Конфликты и пути их разрешения урок

«социальные конфликты и пути их разрешения»

Главная > Урок

Григорьянц Лидия Ивановна

МОУ «Лицей №4»

г. Юбилейный

учитель истории и обществознания

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

«СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

«Единственная настоящая роскошь – это

роскошь человеческого общения»

А. де СентЭкзюпери

1)познакомить с основными понятиями темы: конфликтная ситуация; конфликт; соперничество;

2)рассмотреть проблемы межличностного конфликта;

3) развивать умения систематизировать социальную информацию по

Воспитательная цель: формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Тип урока: урок-проблема.

Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

1. Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами – помеха нормальному общению и совместному труду… Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.

2. Конфликты существовали и будут существовать, они – неотъмлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они – нормальное явление в нашей хизни.

2. Объяснение нового материала

1. Структура и динамика межличностного конфликта.

2. Этапы развития конфликта.

3. Поведение личности в конфликте.

4. Как успешно разрешить конфликты?

Задание классу: Расставьте следующие слова по степени нарастания конфликтности: нелады, несогласие, диспут, дискуссия, схватка, спор, столкновение, скандал, перепалка, война, распри.

Все эти слова в разной степени отражают не только межличностные отношения, но и уровень социального самочувствия общества.

Проблему конфликтов изучают различные науки.

Появилась даже специальная область знания – конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.

(Записать данное понятие в тетради).

Ученые выделяют следующие виды конфликтов:

1.Структура и динамика межличностного конфликта.

Класс работает над понятием «Конфликт». Ответы записываются в тетрадь. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. После коллективного описания «портрета» конфликта, анализируем написанный материал и делаем общий вывод.

Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой. Во время конфликтных ситуаций люди бывают настолько оскоблены, рассержены или обижены, что не хотят мириться. Чтобы ситуация из потенциально возможной перросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент-открытое столкновение сторон, цель которого-получение позитивного результата только для одной стороны.

Существует две модели структуры конфликта.

Работа с учебником. Стр. 401-402.

Задание классу: 1) сформулировать и записать в тетради основные

положения структуры конфликта (две модели);

2) определить, что общего и какие различия существуют

Вывод: таким образом, суммируя описание моделей, следует отметить, что среди специалистов нет единства в описании структуры конфликта.

Вопрос классу: « Кто же является участником конфликта»?

Те, чьи интересы и цели Те, кто своими непосредственными

оказались недостижимыми действиями вовлечены в конфликт

в неизменном виде в результате взаимодействий.

2. Этапы развития конфликта.

**А теперь исследуем динамику конфликта.

Учебник. Стр 402-403. Задание. Прочитать, выписать и охарактеризовать этапы развития конфликта.

1 стадия: появляется основная

2 стадия: объективная ситуация

осознается в качестве таковой участниками

3 стадия: переход к конфликтному

4 стадия: полное или частичное

Таким образом, конфликт начинается с появления основной проблемы, в основе которой лежит то или иное противоречие, в разрешении которого заинтересована каждая из сторон, принимающая участие в конфликте.

3.Поведение личности в конфликте.

Ученые-исследователи выделили пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения.

При изучении данного вопроса составляется таблица.

Основные стратегии взаимодействий в конфликте.

стратегия характеристика и анализ

Избегание Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании

или фактическом отрицании конфликта

Конкуренция Стремление к доминированию и в конечном счете устране

ние одной из сторон в конфликте

Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее инте

ресов вплоть до полного удовлетворения и отказа от

Сотрудничество Стреление к интеграции интересов всех участников

Компромисс Взаимные уступки, согласие или частичное удовлетворение

собственных интересов в обмен на достижение частных

интересов другой группы

Закрепление данного материала. Учебник. Стр. 405-408.

Исследовать линию поведения человека, склонного к сотрудничеству. «Нарисовать» портрет сотрудничающей личности.

Исследовать линию повеения человека, склонного к развязыванию конфликта. « Нарисуйте» портрет конфликтогенной личности.

Исследовать линию поведения человека, склонного к компромиссу. «Нарисуйте» портрет человека склонного к компромиссу.

4.Как успешно разрешить конфликты?

Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить.

Путями разрешения конфликта являются:

1)переговоры; 2)медиация; 3)арбитраж.

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результаты.

При медиации в процесс вступает третья сторона-посредник. Цель которой помочь первым двум договориться.

В случае арбитража ретья сторона контролирует не только процесс, но и исход. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

Кроме уже указанных способов, существуют и такие, как: юмор; признание достоинства противоположной стороны; анализ; ультиматум; разрыв связей; принуждение; применение силы, власти, закона.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из ученков в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учтель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!».

Рассмотреть предложенную ситуацию: 1)определить, к какой группе конфликтов относится ситуация;

2) дать классификационную характеристику, свой ответ арументировать;

3) предложить способ разрешения конфликта и обосовать свой выбор.

