Юрист в зарубежных странах

uristinfo.net

Сложная правовая система США, традиционно высокая роль правового регулирования жизни американского обще­ства предопределяют особое место профессии адвоката по сравнению с другими профессиональными группами. Юри­сты занимают многие ключевые посты в экономике и госу­дарственно-политическом механизме США. В США работа­ет около 60% от общего числа юристов всего мира. Следующие данные свидетельствуют о социально-политической роли обладателей диплома юриста в США. Из сорока двух президентов США двадцать пять были юристами; в частно­сти, адвокатами по профессии были А. Линкольн, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн, Р. Никсон, Б. Клинтон. Две трети сенаторов и почти половина членов палаты представителей Конгресса США — юристы. Обладателями диплома юриста являются половина губернаторов штатов и 40% диплома­тов. Около 45% лиц, занимавших с 60-х ГОДОЕ высшие посты в правительстве, были юристами, более 25% госу­дарственного аппарата составляют бывшие адвокаты.

17.2.1. Юридическое образование в США

Юридическое образование в США двухступенчатое: первая ступень, начинающаяся после получения средне­го образования, — колледж (3—4 года обучения). Вы­пускник получает диплом бакалавра искусств. Вторая — это высшее специальное (профессиональное) образование, его получают в специализированных школах или кол­леджах университетов только по окончании общеобразо­вательного колледжа.

Вступительных экзаменов в юридический вуз нет, их заменяет тест на способность к обучению в юридической школе, высылаемый по почте абитуриенту. Учитывают­ся также оценки абитуриента, полученные им при обуче­нии в колледже. Срок обучения, как правило, три года. Обязательные учебные дисциплины существуют только на первом курсе; к ним обычно относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное и административ­ное право, профессия юриста, философия права и др. На втором и третьем году обучения обязательных предметов нет, однако устанавливается определенное минимальное их число, которое надлежит изучить студенту, и мини­мальное количество учебных часов в неделю.

По завершении обучения выпускник получает диплом и степень доктора юриспруденции, что необходимо и дос­таточно для занятия юридической практикой. Можно также продолжить обучение на степень магистра права, год занятий и представление соответствующей диссерта­ции) или доктора юридических наук (2—3 года занятий и представление соответствующей диссертации).

17.2.2. Поступление в адвокатуру

Выпускник юридического вуза вместе с дипломом и сте­пенью не обретает автоматического права заниматься адвокатской практикой. Для того чтобы получить патент на адвокатскую практику, ему необходимо пройти дополни­тельную аттестацию. Причем патент выдается на право заниматься адвокатской практикой не вообще, повсемест­но в США, а только на территории того штата, где соби­рается практиковать данный кандидат в адвокаты.

Условия допуска к адвокатской практике устанавли­ваются обычно Верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске решается специальной комиссией по до­пуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией ад­вокатов штата, либо по назначению суда или губернато­ра штата. Как правило, эта комиссия состоит из практи­кующих юристов.

При решении вопроса о допуске к адвокатской прак­тике комиссия исходит из моральных качеств кандидата и результатов проводимого ею экзамена.

Изучение моральных качеств предваряет экзамен и состоит в исследовании документов, представляемых са­мим кандидатом. Если у комиссии возникнут какие-либо сомнения по поводу правдивости предоставленной инфор­мации, она вправе провести негласную проверку полу­ченных данных. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информа­ции о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алко­голизмом : Нередко о моральном облике соискателя па­тента справки наводятся и у его соседей по месту житель­ства.

Экзамен состоит из устного собеседования и письмен­ной работы. Письменная работа, как правило, продол­жается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20—30 вопросов, касающихся зна­ния, толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен.

Решение экзаменационной комиссии может быть об­жаловано в суде.

Разрешение на ведение дел в федеральных судах выда­ется автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.

17.2.3. Структура адвокатуры в США

В каждом штате имеется ассоциация адвокатов шта­та. В большинстве штатов установлено обязательное член­ство в ассоциации для всех лиц, допущенных к адвокатс­кой практике. Однако в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассо­циации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвока­тов создаются как добровольные организации. Общена­циональной организацией адвокатов с добровольным член­ством является Американская ассоциация юристов.

Ассоциация юристов имеет две главные цели, так ска­зать, двуединую задачу. Первая задача — способствовать развитию права и укреплению правосудия в целом, осу­ществлять правовое воспитание граждан и т.д. Второй, но не менее важной задачей является оказание содей­ствия своим членам, повышение профессионального уров­ня американских юристов, развитие юридической про­фессии как таковой.

В задачи ассоциаций входят установление норм про­фессиональной этики, содействие адвокатам, принятие дис­циплинарных мер, разработка стандартов адвокатской деятельности, содействие совершенствованию права и осу­ществлению правосудия и т.п.

