Имею ли я права не дышать

Автомобили

Закон и право

ГИБДД ищет у водителя промилле

Как должно проводиться освидетельствование на состояние опьянения инспекторами ГИБДД, чтобы избежать шантажа и провокаций с их стороны

В период новогодних праздников гаишники обычно с особым пристрастием проверяют водителей на алкоголь. Учитывая, что в России действует правило нулевого промилле, оказаться жертвой алкотестера может любой. Однако процедура «продувки» на дороге имеет много нюансов. Юридическим незнанием зачастую пользуются инспекторы, шантажируя невиновного водителя и вымогая взятку. «Газета.Ru» рассказывает, как должно проводиться такое освидетельствование и как не попасться на удочку недобросовестных сотрудников ГИБДД.

Процесс медицинского освидетельствования водителя регламентируется несколькими законодательными актами. Порядок процедуры подробно прописан в статье 27.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). А сотрудники ГИБДД при проведении освидетельствования руководствуются приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, который регламентирует все аспекты безопасности дорожного движения и деятельность дорожных полицейских. Медицинскую сторону процедуры регулирует приказ № 308 Минздрава РФ от 14 июля 2003 года.

Прежде чем подвергнуть водителя процедуре освидетельствования, сотруднику ГИБДД нужно найти достаточные основания для того, чтобы остановить автомобиль. Их достаточно много, и все они подробно прописаны в пункте 63 приказа МВД № 185. Как правило, поводом для остановки машины служит видимое или зафиксированное прибором нарушение ПДД. В других случаях водитель может ничего не нарушить, но полицейский может попросить его стать понятым или, скажем, опросить по поводу ДТП, очевидцем которого он мог стать. Совсем без всякой причины сотрудник ГИБДД может остановить водителя только в ходе проведения специального мероприятия, которое проводится на основании распоряжении руководителя соответствующего подразделения МВД. «Без приказа все ссылки на какие-то мероприятия незаконны и останавливать вас просто так инспектор не может, — объясняет президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Сам приказ они показывать не должны, но потом вы имеете полное право ознакомиться с ним в управлении ГИБДД. Если, конечно, он не носит грифов секретности».

После остановки машины, если у полицейского возникает подозрение, что водитель пьян, он должен оперативно найти двух понятых.

Понятыми могут быть только независимые лица — ни в коем случае сами сотрудники полиции. Инспектор должен не забыть разъяснить им их права и обязанности.

Прежде чем предложить водителю «подышать в трубочку», полицейский в обязательном порядке должен отстранить его от управления транспортным средством. Происходит это посредством составления протокола, в котором понятые обязаны оставить соответствующую запись. Далее водителю разъясняются его права и обязанности и предлагается на месте пройти освидетельствование с помощью алктотестера, имеющего функцию распечатки данных. Инспектор должен предъявить сам прибор и продемонстрировать наличие на нем соответствующей пломбы. Номер на ней должен совпадать с номером прибора, указанным в акте поверки или паспорте измерительного устройства.

После того как инспектор объяснит порядок действий при освидетельствовании, инспектор должен распечатать новый мундштук и только потом вставить его в прибор. Таким образом, исключается вероятность прикапывания мундштука. Только после этого водитель в присутствии понятых совершает выдох в прибор.

Дальнейшие события могут развиваться по трем вариантам.

Если водитель согласен с результатами, инспектор составляет на него протокол по статье 12.8 КоАП за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Сейчас за это нарушение суд может лишить прав на срок от полутора до двух лет, но в следующем году наказание за это правонарушение на фоне резонансных ДТП последнего времени должно серьезно ужесточиться. Не стоит также забывать, что если результат положительный, но совсем незначительный, то показания могут быть не совсем корректными: все без исключения алкотестеры могут иметь погрешность в районе 10%, которая может серьезно возрасти, если использовать прибор с нарушением инструкции.

Если автомобилист не согласен с результатами, то инспектор отвозит его к врачу-наркологу, где проводится анализ крови. Заключение врача является окончательным и решающим.

