Комментарий закона о профсоюзах

Оглавление:

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Н. М. Сенников, 2004)

Настоящее издание является первым комментарием, отражающим не только все значительные изменения в законодательстве после принятия Трудового кодекса 2001 г., но и обширную судебную практику по защите профсоюзами законных интересов и прав работников, а также по защите прав самих профсоюзов. Комментарий призван помочь профсоюзным работникам и руководителям организаций в их повседневной правоприменительной деятельности по использованию ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в условиях кардинальных изменений в социально-трудовом законодательстве. Н. М. Сенников – доцент кафедры трудового и профсоюзного права СПбГУП. С 1994 г. возглавляет Территориальную организацию Петродворцового района СПб Профсоюза работников народного образования и науки РФ, пропагандирует правовые знания среди профсоюзного актива, читает лекции в учебно-методических центрах профсоюзов Санкт-Петербурга и России. Комментарий может быть использован не только профсоюзными работниками и руководителями организаций, но и любым работником и членом профсоюза, а также студентами юридических факультетов, преподавателями и специалистами в области трудового права, профсоюзными активистами и юристами, работающими в сфере защиты социально-трудовых прав работников.

Оглавление

  • Предисловие
  • Принятые сокращения
  • Российская Федерация. Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

Из серии: Научно-практический комментарий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Н. М. Сенников, 2004) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Н. М. Сенников, 2004

© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004

С середины 90-х годов ХХ в. произошло серьезное изменение правового положения профессиональных союзов России, которое влияет на практику применения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Ф3 о профсоюзах). Основные нормативные правовые акты, принятые в эти годы и повлиявшие на правовой статус профессиональных союзов, это – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31 июля 1998 г., часть вторая, от 5 августа 2000 г., Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г., Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. Кроме того, важное значение для правильного применения и толкования ФЗ о профсоюзах имеют руководящие постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.

Трудовой кодекс РФ в основу регулирования отношений в сфере труда положил принцип социального партнерства. В соответствии с его нормами профессиональные союзы во взаимоотношениях с работодателями (их объединениями) и государством представляют и защищают интересы своих членов, а в случаях, предусмотренных Кодексом, – интересы работников независимо от их членства в профсоюзе. В современных условиях роль коллективного договора и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений необычайно высока – около 50 статей ТК РФ содержат непосредственные отсылки к актам социального партнерства. Уровень защищенности работников сегодня во многом определяется качеством правовых актов, принимаемых на локальном уровне, работодателями и профсоюзами. Изменение правового положения субъектов трудовых отношений – работников и работодателей, а также профсоюзов и государства, противоречия и пробелы в законодательстве приводят к необходимости системного толкования законодательных актов различной отраслевой принадлежности. Профессиональные союзы являются многоотраслевым субъектом права, в связи с чем общественные отношения с их участием кроме отраслевого законодательства должны регулироваться законом общего характера, каковым является Федеральный закон о профсоюзах. В настоящее время применение этого закона крайне затруднено по причине того, что со дня принятия в него не вносилось значительных изменений, отражающих общую правовую реформу.

Одно из главных направлений адаптации трудового законодательства к условиям рыночной экономики – изменение юридической формы участия профессиональных союзов в управлении трудом в организации. Если для КЗоТ 1971 г. основной формой являлось согласование управленческих решений работодателя с выборным профсоюзным органом (ВПО) в организации, то ТК РФ 2001 г. в качестве главной юридической формы участия профсоюзов закрепляет учет мнения ВПО. Наряду с этим Кодекс четко регламентирует саму процедуру учета мнения.

Согласно трудовому законодательству интересы работников в трудовых отношениях в организации могут представлять не только профсоюзы, но и иные представительные органы. В этой связи важное значение имеет уяснение того, каким образом согласуются права профсоюзов, предусмотренные комментируемым законом, и права иных представительных органов работников, регламентируемые ТК РФ.

