Групповые правила поведения

Групповые правила поведения

В процессе своей жизнедеятельности люди объединяются в различные группы. Это объединение может происходить как произвольно (семья, группа фигуристов, школьный класс), таки непроизвольно (народ — этническая общность, публика в театре и т.д.).

Главный психологический признак группы — наличие чувства «мы» в отличие от другого образования — «они». Чувство «мы» у данного индивидуума является основным признаком его социальной идентичности , то есть осознания им самим его принадлежности к данной группе.

Характеристики собственно группы:

— состав группы (возрастные, профессиональные и др. характеристики членов группы в зависимости от основного признака, по которому она организована);

— структура группы (структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и т.д.). Структуру малых групп для наглядности целесообразно представлять графически (например, в виде колеса, цепи, сложного круга и т.д.)

— динамика групповой жизни (групповые процессы) — то, чем группа занимается.

Характеристики положения индивидуума в группе в качестве ее члена:

групповой статус (позиция) — место индивидуума в системе групповой жизни;

групповая роль — динамический аспект статуса, то есть функции данного статуса. Пример — семья. Здесь позиции (статусы) — мать, отец, старшая дочь, младший сын и др.; роли — набор функций каждого персонажа. Заметим, что при одном и том же статусе роли могут сильно варьировать как в различных группах, так и в динамике самой группы (например, изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи);

групповые ожидания — от каждого статуса и роли группа в целом ожидает выполнения определенного набора функций с определенным качеством;

групповые нормы — правила поведения, существующие в группе для ее членов. Разделяются на общезначимые, то есть ценности общества в целом, и специфичные для данной группы;

групповые санкции — механизмы, которыми группа обеспечивает выполнение своих норм каждым ее членом. Примеры: в разных семьях приняты различные наказания — от порки до устных порицаний — за одну и ту же провинность; реакция на убийство в разных обществах может варьироваться от казни до одобрения, и т.д.

de.ifmo.ru

Групповые правила

Группой может быть любое объединение людей: от корпоративных собраний, на которых решаются финансовые вопросы, до дружеских встреч. Независимо от разновидности совместной деятельности (музыкальная группа, дружеская вечеринка, деловая встреча, спортивная команда, рабочая бригада и т.д.), для всех групп характерны схожие психологические процессы и определенные групповые правила.

  1. Группы могут возникать в любой деятельности. Группы способствуют самосознанию человека, поэтому по своей природе люди стремятся формировать и организовывать группы.
  2. Обряд инициации. Тому, кто вступает в давно существующую и слаженную группу, обычно приходится пройти определенный обряд инициации. Это может быть интеллектуальное, финансовое, физическое или иное испытание, подтверждающее преданность неофита данной общности и ее групповым правилам. Группы хотят проверить новичков, чтобы отсеять недостойных, а также добавить вес и престиж членству в ней.
  3. Группы вызывают конформизм. Члены групп следуют определенным нормам, которые могут влиять на поведение людей и заставлять их действовать вопреки собственным убеждениям (один из самых ярких примеров — эксперимент Аша по конформизму).
  4. Обязательное усвоение групповых норм. Если человек нарушает действующие групповые правила, другие члены группы не замедлят ей об этом сообщить.
  5. Групповые роли. Рядом с групповыми правилами, которые применены ко всем членам, люди берут на себя определенные роли в группе и соблюдают ряд правил, связанных с такими ролями.
  6. Процесс появления лидеров в группах обычно требует времени. Лидеры могут назначаться или навязываться (формальный лидер или начальник). Однако обычно, чтобы стать фактическим лидером, необходимо влиться в группу, тогда завоевать доверие других членов и стать более уверенным — в конце концов, группа потянется за таким человеком.
  7. Группы способствуют лучшему выполнению задач. Присутствие других людей может способствовать лучшему выполнению человеком той или иной задачи (фасилитация). Уровень выполнения улучшается, когда соответствующее задание не связано с задачами других и деятельность человека оценивают на основе ее собственных заслуг.
  8. В группах распространяются слухи и сплетни. Согласно проведенным 1985 исследованием, в рабочем коллективе работники посвящают 8о% времени обсуждению слухов и сплетен. При этом 8о% такой информации оказались правдивыми. Другие исследования подтверждают эти данные.
  9. Группы порождают конкуренцию. Члены группы склонны относиться к представителям конкурентных групп с подозрением и опаской. Это приводит к модели «мы vs они». Даже если представитель конкурентной группы считается открытым к сотрудничеству, чужую группу в целом воспринимают как не заслуживающую доверия или плохую.