Ассоциации юристов являются чисто профессиональны­ми объединениями и не ведут никакой практической юри­дической деятельности. Членские взносы в ассоциации юри­стов никак не связаны ни с доходами юристов, ни с тем, в каком юридическом ведомстве или фирме они работают.

Необходимо отметить, что членами ассоциаций адво­катов являются не только практикующие адвокаты, но и юристы, работающие в прокуратуре, а также лица, рабо­тающие юрисконсультами.

17.2.4. Организационные формы деятельности адвокатов в США

Более половины адвокатов в США работают в одиноч­ку либо вместе с двумя-тремя адвокатами. Однако основ­ной по значимости для американского адвокатского сооб­щества формой адвокатской деятельности являются круп­ные (более пятидесяти адвокатов) адвокатские фирмы. Такие фирмы, как правило, не занимаются уголовными делами и предпочитают вести дела обеспеченных клиен­тов, преимущественно корпораций. Хозяевами таких фирм являются партнеры. Партнер — адвокат, имеющий об­ширную практику, а как следствие — высокий доход и право на часть прибыли адвокатской фирмы, вторая груп­па адвокатов — ассоциаторы, как правило, молодые ад­вокаты, имеющий небольшую собственную клиентуру либо не имеющие таковой вообще. Ассоциатор получает жало­вание от фирмы.

В подобных фирмах устанавливается ассоциаторский стаж (обычно 8 лет), за который ассоциатор должен об­завестись собственной клиентурой и стать экономически выгодным фирме; по прошествии указанного срока ассо­циатор либо становится партнером, либо, если он не вы­полнил указанного условия, ему будет предложено уйти из фирмы. В некоторых фирмах указанная градация мо­жет быть более многоступенчатой.

Часть адвокатов работает в ведомствах «публичных защитников» — организациях, состоящих на государ­ственном бюджете штата и обслуживающих на бесплат­ной основе обвиняемых из числа неимущих граждан.

Существуют и аналогичные службы юридической по­мощи неимущим, финансируемые из федерального бюд­жета. Головной организацией этих служб является Кор­порация по оказанию юридической помощи, учрежден­ная и финансируемая Конгрессом.

Интересной является такая форма адвокатской деятель­ности, как адвокатские конторы, защищающие интересы общества. Они не ведут дела отдельных клиентов, а высту­пают против государства или корпораций с исками, свя­занными с охраной прав и интересов крупных категорий граждан (потребителей, политических активистов, изби­рателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраной здоровья населения (например, иски против пред­приятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций).

Многие адвокаты работают в юридических службах общественных организаций, ориентирующихся преиму­щественно на судебно-правовые способы реализации сво­их задач. Наиболее известные и крупные организации такого рода — Американский союз защиты гражданских свобод, Национальная ассоциация содействия развитию цветного населения, Центр охраны конституционных прав граждан, Национальный совет по охране природных ре­сурсов, Национальный союз борьбы с расовыми и поли­тическими репрессиями.

17.2.5. Оплата адвокатских услуг

В США, как и в России, не существует системы твердо установленных тарифов оплаты услуг адвоката. Сумма гонорара устанавливается по договоренности с клиентом. Наиболее распространена почасовая система оплаты тру­да. Также практикуется такая система оплаты, когда ад­вокат получает гонорар только в случае выигрыша дела.

Предоставление бесплатной юридической помощи В ряде решений Верховного суда США установлено, что право на адвоката-защитника по назначению распростра­няется на малоимущих и неимущих обвиняемых по уголов­ным делам, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, караемых лишением свободы. Учитывая тот факт, что около 80% лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, по своему финансовому положению не могут позволить себе нанять адвоката-за­щитника, в Соединенных Штатах существует три формы предоставления услуг защитника бесплатно: (1) адвокаты-защитники по назначению; (2) адвокаты-защитники по кон­тракту; (3) ведомства «публичных защитников».

1. Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в муниципальных образованиях, которые недостаточно велики, чтобы обзавестись само­стоятельным ведомством публичных защитников. Мест­ная власть составляет список частнопрактикующих ад­вокатов, готовых представлять интересы тех, кто в этом нуждается. Отбор адвоката для конкретного дела произ­водится судом либо на основе одноразового назначения, либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка. Последнее предпочтительнее по делам, требую­щим специализации, поскольку в списке указываются также сферы специализации адвоката. Оплата услуг ад­воката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согла­сием суда на расходы, связанные с проведением собствен­ного расследования или приглашением экспертов.