Высшими судебными органами России был принят целый ряд фундаментальных актов, затрагивающих правовое положение профессиональных союзов. Среди них: Постановление КС РФ от 24.01.2002 г. по делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Определение КС РФ от 04.12.2003 г. (по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 374 ТК РФ), постановления пленумов ВС от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права международных договоров Российской Федерации», от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Подробный анализ указанных судебных актов применительно к комментируемому закону приводится в соответствующих разделах комментария. Необходимо особо отметить, что Постановление Пленума ВС РФ № 5 от 10.10.2003 г. позволяет использовать в судебной практике решения международных судебных органов. Это крайне важно для профсоюзов, поскольку российское законодательство в части регламентации прав и свобод профсоюзов нередко бывает непоследовательным и противоречивым.

Согласно ФЗ о профсоюзах они вправе проходить государственную регистрацию и таким образом приобретать статус юридических лиц. Наличие этого статуса позволяет профсоюзам участвовать в гражданском обороте в качестве полноценных субъектов права, что в свою очередь налагает на них дополнительные обязанности, например, соблюдение налогового законодательства. Профсоюзы являются вторым после государства субъектом по объему имеющегося в их собственности имущества. К нему относятся не только денежные средства в виде поступлений от членских взносов, но и разнообразное недвижимое имущество: здания, земельные участки, типографии, учебные заведения, дворцы спорта и т. д. Нередко правовой статус объектов недвижимости, находящихся в распоряжении профсоюзов носит спорный характер, что порождает многочисленные экономические споры с участием профсоюзов, которые рассматриваются арбитражными судами. На сегодняшний день имеется обширнейшая судебная практика по спорам профсоюзов с государственными органами (прежде всего налоговыми и органами управления имуществом), с юридическими лицами (прежде всего с работодателями в связи с задержкой или отказом в перечислении профсоюзных взносов), с иными общественными организациями. Именно по этой причине представляется весьма актуальной практической задачей издание настоящего комментария ФЗ о профсоюзах с учетом названных выше нормативных правовых актов и судебной практики.

Комментарий состоит из трех частей. В первой части приведен текст ФЗ о профсоюзах с постатейными комментариями, во второй части представлены материалы судебной практики, а также образцы некоторых документов, в третьей части приведен образец типового трудового договора с освобожденным руководителем профсоюзной организации. Комментарий снабжен списком рекомендуемой литературы.

Оглавление

  • Предисловие
  • Принятые сокращения
  • Российская Федерация. Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

Из серии: Научно-практический комментарий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Н. М. Сенников, 2004) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

kartaslov.ru

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»»

Принят Государственной Думой 10 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) часть первую статьи 1 после слов «первичных профсоюзных организаций» дополнить словами «, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов»;

а) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

«первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;»;

б) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;»;

в) абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:

«территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;»;

г) в абзаце девятом слова «положением о» заменить словом «уставом»;

д) в абзаце десятом слова «положением о» заменить словом «уставом»;

а) в наименовании слова «и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях» исключить;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).»;

а) в наименовании слова «, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций» исключить;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.»;

в абзаце третьем слова «или положений о первичных профсоюзных организациях» исключить;

а) в наименовании слова «, первичной профсоюзной организации» исключить;

б) в пункте 1 слова «положением о» заменить словом «уставом»;

6) в наименовании статьи 13 слова «, первичных профсоюзных организаций» исключить;

7) в наименовании статьи 16 слова «, первичных профсоюзных организаций» исключить;

а) в пункте 4 слова «положениями о первичных профсоюзных организациях» заменить словами «уставами первичных профсоюзных организаций»;

б) в пункте 7 слова «через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям» заменить словами «самостоятельно, а также через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям».

rg.ru

«Комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (постатейный) (Коршунова Т.Ю.) («Юстицинформ», 2002)

КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ,
ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 сентября 2002 года
Т.Ю. КОРШУНОВА
Коршунова Татьяна Юрьевна — старший научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
12 января 1996 года N 10-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, ИХ ПРАВАХ
И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением
Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Рассматриваемая статья устанавливает предмет действия данного Федерального закона, определяя его место в системе законодательных актов. Так, следует отметить, что настоящий Закон является межотраслевым. Во-первых, его нормы входят в предмет конституционного права, нормы которого обеспечивают право граждан на объединение в профессиональные союзы. Во-вторых, он содержит нормы гражданского законодательства, которое регламентирует порядок создания и деятельности, а также реорганизации и ликвидации на территории Российской Федерации любых общественных объединений, в том числе и профессиональных союзов. В-третьих, нормы Закона о профессиональных союзах являются неотъемлемой частью трудового законодательства, т.к. возможность создавать профессиональные союзы для представительства и защиты своих социально — трудовых прав и интересов есть важнейшее право, предоставляемое именно работникам как субъектам трудового законодательства.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. является первым российским законодательным актом, в котором подробно регламентированы все вопросы создания, деятельности, регистрации профессиональных союзов, закреплен правовой статус их имущества. Детально урегулированы права профессиональных союзов в различных сферах социально — трудовых отношений, а также закреплены гарантии реализации предоставленных прав.
Иными словами, данный Закон определяет правовое положение профессиональных союзов, определяемое нормами конституционного, гражданского и трудового законодательства.
Кроме того, нельзя забывать, что профессиональные союзы являются участниками социального партнерства как системы взаимоотношений между субъектами социально — трудовых отношений. Профессиональные союзы содействуют договорным процессам в обществе, осуществляют поиск разумного компромисса между работниками и работодателями, стремятся к достижению и поддержанию социального мира.
В странах с развитой рыночной экономикой, а также в наиболее развитых и демократических из развивающихся стран профсоюзы являются агентом, влияющим на состояние и развитие рынка труда. Во-первых, они оказывают значительное влияние на такие параметры рынка труда, как цена рабочей силы и ряд других существенных условий труда, через систему коллективно — договорного регулирования на разных уровнях (микровоздействие). Во-вторых, они выступают в качестве группы давления при принятии политических решений (макровоздействие), в том числе касающихся тех или иных вариантов нормативного регулирования в сфере труда, и др.
Именно поэтому четкая законодательная регламентация правового положения профессиональных союзов как агента рынка труда, участника системы социального партнерства, представителя и защитника интересов работников крайне важна в современных условиях.
Данная роль профсоюзов и получила правовое закрепление в нормах настоящего Закона.
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
Комментарий к статье 2
Право работников на объединение в профсоюзы гарантируется Конституцией Российской Федерации, ст. 30 которой предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Предусмотренное этой статьей право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно создает основы для формирования гражданского общества, необходимого для существования демократических институтов и самого демократического общества в целом.
Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) предусматривают, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Исследователи отмечают, что свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права. Часть 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции .
———————————
См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994. С. 117 — 118.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривает, что граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации, комментируемым Законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Кроме того, Конвенция МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., действующая на территории Российской Федерации, предусматривает, что трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, также вступать в эти организации на единственном условии подчинения их уставам.
Основные положения данной Конвенции получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, поскольку каждый член МОТ обязан претворять в жизнь основополагающие принципы, закрепленные документами Организации, касающиеся основополагающих прав, среди которых одним из первых может быть названо право на свободу объединения, в том числе и в профессиональные союзы.
Законодательство понимает под общественным объединением добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Крайне важным представляется то обстоятельство, что все общественные объединения независимо от их организационно — правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Как видим, законодатель предъявляет к общественным объединениям ряд требований, которым должны соответствовать профессиональные союзы.
Так, Закон определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально — трудовых прав и интересов.
Исходя из этого определения можно выделить несколько признаков профессионального союза как общественной организации.
Во-первых, профсоюз — это объединение граждан. Юридические лица (работодатели) не могут создать общественную организацию и объединиться в профсоюз .
———————————
Объединения работодателей могут создаваться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» в форме некоммерческих партнерств.
Во-вторых, граждане, объединяющиеся в профессиональный союз, должны быть связаны общностью производственных и профессиональных интересов по роду их деятельности.
В-третьих, профессиональный союз создается в целях представительства и защиты социально — трудовых прав и интересов работников, а не каких-то иных целей, например благотворительных, социально — культурных и др.
Профессиональные союзы как общественная организация не имеют целью осуществление предпринимательской деятельности, т.е. получение прибыли в результате реализации своих целей и задач.
Таким образом, профессиональные союзы отвечают всем требованиям общественной организации, закрепленным в Законе «Об общественных объединениях».
С распадом СССР прекратила свое существование и единая система профсоюзов, возглавляемая ВЦСПС. Профессиональные союзы стали создаваться не только по территориальному принципу. Возникли независимые профессиональные союзы, не входящие в какие-либо территориальные объединения, в одной организации могут одновременно действовать два или более профсоюза.
Закон предоставляет всем профессиональным союзам равные права, что означает, что у одних, «традиционных», профессиональных союзов нет и не может быть приоритетов и преимуществ перед другими, «нетрадиционными». Работодатели, в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством должны предоставлять всем профсоюзным организациям равные возможности для осуществления профсоюзной деятельности.
Закон предусматривает, что каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Как видим, Закон устанавливает, что в профессиональный союз могут объединяться граждане не моложе 14 лет. При этом речь идет не только о работающих, но и об учащихся, особенно если это учащиеся учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Закон предоставляет гражданам Российской Федерации, проживающим вне ее территории, право состоять в российских профсоюзах.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Очень актуальным является положение комментируемого Закона о том, что профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.
Данное право дает профессиональным союзам возможность представлять и защищать интересы своих членов не только на уровне конкретной организации, но и на отраслевом, региональном и общегосударственном уровнях, что делает их деятельность более эффективной и масштабной.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Статья 3. Основные термины
Комментарий к статье 3
Статья раскрывает основные термины, применяемые в настоящем Законе и в профсоюзном движении с тем, чтобы установить единообразное их толкование для достижения целей комментируемого Федерального закона.
Правильное применение данных терминов позволяет как работникам, так и работодателям адекватно представлять структуру профессионального союза, выделить надлежащие звенья, к которым можно обращаться за представительством и защитой (работникам и членам профсоюза) и с которыми можно вести переговоры, проводить консультации и предоставлять информацию, затрагивающую социально — трудовые права и интересы работников (работодателям и их представителям).
Ядром любого профсоюза является первичная профсоюзная организация, которую Закон определяет как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Именно от эффективной и грамотной работы первичной профсоюзной организации зачастую зависит уровень защищенности трудовых прав работников, объем предоставляемых им прав в соответствии с коллективным договором или иным локальным нормативным правовым актом, принятие которого в соответствии с действующим законодательством требует учета мнения или согласия первичной профсоюзной организации (в ТК — выборного

