Институт экспертизы в таможенном деле

Развитие института экспертизы в таможенных целях

Таможенная экспертиза и ее виды. Объекты таможенной экспертизы — материализованные источники информации. Экспертная профилактика. Товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу и их пробы. Объекты контрабанды и нарушения таможенных правил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Идентификационная экспертиза как вспомогательное средство при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Знакомство с правовой основой в области идентификационной экспертизы группы масла какао.

дипломная работа [839,0 K], добавлен 16.05.2016

Порядок взятия проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы. Порядок производства, сроки и заключения таможенных экспертиз. Специфика таможенной экспертизы топленого молока. Идентификационные и классификационные признаки топленого молока.

курсовая работа [36,2 K], добавлен 31.05.2010

Основные понятия, используемые в таможенном законодательстве. Порядок обжалования действий таможенных органов. Правовое положение их должностных лиц. Порядок рассмотрения жалобы таможенными органами. Товары как объекты перемещаемые через границу.

контрольная работа [238,0 K], добавлен 14.02.2015

Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

презентация [239,1 K], добавлен 25.10.2016

Организация проведения процедуры таможенной экспертизы меда. Методы экспертизы, анализ потребительских свойств, отбор проб. Документальное оформление результатов экспертизы меда. Предложения по усовершенствованию организации проведения экспертизы.

курсовая работа [112,4 K], добавлен 12.01.2014

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан России. Цели, задачи и функции таможенных органов. Перспективы развития таможенной службы. Функции и полномочия в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу.

реферат [52,1 K], добавлен 19.12.2009

Развитие института экспертизы в таможенном деле. Рекомендации по совершенствованию административно–правового регулирования экспертной деятельности. Роль эксперта в таможенном контроле. Состояние экспертного обеспечения филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.

дипломная работа [75,1 K], добавлен 05.12.2014

Понятие таможенной процедуры. Его значение и характерные признаки. Классификация и содержание таможенных процедур. Принципиальные основы их применения. Правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

курсовая работа [955,5 K], добавлен 28.01.2015

Рассмотрение понятия и классификации оружия и боеприпасов. Описание механизмов регулирования перемещения оружия и боеприпасов через таможенную границу Российской Федерации. Выявление основных преступных схем совершения контрабанды данных товаров.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 24.01.2016

Теоретические основы экспертизы парфюмерной продукции. Характеристика таможенных операций с парфюмерной продукцией. Анализ экспертизы маркировки, упаковки и защитных средств от фальсификации, документов, удостоверяющих качество и безопасность продукции.

курсовая работа [108,4 K], добавлен 28.04.2012

otherreferats.allbest.ru

Особенности правового регулирования таможенной экспертизы

Features of legal regulation of customs examination

T.G. Martseva, Ph.D. ,

assistant professor international legal disciplines and customs affairs, Novorossiysk branch Moscow humanitarian and economic institute 353900, Krasnodar region, Novorossiysk, Kommunisticheskaya St., 36/37,

Статья содержит информацию об особенностях назначения и проведения таможенной экспертизы согласно законодательства Евразийского экономического союза. Автор рассматривает некоторые аспекты применения заключения эксперта в качестве материала доказательной базы в суде.

Article contains information on features of appointment and carrying out customs examination according to the legislation of the Euroasian economic union. The author considers some aspects of application of the expert opinion as material of evidential base in court.

Ключевые слова: экспертиза, таможенный контроль, внешнеэкономическая деятельность, заключение эксперта, экспорт.

Keywords: examination, customs control, foreign economic activity, expert opinion, export

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий». Если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, то назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о них, либо о совершении операций (действий) в отношении данных товаров и транспортных средств. Такие экспертизы получили название таможенных экспертиз.

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (далее ТК ТС) таможенная экспертиза есть организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

С разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, эксперту предоставлена возможность присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы. Эксперт вправе обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Таможенную экспертизу в РФ могут производить по решениям таможенных органов[8]:

  • экспертные учреждения (государственные и негосударственные);
  • специалисты вне экспертных учреждений.

Таможенная экспертиза необходима при экспорте и импорте товаров, то есть при перемещении товаров (грузов) через границу Российской Федерации. Результаты таможенной экспертизы дают возможность идентифицировать товар, определить его соответствие заявленному качеству и количеству, соответствию нормам безопасности, принятым в стране импортере. Заключение экспертизы желательно при заключении экспортной сделки, необходимо для страхования грузов.

Виды экспертиз для таможенных целей:

  • идентификация товара;
  • фиксирование состояния товара, его характеристики, упаковки, количества в момент передачи (получения) на склад(е) временного хранения на таможенной территории;
  • отбор образцов для испытаний;
  • проведение экспертизы производства продукции по определению страны происхождения с целью оформления сертификатов происхождения товара[4].

