Экспертиза о культурной ценности

Оглавление:

Оценочные экспертизы культурных ценностей

Оценка произведений искусства и антиквариата — это комплексное и многоступенчатое искусствоведческое исследование, включающее обработку полной информации об объектах экспертизы на предмет выяснения их подлинности и их атрибуцию, с выдачей отчета об оценке в соответствии с действующими стандартами.

Оценочная экспертиза культурных ценностей проводится аттестованными Министерством культуры РФ искусствоведами-экспертами Коллегии экспертов, обладающими лицензией на проведение оценки произведений искусства. Данные специалисты профессионально ориентируются в ценах, которые формируются на российском и международном рынке антиквариата и современного искусства. Они сравнивают и анализируют существующие на рынке цены, используя информацию справочников крупнейших аукционных домов, а также интернет-аукционов и уникальный личный опыт, и назначают цену произведения искусства, актуальную на момент составления экспертизы.

Искусствоведы-эксперты, проводящие оценочную деятельность культурных ценностей, опираются в своей деятельности на 135 Федеральный закон «О проведении оценочной деятельности» и на федеральные стандарты оценки культурных ценностей № 1-5 от 20.07.2012 года.

Согласно 135-му закону РФ «О проведении оценочной деятельности», оценочная экспертиза имеет срок действия 6 месяцев и по истечении этого срока экспертиза произведения искусства становится недействительной.

Цена произведения искусства полностью соответствует реальным ценам на рынке на момент подписания документа экспертизы, потому что в последующие дни возможны колебания курса валют, принятие определенных экономических законов и постановлений и т.д., что приводит к изменению цен на рынке. И цена, указанная в документе экспертизы, может перестать быть актуальной, то есть соответствующей рыночной цене.

О компании

АНО «Коллегия экспертов по культурным ценностям» создано в 2012 году и является старейшим и первым в Москве независимым некоммерческим учреждением, осуществляющим регулярную и систематическую научно — практическую деятельность в области экспертиз произведений искусства и предметов антиквариата для целей их перемещения через таможенную и государственную границу.

Экспертизы

1) Искусствоведческие экспертизы и консультации.
2) Нетрадиционные и редкие виды искусствоведческих и историко – художественных экспертиз и исследований.
3) Судебные экспертизы – по запросам адвокатов, суда, правоохранительных органов.
4) Оценка произведений искусства и антиквариата – от рекомендации до отчета об оценке в соответствии с действующими стандартами.
5) Технико –технологические, реставрационные исследования произведений искусства.
6) Юридическая помощь.
7) Сопутствующие услуги.

г. Москва, метро Проспект Мира, метро Рижская. Проспект Мира, дом 68, стр.1, офис 501. Время работы: с 11 до 17:30. Перерыв: с 14 до 15.

expertcollegia.ru

Экспертиза о культурной ценности

Перечень исследуемых обьектов и документов

Культурологическая экспертиза занимается исследованием объектов культуры с целью установления их свойств, функций, ценности, обстоятельств создания, схожести с другими объектами.

Одной из задач данной экспертизы является установление культурной ценности того или иного объекта искусства. Под культурными ценностями понимают достояние некоторой социальной, этнической группы, выраженное при помощи искусства и оказывающее воздействие на сознание таких групп с целью донесения информации о духовных, идеологических, этнических ценностях. В разные эпохи культурные ценности различались, также они могут быть различны для разных народов, но их неизменные функции по повышению духовности, культурности и познанию окружающего мира остаются неизменными.

Экспертиза культурных ценностей проводится при вывозе данных объектов за границу. Как известно, государство заботится о сохранении культурных ценностей, поэтому их безвозвратный вывоз за пределы государства запрещен. Данное исследование также назначают при продаже предметов искусства на аукционе, когда необходимо подтвердить их значимость.

Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности, когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики, пропаганды жестокости, насилия, вражды по отношению к определенной социальной, религиозной, национальной группе. Такие исследования в основном проводятся по уголовным делам, но могут быть проведены и по инициативе юридического лица или гражданина, например, выставляющего картины спорной тематики на выставке или иллюстрирующего соответствующими картинками журналы или книги. Путем проведения такой экспертизы данное лицо может предупредить в дальнейшем не только гражданские иски, но и уголовное преследование.

Экспертиза памятников культуры проводится для охраны, сохранения памятников, при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам, связанных с повреждением или уничтожением памятников истории культуры, когда такое исследование позволяет сформулировать состав преступления.

Искусствоведческая экспертиза тесно связана с культурологической, так как они решают очень близкие задачи, исследуя при этом одни и те же объекты. Такие экспертизы нередко носят комплексный характер и проводятся искусствоведом и культурологом совместно, что обеспечивает объективность и всесторонность такого исследования.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Представляет ли данный объект культурную ценность?

Имеется ли в данном произведении пропаганда насилия, жестокости, вражды?

Наблюдается ли в данном произведении превосходство одной расы, нации, социальной или религиозной группы над другой?

