Источники права по законам хаммурапи

Основные источники права

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права — закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;

усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы — реформа административного аппарата;упорядочение правосудия в стране.

Законы Хаммурапи — важнейший памятник древневавилонского права. Система кодекса Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают..

Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). ^ Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.

Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Жених вносил задаток (брачный дар), который терял в случае отказа от свадьбы. Если отец невесты не выполнял условий, то он возвращал задаток в двойном размере.

Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна.

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей — отрезать язык. Тем не менее закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными; ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится); к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же, образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовре-дительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов законы называют преступными действиями. Как отличное от кражи преступление законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Основным видом наказаний является смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания применялись свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

смертная казнь (более чем в 30 случаях);

телесные наказания (удары плетью);

наложение знака бесчестил;

изгнание из родной местности или дома;

увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст.8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты — смертная казнь) (ст.8);

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью — изгнанием отца);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума» — председателей судебных коллегий.В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю.Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

studwood.ru

§ 1. Источники права

Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляют собою запись судебных решений или наиболее важных распоряжений царя по отдельным конкретным вопросам.
Буржуазные ученые считают, что судебник Хаммурапи не придерживается в своем изложении никакой системы. Такой вывод в значительной мере обусловлен тем, что в кодексе Хаммурапи действительно не проводится при изложении правовой системы тех различий правового материала, которые являются обычными для буржуазных систем права. В нем не делается различия между гражданским правом и уголовным, не заметно различия частного и публичного права, по-видимому, нет различия между гражданским и уголовным процессом. Тем не менее, несмотря на отсутствие привычных для буржуазных юристов делений права, было бы неправильно утверждать, что в кодексе Хаммурапи нет никакой системы и что законодатель не придерживался никакого порядка при изложении правового материала.
Система здесь, несомненно, имеется, и ее нетрудно вскрыть, анализируя кодекс.
Начинается изложение с вопросов суда. Этому посвящены первые пять статей кодекса, составляющие как бы первый, вводный его раздел. Эти статьи со всей решительностью выступают против царившего в судах произвола. Они угрожают судье строгими наказаниями за изменение судебных решений, обвинителям — тяжелыми карами за недобросовестное обвинение, а свидетелям — за ложные показания на суде. Эти статьи позволяют догадываться о неприглядной картине широко распространенных подкупов судей и свидетелей, к которым, по-видимому, прибегала систематически в Вавилоне имущая верхушка.
Вслед за тем начинается обширный раздел, посвященный регулированию вопросов собственности (ст. 6—126). Сюда относятся не только нормы, регулирующие положение различных видов собственности, в частности земельной собственности, но и нормы, предусматривающие защиту собственности, в частности, устанавливающие наказания за кражу, грабеж, ответственность за порубку деревьев, потраву полей и т. п. К этому же разделу относятся все статьи, которые регулируют способы приобретения собственности, способы пользования чужой собственностью — большинство договорных обязательств и т. п. Вслед за этим вторым разделом следует раздел, посвященный браку, семье (ст. 127—195). Здесь рассматриваются не только вопросы о форме и способах заключения брака, об условиях допустимости многоженства, об условиях развода, о личных и имущественных взаимоотношениях супругов, а также родителей и детей, но вместе с тем предусматриваются и все преступления, направленные против семьи и установленного порядка семейных отношений. Вместе с тем в составе этого раздела, непосредственно примыкая к статьям, касающимся приданого и предбрачного дара жениха, помещены статьи, трактующие о наследовании имущества.
За разделом о браке и семье следует раздел, посвященный преступлениям против личности, вернее, защите личности и ее здоровья (ст. 196—214). Вслед за этим разделом идет последний раздел кодекса, посвященный труду и орудиям труда (ст. 215—282). В этом разделе содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, судовщика, статьи о найме быков и об ответственности хозяина за бодливого быка, о сельскохозяйственных рабочих, ремесленниках, пас