Таким образом, групповые правила играют чрезвычайно важную роль в повседневной жизни людей и существенно влияют на решения, которые мы принимаем. Присутствие других людей существенно влияет на наше поведение. Группы могут возникать из ничего, некоторые побудить к более эффективной деятельности, некоторые — к бездействию, а также вводить роли и нормы, которых придерживаются члены групп.

psyfactor.org

Правила и принципы работы в психотерапевтической группе

Руководствуясь принципом партнерского общения и исходя из того , что взаимодействие в психологической группе должно строится с учетом интересов всех участников, на основе признания цен­ности личности каждого, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга, участники группы принимают следующие правила.

1. Правило демократичности

В гештальт — терапии принимается то , что общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

2. Правило Имени

Все участники могут выбрать себе на время групповой работы «игровое имя» – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

3. Правило «НОЛЬ-НОЛЬ»

Участники обязуются уважать время других и собираться до установленного времени с тем, чтобы занятия могли быть начаты без опоздания . В случае вынужденного поздания, предупреждать по телефону. Не опоздавшие участники не ждут и приступают к работе. Гештальт- терапия – это подход, который основывается на том, что есть, а не на том, что было или будет.

4. Правило «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

Члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту; обсуждают темы и смысл психотерапевтической сессии только в рамках сессии. Это правило ориентирует участников группы на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

5. Правило «ТОЛЬКО О СЕБЕ» — обратной связи

Во время обратной связи участники говорят только о своих эмоциях, что в связи с сессией отозвалось в тебе, а не дают оценки, не дают советы и не обсуждают члена группы , бывшего клиентом в сессии.Следует вспомнить особенности проведения шеринга.

6. Правило «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАКРЫТОСТЬ» — строгой конфиденциальности

Вся информация , ставшая известной в ходе работы, а не только самих сессий, о членах группы , является конфиденциальной и не подлежит разглашению, в том числе и членам семей участников группы. Аудио-видео запись, может быть сделана только с согласия всех участников группы. должна быть доступна только членам группы. Члены группы должны обеспечить конфиденциальность хранения и прослушивания или просмотра материалов собственными силами, всеми силами содействовать уменьшению риска психических травм участников. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

7. Правило «Я-СООБЩЕНИЯ» — безоценочности

Не допускать в отношении членов группы высказываний, содержащих в себе элемент оценки черт характера, высказываний , поведения , мнения и проч. членов группы. Использовать Я-сообщения , а так же использовать местоимение Я, не допускать попыток спрятаться за неопределенными формулировками, привлечь для аргументации сторонние авторитеты. Важно чтобы каждый участник группы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице, «не сплетничал». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе . Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем…», «у нас мнение другое…» и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…».
Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач группы – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

8. Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

9. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться».Поскольку гештальт группа и гештальт тренинг относятся к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем , является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

10. Правило «МИКРОФОН» — одного говорящего

Члены группы должны высказываться по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку или берут «микрофон». Исключением может быть только участник, находящийся в роли наблюдателя с тем, чтобы обозначить регламент или нарушение правил встречи.

11. Правило «СТОП»
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

12. Правило «ИЗОЛЯЦИЯ»

Во время присутствия на сессии участники отключают звуковые сигналы телефонов с тем, чтобы избежать вмешательства внешних отношений членов группы в учебный процесс. В случае ожидания важного звонка , участник группы заранее предупреждает членов группы об этом, и принимает его по возможности с минимальным вмешательством в рабочий процесс.

vekkv.ru

Групповые нормы

Что же представляют собой групповые нормы? Какова их специфика и функции, выполняемые в группе?

В отличие от экономических, технологических и прочих норм, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников, групповые нормы не задаются извне. Они складываются спонтанно и естественно в процессе функционирования группы и представляют собой правила поведения, которых придерживаются все ее члены. В некоторых группах, обычно давно существующих и высокосплоченных, складываются также и нормы отношения к окружающим людям и к событиям.

Непреложность возникновения норм в любой группе людей, которые более или менее длительное время взаимодействуют друг с другом, объясняется тем, что нормы выполняют жизненно важные функции:

• обеспечивают предсказуемость поведения окружающих: зная нормы, существующие в группе, и зная, что человек принадлежит к данной группе, без особого труда можно предвидеть его поведение в различных ситуациях;

• позволяют стандартно реагировать на стандартные ситуации, реагировать не задумываясь, не рискуя попасть в неприятность либо создать ее другим. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации отношений в группе;

избавляют члена группы от тревоги и неопределенности. При отсутствии общих норм и правил поведения в группе или незнании этих правил человек не представляет, чего можно ждать от окружающих и как себя вести, чтобы не навлечь осуждение. Например, хорошо известно, что длительное пребывание за рубежом, в среде с незнакомыми или чуждыми нормами, часто приводит к нервным перегрузкам и к стрессу;

• позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной деятельности. Они становятся как бы коллективным организатором и координатором, определяют эффективность деятельности не только группы в целом, но и каждого ее члена;

создают индивидуальное «лицо» каждой группы. Чем дольше существует группа, тем больше возникает в ней собственных норм и традиций (нормы продуктивности трудовой деятельности, отношения к организации в целом и к руководству, сложившимися в группе стилем поведения, манерой одеваться, вести разговор и т. д.), тем более своеобразной и непохожей на другие группы она становится.

