Информатизация суда

Электронная библиотека

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс проектирования, создания и эксплуатации информационных систем (формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использования) в целях повышения эффективности и качества правосудия. Информатизация судебной системы имеет цель повышения эффективности информационного обеспечения судей с помощью компьютеризации рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.

Начиная с 1996 года началось внедрение информационных систем в судебную деятельность. До этого времени использовались компьютеры преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.

На первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной информационной системы со всеми ее признаками:

· формированием информационных ресурсов;

· оснащением современной вычислительной техникой;

· внедрением информационных технологий.

Масштабы производства судебно-правовой информации впечатляют. Отмечается очень высокая нагрузка на одного судью.

За период 2007-2013 гг. в системе общей юрисдикции расходы на информатизацию в расчете на одного судью составили 100 тыс. р. за весь период или 16,6 тыс. р. в один год.

Все эти факты свидетельствуют о масштабности необходимости информатизации судебной деятельности. Информатизация судов позволяет перевести многие информационные процессы на современную технологическую базу и тем самым изменить содержание и характер труда в судах.

Благодаря автоматизации информационных процессов главное звено судебной системы – судьи в значительной мере освобождаются от рутинных, трудоемких операций и могут основное время посвятить качественному, всестороннему и более полному изучению материалов судебных дел, подготовке судебных решений, изучению нормативных правовых актов, обобщению и анализу судебной практики, повышению собственной квалификации, обеспечению контроля за процессуальными сроками и действиями работников аппарата суда.

Таким образом, использование современных информационных технологий в организации и обеспечении судебной деятельности изменяет структуру и динамику общественных отношений в информационной сфере судов, что в свою очередь требует совершенствования существующих и создания новых механизмов организационно-правового обеспечения информатизации судов общей юрисдикции.

Все это предопределило одно из основных требований судебной реформы – развитие информационной сферы судебной системы РФ.

Приоритетными задачами создания информационной системы судебной деятельности являются:

· формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях;

· организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе;

· автоматизированный сбор и обработка судебной статистики;

· контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ.

Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента предусматривала обеспечение единства подходов к разработке методов и средств информатизации, внедрению электронного документооборота по трем основным направлениям:

· информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества (далее — судов);

· информатизация системы Судебного департамента;

· создание интегрированной сети средств информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития государственной автоматизированной системы (ГАС) «ПРАВОСУДИЕ».

libraryno.ru

Информатизация судов общей юрисдикции

Что такое информатизация судов общей юрисдикции?

Систематически производится своеобразная процедура модернизации судебной системы. Именно информатизация в данном случае играет весьма существенное значение. Была разработана концепция информатизации, которая касается самых важных вопросов организации судебной деятельности. Причем, данная концепция изначально была направлена на необходимость создания единой информационно-технической базы, которая бы стала своеобразным помощником в получении информации.

То есть, другими словами, вся деятельность, которая касается информатизации, изначально направлена на улучшение и усовершенствование судебной системы, таким образом, чтобы все граждане имели возможность получить открытый доступ к информации, и смогли данную информацию применить на практике.

Современные особенности информатизации

Сразу же нужно сказать о том, что сегодня практически всю информацию по поводу деятельности судебной инстанции, можно получить на страницах специализированных интернет ресурсов. Таким образом, вам нужно просто найти представительский сайт суда, и там вы сможете найти график работы, график приема судей, калькулятор госпошлины, нормативно-правовые документы, образцы процессуальных документов и пр. То есть, на основании данного ресурса, вы в действительности сможете весьма быстро произвести процедуру составления необходимых процессуальных документов, а также узнаете о том, когда и как можно обратиться в судебную инстанцию.

Также есть единая система «мой арбитр». Данная система представляет собой уникальное сочетание современности. Каждый гражданин имеет право пройти регистрации в системе, после чего, он получает доступ к личному кабинету, и далее, имеет право регистрировать и оформлять все процессуальные документы в онлайн режиме. Данная система в действительности считается невероятно удобной, так как нет необходимости тратить существенное количество времени на личное посещение судебной инстанции. Все документы можно отправлять в электронном формате.

