Как платить налог на землю под зданием

Земельный налог — платить или.

Многие регионы в этом году обновили кадастровую оценку земли — новые данные или уже утверждены, или вот-вот будут. И владельцев участков ждет сюрприз — стоимость некоторых выросла в десятки и даже в сотни раз. С этой оценкой можно спорить. Но для начала нужно понять, а должны ли вы вообще платить этот налог. Ведь по-прежнему около 30% участков в кадастре просто нет или права пользователей на них не оформлены. А у оформленных часто нет кадастровой стоимости. В то же время многие налог платить уже обязаны, но даже не догадываются об этом.

«Хитрый» участок — а он у вас точно есть?

Итак, чтобы стать плательщиком налога, у вас должно совпасть сразу несколько условий — наличие собственно участка, причем признаваемого таким по Земельному кодексу РФ, определенных прав и документов на него, а также его кадастровой стоимост и п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 390 НК РФ; ст. 11.1 ЗК РФ . Проверить, должны ли вы платить налог, поможет наша схема.

* Используемый вами участок земли (например, под вашим зданием) может числиться в качестве части «большого» участка, обычно принадлежащего властям. В такой ситуации вы до оформления прав на участок налог платить не должн ы пп. 1, 2 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54; Письмо Минфина от 31.03.2005 № 03-06-02-02/21; Постановления ФАС ПО от 17.11.2011 № А55-21891/2009; ФАС СЗО от 23.07.2010 № А13-17236/2009 . Налог можно не платить и по «старым» участкам (выделенным до введения кадастра), если данные о них в кадастр до сих пор не внесены. Ведь если участка нет в кадастре, то он считается несформированны м п. 2 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54 .

*** При отсутствии у участка кадастровой стоимости налог нужно платить исходя из нормативной цен ы Письма Минфина от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75; п. 7 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54 . Такое возможно, если для участка не определена категория/вид разрешенного использования или они не соответствуют закону, документам о порядке кадастровой оценки или градостроительным регламента м п. 1 ст. 7 ЗК РФ; Приказ Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 . База по налогу в этом случае определяется как произведение нормативной цены (руб/кв. м) и площади вашего участка (кв. м).

**** Суды признают, что использовать для расчета налога, например, нормативную стоимость за прошлые годы нельз я Постановление ФАС ЗСО от 03.02.2012 № А70-4299/2011 .

Отдельно напомним особенности уплаты налога при сделках с недвижимостью. Вы не являетесь плательщиком налога, если вы купили здание, но еще не выкупили участок под ним и не зарегистрированы в ЕГРП в качестве его собственника. В этот период налог должен платить продавец здания, если именно он до сих пор указан в ЕГРП в качестве обладателя прав на участо к п. 1 ст. 388 НК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВАС от 23.07.2009 № 54; Постановление Президиума ВАС от 04.10.2011 № 5934/11; Письмо Минфина от 20.01.2012 № 03-05-05-02/03 . А если налоговики требуют уплаты налога именно с вас, то их претензии можно будет оспорит ь см., например, Постановление ФАС ПО от 22.03.2011 № А65-16407/2010 . Однако более распространена ситуация, когда у прежнего собственника здания участок находился в аренде. Тут у вас тоже нет никаких оснований платить налог до его выкупа.

Проверьте кадастровую стоимость

Cтоимость многих участков устанавливается и пересматривается, мягко говоря, на глазок, да еще и задним числом. Учитывать эти изменения при расчете налога нужно по правилам, чтобы не переплатить лишнего. А если есть основания, требуйте возврата налога за прошлые годы.

Если кадастровая стоимость пересмотрена/обновлена

Кадастровая стоимость участка может меняться в нескольких случаях. Во-первых, она могла обновиться по инициативе властей региона. Во-вторых, Росреестр мог исправить свою ошибку в расчете. В-третьих, акт о стоимости мог быть оспорен в суде. Какие правила тут действуют:

Мнение читателя

“ Сидим мы на упрощенке, никого не трогаем. Ну есть участок в собственности, большой, у нас на нем пока склад с пиломатериалами, но можно и жилье строить. И тут пересчитали нам его кадастровую стоимость — под 500 млн руб. Директор теперь ходит и плачется: я полумиллиардер с долгам и ” .

