Командировка иностранных граждан с патентом

Возможны ли командировки у иностранных граждан, работающих по патенту?

В каком приказе или положении это написано?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Иностранный гражданин, работающий в РФ на основании патента, может быть направлен в командировку так же, как и гражданин РФ. При этом командирование такого работника для работы в другом субъекте РФ, по нашему мнению, может повлечь применение мер административной ответственности в отношении работодателя.

В соответствии с частью пятой ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Право работодателя направлять работников для выполнения служебного поручения в командировку предусмотрено ст. 166 ТК РФ. Не могут быть направлены в командировку только некоторые категории работников, перечисленные в ТК РФ: заключившие ученический договор, за исключением случаев, когда командировка связана с ученичеством (ст. 203 ТК РФ), беременные женщины (часть первая ст. 259 ТК РФ), работники в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ). Только с согласия работника и при условии письменного уведомления о возможном с их стороны отказе от командировки могут быть направлены в командировку лица, указанные в части второй ст. 259 и ст. 264 ТК РФ. В отношении остальных категорий работников (в том числе иностранцев) исключений не предусмотрено.

При этом в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Из этого правила есть определенные исключения: так, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564 (далее — Приказ N 564) временно пребывающий иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, если выполняет работы по профессиям и должностям, перечисленным в п. 1 приложения к данному нормативному акту (далее — Приложение). При этом общая продолжительность трудовой деятельности таких иностранных работников вне пределов субъекта РФ не может превышать: 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку и 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, о чем есть указание в трудовом договоре.

При этом следует учитывать, что с 1 января 2015 года вступил в силу целый ряд поправок в нормативные акты, регулирующие труд иностранцев в России. В частности, если ранее по общему правилу для осуществления трудовой деятельности в РФ иностранцу требовалось получать разрешение на работу, то в настоящее время иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и законно находящиеся на ее территории, могут привлекаться к работе работодателем — юридическим лицом при наличии у такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с законом (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). При этом законодатель различает термины «разрешение на работу»*(1) и «патент» (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). А поскольку положения приказа N 564 сформулированы вполне однозначно — речь идет о лицах, работающих на основании разрешения на работу, полагаем, что нет достаточных правовых оснований для распространения изложенного в приказе порядка на иностранцев, работающих в РФ на основании патента. Более того в случае расширительного толкования положений приказа, на наш взгляд, достаточно высока вероятность привлечения работодателя к административной ответственности: согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Следует признать, что буквальное толкование положений приказа создает несколько абсурдную ситуацию, когда лица, прибывшие в РФ на основании визы (и, соответственно, работающие на основании разрешения на работу), будут пользоваться большей свободой в осуществлении трудовой деятельности и перемещениях по сравнению с «безвизовыми» иностранцами. Однако, поскольку в Приложение не были внесены изменения, позволяющие направлять в командировку в другой субъект РФ работника, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, во избежание возможных последствий, по нашему мнению, следует исходить из буквального толкования Приложения.

Обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Ввиду отсутствия официальных разъяснений и судебной практики по данному вопросу мы рекомендовали бы Вам обратиться с соответствующим запросом в Федеральную миграционную службу (ФМС России), уполномоченную на разъяснение физическим и юридическим лицам государственной политики в сфере миграционного законодательства (п. 7.21 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Для направления работника в командировку в местность из числа, указанных в постановлении Правительства РФ от 11.10.2002 N 754, ему необходимо иметь специальное разрешение (п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

*(1) Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

www.bashinform.ru

Командировка иностранных граждан с патентом

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы трудового права ›
  • Особенности труда работников – граждан иностранных государств ›
  • Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Поэтому правила, установленные трудовым законодательством для направления работников в командировки, распространяются и на иностранных работников. Однако эти правила применяются в отношении работников – иностранных граждан с некоторыми особенностями.