Третий вариант — это когда алкотестер ничего не показал, но водитель очевидно находится в неадекватном состоянии. Скорее всего, в этом случае водитель употреблял наркотики, на которые прибор не реагирует. В этом случае также необходимо проехать к наркологу, который возьмет анализы мочи и крови. За управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения, как и за алкоголь, водителю грозит лишение прав на полтора-два года.

Теоретически водитель может еще обратиться к независимому медику, но сделать это нужно как можно быстрее. Если независимое освидетельствование проведено по всем правилам, судья, скорее всего, примет во внимание его результаты, и в этом случае появляется шанс избежать лишения прав. Если инспектор ДПС сам нарушил порядок проведения освидетельствования, что, по признанию экспертов, происходит очень часто, то можно попытаться спасти водительские права, сконцентрировав внимание судьи на этом.

«Таких нарушений множество, и порой сотрудники ГИБДД нарушают регламент так грубо, что без слез не взглянешь, — комментирует Виктор Травин. — Но на практике судьи руководствуются тем, что раз прибор показал какое-то значение, то значит, человек был пьян, а на формальности в таком случае глаза можно закрыть. Если бы у нас все делалось абсолютно по закону, то наказывать было бы некого».

По мнению эксперта, в последнее время россияне меньше стали садиться за руль в нетрезвом состоянии, и в период новогодних праздников какого-то особого всплеска подобных нарушений не происходит.

Правозащитник напомнил, что нередко сотрудники ГИБДД пытаются развести водителя, склоняя его «решить вопрос» без составления протокола. «Самый распространенный способ — это использование инспектором своего личного алкотестера. Обычно это самый дешевый китайский прибор, который к тому же мог быть перенастроен самим инспектором», — объясняет он. В этом случае сотрудник ДПС предлагает сперва дунуть в свой прибор, мотивируя это тем, что при официальной процедуре дороги назад уже не будет: выбросить распечатку с результатами уже не удастся, и составление прокола избежать не получится. «Инспектор в этом случае предлагает водителю: дуй в мой алкотестер, если все в порядке, то езжай, а если нет, то мы с тобой уже будем думать, как поступить — или разбираться на месте, или, если ты такой смелый, будем дуть как положено, — рассказывает Травин. — То есть, по сути, он как бы предлагает водителю перестраховаться и еще до официальной процедуры узнать, пьян он или нет».

Однако даже если водитель трезв, то алкотестер все равно может что-то показать, ведь прибор, скорее всего, «подкрученный».

«Обескураженный водитель, вспомнив, что вчера утром выпил немного пивка, в такой ситуации будет явно выбит из колеи. Инспектор вдобавок может припугнуть его якобы принятыми на днях новыми законами, существенно ужесточающими ответственность за пьяную езду. Об этом сейчас так много говорят, что многие могут и поверить. В итоге водитель, который в такой ситуации будет явно не готов к лишению прав, попытается договориться, — объясняет Травин. — Это и нужно инспектору. Чтобы отмазаться, придется выложить в среднем от 50 до 100 тысяч рублей. В Москве суммы могут быть намного выше. Я знаю случай, когда просили 400 тысяч, но в итоге сошлись на 200 тысячах».

m.gazeta.ru

Обязаны ли вы дышать в алкотестер инспектора ГАИ


Если вас в Житомире останавливает инспектор ДПС и протягивая трубочку просит вас «дышать», вы соглашаетесь, потому что уверены в себе, а прибор неожиданно показывает, что вы в состоянии алкогольного опьянения, вы все сделали неправильно.

Как сделать правильно, узнаем у юриста.

Само собой бывают и совсем непьющие люди. Но часто в таких случаях появляются сомнения: «а вдруг не выветрилось еще с выходных», не смотрят на то, что неделя подходит к концу. И здесь вы, как и большая часть водителей, делаете еще одну ошибку. Сказав инспектору, что несколько дней назад выпили бокал пива, наивно надеясь на понимание со стороны инспектора. Но надеется не стоит, чудес не бывает. Сейчас вы заявили ему, что употребляли, а это прямая дорога к медикам на проверку.

Как грамотно поступить в такой ситуации?