Анна,
бухгалтер, Московская обл.

  • суд признал недостоверной кадастровую стоимость вашего участка, то она является неопределенной (неустановленной). В таком случае налог нужно платить по нормативной цен е Письмо ФНС от 28.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] . А если незаконной признана обновленная кадастровая стоимость, то налог нужно по-прежнему считать по старой цен е Постановление Президиума ВАС от 26.07.2011 № 2081/11 . Ведь если акт о новой стоимости утрачивает силу, то это происходит и в части признания недействующим акта о старой стоимости;
  • орган региональной власти сам отменил решение об оценке и принял акт о новой стоимости задним числом, то вы вправе пересчитать и вернуть земельный нало г Письма ФНС от 23.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected]; Минфина от 10.03.2011 № 03-05-04-02/20 . Если, конечно, новая стоимость улучшает ваше положение;
  • Росреестр сам или по вашему заявлению исправил техническую ошибку (бывает, что лишний ноль поставили или нужный забыли) и уменьшил стоимость вашего участка, то вы вправе пересчитать налог за прошлые периоды и потребовать возврата переплаты. Если, наоборот, увеличил, то по «исправленной» стоимости вы должны платить налог только со следующего года (кроме случаев исправления ошибки по решению суд а Письмо Минфина от 10.03.2011 № 03-05-04-02/21 );
  • власти «проиндексировали» кадастровую стоимость (приняли акт об оценке по состоянию на новую дату), то вы вправе платить налог по ней только со следующего года. Нередко стоимость обновляют по состоянию на несколько лет назад (например, в 2012 г. утверждают стоимость на 01.01.2010). Тут смотрите сами, выгоден ли вам пересчет налога за прошлые годы (иногда стоимость и понижают ) пп. 4, 5 ст. 5 НК РФ; Письмо Минфина от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15 .

Многовато будет!

Многие считают кадастровую оценку своих участков откровенно завышенной. Например, вы точно знаете рыночную стоимость участка (купили не так давно), а в кадастре указана стоимость в несколько раз больше. В такой ситуации вы можете добиться признания рыночной оценки в качестве кадастрово й Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 913/11 .

Если вы не хотите судиться, то можете снизить кадастровую стоимость при следующем обновлении властями оценки вашего участка. Вам надо будет после обновления оценки заказать у независимого оценщика отчет об оценке участка, а затем подать в так называемую кадастровую комиссию заявление о пересмотре новой кадастровой стоимости и отчет об оценк е ст. 24.19 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ .

Если же вы хотите снизить налог уже сейчас, то придется судиться. Сделать это непросто, но экономия может с лихвой перекрыть затраты. Для этого:

  • закажите рыночную оценку участка у независимого оценщика, который по отраслевым стандартам оценки и различным методикам определит адекватную стоимость. Хорошо, если участок приобретен недавно и у вас уже есть отчет об оценке;
  • обратитесь в суд с требованием о признании рыночной оценки в качестве кадастровой и обязании Росреестра внести изменения в кадастр в этой част и п. 3 ст. 66 ЗК РФ . Суд назначит экспертизу отчета оценщика;
  • после вступления решения суда в силу вы сможете платить налог по сниженной кадастровой стоимости. А если по решению суда она будет установлена по состоянию на прошлые периоды, то Минфин считает допустимым подать уточненки и потребовать возврата переплаты за эти период ы Письмо от 30.08.2012 № 03-05-05-02/89 .