P.S. Если после обновления парка компьютеров Вам требуются услуги по утилизации мониторов — кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Концепция информатизации судов общей юрисдикции
Сегодня появилось такое понятие, как концепция информатизации судов общей юрисдикции. В данном случае речь идет о разработанной концепции, которая изначально направлена на.

Аппарат суда общей юрисдикции
В судах общей юрисдикции проводится рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел. Если вы сталкивались с рассмотрением дела в суде, то знаете, что свой вердикт по делам выносят судьи.

Калькулятор госпошлины суд общей юрисдикции
Сегодня существует калькулятор госпошлины судов общей юрисдикции.

Дела подведомственные судам общей юрисдикции
В жизни каждого человека порой возникают сложные ситуации, и без обращения в суд восстановить законность бывает невозможно. Однако, подавая иск в суд, для каждого гражданина.

resheniya-sudov4.ru

Нормы нагрузки и информатизация судов: что обсуждали на Совете судей

С 22 по 26 января в «Президент-отеле» проходит очередной Совет судей. На пленарном заседании 24 января представители судейского корпуса обсудили, в какой стадии находится разработка норм нагрузки судей, сколько судов готово к рассмотрению дел с участием присяжных и какие проблемы больше всего волнуют судей. Представители ФПА и СПЧ обозначили свои вопросы, для решения которых нужна консолидация с судебной властью.

Мероприятие началось с речи председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Он сразу отметил, что большую часть вопросов они с коллегами обсудили на мероприятии, посвященном 95-летию со дня основания ВС. В связи с этим докладчик оказался краток и подчеркнул, что ряд важных аспектов деятельности судейского корпуса он с присутствующими собирается более подробно разобрать на конференции, которая состоится в феврале этого года. «Предлагаю провести ее в режиме видео-конференц-связи, такой опыт у нас уже есть, тогда и подведем определенные итоги», – сказал глава ВС.

Новые технологии и судебная ошибка с проступком

Большая часть выступлений на заседании оказалась посвящена итогам 2017 года. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев представил отчет о работе их ведомства в прошедшем году. Он отметил, что в уходящем году удалось добиться увеличения бюджетного финансирования судов – больше денег выделили на траты по госконтрактам, оплату труда государственных гражданских служащих и т. д. Докладчик особенно подчеркнул повышение уровня технической оснащенности судов, которая продолжает расти. В качестве конкретного примера он привел то, что впервые ежегодный семинар-совещание глав судов прошло с использованием видео-конференц-связи в 2017 году. А вообще, в уходящем году свыше 1400 заседаний и мероприятий судейского корпуса прошло в таком формате, добавил Гусев.

Тема использования новых технологий в работе судов сейчас является чуть ли на самой актуальной для этой ветви власти. 23 января этого года на мероприятии, посвященном 95-летию со дня основания Верховного суда, Владимир Путин подчеркнул, что без внедрения информационных технологий немыслимо современное судопроизводство. Об информатизации работы судов на пленарном заседании Совета судей упомянул и глава Советского районного суда Казани Радик Габдуллин. Он отметил, что в ближайшее время судьям важно активнее использовать возможность составления судебных запросов в электронном виде. Таким образом будет хорошо налажена система оперативного межведомственного взаимодействия, пояснил выступающий.

Законопроекты ВС и суд присяжных

Председатель Совета судей Виктор Момотов в своем выступлении положительно оценил последние законопроекты, предлагаемые Верховным судом, в частности, инициативу, которая разграничит судебную ошибку и дисциплинарный проступок. Глава Нижегородского областного суда Анатолий Бондар добавил, что судью нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за сам факт вынесения необоснованного судебного акта: «Но за грубое и систематическое нарушение его нужно наказывать». Докладчик подчеркнул, что досрочное лишение полномочий возможно лишь за существенные, систематические или умышленные просчеты.