Иностранные граждане могут находиться на территории России в следующих статусах:

1) временно пребывающих. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

2) временно проживающих. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

3) постоянно проживающих. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

При этом для иностранных лиц, временно пребывающих и временно проживающих в РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», (далее – Закон N 115-ФЗ)) установлено следующее правило.

Так, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, которые относятся:

1) к профессиям рабочих. В числе этих профессий перечислены, например:

машинист катка самоходного;

машинист маркировочной машины для разметки автодорог;

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Особенности направления иностранных граждан в командировки

Статью подготовил Уколов Дмитрий, юрист Конфиденс Групп, 29.03.2016

Региональное направление развития бизнеса организаций предполагает постоянное перемещение их сотрудников по территории РФ. У работодателя, направляющего в командировку работника, являющегося гражданином РФ, возникает значительно меньше сложных вопросов, нежели при направлении на работу иностранного гражданина в другой регион РФ.

Как известно из закона 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (Далее – Закон), разрешение на работу дает право работать только в том субъекте РФ, в котором оно выдано. Но в случае его командировки в соседний регион за иностранным гражданином, естественно, сохраняется статус работника компании. Как же в таком случае поступить работодателю? Как направить иностранного работника в командировку без нарушения законодательства РФ? Есть ли исключения для иностранных работников при передвижении по стране? И какие последствия могут быть при нарушении данного вопроса? Давайте разберемся по порядку.

К сожалению, в Законе не прописан порядок направления иностранных работников в командировки, за исключением следующей информации:

  • иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании разрешительных документов, за исключением военных и других городов и приграничных территорий, на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (статья 11 Закона);
  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу;
  • работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами-(пункт 4.2 статьи 13 Закона). Вот именно эти исключения, на которые ссылается пункт 4.2 статьи 13 Закона, мы с вами и рассмотрим.

Всех иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ по направлению работодателя, на территории которого им выданы разрешение на работу или патент, можно разделить на 2 типа.

К 1-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешительных документов. К ним относится достаточно большой перечень категорий иностранных граждан, основными из которых являются следующие:

  • постоянно проживающие на территории РФ (ВНЖ);
  • граждане стран участников ЕАЭС;
  • аккредитованные работники представительств иностранных юридических лиц, дипломаты и члены их семей, журналисты и т.д.

Иностранных граждан, относящихся к 1-му типу, работодатель может направлять в командировку в другой субъект РФ без учета каких-либо законодательных исключений, кроме направления иностранных граждан в служебные командировки в закрытые военные и другие города и приграничные территории.

Ко 2-му типу относятся иностранные граждане, которые на основании Закона обязаны получать разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.07.2010 № 564н были установлены «Случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим (проживающим) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание)». В соответствии с данным приказом, направление работодателем иностранного сотрудника в другой субъект РФ для осуществления трудовой деятельности, отличный от субъекта, выданного разрешения на работу, должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

  • Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
  1. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
  • иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, указанным в Приказе, среди них как рядовые работники, такие как машинисты, асфальтобетонщики, артисты, так и руководители высшего руководящего звена. С полным перечнем профессий можно ознакомиться в данном Приказе, при этом:
  1. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
  • Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами, при этом:
  1. непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
  2. общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В завершении рассмотрения ситуации, связанной с направлением иностранного работника в командировку, еще раз отметим:

  • профессия или должность временно пребывающего (проживающего) иностранного работника в разрешении на работу, трудовом договоре, а также во всех командировочных документах была указана абсолютно одинаково;
  • указанная профессия (должность) должна содержаться в Приказе № 564н;
  • разъездной характер работы должен быть прописан в трудовом договоре с иностранным работником.

В случае, если иностранный работник не является высококвалифицированным специалистом, а профессия (должность) иностранного работника, указанная в его разрешении на работу и трудовом договоре, не содержится в упомянутом выше Приказе, направление иностранного работника в командировку является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом. Санкция данной статьи предусматривает весьма серьезное наказание в виде штрафа до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности организации до 90 суток.