Рассмотрим ту же ситуацию, но уже с вашими верными действиями. Что ж, вас останавливает инспектор с просьбой проверить на алкоголь. Вы в свою очередь, прежде чем дуть в трубку, говорите, что рады будете выполнить его требование, но только после того, как инспектор найдет двух понятых, кроме своих сослуживцев, или запишет на видео все, что происходит, после чего составит протокол, в котором говорится об отстранении вас от вождения автомобилем.

Нужно также предупредить инспектора, вы трезвый и в случае показания на приборе чего-то нехорошего, будете сами требовать поездки к медикам. В таком случае ему нужно будет составлять еще один протокол для направления вас на мед осмотр, где он должен будет указать признаки вашего опьянения. В результате, скорее всего, инспектор вас больше не задержит. Но если же инспектор все-таки нашел понятых или видеокамеру и верно составил протокол, вам нужно требовать у него сертификат на алкотестер а также оригинал акта о его проверке.

Стоит напомнить, что при проверке вас на алкоголь с помощью алкотестера измеряют, учитывая погрешность прибора в 0,16 миллиграмма на один литр воздуха, который вы выдыхаете. Поэтому, лучше лишний раз уточните у инспектора, которая погрешность данного прибора, можно предложить купить алкотестер новый, исправный. Если показания прибора 0,16, это означает, что вы трезвы.

Также помните, что проверка на дороге не является доказательством вашего опьянения, оно будет считаться прямым доказательством, только когда вы сами согласитесь показаниям. Не нужно никогда отказываться от медицинского осмотра, а то придется вам два года ходить на своих двоих, причем еще предстоит заплатить штраф.

После проверки, если вы не согласны с показаниями алкотестера, сами настаивайте на медицинском осмотре. В протоколе, который вам дадут на подпись, укажите, что вы без всяких на то причин, инспектор обвинил вас в опьянении. Спиртного вы не предпринимали. С данным нарушением не согласны, а также требуйте помощи адвоката. А в случае, если инспектор остановил вас за постом ДПС, указав причину остановки — перевику документов, это также нужно указать в протоколе. Так как проверка документов не считается причиной остановки по стационарным постом, а потому, это уже является нарушением с его стороны.

Что же, вас направляют на процедуру осмотра. Скорее всего поедете на автомобиле ГАИ с инспекторами. Напрашивается вопрос, что же делать с вашим автомобилем? Даже в случае, когда алкотестер показал, что вы пьяны, вы еще ни в чем не виноваты, потому эвакуировать авто нельзя, оно должно оставаться на месте остановки. Если экспертиза признает, что вы не трезв, авто придется отвозить на штрафплощадку или передать на руки вашему другу или родственнику, который вписан в ОСАГО (если ваша страховка не имеет ограничений, водить вашим автомобилем может любой человек, у которого есть права).

Когда вы приехали в медицинское учреждение, требуйте у врачей лицензию, которая дает право на проведение медицинского осмотра, и сертификат соответствия приборов, которые они используют. Медики обязаны дважды замерить показания приборов с интервалом 20 мин. Несмотря на результаты врач составляет акт о медицинском осмотре в трех экземплярах. Документ подписывается врачом а также заверяется печатью. Один из экземпляров отдают вам. Каждая процедура медицинского освидетельствования регистрируется медиками в специальном журнале.

Если вас признают нетрезвым, инспектором составляется протокол об административном нарушении. Вам в протоколе нужно указать, что вы не согласны с ним, поскольку спиртного не употребляли, а также требуете независимой медицинской экспертизы. Укажите время. Затем инспектор составляет второй протокол «О задержании транспортного средства», после чего ваш автомобиль будет эвакуирован до выяснения причины задержания, то есть, к результатам следующей экспертизы, которая опровергнет показания медицинского осмотра. Поэтому, лучше сразу передать автомобиль в надежные руки и затем эвакуировать уже будет нечего.