2. Программы адвокатов по контракту обеспечивают участие в процессе частнопрактикующего адвоката, ко­торый заключает контракт с местной властью о выплате гонораров на заранее оговоренную сумму. Бели количе­ство малоимущих клиентов превышает оговоренное кон­трактом, стороны данного контракта могут заключить новый или согласиться продлить старый. Американская ассоциация юристов разработала рекомендации по за­ключению таких контрактов «в целях обеспечения высо­кого уровня представительства и полного изложения прав и обязанностей сторон».

3. Программы деятельности ведомств «публичных за­щитников» обеспечивают оказание юридической помощи большинству малоимущих обвиняемых по уголовным де­лам. Такие ведомства создаются местными органами вла­сти (в разных штатах разными): городским советом, муниципалитетом, мэрией и т.п., — которые курируют де­ятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повсед­невную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство «пуб­личных защитников» входит в структуру местного орга­на власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими.

В отдельных крупных городах (например, в Нью-Йор­ке) на контрактной основе с городской властью создаются организации по оказанию бесплатной юридической помо­щи, имеющие статус частных некоммерческих корпора­ций. Такие корпорации также финансируются из бюджета штата и/или муниципалитета; они могут получать и бла­готворительные пожертвования. Несмотря на государствен­ное финансирование, такие ведомства и корпорации не за­висимы от властей. Сотрудники ведомств «публичных за­щитников» или корпораций получают зарплату, набира­ются в обычном порядке из числа допущенных к практи­ке адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку квалификационных комиссий, со­здаваемых учредившим данное ведомство органом власти. Деятельность адвокатов, работающих в этих ведомствах, оплачивается государством, и в ведомстве может работать от одного до сотни адвокатов. Во многих таких ведом­ствах сотрудникам запрещено совместительство, чтобы их рабочее время целиком уделялось защите малоимущих. Руководитель ведомства «публичных защитников» зани­мается выполнением повседневных административных за­дач, а также контролем за нагрузкой ведомства. Вспомо­гательный персонал нанимается на работу руководителем. Подбор кадров на вспомогательные должности, как пра­вило, подлежит утверждению советом по бюджету муни­ципальной административно-территориальной единицы. В состав совета не должны включаться лица, имеющие от­ношение к полиции, прокуратуре, законодательным или исполнительным органам власти для того, чтобы избежать обвинений в ведомственной заинтересованности.

Выгода такой системы среди прочего состоит в том, что между адвокатами-защитниками налаживается по­стоянный обмен опытом по тактике и методике защиты; к тому же система доказала свою эффективность с точки зрения экономии ресурсов. В числе недостатков можно, назвать ограниченность кадровых ресурсов и стесненность в средствах из-за отсутствия у выборных политиков и населения в целом энтузиазма по поводу выделения средств на оплату защиты преступников.

В небольших городах, сельской местности бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты после собеседо­вания в квалификационной комиссии включаются в спис­ки адвокатов, ведущих дела неимущих граждан, распрос­траняющиеся по всем судам данной юрисдикции. Анало­гичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги «списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти.

17.2.6. Американская ассоциация юристов

Крупнейшей и наиболее влиятельной общественной организацией адвокатов является Американская ассоци­ация юристов (ААЮ). Членами этой организации явля­ются более 400 тысяч человек. Основную массу индиви­дуальных членов ААЮ составляют адвокаты. Помимо них индивидуальными членами могут быть юристы государ­ственных ведомств, юристы-ученые, студенты юридичес­ких вузов. На правах коллективных членов в деятельно­сти ААЮ принимают участие около 35 специализирован­ных профессиональных организаций юристов (например, Общество судей, Национальная ассоциация генеральных атторнеев, Национальная ассоциация адвокатов по уго­ловным делам, Национальная ассоциация женщин-адво­катов).

Деятельность ААЮ охватывает все аспекты функцио­нирования правовой системы США: от вопросов профес­сиональной этики до разработки законопроектов важной политической значимости. Ассоциация выступает с круп­ными законодательными инициативами в различных от­раслях права; ее рекомендации способствуют унифика­ции законодательства, выработке единообразных стандар­тов адвокатской практики и принципов отправления пра­восудия. На заключениях ААЮ основываются решения Президента и Сената при назначении и утверждении в должности федеральных судей, включая членов Верхов­ного суда США, лиц на посты в высшем эшелоне мини­стерства юстиции, федеральных обвинителей.

Членами ААЮ могут быть граждане США, имеющие диплом юриста и допущенные к адвокатской практике в штатах, в соответствии с установленными правилами. Юристы из других стран, не допущенные к практике в США, могут стать иностранными членами ААЮ.

