Как оформить прирезку к участку

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

www.garant.ru

«Прирезка» неразграниченного земельного участка

В настоящее время я арендую в одном из муниципальных образований Краснодарского края земельный участок под ИЖС и в ближайшее время после завершения строительства планирую оформить право собственности на него. Участок располагается как бы на аллее, т.е. с трех сторон его ограничивает дорога, а с четвертой стороны находится заросший участок, который как оказалось неразграничен и «никому» не принадлежит. Подскажите, могу ли я в соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса и после выкупа арендуемого мной ЗУ осуществить «прирезку» этой муниципальной земли? Ситуация осложняется тем, что по территории моего участка с продолжением на этот «ничейный» участок проходит подземный газопровод низкого давления, от которого осуществляется ввод газа в соседние дома. При этом, когда я выиграл на муниципальных торгах право аренды на застраиваемый в настоящее время земельный участок, мне не было известно о наличие подземных коммуникаций, ни в извещении, ни в договоре аренды о них не говорилось. Переносить газопровод мне придется в любом случае и, видимо, за свой счет.

В приложенном файле представлен скриншот из публичной кадастровой карты, где фиолетовым цветом обведена условно ничейная земля.

Уточнение клиента

Особое беспокойство вызывает именно наличие газопровода на муниципальной земле. Может ли он быть причиной отказа в «прирезке» земли? Основная труба (принадлежащая, по-видимому, Горгазу) идет по всей длине участка, а от нее в стороны отходят трубы в частные дома (всего от основной трубы отходят 6 труб).

04 Июня 2017, 18:50

Ответы юристов (8)

Приобрести этот участок можно путем перераспределения земельных участков:

ЗК РФ, Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Есть вопрос к юристу?

В вашем случае можно порекомендовать произвести уточнение местоположения границ земельного участка. Это позволит увеличить площадь земельного участка минимум на 10%.

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:
1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;
2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;
3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Проще говоря, если предельный минимальный размер земельного участка установлен, то возможно на этот размер, а если не установлен — тогда не более чем на 10 процентов.

Это не является основанием для отказа. Но должен быть отражен в кадастровом плане и обозначена охранная зона и на этой зоне нельзя строить капитальные строения.

Весьма спорное утверждение. Согласно п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Другими словами происходит изменение площадей (конфигураций) поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, что не может является основанием для «прирезки» неразграниченного (несформированного) земельного участка.

Другим законным вариантом является самостоятельное формирование нового земельного участка с последующем получением в его аренду или собственность путем проведения аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или местного самоуправления, в случае; предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Уточнение клиента

Объясните, почему я не могу получить в собственность эту землю в соответствии с подпунктом 3) пункта 1. статьи 39.28. ЗК РФ?

04 Июня 2017, 20:13

Первая проблема, это отсутствие земельного участка. Необходимо поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет, другими словами создать юридически объект недвижимости. Вам необходимо провести межевые работы по запрашиваемому земельному участку. Кадастровый инженер или Вы обратитесь в местную Администрацию с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В случае отказа в согласовании, обращайтесь в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в согласовании, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вторая проблема, отсутствие у Вас собственности на землю.

Третья проблема, как я предполагаю, у вас участок предоставлен полноразмерный, соответственно увеличивать его до установленных предельных максимальных размеров земельных участков проблематично.

Вы можете пойти путем перераспределения участков. Существенным препятствием может быть только превышение предельного размера вновь образованного земельного участка.

ЗК РФ, Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Вы не сможете получить данный участок в собственность если размеры указанного участка позволяют сформировать их него отдельный участок и предоставить его по торгам. Все зависит от принятых в Вашем городе ПЗЗ — правил землепользования и застройки и минимальный размеров участка.

Рекомендую Вам узнать зону к которой относится Ваш участок, минимальный и максимальный размеры участков, так как в случае если вновь образованный участок будет превышать максимальный размер, то перераспределить Вам не разрешат. В указанном случае поможет раздел изначального участка и прирезка к крайнему нового участка, поэтому планируйте заранее.

Так как участок вполне подходящий для застройки то думаю, что просто так его Вам могут не отдать или можете опоздать так как есть сосед с левой стороны.

В любом случае удачи!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Как оформить прирезку земли площадью 1 сотка согласно закону о дачной амнистии в новой москве?

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАЗОБРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ:

В 2010Г ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ Я ПРИОБРЕЛА УЧАСТОК В СНТ У СВОЕЙ МАТЕРИ. ПО ДОКУМЕНТАМ УЧАСТОК ИМЕЕТ ПЛОЩАДЬ 7,5 СОТОК, ПРИ ЭТОМ В КАДАСТРОВОМ ПАСПОРТЕ СТОЯЛА ПОМЕТКА «БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ».ПО ФАКТУ ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА 8,5 СОТОК, Т.К. БОЛЕЕ 15 ЛЕТ НАЗАД БЫЛА СДЕЛАНА ПРИРЕЗКА ЗЕМЛИ , Т.Е. ОБЩИЙ ЗАБОР СНТ БЫЛ ПЕРЕДВИНУТ НА ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ Я ДЕЛАЮ МЕЖЕВАНИЕ И ОФОРМЛЯЮ НОВЫЙ КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО НАШИ ЗЕМЛИ ПРИСОЕДИНИЛИ К НОВОЙ МОСКВЕ.

