Элективный курс закон и право

Элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме:
Элективный курс Право 11 класс

Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Кваркенского района Оренбургской области

Муниципальное бюджетное образовател ь ное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа

Директор школы

/Заньков А.В./

Согласовано

Зам. директора по УВР

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № от ……………..2011г.

Программа Элективного курса

«Основы государства и права»

Тип программы: модифицированная

по уровню усвоения: общеразвивающая;

по цели обучения: познавательная;

по форме: комплексная;

срок обучения 1 год;

возраст: 16 -17 лет.

Автор: Шарипова Елена Петровна

учитель истории М Б ОУ

« Кировская средняя школа»

с. Кировск Кваркенского района

Данная программа предназначена для 10-11 классах. Курс «Основы правовой культуры» не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. Программа предназначена для подготовки учащихся в вузы .

В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача организации профильного образования, возникла необходимость в создании программы с учетом специализации классов ( правовое направление). Изучение «Основ правовой культуры» должно восстановить прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические и экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.

Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.

Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью включения в учебный план в 10 -11 классе элективного курса «Основы правовой культуры».

В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

Курс рассчитан на 34 часов 1 час в неделю .

— содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях. Курс предполагает сочетание урочных занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время.

  1. развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;
  2. — воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

При изучении элективного курса используются активные методы обучения — самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

учебно-интеллектуальных ( определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации -уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

-знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ).Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества. подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.

Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. В то же время она ориентирована на учебные пособия А.В. Клименко, А.Л. Чичерина, В.О. Мушинского, а также учебное пособие «Основы гражданского образования».

Содержание и методические рекомендации.

Введение. Роль и задачи курса. 1ч.

Знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением

— распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.)

Тема 1. Понятие государства и его признаки.(18,19,20)

Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.

Тема 2. Особенности политической системы РФ.(21, 22)

Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Особенности формирования политической элиты. Роль партий и движений в современной России. Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды.

Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.

Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.

Тема 3. Правовое государство.(23,24,25)

Гражданское общество- основа правового государство. Признаки правового государства. Структура Конституции Р.Ф.

Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве.

Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.

Тема 4. Правовой статус человека.(26,27,28)

Основные права человека и гражданина. Гражданство, порядок приобретения гражданства. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах.

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.

Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Краткая характеристика отраслей права.

Тема 5. Типы избирательных систем. Избирательная система РФ.(29,30)

Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ.

Подготовка выборов. Выдвижение кандидатов. Агитационная кампания. Голосование. Подведение итогов выборов.

Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России.

Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме»

Тема 6. Правосудие и правоохранительные органы.(31,32,33)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Высший, конституционный, арбитражный суды. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия. Система правоохранительных органов внутренних дел. Прокуратура а и её деятельность.

Итоговое повторение. Тестирование. Практикум по решению правовых задач.

Список литературы для учителя :

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 1998.

3. Азаркин Н., Левченко В., Мартышин О. История политических учений. Вып. 1. М., 1994.

4. Азаров А., Болотина Т. Права человека. М., 1995.

5. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М., 1996.

6. Аристотель. Сочинения. 4 тома. М., 1984.

7. Введение в политологию. М., 1995.

8. Гаджиев К. Политическая наука. М., 1995.

9. Головатенко А. Из истории права: Задания для старшеклассников. — История, 1997, № 32, 33.

10. Давлетшина Н. и др. Демократия: государство и общество. М., 1999.

11. Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995.

12. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ Под ред. В. Нерсесянца. М., 1995.

18. Ищенко В. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 1997.

Список литературы для учащихся:

1. Певцова Е.А. Основы правовой культуры 2 часть .

2 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М., 1996.

3. Комментарий к Конституции РФ/ Общ. ред. Ю. Кудрявцева. М., 1996.

4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под. ред. Б. Топорнина. М., 1997.

5. Конституция РФ: Энциклопедический словарь. М., 1997.

6 . Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М., 1996.

7. Марченко М. Теория государства и права. М., 1996.

8. Мухаев Р. Политология. Пособие. М., 1997.

9. Мушинский В. Основы правоведения. М., 1995.

10. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М., 1995.

11. Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М., 1995.

12. Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 1997.