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» для разъяснения возникающих вопросов могут назначаться дополнительные и повторные (ст. 20), комиссионные (ст. 21) судебные экспертизы[2].

Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту. Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Евразийской экономической комиссии[1].

В инструментарий таможенной экспертизы входят методы экспертиз, созданные в других предметных областях знаний. Некоторые методики, характерные для таможенной экспертизы, представляют собой ноу-хау, неизвестные лицам, умышленно нарушающим таможенные правила. Это позволяет определять товары, декларируемые не своим наименованием, качеством, торговой маркой, страной происхождения. Методы исследования таможенной экспертизы можно классифицировать на небиологические, биологические, информационно-аналитические. Небиологические методы делят на оптические, физико-химические и электромеханические.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о неблагополучном положении дел в странах участницах Таможенного Союза.

При наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

В соответствие с положениями Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.

Если требования в процедуре назначения и проведения таможенных экспертиз предусматриваются в Таможенном кодексе Таможенного союза, то порядок отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, очевидно, необходимо разработать (унифицировать) и утвердить в рамках Евразийской экономической комиссии. [5]

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, т.к. данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участниках при исследовании одного и того же образца (пробы) товара в Таможенном кодексе Таможенного союза не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, регулирующему правовые отношения, юридические взаимодействия, или формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Кроме того, необходима норма, посвященная взаимному признанию, как заключений эксперта, так и методик экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров, в государствах-участниках. В частности – процедуры верификации результатов экспертизы и валидации методик, что потребует добровольной сертификации методик третьей стороной. [9]

Говоря о совершенствовании таможенных технологий важно также можно остановиться на судебных системах государств-участников Таможенного Союза. Законодательство, регламентирующее перемещение товаров во внешнеэкономической деятельности, весьма сложно в простом его понимании. Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов, не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития. Судье при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие в правовой действительности казусы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать в связи с их специфичностью, узостью и изменчивостью и пр.

Рассматривая сложные таможенные вопросы, основываясь при этом на общих принципах права, судья зачастую не может принять правильное решение, и в этом случае знание определенных совокупностей отраслевых норм может принести свои положительные результаты. Поэтому вопрос о подготовке судей и создании специализированных судов по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза сегодня особенно актуален. Разработка частных ведомственных таможенных технологий остается реально востребованной. Обучение и переподготовку кадров для специализированных судов также целесообразно организовать на базе Российской таможенной академии.

Следует отметить, что частным технологиям, как правило, присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и рациональных способов использования имеющихся ресурсов для обеспечения соблюдения законодательства в области таможенного дела.

Важно также понимать, что изме­нения таможенного законодательства на территориях стран Таможенного союза, кроме планируемого в обозримом будущем повышения благосостояния населения государств, принесет и негативные последствия. Не исключается возможность появления новых видов административных правонарушений, использование изощренных способов их соверше­ния и сокрытия с применением самых современных технических средств и технологий, приспособленных для достижения преступных целей. В этой ситуации важную роль в деле борьбы с административными правонарушениями в области таможенного дела играет экспертиза.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о неблагополучном положении дел, поскольку при наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства. [7]

Единая зако­нодательная регламентация экспертиз и исследований в таможенных целях способна стать источником позитивных изменений в деятельности федеральной таможенной службы Российской Федерации.

К сожалению недостаточно изученными остаются также и вопросы собственно судебно-экспертных технологий в плане разработки понятийного аппарата, определения места и роли их в деятельности судебно-экспертных учреждений. Это же можно сказать и о технологиях экспертиз в таможенных целях.

Иными словами назрела необходимость решения проблемы административно-правового регулирования современного института экспертизы товаров в таможенных целях. И очевидно для этого потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС, иных экспертных учрежде­ний и арбитражных судов на основе действующего законодательства. К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных тех­нологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз. Безусловно здесь важно общее понимание важности данного вопроса таможенными экспертно-криминалистическими службами государств Таможенного союза.

Экспертизы и исследования в таможенных целях весьма специфичны, поскольку в отличие от экспертиз МВД РФ, Минюста РФ и др. действующие лица всегда одни и те же — таможня и участник ВЭД, а вопросы, решаемые экспертами, должны разрешить задачи стоящие перед таможенными органами, обеспечивающими соблюдение законодательства при перемещении таможенной границы. При этом одними из главных задач являются контроль достоверности заявленных сведений для контроля кода товара в соответствии с ТН ВЭД, его таможенной стоимости, и страны происхождения.

