Иванов в приказе московских времен

Русский музей
Дополненная реальность

В Приказе московских времен. 1907

Эскиз к серии «Картины из русской истории», для издательства «Гроссман и Кнебель» (М., 1909).

Картина «В Приказе московских времен» посвящена событиям ХVII столетия, времени правления Федора Алексеевича Романова, образованного и энергичного царя. За несколько лет правления он значительно преуспел в реформаторской деятельности. Важнейшим событием его царствования стало уничтожение во время заседания Земского Собора местничества (1682), что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и умным людям. Одновременно были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен них было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Создание приказной системы привело к формированию особого слоя приказной бюрократии. Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. На протяжении ХVII столетия функционировало в общей сложности около 80 подобных органов управления. Каждый из них отвечал за какую-то узкую сферу деятельности: внешнюю политику, феодальное землевладение, защиту незавидной участи переселенцев и др. Для правильной оценки платёжеспособности жителей отдельных местностей, были организованы особые финансовые приказы — «четверти» («чети»), отвечавшие за определённые районы страны. Главным из них был приказ Большого прихода, куда стекалась основная часть собираемых средств, о чем и поведал нам художник. В картине заметны новаторские приемы, разработанные живописцем в историческом жанре: композиция полотна напоминает кинокадр, в котором взятые крупным планом действующие лица активны и энергичны.
Данное произведение является иллюстрацией к изданию «Картины из русской истории», выпущенному издательством «Гроссман и Кнебель» (М., 1909). Серия из 50 выпусков брошюр являлась школьным пособием с иллюстрациями и текстами, отражавшими характерные моменты истории России. К изданию были привлечены лучшие художники своего времени, среди которых был С. В. Иванов. «Картины по русской истории“ приобретались не только учебными заведениями, но и частными лицами. Владельцы картин нередко вставляли их в рамы и вешали в кабинете или в гостиной. Помимо картин на исторические и бытовые темы, художник писал портреты и пейзажи, занимался иллюстрацией книг, среди которых были произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Биография автора

Иванов Сергей Васильевич (1864, Руза, Московская губерния – 1910, д. Свистуха, Московская губерния)
Живописец, график, педагог. Учился: 1878–1882, 1884, 1885 – МУЖВЗ у И.М. Прянишникова и Е.С. Сорокина; 1882–1884 – Императорская Академия художеств. Участник выставок с 1881. Член и экспонент: Московское общество любителей художеств – 1887, 1889–1891, 1894; Товарищество передвижных художественных выставок (с перерывами) – 1887–1901 (с 1899 член); «36 художников» – 1901–1903; «Мир искусства» – 1903; СРХ (член-учредитель) – 1903–1911. Преподавал: 1899–1906 – Строгановское училище; 1900–1910 – Московское училище живописи, ваяния, зодчества. Академик (1905).

rmgallery.ru

Описание картины Сергея Иванова «В приказе московских времен»

Updated on 15.10.2017 By Admin

Картина наглядно повествует нам о работе приказной системы 17 века. С раннего утра в приказах на Ивановской площади уже стояла очередь из самых разных слоев того общества, каждый из которых пришёл со своим прошением.

На картине они столпились вдоль стены, ждут пока судья освободится. Судья же восседает в центре стола, видимо занятый очередным делом. Рядом сидят помощники – дьяки и главный секретарь приказа. На столе лежат свитки, должно быть это Соборное уложение 1649 года, или Указная книга, ими советники должны были руководствоваться при решении вопросов с которыми к ним обращались.

У дверей в красном кафтане с золотой вышивкой важно стоит пристав, он решает пропустить просителя или нет. Работа кипит полным ходом, свитки все длиннее – значит дело затянулось, идет «приказная волокита». В глаза бросается начало стола – кучей лежат различные приборы для записей: чернильницы, столбцы, перья, горшок с клеем, которыми подклеивали листы чтобы, получались свитки, сургуч, воск для печати, горшочки с красной киноварью чтобы писать первую заглавную букву.