Совет судей согласен и с тем, что к работе органов судейского сообщества надо активнее привлекать отставников, заметил Момотов. Он привел в пример другую последнюю инициативу ВС – разрешить судьям в отставке становиться медиаторами. Глава Совета судей уверен, что подобная возможность повысит результативность примирительных процедур.

На сегодняшнем мероприятии подробнее рассказали и о готовности районных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных. Еще летом 2016 года Путин подписал закон, который предусматривает внедрение института присяжных заседателей в гарнизонных военных судах и районных судах с 1 июня 2018 года. Начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде Евгений Голошумов отметил, что в рамках подготовки к внедерению такой новеллы уже успешно повысили свою квалификацию судьи и государственные гражданские служащие из большинства регионов России.

Подготовку прошли представители судейского корпуса из 64 субъектов РФ.

Из них: 6641 человек – судьи, а 8895 человек – работники аппаратов судов.

Более 500 млн руб. выделено для оплаты расходов на введение института присяжных.

Каждому суду предоставляют порядка 100 000 руб.

2300 залов судебных заседаний уже готово для рассмотрения дел с участием присяжных.

В 79 субъектах страны районные суды полностью готовы к рассмотрению дел с участием присяжных.

Только в 6 субъектах РФ такие залы еще не готовы, их должны доделать к лету этого года.

Проблемы судейского сообщества

А вот с разработкой научно-обоснованных норм нагрузки судей все не так радужно. По словам докладчика, их ведомство поручило эту задачу по госконтракту экспертам из НИУ ВШЭ. Выбранные специалисты должны были с учетом международной практики, особенностей работы российских судов и расчетом трудозатрат выполнить заказ Суддепа. Однако в конце прошлого года выяснилось, что даже в доработанном отчете экспертов ВШЭ имеют место расхождения лингвистического и юридического характера, пояснил Голошумов. Он подчеркнул, что при проведении обсуждаемого научного исследования апробация норм нагрузки судей в СОЮ должным образом не проводилась.

О более глубинных и долгосрочных проблемах судейского сообщества говорил Михаил Аверин, глава Архангельского областного суда в почетной отставке. Он с грустью сообщил, что в судебной системе остаются недостатки и нерешенные проблемы, которые существуют уже не один десяток лет. В качестве такого примера он привел неисполнение Постановления Конституционного суда от 17 июля 1998 года № 23-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».

В этом решении КС указал, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов, можно уменьшить лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. Такая мера прописана в ч. 5 ст. 33 ФКЗ «О судебной системе РФ» и направлена на то, чтобы исключить необоснованное сокращение финансирования судов, подчеркнул КС. Однако это судебное решение до сих пор не исполнено, пояснил Аверин.

По его словам, остаются трудности и с обеспечением судей жилыми помещениями: «Этот вопрос так и не решается до сих пор, а крайними остаются сами судьи». Грустно, когда сам законодатель не исполняет судебные решения, резюмировал глава Архангельского областного суда в почетной отставке.

Мнения СПЧ и ФПА

На пленарном заседании Совета судей присутствовали не только представители судейского корпуса. Со своей речью выступил Михаил Федотов, председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Он сообщил, что СПЧ предлагает поменять критерии оценки кандидатур в судьи, отказавшись от излишне формалистского подхода. Порой мы вынуждены отказывать очень достойным претендентам только из-за того, что они не указали в своих декларациях доход от проданных старых «Жигулей», заметил глава СПЧ. Докладчик считает такую ситуацию несправедливой. Кроме того, он предлагает дать возможность кандидатам в судьи знакомиться с материалами проверки в отношении них на всех этапах отбора претендентов. В общей сложности у нас около 30 подобных предложений, сказал Федотов: «Надо нам всем вместе собраться в обозримом будущем и обсудить эти инициативы».

Отдельно глава СПЧ отметил, что судьям стоит жаловаться на некорректные публикации в СМИ в «Общественную коллегию по жалобам на прессу». Судьи вполне могут обращаться в эту организацию, подчеркнул он: «Это лучше, чем опираться сразу на судебную процедуру, когда есть необъективная заметка». В это объединении есть целая фракция представителей Совета судей, рассказал Федотов.