В современных научных трудах, экспертиза как часть таможенного контроля, практически не встречается. Хотя очевидно, что специфичность экспертиз и исследований в таможенных целях требует разработки научно обоснованной базовой модели экспертных технологий и концепции экспертизы товаров для таможенных целей. Создание последних будет способствовать созданию единого экспертного пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных, так и коммерческих экспертных организаций.

Это позволит систематизировать накопленный опыт, ощутить эффект при реализации фискальной функции таможенной службы, повысить имидж таможенной службы.

Структура концепции на единой таможенной территории должна включать в себя следующие основные элементы:

  • единый таможенный орган, контролирующий и координирующий
  • экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохранения (Центр таможенной экспертизы);
  • единая научно-методическая база для проведения
  • экспертных исследований;
  • единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях;
  • единая система учета результатов экспертиз.

Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой. В результате которой, при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями.

Большое количество судебных разбирательств связано с отсутствием утвержденных стандартов по отбору проб/образцов товаров для исследования их в таможенных целях.

Методы отбора проб и количество выборки, заключенные в национальных ГОСТах на продукцию, не могут в полной мере использоваться в таможенных целях, поскольку они разработаны для целей определения соответствия качества в смысле безопасности. А для таможенных целей отбор проб осуществляется чаще всего с целью определения характеристик, влияющих на код товара в соответствии с ТН ВЭД. Более того, на большое количество товаров перемещаемых через таможенную границу национальные стандарты вообще отсутствуют.

Следовательно, методики обора проб и количество выборки должны быть разработаны в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, имеющей международную основу и не гармонизированную с национальными стандартами на продукцию.

Решение указанных и иных проблем, связанных с организацией и проведением экспертиз в таможенных целях, в конечном итоге, позволит с не значительной затратной составляющей оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях. Это в свою очередь позволит снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов и поднять имидж таможенной правоохранительной службы ФТС России на должный уровень.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что частным экспертным технологиям должен быть присущ инновационный характер, связанный с постоянным поиском более совершенных, более эффективных и рациональных способов использования имеющихся ресурсов в отдельно взятой области профессиональной деятельности, в том числе и таможенной сфере.

journalpro.ru

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра таможенного, административного и финансового права ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Студентки 5 курса 552 группы специальности «Таможенное дело» юридического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского Курочкиной Дарьи Владимировны Научный руководитель зав.кафедрой, к.ю.н. С.А. Овсянников Зав. кафедрой таможенного, административного и финансового права, к.ю.н. С.А. Овсянников Саратов 2017

2 Во введении дипломной работы представлена актуальность выбранной темы. Она обусловлена тем, что в современных условиях интеграции России в мировое сообщество, увеличения количества участников ВЭД и объемов экспортно-импортных операций повышается значение института экспертизы товаров в таможенных целях. Появление современных технических средств и технологий, использование более изощренных способов совершения и сокрытия правонарушений в области таможенного дела являются неизбежным последствием научно-технического прогресса. На этом фоне проявляется и несовершенство таможенного законодательства, которое препятствует эффективной деятельности таможенных органов. Экспертиза играет важную роль в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Она проводится экспертами таможенных лабораторий и других соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Основной объем проводимых экспертиз осуществляется Центральным экспертнокриминалистическим таможенным управлением ФТС России. Экспертизы товаров в таможенном деле можно назвать как экспертизы, назначаемые таможенными органами при проведении таможенного контроля (таможенные экспертизы), так и экспертизы, назначаемые при производстве по административным и уголовным делам. Объединяющим признаком такой группы экспертиз является цель их проведения разрешение вопросов, возникающих у должностных лиц таможенных органов при осуществлении возложенных на них функций. Анализ нормативного регулирования свидетельствует об отсутствии нормативного акта, который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это повлечет за собой необходимость кардинальной переработки законодательства, регулирующего рассматриваемые вопросы. Еще одной проблемой в рассматриваемой области является отсутствие полноценных критериев оценки эффективности деятельности, что не

3 позволяет провести качественный научный анализ эффективности экспертиз. В настоящее время отсутствует рациональная организация экспертной деятельности в таможенных целях, недостаточно развита кадровая, материально-техническая, информационная и финансовая обеспеченность, не оптимизировано законодательство, на основе которого она функционирует. Эти и другие проблемы требуют немедленного решения и подтверждают актуальность рассматриваемой темы. Целью данной работы является комплексный анализ значения и содержания института экспертизы в таможенном деле. Для достижения этой цели автором были поставлены и решены следующие задачи: изучить понятие и значение экспертизы в таможенном деле; рассмотреть виды экспертиз в таможенном деле; выявить особенности проведения таможенной экспертизы при производстве таможенного контроля; проанализировать экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов; определить направления совершенствования экспертной деятельности таможенных органов. Различные аспекты экспертизы товаров в таможенном деле анализировали такие ученые как: Е.И. Андреева, В. Глазунова, И.А. Ефремов, А.В. Нестеров, Е.Ю. Райкова, Е.Р. Россинская, А.А. Ступников, С.А. Тимошин и другие. Однако комплексное исследование института экспертизы в таможенном деле в условиях членства России в Евразийском экономическом союзе и регулирования рассматриваемых отношений на международном (союзном) и национальном уровне недостаточно изучены. Объектом исследования выступают общественные отношения, определяющие содержание и значение института экспертизы в таможенном деле. Предметом исследования являются нормы международного, таможенного и других отраслей права, регулирующие порядок проведения экспертизы в таможенном деле.