Важно подчеркнуть, что по данной статье ответственность несут не только работодатели, но и работники и должностные лица, размер штрафных санкций на которых может составить:

  • на граждан – до 5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц – до 50 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание на то, что 100-процентное исполнение условий направления иностранных граждан в командировки, указанных в Приказе № 564н, не гарантирует, что работодателю не будут предъявлены претензии со стороны ФМС и других компетентных органов при проверке правильности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.

Многочисленная судебная практика по данному вопросу, особенно в дальних от Москвы регионах РФ, достаточно сильно разнится, решения принимаются как в пользу работодателей, так и ФМС. Зачастую, компетентные органы, в принципе, не принимают во внимание условия направления иностранных граждан, описанные в Приказе № 564н, оперируя исключительно позициями, описанными в 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Тем не менее, вышеуказанный Приказ никто не отменял, и в случае необоснованного предъявления претензий в части нарушения порядка осуществления трудовой деятельности на территории субъектов РФ, отличных от того, который указан в разрешении на работу, работодателю необходимо отстаивать свою правоту в судебном порядке, ссылаясь на выше указанные правовые документы.

Читайте другие публикации «Конфиденс Групп».

www.confidencegroup.ru

Нюансы командирования иностранных работников (Соболева Е.А.)

Дата размещения статьи: 18.07.2015

В настоящее время многие учреждения привлекают к работе иностранных граждан. А в ходе деятельности иногда возникает необходимость направлять таких сотрудников в командировки. Можно ли направлять в командировку иностранцев? Если можно, то какие нюансы учитывать при направлении таких работников в командировку? Какие документы оформить в этом случае?

Вначале напомним, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Чтобы ответить на вышеперечисленные вопросы, необходимо знать порядок нахождения иностранных граждан на территории РФ и их участия в трудовых отношениях. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане разделяются на:
— временно пребывающих в РФ — это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающих в РФ — это лица, получившие разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающих в РФ — это лица, получившие вид на жительство.
———————————
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Кроме этого, в п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ говорится, что иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого этому гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.
Отметим, что есть иностранцы, на которых не распространяются приведенные общие правила, то есть не требуются разрешение на привлечение и использование таких работников и разрешение на работу в Российской Федерации, которое устанавливает их трудовую деятельность только в определенном субъекте РФ.

На каких иностранцев не распространяется обязанность получить разрешение на работу?

Пунктом 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлен перечень иностранных граждан, на которых не распространяется требование о наличии разрешения на работу. К ним относятся:
— постоянно или временно проживающие в РФ;
— участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
— сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций, а также частные домашние работники указанных лиц;
— работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
— журналисты, аккредитованные в РФ;
— обучающиеся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;
— обучающиеся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
— приглашенные в РФ в качестве научных или педагогических работников в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством РФ, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

К сведению. В настоящее время Перечень научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 N 93;

— приглашенные в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
— работники аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ;
— осуществляющие трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 63 и ст. 348.8 ТК РФ.
Таким образом, на иностранных граждан указанных категорий, которым не нужно получать разрешения на работу для трудовой деятельности в РФ, не распространяется ограничение, касающееся работы в определенном субъекте РФ. Это означает, что данные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.

Порядок направления в командировку иностранных граждан, которым выдано разрешение на работу в определенном субъекте

Пунктом 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:
— иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, — вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ, — вне пределов субъекта РФ, на территории которого данный гражданин обучается;
— иностранным гражданином, временно проживающим в РФ, — вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н (далее — Приказ N 564н), которым установлены: случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание); условия, при которых работодатель имеет право направлять иностранного сотрудника в командировку за пределы субъекта РФ, в котором ему было выдано разрешение на работу.
Какие условия должны быть выполнены?
Для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, установлено, что они вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, при соблюдении следующих условий:
— ими выполняются работы по профессиям и должностям, указанным в перечне Приказа N 564н;
— общая продолжительность их трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
— общая продолжительность их трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.
Для иностранных граждан, временно проживающих на территории РФ, установлено, что они вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание, при соблюдении следующих условий:
— ими выполняются работы по профессиям и должностям, указанным в перечне Приказа N 564н;
— общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;
— общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Порядок направления в командировку иностранного гражданина — высококвалифицированного специалиста