Беспорядок говорит о том, что рабочий процесс закончится не скоро, важно решить как можно больше просьб, а дьяки не успевают. Один пишет на колене, а чернильница весит у него на шее, второй вырисовывает буквы скорописью, а третий взяв в рот перо разговаривает с просящим, остальные сосредоточившись на своем деле зацепив перо за ухом. Гусь в палате, и двое мужей что – то держат в руках «поминку» (взятку), без которой договорится с приказом было невозможно.

opisanie-kartin.com

Картины по русской истории. С.В. Иванов. В приказе Московских времен.

Картина отражает расхожее представление о приказах как обители взяткобрателей и «кувшинных рыл». Приказы явля­лись центральными правительственными учреждениями, кото­рые ведали всеми областями государственного управления.

Возникнув в конце XV века, они постоянно развивались и совер­шенствовали свою работу. К концу XVII века в столице насчи­тывалось уже несколько десятков приказов. Одним из важней­ших был Посольский, главу которого иноземцы называли канц­лером: «А ведомы в том Приказе дела всех окрестных госу­дарств», все приезжие из-за границы «торговые и всяких чинов люди», выкуп русских пленников, государственные печати.

Ис­точником финансирования приказных мероприятий были подведомственные этому учреждению «четверти»— Новгородская, Владимирская, Галицкая и Устюжская. В тесном контакте : Посольским работали приказы по управлению пограничными областями: Приказ Казанского дворца, Приказ княжества Смоленского, Сибирский и Малороссийский приказы.

Одним из важнейших центральных учреждений был Разряд­ный приказ, ведавший всем служилым населением России и военным делом. Учитывая колоссальный объем работы, некото­рые функции Разрядного приказа передавались специальным приказам: Ямскому, Стрелецкому, Иноземному, Рейтарскому, Пушкарскому, Оружейному. Всеми вотчинными и поместными делами ведал Поместный приказ. Делами и финансами царского двора, царскими вотчинами ведала большая группа Дворцовых приказов.

Приказы и местные учреждения — приказные избы и воеводские канцелярии — имели свои статьи прихода и расхода, яо важнейшие общегосударственные налоги и пошлины стека­лись в Большой приход.

Денежные запасы, Денежный двор и купечество находились в ведении Большой казны. «Всего Московского государства приход, и расход, и остаток по книгам за многие годы» вычислял Счетный приказ.

Печатный приказ служил своего рода главной нотариальной конторой. Приказ Каменного дела ведал государственным строительством. Срав­нительно просты были функции приказов Монастырского, Золо­того и Серебряного дела, Аптекарского, Холопьего, Приказа книгопечатных дел и других.

Особыми правами пользовался при царе Алексее Михайловиче Тайный приказ (контроль, цар­ские забавы, секретные производства — гранатное, шелковое и т. п.). Возглавлялись приказы одним — тремя судьями или дьяками.

Подьячие делились на старших, средних и младших, но число их было чрезвычайно мало по сравнению с тем огром­ным объемом работы, который приходилось выполнять. В По­сольском приказе, например, в 1660-х годах было всего 14 подьячих!

Справляться с делами они могли только за счет высо­кой квалификации, полученной в славной по всей России при­казной школе, и ненормированного рабочего дня. Поскольку брать работу на дом в этом (и некоторых других) приказе не разрешалось, дьяки, подьячие и переводчики часто сидели в Кремле сутками, чтобы утром представить Думе полученные вечером сведения со всеми нужными справками.

Волокита в государственных делах не допускалась: это тем более удиви­тельно, что почти все документы многократно редактировались и переписывались. Иное дело частные, особенно судебные дела, входившие в функции почти всех приказов.

В первой четверти XVIII века Приказы были упразднены, на смену им созданы новые учреждения, Коллегии.

bugaeff.ru

«Картины по русской истории».
Учебное пособие начала XX века.

Общественный интерес к истории неразрывно связан с определёнными идейными приоритетами и толкования тех или иных событий подчас получают иное толкование спустя десятилетия и столетия. Восстанавливая разорванную связь времен, придется «копать» глубокие пласты документальных свидетельств, но вместе с тем изучать и художественное отображение истории, эмоциональный отклик на исторические события, отображённый в графике и живописи.