Является ли данный объект памятником истории культуры?

sud-exp.ru

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения экспертизы культурных ценностей, критериях отнесения предметов к культурным ценностям, критериях отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» (подготовлен Минкультуры России 14.02.2018)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

порядок проведения экспертизы культурных ценностей;

критерии отнесения предметов к культурным ценностям;

критерии отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 N 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» (Собрание законодательства Российской Федерации от 07.05.2001 N 19, ст. 1938; от 14.10.2002 N 41, ст. 3983; от 27.07.2009 N 30, ст. 3832).

Утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации
от ______ N _______________

Порядок проведения экспертизы культурных ценностей

Общие положения

1. Настоящий порядок определяет порядок проведения экспертизы:

вывозимых и временно вывозимых из Российской Федерации движимых предметов и культурных ценностей;

возвращенных после временного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства обратного ввоза;

ввозимых в Российскую Федерацию движимых предметов, заявленных в качестве культурных ценностей;

задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей.

2. Настоящий порядок не распространяется на культурные ценности, временно вывозимые и возвращенные после временного вывоза государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей, при условии наличия в этих организациях уполномоченного коллегиального органа (уполномоченных коллегиальных органов), который имеет право принимать решение о состоянии сохранности и об установлении страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей, а также о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза.

3. Экспертиза проводится на договорной основе аттестованными экспертами по культурным ценностям (далее — эксперты).

4. Для проведения экспертизы физические и юридические лица, осуществляющие вывоз, временный вывоз, ввоз предметов и культурных ценностей самостоятельно осуществляют выбор экспертов, реестр которых размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. Экспертиза вывозимых, временно вывозимых культурных ценностей и ввозимых движимых предметов, заявленных в качестве культурных ценностей, проводится экспертами по заявлению физических или юридических лиц, осуществляющих вывоз, временный вывоз, ввоз (далее — заказчик экспертизы).

Заявление о проведении экспертизы должно быть оформлено в свободной форме на имя эксперта, проводимого экспертизу, и содержать сведения о заказчике экспертизы (фамилию, имя, отчество (при наличии) и год рождения физического лица или наименование и ИНН юридического лица). К заявлению прилагаются список предметов и в 3-х экземплярах цветные фотографии (изображения) каждого предмета Экспертиза задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей осуществляется по обращению таможенного или иного правоохранительного органа.

Экспертиза может быть проведена по обращению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

6. К оформлению списка и фотографий (изображений) предъявляются следующие требования.

В списке указываются:

номер по порядку;

автор, изготовитель (мастер, предприятие);

место (регион), год (период) создания предмета;

материалы и техника исполнения предмета;

размеры и вес (при необходимости) предмета.

Для предметов палеонтологии указываются наименование образца, геологический возраст образца, место обнаружения (если известно), размеры и вес образцов.

В списке могут содержаться иные сведения.

Список составляется на русском языке. В случае, если список составлен на иностранном языке, к нему прилагается перевод списка на русский язык.

Размер фотографий (изображений) должен составлять не менее 10х15 см.

Для икон со съемными окладами предоставляются фотографии (изображения) иконы без оклада и отдельно оклада.

Фотографии (изображения) оборотных сторон произведений живописи, в том числе иконописи, а также произведений графики предоставляются в случае наличия на них отличительных особенностей (другого изображения, указания номеров, подписи автора и др.).

Фотографии составных предметов и культурных ценностей (монтажи, коллажи, инсталляции, дизайнерские проекты и др.) представляются в сборном виде, а также представляются фотографии (изображения) наиболее крупных частей (деталей).

7. Эксперт по культурным ценностям не вправе осуществлять экспертизу движимых предметов или культурных ценностей, вывозимых или ввозимых непосредственно самим экспертом, или, в случае наличия фактора его личной заинтересованности эксперта по культурным ценностям в связи с его местом работы или во взаимоотношениях с заказчиком экспертизы (в том числе родственные отношения).

8. Экспертиза осуществляется при визуальном осмотре движимых предметов или культурных ценностей.

9. Экспертиза проводится по месту нахождения движимых предметов/культурных ценностей или по месту нахождения эксперта.

10. По желанию заказчика экспертиза проводится в его присутствии.

11. Срок проведения экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим порядком, составляет не более 15 календарных дней. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на 15 календарных дней в следующих случаях:

при проведении экспертизы значительного количества предметов (более 15 предметов);

при проведении экспертизы предметов, культурных ценностей различных видов;

при необходимости проведения экспертизы с использованием специального оборудования;

при необходимости установления (подтверждения) авторства, оригинальности (подлинности) произведения;

при проведении экспертизы по обращению таможенного или иного правоохранительного органа в случае согласования продления срока проведения экспертизы таможенным или иным правоохранительным органом, обратившимся о проведении экспертизы.

12. Экспертиза проводится экспертом по культурным ценностям в соответствии с его специализацией.

13. Экспертиза может быть проведена одним экспертом, несколькими экспертами одной специализации или несколькими экспертами, имеющими различные специализации.

14. По результатам проведения экспертизы эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение в трех экземплярах, один из которых передается заказчику экспертизы, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Форма экспертного заключения утверждается Минкультуры России.

