Коап неуплата налогов

Оглавление:

Генеральный директор и ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

Есть такая ситуация зарегистрировано ООО два учредителя я генеральный директор и учредитель и бухгалтер отчетность не сдавалсь уже более полуторалет при этом деятельность велась, были письма из налоговой на юр адрес, но их не забирали долгов по ндс где-то на 80 тысяч перед ПФР задолженностей нет вопрос — реально ли что налоговая о фирме забудет о неуплате налогов?

Уставный капитал 10000рублей, на счету денег нет взять как я понимаю штрафы могут только в меня как с директора уголовной ответственностью, что еще не грозит.

Ответы юристов (12)

На Вашем месте я не стала бы расчитывать, что налоговая инспекция забудет об ООО.

В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя производится налоговой инспекцией в порядке ст. 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Ст. 199 УК РФ устанавливает следующую ответственность:

За уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное:
группой лиц по предварительному сговору;
в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Исчисляя долю неуплаченных налогов и (или) сборов (свыше 10% или свыше 20%), необходимо исходить из суммы всех налогов и (или) сборов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд.

ст. 199.1 УК РФ устанавливает ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд.

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Есть вопрос к юристу?

Полагаю, события будут развиваться так: налоговые органы обратятся в Арбитраж о взыскании всех недоимок. Взыщут за последние 3 года. Однако само по себе решение суда о взыскании не подразумевает его немедленного исполнения. Если у ООО нет денег и имущества, то фактически взыскать денежные средства и исполнить решение суда будет проблематично. Согласно ст. 87 Гражданского Кодекса РФ, участники ООО отвечают по его обязательствам в пределах внесенных ими вкладов.

Другая ситуация с генеральным директором и бухгалтером, которых могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Чтобы этого не произошло, полагаю необходимым посоветовать обратиться к специалистам и восстановить всю бухгалтерию. Задолженности от этого никуда не денутся, но от ответственности таким образом есть шанс уйти полностью.

Уточнение клиента

Денис, спасибо за ответ — в том и вопрос- административная — штраф за не уплату налогов (первое время они кстати платились) и уголовная — не крупные же размеры, судя по предыдущему ответу. То есть максимально — небольшие штрафы, беготня, исполнительное произвоство, которое сами же приставы развивать особо не будут?

06 Июля 2012, 15:15

В отношении организаций, которые «брошены» учредителями и директором, в течение последних 12 месяцев не сдают отчетность, не осуществили ни одной операции на банковских счетах, налоговый орган может принять решение об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ и обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом.

Согласно ст.21.1 Федерального закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних 12-ти месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (т.е. по решению регистрирующего органа).

Уточнение клиента

Спасибо, на это и уповаем. А будет ли какое-то сообщение о признании ООО недействительным? Или же просто где-то в своих списках внутренних?

06 Июля 2012, 15:16

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Обращаю внимание, что если у Вас были хоть какие-то движения по банковскому счету, даже на 1 рубль, решение о исключении из единого государственного реестра юридических лиц налоговый орган принять не сможет.

Кроме того, это право налогового органа, а не обязанность.

Уточнение клиента

А какой статьей это регулируется?

А если меня нет, фирма не откликается.

06 Июля 2012, 15:44

На ООО за совершение таких действий как:

  • Полная/частичная неуплата налогов
  • Нарушение сроков сдачи налоговой декларации/непредставление декларации
  • Уменьшение налогооблагаемой базы
  • Иные противоправные действия

налагаются штрафы, что касается должностных лиц организации – в отношении них возбуждается уголовное дело.

Порядок привлечения к ответственности, виды правонарушений — устанавливаются Налоговым кодексом РФ и КоАП, УК РФ

ООО в силу своей правовой природы нести уголовную ответственность не может, поэтому уголовному преследованию подвергаются только физические лица (долж.лица ООО). При этом, стоит учесть, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает само ООО от исполнения принятых на себя обязательств. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается с уплатой им налога либо отменой налога (смотрите ст. 23,44,45 и п.4 ст.110 НК РФ)

ООО обязано уплачивать налоги, вести бух.учет и составлять необходимые отчеты.