Одна из замечательных страниц художественно-издательского дела и образовательной, просветительской деятельности России начала ХХ века связана с именем московского книгоиздателя И. Н. Кнебеля.

Кнебель был сторонником наглядного метода обучения, пропагандистом передовых педагогических взглядов. Выпущенные им школьные пособия стали образцом не только для русских, но и для зарубежных издателей. К ним, в первую очередь, относятся «Картины по русской истории», выходившие в 1908 — 1913 годах.

Замысел издания возник как бы в ответ на выход в Лейпциге серии картин для школьного преподавания, составленной немецким историком культуры А. Леманом. Захотелось сделать лучше, точнее, а главное — для своего, русского, юного читателя-зрителя. Кнебель привлек к работе известного историка и педагога С. А. Князькова, который составил план и написал пояснительный текст к каждой картине.

Было отобрано более 50 сюжетов, отражавших характерные периоды российской истории: киевский, владимиро-суздальский, московский и, наконец, общероссийский. Но кого привлечь к написанию оригинальных исторических полотен? Тут Кнебель проявил высокий вкус и большую компетентность, о чем говорит список авторов — лучших тогдашних мастеров обеих русских столиц. Москвичи Сергей Иванов, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Борис Кустодиев проиллюстрировали первые три периода, четвертый — петербуржцы Александр Бенуа, Дмитрий Кардовский, Евгений Лансере, Михаил Добужинский и Владимир Чемберс. Известный живописец и педагог С. Иванов внес самый заметный вклад в издание, выполнив 18(!) исторических картин. А. Бенуа и Д. Кардовский создали по семь произведений.

Первым из художников, с кем Кнебель поделился замыслом, был В. Серов. Он стал и автором самой известной картины серии «Петр Великий (Петр I)», Академик И. Э. Грабарь писал о ней: «Такого подлинного Петра мы до того не видели. Школьная картина силой счастливого вдохновения развернулась почти во фреску».

Разница в технике исполнения картин (масло, акварель, гуашь, темпера, автолитография) создавала немалые трудности при репродуцировании их одним способом — хромолитографией. Кнебель сделал все от него зависящее. заказ был отдан в первоклассную европейскую типографию. Отпечатали, как сказано, очень точно воспроизводя краски и техники, а ведь репродукции (66х88 см) почти соответствовали размерам оригиналов!

Русская педагогическая наука высоко оценила новое школьное пособие. Красочные репродукции исторических картин привлекали внимание преподавателей и учащихся не только сюжетом, но знакомили с творчеством крупнейших мастеров изобразительного искусства. «Картины по русской истории» приобретали многие гимназии, а частные лица вставляли полюбившиеся сюжеты в рамы и вешали в кабинете или гостиной.

Через некоторое время 30 репродукций переиздали в виде художественных открыток. Столь дешевое пособие было доступно практически всем — учащиеся получили возможность детально знакомиться с материалом. Кнебелевские открытки до сих пор служат образцом высокохудожественной печати и пользуются особым спросом у филокартистов.

Некоторые из открыток комплекта «Картины по русской истории»


А. Васнецов.
Новгородский торг.

По замыслу художника картина изображает торговую площадь в Новгороде в период расцвета его политического и торгового могущества. Перед нами сердце купеческого Новгорода — площадь у храма Иоанна Предтечи на Опоках, в подвалах которого хранились важнейшие документы новгородской республики, общественная казна и ценнейшие товары. Рядом с церковью находились городские весы, эталонные для всех новгородских земель. У площади теснились богатые лавки и склады, здесь совершались сделки русских и иноземных купцов. Напротив Торговой стороны, за Волховом, Детинец и знаменитый храм святой Софии.