Исполнительным органом ААЮ является правление, ру­ководящими должностными лицами — президент (на теку­щий год), президент будущего года, председатель палаты делегатов, секретарь, казначей, президент прошедшего года, исполнительный директор. Выработкой текущей политики и решением крупных административных вопросов занима­ется палата делегатов ААЮ. На ежегодных съездах ААЮ обсуждаются общие вопросы ее деятельности и избираются руководящие должностные лица на следующий год.

Рабочими органами Ассоциации являются постоянные комитеты, специальные комитеты и комиссии, секции и отделения, организуемые по отдельным отраслям права, вопросам разработки законодательства, различным ас­пектам адвокатской практики, деятельности судов и пра-воприменяющих учреждений.

17.2.7. Правовые основы деятельности адвоката

В США нет нормативно-правового акта, который зак­реплял бы права адвоката в судопроизводстве. Статус защитника вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики.

Основополагающее условие участия адвоката в судо­производстве изложено в поправке VI (1791 г.) к Консти­туции США: »При всяком уголовном преследовании об­виняемый имеет право на скорый и публичный суд бес­пристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступле­ние; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущ­ности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, пра­во на принудительный вызов свидетелей со своей сторо­ны и на помощь адвоката для своей защиты».

В свою очередь, эта поправка нашла свое развитие в ряде решений судов (1963 г., дело «Гидеон против Уэйн-трайта»; 1966 г., дело «Миранда против штата Ари­зона»; 1977 г., дело «Брюер против Вильямса» и т.д.). Суть этих решений сводится к следующим принципам:: право на адвоката является фундаментальным и необхо­димым для справедливого суда, при этом право на адво­ката имеет каждый, кому может быть назначено наказа­ние в виде лишения свободы; адвокат должен участво­вать в тех процессуальных действиях, где он может ока­зать обвиняемому «помощь, чтобы справиться с право­выми проблемами, или дать совет, когда ему противосто­ит другая процессуальная сторона».

Таким образом, участие адвоката-защитника обязатель­но в любом судебном заседании вне зависимости от того, признал ли подсудимый себя виновным или нет.

17.2.8. Адвокатская этика

Судебные прецеденты США выработали целые фоли­анты правил адвокатской этики.

Каждый адвокат-защитник обязан быть полностью ло­яльным по отношению к своему клиенту. Существует не­сколько аспектов этой обязанности. Во-первых, любая ин­формация, касающаяся рассматриваемого дела, сообщен­ная адвокату клиентом, является конфиденциальной. Ад­вокат не может в одностороннем порядке раскрыть конфи­денциальную информацию, а государство не может прину­дить его разгласить эту информацию. Адвокат должен ис­пользовать все тактические приемы защиты, согласующие­ся с нормами профессиональной этики, чтобы обеспечить своему клиенту действительно справедливый суд. Если у адвоката конфликт интересов, личная предвзятость или предубежденность, которые препятствуют активному и пол­ному представлению интересов клиента, адвокат не может представлять этого клиента. Но прежде всего, адвокат дол­жен быть независим. Не должно быть и тени сомнения в том, что позиция адвоката зависит от государственного об­винения или суда. Именно те адвокаты, которые брали на себя представительство интересов лиц, обвиняемых в со­вершении наиболее отвратительных преступлений либо при­держивавшихся непопулярных в обществе воззрений, вош­ли в историю американской юридической профессии.

17.2.9. Допуск иностранных адвокатов к юридической практике в США

Суд по своему усмотрению может без экзаменов выдать лицензию на практику в качестве юридического консуль­танта в данном штате иностранцу, достигшему возраста старше 26 лет и отвечающему следующим признакам:

  • это лицо в иностранном государстве в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих обра­щению, являлось адвокатом;
  • оно обладает необходимыми моральными качества­ми и удовлетворяет общим требованиям пригодности для членства в ассоциации юристов данного штата;
  • оно намерено практиковать в данном штате в каче­стве юридического консультанта, а также иметь для этой цели офис в данном штате.
  • В подтверждение указанных выше обстоятельств пре­тенденту необходимо предоставить секретарю суда следу­ющие документы:
  • вьщанный профессиональной организацией либо госу­дарственным учреждением в зарубежном государстве, явля­ющимся высшей инстанцией в вопросах профессиональной дисциплины, сертификат удостоверяющий, что заявитель допущен к практике с указанием даты допуска, а также удостоверяющий действительность его статуса адвоката;
  • рекомендательное письмо от одного из членов ис­полнительного органа такой профессиональной органи­зации либо государственного учреждения или от одного из судей суда высшей инстанции либо суда первой ин­станции такого иностранного государства;
  • надлежащим образом удостоверенный перевод та­кого сертификата и такого письма на английский язык;
  • прочие документы, подтверждающие образование и профессиональную квалификацию заявителя, его моральных качеств и общей пригодности;
  • свидетельство о рождении.