Знайте, у вас 2 часа для того, чтобы пройти независимую платную экспертизу со времени, которое указано в акте медобследование. Также инспектор не имеет права изымать у вас водительское удостоверение и выдавать временное разрешение, как было раньше. Вы будете обязаны сдать водительское удостоверение в течение трех дней после вступления в силу постановления суда которое лишает вас прав управления транспортными средствами. Ну а если инспектор делал нарушения при направлении вас к врачам или он отвез вас на медобследование трезвым, вследствие чего было потрачено ваше время, тут же отправляйте на него жалобу.

Обжаловать действия инспектора можно в его начальства, в контрольно-профилактическом отделении ГАИ, или в прокуратуру, и тут же к адвокату. И тогда у вас будет шанс вернуть права перед судом. Согласно закону, когда водитель признан трезвым, сотрудник ДПС обязан довезти его обратно к автомобилю. К независимой экспертизы он ехать вместе с вами не обязан, поэтому оттуда вам придется добираться самому.

Что же делать, если во время осмотра, автомобиль успели эвакуировать? Вам нужно найти инспектора, который составлял протокол о задержании вашего транспортного средства (информация указана в протоколе). Он основываясь на документ из медцентра, который свидетельствует о вашей трезвости, обязан поставить штамп от очередной части на копию протокола — это разрешением на то, чтобы вы могли забрать свою машину со стоянки.

Будьте уверены при общении с инспектором, а также учитесь правильно отстаивать свои права.

zhzh.info

Дышать в алкотестер гаишника вы не обязаны

В конце прошлого года ГИБДД выступила с инициативой разрешить им использовать обычные карманные алкотестеры для проверок на трезвость. Но не вместо нынешних приборов, которые позволяют точно измерить количество алкоголя в выдохе и распечатать эти показания, а перед их использованием. То есть без протокола, понятых или видеозаписи, а просто для предварительной экспресс-проверки. Но, по заверению замглавы российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, «эти средства будут использоваться только при массовых проверках. При разовых проверках инспекторы их использовать не будут».

Эксперты правозащитники говорят, что мера эта — разумная, она применяется за рубежом, но опасаются, что гаишники будут пользоваться таким способом проверки лишь при массовых «облавах», а не каждый день. Если при таком первичном выявлении признаков опьянения при помощи «технических средств индикации» выяснится, что алкоголя нет, тогда скатертью дорога. Если алкотестер среагировал, тогда разворачивается обычная долгая процедура «продувки» и оформления.

Это новшество, скорее всего, начнет действовать в этом году, но пока что права использования таких приборов у них нет. Сейчас вместо этого инспектор принюхивается, вглядывается и прислушивается. Если у него возникает подозрение, то первым делом он предложит дыхнуть, точнее, пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Не путайте с медицинским освидетельствованием — это уже другой этап.

САМ ДЫХНИ!

Предлагать дыхнуть инспектору самому (для проверки работы прибора, естественно) не стоит, обидеться может. Вообще, он — сотрудник правоохранительных органов, поступать обязан в соответствии с приказами начальства и законом о полиции, и там на счет самоличной проверки ничего не сказано. Прибор должен пройти поверку и иметь действующий документ. Но и при этом дышать в него вы не обязаны. Вы вправе отказаться от освидетельствования на месте, но не нужно отказываться от медосвидетельствования на состояние опьянения — у врачей. Передвижной пункт проверок или медучреждение — не важно, главное — проверять будет врач, хотя и при помощи таких же алкотестеров. Отказ от медосвидетельствоания уже приравнивается к пьянке за рулем — то есть водителя на месте отстранят от управления, машину отвезут на штрафстоянку (с составлением протоколов), а потом судья вынесет наказание — лишит прав на полтора-два года и выпишет штраф в 30 тысяч рублей, это для первого раза. Чтобы не понести незаслуженное наказание, следуйте нашим советам.

ВМЕСТО ПОНЯТЫХ — ВИДЕО

► Если инспектор пытается вас «развести», то он не станет торопиться заставлять выдохнуть в алкотестер. Он будет психологически давить, мол, вопрос с вашим опьянением — дело ясное, и вам следует договориться без составления протокола и все вот этой возни. Тут надо твердо стоять на своем: не пил ни грамма, готов дыхнуть, но с соблюдением всех необходимых процедур. Можете даже снимать процесс общения на видео — имеете право. Такая уверенность и прямолинейность, как правило, отпугивает желающих поживиться, он вас отпустит и начнет искать другую жертву. Ибо в противном случае ему придется написать несколько актов и протоколов, то есть провозиться с вами не менее получаса, не получив в карман ни копейки.