Ну и наконец, предупредим компании и предпринимателей — собственников помещений в многоквартирных домах. Вы можете стать плательщиками земельного налога, даже не узнав об этом. Как только участок под домом поставлен властями на учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность и возникает обязанность платить нало г ст. 16 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ ; Письмо Минфина от 09.07.2012 № 03-05-06-02/44 . При этом ваше право на участок может и не регистрироваться. А если зарегистрировано, то вам никаких свидетельств не выдадут, да и в выписке из ЕГРП новых данных может не быт ь п. 2 ст. 23 Закона от 21.07.97 № 122-ФЗ ; Письма Минэкономразвития от 21.12.2011 № Д06-6370, от 29.04.2010 № Д23-1598; п. 16 Инструкции, утв. Приказом Минюста от 14.02.2007 № 29 .

Так что для таких собственников у нас один совет — как минимум раз в год запрашивайте в Росреестре выписку из кадастра или хотя бы проверяйте дом по интернет-карте Росреестра. Если в выписке будет указан участок и приведена его стоимость, то безопаснее задекларировать и заплатить налог. Базу по нему можно рассчитать так ст. 392 НК РФ; п. 1 ст. 37 ЖК РФ; Письмо Минфина от 21.07.2010 № 03-05-05-02/57 :

И лучше, если вашу долю рассчитает Росреестр. Обратитесь туда и попробуйте получить документ, в котором будет указана эта дол я пп. 16— 18, 21 Инструкции, утв. Приказом Минюста от 14.02.2007 № 29 .

glavkniga.ru

Нужно ли вам платить земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица — это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок — 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату — на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
— 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
— 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание, что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
— в виде не облагаемой налогом суммы;
— в виде необлагаемой площади земельного участка;
— в виде освобождения от платежей;
— в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица — индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики — физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% — для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) — налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

uldelo.ru

Публікации

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

Кто платит налог на землю при смене собственника недвижимости?

Галина Мельник, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Forbes.ua

Как бывший владелец зданий может минимизировать свои риски при переходе прав собственности, и стоит ли новому владельцу ожидать доначислений, пока земля на него не оформлена?

При всем своем пристальном внимании к землепользованию и связанными с ним аспектам налогообложения, отечественные парламентарии до сих пор четко не сформулировали ответ на вопрос, кто же платит и вообще как платить налог на землю при переходе прав на здания, если земля под ними не была оформлена на старого собственника. Это создает массу налоговых рисков как для старого, так и для нового владельца зданий.

Переход права собственности на недвижимое имущество (здания, сооружения) тесно связан с вопросом перехода обязанности по уплате налога в отношении земельного участка, на котором такое имущество расположено. Несмотря на то, что Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) содержит специальную норму касательно момента, с которого новый собственник обязан платить налог в подобном случае (п. 287.6), к сожалению, на практике данная ситуация связана с рядом налоговых рисков как для старого, так и для нового собственников объектов недвижимости.

Согласно п. 287.6 НКУ (в редакции от 01.01.2015 г.) новый собственник зданий уплачивает налог на земельный участок от даты государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом налоговое законодательство не дает четкого ответа на вопрос, кто именно платит налог до момента оформления права собственности на землю новым собственником, если права на землю под зданиями не были оформлены предыдущим собственником зданий.

Так, в ряде случаев земельные участки под отчужденными зданиями находятся в государственной или коммунальной собственности, и при этом старый собственник (у которого отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на землю) числится в базе данных земельного кадастра как фактический пользователь земли под такими зданиями. До продажи зданий такое лицо уплачивает земельный налог как фактический землепользователь, в том числе, согласно п. 286.1 НКУ, который устанавливает, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

В случае неоформленного права на землю вопрос о наличии у старого собственника зданий статуса плательщика земельного налога является довольно спорным, поскольку согласно п. 269.1 НКУ плательщиками земельного налога являются либо собственники земли, либо землепользователи, а п. 14.1.73 НКУ определяет землепользователя как лицо, которому согласно закону предоставлены в пользование земельные участки, в т.ч. на условиях аренды (то есть, предполагается некое оформление пользования землей). Тем не менее, уплата земельного налога старым собственником зданий до момента их отчуждения представляется вполне справедливой (ведь лицо фактически использует такую землю для обслуживания своей недвижимости).

