учеб­но-производственные организации и объединения;

3) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) – по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пре­делах их компетенции;

4) органы управления и подразделения Государственной проти­вопожарной службы Министерства внутренних дел РФ при осущест­влении своих функций, установленных законодательством Россий­ской Федерации, – по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

5) налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по ва­лютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, – по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и дру­гих обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврата их из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда ука­занные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;

6) государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Перечисленные категории субъектов освобождаются от уплаты государственной пошлины законом. Арбитражному суду не представ­лено право освобождать от уплаты государственной пошлины. Ор­ганы законодательной и исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации также не наделены правом устанавливать льготы для федеральных плательщиков по долгам, рассматриваемым арбитраж­ным судом.

www.bibliotekar.ru

Арбитражный суд Тамбовской области

Получатель

«УФК по Тамбовской области (ИФНС России по г. Тамбову)»

Расчетный счет

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1. прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы — инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
(Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ).

tambov.arbitr.ru

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;

3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 3 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

1aas.arbitr.ru

Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 105 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды существенно сокращены и установлены ст. 333.37 НК РФ. В соответствии с указанной статьей от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

При применении подп. 1 п. 1 ст. 333.37 арбитражным судам следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом .

В судебной практике возникал вопрос: освобождаются ли вышеуказанные субъекты от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым ими были поданы иски (заявления) в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также освобождаются ли данные органы от уплаты государственной пошлины по названным делам при подаче заявлений о выдаче документов, указанных в подп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ? ВАС РФ ответил на данный вопрос положительно, поскольку указанные субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом .

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117. П. 1.

При участии названных субъектов в делах, рассматриваемых арбитражными судами, в качестве ответчиков необходимо учитывать, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений .

В судебной практике также возникал вопрос: освобождаются ли государственные и муниципальные учреждения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами? В соответствии с п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 гл. 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что, если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Помимо названных субъектов от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при определенных условиях освобождаются: 1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и 2) истцы — инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, данные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей. В случае если цена иска превышает 1 млн. рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей.

При применении ст. 333.37 НК РФ в судебной практике возникает немало вопросов.

Так, по одному из дел судом сделан следующий вывод: предоставление льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов, действующим законодательством не предусмотрено. ООО обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании задолженности по договору. Определением арбитражного суда исковое заявление оставлено без движения (в соответствии со ст. 128 АПК РФ) в связи с неуплатой государственной пошлины. Постановлением апелляционной инстанции определение оставлено без изменения. Проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов. ООО создано городским отделением областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов в целях создания рабочих мест для инвалидов, удовлетворения общественных потребностей, получения прибыли и обеспечения социальных и экономических интересов городского общества инвалидов. Поскольку ООО является самостоятельным хозяйственным обществом, имеющим целью получение прибыли, а не общественной организацией, учреждением или объединением инвалидов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что оно не попадает в перечень лиц, освобожденных от уплаты госпошлины. Исходя из изложенного суд кассационной инстанции оставил судебные акты без изменения .

Информация об основных подходах к рассмотрению ФАС Уральского округа споров, связанных с применением АПК РФ (документ опубликован не был).

2. Помимо полного освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.41 НК РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины. Согласно указанной норме отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. Согласно ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена на срок до одного года. В пределах указанного срока отсрочка может быть предоставлена неоднократно, при этом сроки приостановления производства по делу не приостанавливают срок, на который предоставлена отсрочка .

См. подробнее п. п. 20, 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117.

Отсрочка уплаты государственной пошлины означает перенос даты ее уплаты на иную, более позднюю дату (например, до рассмотрения дела судом кассационной инстанции). Рассрочка уплаты государственной пошлины означает предоставление возможности уплатить сумму государственной пошлины в течение определенного периода времени частями.

Имущественное положение плательщика, не позволяющее своевременно и в полном объеме уплатить государственную пошлину, подлежит доказыванию заявителем. При этом можно руководствоваться разъяснениями, данными в отношении прежнего законодательства о государственной пошлине. Так, согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» к документам, устанавливающим имущественное положение, относятся:

1) подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

2) подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

При доказанности объективных оснований для уменьшения размера государственной пошлины, предоставления отсрочки или рассрочки арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера.

www.gk-rf.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД
2018 год

Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина
(текст по состоянию на 24.07.2018 г. )

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в частности при обращении указанных лиц в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям.

Госпошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, апелляционной, кассационной или надзорной жалобы. Факт уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Льготы по уплате госпошлины
при обращении в суд общей юрисдикции и в мировой суд
2018 год

I. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1. истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

3. истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4. истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5. организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6. стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7. организации и физические лица — при подаче в суд:

-заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

-жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

-частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8. физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9. прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

10. истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12. вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13. уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14. физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15. истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16. Уполномоченный по правам человека в РФ — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения, постановления суда либо постановления судьи;

17. истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18. заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

19. государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

20. физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

II. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта III настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы — инвалиды I и II группы;

3. ветераны Великой Отечественной Войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4. истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5. истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

www.proekt-007.ru

Смотрите так же:

  • Действующие уставные суды субъектов рф Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Наименование суда - Ф.И.О. председателя Почтовый адрес суда, телефоны Дата образования, количество […]
  • Правила 8 градусов О нормативах температур воздуха и горячей воды в квартирах В соответствии с п.5 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением […]
  • Приказ минздрава россии от 12 ноября 2012г No 572н Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 17 января 2014 г. N 25н г. Москва "О внесении изменений в приложения N 3, 5, 8,11,19,24,27 и 33 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и […]
  • Пунктуационные правила с примерами Пунктуация. Справочник для 5-11 классов Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В […]
  • Почтовый адрес арбитражного суда Арбитражный суд Краснодарского края 18 июля 2018 года состоялось совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Краснодарского края по итогам работы за 6 месяцев 2018 года Состоялись плановые учебные занятия с работниками […]
  • Приказ на кладовщика склада Образец приказа об организации учета готовой продукции Образец приказа об организации учета готовой продукции От _____________ №____________ Об организации учета готовой продукции В целях улучшения организации работы по оформлению выпуска […]

Обсуждение закрыто.