► Если он все же готов провести освидетельствование, у вас есть два пути. Первый: отказ дуть в алкотестер полицейского (но не в алкотестер врача). Если вы боитесь, что он будет мухлевать с прибором, либо опасаетесь присутствия остаточных явлений. Тогда он направляет вас на медосвидетельствование, причем именно он обязан доставить вас в медучреждение (и при отрицательном результате — назад). На это уходит немало времени, так что инспектор либо будет набирать еще одного-двух «соискателей» для доставки «оптом», либо под предлогом срочного дела просто вас отпустит.

► Соглашаясь дунуть в алкотестер гаишника, осведомитесь, есть ли свидетельство о поверке или запись о поверке в паспорте технического средства измерения, цела ли пломба на нем (инспектор обязан все это показать), потребуйте новый (упакованный) мундштук. Еще год назад инспектор был обязан найти двух понятых (не гаишников), которые будут присутствовать при освидетельствовании и подпишутся в протоколе. Теперь он имеет право ограничиться ведением видеозаписи, многие инспекторы уже используют для этого специальные служебные видеорегистраторы, запись с которых может использоваться судьей при рассмотрении дела.

Если алкотестер покажет больше разрешенной погрешности (0,16 мг/л), то вы вправе не согласиться с этим результатом. Тогда инспектор обязан отвезти вас на медосвидетельствование. Согласившись с результатом на месте, вы, по сути, подписываете себе приговор, так что идите до конца.

► При медосвидетельствовании «продувка» проводится дважды — с интервалом в 20 минут. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными. Если показания будут в рамках погрешности, то водитель признается трезвым, инспектор отвозит его к месту остановки автомобиля и отпускает. Если водителя признают пьяным, его один из последних честных шансов — в течение двух часов пройти повторное медосвидетельствование. Для этого правильнее найти адрес наркологической клиники в интернете и срочно ехать туда. Это заключение можно будет предъявить в суде.

► Если подтверждающие ваше состояние опьянения документы уже составлены, нужно взять все их вторые копии (вам обязаны дать копию протоколов об отстранении от управления, о задержании транспортного средства, об административном правонарушении, акта об освидетельствовании) и до судебного заседания обратиться к грамотному автоадвокату. Иногда при нарушениях в оформлении документов дело может быть прекращено. Но не надейтесь выиграть суд в одиночку — судья будет стоять на стороне представителя власти, и показания приборов для него — достаточные законные доказательства.

m.kp.ru

Как правильно дышать в алкотестер?

Всевозможные праздничные мероприятия и вождение авто — занятия совместимые далеко не всегда. Конечно, в пьяном виде за руль садиться ни в коем случае нельзя. Тем не менее, последнее время на дороге не редкость случаи, когда водители становятся без вины виноватыми. Автоинструкторы расскажут о том, что можно предпринять, чтобы не лишиться прав, не будучи виновным.

Главное правило

Минимальная норма в ноль целых три десятых промилле отменена, и ее возвращение в ближайшем будущем не предвидится. Плюс к тому алкоголь на каждого человека действует совершенно индивидуально: кто-то с утра может выпить кружку пива, а уже через пару часов его дыхание будет абсолютно свежим, а кто-то после вчерашней рюмки чего-нибудь покрепче вызывает зашкаливание алкотестера.

Главное, что нужно запомнить, дабы не лишиться прав, да и просто не попасть в неприятную ситуацию — пьяным за руль ни в коем случае не соваться.

Да и после вчерашнего следует быть предельно осторожным.Для надежности можно даже обзавестись карманным алкотестером. Стоит он копейки и продается буквально на каждом углу. Разумеется, инспектору вы таким прибором ничего не докажете, зато для самоконтроля он вполне сгодится.

