Иск о грузоперевозках

Самые частые заблуждения в грузоперевозках

В жизни все мы довольно часто совершаем ошибки. Некоторые ошибки мы совершаем по неопытности, некоторые – по незнанию, некоторые – из-за сложившихся убеждений. В этой статье мы рассмотрим заблуждения, касающиеся грузоперевозок, которые могли быть вызваны именно последней причиной – сложившимися убеждениями.

Разумеется, мы не сможем охватить и рассмотреть все заблуждения, которые существуют в сфере грузоперевозок. Вы можете обратиться в нашу юридическую консультацию для получения подробных разъяснений об аспектах деятельности автомобильного транспорта.

Перевозка грузов – это серьёзный бизнес, в котором нет посторонних людей.

Да, отчасти это так. Вход в этот бизнес требует миллионных затрат – на приобретение автомобилей и прицепов, которые будет перевозить грузы, поиск и обучение персонала, который будет на этих машинах работать, покупка или аренда площадки или гаражей для фур. Для создания эффективно действующей транспортной компании также нужны обученные специалисты, которые могли бы управлять логистикой автотранспортного предприятия.

Но, к сожалению, после отмены лицензирования в грузовых автомобильных перевозках, в этот бизнес пошли люди, которые хотели зарабатывать деньги, но не знали как это делать. Выбрав путь демпинга, бизнесмены не только снижали свою прибыль, фактически работая на грани рентабельности и себестоимости, но и рушили годами сложившийся рынок. Кроме того, взрывной рост численности компаний-посредников также способствовал нарушению баланса спроса и предложения, создавая иллюзию перенасыщения рынка перевозок автотранспортом. Всё это привело к тому, что ряд перевозчиков стал продавать свои машины следующим уверовавшим в то, что автобизнес – это прибыльное занятие, которое даёт очень быстрое обогащение. Не верьте – рентабельность в грузоперевозках очень невысока, а затраченные силы и средства не всегда окупаются.

Если что-то случится с грузом – диспетчер вернёт полную стоимость.

Если стоимость груза не велика – да, скорее всего, выплатит, но за счёт средств, причитающихся перевозчикам. В случаях, когда цена груза превышает несколько миллионов рублей, вероятность возмещения стоимости груза резко падает, причём, вы можете через суд признать своё право получить с диспетчера стоимость груза, но фактически диспетчеру будет нечем вам платить. Отсутствие активов и любой ликвидной (и неликвидной) собственности у диспетчера – вот с чем придётся столкнуться грузовладельцу в случае, если груз пропадёт или будет безнадёжно испорчен. Не случайно банки не дают кредитов диспетчерам — ведь в случае их банкротства пропадут и ссуженные им деньги.

Вариант «отработать» стоимость груза перевозками – не выход из положения. Реальные перевозчики, не получив денег от диспетчера, обратятся к реальному плательщику за оплатой транспортных услуг. Существующее законодательство в сфере автомобильных грузовых перевозок защищает права как перевозчика, так и грузовладельца. Оплатить перевозки придётся, вопрос только как – через судебные иски или же добровольно. Ещё один момент: ставки за перевозки в случае оплаты фрахта напрямую перевозчику будут определяться среднерыночными показателями на момент оказания услуги.

У нашего диспетчера есть страховка и это гарантирует нам оплату в случае утраты груза.

Страхование ответственности диспетчера (или экспедитора) часто становится предметом гордости диспетчера. Страховой полис предъявляется грузовладельцам при заключении договоров и преподносится как абсолютный оберег от всех бед, которые могут приключиться с грузом.

Но легко ли получить страховую выплату по такому виду страхования? Отвечаем однозначно – нет. Условия договора страхования ответственности экспедитора очень строги, а любое, даже самое лёгкое отступление от прописанных в договоре условий, означает признание случая не страховым, что, разумеется, влечёт отказ страховой компании возмещать убытки. Более того – выполнение некоторых условий, содержащихся в договоре страхования, зачастую невозможно проверить. К таким условиям можно отнести соблюдение режима труда и отдыха водителя, соблюдение скоростного режима, отдых водителя только на охраняемых стоянках, соблюдение маршрута движения. Этот список далеко не полный.

Не важно кто вписан в графу «Перевозчик» в транспортной накладной – водитель расписался и несёт ответственность за груз.

Даже не можем предположить, откуда взялось это заблуждение, но многие думают, что это чистая правда – водитель расписался в накладной, следовательно, он и несёт ответственность за то, чтобы доставить именно то количество груза, за которое он расписался. Но это заблуждение не имеет под собой никаких юридических оснований – ответственность за груз несёт перевозчик. Водитель несёт ответственность только перед своим работодателем, который может в порядке регресса предъявить к оплате цену испорченного или недовезённого груза своему работнику. Вообще, слово «водитель» в законодательных актах, касающихся грузоперевозок, употребляется редко.