13. Основы государства и права. Хрестоматия/ Сост. Н. Ильютченко. М., 1998.

nsportal.ru

Элективный курс по обществознанию «Право в нашей жизни» 9 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы элективного курса «Право в нашей жизни» Каменчук И.Л., методиста кафедры философии и методологии науки ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Программа элективного курса рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов права, перспективу профильного изучения в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.

Данный элективный курс подготовлен на основе материалов курса практического права В. Пронькина- «Живое право» в рамках проекта Санкт- Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.

В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.

Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:

Обсуждение актуальных общественных проблем;

Формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;

Приобретение навыков разрешения конфликтов.

Предлагаемый пропедевтический курс права направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.

В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:

Ролевые игры и имитации;

Деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);

Анализ казуса (элементы юридического дела).

Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.

Введение (1 ч).
Основные вопросы: Роль правил в жизни человека и общества. Какие правила изучаются в курсе «Право в нашей жизни». Практическая направленность курса, его связь с жизнью. Как работать с текстом учебной книги.
Практические умения, опыт деятельности. Совместный (в группе) поиск ответов на проблемный вопрос, участие в дискуссии.

Тема 1. Введение в право (4 ч).
Основные вопросы: Социальные нормы, их многообразие. Отличительные признаки норм права. Понятия «право», «закон». Как возникли государство и право. Взаимосвязь государства и права. Связь морали и права. Понятие «правомерное поведение». Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликта. Практика ведения переговоров
«Профессия — юрист». Юридическая помощь. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.
Практические умения, опыт деятельности. Применять юридические понятия при анализе конкретных жизненных ситуаций. Отличать нормы права от других социальных норм. Оценивать действия и поступки с точки зрения их правомерности. Работать в группе, публично выступать. Занимать и аргументировать свою позицию Применительно к конкретным ситуациям «конфликта интересов», «нарушения прав человека» планировать правомерные способы их разрешения. Вести переговоры, соблюдая последовательность этапов. Определять условие и порядок обращения за юридической помощью.

Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (7 ч.)

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

infourok.ru

Элективный курс «Права человека» (9-й класс)

Начало XXI века ознаменовало новыми тенденциями в правовом образовании школьников:

  • Практико-ориентированный подход в изложении содержания правовых курсов;
  • Опора на социальный опыт ученика, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
  • Формирование активной гражданской позиции личности;
  • Уважение к правам человека и нормам международного права;
  • Обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.

Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правового образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7класс) и “Обществознание” (8класс)

Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образование, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правого образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7 класс) и “Обществознание”(8 класс).

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с основными нормами права, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
  • Развитие критического мышления учащихся применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  • Воспитание ответственности за собственное благополучие и благополучие других людей;
  • Формирование умений вести дискуссию по правовым вопросам в области защиты своих прав(прав человека)
  • Направленность – курс предметный.

    Курс разработан с учетом потребностей образовательной среды.

    Содержание курса может быть использовано для:

    • Выбора учащимися профиля обучения в старшем звене;
    • Подготовки и представления творческих работ, выступлений.

    Структура курса представляет собой сюжетную модель. Сквозной сюжет курса – это работа. Всемирного конгресса, в котором участвуют представители (группы) разных стран, с целью разработки универсальной Декларации прав человека.

    Важным в программе курса является то, что курс выстраивается как система монологов в диалоге, что обеспечивается использованием сквозного игрового сюжета и методики дискуссионного общения.

    Предполагаемые формы ведения занятий – дискуссия, работа с текстом (документом), работа в малых группах, представление докладов по первоисточникам, ролевые игры.

    Курс интегрирует со спецкурсом “Основы исследовательской деятельности”, 9-й класс.

    Ожидаемый результат реализации программы. Предполагается, что, усвоив программу курса (17часов), учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.

    Учащиеся будут знать:

  • Правовые нормы, их отличия от моральных;
  • Основные конституционные права в демократическом обществе;
  • Прав ребенка;
  • Правозащитные организации ведения дискуссии.
  • Учащиеся будут уметь:

  • Выбирать и обобщать материал в ходе дискуссии;
  • Формулировать вопросы по предложенной проблеме (теме);
  • Делать выводы и формулировать пункты для Декларации прав человека (в соответствии с игровым сюжетом);
  • Уважительно относиться к мнению других в ходе дискуссии;
  • Принимать игровой сюжет и быстро включаться в игру.
  • Конкретный результат деятельности ученика – это разработанная Декларация прав человека (как итог реализации игрового сюжета).