Домашнее задание: 1) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 кл. Параграф 39. 2) Знание новой терминологии. Вопросы на стр. 410-411.

gigabaza.ru

План-конспект урока на тему:
«Конфликт и пути его преодоления»

Предварительный просмотр:

по учебной дисциплине «Психология» для студентов по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Тема «Конфликт и пути его преодоления»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Методическая база урока

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

2. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

  1. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе MicrosoftPowerPoint), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; учебные листы;).

  1. Понятие конфликта.
  2. Структура конфликта.
  3. Причины конфликтов.
  4. Типология конфликтов.
  5. Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
  6. Разрешение конфликта.
  7. «Кодекс поведения» в конфликтных ситуациях.

1 этап. Организационный момент. Создание мотивации

Актуализация знаний и постановка целей и задач.

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку
  2. Вступительное слово учителя
  3. Заинтересовать студентов проблемами общения
  4. Привлечь внимание студентов к проблеме конструктивного общения

Приветствие, проверка готовности к уроку

«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия».

2 этап. Объяснение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
  3. Восприятие нового учебного материала.

Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена”

(ссора, спор, конфликт…)

Ответы студентов(об отношениях, конфликтах…)

“ Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”.

Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке

Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

( ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…) ?

Ответы студентов противоречие, – две стороны)

Ответы студентов по содержанию слайда

Студенты фиксируют структуру конфликта в своих учебных листах

(из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Студенты отмечают их в рабочих листах

Выполнение студентами задания

(группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ответы студентов (межличностный)

Ответы студентов (разногласие или противодействие)

(У чащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

(в учебных листах пишут, беседа) .

И тема нашего урока… (Запишите её в учебных

Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” ?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.

  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее?

(– противоречие,– две стороны)

Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?

Беседа по содержанию слайда.

Основные структурные элементы конфликта.

  1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).
  2. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).
  3. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).
  4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
  5. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах

В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Причины конфликтов – это рассогласование:

  1. Целей, интересов.
  2. Взглядов, убеждений.
  3. Личностных качеств.
  4. Понимания информации.
  5. Ожиданий, позиций.

Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

  1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые)

По степени вовлечённости людей в конфликт:

  1. Внутриличностные
  2. Межличностные
  3. Межгрупповые

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)

По проблемно-деятельностному признаку:

  1. Педагогические
  2. Управленческие
  3. Производственные
  4. Творческие
  5. Политические

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (педагогический)

По степени остроты противоречий:

  1. Недовольство
  2. Разногласие
  3. Противодействие
  4. Раздор
  5. Вражда

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)

Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (У чащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа) .

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями.

Существует пять стилей конфликтного поведения, их эффективность зависит от типа конфликта, его глубины, причин.

Способ разрешения конфликта

Утверждение, предпочтения при способах разрешения конфликта

Эффективность такого способа разрешения конфликта

(стараюсь уклониться от участия в конфликте)

1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав.

2. Избегаю напряженных конфликтных ситуаций.

3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

+ Оправдан как один из единственных способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии.

— Неэффективен, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.

(стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих)

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

2. Много времени уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

4. «Не стоит раскачивать лодку».

5. «Давайте жить дружно».

+ Может быть способом разрешения конфликта. Наиболее эффективен в конфликтах организационного характера.

— Не оправдан при эмоциональном раздражении противников друг на друга, у оппонентов различные цели.

(активно отстаиваю собственную позицию)

1.Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Из любого конфликта выхожу победителем.

3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения.

+ Эффективен, если оппонент легко идет на уступки.

— Неэффективен во всех других случаях.

(ищу пути совместного решения проблемы)

1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

2. Пересматриваю свою точку зрения, если почувствую свою неправоту.

3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

+ Эффективен между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта, так как требует время, терпения, мудрости, умения выразить свою позицию, выслушать другую и прийти к выработке альтернативы и согласованному выбору.

(ищу решение, основанное на взаимных уступках)

1. Отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях.

+ Эффективен при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме.

— Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность «половинчатыми» решениями или проблема? породившая конфликт не решена, что повлечет последствия.

Подведение итогов урока.

1.Подведение и анализ деятельности каждого студента

2.Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

(Студенты делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился.

Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.

Это только начало вашего знакомства с конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому.

Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить вам за урок “отлично”.

nsportal.ru

Классный час для учащихся 10–11-х классов «Конфликт и пути его решения»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (857,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно уметь управлять ими. Наша цель показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Для этого рассмотрим причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

Задачи:

    определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.
  • Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
  • Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
  • Самоанализ уч-ся “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

Возрастная группа: 16-17 лет.

Эпиграф: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”. Станислав Ежи Лец (слайд 3)

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

3. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам.

– Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

Положительно не знаю отрицательно

Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап– это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)
  • -Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

    Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

    Причины конфликтов в подростковой среде (слайд 13): борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

    Правила предупреждения конфликтов: (слайд 14)

    1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
    2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
    3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.
    4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
    5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

    А сейчас каждый из вас выполнит тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации” (слайд 15)

    • Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?” Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Приложение.