С учетом некоторых ограничений лицо, имеющее ли­цензию на практику в качестве юридического консуль­танта, считается адвокатом, состоящим при ассоциации юристов данного штата, и имеет все вытекающие отсюда права, в том числе права и обязанности члена ассоциа­ции юристов данного штата в отношении работы в одной и той же юридической фирме с одним или более членами ассоциации юристов данного штата, в том числе посред­ством любого партнерства, и что, пожалуй, наиболее важ­но, конфиденциальности отношений с клиентом и соот­ветствующей документации и сходных привилегий.

Лицо, получившее лицензию на практику в качестве юридического консультанта, согласно указанным поло­жениям обязано подчиняться профессиональной дисцип­лине таким же образом и в том же объеме, что и члены ассоциации юристов данного штата; в том числе оно обя­зано предоставить в суд: обязательство либо надлежащее подтверждение наличия страховки профессиональной от­ветственности на такую сумму, какую устанавливает суд.

Заявитель, желающий получить лицензию на практи­ку в качестве юридического консультанта, обязан упла­тить пошлину за выдачу лицензии.

В случае, если лицо, получившее лицензию на прак­тику в качестве юридического консультанта, согласно ука­занным положениям, впоследствии будет принято в члены ассоциации юристов данного штата, лицензия юриди­ческого консультанта, выданная такому лицу, будет счи­таться отмененной патентом, выданным такому лицу на право осуществлять юридическую практику в качестве члена ассоциации юристов данного штата 1 .

uristinfo.net

Рынок юруслуг разных стран: открыть нельзя закрыть

В конце апреля этого года стало известно, что многомиллиардный юридический рынок (в долларовом исчислении) Китая сделал очередной шаг к глобализации. Как сообщает The Times, впервые зарубежная юрфирма в Шанхае получила право на консультирование не только по международному праву и по законодательству зарубежных стран, но по национальному праву Китая. Поворотным моментом стало соглашение между Baker & McKenzie, одним из мировых юридических гигантов, и местной компанией FenXun. Вопрос открытости рынка в разных странах мира решают по-разному. «Право.Ru» рассматривает, каковы могут быть последствия манипуляций с юридическим рынком и перспективы юридической практики для частных иностранных юристов и международных юридических компаний.

Недавно в Совете Федерации был поставлен вопрос о необходимости ограничения доступа на российский рынок юридических услуг для зарубежных компаний («Право.Ru» писало об этом здесь >>) Реакция на предложение оказалась неоднозначной – как и можно было предположить, среди непосредственных участников этого рынка оказались как сторонники, так и противники нововведения. И те и другие приводят вполне весомые доводы и ссылаются на международный опыт.

Идею рассмотреть в Совфеде вопрос о целесообразности и законности работы иностранных юридических фирм в интересах российских органов власти, госкомпаний, оборонных и системообразующих предприятий подал сенатор Евгений Тарло. По его мнению, вопрос приобрел актуальность в свете «экономической войны и незаконных санкций» в отношении России со стороны ряда стран Запада. Однако надо признать, что и вне контекста внешнеполитической ситуации идеи о необходимости ограничения доступа на рынок «ильфов» в пользу «рульфов» давно витали в воздухе. Так, еще летом 2014 года этот вопрос обсуждался ведущими специалистами отрасли в рамках IV Петербургского международного юридического форума. Тогда замминистра юстиции Елена Борисенко охарактеризовала российский юридический рынок как один из самых открытых в мире. Спорить с этим сложно – действительно, оказывать услуги на нем могут как российские, так и иностранные граждане, а также адвокаты и «свободные» юристы или даже те, у кого вообще нет юридического образования. Хотя и тогда самым дискуссионным оставался момент допуска юристов-иностранцев к работе в России.

«Открытый, никак не урегулированный рынок, не имеющий правил и стандартов, опасен», – предупреждала Елена Борисенко коллег, отмечая при этом и нежелательность ухода в другую крайность. Но если на тот момент речь шла больше о формировании единых стандартов и подходов к регулированию профессии, принятии и исключении из рядов адвокатов, то теперь ситуация приобрела несколько иную окраску – вопрос об ограничении доступа на рынок иностранцев напрямую связали с проблемами госбезопасности, что может в итоге привести к куда большей закрытости, чем предполагалось изначально. Насколько это хорошо или плохо – очередной дискуссионный вопрос.

В целом в мире существует достаточно много стран, рынок юридических услуг которых скорее можно назвать закрытым, чем открытым для иностранцев. По большей части речь идет о странах АТР и Африке. В разных странах степень закрытости разная – и разумеется, что в большинстве случаев речь идет не о полной изоляции, а о существенных ограничениях, налагаемых на работу иностранных специалистов. В других государствах, где, по представлениям обывателей, рынок юридических услуг открыт, на деле можно обнаружить достаточно серьезное регулирование деятельности иностранных компаний и специалистов.