4 Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации 1, Таможенный кодекс Таможенного союза 2, Решение Комиссии Таможенного союза «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» 3, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» 4 и иные нормативные акты РФ, содержащие положения, регламентирующие порядок проведения таможенной экспертизы. Эмпирическую основу составили: статистические данные; обобщенные материалы деятельности таможенных органов. В работе приведены статистические данные экспертной деятельности Центральной экспертнокриминалистического таможенного управления и определены направления совершенствования его деятельности. Методологической основой дипломного исследования послужили сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, социологический, статистический и другие методы познания процессов и явлений, а также специальные юридические методы толкования правовых норм. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от г. 6-ФКЗ, от г. 7-ФКЗ, от г. 2-ФКЗ, от г. 11-ФКЗ) // СЗ РФ Ст Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. 17 (ред. от ) // СЗ РФ Ст. 6615; Ст О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. 258 // Таможенный вестник О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. 311-ФЗ (ред. от ) // СЗ РФ Ст. 6252; (часть 1). Ст. 511). Ст

5 Основное содержание работы. Первая глава дипломной работы «Общая характеристика института экспертизы в таможенном деле» раскрывает понятие, значение и виды экспертиз в таможенном деле. Автор сделал вывод, что понятие «экспертизы в таможенном деле» это понятие собирательное, объединяющее экспертизы разных родов и видов, проводимых в целях разрешения вопросов, возникающих при совершении таможенных операций (экономические, химические, криминалистические и др.), для каждого из которых характерны свои методы и методики исследования. Специфичность экспертизы в таможенном деле определяется и тем, что вопросы, связанные с решением основных таможенных задач (контроль достоверности заявленного кода товара ТН ВЭД ЕАЭС, таможенной стоимости, страны происхождения и пр.), практически никогда не ставятся перед экспертами других министерств и ведомств. В работе отмечено, что экспертизы, проводимые в таможенных целях, назначаются таможенными органами как при проведении таможенного контроля (таможенная экспертиза), так и при производстве по административным и уголовным делам, они могут носить процессуальный характер (судебная экспертиза) и быть ведомственными (несудебная экспертиза на таможне). Экспертиза в таможенном деле, с одной стороны, выполняет функции специализированного таможенного контроля, обеспечивающего таможенные органы доказательной базой при нарушениях в области таможенного законодательства, с другой может выполнять функцию внутреннего контроля, позволяющую выявлять проблемы таможенного администрирования. Значимость экспертизы в таможенном деле подтверждает также то, что иногда от заключения эксперта зависят меры, применяемые к нарушителю таможенного законодательства, а также в рамках какого делопроизводства (уголовного или административного) будет рассматриваться дело.

6 Автор отмечает, что таможенная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные знания. Использовать специальные познания сведущих лиц в соответствии с таможенным, административным, уголовным законодательствами можно в двух формах: путем их участия в проведении конкретных процессуальных действий, консультировании, дачи различных справок. В этом случае данное лицо выступает в качестве специалиста; путем проведения экспертиз, когда лицо выступает в качестве эксперта. Сделан вывод, что экспертизе в таможенном деле присущи определенные признаки: подготовка, назначение и проведение таможенных экспертиз должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента; проведение экспертного исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; дача заключения, которое таможенные органы рассматривают при принятии решения. Правовое регулирование экспертиз в таможенном деле осуществляется на уровне Евразийского экономического союза и на уровне государств — членов ЕАЭС. Отмечено, что в целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза. Также таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную. Вторая глава «Порядок проведения экспертизы в таможенном деле» посвящена анализу особенностей проведения таможенной экспертизы при