www.lawmix.ru

26 октября, 2013

Новое понимание Закона о профсоюзах (38790)
Конституция, закон, профсоюзы, право на организацию

Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Проверялась конституционность отдельных положений Закона о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности. Они определяют значения следующих терминов: первичная профсоюзная организация; общероссийский и межрегиональный профсоюзы; общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов; межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации) организаций профсоюзов; территориальная организация профсоюза.

Длительное время не считалось, что эти нормы устанавливают исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений.

В 2011 г. ситуация изменилась. Минюст России, органы прокуратуры и суды истолковали оспариваемые положения иначе. Суть их подхода в том, что закон содержит закрытый перечень видов профсоюзных организаций. Не допускается создавать профсоюзы других видов, а также образовывать в их структуре подразделения, не предусмотренные законом.

Оспариваемые нормы в таком истолковании, которое сложилось в правоприменительной практике, признаются неконституционными. Подобная их трактовка расходится с целями, которые преследовал законодатель при включении данных положений в закон. Она не позволяет профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру. Лишает их возможности создавать не упомянутые в законе профсоюзные организации и включать в их состав структурные подразделения, необходимые, по мнению профсоюза, для его эффективной работы. Тем самым в нарушение права на объединение допускается не согласующееся с конституционно значимыми целями вмешательство государства в деятельность профсоюзов.