Индия была и остается одной из самых закрытых для зарубежных юристов стран. Напомним, в соответствии с решением Верховного суда Бомбея от 1995 года иностранным юрфирмам запрещено вести практику на территории Индии. После принятия этого решения большинство работавших в этой стране зарубежных юрфирм были вынуждены уйти в соседние страны, в частности Сингапур (оттуда, кстати, ряд компаний вынуждены уходить как раз из-за слишком плотной конкурентной среды).

Тем не менее многие эксперты полагают, что рано или поздно рынок Индии будет открыт, и транснациональные корпорации активно готовятся занять образующуюся нишу. Предпосылки для этого есть: в последние годы юридический рынок этой страны перешел к стадии деградации, и виной тому, считают эксперты, именно влияние чрезмерного протекционизма. Его оборот с каждым годом снижается, а качество юридических услуг и квалификация юристов падают. Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко в шутку назвал такое положение «юридическим чучхе», намекая на официальную идеологию закрытой от остального мира Северной Кореи. Сложившаяся ситуация не может не спровоцировать изменения в регулировании юррынка.

Южная Корея

Южная Корея в последние годы провела серьезную либерализацию национального рынка юридических услуг. Рынок юридических услуг в этой республике расцвел в конце 1990-х и в 2000-х годах. В Корее стали открываться новые юридические школы и институты; происходило формирование крупных адвокатских контор и образование юридических фирм-гигантов; была увеличена квота на прием в адвокатуру. Тогда же иностранным адвокатам и юристам позволили работать в качестве правовых консультантов в южнокорейских юридических фирмах – при условии, что страна юрисдикции юрфирмы подписала со страной соглашение о свободной торговле, предполагающее и либерализацию рынка юридических услуг (например, США).

Однако пока либерализация юррынка Южной Кореи носит ограниченный характер: набор разрешенных услуг ограничивается консультированием по вопросам законодательства страны, в которой лицензирована зарубежная компания, по вопросам соглашений, в которых участвует страна, выдавшая лицензию, или по вопросам международного права; иностранным юристам разрешено представительство в международных арбитражных процессах, где применяется зарубежное или международное право. При этом зарубежные компании не могут нанимать на работу корейских юристов, образовывать партнерства, совместные предприятия с корейскими специалистами.

Ожидается, что очередной шаг к либерализации, предполагающий разрешение формирования аффилированных предприятий и разрешение зарубежным юристам на ведение дел с привлечением корейского и зарубежного (например, американского) законодательства и разделение прибылей, ожидает Южную Корею в 2016 году. Финальная стадия процесса должна дать зарубежным фирмам возможность формировать партнерства с корейскими коллегами и нанимать корейских специалистов при соблюдении ряда требований. Пока же зарубежные специалисты, нанятые южнокорейскими компаниями, работают в качестве зарубежных юридических консультантов, но без статуса зарубежного юриста (foreign attorney). При этом для юрфирм устанавливается фильтр: головной офис юрфирмы, желающей открыть представительство в Корее, должен работать как минимум пять лет у себя на родине, а представители компании, работающие в Корее, должны быть специалистами с минимальным стажем работы семь лет.

Бразильская ассоциация юристов также постаралась защитить своих юристов от притеснения со стороны иностранцев. До мер, принятых бразильской ассоциацией юристов, иностранные компании охотно выходили на местный рынок – экономический рост обеспечил работой в сфере корпоративного права многие иностранные компании.

На момент протекционистских нововведений ряд ограничений уже существовали. Так, иностранные юридические компании могли работать в Бразилии только объединившись с местными юрфирмами. Однако еще в 2010 году ассоциация юристов Сан-Паулу (Sao Paulo Bar Association) решила, что участие иностранных компаний в объединениях с бразильскими юрфирмами нарушает местные требования к юристам. Результатом стали строгие разграничения между возможностями местных и зарубежных компаний. «Иностранцам» запретили заниматься юридической практикой по вопросам бразильского законодательства, оставив только возможность консультирования бразильских клиентов по вопросам международного права или законодательства других стран. Зарубежным компаниям также запретили нанимать на работу бразильских специалистов и заключать с ними партнерские соглашения. В случае, когда бразильский юрист все же решит заключить партнерское соглашение с иностранным специалистом, он также начинает рассматриваться как «зарубежный юридический консультант» со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Кроме того, иностранные компании не могут быть акционерами бразильских фирм, запрещены и любые другие совместные предприятия с местными юрфирмами. Единственное, что остается зарубежным юрфирмам в Бразилии в плане сотрудничества с местными компаниями, – совместное консультирование по вопросам законодательства разных стран.