7 производстве таможенного контроля и изучению экспертнокриминалистического обеспечения деятельности таможенных органов. Автор отмечает, что при проведении любой разновидности таможенной экспертизы должно выполняться основное условие соблюдение методик испытаний, которые осуществляются в ходе экспертизы. В работе изучены объективные и эвристические методы экспертизы, объекты и субъекты экспертизы. Относительно порядка проведения таможенной экспертизы автор отмечает следующее. Экспертиза может быть назначена и проведена только во время проведения таможенного контроля. Сделан вывод, что порядок проведения таможенных экспертиз отличается спецификой, вызванной особенностью предмета, объекта исследования и обстоятельств ее проведения. Это научно-практическое исследование осуществляется экспертами с целью решения задач в таможенной сфере. Во время ее проведения решаются задачи фискального, правоохранительного, статистического и иного характера, требующие проведения самых различных экспертиз. Автор замечает, что учитывая решения коллегии ФТС России и негативную судебную практику, в которой ставятся под сомнение заключения таможенных экспертов ЦЭКТУ, можно прогнозировать, что ФТС России в рамках выполнения этих решений предпримет ряд мер по урегулированию взаимной экспертной деятельности должностных лиц таможенных органов. Это связано с тем, что обоснованность и правильность заключения эксперта зависит от обоснованности и правильности решения о назначении экспертизы и отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях. В работе изучена структура выполненных экспертиз и исследований ЦЭКТУ за 2016 год. Сделан вывод, что самыми распространенными видами экспертиз являются товароведческая стоимостная (оценочная), идентификационная и криминалистическая.

8 Исследована динамика экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов за годы. Сделан вывод, что Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление формирует современную методологическую и правовую базу, способствующую своевременному выявлению, раскрытию и пресечению правонарушений и преступлений в области таможенного дела. В условиях динамично развивающейся внешнеэкономической сферы России, при существующих интеграционных процессах, экспертно-криминалистическая деятельность таможенных органов должна отвечать вызовам, посягающим на безопасность страны. Отдельным параграфом в работе рассмотрены направления совершенствования экспертной деятельности таможенных органов. Заключение дипломной работы отражает основные выводы автора, сделанные в ходе всего дипломного исследования. Автором сделан вывод, что совершенствование экспертной деятельности таможенных органов должно включать в себя следующие основные направления: единый таможенный орган, контролирующий и координирующий экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохраны (Центр таможенной экспертизы); единая научно-методическая база для проведения экспертных исследований; единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях; единая система учета результатов экспертиз. В работе отмечено, что необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой, в результате которой при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение

9 судами отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями. Статус и значение государственной экспертизы, полученной в государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС России, не только уравнивается с доказательством, полученном в частной организации, основной деятельностью которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия недопустимо), но и ставится под сомнение. Суды мотивируют это зависимостью экспертов ЦЭКТУ от Федеральной таможенной службы. Автор отмечает, что для повышения эффективности экспертной деятельности таможенных органов также необходимо: создать Центр таможенных экспертиз переподготовки и аттестации экспертов для таможенного дела, с привлечением специалистов Российской таможенной академии и ЦЭКТУ ФТС России; создать единые базы данных, развивать оперативную электронную связь по экспертно-криминалистическому направлению, определить порядок взаимодействия таможенных органов и экспертных служб, разработать единые стандарты для экспертов, выполняющих экспертизы в таможенных целях. Для решения возникающих перед должностными лицами таможенных органов проблем, по мнению автора, следует расширять практику обмена информацией и опытом, в том числе на совещаниях консультативных советов. Организовывать встречи работников таможенных экспертных служб с целью совершенствования системы контроля за исполнением своей деятельности Экспертно-криминалистических служб и управлений.

docplayer.ru

Обсуждаем институт таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС (Нестеров А.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Немного истории развития законодательного регулирования экспертизы в таможенном деле на основе Таможенных кодексов СССР, РФ, ТС ЕврАзЭС и ТК ЕАЭС

На территории нашего государства действовало несколько Таможенных кодексов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден Таможенный кодекс СССР, который вступил в действие с 1 июля 1964 г. В 1991 г. Верховным Советом СССР был утвержден новый Таможенный кодекс СССР, содержащий нормы, ориентированные на развитие рыночной экономики. Таможенный кодекс Российской Федерации был утвержден Верховным Советом РФ и подписан Президентом 18 июня 1993 г. Отметим, что Конституция РФ вступила в силу лишь 25 декабря 1993 г.
Новый Таможенный кодекс РФ был принят Государственной Думой в окончательной редакции в апреле 2003 г., подписан Президентом РФ 28 мая того же года и вступил в силу с 1 января 2004 г. При образовании Таможенного союза ЕврАзЭС с декабря 2010 г. начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и принятый в его рамках Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который регулировал особенности таможенного дела в РФ.
По данным СПС «КонсультантПлюс», слова с корнем «эксперт» использовались только в ТК РФ и ТК ТС, в частности в ТК РФ 1993 г. — 7 раз, в ТК РФ 2003 г. — 43 раза, в ТК ТС 2010 г. — 88 раз. Эта тенденция сохранилась и в ТК ЕАЭС — 219 раз.