Работники и работодатели как стороны социального партнерства свободны в определении форм и способов своего взаимодействия. Это позволяет профсоюзам в целях эффективного сотрудничества с работодателями устанавливать свою структуру, соотносимую с его структурной организацией, с построением конкретной отрасли экономики. Таким образом, создание тех или иных структурных подразделений профсоюза не носит произвольного характера. Оно в значительной степени обусловлено структурой организации-работодателя, подчинено общей цели оптимизации сотрудничества социальных партнеров и связано с решением задач, возложенных на профсоюз.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. № 22-П
“По делу о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации”

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Е.С. Герасимовой, представителя Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Л.В. Усович, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М. Жарковой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации — М.А. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Заявители по настоящему делу — Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (до 11 апреля 2013 года — Профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации) и Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (до 19 июня 2013 года — Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации) оспаривают конституционность положений статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, определяющей значение следующих основных терминов, применяемых для целей данного Федерального закона: “первичная профсоюзная организация”, “общероссийский профсоюз”, “общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов”, “межрегиональный профсоюз”, “межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов”, “территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов”, “территориальная организация профсоюза”, “профсоюзный орган”, “профсоюзный представитель (доверенное лицо)”, “организация”, “работодатель”, “работник”, “член профсоюза”.

1.1. Гагаринский районный суд города Москвы решением от 2 декабря 2011 года удовлетворил требования Гагаринского межрайонного прокурора города Москвы, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании недействительными с момента принятия ряда положений Устава Профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (Нефтегазстройпрофсоюз России), в том числе его пунктов 2.1 и 5.3, а также глав VI и VII, в редакции, утвержденной решением состоявшегося 22-23 декабря 2010 года V съезда данного профсоюза, как противоречащих федеральным законам “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”и “Об общественных объединениях”.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 марта 2012 года решение суда первой инстанции было частично изменено: пункты 2.1 и 5.3, главы VI и VII Устава признаны не соответствующими законодательству в части, предусматривающей создание в структуре Нефтегазстройпрофсоюза России объединенной профсоюзной организации, цеховой профсоюзной организации, профсоюзной группы, межрегиональной профсоюзной организации, а также устанавливающей правила их организации и деятельности, поскольку, как указал суд, статья 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”определяет структурное построение профсоюза и не подлежит расширительному толкованию применительно к содержащемуся в ней перечню структурных подразделений. Определением судьи Московского городского суда от 21 июня 2012 года в передаче кассационной жалобы Нефтегазстройпрофсоюза России для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано, а в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отказано определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2012 года.

По итогам проверки, проведенной Гагаринской межрайонной прокуратурой города Москвы по обращению Министерства юстиции Российской Федерации о несоответствии действующему законодательству отдельных положений Устава Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в редакции, утвержденной VII съездом данного профсоюза 18 августа 2010 года, в адрес его председателя 22 ноября 2010 года было внесено представление об устранении выявленных нарушений. В связи с тем что требования, содержащиеся в представлении, были отклонены, Гагаринский межрайонный прокурор города Москвы направил в Гагаринский районный суд города Москвы заявление о признании недействительными ряда положений Устава в новой редакции, в том числе его пункта 5.1, и обязании внести в него изменения в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 9 июня 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2011 года, требования прокурора были удовлетворены в полном объеме исходя, в частности, из того, что в перечень структурных подразделений профсоюза, содержащийся в пункте 5.1 его Устава, включены не предусмотренные Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”территориальные организации — муниципальные (районные, городские и приравненные к ним) и межмуниципальные, а также объединяющие их региональные (республиканские, краевые, областные и приравненные к ним) и межрегиональные организации. В передаче кассационных жалоб ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано (определение судьи Московского городского суда от 29 марта 2012 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года).

В ходе рассмотрения указанных дел суды общей юрисдикции отвергли как основанные на неверном толковании Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”доводы Нефтегазстройпрофсоюза России и Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации о том, что статья 3 данного Федерального закона содержит лишь перечень основных терминов, которые в нем используются, и не ограничивает профсоюз в определении своей внутренней структуры.