    Содержание программы

    Тема 1. Человек среди людей (1 час).

    Человек – высшая степень развития живых организмов, субъект исторического прогресса.

    Уникальность человека. Формирование обычаев, традиции, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от моральных.

    Взаимосвязь морали и права.

    Понятия: личность, индивид, общество, мораль, право.

    Тема 2. Всеобщая Декларация прав человека (1 час)

    Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения. Значение Всеобщей декларации прав человека.

    Тема 3. Дискуссия, как форма активизации деятельности в защиту прав человека.

    Дискуссия как организация совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия общего решения. Дискуссия как возможность проявить свою потребность в признании и уважении.

    Правила ведения дискуссии. Формы организации дискуссии: мозговые штурмы, дебаты, дискуссия “В аквариуме”, “Микрофон”, внутренний круг, “Гайд-парк”.

    Личностные качества, необходимые для ведения дискуссии.

    Тема 4. Основные (конституционные) права человека в демократическом обществе (10 часов)

    4.1. Система прав и свобод человека (2 часа)

    Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

    Конституционные права и свободы человека – база правового положения личности в государстве.

    4.2. Личные (гражданские) права (2 часа)

    Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайные переписки. Семейные и личные тайны.

    Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государство.

    Понятия: свобода совести, гражданские свободы.

    4.3. Политические права (2 часа)

    Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Идейные плюрализм. Права на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управления делами государства. Избирательное право: активное и пассивное.

    Понятия: Гражданство, Гражданин, поданный, ассоциация.

    4.4. Социально экономические права (2 часа)

    Специфика экономических прав. Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы.

    Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира.

    Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.

    Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.

    Защита отцовства, материнства, детства.

    Понятия: достойный уровень жизни.

    4.5. Культурные права (2 часа)

    Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Свобода научных исследований и творческой деятельности.

    Понятия: Культурные права, реституция культурных ценностей.

    Тема 5. Права ребенка (2часа)

    Отличия прав ребенка от прав взрослых. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права в школе и семье.

    Правовой статут несовершеннолетнего.

    Понятия: правоспособность, дееспособность, декларация, конвенция.

    Тема 6. мировое сообщество на защите6 прав человека(1час)

    Система мировой защиты прав человека. Источники права в этой сфере.

    Международные организации в борьбе за права человека.

    Понятия: международное право, ООН.

  • Конституция РФ, 1993.
  • Всеобщая Декларация прав человека, 1948.
  • Конвенция о правах ребенка, 1989.
  • Административный кодекс РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Закон РФ “Об образовании”, 1992.
  • Азаров А.Я. Права человека. – М., 1995.
  • Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для 9 кл. – М., 1995.
  • Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека. – М., 1997.
  • Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.,1997.
  • Мой выбор. Книга методик. – М., 2002.
  • Мушиновский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
  • Никитин А.Ф. права человека. – М., 1993.
  • Никитин А.Ф. Права человека. Хрестоматия. – М. 1993.
  • Основы правовых знаний. Учебник. – М., 2000.
  • Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению. 8-9 кл. – СПб, 1998.
  • Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным. М., 2003.
  • Селевко Г.К. Современных образовательные технологии, Учебные пособия. – М., 1998.
  • Сёмина Я., Фесуненко И. Право на каждый день. – М., 1997.
  • Словарь по правам человека 5-9 класс. – М., 1998.
  • Соколов Я.В. Права человека. – М., 2002.
  • Шабельник Е., Карширцева Е. Права на всякий случай. – М., 1995.
  • Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка, М., 1997.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Программа элективного курса по праву » Знаешь, ли ты, закон?

    Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Это в равной степени отвечает интересам нашего общества и учащейся молодежи.

    Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:

    ·опыта познавательной деятельности или знаний;

    ·опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

    ·опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;

    ·социального опыта и ценностных ориентаций.

    В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство.

    Программа элективного курса «Знаешь литы закон?» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики подготовки учащихся.

    Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся ссоциально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

    Цель курса – заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников — граждан Российской Федерации – на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, — заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

    Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.

    Во-первых, курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями.

    Во-вторых, он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.

    В третьих, курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.

    Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

    К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:

    -знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

    -развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;

    -воспитание ответственности за собственное благополучие;

    -освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

    В программе дано содержание и основные понятия курса «Знаешь ли ты закон?», названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список литературы для учащихся и учителей.

    Учебно-тематический план элективного курса «Знаешь ли ты закон?»

    imteacher.ru

    Рабочая программа элективного курса «Ваши права»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области»

    Протокол заседания МО

    от «__» «________» 2017_

    Директор МБОУ ООШ №269

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    По духовно-нравственной деятельности направлению внеурочной деятельности

    Форма организации внеурочной деятельности

    « Элективного курса «Ваши права»

    Программа рассчитана для учащихся 5- классы

    Срок реализации программы – 2017 учебный год_

    Составитель программы: Каремко Елена Александровна,

    учитель истории и обществознания, 1 категория

    Курс внеурочной деятельности «Ваши права» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета « Обществознание».

    Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

    Программа элективного курса разработана на основе нормативных Федеральных документов,:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом’ России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

    3. Министерство образования и науки РФ «Изменения ФГОС 2016».

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»

    7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

    8. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)

    9.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).

    10.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

    11.Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

    12.Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

    13. Устав МБОУ ООШ №269.

    14. Годовой План работы ОУ на 2016-2017 учебный год.

    15. Программа развития школы.

    16. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269

    Актуальность: В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Р ешение проблем правового реформирования российского общества невозможны без создания современной системы обучения правам человека в школе. Профессионально выстроенная

    программа формирования правовой компетентности современной молодежи позволит решать не только проблемы профилактики преступности в обществе. Она призвана способствовать формированию правосознания и повышению правовой культуры подрастающего поколения, от которого зависит будущее России. Обучение правам человека позволяет сохранить и передать из

    поколения в поколение уважение людей к друг другу, правила разрешения конфликтов и противоречий, позволяя обеспечивать стабильность и организованность в обществе. На протяжении многовековой истории человечество отстаивало незыблемые принципы дружбы, сотрудничества, равенства, справедливости, ставшие основой современных концепций прав человека. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно обучение правам человека сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования. Обучение правам человека является составляющей граждан

    ского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо повысить уровень обучения правам человека, правам ребенка.

    Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами.

    Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

    1.Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, прав ребенка.

    2.Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

    3.Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

    4.Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.

    5.Развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом.

    6.Признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами.

    7.Формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной.

    8.Развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями.

    9.Формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;

    10. воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне;

    11.Формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).

    Срок реализации :_ 1год.

    Количество часов : 34 часа.

    Формы организации занятий : групповая в сочетании с индивидуальной

    Режим занятий : занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

    Формы и методы обучения : исследовательское, информационно-репродуктивное, продуктивное обучение.

    При изучении тем элективного курса используются: памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Смотрите так же:

    • Трудовой стаж муниципальной службы Статья 33. Стаж муниципальной службы Информация об изменениях: Законом г. Москвы от 13 апреля 2016 г. N 16 статья 33 настоящего Закона изложена в новой редакции Статья 33. Стаж муниципальной службы 1. В стаж (общую продолжительность) […]
    • Правила делового протокола и этикета это Деловой этикет и деловой протокол Главная > Реферат >Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (у) МИД РФ по этике делового общения «Деловой этикет и деловой протокол». Деловой этикет 2 – 3 стр. Деловой протокол 3 […]
    • Налоги краевого бюджета Классификация российских налогов Налоговая система Российской Федерации подразделяет налоги на три вида: федеральные; республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, […]
    • Закон 36 крым Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" (с изменениями и дополнениями) Закон […]
    • Пронский мировой суд Пронский мировой суд Мировой судья судебного участка № 50 судебного района Пронского районного суда Рязанской области Дмитриева О.Н.с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Пронского района Рязанской области Харламова […]
    • Статья 13 часть 1 по гражданству Статья 13 часть 1 по гражданству 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"" Принят Государственной Думой 17 октября […]

    Обсуждение закрыто.