Экспертиза в таможенном деле, экспертиза в таможенных целях и таможенная экспертиза

В ТК РФ использовалось понятие «таможенное дело», поэтому первая монография, посвященная исследованию правового института экспертизы и применению юридического инструмента экспертизы в таможенной деятельности, называлась «Экспертиза в таможенном деле», которая вышла в 1998 г. .
———————————
Соложенцев В.А., Нестеров А.В. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 1998. 144 с.

Однако первые публикации, посвященные экспертизам товаров, выполняемых в таможенных лабораториях, появились значительно раньше , .
———————————
Нестеров А.В. Место таможенных лабораторий в таможенной системе России // Таможенные ведомости. 1994. N 9. С. 33 — 36.
Нестеров А.В. Таможни Западной Сибири получили экспертное обеспечение // Директор. 1994. N 5 — 6. С. 71 — 74.

В связи с тем что основные монографии, учебные пособия и статьи по таможенной экспертизе были опубликованы с участием профессора А.В. Нестерова, то в статье будет много ссылок на этого автора, что сложно принять за самоцитирование, т.к. объем статьи не позволяет приводить аргументы из ссылочных публикаций.
Особенностью таможенного администрирования является то, что в него входят не только правоприменительные функции, в частности, таможенного контроля, но и правоохранительные и правообеспечительные функции. При реализации правоохранительных функций должностные лица таможенных органов имеют право назначать судебные экспертизы в рамках расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и дознания по уголовным делам в соответствии с УПК РФ. Кроме того, должностные лица таможенных органов в рамках оперативной деятельности могут назначать специальные исследования проб (образцов) товаров, изъятых из товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу. При реализации правообеспечивающих функций должностные лица таможенных органов могут использовать специальные знания в исследовательской форме в неочевидных ситуациях, когда для выдачи предварительного решения по классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) требуется проведение специального исследования пробы (образца) товара.
Также экспертиза товара в таможенных целях назначается в арбитражном процессе при оспаривании участниками ВЭД решения таможенного органа, связанного со свойствами товара, влияющими на квалификацию деяния лица, полномочного в отношении товара, перемещенного через таможенную границу.
Так как этот инструмент является сложным, то должностные лица таможенных органов должны его специально изучать и иметь документ, подтверждающий, что они его освоили и имеют право применять в практической деятельности. Судебная практика в РФ показывает, что этот инструмент не всегда и не везде применяется правомерно, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности положительно обжаловать в суде решения таможенных органов.

Соотношение юридического (легального) института таможенной экспертизы и правового института таможенной экспертизы

Анализ юридического института таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС позволяет выявить в нем ряд лакун, логических противоречий и/или несоответствий положениям как нормативных правовых актов, так и правовой доктрины, которые можно расценить как технико-юридические ошибки, методологические дефекты и теоретико-правовые недостатки, негативно влияющие на таможенно-классификационные правоотношения .
———————————
Нестеров А.В., Бегишева И.В. Таможенно-классификационные правоотношения // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 23 — 27.

Например, в нем отсутствуют нормы, регулирующие назначение таможенной экспертизы или отсылающие их установление в решениях ЕЭК или в национальном законодательстве.
Назначение таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС рассматривается как мера таможенного администрирования, в частности, обеспечивающая проведение таможенного контроля (ст. 338), т.е. как мера административного воздействия. Однако в ст. 388 таможенной экспертизе дано технократическое определение, в частности, «таможенная экспертиза» — исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы». Получается, что определение таможенной экспертизы не имеет юридических свойств и представляет собой исследовательскую операцию.
Экспертная деятельность как юридически значимая деятельность включает в себя экспертную деятельность в таможенных целях, в рамках которой осуществляется деятельность как лиц, назначающих таможенные экспертизы, так и таможенных экспертов (экспертов) .
———————————
Нестеров А.В. О юридическом положении эксперта // Эксперт-криминалист. 2013. N 2. С. 7 — 12.

С точки зрения инструментально-институционального подхода таможенная экспертиза представляет собой интеллектуальный юридический инструмент, в качестве которого выступает таможенный эксперт и который применяет уполномоченное лицо путем назначения таможенной экспертизы.
———————————
Нестеров А.В. Инструментально-институциональный подход к деятельности: системно-юридический аспект. М.: Препринт, 2016. 18 с. URL: www.nesterov.su.