Ответственность водителя и перевозчика перед грузовладельцем можно сравнить, прибегнув к аналогии покупателя, магазина и продавца. Если покупатель приобретёт в магазине просроченный или бракованный товар, он может обратиться в магазин с требованием вернуть ему деньги за покупку товара ненадлежащего качества. Обратите внимание: обращаться покупатель будет именно к торговой организации, а не к продавцу, который, может быть, через 5 минут после продажи товара уволится. Аналогично предъявляются претензии и в грузоперевозках – не к водителю, а к перевозчику. Поэтому крайне важно, чтобы в графе №10 транспортной накладной «Перевозчик» была вписана именно та организация, которая действительно выполняет для вас перевозку груза.

Перевозчиком является собственник транспортного средства, указанный, например, в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

И да, и нет. Чаще всего, когда водитель является индивидуальным предпринимателем и работает на себя на своей машине – так и есть. Но если автомобиль, например, сдаётся в аренду, то собственник не является перевозчиком. Перевозчиком будет арендатор транспортного средства. Но грузовладельцу совершенно не обязательно знать все перипетии юридических и хозяйственных отношений. Узнать перевозчика можно из путевого листа, который должен быть у каждого водителя с собой. Более того, путевой лист водитель обязан предъявлять по первому требованию грузовладельца, на нём же грузовладелец имеет право ставить отметки о прибытии и убытии транспортного средства с погрузки или разгрузки.

atp-23.ru

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

stgkrf.ru

Претензии и иски по перевозкам грузов

Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Порядок оформления и выставления претензии предусмотрен транспортными уставами или кодексами.

Что же такое претензия? Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование, возникшее в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Например, таким как требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с несохранной перевозкой. Только когда претензия будет отклонена (полностью или частично) или при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Надо заметить, что эта обязательная претензионная процедура облегчает получение необходимых доказательств о несохранной перевозке, позволяет транспортным организациям своевременно проводить расследование в отношении допущенных при перевозке нарушений и во многих случаях ведет к урегулированию возникшего спора без обращения в судебные органы, которое потребовало бы дополнительных расходов и времени.

По общему правилу, претензии направляют перевозчику, выдавшему груз в месте его назначения.
Право на предъявление претензии принадлежит:

1) отправителю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства

2) отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент), при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).

3) получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае
просрочки в его доставке против накладной или коносамента

Другие лица, кроме вышеназванных, не имеют право заявить претензию перевозчику. Исключение составляют случаи, когда такое право передается отправителем получателю экспедитору или страховщику в порядке суброгации.
Претензия должна быть не только оформлена в письменной форме. По общему правилу претензии должны заявляться по каждой отдельной отправке. К ней обязательно прилагаются необходимые документы, подтверждающие изложенные в претензии требования (коммерческий акт или жалоба на отказ в его составлении, других актов, обоснования и расчета суммы претензии). Это важно еще и потому, что например, при несохранности груза, установленной в пункте назначения, ответственность за такую несохранность может нести не только перевозчик, но и отправитель груза, допустивший, например, неправильную его погрузку (недовложение мест) или ненадлежащее затаривание груза, вызвавшее его несохранность.

Нередко, в ходе выполнения перевозки стороны обмениваются письмами, пусть даже и категоричного характера. Не следует считать такое письмо с требованиями или просьбами претензией.

Судебная практика исходит из того, что такие письма по своему содержанию не удовлетворяет требованиям, установленным для претензии, и поэтому претензией считаться не могут. Следовательно, требуется дополнительное направление перевозчику претензионного письма.

Ответ на претензию перевозчик должен дать в течение 30-ти дней с момента ее получения.
Обратите внимание, что если говорить об автомобильной перевозке груза в международном сообщении , выполняемой по требованиям КДПГ, последняя прямо не требует от отправителя груза или получателя предъявить претензию до предъявления требований в суде Однако порядок предъявления претензии или рекламации оговорен в некоторых статьях КДПГ:

  • в случае частичного либо полного повреждения груза, в случае частичной потери груза: если повреждение или потеря являются бесспорными — получателю надо принять груз, сделав заявление о потере или повреждении не позднее, чем в день принятия груза (КДПГ, ч. 1, п. 30);
  • — если повреждение или потеря незаметны — письменные заявления подаются в течение 7 дней со дня принятия груза; в упомянутый семидневный срок не входят воскресенья и праздничные дни (КДПГ, ч. 1, п. 30);
  • — в случае задержки срока доставки груза — письменные заявления подаются в течение 21 дня со дня передачи груза получателю (ч. 3, п. 30).

Нарушением порядка и сроков предъявления претензии следует считать следующие случаи:

  • к претензии не приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии;
  • претензия предъявлена лицом, не обладающим правом на ее предъявление;
  • претензия заявлена ненадлежащему перевозчику (фрахтовщику);
  • претензионные требования объединены с нарушением установленных правил;
  • претензия заявлена с нарушением установленных сроков.