Пошаговая инструкция

Инструкторы по вождению рекомендуют в том случае, если вас все-таки остановили и предложили подышать в трубку, ни в коем случае не отказываться. Этим вы только усугубите ситуацию. Как же тогда быть? Давайте подробно рассмотрим ситуацию.

В первую очередь в такой ситуации следует включить диктофон. Попросите инспектора вслух проговорить признаки опьянения, которые вызвали у него подозрения. Такая запись лишней точно не будет. Кстати, не забудьте вежливо попросить показать служебное удостоверение. Вежливо! Мы же культурные люди.

Также вы имеете право в письменном виде прямо на имя инспектора написать ходатайство с просьбой привлечения защитника. Конечно, инспектор имеет право отказать, но в таком случае он должен написать это на листе, который останется у вас. Таким образом, вы дадите понять гаишнику, что он столкнулся с весьма грамотным занудой.

Кстати, освидетельствование прямо на месте остановки не является обязательным, вы можете от него отказаться, и прав вас за это не лишат.

Обязательным является освидетельствование, проводимое медиками.

Процедура освидетельствования

Итак, вы уверены, что беспокоиться вам нечего, и согласились на прохождение тестирования на алкоголь прямо на месте. В таком случае проверьте наличие пломб, сертификат на алкотестер и потребуйте новый мундштук. Не забудьте и про двоих понятых, они должны будут подписать протокол. Один экземпляр результатов тестирования остается у вас на руках.

Если в результате исследования норма погрешности на ваш взгляд превышает паспортные показатели прибора, то вы можете отправиться в медучреждение для проведения уже медосвидетельствования.

Кстати, туда вас может отправить и гаишник, если прибор ничего не показал, но по косвенным признакам он все-таки считает вас пьяным. У медиков проверьте лицензию и потребуйте новый мундштук. Вы имеете право на целых два освидетельствования с промежутком в двадцать минут. Если прибор показывает состояние опьянения, то в графе объяснений следует написать о том, что с данным диагнозом вы не согласны, спиртное в рот не брали и требуете проведения повторной экспертизы. Если имели место нарушения процедуры проведения, обязательно напишите об этом. Независимую экспертизу вам следует провести в течение ближайших двух часов. И не тяните — обращайтесь к грамотному адвокату.

Видеосюжет о реакции алкотестера на квас:

Не управляйте автомобилем с состоянии алкогольного опьянения!

spokoino.ru

Пять главных «наездов» гаишников: как от них отбиться

Показывайте права через стекло, дышите в алкотестер вместо лица инспектора и не отдавайте страховой полис «просто так».

Дорожное законодательство меняется в последнее время настолько часто, что в нем водители уже начали путаться. На первый взгляд, можно не ломать себе голову, а довериться представителю власти на дороге — инспектору ГАИ. Но, увы, часто и они либо не знают законодательства, либо специально путают водителя, чтобы развести на взятку: хотя руководство МВД и заявляет о том, что таких случаев стало меньше, но, судя по количеству жалоб водителей, проблема актуальна как никогда. А перечень вопросов, которые мне лично задают и знакомые, и читатели, довольно большой.

Какие документы и каким образом теперь нужно предъявлять: передавать в руки или просто показать? В каких случаях инспектор имеет право остановить водителя и забрать машину? Что грозит водителю за отказ платить парковщику и в случае неуплаты штрафов за нарушения ПДД? Имеет ли право инспектор нюхать водителя и при подозрительном запахе обвинять в вождении в нетрезвом виде? В каких случаях пешехода нужно пропустить с полной остановкой, а когда достаточно просто сбавить скорость? За какое нарушение ПДД могут забрать права и как этому противостоять?