Продуктом деятельности таможенного эксперта является таможенный документ, технический по своей сути, а не административный акт, который можно оспорить. Этот документ является юридически значимым документом и содержит описание юридических, исследовательских и организационных операций, а также ссылки на порядки и методики, в соответствии с которыми были выполнены эти действия. Кроме того, в нем представлены полученные результаты, в т.ч. выводы, в виде ответов на все заданные вопросы.
Отсутствие должного юридического института таможенной экспертизы приводит к сложностям в практическом использовании таможенной экспертизы, и правоприменительная практика действует способом проб и ошибок.
Так что же такое таможенная экспертиза? В правовой доктрине в части экспертной деятельности есть ответ .
———————————
Нестеров А.В. Что такое таможенная экспертиза? // Эксперт-криминалист. 2014. N 4. С. 7 — 10.

Таможенная экспертиза, как любая экспертиза в юридических целях, в частности в законодательных, судебных и/или административных (ведомственных) целях (далее — экспертиза), является элементом экспертной деятельности, которая в процессуальных законах называется процессуальным действием.
Однако практика экспертной деятельности показывает, что в этом действии участвует не только назначающий экспертизу субъект (уполномоченный орган, организационная структура или его должностное лицо).
В качестве юридических субъектов экспертной деятельности выступают уполномоченные субъекты, экспертные субъекты и/или заинтересованные субъекты. Назначение экспертизы может быть связано с юридическими субъектами, чьи правомочия (конституционные свободы, права и/или законные интересы) затрагивает это назначение. Нарушение правомочий заинтересованного субъекта может привести к потере юридической силы заключения эксперта.
Таким образом, назначение эксперта подразумевает юридически значимую взаимную экспертную деятельность (далее — экспертную деятельность). Нельзя смешивать экспертную деятельность и деятельность экспертного субъекта.
Любая деятельность подразумевает субъектов, как минимум один объект и/или инструмент, а также продукт деятельности. Эта логическая связка подсказывает, что в качестве инструмента и/или объекта может выступить человек (живое лицо) или иной живой элемент наблюдаемого мира, например животное и/или растение. Также отметим, что объект может выступать в качестве выходного или входного продукта, т.к. каждый выходной продукт деятельности может быть входным продуктом (объектом) для деятельности иных субъектов. Например, решение о назначении экспертизы и объект такой экспертизы являются выходным продуктом для экспертной деятельности, а для эксперта этот продукт будет входным продуктом. В свою очередь, выходной продукт деятельности эксперта (далее — продукт экспертизы) будет входным для субъектов, его использующих.
Здесь важным понятием является «использование продукта экспертизы». Это связано с тем, что продукт экспертизы состоит из заключения эксперта (результата экспертизы), процесса выполнения экспертизы и/или обстоятельств этой деятельности. Например, в правовой доктрине и в процессуальном законодательстве заинтересованный субъект (его представитель) с разрешения субъекта, назначившего экспертизу, может присутствовать в процессе выполнения исследования в рамках экспертизы, а также задавать вопросы в ходе допроса (опроса) эксперта по поводу обстоятельств, связанных с деятельностью эксперта.
Понятие «использование продукта экспертизы» входит в понятие «применение экспертизы». Это понятие подразумевает применение юридического инструмента экспертизы и состоит из понятий назначения, выполнения экспертизы и/или использования продукта экспертизы. Если выполнение таможенной экспертизы как-то урегулировано в ТК ЕАЭС, то остальные элементы либо упоминаются, либо отсутствуют.
Может возникнуть вопрос: а так ли это важно? Напомним, что упоминание «независимой экспертизы» в одном из законов РФ в начале 90-х гг. привело к искажению юридической действительности. Попытки научного сообщества юристов донести до законодателей, что появление такого юридического «кентавра» в юридическом поле РФ приведет к искажению юридической действительности, были погребены под воздействием невежественных лоббистов, которые не смогли правильно сформулировать это юридическое явление. Экспертиза по определению является независимой, если она зависимая, то это уже не экспертиза, и опровергнуть заключение эксперта можно только повторной экспертизой или рядом действий по признанию продукта экспертизы не соответствующим установленным требованиям.
———————————
Нестеров А.В. Независимая или альтернативная экспертиза? // Безопасность. 1999. N 1. С. 18 — 19.

Вернемся к таможенной экспертизе в ТК ЕАЭС. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа (далее — уполномоченное лицо), выполняя административную функцию по назначению «таможенной экспертизы (экспертизы)» (далее — экспертизы), использует свои интеллектуальные способности как инструмент для привлечения интеллектуальных и/или инструментальных способностей иного физического лица, назначаемого на юридическую роль эксперта. Так как любой инструмент является нейтральным, то поэтому к роли эксперта предъявляется требование по независимости (незаинтересованности). Если будет выявлено сомнение в независимости кандидата в эксперты, его кандидатуру можно отвести; если у самого эксперта возникнет конфликт интересов, то он должен заявить самоотвод; если будет обнаружена зависимость эксперта, приведшая к сомнению в заключении эксперта, то появляется возможность его опровергнуть.
Отсутствие в ТК ТС указания на порядок назначения таможенной экспертизы привело к тому, что в Приказе ФТС РФ 20.11.2014 N 2264 появилась норма, согласно которой заключение таможенного эксперта является обязательным для уполномоченного лица, что нарушает независимость таможенного эксперта. Этим стали пользоваться лица, обжалующие решения таможенных органов в судебных инстанциях и ставящие под сомнение независимость таможенных экспертов.