К собравшимся обратился и президент ФПА Юрий Пилипенко. Он подчеркнул, что российская адвокатура в настоящее время сильно трансформируется в лучшую сторону. И одним из проявлений является создание нового уважения к суду, к судьям и к судебной власти, заявил он: «Но эта та дорога, которую мы сами не сможем осилить. И вы, уважаемые судьи, должны включиться в эту работу и позволить адвокатам именно профессионально реализовываться в процессе». По его мнению, в таком случае у защитников не будет повода высказываться о суде либо о конкретных судьях в Интернете, ведь адвокаты будут чувствовать себя равными другим участникам процесса. А вторая наша совместная задача состоит в том, чтобы судьи с большим уважением относились к решению органов адвокатского самоуправления, добавил Пилипенко: «Хотя бы потому, что в принятии решений по дисциплинарным делам принимают участие не только адвокаты, но и судьи, представители Министерства юстиции и законодательной власти».

pravo.ru

Информатизация суда

Текст статьи / Информатизация и компьютеризация судов (автор: Муллануров А.А.)

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение.

В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повышают возможности научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как одного из условий справедливого судебного разбирательства.

Информатизация судов предполагает принятие единой концепции и выработку согласованного с судами подхода к созданию базовых программно-аппаратных комплексов, средств информационного, нормативно-правового, организационно-методического и кадрового обеспечения деятельности судов и системы судебного департамента. Эти базовые принципы системного подхода уже получили одобрение самих судей на заседании Совета судей Российской Федерации 2 апреля 1999 года [1] .

Сегодня состояние информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказу Минюста России в соответствии с Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года. Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащённых соответствующими технологиями, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции, календарных планах работы судей и другую справочную информацию. Важно, что рекомендованные к внедрению базы данных и автоматизированного учёта предусматривают автоматизацию создания и хранения процессуальных документов, значительно облегчая работу судей.

В сентябре 2000 года уже был разработан Эскизный проект создания автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции России, в котором предусмотрено формирование единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и сопровождения информационных технологий. Указанные центры Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации планирует создавать преимущественно в рамках своих территориальных управлений, а также в отдельных судах областного уровня, имеющих необходимые для этого оснащение, кадры и опыт.

В процессе разработки базовых комплексов для районных, областных и приравненных к ним судов создаётся система электронного документооборота с унифицированными судебными документами. Предусматривается также разработка соответствующих стандартов и единой системы классификации судебной информации. В целом все эти работы призваны обеспечить создание в будущем единой информационной инфраструктуры судов, которая будет служить одним из фундаментальных оснований единства судебной системы.

Под единой информационной инфраструктурой судов понимается совокупность взаимосвязанных систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступным судам и органам Судебного департамента. В её состав входят центры информатизации судов и Судебного департамента, организации, сопровождающие эксплуатацию средств информатизации, учебно-методические центры, а также узлы глобальной сети Интернет, специально создаваемые для судов.

Принципиально новым направлением информатизации судов является создание компьютерных систем протоколирования судебных заседаний, средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации. Унификация системы первичных информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов, органов прокуратуры и адвокатуры.

Опыт успешного практического использования новых информационных технологий уже имеется в Верховном Суде Российской Федерации, Московском городском суде, в Челябинском, Московском, Свердловском, Пермском, Ульяновском и некоторых других областных судах. На стадии внедрения подобная технология находится и в Верховном Суде Республики Башкортостан. Такая практика указанных судов берётся за основу в процессе информатизации иных судебных органов. Первоочередными направлениями работ здесь являются – переход от разрозненных технологий к внедрению базовой технологии автоматизации судебного делопроизводства и ведения судебной статистики, а также поэтапное внедрение видеоконференцсвязи в практику проведения судебных заседаний [2] .

Современные информационные технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи, отражающие все этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел или исковых материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку статистических отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда оперативно получать на экране своего компьютера (или в распечатанном виде) любые сведения о прохождении дела, группы дел, загруженности и планах судей и т.д., обеспечивая принятие ими квалифицированных и обоснованных управленческих решений.