Хотя «Сегодня» и освещала эти вопросы раньше, но в этой статье мы попробуем систематизировать информацию — объединили 5 самых популярных случаев конфликтов между водителями и гаишниками. Сразу оговоримся, что мы не даем советы о том, как ездить с нарушениями и избегать ответственности. Наоборот, призываем к тому, чтобы все водители ездили исключительно по правилам и, соответственно, без аварий с тяжелыми последствиями. Помните о том, что межсезонье, как сейчас, — самый опасный для водителя период. Так, в данный момент в сутки на дорогах страны гибнет от 14 до 20 человек (цифры основаны на сводке за последний месяц). И число жертв растет. Однако в том случае, если все-таки инспектор перегибает палку, нужно знать аргументы для того, чтобы отстоять свои права и в прямом и переносном смысле.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября), водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь — только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных рамках).

Если же инспектор потребовал остановиться, помните, что делать это можно лишь с соблюдением ПДД — то есть плавно снижая скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Напомним, что нельзя останавливаться на мосту и под ним — такое требование инспектора можно игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле «аварийку».

ОБЩЕНИЕ С ГАИ. В новых ПДД, как и предполагалось, прописано, что автовладелец имеет право передать автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис Автогражданки первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда, штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.

Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД. Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации (абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении» от 13.08.2011), причем документы, как мы все знаем, можно просто показать, например, через стекло, а не передавать в руки. Но таким образом, чтобы у сотрудника ГАИ была возможность их внимательно рассмотреть и, в случае необходимости, переписать данные. А вот страховой полис нужно иметь при себе, но показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов ДТП либо для составления протокола о нарушении Правил дорожного движения. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть авто, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же автомобиль находится в розыске.

ЧТО ТАКОЕ «АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ»

Частый «развод» со стороны гаишников — говорить водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом предусмотрено лишение прав сроком от 6 мес. до 1 года. Нередко водители тут же пытаются откупиться даже в том случае, если речь шла о таком популярном нарушении как несоблюдение рядности при повороте (255 грн. штрафа). На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная ситуация, четко не написано. В ч. 4 ст. 122 КУАП Украины есть косвенное упоминание о том, что это нарушения, «вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры к обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан».

Однако при составлении протокола о таком нарушении работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная обстановка. К примеру, водитель, выезжая на главную трассу, не уступил дорогу транспортным средствам, едущим по ней. В результате участники движения вынуждены были резко затормозить или же, уходя от столкновения, выехать на обочину. Но к протоколу обязательно должны прилагаться доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно — права можно не отдавать.

«РАЗВОД» НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ

Пропустить пешехода — святая обязанность водителя, тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком. Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать, двигаясь на очень маленькой скорости и «рывками». Если у инспекторов стоит цель оштрафовать как можно больше автомобилистов, — например, чтобы выполнить план (хотя его наличие в ГАИ отрицают, верится в это с трудом), — часто они становятся сразу за зеброй и останавливают каждого второго с обвинением в том, что водитель не пропустил пешехода, как того требуют ПДД. Нередко гаишники даже ставят своего знакомого, который ступает на зебру в тот момент, когда автомобиль начинает движение.

Согласно ч. 1 ст. 122 КУАП, «нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах» карается штрафом в 255—340 грн.

Обжаловать такой штраф несложно. Так, ПДД требуют при проезде зебры «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать полную остановку». А если вы проехали на небольшой скорости и столкновения с пешеходом не произошло (и с его стороны нет жалобы на то, что его не пропустили), значит необходимости в полной остановке не было.

ДЫШАТЬ НА ИНСПЕКТОРА ЗАКОН НЕ ВЕЛИТ


Алкотестер. Должен помочь подтвердить трезвость водителя

Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: «А ну дыхни». Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни один из законодательных актов «дышать» на инспектора не обязывает. Известный адвокат Владимир Караваев советует водителям на такую просьбу отвечать фразой «Дышать я буду на жену». По его словам, в 90% случаев водителя после этого сразу же отпускают.

Руководитель общественного проекта юрист Ростислав Шапошников говорит, что в случае, если инспектор подозревает водителя в том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то, согласно постановлению КМУ №1103 от 17.12.08, он обязан произвести комплекс действий.

Во-первых, предложить водителю пройти добровольный тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (их данные записывают в протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то, каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны отпустить.