15. Экспертное заключение составляется на основе визуального осмотра и всестороннего анализа культурных ценностей и должно содержать следующую информацию:

о заказчике экспертизы (фамилию, имя, отчество (при наличии) и год рождения физического лица или наименование и ИНН юридического лица);

об эксперте, проводимом экспертизу (фамилию, имя, отчество (при наличии), наименование специализации, номер удостоверения эксперта);

об используемых методах проведения экспертизы;

об используемом оборудовании;

об используемой литературе и/или открытых интернет-источников;

подробное описание каждого предмета или культурной ценности (в том числе отличительные особенности, состояние сохранности);

выводы и их обоснование.

16. Составленное экспертное заключение подписывается экспертом с указанием даты его составления. В случае проведения экспертизы несколькими экспертами экспертное заключение подписывается каждым экспертом.

К экспертному заключению прилагаются подписанные экспертом список и фотографии (изображения) предметов или культурных ценностей.

17. Экспертные заключения составляется отдельно на:

предметы, не отнесенные к культурным ценностям;

предметы, отнесенные к культурным ценностям, но не подпадающие под разрешительный порядок вывоза;

предметы, отнесенные к культурным ценностям, подпадающие под разрешительный порядок вывоза, но не имеющие особого исторического, художественного, научного или культурного значения;

предметы, отнесенные к культурным ценностям, подпадающие под разрешительный порядок вывоза и имеющие особое историческое, художественное, научное или культурное значение.

18. Экспертное заключение передается экспертом в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения в территориальный орган Минкультуры России, в регионе обслуживания которого проживает эксперт, лично или направлены на официальный электронный адрес территориального органа в виде сканированного документа с последующим предоставлением оригинала экспертного заключения лично или почтовым отправлением не позднее 30 календарных дней со дня составления экспертного заключения.

19. Экспертное заключение, составленное не по установленной форме и с нарушением требований настоящего порядка может быть возвращено эксперту, проводимому экспертизу, в письменной форме на доработку с обоснованием необходимости доработки экспертного заключения. Направление письма о возвращении экспертного заключения на доработку осуществляется посредством электронной почты (с досылом посредством почтовых отправлений) с устным информированием эксперта о пунктах экспертного заключения, требующих доработки.

Экспертиза вывозимых и временно вывозимых из Российской Федерации движимых предметов и культурных ценностей

20. При экспертизе вывозимых и временно вывозимых из Российской Федерации движимых предметов экспертное заключение должно содержать следующие обязательные выводы:

об отнесении (неотнесении) движимых предметов к культурным ценностям;

в случае, если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям, то экспертное заключение также должно содержать обоснованный вывод об отнесении (неотнесении) движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;

в случае, если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, экспертное заключение также должно содержать обоснованный вывод об отнесении (неотнесении) исследуемых культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение;

в случае, если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, экспертное заключение также должно содержать предложения по стоимости (страховой стоимости) культурных ценностей.

Экспертиза возвращенных после временного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства обратного ввоза

21. Срок проведения экспертизы возвращенных после временного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства обратного ввоза, не может превышать 10 рабочих дней.

22. Экспертное заключение должно содержать вывод о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза из Российской Федерации.

Экспертиза ввозимых в Российскую Федерацию движимых предметов, заявленных в качестве культурных ценностей

23. Срок проведения экспертизы ввозимых в Российскую Федерацию движимых предметов осуществляется в день их ввоза за исключением размещения ввозимых предметов на складе временного хранения.

При размещении ввозимых в Российскую Федерацию предметов на складе временного хранения срок проведения экспертизы не может превышать 5-ти календарных дней.

24. Экспертное заключение ввозимых в Российскую Федерацию движимых предметов должно содержать вывод об их отнесении (неотнесении) к культурным ценностям.

Экспертиза задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей

Экспертиза задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» с соблюдением требований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

Экспертиза проводится на основании обращения таможенного или иного правоохранительного органа. К обращению прилагаются следующие документы:

постановление (определение) таможенного или иного правоохранительного органа о назначении экспертизы;

список с описанием предметов;

копии документов, подтверждающих задержание, изъятие или конфискацию таможенным или иным правоохранительным органом предметов с информацией о том кем, когда и в отношении кого были предприняты данные действия.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы, указанные в абзацах 2-5 пункта 20 настоящего Порядка, а также ответы на вопросы, поставленные таможенным и иным правоохранительным органом перед экспертом.

Срок проведения экспертизы задержанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей составляет не более 30 рабочих дней. Указанный срок с согласия таможенного и иного правоохранительного органа, по обращению которого проводится экспертиза, может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

постановлением Правительства Российской Федерации
от ______ N _______________

Критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям

Исторические культурные ценности

1. Мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства, независимо от времени их создания.

2. Предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, иные предметы связанные с историей войн, созданные до 1945 года.

3. Антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года, за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года).

4. Огнестрельное и пневматическое оружие, не отнесенное к антикварному оружию, созданное более 100 лет назад и более, а также метательное и холодное оружие, не отнесенное к антикварному оружию, созданное 50 лет назад и более1.

5. Предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и их части, а также иные предметы техники, созданные 50 лет назад и более, связанные с развитием и историей науки и техники, знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства2.