Оболочка указанных программ должна предусматривать возможность загрузки текстового редактора « MS Word » с набором шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны могут редактироваться, а их библиотека — пополняться.

Шаблоны документов, будучи заложенными в систему, позволяют значительно сократить время подготовки однотипных определений, постановлений и типовых решений по делу на всех стадиях прохождения иска в суде. После окончательного их редактирования (при необходимости) и контрольного просмотра документ выводится на печать, подписывается судьей и секретарём, и подшивается.

Разумеется, решение по делу нуждается в обязательном редактировании – компьютер юридических решений не принимает и не предлагает, но предложенная технология исключает повторный набор с клавиатуры, все необходимые реквизиты вставляются в документ автоматически. Когда судья принимает решение о принятии дела к своему производству, он или по его поручению секретарь канцелярии делает необходимую пометку, и система автоматически присваивает делу учетный номер. Таким образом, за счет передачи компьютеру максимального числа технических операций удается освободить время и внимание судьи для отправления правосудия, а компьютерная технология судебного делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить внутренний бумажный документооборот.

Использование принципиально новых информационных технологий обнаружило кроме указанных достоинств и преимуществ и ряд субъективных и объективных проблем, требующих своего последовательного решения.

К субъективным проблемам относится, прежде всего, подготовка судей и работников секретариата к использованию компьютерной техники и программного обеспечения. Эффективность работы судей существенно возрастает, что уже видно в судах, применяющих компьютерные технологии. Однако прежде чем это становится заметным, судье необходимо потратить время на обучение, что при нынешней огромной их загруженности весьма не просто сделать.

Образуется замкнутый круг – чтобы экономить время, надо его сначала потратить, а на это времени нет. В результате судьи используют лишь 10% возможностей предоставленного им программного обеспечения. Более того, многие судьи и не подозревают о широких возможностях электронных технологий, воспринимают компьютер как усовершенствованную пишущую машинку.

Ясно, что при современном уровне финансирования судебной системы, нехватки судей, их загруженности, нет возможности в сжатые сроки обучить работе с компьютером и программным обеспечением весь судейский корпус и всех работников аппарата суда. Одним из вариантов решения проблемы является, на наш взгляд, обязательное обучение указанным навыкам всех судей и канцелярских работников, впервые занимающих соответствующие должности. Функции обучения можно возложить на специально созданные для этого региональные учреждения Судебного департамента (по аналогии с Научными центрами правовой информатизации при Минюсте РФ), а на первое время заключить договор на обучение с Минюстом (НЦПИ). Полезно было бы так же в учебном плане юридических ВУЗов предусмотреть часы на обучение студентов азам работы с автоматизированной технологией судебного делопроизводства.

К объективным проблемам (помимо очевидных финансовых) следует отнести отсутствие ведомственных стандартов на структуру форм первичного учета информации, форм правовых документов и программного обеспечения. Крайне важно обеспечить единство таких стандартов не только среди пользователей судов разных уровней, но и во всей системе правоохранительных органов.

Таким образом, рассматривая состояние и последствия информатизации, можно сделать вывод, что просматривается очевидный эффект на всех уровнях системы судопроизводства: на общем и стратегическом уровне, на уровне старшего управленческого персонала судебной системы, а также на оперативном уровне.

Разумеется, мы понимаем, что сама по себе информатизация не может превратить неэффективно управляемую организацию в эффективную, но она может помочь хорошо управляемой организации работать еще более эффективно и действенно.

Преимущества информатизации прежде всего связаны повышением эффективности самой системы судопроизводства, и поэтому обязательной предпосылкой для любой попытки информатизации является хорошая должным образом управляемая структура самой организации.

В этой связи момент для широкомасштабного внедрения компьютерных технологий в судопроизводство как нельзя удобен, поскольку вся судебная система России переживает период глубокого реформирования. Гораздо труднее внедрять информационные технологии в организациях с уже устоявшимися формами и методами работы, сложившимися традициями делопроизводства, убеждая соответствующее руководство в необходимости внесения существенных корректив в эти формы и методы.