тухах, наказаниях за кражу сельскохозяйственных инструментов, о найме ослов, повозки, судна и, наконец, о рабах. Этот последний раздел при всем разнообразии вопросов, которые в нем рассмотрены, несомненно, объединяется единством предмета, которому он посвящен. Во всех его статьях, повторяем, речь идет о труде и об орудиях труда.
Таким образом, система кодекса Хаммурапи представляется в следующем виде: Суд. Собственность. Брак и семья. Защита личности. Труд и орудия труда.
Наряду с законодательством значение источников права имели различного рода административные распоряжения, в первую очередь распоряжения царя, которые давались в отдельных конкретных случаях. До нас дошла переписка царя Хаммурапи с губернатором Ларсы Синидинамом. Она может служить примером всестороннего вмешательства царя в управление страной и свидетельством значения распоряжений царя в качестве источника права.

lib.sale

Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика Законов царя Хаммурапи.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобра­ли:
1. законы предшествующих правителей;
2. обычное право;
3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре­шения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других райо­нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич­ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно­сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Про­лога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз­мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед­ствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста­тей оказались уничтоженными (соскобленными).

Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

Основные черты законов Хаммурапи:

1. Сохранение пережитков древних обычаев.

3. Примитивность правовой техники.

4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

5. Отсутствие деления на отрасли права.

6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

7. Формализм и символизм правовых норм.

8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

С 127 по 195 – семейному праву.

С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.

studopedia.ru

Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика Законов царя Хаммурапи.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобра­ли: 1. законы предшествующих правителей; 2. обычное право; 3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре­шения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других райо­нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич­ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно­сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Про­лога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз­мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед­ствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста­тей оказались уничтоженными (соскобленными).

Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

Основные черты законов Хаммурапи:

Сохранение пережитков древних обычаев.

Примитивность правовой техники.

Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

Отсутствие деления на отрасли права.

Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

Формализм и символизм правовых норм.

Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

С 127 по 195 – семейному праву.

С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.

Регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.

studfiles.net

3.5. Источники права. Законы царя Хаммурапи

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе, который в 1901 году нашла французский археоло-гічна экспедиция при раскопках м. Сузы (к востоку от Вавилона).

Сверху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, вручил царю бог.

Текст состоит из трех частей: введения, 282 статей и заключения. Во вступлении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притисняв слабого, вдову и сироту”. Далее идут благодеяния, которые были предоставлены Ха-ммурапі городам своего государства. После поступления идут статьи за-нов, которые заканчиваются заключением.

При составлении сборника в его основу было положено обычное право, шумерійські судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричностью они не предусматривают различных явлений жизни.

Тексты составлены, в основном, в казуїстичній форме. По-кони не содержат общих принципов, отсутствует система в кладенні, хотя определенная логика имеет место.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и се-редні рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Зако-ны содержат пережитки родового строя, что проявляется в су-ворих наказания, сохранении принципа талиона, примене-ни ордалій.

Законник не может считаться всеобъемлющим. В нем не упоминается много государственных и религиозных преступлений, основные виды убийств и др. Есть основания считать, что дела о таких преступлениях рассматривались в соответствии с нормами обычного права.

Право собственности. В годы правления Хаммурапи частная собственность значительно развилась. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь. Это было важным источником доходов. Значение царско-го хозяйства было большим и в сфере торговли и обмена. Во времена Хаммурапи интенсивно развивается частная собственность на землю в связи с расширением сети каналов. Частное землевладение розрізнялось по своим размерам, большие зе-млевласники использовали труд рабов и наемных работ-ников, мелкие — самостоятельно обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю приводил к сокращению об-щинних земель, упадку общины. Земли могли свободно прода-ваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество ілку) (ст. 26 — 36).

Обязательственное право. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, которая играла, очевидно, вели-ку роль в земельных отношениях того времени. Плата за орендо-ване поле равнялась, как правило, трети урожая. Сад, который давал больше прибыли, сдавался в аренду за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два ро-ки). На более длительный срок в аренду сдавались еще не осво-ени земли. Законодательство, определявшее отношения между собствен-ником земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был заплатить собственнику земли арендную плату согласно объема урожая, который вырастили соседи (ст. 42 — 46).

Кроме аренды сада, поля, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели-беле нанятого имущества (ст. 120, 124, 244, 245, 249). Широко распространенным был договор личного найма. Кроме сельско-хозяйственных работников, нанимали врачей, ветеринаров, бу-дівельників. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного, строителя, если бу-динок разваливался)(ст. 215 — 223; 228 — 232; 257; 274).

Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи с данный вопрос является стремление к защите должника от кредитора, предотвращая долговой кабале. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного с ним обращения (ст. 113; 115; 116; 117).

В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купив-ли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, буде-вель, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глу-няних табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (ілку), вва-жався недействительным (ст. 9 — 13; 36).

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения, поручения (ст. 120, 124).

Законам Хаммурапи были известны обязательства, вины-кают вследствие причинения вреда (ст. 53 — 54; 199; 231; 245).

Брачно-семейное право. Брак считался разновидностью договора, который заключался между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось.

Будущий зять платил тестю за невесту выкупную пла-ту, обменивался с ним подарками. Дочери принадлежал приданое. Закон уже не квалифицировал брак как сделку купли-продажи. Приданое и подарки от жениха давали будущей жене некоторые гарантии материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвиняет-валась в ненадлежащем образе жизни или нерозсудливій пове-донце) (ст. 138; 141).

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми. Мужчина — иоасулум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание ди-тей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов али-ментних обязательств.

Жена могла уйти к другому мужчине, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств существования. Однако если он возвращался, то жена была обязана верну-лась к нему, а дети “должны были идти за своими родителями”. Но если мужчина-иоасулум оставлял семью и бежал со своего по-селения, а потом возвращался, его жена не была обязана возвращаться к нему. Иоасулум мог оставить жену, если она не могла родить детей. В этом случае ей возвращался выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138) (1 мина — 504 гр.). Мушкенум за такого развода платил півміни. При без-дітній семье муж имел право привести в дом наложницу, но не мог этого делать, если жена привела рабыню, которая на-родит ему детей. Мужчина-иоасулум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте в письменной форме она не была от этого защищена.

Закон говорит о некоторой правоспособность замужней жен-ки. Жена авілума имело право распоряжаться своим поса-гом, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела до-сить широкую гражданскую дееспособность.

Закон устанавливал тяжелые наказания за супружескую ура-ду, но это касалось только жены. Жену надлежало утопить в реке, если она во время пребывания мужа в плену вела себя аморально и вошла в дом всего проче-го” или “была схвачена лежащей с другим мужчиной”.

Законы Хаммурапи ухудшали положение женщин-вавилонянок сравнению с законами шумеров. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе она считалась блудницей, а в слу-гку ее изнасилования виновный мог быть освобожден от удовлетворять ответственности, если клялся в том, что принял ее за таковую. Если дочь не выходила замуж, отец мог передать ее храму на положения блудницы (жрицы любви), что не считалось ганеб-ним.

Законник закреплял почти неограниченную власть отца над детьми.

Наследственное право. Законы Хаммурапи различают наследства-ния по закону и завещанию. Преимущественным способом является спад-ковка по закону. Наследниками могли быть: дети (сыновья, дочери), усыновленные дети, внуки, дети от рабыни, если отец признавал их своими. Отец мог лишить сына наследства, по-передне получив санкцию суда.

Уголовное право. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными. Ничего не упоминается в законах Хаммурапи о государственных и религиозных преступлениях, которые зав-жди карались смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности называется неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), до таких зло-чинов относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину (ст. 229 — 231). Таким образом, будет отвечать и врач, повлекшего смерть человека во время операции. Подробно в Законах говорится о различные телесные повреждения: повреждения глаза, зубов, костей. В этих случаях при определении наказания действует принцип талиона — “равное за равное”. Однако он действовал только среди лиц, равных по су-общим положением. В случае нанесения побоев с преступление-эта взимался определенный штраф (ст. 198; 199; 201 — 209; 211 — 214).

К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие раб-ского знака относятся к преступным действиям. Как отдельный зло-чин Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень строго: смертная казнь, членовредительство, штраф. В случае неуплаты штрафа наступала смерть.

Среди преступлений против семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровозмішування. Названы преступными и действия, подрывающие отцовскую власть (ст. 192; 195) .

Наказание — смертная казнь применяется в различных варіа-нтах: сожжение, утопление, посажения на кол; членоушкоджувальні наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка; штрафы, изгнание. Цель наказания — возмездие.

Доказательства: показания свидетелей, клятва, ордалії.

lybs.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.