Что должно быть отражено в претензии?
В претензии должны быть указаны следующие данные:

а) за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза, повреждение, порчу, просрочку в доставке и т.п.) и краткое обоснование претензии;

б) сумма претензии по каждому отдельному виду требования и каждому отдельному документу с указанием срока удовлетворения требования;

в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензий желает получить ответ;

г) реквизиты банка, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии и номер этого счета;

д) дата составления претензии.

На что должен обратить внимание перевозчик, получив претензию.

Сроки предъявления претензий

В первую очередь, и это самое простое, следует обратить внимание на сроки предъявления претензий. Если претензия заявлена за пределами установленных сроков , ее можно смело отклонять по данным основаниям.

Ведь та же КДПГ категорично обусловливает сроки, в которые лицо может реагировать на невыполнение обязательств перевозчика в тех случаях, если перевозчик привез испорченный груз или потеряна его часть, или задержаны сроки доставки. В случае полной потери груза, то есть если доставка груза не произошла вообще, претензию о полной его потере можно подать в сроки общей давности, потому что в этих случаях день доставки груза не существует. В данном случае претензию можно подать в течение одного года, считая его:

  • с 30-го дня после истечения согласованного срока доставки, если был определен срок доставки груза, или
  • с 60-го дня после того, как перевозчик принял груз для перевозки, если не был определен срок доставки груза.

В случае умышленного поведения перевозчика претензии о полной потере груза можно подать в течение 3 лет после истечения тридцатидневного или шестидесятидневного срока соответственно.

О документах, прилагаемых к претензиям

Обратите внимание на документы, подтверждающие или доказывающие обстоятельства, на которые имеется обоснованная претензия, и на которые правомочное лицо указывает в своей претензии.

Упомянутую обязанность правомочного лица подать документы, обосновывающие претензию, в косвенном виде также оговаривает КДПГ( ч. 2, п. 32) «Письменная претензия приостанавливает давность требования до того дня, когда перевозчик письменным заявлением отказывает в претензии и возвращает приложенные к ней документы».

Если претензия подана о повреждении или потере груза, его порче кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, дополнительно должны быть приложены документы, подтверждающие количество и стоимость груза, а также экземпляр оригинала накладной, если в договоре о перевозке не сказано иначе.

А также расчет суммы претензии. Приложение расчета суммы претензии необязательно, если указанный расчет сделан в самой претензии

К заявлению по претензии за недостачу груза, по которому производятся расчеты между грузоотправителем и грузополучателем с учетом нормированной и фактической влажности, должен прилагается также документ (качественное удостоверение, сертификат и др.), подтверждающий, с какой влажностью груз был отправлен, а также данные анализа о влажности прибывшего груза, если такой анализ производился.

К претензии за порчу скоропортящегося груза, при выдаче которого была произведена уценка или понижение сортности, владелец груза обязан представить справку о том, по какой цене реализован уцененный груз, а если груз еще не реализован, то о перемаркировке груза соответствующим сортом. Справка должна быть подписана руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером и заверена печатью.

К претензиям, вытекающим из расчетов по штрафам, должны быть приложены документы, подтверждающие

а) за невыполнение перевозки;

б) об уплате штрафа за просрочку в доставке груза при — товарно — транспортные документы с отметкой в них времени принятия груза к перевозке от грузоотправителя и времени сдачи груза грузополучателю;

в) за несвоевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки против согласованного времени — товарно — транспортные документы с отметкой в них времени прибытия автомобиля к грузоотправителю;

г) о возврате штрафов:

  • за простой автомобилей — товарно — транспортные документы с отметками времени прибытия и убытия автомобилей;
  • за задержку контейнеров сверх установленных норм — товарно — транспортные документы с отметками грузополучателя о времени получения контейнера и сдачи его автотранспортному предприятию;
  • за отказ от оформления или за неправильное оформление товарно — транспортных документов и путевых листов — товарно — транспортные документы.

К заявлению по претензиям о возврате штрафов, кроме документов, перечисленных в настоящем подпункте, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату штрафа (копия платежного требования, выписка из расчетного счета и т.п.).

Если претензия подана без приложения перечисленных документов, она подлежит возврату заявителю вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения. В данном случае можно говорить о необоснованности претензии.

Ответ на претензию обязателен.

Следует помнить, что в не зависимости от того верно или неверно заявлена претензия по порядку и срокам, перевозчику все же следует ответить на нее.

При молчании в 30-дневный срок претензия считается принятой к рассмотрению.

Признав претензию полностью, перевозчик посылает ответное письмо с решением о признании претензии, и в данном случае документы, обосновывающие претензию, остаются у перевозчика.

transler.ru

Учет в транспортном предприятии: особенности услуг по перевозке грузов

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

Содержание статьи:

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

1. Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

azbuha.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.