Опубликовано: — Современные историко-правовые проблемы России // Сборник статей. Уфа, БГУ, 2001.

Муллануров А.А.,
юрист Уфимского филиала НОУ «Современная гуманитарная Академия»,
преподаватель УГАТУ
aidar _ sud @ mail . ru

[1] Постановление Совета судей Российской Федерации «Об информатизации судов общей юрисдикции» от 2 апреля 1999 года № 19 // РГ, 1999. № 7. С. 8-9.

[2] См.: Лебедев В.М. Компьютеризация и информатизация судов – требование времени // Информатизация судов (материалы V Всероссийского съезда судей). М., 2000. С. 2.

www.allpravo.ru

Информатизация суда

Новые возможности отдела систематизации законодательства

Невозможно представить реализацию правовой реформы, проводимой в нашей стране, без совершенствования законодательства. Развитие новых форм собственности, реформирование экономики, демократизация общества, судебная реформа потребовали совершенствования и развития существующей нормативно-правовой базы. Чтобы понять, насколько динамично развивается отечественное законодательство, достаточно сказать, что только в текущем году были изданы 841 Указ Президента РФ, Государственной Думой РФ было принято 1211 законов и поправок к действующим нормативно-правовым актам. Следует также отметить принятие в последние годы новых уголовного, гражданского, административного и соответствующих процессуальных кодексов, разработку антитеррористических законодательных актов и т.д. Интенсивно развивается международное и информационное законодательство. Постоянное расширение источников права, несовершенство отдельных нормативно-правовых актов (НПА) и коллизии в правовой системе, отмена и изменение устаревших НПА в значительной мере затрудняют деятельность судебной системы и ключевого её элемента — судей. Судьям приходится не только рассматривать дела, но и тщательно отслеживать все изменения как отечественного, так и международного законодательства, что требует от них постоянного внимания и больших затрат времени. Подтверждением этому является еженедельное проведение судебными коллегиями областного суда обсуждений и семинаров по мониторингу правовой базы, обобщению опыта правоприменения нового законодательства.

Помочь в решении этой части работы судьям призван отдел систематизации законодательства суда. Отдел регулярно ведет сбор, учет, обработку и хранение сведений и текстов нормативно-правовых актов, фиксирует изменения в них или их отмену. Следует подчеркнуть, что поступление юридической литературы и других материалов в фонды отдела по сравнению с 2003 г. выросло в 1,5 раз. Ежемесячно в целях аутентификации сборников НПА сотрудниками отдела вносится до 100 изменений в их тексты. Количество обращений судей и работников аппарата суда в подготовке тематических подборок и поиске необходимого документов в среднем составляет около 70-ти в месяц.

Возросшая нагрузка на отдел потребовала использования и новых методов организации работы. В первую очередь, потребовалось существенно расширить доступ к источникам нормативно-правовой базы, оперативность её мониторинга. Более того, все чаще судьями стали ставиться вопросы о подготавливаемых правовых актах, стадиях и сроках их принятия, возможности ознакомиться с проектами законов.

Во-вторых, необходимо было обеспечить оперативность и удобство передачи подготовленной информации пользователям. При этом важно было организовать возможность ознакомления с подготовленными материалами как можно большему числу пользователей, обеспечить условия одновременной работы для любого числа работников.

В-третьих, сложность в организации работы представляла ограниченность финансово-материального обеспечения суда, следовательно, и отдела. Поэтому о создании большого числа копий для значительного числа пользователей не могло быть и речи.

В тоже время, в нашем суде практически все судьи и работники аппарата обеспечены вычислительной техникой. Компьютеры объединены в локальную сеть. Судьи и работники аппарата имеют достаточные знания по использованию вычислительной техники и офисного программного обеспечения. Организован электронный обмен данными между компьютерами сети на базе электронной почты и общедоступных информационных ресурсов. Имеется такое специальное оборудование, как, например, сканеры и цифровой ксерокс. Но самое главное — организован доступ к глобальной сети Интернет. Причем для выхода в Интернет используется не медленный коммутируемый, а скоростной выделенный канал связи.