Согласно п.1 ст.11 НК РФ лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при условии, что не истек срок давности привлечения к ответственности. Этот срок составляет три года со дня совершения правонарушения либо следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

Процедура ликвидации (как принудительной, так и добровольной) лишь изменит сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в ст 64 Гражданского кодекса РФ. Закон установил четвертую очередь для расчетов по долгам с бюджетом. Удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Таким образом, может сложиться ситуация, когда налоги не будут уплачены по причине отсутствия средств, хотя ликвидация проведена точно в соответствии с законом. Указанные ситуации возможны, закон допускает подобное развитие событий.

Налоговые органы в некоторых случаях препятствуют завершению процедуры ликвидации предприятия по причине непогашенных налоговых недоимок вследствие отсутствия средств. Такие действия, со стороны налоговой, будут незаконны.

— То есть максимально — небольшие штрафы, беготня, исполнительное произвоство, которое сами же приставы развивать особо не будут?

Да, так и будет. Требования об уплате — суды — исполнительное производство . долгое исполнительное производство. приставы один раз запросят информацию по счетам, имуществу, ничего не увидят и забудут про вас.

А тем временем могут исключить из ЕГРЮЛ, даже при наличии задолженности.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67).

А будет ли какое-то сообщение о признании ООО недействительным? Или же просто где-то в своих списках внутренних?

Согласно п. 3 ст. 21.1 закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати («Вестник государственной регистрации»), в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3-х дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Если в течение 3-хмесячного срока заявления от возражающих против исключения юрлица не получены, тогда регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. Если возражения поступают, то — окончательное решение об исключении из ЕГРЮЛ не принимается (п.4 ст. 21.1 закона №129-ФЗ «О государственной регистрации . «).

Сведения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ также публикуются в «Вестнике государственной регистрации».

А какой статьей это регулируется?

Ст.21.1 Федерального закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если восстановите учет и сдадите отчетность, то это:

во-первых, не уменьшит размер задолженности по уплате налогов и взносов,

во-вторых, не освободит от обязанности уплаты штрафов за непредставление отчетности и пеней за неуплату налогов и взносов,

в-третьих, исключит возможность исключения вашего юр. лица из ЕГРЮЛ как недействующего, поскольку может быть исключено юр лицо, которое в течение последних 12-ти месяцев не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Уменьшить задолженность можно только одним способом — уплатив налоги, взносы, пени, штрафы.

После погашения задолженности и подачи всех ранее непредставленных деклараций, форм бух. отчетности, ваша компания сможет сдавать нулевую отчетность и спокойно существовать.

— А какой статьей это регулируется?

п. 1 ст. 21.11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Главный бухгалтер и руководитель организации (ген. директор), а также учредители не несут налоговую ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, в т.ч. за неуплату и неполную уплату налога (сбора), т.к. это не предусмотрено НК РФ. Налоговая ответственность наступает у самого юридического лица. Т.е. все штрафы по НК РФ наложат на ООО, а не конкретно на каких-то лиц.

Однако, главный бухгалтер, руководитель и учредитель организации могут понести уголовную ответственность по статьям 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Главный бухгалтер и руководитель организации также несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Главный бухгалтер может привлекаться по ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – штраф от 300 до 500 руб., или по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Руководитель несет ответственнсть по этим статьям КоАП РФ, если в ООО вообще не было главного бухгалтера, если ведение бух. учета и расчет налогов были переданы специализированной организации, если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

СТ 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 16.22 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выражается в нарушении сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные платежи — это платежи, подлежащие обязательной уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

К числу таможенных платежей, согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены посредством предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов при наличии соответствующих оснований. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

— при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза — в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

— при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается:

1) при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа — день передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

2) при утрате временно ввезенных транспортных средств в период срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день утраты товаров, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения;

3) при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза — день истечения срока их временного ввоза.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа — день такой передачи, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

2) если недоставка товаров для личного пользования произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, — день такой утраты, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом транзитной декларации;

3) если недоставка товаров для личного пользования произошла по иным причинам — день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Вместе с тем содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой либо помещения их под иную таможенную процедуру. В связи с этим неуплата в установленный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (например, в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров, и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП РФ не требуется.

Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур таможенного транзита, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате. По своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ.

В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

2. Субъектами административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, выступают лица, на которых возложена обязанность по их уплате. В соответствии с п. 5 ст. 65, ст. ст. 188 — 190 Таможенного кодекса Таможенного союза лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). В связи с этим статус декларанта как участника таможенных правоотношений и лица, ответственного за уплату таможенных платежей, возникает только после подачи таможенной декларации.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

www.kodap.ru

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (действующая редакция)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 15.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

2. Пунктом 1 ст. 229 НК предусмотрено представление налоговой декларации следующими налогоплательщиками налога на доходы физических лиц:

— физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

— частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

— физическими лицами — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

— физическими лицами — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими выигрыш, выплачиваемый организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.

Налоговая декларация представляется указанными налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц определен ст. 207 НК.

3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 198 УК). Согласно примечанию к ст. 198 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

4. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 199 УК).

Согласно примечанию к ст. 199 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

5. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Доходы — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

6. О корреляции мер юридической ответственности, установленных комментируемой статьей и НК, см. п. 7 комментария к ст. 15.3. Статус должностных лиц применительно к комментируемой статье определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. подп. А п. 5 комментария к ст. 14.25).

www.zakonrf.info

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов?

Уклонение от уплаты налогов, которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы, тем строже ответственность. В данном случае могут налагаться штрафные санкции, а к физическим лицам, принимавшим решения о нарушении налогового законодательства, применяются меры административной и уголовной ответственности.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности возможно параллельно по нормам НК РФ и УК РФ или КоАП РФ. Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на нее будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления.

Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству

За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. А ими могут выступать:

  • юрлица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физлица.

Наказания для физлиц и организаций не отличаются по своей строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.

Чтобы лицо можно было наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт должен быть официально установлен, а значит, налоговый орган должен принять соответствующее решение. И только после вступления такого решения в силу можно применять к правонарушителю санкции.

Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ

Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.

Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.

Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.

Санкции за уклонение от уплаты налогов

Налоговый кодекс РФ

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.

В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:

  • Размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
  • Если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300–500 руб.

Уголовный кодекс РФ

Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.

Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции выглядят следующим образом:

  • Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
  • При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
  • Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
  • При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.

Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.

Сроки давности

В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:

  • для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.

Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт (форма по КНД 1160074, утвержденная приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]) и тем самым приостановить течение срока давности.

Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.

Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:

  • на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
  • на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа.

Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций

Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.

В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

  • уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
  • налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.

Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.

При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.

С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.

nsovetnik.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон 296-фз Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ"О внесении изменений в […]
  • Приказ 740 фсин 2013 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 15 декабря 2016 г. N 1060 "Об утверждении Перечня оперативной информации и оперативных донесений о правонарушениях и происшествиях, представляемых в дежурную службу управления планирования […]
  • Образец соглашение о возврате долга Соглашение о погашении задолженности При исполнении денежных обязательств, стороны могут использовать соглашение о погашении задолженности в целях фиксации суммы долга и штрафных санкций. Такой документ применяется в качестве одного из […]
  • Наставничество в уис приказ Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. N 555"Об […]
  • Нотариусы в петропавловск-камчатском Нотариусы Петропавловск-Камчатский Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алабужина Татьяна Юрьевна Телефон: […]
  • Редкий фонд библиотеки правила расстановки Публикации сотрудников РГБМ Библиотечный фонд по просьбам читателей Автор: Михнова И.Б. Издание: Справочник руководителя учреждения культуры. — 2016. — №4. — С. 68-76. Ирина Борисовна МИХНОВА,директор Российской государственной […]

Обсуждение закрыто.