Но после отчуждения зданий ситуация кардинально меняется, так как фактическим землепользователем становится новый собственник таких зданий. При этом у нового собственника нет формальных оснований платить налог, поскольку он не является плательщиком налога в понимании вышеупомянутых п. 269.1 и п. 14.1.73 НКУ. Также его защищает п. 287.6 НКУ, который, напомним, указывает, что новый собственник зданий платит налог только после оформления права собственности на землю (что может вообще никогда не произойти).

Поскольку фискальные органы исходят из позиции, что налог должен быть уплачен в любом случае, они доначисляют налог бывшему собственнику зданий, руководствуясь вышеупомянутым п. 286.1 НКУ, который указывает, что основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Проблема для бывшего собственника заключается в том, что он по собственной инициативе не может исключить сведения о себе из кадастра. Согласно Порядку ведения Государственного земельного кадастра (утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 17.10.2012 г. № 1051) формально органы кадастра обязаны реагировать на заявление о внесении в кадастр изменений, поданное именно новым собственником зданий, которому, по понятным причинам, не выгодно вносить данные о себе в кадастр.

Как же бывший собственник зданий может минимизировать свои риски в данном случае, и стоит ли новому собственнику ожидать доначислений, пока земля на него не оформлена?

Ключевым аргументом в защиту старого собственника является то, что после отчуждения зданий он не соответствует понятию плательщика земельного налога (поскольку больше не является землепользователем даже в самом широком понимании). Данный вывод подтверждается также разъяснениями налоговой службы, в частности, из официального справочного ресурса ГФСУ («ЗІР»), письмом ГУ ГФС в Киевской области от 23.02.2016 г. № 427/10/10-36-15-04-23, согласно которым плательщиками земельного налога являются собственники и лица, у которых оформлено постоянное пользование землей, а плательщиками арендной платы – лица, у которых оформлен договор аренды земли. Очевидно, что в отношении старого собственника ни о каком оформлении документов на землю речь не идет.

Также старый собственник зданий в договоре об отчуждении зданий может обязать покупателя (нового собственника) оформить свои права на землю и прописать вопросы компенсации расходов на земельный налог до такого оформления.

Ряд налоговых разъяснений (в частности, разъяснение из «ЗІР», письма ГФСУ от 27.04.2016 г. № 9552/6/99-99-12-02-03-15, от 29.09.2015 г. № 20634/6/99-99-15-03-01-16, от 02.06.2016 г. № 12045/6/99-99-12-02-03-15, письмо ГУ ГФС в Запорожской области от 03.02.2016 г. № 359/10/08-01-17-01-17) акцентируют внимание на том, что лица, которые используют землю в силу владения расположенными на ней зданиями, нарушают требования законодательства и обязаны оформить право на такую землю и уплачивать налог, в частности, в отношении земель коммунальной собственности – в виде арендной платы. Из данных разъяснений следует, что новому собственнику зданий вполне стоит ожидать доначислений налога, несмотря на неоформленность права собственности на землю.

Также известны случаи, когда местные советы успешно взыскивали недополученную выгоду в виде арендной платы именно с лиц, которые владели зданиями, расположенными на коммунальной земле, и при этом никоим образом не оформляли свои права на такую землю (см. постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 20 июля 2016 года по делу № 915/1683/14, – прим. Авт.).

В заключение отметим, что комплексное решение данной проблемы возможно путем внесения изменений в НКУ (например, включить в понятие землепользователя фактических землепользователей), а также путем расширения круга лиц, которые могут инициировать внесение изменений в государственный кадастр.

attorneys.ua

Земельный налог при аренде имущества

Уплата земельного налога при аренде федерального или муниципального имущества.