A. Васнецов.
Монастырь в Московской Руси.

С небольших скитов, построенных в лесной глуши монахами-отшельниками, начиналось освоение русскими людьми неизведанных дальних краев на севере и востоке от Москвы. Постепенно вокруг первопришельцев собирались товарищи — монахи и послушники, скит превращался в небольшой монастырь, вместо убогой часовенки к небу возносился затейливо построенный храм. Живя трудом своих рук, давая полезные советы мирянам, распространяя знания, монахи обычно получали все более богатые пожертвования. Князья и бояре дарили монастырям земли и крестьян, которые должны были работать на монастырь. Постепенно такой вот монастырей становился феодалам, живущим за счет чужого труда. И тогда люди, искавшие «святой жизни», вновь уходили из него в леса, разнося по земле русское слово и христианскую веру.


С. Иванов.
В приказе московских времен.

Возникнув в конце ХV века, приказы являлись центральными правительственными учреждениями, которые ведали всеми областями государственного управления. Приказная волокита, взяточничество, крючкотворство, ехидный обман и неправосудие были притчей во языцех со времен их появления. Служащие приказов — подьячие — получали сравнительна небольшое жалованье деньгами и «кормом», а некоторые вообще должны были «кopмиться от дел», то есть на приношения просителей. Такие подьячие и изображены на картине за передним столом.


С. Иванов.
Стрельцы.

Стрелецкое войско — пешие и конные мушкетеры появились на Руси в 1540-х годах и сразу заняли видное место в русской армии, отличившись при покорении Казани и Астрахани, в Ливонской войне, борьбе с иноземными интервентами в первые десятилетия XVI I века. Стрельцы составляли своего рода гвардию, ударную силу войска. Однако, жившие своими слободами в городах, они неохотно выступали карателями и были уничтожены Петром I, когда стали сами участвовать в народных восстаниях. На картине изображен дозор стрельцов, охраняющих порядок в городе.


С. Иванов.
Во времена раскола.

Разногласия между ревнителями благочестия по незначительным вопросам церковного ритуала и церковных текстов, вылившиеся в середине ХЧ11 века в яростный конфликт группы церковнослужителей с патриархом Никоном, превратились в раскол русской православной церкви. Картина показывает, как в города и села приезжали представители официальной церкви, чтобы с помощью местных властей искоренить старые книги и древние обычаи. Мы видим, как люди сочувствуют защитникам старых книг, все внимательнее слушают их, стараются разобраться, что же в них вызвало гнев страшной и ненавистной власти.


Б. Кустодиев.
Школа в Московской Руси.

Начальные школы, наподобие той, что изобразил художник, в XVI и XVII веках существовали практически во всех городах и селах России и Сибири. Средства на школу давали родители, причем учитель занимался одновременно с детьми разных возрастов: одни учили буквы и читали по складам, другие в это время изучали скоропись. Кроме чтения и письма, школьники обязательно должны были научиться читать ноты и петь. Часть учеников уходила после занятий домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили и питались при школе — поэтому художник изобразил большой горшок с кашей. К началу царствования Петра I в России владели грамотой все священники и купцы, более 60 процентов дворян и монахов, до половины посадских людей и около 15 процентов крестьян.


Е. Лансере.
Флот Петра Великого.

Создание военно-морского флота России обычно связывают с деятельностью Петра I, хотя это неточно. Регулярные боевые корабли начали строиться в XVII веке с конца 60-х годов для защиты водных коммуникаций на Волге и Каспии. Война с Османской империей и Крымом заставила правительство царя Алексея Михайловича заложить верфи под Воронежем, на которых с 1672 года сооружались 25 боевых кораблей. Вскоре первая русская эскадра под командой замечательного военачальника Г. И. Косагова вышла в море «для промыслу над турецкими и крымскими берегами». При Петре I на Воронежских верфях в 1696 году были заложены новые корабли, действовавшие при взятии Азова. После сдачи Петром Азова этот флот был уничтожен. Однако русская флотилия, построенная в 1702—1704 годах на Сасьской, Олонецкой и Лужской верфях, участвовала в боях за выход в Балтику. Победы при Гангуте и Гренгаме положили начало славе русского флота.