Проведенный анализ не мог не натолкнуть на мысль об организации работы отдела на базе современных информационных технологий, о создании автоматизированной системы отдела систематизации законодательства. Для этого силами отдела информатизации суда было разработано специальное программное обеспечение, которое позволяет формировать информационные ресурсы в электронном виде. Так, с помощью автоматизированной системы сегодня ведется учет всей поступающей в отдел литературы и ее выдача. Благодаря этому в любой момент можно узнать у кого «на руках» находится тот или иной экземпляр книги. Любой сотрудник суда может сам проверить наличие нужной литературы в нашей библиотеке. С помощью электронной картотеки судьи могут оперативно получать сведения об изменениях НПА. В общедоступном ресурсе находятся электронные копии «Бюллетеня Верховного Суда РФ» и журнала «Решения Европейского суда по правам человека». Практически еженедельно пополняется практика Верховного Суда РФ по гражданским, уголовным и административным делам. Второй год формируется электронный архив судебных решений областного суда. Большую помощь в работе судьям оказывают установленные в локальной сети суда компьютерные правовые базы «Гарант» и «Консультант+». Сотрудники отдела систематизации законодательства регулярно готовят всевозможные обзоры изменений текущего законодательства, тематические подборки по затребованным темам и размещают их в общедоступном информационном ресурсе «Кодификация» локальной сети.

На сегодняшний день сформированы следующие тематические подборки. Например:

— выселение из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности;

— возмещение морального вреда в рамках уголовного дела по статье 105 УК РФ;

— назначение наказания несовершеннолетним;

— нарушение прав сособственника жилого помещения при самовольной застройке и т.д.

Можно утверждать, что проведенная автоматизация работы отдела систематизации законодательства позволила в несколько раз снизить затрачиваемое время и значительно повысить качество выполнения запросов судей. Более того, благодаря новому уровню организации работы пользователи получили возможность доступа к значительно большему объему информации «не вставая» со своего рабочего места.

Однако мы понимаем, что использование современных информационных технологий в задачах систематизации законодательства этим не исчерпывается. Дальнейшее развитие информатизации предоставляет все новые и новые возможности в работе. Хотелось бы верить, что затраченные усилия не пропали даром, что отдел систематизации законодательства вносит свой посильный труд в обеспечение эффективности организации работы судей, а значит и качества работы нашего суда.

Облезина Л.П. — консультант отдела систематизации законодательства Ульяновского областного суда,

Чаплинский В.А. — начальник отдела информатизации Ульяновского областного суда

uloblsud.ru

Смотрите так же:

  • Уголовный кодекс 2018 издание Уголовный кодекс 2018 издание Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Постановление пленума по алиментам 2018 года Пленум ВС рассказал, когда можно взыскать алименты не по правилам Сегодня, 19 декабря, Пленум ВС обсудил и отправил на доработку проект постановления, который разъясняет, как присуждать алименты. Как правило, они назначаются в процентах […]
  • Осаго транснефть калькулятор Страховая компания «Транснефть» в Санкт-Петербурге Закрытое акционерное общество «Страховая Компания «ТРАНСНЕФТЬ» было основано в 1996 году как инструмент управления рисками материнской компании ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ». Все эти годы СК […]
  • Сахар патент Пакетик сахара История о том, как американский бизнесмен Бенджамин Эйзенштадт не придумал продолговатый сахарный пакетик и не повесился О стике — порционном пакетике сахара продолговатой формы — существует две легенды. Согласно одной, […]
  • Закон о своём деле в россии Направо, налево или прямо? Что предлагают ритуальщикам авторы проекта закона "О погребении и похоронном деле в РФ" Проект закона "О погребении" 1 , который после вступления в силу заменит действующий Федеральный закон от 12 января 1996 г. […]
  • Щелково нотариус ефимова ви Полезная информация МОБТИ. Щёлковский филиал141100, МО, г.Щелково, 1-й Советский пер., д.25 Тел.: (496) 566-98-71, 567-02-02 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской […]

Обсуждение закрыто.