1.2. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и конкретизирующими ее положениями статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе объединения граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

Несоответствие статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”статьям 6 (часть 2), 7 (часть 2), 18, 30 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации заявители по настоящему делу усматривают в том, что ее положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — устанавливают исчерпывающий перечень структурных подразделений профсоюза и тем самым препятствуют созданию иных, не поименованных в них структурных подразделений, т.е. ограничивают его право самостоятельно определять в уставе свою внутреннюю структуру.

Поскольку нарушение своих конституционных прав заявители не связывают с содержанием абзацев девятого — четырнадцатого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, раскрывающих значение используемых в нем терминов “профсоюзный орган”, “профсоюзный представитель (доверенное лицо)”, “организация”, “работодатель”, “работник”, “член профсоюза”, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются абзацы первый — восьмой данной статьи, которые содержат определения видов профсоюзных организаций, в той мере, в какой они служат основанием для решения вопроса о правомочии профсоюза самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым социальным государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов верховенства права и правовой демократии (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1), закрепляет в числе основных прав человека право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1).

Право каждого на создание профессиональных союзов и на вхождение в них для защиты своих интересов провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (пункт 4 статьи 23). Право каждого на свободу объединения с другими, включая право создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации, закреплено Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 11), Международным пактом о гражданских и политических правах (пункты 1 и 2 статьи 22) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (подпункт “а”пункта 1 статьи 8).

Названные международно-правовые акты, являющиеся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, не допускают при осуществлении права на свободу объединения никаких ограничений, кроме предусматриваемых законом и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В свою очередь, Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года обязывает подписавшие ее государства в целях обеспечения или поощрения свободы работников и работодателей в создании местных, национальных или международных организаций для защиты своих экономических и социальных интересов и свободы вступления в такие организации избегать введения в национальное законодательство норм, ограничивающих эту свободу, и применения существующих норм в ограничение этой свободы (статья 5).

Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из того, что право создавать профессиональные союзы и вступать в них, как оно определено пунктом 1 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является одной из форм или специальным аспектом свободы объединения (постановления от 27 октября 1975 года по делу “Национальный профсоюз бельгийской полиции (National Union of Belgian Police) против Бельгии”, от 6 февраля 1976 года по делу “Шведский профсоюз машинистов (Swedish Engine Drivers Union) против Швеции”, от 13 августа 1981 года по делу “Янг, Джеймс и Вебстер (Young, James and Webster) против Соединенного Королевства”, от 30 июля 2009 года по делу “Даниленков и другие против России”) и что способ воплощения свободы объединения в национальном законодательстве и ее практическое применение властями характеризуют состояние демократии в данной стране (постановление от 10 июля 1998 года по делу “Сидиропулос (Sidiropoulos) и другие против Греции”).

Будучи институтом гражданского общества, профсоюзы путем сотрудничества с работодателями и институтами публичной власти обеспечивают участие работников в установлении условий труда и тем самым — взаимодействие гражданского общества и государства в сфере управления трудом, стабильность трудовых отношений. Соответственно, Конституция Российской Федерации защищает не только свободу создания профсоюзов, но и свободу их деятельности, с тем чтобы граждане, объединившись, имели возможность эффективно отстаивать свои социально-трудовые права и интересы. Исходя из этого федеральный законодатель, на которого статьями 71 (пункт “в”) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации возложены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, определяет с учетом требований международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, основы реализации ее гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, создания и деятельности профсоюзов, их правовое положение, права и обязанности.

Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 30 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вправе допускать искажений самого существа права на объединение в профессиональные союзы, которое в соответствии с Конвенцией МОТ от 9 июля 1948 года № 87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию включает право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий (статья 3). Необоснованные препятствия в определении структуры профсоюза, как это следует из статьи 8 данной Конвенции, пункта 3 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 3 статьи 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статьи 5 Европейской социальной хартии (пересмотренной), не согласуются с провозглашенной ими свободой объединения.