6. Транспортные средства, произведенные до 01.01.1951 года;

7. Транспортные средства, произведенные после 01.01.1951 года, соответствующие следующим критериям:

модели в настоящее время не выпускаются, сохранились в полном оригинальном состоянии (укомплектованы основными подлинными частями: двигателем, шасси, кузовом) в хорошем состоянии сохранности и в количестве не более 20 экземпляров в мире;

экспериментальные, предсерийные модели;

транспортные средства, участвовавшие в знаменательных событиях или продемонстрировавшие значительные спортивные достижения в национальных или международных спортивных соревнованиях.

8. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (как санкционированных, так и несанкционированных) и археологических открытий независимо от времени их выявления.

9. Этнологические и антропологические (этнографические) материалы народов мира, созданные более 50 лет назад.

Художественные ценности

10. Произведения живописи, скульптуры, произведения графики и оригинальные графические печатные формы, предметы отправления религиозных культов различных конфессий, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы быта, созданные более 50 лет назад3.

11. Дизайнерские проекты, инсталляции и коллажи, созданные более 50 лет назад и соответствующие критериям, указанным в пункте 10.

12. Произведения современного искусства (в том числе произведения живописи, скульптуры, графики, предметы декоративно-прикладного искусства, дизайнерские проекты, инсталляции, коллажи, художественные фотографии и произведения иных форм художественного искусства), созданные менее 50 лет назад и соответствующие одному из следующих критериев4:

созданы автором или группой авторов, имеющим высокий уровень известности в Российской Федерации или в зарубежных странах;

созданы автором или группой авторов, произведения которых находятся в составе постоянных (основных) фондов государственных и негосударственных музеев или в авторитетных частных коллекциях в Российской Федерации и в зарубежных странах;

созданы автором или группой авторов, произведения которых выставлялись на выставках в государственных и негосударственных музеях Российской Федерации и зарубежных стран;

созданы автором или группой авторов, произведения которых выставлялись на продажу на известных и авторитетных отечественных и зарубежных аукционах;

информация о произведениях современного искусства содержится в специализированной отечественной и зарубежной литературе (каталогах выставок, периодических изданиях, книгах).

Предметы коллекционирования

13. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные 50 лет назад и более5.

14. Предметы фалеристики: ордена, медали, знаки, жетоны и др., изготовленные 50 лет назад и более (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения).

15. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные 50 лет назад и более (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания)6.

Архивные материалы

16. Рукописи, документальные памятники (в том числе фотоматериалы), архивные документы (в том числе кино, фоно, аудио, видео архивы), созданные 50 лет назад и более.

Печатные материалы

17. Печатные материалы, созданные до 1951 года, в том числе7:

географические, гидрографические или астрономические карты;

архитектурные, промышленные или инженерные планы и чертежи.

Музыкальные инструменты

18. Уникальные музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления независимо от времени изготовления), являющиеся памятниками мировой или отечественной музыкальной культуры, независимо от состояния их сохранности, сохранившиеся до настоящего времени в единичных экземплярах:

созданные до XVII века включительно, независимо от состояния их сохранности;

струнные смычковые инструменты и смычки работы мастеров европейской и мировой традиции до конца XVIII века, а также инструменты мастеров итальянской и французской школ XIX века: Дж.А.Рокка, Дж.Ф.Прессенда, Н.Люпо, Ж.Б.Вильома, отечественных мастеров: И.Батова, Н.Киттеля, смычки работы мастеров европейской школы: Ф.К.Турта, Д.Пеккатта, Л.Бауша, Ф.Люпо;

музыкальные инструменты, созданные мастерами XVIII — XIX веков, а именно:

клавикорды, клавесины, прямоугольные фортепиано и рояли, органы (в т.ч. механические), инструменты из драгоценных металлов, из материалов, содержащих мамонтовую, слоновую, моржовую кость и из других редко встречающихся материалов, инструменты, украшенные драгоценными металлами и камнями, жемчугом и особо ценными сортами перламутра, фортепиано с флейтами, иные гибриды органа с другими инструментами, стеклянные гармоники, ренессансные и барочные арфы, лиры колесные, волынки, наградные серебряные трубы;

представляющие собой выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства;

инструменты европейской и отечественной школ инструментостроения: струнные щипковые, духовые;

этнографические инструменты скрипичного семейства работы неевропейской традиции;

инструменты русского рогового оркестра;

гусли, кантеле, каннели, канклес, кокле;

гитары, балалайки, домры, гусли работы мастеров И.Батова, И.Краснощекова, братьев Архузен, Ф.Пасербского, И.Зюзина, И.Галиниса, С.Налимова, а также иные уникальные инструменты, других известных отечественных и зарубежных мастеров XVIII — сер. XX веков, сохранившиеся до настоящего времени в единичных экземплярах.

19. Редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления независимо от времени изготовления), являющиеся памятниками мировой или отечественной музыкальной культуры, независимо от состояния их сохранности, сохранившиеся до настоящего времени в ограниченном количестве (не более 100 экземпляров в мире):

струнные смычковые инструменты и смычки отечественных мастеров XIX-XX вв.: Е.Витачека, А.Лемана, Т.Подгорного, Г.Морозова, Н.Фролова, Д.Чернова, Л.Добрянского;

пианино и рояли, созданные 100 лет назад и более производства фирм «Стейнвей», «Бехштейн», «Бёзиндорфер», «Блютнер», «Эрар», «Тишнер», «Плейель», «Лихтенталь», «Ролофф», «Беккер», «Шрёдер», «Дидерихс», «Мюльбах», «Зейлер», «Циммерман», «Август Фёрстер», «Фойрих», «Винкельманн», «Шиммель», «Эрнст Капс», «Гротриан Штейнвег», «Ибах», «Рёниш», «Болдвин», «Липп», «Маннборг», «Найндорф», «Кох», «Мейбом», «Шиллер», «Лаходе».

Естественно-научные материалы

20. Редкие коллекции и образцы — предметы, представляющие интерес для таких областей науки как биология (анатомия, ботаника, зоология, палеонтология), минералогия:

— образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения.

— ископаемые организмы животного происхождения (беспозвоночные и позвоночные), в том числе:

бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития;

бивни ископаемых животных весом 100 кг и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 200 см и более, независимо от сохранности бивня;

фрагменты бивней весом 50 кг и более и (или) фрагменты бивней длиной по наружной кривизне 100 см и более (за исключением фрагментов, находящихся в стадии распада или имеющие значительные повреждения: множественные продольные и иные трещины);

бивни необычной конфигурации (патология роста: кольцо, полная спираль, размерная деградация);

бивни ископаемых животных, независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры, а именно: длину по наружной дуге и по хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный , при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);

фрагменты бивней ископаемых животных, независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (альвеолярного конуса, у выхода из альвеолы и глубину альвеолярной полости);

черепа, челюсти, скелеты и их фрагменты амфибий, рептилий (включая динозавров), млекопитающих, птиц;

— ископаемые организмы растительного происхождения;

— отпечатки (следы) ископаемых организмов.

— редкие экземпляры растений, животных и их части, независимо от способа консервации (включая гербарии, чучела, скорлупы и т.п.)

— искусственные или естественные препараты целых организмов (в том числе ископаемых), отдельных органов, их частей или систем.

1. Под данный пункт не подпадает боевое ручное стрелковое и холодное оружие, состоящее на вооружении.

2. Под данный пункт не подпадают предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и их части, произведенные менее 100 лет назад массовым тиражом (более 100 000 экземпляров).

3. Под данный пункт не подпадают предметы быта, имеющие утилитарный характер и употребляющиеся непосредственно в быту (подстаканник, подсвечник, шкатулка, портсигар, предметы сервировки стола, в том числе посуда и т.п.), при этом к таковым относятся предметы не носящие элементов авторского художественного замысла, не имеющие исторического или мемориального значения и изготовленные массовыми тиражными партиями с использованием штампа, трафарета.

4. Под данный пункт не подпадают сувенирные изделия промышленного серийного или массового производства (за исключением изделий, являющихся составной частью дизайнерских проектов, инсталляций, коллажей и произведений иных форм художественного искусства).

5. Под данный пункт не подпадают монеты, боны, банкноты, ценные бумаги, созданные менее 100 лет назад, выпускавшиеся массовым тиражом (более 100 000 экземпляров) и сохранившиеся до настоящего времени в значительном количестве, а также действующие отечественные и зарубежные монеты, боны, банкноты, ценные бумаги и иные нумизматические материалы.

6. Под данный пункт не подпадают знаки почтовой оплаты, созданные менее 100 лет назад, выпускавшиеся массовым тиражом (более 100 000 экземпляров).

7. Под данный пункт не подпадают печатные материалы, изданные менее 100 лет назад тиражом более 5 000 экземпляров (в случае невозможности установления тиражности учитывается количество сохранившихся до наших дней экземпляров).

Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от ______ N _______________

Критерии отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение

Исторические культурные ценности

1. Мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства, независимо от времени их создания.

2. Предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, иные предметы связанные с историей войн, созданные 100 лет назад и более и сохранившиеся до настоящего времени в единичных экземплярах или ограниченном количестве (менее 100 экземпляров).

3. Огнестрельное, пневматическое, метательное и холодное оружие, изготовленное до конца 1899 года и сохранившееся до настоящего времени в малом количестве (за исключением огнестрельного оружия, предназначенного для стрельбы патронами с бездымным порохом).

5. Предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и их части, а также иные предметы техники, созданные до конца 1899 года, связанные с развитием и историей науки и техники, знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства (за исключением предметов, промышленного многотиражного производства):

изделия, сохранившиеся до настоящего времени в России в количестве не более 100;

авторские разработки ученых, инженеров, изобретателей, научных и производственных коллективов; нашедшие применение и имеющие существенные отличия от других подобных разработок в конкретной области науки;

экспериментальные и опытные образцы заводов, фирм, предприятий, научных институтов;

головные образцы и образцы из первой (малой) серии изделий,

изделия индивидуального заказа;

изделия, документирующие возникновение и начало новой отрасли науки и техники, и представляющий собой, как правило, принципиально новое для своего времени техническое устройство, средство реализации нового технологического процесса, новый материал

изделия, документирующие, появление новых технических и технологических решений, положивших начало новому направлению в развитии ранее сложившихся специализированных областей науки и техники

6. Транспортные средства, произведенные 100 лет назад и более;

8. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (как санкционированных, так и несанкционированных) и археологических открытий независимо от времени их выявления.