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) определенного уровня (п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Отметим, что такому специалисту тоже выдается разрешение на работу — на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления (п. 12 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Тем же пунктом установлено, что, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, данному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.
Таким образом, если работодатель заранее знает, что иностранный гражданин — высококвалифицированный специалист будет работать в нескольких субъектах РФ, необходимо указать это в ходатайстве работодателя о привлечении сотрудника. В таком случае при направлении его в командировку в один из субъектов РФ, указанных в разрешении на работу, работодателю не нужно будет учитывать предусмотренные законодательством ограничения.
Какие ограничения существуют, если работодатель направит такого специалиста в командировку в субъект РФ, на территории которого у него не получено разрешение на осуществление трудовой деятельности? Согласно п. 3 Приказа N 564н иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), если:
— непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не превышает 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
— общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено трудовым договором.

Командировка в особенные территориальные образования и организации

В п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ сказано, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с указанным Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые по федеральным законам требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754. Согласно этому Постановлению к таким территориям, например, относятся территории закрытых административно-территориальных образований, территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (Перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470), территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, и другие требующие специального разрешения.
В связи с этим работодателю следует помнить, что при направлении иностранного гражданина на территорию с регламентируемым посещением необходимо специальное разрешение, согласованное принимающей организацией с органами ФСБ того субъекта, к которому отнесена такая территория.

Документальное оформление командировки

При направлении иностранного работника в командировку оформляются те же документы, что и для граждан РФ:
— служебное задание (форма Т-10а);
— приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма Т-9 или Т-9а);
— командировочное удостоверение (форма Т-10). Согласно п. 15 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки направление работника в командировку за пределы территории РФ производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства — участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.
———————————
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Указанные унифицированные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», хотя с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. То есть организация их может разработать самостоятельно, указав это в учетной политике.

Какая ответственность предусмотрена, если работодатель нарушит правила направления в командировку иностранных работников?

Если не соблюдать вышеперечисленные особенности и ограничения при направлении иностранцев в командировки, то работодатель может подвергнуться мерам административной ответственности. Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если разрешение либо патент требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
— на юридические лица — от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

К сведению. Частью 4 ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что если нарушение, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершено в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то административный штраф составит:
— для должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.;
— для юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

В заключение отметим следующее: чтобы учреждение не подверглось административному штрафу, необходимо учитывать все нюансы, связанные с направлением иностранного работника в командировку, а именно правовой статус, профессию и должность, а также соблюдать указания, содержащиеся в разрешении на работу.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Федеральный закон n 138-фз Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ"О лотереях" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., […]
  • Судимость дипломная Судимость и её значение Введение 2 Глава 1. Общие положения о судимости: историко-правовой аспект 4 § 1. Развитие судимости в уголовном законодательстве 4 § 2. Понятие судимости 7 § 3. Функции и значение судимости 11 Глава 2. Прекращение […]
  • Правила делового протокола и этикета это Деловой этикет и деловой протокол Главная > Реферат >Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (у) МИД РФ по этике делового общения «Деловой этикет и деловой протокол». Деловой этикет 2 – 3 стр. Деловой протокол 3 […]
  • Закон 139 рф Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Студент пенсия по инвалидности ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 05 сентября 2017 Пенсионеры, у которых на иждивении находятся дети - студенты, имеют право на […]
  • Закон москвы о защите зеленых насаждений Закон г. Москвы от 24 апреля 2013 г. N 18 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" 1) в абзаце втором части первой слово ", имеющими" заменить словами "и имеющего", слова "который […]

Обсуждение закрыто.