Такой подход, позволяющий профсоюзам самостоятельно определять свою внутреннюю организацию, не означает, однако, что, осуществляя представительство и защиту социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами, они не подчиняются общим требованиям, установленным трудовым законодательством для всех субъектов правоотношений в сфере труда.

3. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, включая объединение в профессиональные союзы, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, закрепляющим основные принципы деятельности общественных объединений, к числу которых отнесены самоуправление, а также право на определение своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть первая статьи 5 и часть первая статьи 15).

Кроме того, общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, являются предметом регулирования Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”(статья 1), согласно которому профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (пункт 1 статьи 5); профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность (пункт 1 статьи 7); организационная структура профсоюза должна быть предусмотрена в его уставе (абзац шестой пункта 2 статьи 7); государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Как следует из приведенных законоположений, деятельность профсоюзов подчинена целям их создания, а правовая природа и статус профсоюзов как общественных объединений обусловливают их правомочие самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру, причем таким образом, чтобы обеспечить осуществление возложенных на них законом и уставами представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов, в том числе решать вопросы о необходимости создания конкретных структурных подразделений и закреплять в уставе соответствующие положения. Данное правомочие не предполагает изменения сложившейся по соглашению сторон системы социального партнерства, с функционированием которой тесно связана деятельность профессиональных союзов в современном обществе, равно как и возложения на работодателей дополнительных, не предусмотренных действующим трудовым законодательством обязанностей. При этом гарантии, установленные пунктом 3 статьи 25 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”и частью первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяются исключительно на руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы; иные же гарантии для членов профсоюза могут быть установлены только в рамках коллективных договоров, соглашений по взаимному волеизъявлению социальных партнеров.

4. Социальное партнерство, которое статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации отнесено к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений, предполагает взаимодействие профсоюзов как общественных объединений, создаваемых для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, с работодателями, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования трудовых отношений и применения трудового законодательства.

Свобода, которой в силу статей 23, 24, 26, 27, 40 и 45 Трудового кодекса Российской Федерации работники и работодатели как стороны социального партнерства пользуются при определении форм и способов своего взаимодействия, позволяет профсоюзам в целях обеспечения эффективного сотрудничества с работодателями устанавливать свою структуру, соотносимую со структурной организацией работодателя, построением конкретной отрасли экономики или иной сферы профессиональной деятельности. Тем самым предполагается, что создание тех или иных структурных подразделений профсоюза не носит произвольного характера, — оно в значительной степени обусловлено структурой организации-работодателя, подчинено общей цели оптимизации сотрудничества социальных партнеров и связано с решением задач, возложенных на профсоюз, представляющий и защищающий социально-трудовые права и интересы своих членов в системе социального партнерства.

4.1. В статье 3 “Основные термины”Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, как следует из ее названия и содержания, приводятся значения применяемых для целей данного Федерального закона терминов, которыми определяются возможные виды профсоюзных организаций (их статус), такие как первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюза (абзацы первый — восьмой).

Включение в текст названного Федерального закона этих положений (которые действуют в неизменном виде с момента его принятия в 1996 году) было направлено на достижение определенности и ясности правового регулирования, обеспечение единообразия в понимании соответствующих терминов, исключение возможности их произвольного использования в организационном построении профсоюзов. В течение длительного времени они применялись в соответствии с их буквальным смыслом и ни сами по себе, ни в системе действующего правового регулирования не рассматривались как устанавливающие исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым — ограничивающие правомочия профсоюзов самостоятельно разрабатывать свою организационную структуру и создавать иные, помимо упомянутых в них, профсоюзные организации и их структурные подразделения, в том числе участвующие в системе социального партнерства по согласованию с работодателями, представителями работодателей и необходимые, по мнению профсоюза, для его эффективной деятельности и решения стоящих перед ним задач.

