Корни с чередованием о а е и правило

Оглавление:

Корни с чередованием о а е и правило

Чередование гласных в корнях слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и ( бе р — бир -, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- — стил , дер — — дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс — а-, например: выбирать – выберут, зап ирать – запереть, умирать – ум ереть, расстилать — расст елить, раздирать – раздерут, бл истать – блестеть.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

В конях ла г- лож- и кас — — кос— буква а пишется, если за корнем следует суффикс —а-; полагать – пол ожить (исключение: полг), к асаться – коснуться.

В корнях пла в — — плов— буква а пишется во всех случаях кроме слов пл овец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово пл ывуны пишется с буквой ы .

Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непром окаемый плащ, промокательная бумага.

В корнях клан- — кло н- , твар твор — под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, накл онение, тварь, творчество, тв орение.

В корне га р — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, заг орелый, загар.

В корне за р зор — в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, з арница, озаренный, но зори, з арево.

В корне ска з- — скоч — в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, ск ачу, скачи.

Корень рав н преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, р авнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, р авняться, р авняйсь , поравняться, равнина; корень ровн — преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: р овнять (дорожки), зар овнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

В корне рас т — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ , перед с без последующего т пишется о, например: возр аст, наращение, но росла.

banklawyer.narod.ru

Корни с чередованием. Все правила

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О.

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Чередование, зависящее от ударения

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения: зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Чередование, зависящие от смысла (значения) слова

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёдпромОкнуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.

  • -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактерыподровнять грядку ).

21vu.ru

Чередование гласных е -и в корне слова

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Много времени мы посвятили изучению правописания безударных гласных в корне. Мы знаем о гласных, которые нужно проверять ударением, знаем, что написание многих слов следует запоминать. А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и, узнают о правописании этих корней

Учебное наблюдение

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и.

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и пишется и, если после корня идёт суффикс —а-.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: сочетание, сочетать!)

Рис. 1. Буквы е-и в корнях с чередованием (Источник).

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Перепишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. Распределите словосочетания на две группы, в зависимости от гласной, которую вы вставили.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёзды забл..стали, зам..реть от восторга, небо забл..стело, разж..гать костёр, расст..лается туман, оп..раться на перила, зап..реть на ключ, ст..реть ошибку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать рисунок отч..тать за проступок.

interneturok.ru

Корни с чередованием о а е и правило

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

3. В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть.
2. В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

Исключение: зорева̀ть.

3. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

Исключение: у̀тварь.

4. В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: скачок, скачу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

xn——6kcajdilda3aj8b2dehdgk4f9ezc.xn--p1ai

Буквы е–и в корнях с чередованием

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: словесный, практический, поисковый.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

  • сформировать представления о написании букв е-и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;
  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
  • воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Ожидаемые результаты:

  1. в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Буквы е-и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;
  2. в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  3. в предметном направлении: познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, формировать умение писать слова с орфограммой «Буквы е-и в корнях с чередованием», умение отличать данную орфограмму от других, умение работать с текстом.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодняшний урок будет проходить под девизом: «Капля камень точит». Презентация.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Вы правы, упорство, старание, терпение помогают нам преодолевать незнания.

3. Актуализация знаний.

— Давайте восстановим в памяти материал, изученный ранее, и в этом нам с вами поможет следующее задания. Я буду читать определение изученных нами с вами понятий, вам нужно догадаться, что это за понятие.

А) Минимальная значимая часть слова – это …(Морфема).

Б) Общая часть родственных слов, в которой заключается значение слова – это Корень.

В) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это …Приставка.

Г) Значимая часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования новых слов – это …Суффикс.

Д) Часть слова без окончания называется …Основой слова.

Е) Замена одного звука другим называется…Чередованием.

Ж) Превратите большой дом в маленький, назовите морфему, которая помогла вам это сделать. (дом – домик)

З) Превратите снег в цветок, назовите морфемы, которые помогли вам это сделать. (снег — подснежник)

Какие буквы чередуются в данных словах?

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о чередовании. А вот о чередовании каких звуков, вы догадаетесь, выполнив следующее задание.

4. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

— Обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами лист наблюдений. Обратимся к первому заданию. Слова нужно распределить в два столбика.

1 человек у доски.

Соберут, протереть, заблестеть, блистать, собирать, протирать.

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других — И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Записываем тему урока.

Какую цель мы поставим на урок?

Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и

— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?

1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».

2. Научиться находить орфограмму в словах.

3. Отработать способ проверки орфограммы.

4. Оценить свои знания.

— Как вы думаете, какая будет первая задача?

Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.

– Определите вид глаголов.

– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е-И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

Оцените свою работу по выполнению данного задания.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Закон моргана задачи Решение задач по общей и молекулярной генетике Задача 5. Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазых […]
  • Виды уголовно исполнительного наказания Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права 1.7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, направленное […]
  • Что относится к принципам российского гражданства 4.2.1. Понятие и принципы гражданства Российской федерации Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных […]
  • Запись закона отражения Запись закона отражения Сборник задач по физике ( Рымкевич ), 1983 г . Демонстрационные опыты по физике (Покровский), 1970 г. Домашнее задание: ЛОС-22, § 60-62. 1. Когда и кем впервые была измерена скорость света? 2. Численное значение […]
  • Закон кирхгофа спектральная плотность Закон Кирхгофа Кирхгоф, опираясь на второй закон термодинамики и анализируя условия равновес­ного излучения в изолированной системе тел, установил количественную связь между спектральной плотностью энергетической светимости и спектральной […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.