Тем, кто все же рассчитывает вести бизнес в этой стране, эксперты советуют набраться терпения: еще одним препятствием может стать и сложная система налогообложения.

Индонезия часто фигурирует как страна возможностей для иностранных юрфирм в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Среди преимуществ для юрбизнеса называют высокую численность населения при значительном представительстве среднего класса, стремительное экономическое развитие, стабильную внутриполитическую ситуацию – все это приносит свои плоды, несмотря на трудности ведения бизнеса в Индонезии. При этом страна по-прежнему достаточно закрыта для зарубежных компаний: хотя зарубежные юристы могут обслуживать индонезийских клиентов, иностранным юрфирмам, большинство из которых составляют компании из Великобритании, Австралии и США, не разрешают открывать офисы на территории страны и практиковать местное или зарубежное право. Работают зарубежные компании удаленно – главным образом из офисов в Сингапуре и Гонконге. Работать в Индонезии на постоянной основе иностранные юристы могут только в штате местных компаний в качестве консультантов по зарубежному и международному праву. При этом соотношение иностранных и индонезийских юристов должно быть не более 1 к 4, а общее число иностранных специалистов в компании не может превышать пяти человек. Также иностранные специалисты должны получить специальное разрешение на работу в Минюсте – при этом иностранный юрист обязуется работать pro bono 10 часов в месяц.

Япония хотя и стала более открытой для зарубежных компаний, однако местные юрфирмы продолжают доминировать на рынке. Так, в 2013 году объем японского рынка юридических услуг составил $3,7 млрд. При этом из более чем 30 000 зарегистрированных адвокатов на долю зарубежных специалистов приходилось только 1,2 %.

Однако под влиянием глобализации японский рынок стал более открыт для международного сотрудничества: до 2005 года зарубежные юристы, зарегистрированные в японской ассоциации юристов (gaikokuho jimu bengoshi) не могли нанимать местных специалистов или открывать совместные предприятия с японскими фирмами. Сегодня и то и другое разрешено, результат – сильно возросшая конкуренция. Тенденция еще более усилилась благодаря принятой в апреле 2014 года поправке в законодательство, разрешающей зарубежным юристам открывать практику в форме совместного предприятия – сегодня такое право дано только местным компаниям. Также будет разрешено открывать несколько офисов в разных частях страны – сейчас законодательно разрешено иметь на территории государства только один офис. Поправка должна вступить в силу в течение двух лет.

В целом японские эксперты считают, что открытие рынка пошло на пользу местным юристам, причем речь идет как о количественных, так и о качественных изменениях. Как заявил экс-президент Международной ассоциация адвокатов, глава Ассоциации арбитров Японии Акива Кавамура, выступая на IV юридическом форуме в Санкт-Петербурге, после того как его страна в 1986 году с переходным периодом открыла свой юридический рынок, начался активный рост местного юрбизнеса, а услуги японских юристов стали более конкурентоспособными. Если в 1993 году в юридических фирмах Страны восходящего солнца работали всего 239 юристов, то по итогам 2013 года их количество увеличилось более чем в девять раз – до 2241 человека. Также более чем в 21 раз возросло число японских юристов, работающих в крупнейших международных юридических фирмах (с 7753 до 25 005 человек). Штат крупнейших японских юрфирм увеличился в среднем с 15 до 460 человек.

Юридический рынок Евросоюза можно назвать одним из самых открытых – так, еще в 1977 году страны – участницы Европейского экономического сообщества подписали соглашение о свободном предоставлении адвокатских услуг (Директива Совета европейских сообществ 77/249/ЕЭС от 22 марта 1977 г.). На сегодняшний день каждый адвокат из страны Евросоюза, получив разрешение на работу в одной из стран – участниц ЕС, имеет право на такую же практику на территории всего сообщества – речь идет как о консультировании, так и о представительстве в суде. Спустя три года практики на территории другого государства иностранный адвокат имеет право использовать титул, которым называют адвокатов в этой стране (например, в Англии – солиситор и барристер). Правда, для этого переехавшему юристу придется проработать на новом месте минимум три года.

Что касается стран, не входящих в Евросоюз, то здесь существует ряд ограничений, хотя общее направление движения рынка – к открытости. Так, в 2000 году на территории Германии вступил в силу закон, позволяющий иностранному адвокату иметь практику в стране – хотя для того, чтобы получить разрешение на представительство в суде, равно как и на ведение уголовных дел, ему потребуется помощник – юрист из Германии, который проследит за соблюдением немецкого законодательства. Также иностранному адвокату потребуется предъявить в соответствующую адвокатскую палату в ФРГ документы, что в его «прежней» стране ему разрешена такая деятельность, предоставить профессиональную страховку, рассказал президент региональной Бранденбургской палаты адвокатов (ФРГ) Франк Энгельман.