О таможенном регулировании в РФ

Частично рассмотренные лакуны, противоречия и/или несоответствия в ТК ЕАЭС можно отрегулировать в ФЗ-311, который должен быть приведен в соответствие с ТК ЕАЭС, а также с помощью решений ЕЭК.
Тем более необходимо учитывать, что в ФЗ-311 имеется норма, позволяющая использовать заключение таможенного эксперта как заключение судебного эксперта при соответствующем процессуальном оформлении. В этом же Законе ничто не запрещает введение юридической роли специального исследователя. Юридическое понятие исследования как меры обеспечения таможенного контроля не надо смешивать с исследовательским понятием «исследовательские операции». Это позволит легализовать так называемые справки специалиста .
———————————
Нестеров А.В., Самарин А.А., Рудненко В.А. О юридической роли исследователя и специалиста в таможенном деле // Юридический мир. 2012. N 8. С. 41 — 44.

Некоторые авторы публикаций считают, что таможенную экспертизу нужно классифицировать как судебную экспертизу, и ссылаются на ряд авторов, поддерживающих эту идею, указывая на то, что по ч. 4 ст. 195 УПК РФ можно назначать судебную экспертизу до возбуждения уголовного дела. Эти предложения не выдерживают критики, т.к. применение судебной экспертизы регламентируется другими законами, а ТК ЕАЭС регламентирует правоотношения, деятельность и/или продукты этой деятельности в таможенном деле. В частности, это касается применения таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля. Кроме того, эти авторы не учитывают, что по УПК РФ экспертизу можно назначить до возбуждения уголовного дела только в определенных случаях.
———————————
Туленев А.И. О возможности признания таможенных экспертиз судебными // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. N 1. С. 186.

При таможенном администрировании в соответствии с ФЗ-311 в рамках таможенного контроля можно назначить таможенную экспертизу, по результатам которой возбудить административное или уголовное дело, и при этом не назначать еще раз экспертизу по этим же объектам таможенной экспертизы, а использовать заключение таможенного эксперта как заключение судебного эксперта. Это возможно в соответствии со ст. 171 ФЗ-311 при выполнении процессуального оформления такой экспертизы, в частности, если таможенный эксперт был аттестован по судебно-экспертной специальности, эквивалентной таможенно-экспертной специальности, и дал подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, в ФЗ-311 фактически было признано, что таможенная экспертиза является не только ведомственной, но и досудебной экспертизой, которая при соответствующей организации и юридическом оформлении может быть признана как судебная экспертиза. Подчеркнем, таможенная экспертиза относится к ведомственным экспертизам, но не является судебной, как ошибочно считают некоторые авторы.
Наверное, было бы целесообразным в законопроект «О судебно-экспертной деятельности в РФ» включить положение о досудебной экспертизе. Это положение могло бы изящно легитимизировать назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела.
Кроме того, для легальных экспертиз, назначаемых в рамках ведомственного администрирования, в частности государственного контроля, можно будет принять нормы, позволяющие признавать заключение эксперта как заключение судебного эксперта в рамках уголовного или административного дела при соответствующем процессуальном (процедурном) оформлении.
Это позволит использовать заключение эксперта, полученное в рамках ведомственного контроля, надзора и/или мониторинга, для возбуждения соответствующего дела, а в рамках административного или уголовного дела не назначать судебную экспертизу, используя признаваемый результат досудебной (ведомственной) экспертизы по одним и тем же объектам экспертизы.
В этой связи требования к таможенной экспертизе должны быть гармонизированы с требованиями к судебной экспертизе, иначе возникнут юридические вопросы о законности признания результата таможенной экспертизы в качестве результата судебной экспертизы.
Выводы. Юридический институт таможенной экспертизы является частью юридического института экспертизы в юридически значимых целях, поэтому он должен соответствовать этому институту. Юридический инструмент таможенной экспертизы является сложным и наукоемким инструментом, требующим специальной подготовки от лиц, имеющих право его применять. К сожалению, легальный институт таможенной экспертизы по-прежнему требует его юридической доработки не только в системном виде, но и с методической точки зрения и юридической техники. К сожалению, авторы проекта не учли критики экспертного сообщества и фактически повторили в ТК ЕАЭС положения, регулирующие таможенную экспертизу в ТК ТС.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]

Обсуждение закрыто.