В том случае, если результат исследования меньше 0,2 промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола водителю и отпустить его. А вот если прибор показал превышение этой цифры, то инспектор должен задать вопрос «согласен ли водитель с результатами теста».

В том случае, если водитель согласен, то его отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола, датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки.

Уже у врача у водителя обязаны взять биологические пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол, забирает права и передает их в суд.

ГАИ БЕЗ ПРАВА НА УГОН

Любимое занятие сотрудников ГАИ — проверить документы и в случае отсутствия любой «бумажки» забрать автомобиль и поехать на нем на штрафплощадку. Еще одна причина, по которой забирают автомобиль, — нарколог признал водителя пьяным.

Юристы объяснили «Сегодня», что ни одно из вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку. Согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).

Отметим, что законодательство обязывает сотрудника ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать авто.

Если инспектора ГАИ за руль авто нарушителя правил дорожного движения садятся сами и доставляют авто на штрафплощадку своим ходом, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины («Незаконное завладение транспортным средством») — владельцу авто нужно подавать заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают — в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты, когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения закона.

Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку — заблокировать двери и положить ключи себе в карман.

В том случае, если инспектор силой отберет ключи и вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК Украины «Разбой . Нападение с целью овладения чужим имуществом. «. На такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.

НЕУПЛАТА ЗА ПАРКОВКУ

Хотя к ГАИ вопрос деятельности незаконных платных парковок не имеет никакого отношения, на этом вопросе мы остановимся в связи с его актуальностью. Как уже писала «Сегодня» месяц назад, каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку, нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права.

Для проверки автор этих строк в течение последних полутора месяцев принципиально не заплатил ни одному из столичных парковщиков ни копейки, хотя останавливаться в центре приходилось часто. В ответ на требование составить в присутствии двух свидетелей акт о том, что я отказываюсь платить за эту услугу и передать этот документ в суд, парковщики молча уходили. Для эксперимента, правда, несколько раз я сказал, что работаю в Администрации президента (как вариант — помощником нардепа, в прокуратуре, киевской администрации, суде) — деньги за парковку также после этого никто не требовал.

ШТРАФ ЗА ТРОТУАР. Согласно ПДД, езда по тротуарам запрещена. Причем за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 255—340 грн. (ч. 1 ст. 122 КУАП). То есть на большинстве так называемых киевских платных парковках можно штрафовать абсолютно всех автомобилистов (яркий пример — Крещатик). Разрешено лишь заезжать на тротуар для того, чтобы запарковаться. Но учтите, что парковка разрешена лишь в том случае, если остается не менее двух метров для свободного парохода пешеходов. Лично я знаю более пяти случаев, когда водители останавливались на якобы законных парковках и «попадали» на 255 грн. штрафа.

ОПАСНАЯ СТОЯНКА. Еще один риск — поддаться на уговоры парковщика и поставить машину возле супермаркета или рынка во втором ряду. Якобы за 5 грн. он посмотрит, чтобы все было в порядке. Нередки случаи, когда оставленный так автомобиль царапают или бьют, а приехавшие на место ДТП гаишники составляют протокол именно на водителя, запарковавшегося с нарушениями. Ни в одном из описанных случаев парковщик ответственности не несет никакой. В чем тогда заключается суть услуги под названием «парковка», вопрос остается открытым.

www.segodnya.ua

Смотрите так же:

  • Правила 1015 от 02102014 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального […]
  • 63 пункта 185 приказа Обзор 185 приказа ГИБДД Внимание! С 23 августа 2017 года 185 приказ ГИБДД утратил силу. Вместо него сейчас действует: Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством […]
  • П43 приказа 185 Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения […]
  • Единый налог ставка 5 Ставки единого налога для ИП и физлиц в Минске увеличены в среднем на 7,4% Ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Минске увеличены в среднем на 7,4%. Такое решение принято 30 марта на заседании сессии […]
  • Федеральный закон от 2 июля 2013 года n 185-фз Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в […]
  • Волженкин бВ преступление в сфере экономической деятельности § 1. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности Преступления в сфере экономической деятельности - это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба […]

Обсуждение закрыто.