Для осуществления своей деятельности организация может взять в аренду помещение, которое находится в федеральной или муниципальной собственности. Как показывает практика, в договоре аренды помещения не упоминается, что при передаче в аренду помещения передается и право на соответствующий земельный участок. Кроме того, арендная плата за имущество не содержит платы за пользование землей.

В связи с этим у организации-арендатора возникает вопрос — обязана ли она платить земельный налог пропорционально занимаемой площади, как того требуют налоговые органы? Или все-таки можно не платить налог на землю, т.к. у организации-арендатора нет документов, которые удостоверяют право собственности, владения или пользования земельным участком.

В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.

В соответствии со статьей 652 «Права на земельный участок при аренде находящегося на нем здания или сооружения» Гражданского кодекса РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующую часть земельного участка.

Кроме того, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.

Аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

Таким образом, если организация арендует помещение, являющееся федеральной или муниципальной собственностью, расположенное в свою очередь в здании, которое находится на земельном участке, который является также федеральной или муниципальной собственностью, и при этом в договоре аренды помещения не оговаривается передача права на соответствующий земельный участок, тем не менее, в соответствии с п.2 ст.652 ГК РФ, организации-арендатору при передаче в аренду помещения переходит и право на соответствующий земельный участок. Таким образом, организация-арендатор по такому договору является не только арендатором помещения, но и землепользователем части участка, занятого зданием на основании договора аренды

Напомним, что согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Кроме того, статьей 16 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 предусмотрено, что за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Таким образом, если организация заключила договор аренды федерального или муниципального имущества, тогда на основании договора аренды имущества организация-арендатор будет являться фактическим землепользователем участка, занятого зданием. В связи с чем, организации-арендатору необходимо уплачивать земельный налог. Налог на землю рассчитывается с учетом площади, используемой организацией-арендатором. Всю необходимую информацию для расчета земельного налога необходимо получить от арендатора при заключении договора аренды.

В заключении приведем обзор судебной практики по данному вопросу

1. Правоустанавливающим документом, который является основанием для установления налоговых платежей по земельному налогу, может служить договор аренды недвижимого имущества.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 №5378/02

2. За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном пользовании.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2002 №5375/02

3. Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 №7486/01 ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 декабря 2002 г. N 5378/02
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.02 по делу N А49-7463/01-206а/7 Арбитражного суда Пензенской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Пензы обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гостиница «Сура» о взыскании сумм налоговых санкций, в том числе штрафов за несвоевременную уплату земельного налога и непредставление декларации по этому налогу.
Решением суда от 21.01.02 исковые требования налогового органа удовлетворены частично.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 16.04.02 решение суда первой инстанции в части взыскания с ООО «Гостиница «Сура» сумм налоговых санкций за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации по земельному налогу отменил, в удовлетворении исковых требований в названной части отказал.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства обществом «Гостиница «Сура». Проверкой, в частности, установлено, что общество, являясь пользователем арендуемых им нежилых строений и соответственно пользователем участка земли в размере 9005 кв. метров, не уплатило земельный налог за 2000 год. Решением налоговой инспекции от 22.06.01 N 686 общество привлечено к ответственности в виде штрафов за неуплату налога и непредставление декларации.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора установлено, что вывод проверяющих о том, что ООО «Гостиница «Сура» является землепользователем 9005 кв. метров земли, не соответствует действительности.
В результате исследования представленных по делу доказательств, в том числе выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд пришел к выводу, что общество фактически использует 4957,8 кв. метра земли.
Установив, что общество арендовало недвижимое имущество с 01.01.2000 по 01.10.2000, суд первой инстанции удовлетворил иск, исходя из фактического размера используемого участка земли.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение в части указанных санкций, признал, что при отсутствии правоустанавливающего документа на пользование земельным участком общество нельзя признать плательщиком налога, так как согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О плате за землю» основанием для установления налоговых платежей является документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования (аренды) земельным участком.
При этом суд кассационной инстанции сослался на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.02 по другому делу (N А49-458/01(31ак/2)) Арбитражного суда Пензенской области как на преюдициальное, поскольку это дело касалось суммы налогового платежа по спору между теми же сторонами. В постановлении от 09.04.02 указано, что отсутствие у общества правоустанавливающего документа на пользование земельным участком исключает взимание налога за него.
Вывод суда о том, что при отсутствии правоустанавливающего документа нет оснований для взыскания земельной платы, ошибочен.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» пользование землей в Российской Федерации является платным. Земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Согласно статье 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Пунктом 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для использования в соответствии с его назначением.
Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае может служить договор аренды имущества.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право на соответствующий земельный участок при передаче обществу имущества в аренду договором не определено. Общество являлось фактическим землепользователем земельного участка площадью 4957,8 кв. метра, занятого нежилыми помещениями, арендуемыми обществом.
Что касается постановления суда кассационной инстанции от 09.04.02 по упомянутому другому делу, то Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.02 N 5375/02 это постановление отменено.
Кроме того, предметом иска налогового органа по настоящему делу было взыскание только сумм налоговых санкций. В резолютивной части постановления ошибочно указано на отказ налоговому органу во взыскании суммы недоимки по налогу на землю. В этой части постановление также подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.02 по делу N А49-7463/01-206а/7 Арбитражного суда Пензенской области в части отказа во взыскании налоговых санкций в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в части отказа во взыскании суммы недоимки по земельному налогу отменить.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.01.02 по тому же делу оставить в силе.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф.ЯКОВЛЕВ
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 сентября 2002 г. N 5375/02
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2002 по делу N А49-458/01(31ак/2) Арбитражного суда Пензенской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Гостиница «Сура» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Пензы (далее — инспекция) о зачете в счет задолженности по платежам в бюджет излишне уплаченного за 1997 — 1999 годы земельного налога в сумме 186 000 рублей.
До принятия решения истец в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил иск и просил взыскать 184 960 рублей излишне уплаченного земельного налога за 1997 — 2000 годы.
Решением от 10.09.2001 иск удовлетворен в части требования о возврате 40 435 рублей указанного налога за 1997 — 1999 годы. В остальной части иск оставлен без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2001 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 09.04.2002 названные судебные акты в отношении частичного возврата налога за 1997 — 1999 годы отменил и обязал инспекцию возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за эти годы полностью — в сумме 180 050 рублей. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается Постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой и Постановление апелляционной инстанций оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя иск, первая и апелляционная инстанции суда руководствовались положениями статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 37 Земельного кодекса РСФСР, согласно которым истец был обязан платить земельный налог в части, пропорциональной доле арендуемой им площади здания. Суд признал, что истец не должен был платить земельный налог за всю территорию, занимаемую гостиницей и другими арендаторами и собственниками.