ВОПРОС: КАК ЛУЧШЕ ОФОРМИТЬ ПРИРЕЗКУ ЗЕМЛИ? СРАЗУ ОФОРМЛЯТЬ УЧАСТОК 8,5 СОТОК ИЛИ СНАЧАЛА ОФОРМИТЬ 7,5 СОТОК А ПОТОМ 1 СОТКУ? ЗАМЕРЫ ГЕОДЕЗИСТАМИ УЖЕ СДЕЛАНЫ.ПЛАН УЧАСТКА КАДАСТРОВЫЙ ИНЖЕНЕР МНЕ ДАЛ НА 7,5 И 8,5 СОТОК.ПАРАЛЛЕЛЬНО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ОН ЖЕ МОЙ СОСЕД, ОФОРМЛЯЕТ ЗЕМЛИ СНТ С УЧЕТОМ ПРИРЕЗКИ.СИТУАЦИЯ МОЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ОСЛОЖНЯЕТСЯ ЕЩЕ И ТЕМ, ЧТО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МНЕ НЕ ПОДПИСЫВАЕТ АКТЫ СОГЛАСОВАНИЯ ГРАНИЦ И НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ НЕОБХОДИМЫЕ МНЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН.ПОДПИСИ ОСТАЛЬНЫХ 2-Х СОСЕДЕЙ ЕСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПОДПИСЬ СОСЕДА, К КОМУ БЫЛА СДЕЛАНА ПРИРЕЗКА.

Ответы юристов (2)

Марина, здравствуйте. Однозначно, надо сразу оформлять 8,5 соток. Согласно ч.9 ст.38 ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»

при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, если участок существует в данных границах более 15 лет, то Вы имеет законное право оформить все 8,5 соток. Однако есть один нюанс. Согласно ч.5 ст.27 ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, если для Вашего муниципального образования не установлены минимальные размеры участков для садоводства, то Вы сможете «прирезать» только 75 кв.м. (10% от 750 кв.м.). Если установлены — надо смотреть, какой минимальный размер предусмотрен. Что касается отказа председателя в согласовании границы, то Вы вправе подать в суд исковое заявление об установлении границы земельного участка, в согласовании которой Вам отказывает председатель СНТ.

Марина, добрый день.

А почему кадастровый инженер не стал согласовывать границы, почему Вы сами? Ему было бы проще это сделать.

Федеральный
закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственном
кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016)

7. Согласование местоположения границ по выбору
кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания
заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с
заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством
проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ
земельных участков на местности осуществляется на территории населенного
пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные
участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту
расположения соответствующих земельных участков, если иное место не
определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными
лицами.

Если сосед отказывается подписывать Акт, то при его надлежащем уведомлении границы считаются согласованными.
Статья 40. Акт согласования местоположения границ

3.Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его
представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством
заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо
не представили свои возражения о местоположении границ в письменной
форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных
участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования
местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану
прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного
настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4.Если местоположение соответствующих границ земельных участков не
согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо
или его представитель представили в письменной форме возражения
относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт
согласования местоположения границ вносятся записи о содержании
указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения
прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5.Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения
границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в
установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Но Вы безусловно можете решить этот вопрос в судебном порядке.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

ЗК РФ, Статья 59. Признание права на земельный участок

1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или
сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 938 42 16 Москва

+7 812 425 13 99 Санкт-Петербург

+7 800 350 14 83 Россия

Земельные отношения

Прирезка земельного участка

Содержание статьи:

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Для Москвы и МО:

+7 499 938 42 16

+7 812 425 13 99

+7 800 350 14 83

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

zk-expert.ru

Смотрите так же:

  • Федеральный закон 171-фз о внесении изменений Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N […]
  • Декларация на возврат подоходного налога 2018 Декларация 3-НДФЛ в 2018: бланк Актуально на: 5 февраля 2018 г. Форма 3-НДФЛ 2017 (пример заполнения) Форма 3-НДФЛ – это Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц. Представлять ее по итогам 2017 года должны физические […]
  • Кто имеет право назначать судебную экспертизу Судебная экспертиза 23 апреля 2014 года на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее – […]
  • Закон о реализации алкогольной продукции 2018 Закон о продаже алкоголя в России в 2018 году Грядущий, 2018 год будет отличаться от 2017 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане. Закон о продаже алкоголя в 2018 году […]
  • Федеральным законом 490-фз Правительство России О регулировании производства и оборота отдельных видов винодельческой продукции Постановление от 5 августа 2015 года №801. С 1 июня 2015 года предусмотрен новый вид деятельности, подлежащий лицензированию, – […]
  • Платёжное поручение транспортный налог 2018 Платежное поручение по транспортному налогу Актуально на: 23 марта 2017 г. ​Платежное поручение по транспортному налогу(образец) Требования к заполнению платежного поручения по транспортному налогу ничем не отличаются от требований, […]

Обсуждение закрыто.