Формирование общих для всех членов группы норм поведения и отношения к окружающим людям, явлениям, событиям и есть механизм становления и развития неформальной группы. На первом этапе становления группы, когда ее члены еще мало знакомы друг с другом, каждый из них в своем поведении и в производственной деятельности руководствуется собственными, вынесенными из прошлого опыта нормами поведения. В процессе взаимодействия друг с другом члены группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого. Если нормы эти оказываются похожими, начинается процесс их сближения. Это происходит за счет действия следующего психологического механизма: сходство индивидуальных норм, взглядов и ценностей вызывает чувство взаимной симпатии между членами группы, а это приводит к еще большему сближению норм и выработке в конечном счете единой групповой нормы.

Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк пишут: «Как только сформировалась система норм и вместе с ними сама неформальная группа, все стороны ее жизни, включая и отношение каждого к труду, определяются и контролируются группой» [42].

Итак, чтобы принадлежать к группе, надо следовать нормам поведения, принятым в этой группе для ее членов. Чем привлекательнее группа для индивида, тем ближе для него групповые цели и нормы поведения.

Принадлежность к группе влияет на то, что ее члены оценивают возникающие ситуации с позиции общих для группы ценностей. Вырабатывается групповая избирательность восприятия, определенный образ действий и мышления.

Именно под влиянием таких представлений поведение членов группы с течением времени приобретает все большее единообразие. При этом наблюдаются два явления:

1) подражание другим членам – в той мере, в какой данная группа привлекательна для отдельного индивида (подражание тем сильнее, чем привлекательнее группа для индивида). Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребностью в безопасности;

2) страх перед санкциями (насмешками, неприятием и т. д.) имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.

psy.wikireading.ru

Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности

Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются? Об этом пойдет речь далее.

Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы – групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы – сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование. Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.

Норма в переводе с латинского «образец действий». Т. е. определенное правило поведения. Поэтому на вопрос о том, что такое групповые нормы, можно кратко ответить, что это правила, по которым живет определенный коллектив, социум. Их подразделяют на:

  • социальные;
  • психические.

Что такое психические нормы

Про социальные нормы, более или менее, понятно интуитивно. Социальные групповые нормы – правила поведения, которые выработаны группой. Они, как правило, где-то зафиксированы. Библия, кодекс, устав, инструкция. Хотя это необязательно. Например, нормы морали нигде не отражены и передаются в ходе социализации личности (воспитание, образование и т. д.).

Психические нормы – это требования, которые общество предъявляет к личности. Чтобы было более понятно, что такое групповые нормы (психические), перечислим их.

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха. »? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Виды санкций

Мы подробно объяснили про групповые нормы, что это такое. Какие санкции предусмотрены за их нарушения? Постараемся разобраться. В зависимости от того, какую норму человек нарушил, зависит суровость наказания. Но независимо от этого, все они подразумеваются на:

  • негативные формальные;
  • негативные неформальные.

Отличие их в том, что одни (формальные) применяются по определенным правилам. Неформальные санкции носят эмоциональный характер. Они нигде не закреплены, не записаны. Например, как можно осудить человека за аморальный поступок по определенным правилам? Это происходит спонтанно, на эмоциях.

Формальные санкции – закреплены в определенных правилах, законах, уставах. Они применяются по определенным процедурам.

Примерами подобных санкций будут:

  • решения судов;
  • штрафы;
  • выговоры на работе;
  • лишение премии и т. д.

Но не всегда санкция синоним «наказание». Существуют и позитивные. Их цель – поощрить человека за образцовое правило поведение. Они также подразделяются на формальные и неформальные. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  • одобрение коллег;
  • премия к заработной плате;
  • дополнительный отпуск;
  • награды, медали, кубки;
  • почетное звание и т. д.

Социальный контроль

Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.

Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.

А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.

Самоконтроль

Важно для человека – иметь самоконтроль. Это высшая ценность личности, когда он сам себя ограничивает не нарушать общественные правила поведения.

В одном из психологических тестов есть вопрос: «Если нет полиции, перейдете ли вы на красный сигнал светофора?» Большинство честно ответят: «Да». И это будет правильно. Но люди с повышенным чувством самоконтроля с искренностью ответят: «Нет». Им неважно, смотрят ли на них другие люди, они выполняют правила и нормы всегда.

Девиантное поведение

Их антиподы – люди с девиантным поведением. Они, наоборот, при любой возможности будут нарушать общественные правила. Такие люди знают, что такое групповые нормы. Но они даже и не думают им следовать. Это, прежде всего, наркоманы, уголовные элементы, люди, страдающие алкоголизмом. Общество старается им помочь, но если это не получается, то оно изолирует их от себя.

businessman.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.