    4. Подведение итогов.

    – Что нового вы узнали для себя сегодня?

    – Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

    Список использованной литературы:

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М: Трикста, 2005
  • Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. – М. 2007.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Классный час «Конфликты и пути их решения»

    • познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
    • ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях
    • применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
    • развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной
    • коммуникации.

    ВЕДУЩИЙ: Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей — детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».

    ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

    Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

    ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

    ВЕДУЩИЙ: Правильно, в любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. .А теперь давайте подумаем, что же такое конфликты?

    Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя, чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний. Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например – тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?

    ВЕДУЩИЙ: А какие конфликты в последнее время случались у вас?

    ВЕДУЩИЙ: Какие чувства вы тогда испытывали?

    ВЕДУЩИЙ: Предлагаю вам познакомиться в временными моделями конфликтных реакций.

    1. Вулкан (непредсказуемые вспышки)

    2. Глиняный горшок (медленно разогревается)

    3. Волна (спорный вопрос кажется решённым, но позже поднимается снова)

    4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид не высказывает никакой ракции)

    5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)

    ВЕДУЩИЙ:Также существуют рекомендации как управлять собой и окружающими.

    1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

    2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

    3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.

    4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.

    5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

    ВЕДУЩИЙ: Иногда в результате спора, конфликтной ситуации происходят какие-то положительные изменения в жизни человека, но чаще это неприятности и неприятные эмоции. Давайте послушаем, как вы предпочитаете выходить из конфликтных ситуаций.

    Конечно, в зависимости от ситуаций вы поступаете по-разному. Мы разобьемся на группы и проинсценируем несколько ситуаций. И сразу попробуем решить, как можно было конструктивно, положительно решить эти конфликты.

    (после инсценировки ситуаций конфликта, инсценируется конструктивный выход из сложившейся ситуации)

    ВЕДУЩИЙ: Мы подошли к основным правилам разрешения конфликтов:

    • в конфликте не бывает победителей.
    • встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»
    • детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.
    • расскажите о своих чувствах в данной ситуации.
    • выслушайте оппонента- не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.
    • не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации.. (Я хотел бы… Я вас прошу…)
    • контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)

    ВЕДУЩИЙ: Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?

    (дети рассказывают о своих впечатлениях).

    ВЕДУЩИЙ: Надеюсь, что у нас больше не будет конфликтных ситуаций и вы всегда с честью выйдете из любой спорной ситуации.

    1. Разработка урока психологии по теме «Конфликт. Стили разрешения конфликтов» Полетыкина С.В.
    2. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов (Хрестоматия по социальной психологии)-М., Международная педагогическая академия, 1994
    3. Основы психологии для старшеклассников. Пособие для педагога, М., Просвещение,2005
    4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок психологии «Конфликты и пути их решения»

    Урок психологии «Конфликты и пути их решения» позволяет познакомить учащихся с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок психологии «Конфликты и пути их решения»»

    Урок психологии «Конфликты и пути их решения»

    Цель: Познакомить учащихся с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.

    Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

    Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

    Самоанализ уч-ся “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

    Возрастная группа: 7 класс

    Эпиграф: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”. Станислав Ежи Лец (слайд 3)

    Ход занятия 1. Приветствие. 2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

    Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

    Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

    Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

    3. Основная часть.

    Учащиеся садятся по группам.

    – Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

    Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).

    И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап– это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)

    конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

    деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)

    -Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10)Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

    Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

    Причины конфликтов в подростковой среде (слайд 13): борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

    Правила предупреждения конфликтов: (слайд 14)

    Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

    Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

    Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

    Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

    Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

    А сейчас каждый из вас выполнит тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации” (слайд 15)

    Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?” Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Приложение.

    4. Подведение итогов.

    – Что нового вы узнали для себя сегодня?

    – Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

    Список использованной литературы:

    Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М: Трикста, 2005

    kopilkaurokov.ru

    Смотрите так же:

    • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
    • Дача взятки ст Дача взятки (ст. 291 УК РФ) Непосредственный объект преступления – нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная сторона преступления заключается в даче взятки должностному лицу, […]
    • По закону прерии По закону прерии ПО ЗАКОНУ ПРЕРИЙ Все, что вам нужно для того, чтобы отправиться навстречу приключениям, — это карандаш, ластик и игральный кубик. Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо при помощи кубика определить ваши […]
    • Приказ 25 ржд РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 25.12.2007 N 2423р (ред. от 04.02.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ТИПОВ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОАО "РЖД" (в ред. […]
    • Налог на транспорт 2018 год льготы Транспортный налог на автомобили в 2018 году Транспортный налог считается не только хорошим источником пополнения государственного бюджета, но и часто становится предметом горячих споров в среде автомобилистов и политиков. В связи с […]
    • Something anything nothing правило Неопределенные местоимения в английском языке Употребление Some и any обозначают определенное количество и употребляются перед существительными во множественном числе, а также перед неисчисляемыми существительными. Причем some и его […]

    Обсуждение закрыто.