Опыт Китая можно назвать неоднозначным. Несколько лет назад Поднебесная фактически закрыла прежде предельно открытый юридический рынок для зарубежных фирм, запретив им участвовать в судебных разбирательствах и нанимать на работу местных сотрудников. Более того, иностранные специалисты вообще лишены возможности получить лицензию на работу в Китае – на национальный экзамен для юристов иностранцы не допускаются. «Вначале благодаря наличию иностранных юристов китайские юристы получили соответствующую подготовку, встали на ноги, а потом вышло так: «Спасибо, дальше сами», – прокомментировал ситуацию в Китае президент Федеральной адвокатской палаты Евгений Семеняко.

Однако судя по дальнейшим изменениям законодательства, Китай не устраивает подобный «железный занавес»: в ноябре 2014 года в Шанхае была запущена пилотная программа либерализации рынка юридических услуг. В рамках программы зарубежные фирмы все же получили разрешение на оказание юруслуг совместно с китайскими специалистами при соблюдении ряда условий. Чтобы начать работу на китайском рынке, совместное предприятие должно существовать не менее трех лет, иметь устав партнерского предприятия, более 20 профессиональных юристов-китайцев в штате и не иметь на своем счету административных нарушений. К специалистам-иностранцам, которые будут работать на совместном предприятиии, также предъявляется ряд требований – например, опыт работы в отрасли должен составлять не менее пяти лет. По мнению экспертов, программа с течением времени будет реализована на всей территории страны. Успешным стартом можно считать одобренное Шанхайским бюро правосудия в апреле 2015 г. соглашение между Baker & McKenzie, одним из мировых юридических гигантов, и местной компанией FenXun, впервые позволяющее зарубежной юрфирме консультировать по национальному праву Китая.

Правила игры

В целом можно сказать, что в большинстве стран действуют достаточно жесткие правила игры для зарубежных игроков, но практически нигде речи не идет о тотальном закрытии рынка. Ограничения, которые создают государства для зарубежных юрфирм, главным образом касаются возможности консультирования по домашнему законодательству и представительства в суде и оправдываются необходимостью поддержать отечественных поставщиков юридических услуг.

Хотя владельцы местных компаний очевидно выигрывают от подобных ограничений, для остальных сниженная конкуренция вполне может оказаться не самой приятной перспективой. Так, рядовые сотрудники юрфирм могут потерять – в возможностях карьерного роста и зарплате, а клиенты – в качестве услуг и их цене, что в случае с зарубежными клиентами может способствовать и оттоку из страны иностранных инвестиций.

Оптимально, полагают эксперты, говорить о необходимости разумного регулирования на рынке юруслуг, позволяющем контролировать их качество, а также о необходимости временного и умеренного протекционизма с целью повышения конкурентоспособности национальных игроков. Это должно принести свои плоды в долгосрочной перспективе даже при некоторых издержках подобного подхода, с которыми придется столкнуться в перспективе краткосрочной. Однако следует избегать превращения временных мер в политику протекционизма – при таком сценарии защитные меры приведут только к деградации отрасли. Главное – вовремя прекратить поддержку, оставив только правила игры, позволяющие развить отрасль, способную конкурировать на мировом рынке.

pravo.ru

Смотрите так же:

  • Приказ об увеличении службы Пенсионное обеспечение военнослужащих Предельный срок выхода на пенсию для военнослужащих увеличен на пять лет. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ "О внесении изменений в статьи 49 и 53 […]
  • Надбавки за стаж непрерывной работы Надбавки за стаж непрерывной работы Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливаются в следующих максимальных размерах: в размере 30 % оклада (ставки) за первые три года; по 25 % за каждые […]
  • Правила для получения ипотеки Каковы условия получения ипотеки в банках? В предыдущей статье "Аренда или ипотека - что выгоднее?" мы сравнивали два инструмента, позволяющие решить жилищный вопрос. Весомым аргументом в пользу ипотеки является возможность платить за […]
  • Культура спора для детей Воспитательное занятие в начальной школе: Культура общения Конспект внеклассного занятия в начальной школе Внеклассное занятие в 3-4 классе «Умеем ли мы общаться? Культура спора» Цели: дать возможность учащимся посмотреть на себя со […]
  • Споры по защите деловой репутации Споры по защите деловой репутации Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Оплата госпошлины на замену паспорта в 45 лет Оплата госпошлины на выдачу и замену паспорта в 2018 году Подача заявления, сбор необходимых документов и ожидание в очередях – это далеко не полный перечень того, что вам придется сделать для получения паспорта РФ. В завершении […]

Обсуждение закрыто.