А. Бенуа.
Вахтпарад при императоре Павле I

Поклонник всего прусского, Павел I стремился регламентировать каждый вздох подданных, ограничить привилегии дворянства, жестко централизовать государственный аппарат. Палочная дисциплина прусской армии механически переносилась на всю русскую военную и гражданскую службу, общественную и даже частную жизнь. Положительные идеи императора: стремление пресечь казнокрадство, сократить рекрутские поборы, ограничить эксплуатацию крестьян помещиками — не проводились в жизнь из-за непоследовательности и противоречивости натуры Павла I. Вахтпарады — один из них вы видите на картине — стали символом полной никчемности павловских нововведений.


В. Серов.
Петр Великий.

Петр предстает на картине олицетворением могучей преобразовательном энергии, он влечет за собой спотыкающееся и еле поспевающее за государем дворянство. Не имея ни образования, ни четкого плана действий, Петр! сумел стать одним из крупнейших государственных деятелей России, оставив после себя сильное феодальное государство, надолго обеспечившее власть дворянства, самовластие чиновников и полиции бесправие народа».

Пояснительные тексты к картинам: А. Богданова, кандидат исторических наук

www.parents-tale.ru

Сергей Васильевич Иванов (1864–1910)

Сергей Васильевич Иванов

Незадолго до смерти Иванов вновь обратился к теме приезда иностранцев в Москву. Картина «Немец» (1910) выполнена в юмористическом ключе: горожане с чувством испуга или откровенной насмешки разглядывают гостей, одетых в нелепые и странные костюмы. Но ирония не затмевает главного: мастер стремится показать проблему столкновения различных, не похожих друг на друга культур, идеалов и мировоззрений.

Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии. В 1878–1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова и Е. С. Сорокина. В 1882 году молодой живописец ушел из училища и поступил в Академию художеств в Петербурге. Но в 1884 году, как и многие его товарищи, недовольные методами академического преподавания, оставил академию и вернулся в Москву, в училище, где все напоминало о недавно умершем любимом учителе — Перове. Первую известность художнику принесла картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности. Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

Мастер бытового жанра, в 1897 году он увлекся произведениями на сюжеты из прошлого. История с детства интересовала Иванова, и теперь он с головой погрузился в архивные документы. Подолгу просиживал в Эрмитаже, делая зарисовки древнерусского оружия.

Работу над первой крупной картиной исторического жанра Иванов начал в Зарайске, где снял квартиру. Он обратился к Смутному времени — одной из наиболее трагических страниц русской истории рубежа XVI–XVII столетий. Мастер поставил перед собой задачу — показать народное восстание, выразившее ненависть к Лжедмитрию, предавшему национальные интересы.

С. В. Иванов. «Приезд иностранцев. XVII век», 1901, Третьяковская галерея, Москва

Работа над полотном шла трудно. Иванову приходилось прерывать ее, чтобы уточнять некоторые детали, делать эскизы и натурные зарисовки. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным. В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), поэтому дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени. Главный герой картины «Смута» (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург) — народ. Измученный беспросветностью безвременья, он в жестокой злобе и ненависти набрасывается на труп Григория Отрепьева, пытавшегося взойти на московский престол с помощью поляков. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице.

Иванов стремится во всей полноте показать это безбрежное человеческое море, для чего использует прием фрагментарности. На полотне отсутствует упорядоченность планов, одна фигура перекрывает другую, позы и жесты кажутся хаотичными, что усиливает впечатление беспорядочного движения толпы. Передавая силу гнева народа, автор делает фигуры и лица людей почти гротескными, искаженными ненавистью.

Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. Так, в 1901 году он написал картину «Приезд иностранцев. XVII век» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Работать над этой композицией живописец начал еще в 1890-е годы. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна. Обратившись к спокойному, лишенному драматизма сюжету, Иванов стремится показать отношение русского народа к иностранному послу. В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от «дурного глаза» немцев. Страх борется с любопытством: и старик, и девушка, одетая в красную шубку, косятся на приезжих.

Остальные прохожие, оказавшиеся свидетелями события, не торопятся уйти. Разные чувства выражены на лицах людей, наблюдающих за высокомерным чужеземцем: любопытство, удивление, недоверие. Очень точно и живо художник передает своеобразный колорит минувшей эпохи.