9. Этнологические и антропологические (этнографические) материалы народов России, созданные более 100 лет назад.

Художественные ценности

10. Произведения живописи, созданные до конца 1945 года выдающимися (имеющими мировую известность) художниками и являющимися яркими представителями основных направлений (течений) в изобразительном искусстве (Готика, Реннесанс (Возрождение), Маньеризм, Барокко, Рококо, Классицизм, Романтизм, Синтементализм, Академизм, Неоклассицизм, Реализм, Импрессионизм, Постимпрессионизм, Экспрессионизм, Модерн, Модернизм, Примитивизм, Кубизм, Символизм, Авангардизм, Сюрриализм, Абстракционизм).

11. Произведения скульптуры эпохи античности;

12. Произведения графики и оригинальные графические печатные формы, созданные 100 лет назад и более и соответствующие каждому из следующих критериев:

созданы автором, имеющим высокий уровень известности в Российской Федерации;

созданы автором, произведения которых находятся в составе основных фондов государственных музеев Российской Федерации;

созданы автором, произведения которых выставлялись на выставках в государственных музеях Российской Федерации;

созданы автором, произведения которых выставлялись на продажу на известных и авторитетных отечественных и зарубежных аукционах.

13. Предметы декоративно-прикладного искусства и предметы отправления религиозных культов различных конфессий, созданные до конца 1945 года*(1)

Предметы коллекционирования

14. Нумизматические материалы:

монеты, боны, банкноты и ценные бумаги Российской Империи,

монеты, боны, банкноты, созданные более 100 лет назад и более и сохранившиеся до настоящего времени в единичном экземпляре или в ограниченном количестве (не более 100 в России).

15. Предметы фалеристики (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения), созданные более 50-ти лет назад:

ордена, медали Российской Империи,

награды предприятий, объединений, учреждений, организаций, воинских частей (части, соединения, объединения и военно-учебные заведения), союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и других населенных пунктов СССР и Российской Федерации и (или) документы к ним;

нагрудные знаки к почетным званиям СССР и (или) документы к ним;

награды и документы с надписью «Образец»;

награды республик СССР (за исключением ордена Красного Знамени РСФСР), награждения которыми происходили с 1918 по 1930-е годы, и (или) документы к ним;

ордена Красного Знамени РСФСР и (или) документы к ним:

— изготовленные на Украине;

— изготовленные в Закавказье;

— повторных награждений (с цифрами на щитке «2», «3» или «4»);

— с креплением на 5-угольной колодке;

— с клеймом «Мондвор»;

— с клеймом «Монетный двор»;

комплекты орденов на одного кавалера с числом орденов более десяти;

комплекты орденов на одного кавалера с числом орденов одинаковых наименований 4 и более;

орденские книжки образца 1938 года и более ранние;

ордена СССР и (или) документы к ним:

— все ордена с порядковым номером от 1 до 10;

— орден Ленина: с клеймом «ГОЗНАК»; цельноштампованный;

— орден Ушакова I и II степени;

— орден Нахимова I и II степени;

— орден Суворова I и II степени;

— орден Суворова III степени с креплением на 4-угольной колодке;

— орден Кутузова I степени;

— орден Кутузова II и III степени с креплением на 4-угольной колодке;

— орден Богдана Хмельницкого I и II степени;

— орден Александра Невского с креплением на 4-угольной колодке, у которого медальон крепится к основанию с помощью 2-х штифтов;

— орден «а службу Родине в Вооруженных Силах СССР» I степени;

— орден Красного Знамени: повторных награждений (с цифрами на щитке «2», «3» или «4») с винтовым креплением; повторных награждений (с цифрами на щитке «5» и более) с креплением на 5-угольной колодке; с винтовым креплением и клеймом «Мондвор» либо без клейма;

— орден Красной Звезды с клеймом «ГОЗНАК»;

— орден Дружбы народов без надписи «СССР»;

— орден Трудовой Славы I степени, а также комплекты этого ордена I, II и III степени на одного кавалера;

— орден Славы I степени, а также комплекты этого ордена I, II и III степени на одного кавалера;

— орден Славы II и III степени с бортиком на оборотной стороне;

— орден Трудового Красного Знамени образца 1928 года;

— орден «знак Почета» образца 1935 года;

— орден Отечественной войны I и II степени с креплением на 4-угольной колодке без соединительного звена и с булавкой на оборотной стороне;

медали СССР и (или) документы к ним:

— все номерные медали с порядковым номером от 1 до 10;

— медаль «Золотая Звезда»: с креплением на 4-угольной колодке без соединительного звена; второго и последующих награждений (с цифрами II, III или IV на оборотной стороне);

— золотая медаль «Серп и Молот»: с креплением на 4-угольной колодке без соединительного звена; второго и последующих награждений (с цифрами II или III на оборотной стороне);

— медаль Ушакова безномерная;

— медаль Нахимова с порядковым номером, вырезанным штихелем на гурте;

— медаль «За отличную службу по охране общественного порядка» из серебра с 15-ю лентами на гербе;

— медаль «За отвагу на пожаре» из серебра;

полные наградные комплекты Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда;

редко встречаемые варианты изготовления орденов и медалей;

редко встречаемые комплекты награждений.