Суд кассационной инстанции, изменяя указанные судебные акты, исходил из того, что основанием для установления суммы налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Отсутствие такого документа у истца, по мнению суда, исключает взимание платы за землю.
Данный вывод является ошибочным.
Статьей 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» закреплено платное использование земли в Российской Федерации. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Согласно статье 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Пунктом 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением. Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае может служить договор аренды имущества.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право аренды на соответствующий земельный участок при передаче истцу имущества в аренду договором не определено. По сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы (арендодателя), не оспариваемому истцом, арендная плата за имущество не содержит земельной составляющей.
Поскольку общество являлось фактическим землепользователем участка площадью 4 423,8 кв. метра, занятого зданиями на основании договора аренды, его требования удовлетворены пропорционально площади, используемой истцом.
При таких обстоятельствах правовых оснований для изменения судебных актов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имелось.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2002 по делу N А49-458/01 (31ак/2) Арбитражного суда Пензенской области отменить.
Решение от 10.09.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 31.10.2001 Арбитражного суда Пензенской области по тому же делу оставить в силе.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф.ЯКОВЛЕВ
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 января 2002 г. N 7486/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N А76-9815/2000-39-376.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Худфонд» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Челябинска о признании недействительным решения от 03.04.2000 N 12 о привлечении его к ответственности за нарушение налогового законодательства и о возврате из бюджета 44000 рублей, перечисленных в счет уплаты земельного налога.
Инспекция предъявила встречный иск о взыскании с общества «Худфонд» 16633 рублей 60 копеек штрафных санкций за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации.
Решением от 20.09.2000 первоначальный иск удовлетворен частично. В отношении возврата из бюджета 44000 рублей, перечисленных в счет уплаты земельного налога, в иске отказано в связи с непредставлением доказательств поступления этой суммы в бюджет, в остальной части иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение в части признания недействительным предписания налоговой инспекции от 03.04.2000 N 12 по первоначальному иску и отказа во взыскании сумм санкций по встречному иску отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение. В остальной части решение оставить без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Челябинска в ходе выездной налоговой проверки общества «Худфонд» по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на землю за 1997 — 1999 годы был выявлен факт неуплаты земельного налога на земельные участки площадью 2367 кв. метров и 551 кв. метр, занятые административным зданием и мастерской.
По результатам проверки принято решение от 03.04.2000 N 12 о взыскании с налогоплательщика 43798 рублей 60 копеек недоимки по земельному налогу, 25505 рублей 60 копеек пеней за несвоевременную уплату налога, 8759 рублей 70 копеек штрафа за неуплату налога и 7873 рублей 90 копеек штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации.
Удовлетворяя иск в части признания недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов и отказывая во взыскании сумм санкций по встречному иску, суд сослался на то, что основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельными участками, — государственный акт, свидетельство. И поскольку налоговым органом не представлено правоустанавливающего документа, удостоверяющего право собственности, владения или пользования земельными участками, то у него, по мнению суда, не было оснований для начисления налога, пеней и применения санкций.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.
Статьей 37 Земельного кодекса РСФСР также установлено, что при переходе права собственности на строение вместе с объектом переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Из материалов дела следует, что ООО «Худфонд» имеет в пользовании земельные участки, занятые административным зданием площадью 2367 кв. метров и зданием мастерской площадью 551 кв. метр.
Согласно уставу общества указанное недвижимое имущество является его собственностью.
Право собственности или владения земельными участками, занятыми недвижимостью, истец не оформил.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земля была передана обществу на условиях аренды, в материалах дела нет, и при рассмотрении спора ни истец, ни суд на данное обстоятельство не ссылались.
Однако отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.
Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации «О плате за землю» позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд допустил ошибку в применении закона, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2000 по делу N А76-9815/2000-39-376 в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 03.04.2000 N 12 по первоначальному иску и отказа во взыскании сумм санкций по встречному иску отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Источник материала —

www.buhgalteria.ru

Смотрите так же:

  • Нотариус г Ростова-на-дону Нотариусы Ростов-на-Дону Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абрамова Вера Витальевна Телефон: +7 (863) 290-51-41 […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Ст 29 ук рф Статья 29. Оконченное и неоконченное преступления 1. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. 2. Неоконченным преступлением […]
  • Следственный комитет гульяновска Следственный комитет гульяновска Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области возбуждено уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам ООО «Торговый Дом КПД-1» (ч. 2 ст. 145.1 […]
  • Наказание по ст 117 ук рф Мера наказания за ст.117 УК РФ для несовершеннолетнего Здравствуйте, какая мера наказания за ст.117 УК РФ для несовершеннолетнего? Если побои были нанесены педофилу, прешедшему на встречу с мальчиком 15 лет, есть переписка, подтверждающая […]
  • Ежемесячное пособие до 15 лет максимальный размер Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 7 августа 2018 г., 19:34 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, находящейся […]

Обсуждение закрыто.