В отличие от Рябушкина, изображавшего своих героев с симпатией и любованием, Иванов скорее иронизирует над ними и даже критикует. Таково его отношение к народу, покорно распростершемуся у ног жестокого царя в композиции «Царь. XVI век» (1902, Третьяковская галерея, Москва).

Но некоторые работы Иванова говорят о его вере в народ, который художник считал главной движущей силой исторического процесса. Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян. XVI век» (1903, Третьяковская галерея, Москва), изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов. Некоторые едва держатся на ногах, падают в снег, другие же, более стойкие и закаленные, твердо стоят на лыжах. В рядах воинов нет стройности и величественности, и хотя автор, как всегда, подсмеивается над одетыми в разноцветные костюмы героями, зритель видит — это мощная, героическая сила, способная защитить родину от врагов.

С. В. Иванов. «Семья. В гости», 1907, Третьяковская галерея, Москва

В 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля. Кроме Иванова, Кнебель пригласил к сотрудничеству и других известных мастеров: А. и В. Васнецовых, Б. Кустодиева, А. Бенуа, Д. Кардовского, Е. Лансере, М. Добужинского, В. Чемберса. Но самый значительный вклад в издание Кнебеля внес Иванов, написав 18 картин, которые, наряду с произведениями вышеперечисленных художников, стали учебными наглядными пособиями для изучения истории России. Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времен», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург; «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва; «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли.

С. В. Иванов. «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва

В 1903 году Иванов и несколько других молодых художников, не разделявших некоторые теоретические принципы и установки передвижников, вышли из Товарищества. Вскоре Иванов стал одним из членов-учредителей «Союза русских художников».

Всегда занимавший активную жизненную позицию, Иванов откликнулся на события русской революции 1905 года, написав картину «Расстрел» (1905, Музей революции, Москва). Лаконичная по композиции (на полотне изображена почти пустая площадь, в центре которой — одинокое тело убитого рабочего), картина глубоко трагична.

К социальной проблематике Иванов обращался и во многих своих исторических полотнах («Суд в Московском государстве», 1908).

Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья. В гости» (1907, Третьяковская галерея, Москва). Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью. Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям. В этом Иванов сближается с другими известными мастерами исторического жанра — В. Суриковым и А. Рябушкиным.

Таким же жизнеутверждающим, радостным настроением проникнута и картина «Звероловы Древней Руси» (1907, Художественный музей, Челябинск). Автор восхищается сильными русскими охотниками, ловко съезжающими на лыжах с горы.

Наряду с удачными в художественном отношении произведениями («Боярский возок», 1908, Художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов; «Язычество и христианство», 1909, Картинная галерея, Симферополь), художником были созданы и более слабые работы, не устраивавшие его самого. Так, картину «Великий государь, царь и самодержец всея Руси» Иванов уничтожил. Но лучшие работы Иванова (а их большинство) ставят его в один ряд с такими выдающимися мастерами исторического жанра, как В. Суриков, И. Репин, В. Васнецов и др.

design.wikireading.ru

Смотрите так же:

  • Договор купли продажи недвижимости несовершеннолетним образец Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Шепилова Екатерина Ивановна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. […]
  • Прокурор крыма наталия Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, председатель […]
  • Правило работы никогда всегда Гид: "Иногда, всегда, никогда" - правило "трех" для пиджаков и блейзеров Основное правило ношения пиджаков с тремя пуговицами: «Иногда, всегда, никогда» – иногда застёгивайте верхнюю пуговицу, всегда среднюю, и никогда – нижнюю. Если у […]
  • Учебное пособие по земельному праву 2014 Учебное пособие по земельному праву 2014 В учебнике раскрываются основные институты и понятия земельного права России, даются разъяснения организационно-правового, управленческого и экономического механизмов в области регулирования […]
  • Преступления против жизни и здоровья глава 16 ук Глава 16. Преступления против жизни и здоровья Сравнительная таблица статей Особенной части УК РФ и УК РСФСР* Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Раздел VII. Преступления против […]
  • Принятый в особом порядке единый кодифицированный основной закон Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе! Теория государства и права Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347 Имеется два официальных способа установления классификации законов: 1. Конституционный, […]

Обсуждение закрыто.