— Грамоты и Почетные грамоты ЦИК СССР;

— медали и документы к ним лауреатов Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (с 1956 года — Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», а с 1989 года — Международная Ленинская премия мира);

— почетные знаки и документы к ним лауреатов Сталинской премии I степени;

— маршальские звезды и (или) документы к ним Маршалов Советского Союза, Адмиралов Флота Советского Союза, Главных маршалов и маршалов родов войск, адмиралов флота и генералов армии.

16. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные 100 лет назад и более (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания):

почтовые марки и блоки дореволюционной России,

проекты марок и блоков, пробные экземпляры марок,

марки, официально не выпущенные в почтовое обращение;

Архивные материалы

17. Рукописи, документальные памятники (в том числе фотоматериалы), архивные документы (в том числе кино, фоно, аудио, видео архивы), созданные 100 лет назад и более (за исключением писем, фотографий, аудио, кино архивов, относящихся к семейному (родственному, личному) архиву), в том числе:

автографы выдающихся (имеющих мировую известность) общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры;

рукописные книги, не имеющие печатного варианта текста, обладающие уникальными или особо значимыми художественными или литературными особенностями;

рукописные книги, исполненные известными мастерами (писцами) и (или) художниками,

рукописные книги, имеющие владельческие признаки (экслибрисы, штампы, записи, маргиналии, автографы), свидетельствующие о принадлежности лицу, организации, игравшим значительную роль в истории России или мировой истории.

Печатные материалы

18. Печатные материалы, созданные до конца 1900 года:

Оригинальная гравюра, литография, шелкография (отдельные листы, серии, авторские (издательские) альбомы, коллекционные альбомы):

авторские оттиски, исполненные выдающимися (имеющие мировую известность) художниками (граверами, литографами);

экземпляры книжной графики, имеющие владельческие признаки (экслибрисы, штампы, записи, маргиналии, автографы), свидетельствующие о принадлежности лицу, организации, игравшим значительную роль в истории России или мировой истории;

экземпляры книжной графики, относящиеся к редкому состоянию оттиска 9пробные/корректурные оттиски, варианты изображений, наличие ремарок, цензорские экземпляры и т.д.);

уникальные оттиски, единственно известные оттиски, оттиски, сделанные малым тиражом (до 15 экземпляров) или наличие информации об уничтожении тиража;

первые образцы, исполненные в данной печатной технике, отражающие своеобразие способов печати.

отдельные листы из серий и альбомов представляющие собой законченные произведения.

прикладная графика (книжная иллюстрация, плакат, открытка, этикетка, экслибрис и т.п.):

оригиналы прикладной графики (авторские рисунки для воспроизведения в печатной технике), корректурные оттиски;

экземпляры, имеющие владельческие признаки (экслибрисы, штампы, записи, маргиналии, автографы), свидетельствующие о принадлежности известному лицу, организации, игравшим значительную роль в истории России или мировой истории;

экземпляры, выпущенные ограниченным тиражом (в т.ч. способом трафаретной печати), наличие информации об уничтожении тиража.

Редкие и уникальные музыкальные инструменты

19. Уникальные музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления независимо от времени изготовления), являющиеся памятниками мировой или отечественной музыкальной культуры, независимо от состояния их сохранности, сохранившиеся до настоящего времени в единичных экземплярах:

созданные до XVII века включительно, независимо от состояния их сохранности;

струнные смычковые инструменты и смычки работы мастеров европейской и мировой традиции до конца XVIII века, а также инструменты мастеров итальянской и французской школ XIX века: Дж.А.Рокка, Дж.Ф.Прессенда, Н.Люпо, Ж.Б.Вильома, отечественных мастеров: И.Батова, Н.Киттеля, смычки работы мастеров европейской школы: Ф.К.Турта, Д.Пеккатта, Л.Бауша, Ф.Люпо;

музыкальные инструменты, созданные мастерами XVIII — XIX веков, а именно:

клавикорды, клавесины, прямоугольные фортепиано и рояли, органы (в т.ч. механические), инструменты из драгоценных металлов, из материалов, содержащих мамонтовую, слоновую, моржовую кость и из других редко встречающихся материалов, инструменты, украшенные драгоценными металлами и камнями, жемчугом и особо ценными сортами перламутра, фортепиано с флейтами, иные гибриды органа с другими инструментами, стеклянные гармоники, ренессансные и барочные арфы, лиры колесные, волынки, наградные серебряные трубы;

представляющие собой выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства;

инструменты европейской и отечественной школ инструментостроения: струнные щипковые, духовые;

этнографические инструменты скрипичного семейства работы неевропейской традиции;

инструменты русского рогового оркестра;

гусли, кантеле, каннели, канклес, кокле;

гитары, балалайки, домры, гусли работы мастеров И.Батова, И.Краснощекова, братьев Архузен, Ф.Пасербского, И.Зюзина, И.Галиниса, С.Налимова, а также иные уникальные инструменты, других известных отечественных и зарубежных мастеров XVIII — сер. XX веков, сохранившиеся до настоящего времени в единичных экземплярах (менее 20 экземпляров в мире).

20. Редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления независимо от времени изготовления), являющиеся памятниками мировой или отечественной музыкальной культуры, независимо от состояния их сохранности, сохранившиеся до настоящего времени в ограниченном количестве (не более 100 экземпляров в мире):

струнные смычковые инструменты и смычки отечественных мастеров XIX-XX вв.: Е.Витачека, А.Лемана, Т.Подгорного, Г.Морозова, Н.Фролова, Д.Чернова, Л.Добрянского;

пианино и рояли, созданные 100 лет назад и более производства фирм «Стейнвей», «Бехштейн», «Бёзиндорфер», «Блютнер», «Эрар», «Тишнер», «Плейель», «Лихтенталь», «Ролофф», «Беккер», «Шрёдер», «Дидерихс», «Мюльбах», «Зейлер», «Циммерман», «Август Фёрстер», «Фойрих», «Винкельманн», «Шиммель», «Эрнст Капс», «Гротриан Штейнвег», «Ибах», «Рёниш», «Болдвин», «Липп», «Маннборг», «Найндорф», «Кох», «Мейбом», «Шиллер», «Лаходе».

Естественно-научные материалы

21. Редкие коллекции и образцы — предметы, представляющие интерес для таких областей науки как биология (анатомия, ботаника, зоология, палеонтология), минералогия:

— образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения.

— ископаемые организмы животного происхождения (беспозвоночные и позвоночные):

бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития;

бивни ископаемых животных весом 100 кг и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 см и более, независимо от сохранности бивня;

бивни необычной конфигурации (патология роста: кольцо, полная спираль, размерная деградация);

бивни ископаемых животных, независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры, а именно: длину по наружной дуге и по хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный , при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);

фрагменты бивней ископаемых животных, независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (альвеолярного конуса, у выхода из альвеолы и глубину альвеолярной полости);

черепа, челюсти, скелеты и их фрагменты амфибий, рептилий (включая динозавров), млекопитающих, птиц;

— ископаемые организмы растительного происхождения;

— отпечатки (следы) ископаемых организмов.

— редкие экземпляры растений, животных и их части, независимо от способа консервации (включая гербарии, чучела, скорлупы и т.п.)

— искусственные или естественные препараты целых организмов (в том числе ископаемых), отдельных органов, их частей или систем.

*(1) Под данный пункт не подпадают:

— предметы, произведенные массовым тиражом (свыше 100 000 экземпляров) и имеющие широкую распространенность в настоящее время;

Обзор документа

Предложен Порядок проведения экспертизы культурных ценностей.

Он касается вывозимых и временно вывозимых движимых предметов и ценностей; возвращенных после временного вывоза ценностей, не подлежащих вывозу без обязательства обратного ввоза; ввозимых движимых предметов, заявленных в качестве ценностей; задержанных незаконно ввезенных и незаконно вывезенных ценностей.

Порядок не распространяется на ценности, временно вывозимые и возвращенные после временного вывоза государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей. Условие — наличие в этих организациях уполномоченного коллегиального органа (органов), который вправе принимать решение о состоянии сохранности и об установлении страховой стоимости временно вывозимых ценностей, а также о подлинности и состоянии сохранности ценностей, возвращенных после временного вывоза.

Экспертиза проводится на договорной основе аттестованными экспертами по заявлению лиц, осуществляющих вывоз, временный вывоз, ввоз.

Указаны критерии отнесения предметов к ценностям, а также критерии отнесения ценностей к имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.

www.garant.ru

Смотрите так же:

  • Оценка недвижимости федеральный закон Оценка недвижимости в России: о чем говорит закон Рыночные отношения в России помогают развитию разных форм собственности. Для права собственности вопрос о величине стоимости объекта собственности является одним из основных. В том числе, […]
  • Готовить служебную записку Служебная записка о премировании сотрудников. Образец Обновление: 20 октября 2017 г. Служебная записка (образец) Трудовой кодекс РФ и деловая практика подразумевают наличие в системе оплаты труда предприятия выплаты премий в качестве […]
  • Возмещение физического вреда здоровью Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]
  • Как быть если налог выше доходов Расходы превышают доходы при УСН 15% В нашей сегодняшней публикации предлагаем рассмотреть ситуацию, когда на УСН расходы превышают доходы. К сожалению, такая ситуация в сфере малого бизнеса встречается нередко. Напомним, специальный […]
  • Как оформить родословную на щенка Как сделать родословную на собаку Любая породистая собака должна иметь документ, свидетельствующий о её родословной. Как в паспорте человека указаны данные о его месте жительства и семейном положении, так в своеобразном «паспорте» собаки […]
  • Пенсии при отсутствии трудового стажа Будут ли платить пенсию, если нет трудового стажа в России с 2018 года Государство создает все условия, чтобы люди своим трудом обеспечивали себе будущую пенсию. Чтобы получать хорошие выплаты по старости, необходимо отработать […]

Обсуждение закрыто.