Соответственно, положения абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”не препятствовали осуществлению гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, внутренняя (организационная) структура которых разрабатывалась без какого-либо вмешательства органов государства, оформлялась принимаемыми в демократических процедурах (на съездах, конференциях, собраниях) решениями и закреплялась в учредительных документах (уставах и положениях). Между тем, как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в 2011 году данная статья была истолкована Министерством юстиции Российской Федерации, органами прокуратуры и судами как определяющая структурное построение профсоюза, содержащая исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций и не допускающая возможность создания профсоюзов других видов, а также создания в их структуре не предусмотренных ею подразделений.

В результате такого истолкования были признаны противоречащими федеральному законодательству Устав Нефтегазстройпрофсоюза России в части, предусматривавшей создание объединенной профсоюзной организации и межрегиональной профсоюзной организации, цеховой профсоюзной организации и профсоюзной группы, и Устав Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации в части, предусматривавшей создание территориальных организаций — муниципальных (районных, городских и приравненных к ним) и межмуниципальных, а также объединяющих их региональных (республиканских, краевых, областных и приравненных к ним) и межрегиональных организаций. Во исполнение принятых судебных постановлений в эти уставы были внесены соответствующие изменения, в том числе Нефтегазстройпрофсоюз России 11 апреля 2013 года на VI (внеочередном) съезде был переименован в Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации 19 июня 2013 года на VIII (внеочередном) съезде переименован в Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, а положения о входивших в их состав указанных профсоюзных организациях из уставов были исключены.

Тем самым в правоприменительной практике положениям абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”был придан смысл, расходящийся с целями, которые преследовал федеральный законодатель при их включении в данный Федеральный закон, что в нарушение требований статей 15 (часть 4), 17, 18, 30 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права повлекло ограничение права профсоюзов — заявителей по настоящему делу самостоятельно решать вопросы, касающиеся их внутренней структуры, и признание противоречащими федеральному законодательству и, соответственно, недействительными отдельных положений уставов, принятых на съездах этих профсоюзов в демократической процедуре.

4.2. Таким образом, положения абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, содержащие определения таких видов профсоюзных организаций, как первичная профсоюзная организация, территориальная организация профсоюза, межрегиональный профсоюз, общероссийский профсоюз и объединения этих профсоюзов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения рассматриваются в правоприменительной практике как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из возложенных на них законом и уставами задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать не упомянутые в данном Федеральном законе профсоюзные организации и включать в их состав структурные подразделения, необходимые, по мнению профсоюза, для его эффективной деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, чем — в нарушение конституционного права на объединение — допускают не согласующееся с конституционно значимыми целями вмешательство государства в деятельность профессиональных союзов.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положения абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 30 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе.

2. Правоприменительные решения, вынесенные в отношении Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и основанные на абзацах первом — восьмом статьи 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”в той мере, в какой они признаны настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке.

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в “Российской газете”, “Собрании законодательства Российской Федерации”и на “Официальном интернет-портале правовой информации”(www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”.

Конституционный Суд
Российской Федерации

www.psj.ru

Смотрите так же:

  • Сфера деятельности конституционного суда Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного […]
  • Как оформить шар Книга: украшаем праздник сами Интересные статьи Блог оформителей Новости Вопросы-ответы Гостевая книга Прайс-лист на услуги Оформление воздушными шарами Вы хотите весело и торжественно отпраздновать семейное событие […]
  • Сколько пенсия при второй группе инвалидности Разбираемся, каким должен быть размер минимальной пенсии инвалида 2 группы Сейчас государство разными способами производит помощь социально незащищенным слоям населения. Отдельную заботу проявляют по отношению к инвалидам. В этой статье […]
  • Вакансия юрист по трудовому праву москва Работа в России Вакансии России Вакансии Юрист по трудовому праву Юрист по трудовому праву от 60 000 рублей Трудовое законодательство, представительство в судах. Работа с. требования Заказчика Сбор аналитики рынка Возможны по […]
  • Когда отменили приказ 500 мо Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 13.10.2001 N 415 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 НОЯБРЯ […]
  • Налоговой экспертизы товаров Экспертиза в ходе налоговой проверки: выявляем слабые места налоговиков На правах рекламы Информация о компании КСК ГРУПП КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров […]

Обсуждение закрыто.